Научная статья на тему 'Проблемы государственно-частного партнерства в региональной экономике России'

Проблемы государственно-частного партнерства в региональной экономике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / TERRITORIAL DEVELOPMENT / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ECONOMIC POLICY. PRIMORSKIY KRAI / РОССИЯ / RUSSIA / ЭКОНОМИКА / ECONOMICS / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STATE MANAGEMENT / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ / STATE CORPORATIONS / ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТОРЫ / PRIVATE INVESTORS / ГЧП-ПРОЕКТЫ / PPP PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голобоков Андрей Сергеевич, Кондратенко Александр Сергеевич

В статье рассматриваются теоретико-методологические и нормативно-правовые основы механизмов государственно-частного партнерства в российской региональной экономике. Цель исследования состоит в изучении существующих региональных механизмов государственно-частного партнерства и выявлении проблем, которые требуют государственного внимания и решения. Исследование базируется на принципах научной достоверности и объективности. Уделено внимание направлениям проектов, реализуемых в рамках государственно-частного партнерства. Дана развёрнутая характеристика механизмов государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов в определенных субъектах РФ. Проанализированы формы и перспективы развития государственно-частного партнерства как инструмента привлечения инвестиций в российскую экономику на средней и долгосрочной основе. Основной вывод состоит в том, что механизмы государственно-частного партнерства еще не развиты в достаточной мере. Причина этому ряд серьезных проблем, которые требуют государственного внимания, нарпимер, не адаптированное под проекты государственно-частного партнерства законодательство, нехватка опыта, профессиональных компетенций и успешных практик, недостаток специалистов в сфере государственного управления и т.д. Полученные результаты могут быть использованы в деятельности отечественных предприятий государственно-частного партнерства в процессе организации совместного бизнеса между предпринимательскими структурами в различных регионах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN RUSSIA'S REGIONAL ECONOMY

The article reviews theoretical, methodological and legal features of public-private partnership in the Russian regional economy. The aim is to examine the existing regional mechanisms for public-private partnerships and to identify problems that require government attention and solutions. The research is based on the principles of scientific credibility and objectivity. The authors concentrate on areas of the projects that implemented in the framework of public-private partnership. The authors review public-private partnership in infrastructure projects in certain regions of Russia. The forms and prospects of development of public-private partnerships as a tool to attract investment in the Russian economy are examined. The final part concludes that the mechanisms of public-private partnership have not yet developed sufficiently. The problems that require government attention include: the lack of experience, competencies and best practices, the lack of specialists in the field of public administration, and so forth. Results could be used in the activity of the domestic enterprises of public-private partnership in the organization of joint business between entities in the Russian regions.

Текст научной работы на тему «Проблемы государственно-частного партнерства в региональной экономике России»

экономические науки

Голобоков Андрей Сергеевич, Кондратенко Александр Сергеевич ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ...

УДК 332.1

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГИОНАЛЬНОЙ

ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

© 2017

Голобоков Андрей Сергеевич, кандидат политических наук, доцент кафедры управления Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: golobokov_as@mail.ru) Кондратенко Александр Сергеевич, стажер МИП ООО Межрегиональный образовательный центр «Владивостокские инновации» (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, д. 41, e-mail: the_higher_race@mail.ru)

Аннотация. В статье рассматриваются теоретико-методологические и нормативно-правовые основы механизмов государственно-частного партнерства в российской региональной экономике. Цель исследования состоит в изучении существующих региональных механизмов государственно-частного партнерства и выявлении проблем, которые требуют государственного внимания и решения. Исследование базируется на принципах научной достоверности и объективности. Уделено внимание направлениям проектов, реализуемых в рамках государственно-частного партнерства. Дана развёрнутая характеристика механизмов государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов в определенных субъектах РФ. Проанализированы формы и перспективы развития государственно-частного партнерства как инструмента привлечения инвестиций в российскую экономику на средней и долгосрочной основе. Основной вывод состоит в том, что механизмы государственно-частного партнерства еще не развиты в достаточной мере. Причина этому - ряд серьезных проблем, которые требуют государственного внимания, нарпимер, не адаптированное под проекты государственно-частного партнерства законодательство, нехватка опыта, профессиональных компетенций и успешных практик, недостаток специалистов в сфере государственного управления и т.д. Полученные результаты могут быть использованы в деятельности отечественных предприятий государственно-частного партнерства в процессе организации совместного бизнеса между предпринимательскими структурами в различных регионах России.

Ключевые слова. Государственно-частное партнерство, территориальное развитие, экономическая политика, Приморский край, Россия, экономика, государственное управление, предпринимательство, государственные корпорации, частные инвесторы, ГЧП-проекты.

THE PROBLEMS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN RUSSIA'S REGIONAL ECONOMY

© 2017

Golobokov Andrey Sergeevich, candidate of political sciences, associate professor of management department

Vladivostok State University Of Economics And Service (690014 Russia, Vladivostok, Gogolya st., 41,e-mail:golobokov_as@mail.ru) Kondratenko Alexander Sergeevich, trainee «Vladivostok innovations» interregional educational center (690014Russia, Vladivostok, Gogolya st., 41, e-mail: the_higher_race@mail.ru)

Abstract. The article reviews theoretical, methodological and legal features of public-private partnership in the Russian regional economy. The aim is to examine the existing regional mechanisms for public-private partnerships and to identify problems that require government attention and solutions. The research is based on the principles of scientific credibility and objectivity. The authors concentrate on areas of the projects that implemented in the framework of public-private partnership. The authors review public-private partnership in infrastructure projects in certain regions of Russia. The forms and prospects of development of public-private partnerships as a tool to attract investment in the Russian economy are examined. The final part concludes that the mechanisms of public-private partnership have not yet developed sufficiently. The problems that require government attention include: the lack of experience, competencies and best practices, the lack of specialists in the field of public administration, and so forth. Results could be used in the activity of the domestic enterprises of public-private partnership in the organization of joint business between entities in the Russian regions.

Keywords. Public-private partnership, territorial development, economic policy. Primorskiy Krai, Russia, economics, state management, entrepreneurship, state corporations, private investors, PPP projects

В современной национальной экономики в условиях ограниченности государственных ресурсов одним из актуальных путей осуществления инвестиционных проектов выступает механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). Активизация структур и механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в качестве сотрудничества государства и бизнес-структур в настоящее время является одним из перспективных факторов регионального экономического развития, так как практически в каждом регионе России остро стоит нехватка финансовых активов для решения задач социально-экономического характера. Осуществленные на основе государственно-частного партнерства проекты демонстрируют положительную динамику и помощь в развитии субъектов и государства. Основными проблемами при этом в возникающих рисках по проектам ГЧП является разделение ответственности между участниками партнерских отношений, нехватка опыта и специалистов.

Правовые и методологические основы государственно-частного партнерства рассмотрены в трудах таких исследователей как Б. Акитоби, Д. М. Амунц, В. Б. Булатова, В. Г. Варнавский, А. М. Воротников и др. По оценкам некоторых из исследователей, государствен-

но-частное партнерство - это взаимодействие государственного и частного секторов, предусматривающее полную или частичную передачу субъектам частного сектора ответственности за оказание услуг. [2] При этом в ряде случаев проекты ГЧП не реализуются из-за отсутствия согласованных договоренностей по разделению возможных рисков между участниками и стремлением каждого из участников сместить ответственность за реализацию проекта с себя на других акторов. Цель исследования состоит в изучении существующих региональных механизмов государственно-частного партнерства и выявлении проблем, которые требуют государственного внимания и решения.

ГЧП — форма коммерческого сотрудничества публичного (государственного или муниципального) и частного секторов в сферах, которые традиционно считались «зоной ответственности государства», — общественная инфраструктура, дорожное строительство, строительство трубопроводов, аэропорты, объекты здравоохранения и образования, жилищно-коммунальное хозяйство.[1] В общих чертах государственно-частное партнерство основывается для создания возможности финансирования, эксплуатации и всестороннего планирования объектов, различных форм производств,

Голобоков Андрей Сергеевич, Кондратенко Александр Сергеевич economic

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ... sceinces

а также оказания услуг государственному сектору. Государственно-частное партнерство обращается к новаторским способам, применяемым государственным в сфере государственной экономики для заключения контрактов с частными предпринимателями, использующими свои финансы и управленческий потенциал при осуществлении проектов в соответствии с установленными временными рамками и бюджетом, тогда как государство сохраняет ответственность за обеспечение населения данными услугами наиболее предпочтительным для него способом, а также оказывает положительное влияние на экономическую стабильность и повышение уровня жизни. Ключевыми особенностями государственно-частного партнерства в регионах России являются:

1. Долгосрочность обеспечения и предоставления услуг (иногда сроком до 30 лет);

2. Передача рисков частному сектору;

3. Многообразие форм долгосрочных контрактов, заключаемых юридическими лицами с государственными и муниципальными структурами. [10, С. 1]

Так, согласно Закону N 548-КЗ «Об участии Приморского Края в проектах государственно-частного партнерства» взаимовыгодное сотрудничество Приморского края с российским или иностранным юридическим или физическим лицом либо действующим без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) объединением юридических лиц в реализации социально значимых проектов, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений, в том числе концессионных. [8] В Стратегии экономического и социального развития Республики Коми (Одобрена постановлением Правительства Республики Коми от 27.03.06 № 45) среди главных механизмов реализации Стратегии было заявлено ГЧП. [3, С. 43-46]

Содействие экономическому развитию региональных территорий требует формирования соответствующих институтов, в том числе использования программ государственно-частного партнерства для создания про-мышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных зон на региональном и муниципальном уровнях. Данное направление уже получило практическое развитие. Распоряжением Правительства РФ от 30.11.06 № 1708-р в число инвестиционных проектов, реализуемых при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда, включен проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья». [9] Как представляется, данное направление будет способствовать не только привлечению инвестиций в регионы Российской Федерации, но и увеличению темпов роста ВРП, улучшению обстановки на рынке труда, а также стабилизации бюджетной сферы государства.

Формирование ГЧП возможно двумя путями [6, С. 24-26]:

- через создание смешанных компаний или присоединение государственных секторов и частных партнеров к существующей компании;

- через заключение между государственными и частными партнерами договоров (контрактов): о сотрудничестве, об управлении компанией, о реализации, лизинговый договор, договор об уступке (концессии).

Факторами, которые сдерживают развитие государственно-частного партнерства в российских регионах, являются следующие:

- отсутствие необходимого и, главное, работающего законодательства в части, касающейся урегулирования государственно-частного партнерства, включая наличие концессионных соглашений, а также механизма передачи государственных физических активов в ограниченную частную собственность;

- низкий уровень доверительных взаимоотношений между предпринимателями и государством в их стремления к взаимовыгодному партнерству.

Между тем социально-экономический результат от 200

подобного взаимодействия может быть очень существенным, что достигаться за счет факторов:

- ускорение реализации приоритетных инвестиционных и инновационных проектов;

- увеличение доходов и экономия средств консолидированного бюджета;

- получение прибыли частными инвесторами;

- улучшение состояния производственной и транспортной инфраструктуры и снятие инфраструктурных ограничений для расширения экономической деятельности;

- улучшение состояния инженерных сетей ЖКХ и социально-культурной инфраструктуры, расширение возможностей населения для решения своих жизненно важных проблем. [5]

В то же время, в ряде регионов России наблюдаются процессы складывания форм государственно-частного партнерства путем заключения различных договоров о взаимодействии между органами власти или органами местного самоуправления с предпринимателями в зонах, подведомственных данным органам. Как показывает практика, заключение данных соглашений эффективно, поэтому данную практику следует продолжать и задействовать в осуществлении ряда крупных инвестиционных программ.

Одной из форм государственно-частного партнерства, способных положительно повлиять на развитие отраслей экономики республики, может стать развитие региональных кластеров. Основная цель формирования кластеров — рост конкурентоспособности продукции и услуг организаций на основе усиления инновационной составляющей, укрепления взаимосвязей между организациями, соответствующего снижения издержек.[2, С. 16-24]

Помимо этого, выявлена необходимость разработки и внедрения плана программы мероприятий, нацеленных на создание предпосылок к усилению физически сформировавшихся блоков ГЧП, а также на выявление возможных факторов адресной поддержки и стимулирования развития данных блоков.

Например, на Дальнем Востоке высока потребность в использовании государственно-частного партнерства в качестве привлечения финансовых активов. В большей степени это касается газификации и электрификации региона. Средства предусмотрены в рамках под программы «создание и развитие системы газоснабжения Приморского края» на 2013-2017 гг. госпрограммы «Энергоэффективность, развитие газоснабжения и энергетики в Приморском крае». [7, С. 925-928] Ее реализация позволит снабдить газом более сорока городов и других населенных пунктов во Владивостокском, Уссурийском, Артемовском, Находкинском, Лесозаводском, Дальнереченском, Спасск-Дальнем, ЗАТО «Большой Камень», ЗАТО «Фокино» округах, а также в Спасском муниципальном районе. Также, большое значение в настоящее время придается стимулированию роста регионального молодежного предпринимательства. Основные усилия сегодня нацелены на то, чтобы данная форма регионального предпринимательства успешно развивалась и накапливала необходимый потенциал.

Исходя из отраслевой специфики Приморского края представляет значительный интерес инвестиционная программа на основе государственно-частного партнерства «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2015-2020 гг. В задачи данной программы входит усовершенствование специализированного холодильно-складского оборудования в г. Владивостоке для перевалки и хранения рыбной продукции и создания межрегионального оптового распределительного центра. Данные мероприятия спланированы с целью развития производства рыбной продукции с глубокой степенью переработки, улучшения доступности рыбной продукции для различных слоев населения.

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 3(20)

экономические науки

Голобоков Андрей Сергеевич, Кондратенко Александр Сергеевич ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ...

Говоря о современных тенденциях в сфере реализации проектов, следует также отметить сравнительно новый инструмент развития общественной жизни - использование элементов ГЧП в области культуры. В последнее время в международном масштабе показательно стремление превратить культуру в прибыльную отрасль государственной экономики, активизируя потенциал накопленного культурного богатства. Культурные ценности и бренды становятся ресурсами устойчивого развития территорий, что делает отрасль культуры привлекательной для предпринимательства. Участие бизнеса в развитии культуры в форме ГЧП-проектов проявляется в поддержании традиционных искусств и ремесел, реализации различных культурных проектов, в частности в сфере доверительного управления памятниками истории архитектуры. [4, С. 41-50]

Таким образом, ситуация с реализацией ГЧП-проектов в стране далеко не однозначна [11, 12, 13]. В некоторых субъектах РФ для развития экономики давно и широко используют государственно-частное партнерство, в других регионах о существовании такого инструмента имеют лишь слабое представление. Причина этому ряд проблем, которые требуют государственного внимания и решения. Следует выделить такие проблемы, как отсутствующее, либо слабо приспособленное под проекты государственно-частного партнерства законодательство, недостаток квалифицированных специалистов, успешно применяющих свои навыки и знания, недостаток фактическое отсутствие команд грамотных государственных управленцев, обладающих достаточным опытом в сопровождении программ государственно-частного партнерства. Кроме того, следует отметить неэффективность работы на практике механизмов передачи компетенций и опыта.

Решить круг данных вопросов представляется возможным путем создания программ повышения квалификации сотрудников, ранжирования программ ГЧП, продемонстрировавших свою жизнеспособность, а также организации методической базы для субъектов. Так, в Москве 17-20 марта 2015 г. прошел инфраструктурный конгресс «Неделя ГЧП», одним из организаторов которой выступила Торгово-промышленная палата РФ (ТИП РФ). Участниками были отмечены проблемы с финансированием проектов, отсутствие единства в понимании механизмов реализации ГЧП-проектов. Это характерно как для региональных предпринимателей, так и для органов власти. Для преодоления перечисленных проблем ТПП РФ было предложено в составе администраций регионов создать специальные органы (региональные центры ГЧП) по подготовке, запуску и управлению проектами ГЧП. [14, С. 99-112] Как представляется, функциональные особенности таких центров должны включать в себя: отбор проектов, реализуемых на условиях государственно-частного партнерства; оценку соответствия программ потребностям регионального развития; выдвижение программ на утверждение региональными властями; подготовку конкурсов проектов государственно-частного партнерства; утверждение документальной базы; создание условий для финансового закрытия сделок в рамках проектов; контроль реализации программ; регулирование условий предпринимательства и т. д.

Таким образом, уровень развития ГЧП в России сильно разнится от региона к региону. В одном субъекте может быть развитое государственно-частное партнёрство, отлично налаженная обратная связь с государством в то время как в соседнем регионе о нем имеют только смутное представление и даже не имеется четкой структуры взаимосвязи. Механизмы государственно-частного партнерства еще не развиты в достаточной мере. Причина этому ряд проблем, которые требуют государственного внимания и решения.

В тоже время, видение феномена государственно-частного партнерства как фактора, значительно облегчающего совместные действия предпринимателей и госу-

дарственного аппарата позволит использовать те преимущества, которые каждая из сторон вносят в совместно реализуемые программы. Это позволит им наиболее качественно решать ряд важных задач по стимулированию постоянного роста российской экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Акитоби Б. Государственные инвестиции и государственно-частные партнерства: пер. с англ. / Б. Акитоби Р. Хемминг, Г. Шварц. — Washington, D.C. : International Monetary Fund, 2007. — 30 с.

2. Амунц Д. М. Справочник руководителя учреждения культуры. — 2005. — № 12. — С. 16-24.

3. Булатова В. Б. Приоритетные направления инвестиционного развития МО «Окинский район» Республики Бурятия / В. Б. Булатова, И. А. Яковлева, Е. А. Жалсараева, Н. В. Чимитова // Модернизация экономики: проблемы и перспективы : материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Улан-Удэ, 17-20 сент. 2013 г.) / отв. ред. В. Е. Сактоев. — Улан-Удэ : ИП «Бальжинимаев А. Б.», 2013. — Т. 1. — С. 43-46.

4. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики / В. Г. Варнавский // Мировая экономика и международные отношения. — 2011. — № 9. — С. 41-50.

5. Воротников А. М. О развитии государственно-частного партнерства в российских регионах / А. М. Воротников, В. А. Королев // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. — 2010. — № 2 (43). — [Электронный ресурс] : http://dpr.ru/ journal/ journal_41_15.htm.

6. Глазьев С. Ю. Жребий брошен / С. Ю. Глазьев // Эксперт. — 2013. — № 17-18. — С. 24-26.

7. Голобоков А.С. Немцова Д.В. Проблемы и перспективы развития молодёжного предпринимательства в Приморском крае. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований - № 6. - 2016. -С. 925-928.

8. Закон Приморского края от 4 февраля 2015 г. N 548-КЗ "Об участии Приморского края в проектах государственно-частного партнерства. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/ primor/607440/

9. Инвестиционные проекты, реализуемых при государственной поддержке. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://info.minfin.ru/subj_analitics.php

10. Казале Б., Фаркухарсон Э. Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере государственно-частного партнёрства. Организация Объединённых Наций, Нью-Йорк, Женева, 2008. С. 1

11. Гончарова Н.Н. Государственно-частное партнерство в россии и регионах как форма сотрудничества государства и частных субъектов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 9-12.

12. Денисов Е.Ю. Использование механизмов государственно-частного партнерства при управлении экономикой региона // Вестник НГИЭИ. 2013. № 9 (28). С. 23-34.

13. Гафурова Г.Т., Ахметшина Э.Р. Зарубежный опыт развития механизмов государственно-частного партнерства // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2. С. 17-33.

14. Савченко И.И., Сидорова Н. Г., Кочева Е. В., Матев Н. А. Государственно-частное партнерство в России: современное состояние и проблемы развития. Известия Дальневосточного Федерального университета. - № 1. - 2015. С. 99-112.

Статья поступила в редакцию 01.07.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.