Научная статья на тему 'Систематизация подходов к пониманию государственно-частного партнерства в России и за рубежом'

Систематизация подходов к пониманию государственно-частного партнерства в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2835
375
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГОСУДАРСТВО / ЧАСТНЫЙ СЕКТОР / ИНФРАСТРУКТУРА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / PRIVATE-PUBLIC PARTNERSHIP / STATE / PRIVATE SECTOR / INFRASTRUCTURE / PUBLIC SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Квашнина Наталья Александровна, Орешкова Мария Егеньевна

В статье рассмотрены различные трактовки термина «государственно-частное партнерство» в России и зарубежных странах, систематизированы основные подходы к пониманию данного экономического явления и сформулировано авторское определение государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ordering of Approaches to Understanding of Public-Private Partnership in Russia and Foreign Countries

In article various defi nitions of the term «public-private partnership» in Russia and foreign countries are considered, the basic approaches to understanding of the given economic event are systematized and author's defi nition of public-private partnership is formulated.

Текст научной работы на тему «Систематизация подходов к пониманию государственно-частного партнерства в России и за рубежом»

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

УДК 334.723

КВАШНИНА Н. А.

доктор экономических наук, профессор,

заведующая кафедрой «Менеджмент, экономический анализ и учет»

ГОУ ВПО «Ивановский государственный архитектурно-строительный университет»

ОРЕШКОВА М. Е.

аспирантка кафедры «Менеджмент, экономический анализ и учет»

ГОУ ВПО «Ивановский государственный архитектурно-строительный университет»

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ К ПОНИМАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

В конце XIX в. выдающийся русский мыслитель либерально-консервативного направления Б. Н. Чичерин писал, имея в виду частную деятельность, что государство «только содействует ей и восполняет ее по мере возможности там, где она оказывается недостаточною». Он подразумевал такие необходимые для общества сферы, в развитии которых частный капитал не заинтересован, если нет поддержки государства, например, из-за длительных сроков окупаемости вложений или значительной капиталоемкости проектов1. По мнению О. Л. Михеева, в современном обществе к ним обычно относят инфраструктурную, инновационную и социальную сферы2.

Как известно, сотрудничество государства и частного сектора для решения важнейших общественно значимых задач имеет давнюю историю. Первые формы государственно-частного партнерства (далее

- ГЧП) возникли еще в Древнем Риме, а свое активное развитие механизм получил в средневековой Европе3. В царской России и в период НЭПа достаточно широко и эффективно применялась такая форма ГЧП, как концессия, однако в условиях бывшего СССР ГЧП не могло использоваться в силу известных обстоятельств. Между тем наибольшие обороты ГЧП начало набирать лишь в последние 10-15 лет.

В настоящее время ГЧП - это особая форма взаимодействия власти и бизнеса, обозначаемая за рубежом

термином «Public-Private Partnership» (public - государственный, private - частный, partnership - партнерство). Наряду с аббревиатурой «РРР» распространены и альтернативные названия:

- «Private Participation in Infrastructure» (PPI) - термин, созданный Мировым банком и мало используемый вне финансового сектора, кроме южнокорейской PPI программы;

- «Private-Sector Participation» (PSP) - также используется в банковском секторе;

- P3 - используется в Северной Америке;

- «Private Financed Projects» (PFP) - используется в Австралии;

- «P-P Partnership» - используется во избежание путаницы с «РРР» - паритет покупательной способности»;

- «Private Finance Initiative» (PFI) - используется в Великобритании, а также в Японии и Малайзии4.

В современных экономических условиях ГЧП можно считать полноценной заменой приватизационных программ, позволяющей реализовать потенциал частнопредпринимательской инициативы, с одной стороны, и сохранить контрольные функции государства в социально значимых секторах экономики - с другой. При этом, в отличие от приватизации как формы возмездной передачи государственной собственности юридическим и физическим лицам, в ГЧП право

1 См.: КлиноваМ. Глобализация и инфраструктура: новые тенденции во взаимоотношениях власти и бизнеса // Вопросы экономики. 2008. № 8. С. 78.

2 См.:Михеев О. Л. Финансовые и правовые проблемы частно-государственного партнерства. М.: Анкил, 2009. С. 15.

3 См.: Щегорцов М. В. Государственно-частное партнерство как механизм финансового обеспечения инвестиционной деятельности: Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01. М., 2011. С. 12.

4 См.: Государственно-частное партнерство: Механизмы реализации / А. А. Алпатов, А. В. Пушкин, Р. М. Джапаридзе. М.: Альпина Паблишерз, 2010.

С. 14.

собственности сохраняется за государством5.

Следует отметить, что в зарубежных странах часто используется термин «частно-государственное партнерство» (ЧГП). Делается это для того, чтобы подчеркнуть приоритетную роль частного сектора в этом союзе. Однако для России, исходя из смысла ГЧП и современных экономических условий, более справедливым будет термин «государственно-частное партнерство», который четко определяет ведущую роль государства6.

Существует мнение, что ГЧП и ЧГП - это разные понятия. В первом случае проекты инициируются государством и базируются на государственной или смешанной форме собственности, а бизнес помогает государству наиболее эффективно управлять ею и сосредоточиться на выполнении своих общественно значимых функций. Во втором случае речь идет о воплощении в жизнь проектов частного сектора, которые основываются на частной собственности, а государство лишь помогает развитию бизнеса с целью реализации своей социально-экономической стратегии - это, прежде всего, программы государственной помощи для отдельных отраслей, таких как льготное кредитование, субсидирование и др. На наш взгляд, данный вид отношений вряд ли можно отнести к партнерским, поскольку они имеют другую экономическую природу и механизм.

Как показывает опыт развитых стран, ГЧП является важным элементом современной экономики и может применяться как в условиях экономической неопределенности, так и в периоды процветания7. Однако в научной литературе до сих пор отсутствует общепризнанное определение ГЧП, которое в полной мере и адекватно отражало бы сущность этого экономического явления. Хотя хорошо известны его базовые признаки:

- сторонами ГЧП являются государство и частный сектор;

- взаимодействие сторон в ГЧП закрепляется на официальной, юридической основе (соглашения, договоры, контракты и т. п.);

- взаимодействие указанных сторон имеет действительно партнерский, равноправный характер (т. е. в обязательном порядке должен соблюдаться паритет, баланс обоюдных интересов);

- ГЧП имеет четко выраженную публичную, обще-

ственную направленность (его главная цель - удовлетворение общественных потребностей);

- в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются активы и усилия сторон;

- финансовые риски и затраты, а также достигнутые в ГЧП результаты распределяются между сторонами в пропорциях, согласно взаимным договоренностям, зафиксированным в соответствующих соглашениях, договорах, контрактах и т. п.8.

Специалисты Всемирного банка указывают на отсутствие единого подхода к пониманию ГЧП и трактуют данный термин как соглашение между государственным и частным секторами, по которому часть услуг или работ, за которые несет ответственность государственный сектор, выполняются частным сектором на основе четкой договоренности об общих целях для обслуживания общественной инфраструктуры и/ или предоставления государственных услуг9.

Подобные формулировки понятия ГЧП популярны во многих зарубежных странах, однако в каждом государстве имеются собственные особенности понимания данной экономической категории, отражающие историю и накопленный опыт использования ГЧП.

Как показывает практика, наиболее зрелым рынок ГЧП является в Великобритании и Австралии10. Среди современных европейских стран Великобритания первой официально вступила на путь ГЧП, когда Правительство в 1992 г. объявило о новой концепции управления государственной собственностью - «Инициативе частного финансирования» (Private Finance Initiative, PFI)11. Однако заговорили о ГЧП в Великобритании еще в 80-х годах прошлого века, поэтому на сегодняшний день в публикациях британских ученых встречается множество различных дефиниций данного понятия. Одним из первых британских исследователей в области ГЧП является Р. С. Голланд, который в 1984 г. определил ГЧП как сотрудничество между людьми или организациями государственного и частного сектора в целях получения взаимной выгоды. Публикации А. Гардинга начала 90-х годов прошлого века свидетельствуют о том, что под ГЧП автор понимает любые действия на основе соглашения между государственным и частным секторами, которые способствуют улучшению городской экономики и качества жизни населения. Селлгрен рассматривает ГЧП

5 См.: Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. 2008. № 8. С. 65.

6 См.: Вилисов М. В. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект // Власть. 2007. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://www. rusrand.ru/public/public_7.html (дата обращения: 01.08.2011).

7 The National Council for Public-Private Partnerships [Электронный ресурс]. URL: http://www.ncppp.org (дата обращения: 21.09.2011).

8 Амунц Д. М. Государственно-частное партнерство // Справочник руководителя учреждения культуры. 2005. № 12. С. 16-24 [Электронный ресурс]. URL: http://www.cultinfo.ru/cultura/2006-04/partnerstvo.htm (дата обращения: 15.08.2011).

9 PPP in Infrastructure Resource Center [Электронный ресурс]. URL: http://ppp.worldbank.org/public-private-partnership/ (дата обращения: 21.09.2011).

10 Going global. The world of public private partnerships // CBI. July 2007. P. 9 [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbi.org.uk/pdf/goingglobal0707.pdf (дата обращения: 30.09.2011).

11 Варнавский В. Г Государственно-частное партнерство в Европе // Современная Европа. 2005. № 2 [Электронный ресурс]. URL: ieras-library.ru/ documenti/soveurope/2005/varnav.doc (дата обращения: 18.09.2011).

как схему участия государственного и частного сектора в финансировании различных видов деятельности12. Беннетт и Кребс подчеркивают общность целей участников и определяют ГЧП как соглашение между партнерами в целях развития экономики страны, отмечая при этом, что ГЧП используется для реализации

13

отдельных проектов13.

Таким образом, можно сказать, что первые британские исследователи ГЧП рассматривали данное экономическое явление в широком смысле.

Современные трактовки отличаются более глубоким пониманием ГЧП и отражают основные его цели и содержание. Так, британский экономист М. Джер-рард подразумевает под ГЧП деловые отношения между государственным и частным секторами, предполагающие использование капитала частного сектора, а иногда - объединение частного и государственного капитала, в целях более качественного предоставления государственных услуг и управления активами государственного сектора14. По мнению Й. Лоева и М. А. МакЛиндона, ГЧП - это контракт между юридическим лицом частного сектора и правительством, привлекающий частного партнера к обслуживанию государственных интересов и разделению рисков с государством15. Эксперты Местных Партнерств Великобритании понимают под ГЧП отношения, складывающиеся между частным сектором и государственными органами с целью использования ресурсов частного сектора и/или опыта для того, чтобы помочь государственному сектору в управлении активами и предоставлении услуг16. П. Кэролл и П. Стин отмечают, что ГЧП - это инструмент, используемый государством в целях модернизации и обновления экономики, предполагающий новые организационные формы установления различных типов отношений с представителями частного сектора17.

Британский опыт взаимоотношений государства и бизнеса послужил основой для внедрения ГЧП в Австралии. Австралийские специалисты еще в 90-е годы прошлого столетия позаимствовали многие понятия и идеи реализации ГЧП у Частной финансовой инициативы Великобритании, а с течением времени выработали свой собственный подход к использованию механизмов ГЧП18. В настоящее время в Австралии успешно реализуются крупнейшие в мире проекты ГЧП и ее опыт в этой сфере активно изучают и применяют другие развитые страны. Австралийские специалисты полагают, что наиболее точно ГЧП можно определить как соглашение между государственным и частным секторами в целях удовлетворения определенных общественных потребностей посредством соответству-

19

ющего разделения ресурсов, рисков и выгод19.

Как показывают результаты настоящего исследования, достаточный опыт использования ГЧП накоплен в США, Канаде, Японии и целом ряде европейских го-сударств20. Однако в каждой стране доминирует свой подход к пониманию данного экономического явления.

К примеру, в США первый проект сотрудничества государства и бизнеса был реализован еще в середине XX в., когда была построена платная магистраль в штате Флорида. Однако активно развиваться ГЧП стало лишь в 90-е годы прошлого столетия, после принятия первых нормативных правовых актов в области ГЧП21. В настоящее время специалисты Национального Совета по государственно-частному партнерству США определяют ГЧП как договорное соглашение между государственным учреждением (федеральным, региональным или местным) и юридическим лицом частного сектора, на основе которого опыт и активы каждого сектора (государственного и частного) совместно используются для предоставления услуг обществу.

Privatizing transportation through Public-Private Partnerships: definitions, models, and issues // Kentucky Transportation Center. University of Kentucky. May 2006. P. 17 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ktc.uky.edu/Reports/KTC_06_09_SPR_302_05_2F.pdf (дата обращения: 30.09.2011).

Carroll P., Steane P. Public-Private Partnerships: Sectoral Perspectives / in S. P. Osborne (ed.) Public-Private Partnerships: Theory and Practice in International Perspective. London and New York: Routledge, 2000. P. 11 [Электронный ресурс]. URL: http://cenfor.etailer.dpsl.net/Home/html/moreinfo. asp?isbn=0203207114 (дата обращения: 23.09.2011).

GerrardM. B. What Are Public-Private Partnerships, and How Do They Differ from Privatizations? // Finance & Development. September 2001. Vol.38. № 3

[Электронный ресурс]. URL: http://www.imforg/external/pubs/ft/fandd/2001/09/gerrard.htm (дата обращения: 28.09.2011).

Skietrys E., Raipa A., Bartkus E. Dimensions of the Efficiency of Public-Private Partnership // Engineering Economics. The Economic Conditions of Enterprise Functioning. 2008. № 3 (58). P. 47 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ktu.lt/lt/mokslas/zurnalai/inzeko/58/1392-2758-2008-3-58-45.pdf (дата обращения: 30.09.2011).

Local Partnerships [Электронный ресурс]. URL: http://www.localpartnerships.org.uk/PageContent.aspx?id=4&tp=Y#P (дата обращения: 21.09.2011). Skietrys E., Raipa A., Bartkus E. Dimensions of the Efficiency of Public-Private Partnership // Engineering Economics. The Economic Conditions of Enterprise Functioning. 2008. № 3 (58). P. 47 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ktu.lt/lt/mokslas/zurnalai/inzeko/58/1392-2758-2008-3-58-45.pdf (дата обращения: 30.09.2011).

Policy Issues in U.S. Transportation Public-Private Partnerships: Lessons from Australia // MTI Report 09-15. July 2010. P.15 [Электронный ресурс]. URL: http://transweb.sjsu.edu/mtiportal/research/publications/documents/2807_09-15.pdf (дата обращения: 30.09.2011).

Submission to Infrastructure Australia Discussion Paper 2: Public-Private Partnerships // Infrastructure Partnerships Australia, Australian Constructors Association & Australian Industry Group. October 2008. P .3 [Электронный ресурс]. URL: http://leighton.com.au/verve/_resources/IPA_ACA_AIG_ PublicPrivatePartnerships_Oct2008.pdf (дата обращения: 30.09.2011).

Going global. The world of public private partnerships // CBI. July 2007. P. 9 [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbi.org.uk/pdf/goingglobal0707.pdf (дата обращения: 30.09.2011).

Bader-Hellstrom M. Public-Private Partnerships in the USA. The Future or Fading Fad? [Электронный ресурс]. URL: http://www.ap.urscorp.com/_pdf/ Papers/Public-Private_Partnerships_in_the_USA.pdf (дата обращения: 30.09.2011).

The National Council for Public-Private Partnerships [Электронный ресурс]. URL: www.ncppp.org/howpart/index.shtml#define (дата обращения: 21.09.2011).

12

13

14

15

18

19

20

21

При этом каждая сторона несет определенные риски и получает выгоды22. Различные точки зрения ученых по поводу трактовки термина ГЧП обобщили специалисты Транспортного центра Университета Кентукки и сформировали многомерный подход к пониманию данной экономической категории, в соответствии с которым ГЧП рассматривается как сотрудничество между бизнесом, некоммерческими и правительственными организациями, предполагающее разделение затрат, рисков, ресурсов и умений в совместных проектах, которые приносят взаимную выгоду партнерам и обслуживают общество23.

Следует отметить, что в Канаде одно из первых профильных исследований, посвященных ГЧП, было осуществлено в 2001 г. Институтом государственнополитических исследований (1РКР), в отчете которого ГЧП трактуется как «отношения по разделению рисков, основанные на взаимной заинтересованности публичного сектора, с одной стороны, и одного или нескольких представителей частного (благотворительного) сектора - с другой, и нацеленные на достижение согласованного материального результата и (или) на оказание общественно значимых услуг»24. На сегодняшний день Канадский Совет по государственно-частному партнерству рассматривает ГЧП как совместную деятельность государства и частного сектора, построенную на опыте каждого из партнеров, которая наилучшим образом удовлетворяет четко определенные общественные потребности за счет соответствующего распределения ресурсов, рисков и выгод. При этом подчеркивается, что механизм взаимодействия государства и частного сектора признается ГЧП, только если он удовлетворяет двум условиям: касается предоставления государственных услуг либо общественной инфраструктуры и предполагает разделение рисков между партнерами25.

В странах Европейского Союза, активно развивающих практику сотрудничества государства и бизнеса (Испания, Нидерланды, Германия, Франция, Италия и др.), под ГЧП чаще всего понимается договорное соглашение между органами власти (национальными, региональными или местными) и (обычно) представи-

телем частного сектора, в соответствии с которым для предоставления общественных услуг используются навыки и активы каждого сектора (государственного и частного), а также разделяются возникшие при этом риски и выгоды26.

В Японии наиболее распространена британская разновидность ГЧП - Частная финансовая инициатива, под которой там понимается эффективное улучшение социальной инфраструктуры для гарантированного предоставления доступных и качественных услуг населению путем принятия мер в отношении государственных объектов посредством использования частного финансирования, управленческих способностей и технических возможностей27.

Думается, что опыт зарубежных стран, успешно применяющих механизмы ГЧП, послужил отправной точкой для развития теории и практики партнерства государства и бизнеса в других государствах. В настоящее время ГЧП начинает активно развиваться в ЮАР. Китае, Индии, Мексике, Бразилии, Бельгии, Польше, Финляндии, России и т. д.28. При этом каждое государство вырабатывает свой подход к пониманию ГЧП с учетом зарубежного опыта, собственных возможностей и имеющихся условий.

Так, в ЮАР под ГЧП понимается договор между учреждением государственного сектора/муниципалитетом и частной стороной, в соответствии с которым частная сторона принимает на себя существенные финансовые, технические и эксплуатационные риски при проектировании, финансировании, строительстве

29

и эксплуатации проекта29.

Китайские ученые рассматривают ГЧП как форму сотрудничества между государственным и частным секторами с целью предоставления услуг обществу, которые традиционно обеспечивались только государственным сектором30. Встречаются и более развернутые китайские трактовки, например, ГЧП как партнерство между государственным сектором и частным сектором в целях проектирования, планирования, финансирования, строительства и/или управления проектами, которые традиционно находятся в пределах компетенции государственного сектора31.

23 Privatizing transportation through Public-Private Partnerships: definitions, models, and issues // Kentucky Transportation Center. University of Kentucky. May 2006. P. 17 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ktc.uky.edu/Reports/KTC_06_09_SPR_302_05_2F.pdf (дата обращения: 30.09.2011).

24 Государственно-частное партнерство: Механизмы реализации ... С. 13.

25 The Canadian Council for Public-Private Partnerships [Электронный ресурс]. URL: http://www.pppcouncil.ca/resources/about-ppp/definitions.html (дата обращения: 21.09.2011).

26 Burnett M. European approach to concessions and Public-Private Partnerships - Current rules and possible developments // European Institute of Public Administration. 22 September 2005. P.. 5 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eipa.nl/Topics/PublicPrivatePartnership/PPP_Main.htm (дата обращения: 30.09.2011).

27 О ГЧП // Официальный сайт Казахстанского центра государственно-частного партнерства [Электронный ресурс]. URL: http://www.ppp-center.kz/rus/ GCHP (дата обращения: 21.09.2011).

28 Going global. The world of Public-Private partnerships // CBI. July 2007. P. 9 [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbi.org.uk/pdf/goingglobal0707.pdf (дата обращения: 30.09.2011).

29 South African Public-Private Partnerships [Электронный ресурс] URL: http://www.ppp.gov.za (дата обращения: 21.09.2011).

30 Liu Zh., Yamamoto H. Public-Private Partnerships (PPPs) in China: Present Conditions, Trends, and Future Challenges // Interdisciplinary Information Sciences. Vol. 15. № 2 (2009). P. 223 [Электронный ресурс]. URL: http://www.jstage.jst.go.jp/article/iis/15/2/15_223/_article (дата обращения: 30.09.2011).

31 Dr. Paul H. K. Ho. Development of Public-Private Partnerships (PPPs) in China // Surveyors Times. Vol. 15. № 10. October 2006. P. 1 [Электронный ресурс]. URL: www.icoste.org/Roundup1206/HoPaper.pdf (дата обращения: 23.09.2011).

ГЧП в Финляндии - это способ наилучшей реализации общих целей, предполагающий солидарную ответственность и объединение ресурсов различных участников - государственных и частных, коллективных и индивидуальных, - на основе использования профессионализма каждого из них, разделения полно-

^ 32

мочий, интересов и ответственности32.

В России же понятие ГЧП официально появилось лишь в начале XXI в. Наиболее общее определение этому понятию было дано в 2004 г. экспертом в области ГЧП В. Г. Варнавским (ИМЭМО РАН): «Государственно-частное партнерство - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом для реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР, вплоть до сферы услуг»33. Однако данное определение подверглось критике со стороны ряда ученых. В частности, Д. М. Амунц считает, что вряд ли термин «альянс» (от франц. alliance -союз, объединение) с адекватной точностью отражает сущность государственно-частного партнерства. Современный Толковый словарь русского языка трактует понятие «союз» в качестве «тесного соединения», ставя знак тождества между терминами «союз» и «содружество». Принимая во внимание менталитет современного российского общества, трактовка сущности государственно-частного партнерства в качестве альянса (союза, тесного соединения) будет восприниматься как «сращивание» государства (власти) и частного капитала. В то же время Д. М. Амунц предлагает другое определение: «ГЧП - это специфическая, различных видов форма взаимодействия государства и частного сектора в сфере экономики, основополагающей чертой которого является сбалансированность интересов, прав и обязательств сторон в процессе его реализации»34.

В своих последних научных работах (2010-2011 гг.) В. Г. Варнавский определяет ГЧП как юридически закрепленную форму взаимодействия между государством и частным сектором в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, а также услуг, исполняемых и оказываемых государственными и муниципальными органами, учреждениями и предприятиями, в целях реализации обще-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ственно значимых проектов в широком спектре видов экономической деятельности35.

М. В. Вилисов трактует ГЧП как правовой механизм согласования интересов и обеспечения равноправия государства и бизнеса в рамках реализации экономических проектов, направленных на достижение целей государственного управления36.

По формулировке, предложенной Е. А. Дыниным, ГЧП - это объединение материальных и нематериальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктуры) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т. д.)37.

О. Л. Михеев понимает под ГЧП систему взаимодействия частнопредпринимательского сектора экономики и системы публичного управления, в рамках которой (в строго и нормативно отрегулированных границах) происходит согласование (в том числе, и на формально договорной основе) интересов сторон, а также сложение их финансовых, организационных и иных ресурсов для целей решения неких хозяйственных социальных и иных задач общегосударственного значения, а также задач, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития отдельных территорий (регионов, различных муниципальных образований)38.

Интересной представляется позиция А. И. Николаева и С. О. Бочкова, которые рассматривают ГЧП с четырех сторон: как часть системы мер государственного регулирования в целях реализации промышленной политики, стимулирования инновационной активности, привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры и социальную сферу; как способ привлечения частного сектора к деятельности по предоставлению общественных услуг (в таких областях, как ЖКХ, здравоохранение, образование, транспорт, городское хозяйство и др.); как инструмент привлечения частной инициативы и инвестиций при сохранении государственного контроля над активами (такими как недра, объекты инфраструктуры, предприятия, имеющие высокое социальное или оборонное значение и т. д.); как средство наилучшего

32 Report of the Seminar Public-Private Partnership (PPP).The Hague, Netherlands. May 2003. P.12 [Электронный ресурс]. URL: http://www.coess.eu/ documents/seminar_public-private_partnership.pdf (дата обращения: 30.09.2011).

33 См.: Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Отечественные записки. 2004. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://www.strana-oz.ru/?numid=21&article=988 (дата обращения: 07.10.2011).

34 Амунц Д. М. Государственно-частное партнерство // Справочник руководителя учреждения культуры. 2005. № 12. С. 16-24 [Электронный ресурс]. URL: http://www.cultinfo.ru/cultura/2006-04/partnerstvo.htm (дата обращения: 15.08.2011).

35 См.: Государственно-частное партнерство: теория и практика / В. Г. Варнавский, В. А. Клименко, В. А. Королев и др. М.: Изд.дом Гос. ун-та - Высшая школа экономики, 2010. С. 18.

36 См.: Вилисов М. В. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект // Власть. 2007. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://www. rusrand.ru/public/public_7.html (дата обращения: 01.08.2011).

37 См.: Государственно-частное партнерство: Механизмы реализации ... С. 15.

38 См.:Михеев О. Л. Указ. соч. С. 7.

39 См.: Николаев А. И., Бочков С. О. Государственно-частное партнерство в РФ: экономическое содержание и правовое обеспечение // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2007. № 1-2 (30-31) июль [Электронный ресурс]. URL: http://dpr.ru/journal/journal_30_8.htm (дата обращения: 01.08.2011.)

удовлетворения общественных потребностей и наиболее эффективного управления собственностью39.

Однако одной из наиболее точных современных формулировок признана дефиниция, разработанная Центром ГЧП, функционирующим при Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»: «ГЧП - это привлечение на контрактной основе органами власти частного сектора для более эффективного и качественного исполнения задач, относящихся к публичному сектору экономики на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, компетенций»40.

Внести ясность в дискуссию о понятии ГЧП, по нашему мнению, могло бы законодательство в этой сфере, однако единого законодательного определения ГЧП в России до сих пор нет. Это связано прежде всего с отсутствием соответствующих нормативных документов на федеральном уровне. И хотя понятие ГЧП широко используется в различных нормативных правовых актах, в частности, в Бюджетном кодексе Российской Федерации и ряде федеральных целевых программ, однако в этих документах речь идет лишь об осуществлении деятельности «на основе принципов государственно-частного партнерства», «организации и участии в реализации проектов государственночастного партнерства», о «консолидации и концентрации ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства». В региональном законодательстве отдельные нормативные правовые акты закрепляют понятие ГЧП и его формы, однако каждый субъект РФ разрабатывает собственную терминологию. В целом же в регионах ГЧП рассматривается как взаимовыгодное сотрудничество (отношения) государства и частного бизнеса в реализации социально-значимых проектов, но реализуется такое сотрудничество в самых различных формах41.

Итак, многообразие точек зрения зарубежных и отечественных специалистов доказывает, что в мире нет единого представления о сущности ГЧП. Как показали результаты настоящего исследования, большинство ученых и практиков обычно придерживаются одного, двух или трех подходов, поэтому чаще всего встречаются достаточно узкие трактовки ГЧП. Мы исходим из принципов многомерности и дополнительности исследования, поэтому предлагаем рассматривать ГЧП на основе взаимосвязи целого ряда подходов, в частности:

1) политико-экономический подход, когда ГЧП рассматривается как система экономических отношений между государством и бизнесом. Данного подхода придерживаются специалисты Института государственно-политических исследований Канады, Транспортного центра Университета Кентукки (США), ученые Китая, ряд британских исследователей (Голланд, Селлгрен, Джеррард, Кэролл, Стин, представители

Местных партнерств Великобритании) и некоторые российские эксперты (О. Л. Михеев, Д. М. Амунц, региональные законодатели);

2) «проектный» подход, в соответствии с которым под ГЧП подразумевается соглашение между государством и бизнесом о ведении совместной деятельности в целях реализации того или иного проекта. Данный подход характерен для исследователей Австралии, США, ЮАР, Китая, ряда стран Европейского Союза, специалистов Всемирного банка, Совета по ГЧП Канады, ученых Великобритании (Гардинг, Беннетт, Кребс, Лоев, МакЛиндон) и российских экспертов (региональных законодателей, представителей Центра ГЧП Внешэкономбанка, В. Г. Варнавского, М. В. Ви-лисова);

3) институциональный подход, согласно которому ГЧП рассматривается как институт, основанный на совокупности формальных и неформальных правил, регулирующих совместную деятельность органов публичной власти и предпринимательских структур, в рамках которой удовлетворяются интересы общества и согласуются социальные и экономические интересы сторон. Такой подход используют исследователи Австралии, Финляндии, США, Канады, ряда стран Европейского союза, британские ученые (Голланд, Лоев, МакЛиндон), российские специалисты (представители Центра ГЧП Внешэкономбанка, М. В. Вилисов, Е. А. Дынин, О. Л. Михеев, Д. М. Амунц);

4) управленческий подход, в рамках которого ГЧП трактуется как эффективный механизм стратегического и тактического управления экономикой страны, региона, муниципалитета в целях реализации промышленной политики. Данный подход просматривается в исследованиях британцев (Джеррарда, Лоева, МакЛиндона, представителей Местных партнерств Великобритании) и российских ученых (М. В. Вили-сова, О. Л. Михеева, А. И. Николаева, С. О. Бочкова, экспертов Центра ГЧП Внешэкономбанка);

5) инвестиционный подход, предлагающий рассматривать ГЧП как способ привлечения инвестиций в экономику страны, региона, муниципального образования при сохранении государственного контроля над активами. Такого подхода придерживаются японские исследователи, ряд британских экспертов (Селлгрен, Джеррард, представители Местных партнерств Великобритании), российские ученые А. И. Николаев и С. О. Бочков;

6) социальный подход, согласно которому ГЧП представляет собой способ привлечения частного сектора к деятельности по предоставлению общественных услуг и реализации социально значимых проектов. Такой подход характерен для исследователей США, Канады, Австралии, стран Европейского союза, Японии, Китая, представителей Всемирного банка, британских ученых Гардинга и Джеррарда, ряда рос-

40 Государственно-частное партнерство: Механизмы реализации ... С. 15.

41 См.: Там же. С. 15.

сийских специалистов (региональных законодателей)

B. Г. Варнавского, Е. А. Дынина, А. И. Николаева,

C. О. Бочкова).

7) воспроизводственный подход, когда ГЧП рассматривается как способ активизации экономического роста и процессов воспроизводства в стратегических и общественно значимых отраслях народного хозяйства. Данный подход просматривается в публикациях японских исследователей, британцев Гардинга, Кэрол-ла, Стина и российского ученого В. Г. Варнавского.

На основе вышеперечисленных подходов полагаем возможным сформулировать следующее определение данного понятия: «Государственно-частное партнерство» (ГЧП) - это экономические отношения между

органами публичной власти и субъектами частного предпринимательства по поводу объектов, приоритетных с точки зрения социально-экономического и инвестиционного развития страны и/или находящихся в сфере непосредственного государственного контроля, закрепленные юридически, предполагающие согласование интересов между партнерами, объединение ресурсов, разделение рисков и выгод и направленные на более эффективную реализацию проектов, имеющих важное государственное и общественное значение». На наш взгляд, такая трактовка достаточно полно и всестороннее описывает сущность ГЧП, что является важным условием для более эффективного использования ГЧП на практике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амунц Д. М. Государственно-частное партнерство // Справочник руководителя учреждения культуры. -2005. - № 12. С. 16-24. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cultinfo.ru/cultura/2006-04/partnerstvo.htm (дата обращения: 15.08.2011).

2. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство в Европе // Современная Европа. - 2005. - № 2 [Электронный ресурс]. URL: ieras-library.ru/documenti/soveurope/2005/varnav.doc (дата обращения: 18.09.2011).

3. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Отечественные записки. - 2004. - № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://www.strana-oz.ru/?numid=21&article=988 (дата обращения: 07.10.2011).

4. Вилисов М. В. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект // Власть. - 2007. - № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusrand.ru/public/public_7.html (дата обращения: 01.08.2011).

5. Государственно-частное партнерство: Механизмы реализации / А. А. Алпатов, А. В. Пушкин, Р. М. Джапаридзе. - М. : Альпина Паблишерз, 2010. - 196 с.

6. Государственно-частное партнерство: теория и практика / В. Г. Варнавский, В. А. Клименко, В. А. Королев и др. - М. : Изд. дом Гос. ун-та - Высшая школа экономики, 2010. - 287 с.

7. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. - 2008. - № 8. - С. 61-77.

8. Клинова М. Глобализация и инфраструктура: новые тенденции во взаимоотношениях власти и бизнеса // Вопросы экономики. - 2008. - № 8. С. 78-90.

9. Михеев О. Л. Финансовые и правовые проблемы частно-государственного партнерства. - М. : Анкил, 2009.

- 56 с.

10. Николаев А. И., Бочков С. О. Государственно-частное партнерство в РФ: экономическое содержание и правовое обеспечение // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. - 2007. - № 1-2 (30-31) июль [Электронный ресурс]. URL: http://dpr.ru/journal/journal_30_8.htm (дата обращения: 01.08.2011).

11. Щегорцов М. В. Государственно-частное партнерство как механизм финансового обеспечения инвестиционной деятельности : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01. - М., 2011. - 24 с.

12. Bader-HellstromM. Public-Private Partnerships in the USA. The Future or Fading Fad? [Электронный ресурс]. URL: http://www.ap.urscorp.com/_pdf/Papers/Public-Private_Partnerships_in_the_USA.pdf (дата обращения:

30.09.2011).

13. Burnett M. European approach to concessions and Public-Private Partnerships - Current rules and possible developments // European Institute of Public Administration. 22 September 2005 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eipa.nl/Topics/PublicPrivatePartnership/PPP_Main.htm (дата обращения: 30.09.2011).

14. Carroll P., Steane P Public-Private Partnerships: Sectoral Perspectives // in S. P. Osborne (ed.) Public-Private Partnerships: Theory and Practice in International Perspective. London and New York: Routledge, 2000 [Электронный ресурс]. URL: http://cenfor.etailer.dpsl.net/Home/html/moreinfo.asp?isbn=0203207114 (дата обращения: 23.09.2011).

15. Dr. Paul H. K. Ho. Development of Public-Private Partnerships (PPPs) in China // Surveyors Times. - 2006.

- Vol. 15. - № 10. - Oct. [Электронный ресурс]. URL: www.icoste.org/Roundup1206/HoPaper.pdf (дата обращения: 23.09.2011).

16. Gerrard M. B. What Are Public-Private Partnerships, and How Do They Differ from Privatizations? // Finance & Development. - 2001. - Vol. 38. - № 3. - Sept [Электронный ресурс]. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ ft/fandd/2001/09/gerrard.htm (дата обращения: 28.09.2011).

17. Liu Zh., Yamamoto H. Public-Private Partnerships (PPPs) in China: Present Conditions, Trends, and Future Challenges // Interdisciplinary Information Sciences. - 2009. - Vol. 15. - № 2. - P 223-230 [Электронный ресурс]. URL: http://www.jstage.jst.go.jp/article/iis/15/2/15_223/_article (дата обращения: 30.09.2011).

18. Skietrys E., Raipa A., Bartkus E. Dimensions of the Efficiency of Public-Private Partnership // Engineering Economics. The Economic Conditions of Enterprise Functioning. - 2008. - № 3 (58). - P 45-50 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ktu.lt/lt/mokslas/zurnalai/inzeko/58/1392-2758-2008-3-58-45.pdf (дата обращения:

30.09.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.