Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как эффективный механизм решения жилищной проблемы'

Государственно-частное партнерство как эффективный механизм решения жилищной проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
617
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МЕХАНИЗМ / ЖИЛЬЕ / ПРОБЛЕМА / ИПОТЕКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савруков А.Н.

В статье обоснована необходимость использования государственно-частного партнерства в системе ипотечного жилищного кредитования для решения жилищной проблемы. Сформулировано определение, выделены преимущества и недостатки государственно-частного партнерства для субъектов взаимодействия и экономики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как эффективный механизм решения жилищной проблемы»

Удк 336.77

государственно-частное партнерство как эффективный механизм решения жилищной проблемы

А. Н. САВрУКОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и денежного обращения E-mail: savrukov_a@mail. ru Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

В статье обоснована необходимость использования государственно-частного партнерства в системе ипотечного жилищного кредитования для решения жилищной проблемы. Сформулировано определение, выделены преимущества и недостатки государственно-частного партнерства для субъектов взаимодействия и экономики в целом.

Ключевые слова: государственно-частное, партнерство, механизм, жилье, проблема, ипотека.

Исследование динамики финансирования жилищного строительства и реализации государственных программ обеспечения населения жильем в Российской Федерации показало, что, несмотря на отдельные положительные тенденции в данной сфере, ситуация в вопросе повышения доступности жилья для населения является проблемной. По данным статистики, в улучшении жилищных условий нуждаются более 60 % россиян. В настоящий момент каждая 4-я семья проживает в жилье плохого состояния, в неблагоустроенных квартирах проживают более 40 млн чел., 6 млн чел. вынуждены жить в аварийном или ветхом жилищном фонде; в 24 % жилищного фонда нет водопровода, в 28 % - канализации, 37 % жилищного фонда не оборудовано горячим водоснабжением. Средняя обеспеченность жилой площадью населения в Российской Федерации в 2011 г. составила 22,6 м2 на человека, что в 2 раза ниже, чем в среднем в странах Европейского Союза [8]. Кроме того, поставленная государством

цель по достижению реальной доступности жилья за счет значительного увеличения объема жилищного строительства не достигнута.

На современном этапе значительная часть строительства жилья финансируется из долевых источников граждан на стадии строительства с применением сложных финансовых схем и в большой степени подвержена влиянию внешних экономических, политических и социальных факторов. Недостаточно развиты институты долгосрочного кредитования граждан на приобретение и строительство жилья, а также кредитования застройщиков на цели жилищного строительства. В результате, более 40 % всего жилого фонда, введенного в эксплуатацию в 2011 г., было профинансировано за счет средств населения.

Вместе с тем проведенный анализ зарубежного опыта свидетельствует о том, что даже в развитых странах государство имеет возможность обеспечить жильем социально незащищенные категории граждан только в объеме 15-20 % от общей потребности населения в жилье. Однако в современных российских условиях дефицита бюджета государственная жилищная политика не позволяет достигать поставленных целей.

Неэффективная жилищная политика в совокупности с несовершенством финансовых механизмов в сфере строительства и приобретения жилья, низкой платежеспособностью населения на фоне растущих цен на жилье, монопольным характером

рынка строительства жилья и непрозрачностью финансовых потоков строительных организаций тормозят развитие жилищного строительства в целом и не приближают к цели доступности жилья.

Все перечисленное (а также высокая социальная значимость жилищной проблемы) определяет необходимость выхода на новый уровень научного анализа и решения проблем, связанных с обеспечением населения жильем, и требует более глубокого и системного подхода к разработке концептуальных основ, формированию механизма и созданию методологической базы использования кредитных механизмов, реализующихся в форме ипотечного жилищного кредитования населения на цели строительства и приобретения жилья.

Существенная роль ипотечной системы в повышении доступности жилья для населения и макроэкономической стабильности, возрастающая автономия организаций данной сферы, множество взаимосвязей внутри системы обусловливают необходимость управления данным механизмом повышения доступности жилья за счет кредитных ресурсов как объектом, имеющим сложную структуру. Важными факторами повышения эффективности функционирования механизма ипотечного жилищного кредитования является государственное управления этим процессом и более рациональное распоряжение имеющимися государственными и частными финансовыми ресурсами. Особое внимание в данном вопросе следует уделять координации усилий различных участников, учреждений, ведомств, осуществляющих взаимодействие в направлении совершенствования системы жилищного финансирования.

Вследствие отсутствия научно обоснованных подходов и методических разработок в области взаимодействия участников кредитного процесса государственная политика по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в течение длительного времени не позволяла достигнуть поставленных целей, что обусловливает необходимость разработки методических подходов в данной области и поиска новых форм и практик взаимодействия.

Применение научных методов финансирования жилищного строительства обусловливает разработку и формирование механизма, адекватного современному этапу развития общества, направленного на обеспечение устойчивого роста и повышения эффективности функционирования строительного

комплекса в целях увеличения объемов жилищного строительства и обеспечения населения жильем.

Необходимость создания и развития сбалансированной системы финансирования жилищной сферы, оказания гражданам государственной поддержки в решении жилищных проблем, привлечения в жилищную сферу долгосрочных финансовых ресурсов свидетельствует о том, что наиболее эффективным механизмом решения проблем финансирования проектов строительства жилья через систему ипотечного жилищного кредитования является институт государственно-частного партнерства, рассматриваемый автором как альтернативный метод государственного регулирования исследуемой системы.

Согласно подходу, связанному с государственной политикой и управлением, государственно-частное партнерство находится на границе отношений государства и бизнеса. Государственно-частное партнерство не является ни институтом приватизации, ни институтом национализации, а лишь формой оптимизации исполнения государством своих обязанностей перед обществом, т. е. бесперебойного предоставления населению публичных благ.

Как показывает международный опыт, в условиях финансового кризиса развиваются различные формы партнерства государства и частного капитала. Доля государственного финансирования в скандинавских странах составляет 30-40 %, в США и Канаде - около 30 %, во Франции - 29 %, в Великобритании - 28 %, в Швеции - 25 %, в Португалии - 19 %, в Греции - 10 %, в Испании - 8 %, в Италии - 5 %, в Нидерландах - 3 %, в Ирландии и Германии - 1 %. Необходимо также отметить, что в этих странах за использованием государственных средств в рамках государственно-частного партнерства осуществляется жесткий государственный контроль.

Актуальность взаимодействия государства и частных структур определяется и тем, что в настоящее время в Российской Федерации государственно-частное партнерство используются в основном в ЖКХ, при строительстве автодорог, железных дорог и портов. В условиях нестабильности экономики, когда состояние строительного сектора характеризуется как кризисное, а также при отсутствии централизованного управления в строительном секторе, государственное участие - крайне необходимо. Проведенный анализ международного опыта реализации проектов свидетельствует, что государс-

твенно-частное партнерство может эффективно использоваться в различных видах экономической деятельности, однако результаты его использования в сфере жилищного строительства всегда будут иметь важное социально-экономическое значение и высокую степень мультипликационного эффекта.

Вопросам исследования понятия «государственное-частное партнерство» посвящены работы И. М. Бородачева, П. А. Бруссера, В. Г. Варнавского, М. В. Виллисова, В. А. Михеева, С. А. Рожковой, Л. Шарингера, В. А. Фильченкова.

Анализ российских и зарубежных исследований в области партнерства между государством и частным бизнесом показал, что к настоящему времени сформировались следующие основные подходы к определению понятия «государственно-частное партнерство»:

1) институциональный подход - рассматривает государственно-частное партнерство как альянс государства и бизнеса, позволяющий согласовать интересы партнеров. Такой позиции придерживаются российские ученые И. М Бородачев [3], В. Г. Варнавский [1], В. А. Фильченков [6];

2) проектный подход - рассматривает государственно-частное партнерство как отдельный инвестиционный проект (М. В. Виллисов [5] и В. А. Михеев [2]);

3) ресурсный подход - ограничивает трактовку государственно-частного партнерства как одного из инструментов привлечения частных инвестиций (П. А. Бруссер, С. А. Рожкова [4], Л. Шарингер [7]).

Проведенный анализ научных публикаций В. Г. Варнавского, М. В. Виллисова, и В. А. Кабаш-кина, в которых отражен опыт стран с развитой рыночной экономикой по реализации проектов государственно-частного партнерства, позволил выделить отличительные признаки данного института от других форм отношений государства и частного бизнеса, к которым можно отнести следующие факторы:

1) длительность сроков действия соглашений о партнерстве (от 10 до 20 и более лет, в случае концессий - до 50 лет). Проекты обычно создаются под конкретный объект (порт, дорога, объект социальной инфраструктуры и т. п.), который должен быть завершен к определенному сроку;

2) специфические формы финансирования проектов (за счет частных инвестиций, дополненных государственными финансовыми ресурсами (нередко значительными), или же это совмес-

тное инвестирование нескольких участников проекта);

3) специфические формы распределения ответственности между партнерами: государство устанавливает цели проекта с позиции интересов общества и определяет стоимостные и качественные параметры, осуществляет мониторинг за реализацией проектов (частный партнер берет на себя оперативную деятельность на разных стадиях проекта: разработка и финансирование проекта, строительство и эксплуатация объекта, управление объектом, реализация услуг потребителям);

4) стороны партнерства должны быть представлены как государственным, так и частным сектором экономики;

5) взаимоотношения сторон государственно-частного партнерства должны носить партнерский, т. е. равноправный, характер;

6) стороны государственно-частного партнерства должны иметь общие цели и четко определенный государственный интерес;

7) стороны государственно-частного партнерства должны объединять свои вклады для достижения общих целей;

8) взаимоотношения сторон государственно-частного партнерства должны быть зафиксированы в официальных документах (договорах, контрактах и др.);

9) стороны государственно-частного партнерства должны распределять между собой расходы и риски, а также участвовать в использовании полученных результатов.

Базовым признаком государственно-частного партнерства является его публичная общественная направленность. При этом для государства партнерство рассматривается как потенциальный и более эффективный способ выполнения обязательств перед обществом, в то время как для частного сектора бизнес приобретает характер социально ответственного. В целях решения задач, стоящих перед партнерством, государство выполняет функции регулирования при формировании стратегии и принципов построения взаимоотношений бизнеса и общества, институциональной среды для разработки и реализации проектов, разрабатывает формы, методы и механизмы партнерства.

По мнению автора, совокупность сформулированных признаков позволяет рассматривать государственно-частное партнерство как организа-

ционно-экономический механизм взаимодействия государственного и частного секторов и сформулировать следующее определение государственно-частного партнерства.

В аспекте проводимого исследования под государственно-частным партнерством, в отличие от существующих подходов, предлагается понимать организационно-экономический механизм взаимодействия государства и частного сектора, основанный на принципах проектного финансирования, позволяющий реализовать потенциал участников, разделить выгоды и риски между сторонами в целях реализации социально значимых проектов и программ и удовлетворения, таким образом, общественных потребностей. Государственно-частное партнерство оформляется юридически, носит возмездный характер и реализуется на паритетной основе.

Проведенный анализ признаков государственно-частного партнерства, выделяемых в научных источниках [1, 5], позволяет утверждать, что механизм ипотечного жилищного кредитования населения на цели строительства и приобретения жилья обладает характерными чертами института партнерства государства и бизнеса и может рассматриваться как новый подход к решению важнейшей социально-экономической проблемы государства обеспечения населения жильем, позволяющий за счет использования в различных формах кредитных инструментов повысить эффективность функционировании механизма ипотечного жилищного кредитования, значительно увеличить объемы жилищного строительства, повысить доступность жилья (следовательно, данный механизм позволяет улучшить уровень жизни граждан).

Разработка и внедрение концептуальных основ, формулирование принципов и механизма государственно-частного партнерства в системе ипотечного жилищного кредитования позволят осуществлять взаимодействие субъектов жилищных программ на качественно новом уровне и стимулировать решение важнейшей социально-экономической проблемы обеспечения населения жильем.

Актуальность государственно-частного партнерства в системе ипотечного жилищного кредитования определяется следующими факторами:

1) социально-экономической значимостью проблемы обеспечения населения жильем;

2) невозможностью комплексно решить жилищную

проблему в приемлемые сроки за счет исполь-

зования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки;

3) принципиальной новизной и высокой эффективностью технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных инструментов и методов решения жилищной проблемы;

4) необходимостью координации связей в различных видах экономической деятельности для решения данной проблемы;

5) потребностью в финансовых ресурсах и возможных источниках их обеспечения (федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, внебюджетные средства). Экономическое содержание механизма государственно-частного партнерства в системе ипотечного жилищного кредитования можно рассматривать в следующих аспектах:

1) в качестве системы мер по государственному регулированию в целях осуществления жилищной политики, стимулирования строительства жилья, снижения остроты жилищной проблемы, привлечения инвестиций в развитие жилищной сферы, основанной на использовании механизма ипотечного жилищного кредитования;

2) с точки зрения привлечения частного капитала к деятельности по обеспечению населения жильем в условиях сокращения возможностей государственного бюджета по финансированию жилищных программ и снижения качества жилищной фонда, вызванного дисбалансом между объемами строительства нового жилья и выбытия.

При этом частный сектор обеспечивает предпринимательскую инициативу, управление коммерческими рисками, экономию затрат и сжатые сроки по реализации проектов. В свою очередь государственные органы управления обеспечивают согласование публичных интересов, предоставляют долгосрочные гарантии, осуществляют управление рисками, связанными с социально-экономическим развитием, устанавливают стандарты на качество услуг и реализуют контрольные функции.

Учитывая социальное и экономическое значение обеспечения населения жильем посредством совершенствования кредитно-финансовых механизмов повышения его доступности, партнерство власти и бизнеса в данной сфере предлагается рассматриваться не только как один из механизмов фи-

нансово-организационного взаимодействия власти и бизнеса, но и как форму отношений, качественно изменяющую характер отношений в обществе, выходящих на уровень обеспечения национальных интересов России на современном этапе развития государства, общества и экономики.

Исследование механизма государственно-частного партнерства применительно к системе ипотечного жилищного кредитования как инструмента, повышающего его доступность для населения, позволило выделить следующие характерные недостатки данного института, которые выражаются:

1) в потере на длительный срок контроля со стороны государства за создаваемым или реконструируемым активом;

2) в невозможности коррекции условий соглашения при не благоприятных для государства изменениях внешних условий (финансовых, экологических или иных) в процессе действия соглашения;

3) в сложности реализуемых проектов и, как следствие, вероятности возникновения высоких транзакционных издержек;

4) в более дорогом финансировании по сравнению с прямым государственным финансированием. Вместе с тем основные преимущества механизма государственно-частного партнерства в системе ипотечного жилищного кредитования для основных участников данного процесса гораздо значительнее (см рисунок).

Преимуществом предлагаемого подхода на основе государственно-частного партнерства для государства является наличие мощного экономического эффекта, связанного с формированием платежеспособного спроса, развитием строительного сектора, активизацией рынка вторичного жилья. Социальный эффект связан с увеличением занятости в сфере жилищного строительства, банковском секторе, инфраструктурных сферах деятельности (услуги риэлторов, страховой бизнес) и имеет пролонгированный характер действия. В данном случае речь идет не только о краткосрочной задаче обеспечения жильем граждан с помощью ипотечного кредита, но и о долгосрочной перспективе взаимодействия государства и банковских структур. К недостатку можно отнести необходимость создания и поддержания государством целостного финансового механизма, обеспечивающего функционирование предлагаемой модели государственно-частного партнерства.

Для кредитных организаций внедрение механизма ипотечного жилищного кредитования на основе государственно-частного партнерства позволит предложить рынку как собственные стандартные ипотечные программы, так и накопительные, реализуемые на условиях сотрудничества с государством в рамках государственно-частного партнерства. При этом банки будут формировать свою пассивную ресурсную базу, регулярно получая определенный объем денежных средств от населения и размещая их впоследствии в ипотечное жилищное кредитование.

Кроме того, кредитные организации при реализации ипотечных проектов на основе государственно-частного партнерства получат дополнительную возможность формирования обширной клиентской базы. Участники накопительных программ, осуществляя регулярные депозитные платежи в течение срока накопления, станут также и активными потребителями других банковских продуктов: пластиковых карт, сейфовых ячеек, валютных операций и т. п. Таким способом достигается мультипликативный эффект: государственно-частное партнерство позволит банку развить не только направление долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, но и существенным образом диверсифицировать другие виды предлагаемых банковских продуктов.

Существенным моментом является также решение вопросов, связанных с одним из самых важных банковских рисков в ипотечном кредитовании - кредитным риском. Как уже было отмечено ранее, наличие периода накопления в проектах государственно-частного партнерства позволит значительно снизить кредитные риски банка и связанную с этим стоимость размещения средств в ипотечные активы.

Внедрение предлагаемого подхода на основе государственно-частного партнерства потребует от банка разработки внутренних методологических процедур и дополнительных затрат на финансовое планирование потоков ресурсов, усиления аналитической и организационной составляющих.

Использование механизма государственно-частное партнерства в системе ипотечного жилищного кредитования повысит уровень доступности жилья и ипотечного кредита для населения при оформлении кредита по пониженной процентной ставке и позволит уменьшить кредитную нагрузку в результате накопления определенного первоначального взноса. Следствием данных явлений станет улучшение качества жизни. Решив квартирный

вопрос с помощью ипотечного жилищного кредита, гражданин получит серьезный стимул к получению стабильного и высокого заработка, созданию семьи, рождению детей.

Существенным обстоятельством, свидетельствующим в пользу выбора государственно-частного партнерства при реализации жилищных программ, является гибкость в разделении рисков между государственными и частными участниками партнерства. Заложенные в государственно-частном партнерстве механизмы финансовой поддержки в сочетании с оказываемой политической поддержкой

будут способствовать снижению рисков по проектам государственно-частного партнерства.

Для общества в целом взаимодействие государства и частных структур в системе ипотечного жилищного кредитования, с точки зрения автора, позволит достигнуть некоторых положительных эффектов, которые заключаются:

1) в повышении доступности ипотечных жилищных кредитов, в обеспеченности жильем, в увеличении уровня благосостояния населения;

2) в привлечении за счет развития механизма ипотечного кредитования инвестиционных средств населения в реальный сектор экономики;

3) в экономическом росте страны и ее регионов, в повышения инвестиционной привлекательности российской экономики;

4) в повышении эффективности взаимодействия государства и бизнеса, в синергии государственной федеральной и региональной политики и бизнес-стратегий;

5) в повышении эффективности института государства и конкурентоспособности российского бизнеса;

6) в повышении эффективности использования государственных и частных ресурсов, направляемых на решение жилищной проблемы;

7) в политической и социальной стабильности, в гармоничном развитии страны в рамках совместной стратегии развития жилищной сферы. Обобщение накопленного мирового опыта и

отечественная практика предоставляют возможность сделать вывод о том, что при формировании и функционировании предлагаемого механизма государственно-частного партнерства в системе ипотечного жилищного кредитования появляется возможность получения эффекта усреднения при объединении капиталов частного и государственного секторов экономики, а также эффекта синергии, поскольку государственно-частное совместное строительство, владение и управление собственностью осуществляются в соотношении 51 (государство) и 49 (частный капитал).

По мнению автора, в структуре организационно-экономического механизма банковского ипотечного жилищного кредитования в нашей стране государственно-частное партнерство может стать тем импульсом, рычагом, с помощью которого государство выйдет на новый уровень формирования устойчивого механизма повышения доступности жилья для населения страны. Кроме того, организация государственно-частного партнерства в системе ипотечного жилищного кредитования позволит ключевым участникам системы - кредитным организациям -диверсифицировать направления развития бизнеса, предложить рынку новые продукты, направленные на решение поставленных государством задач в

области жилищной политики, сократить издержи и потери при выходе из кризисной ситуации.

Таким образом, государственно-частное партнерство в системе ипотечного жилищного кредитования является не только инструментом в решении важной государственной социально-экономической задачи обеспечения граждан жильем, но и содействует реализации стратегически взаимосвязанных социальных, экономических и политических целей общества в целом.

Список литературы

1. Варнавский В. Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски / Ин-т мировой экономики и международных отношений. М.: Наука. 2005. 315 с.

2. Михеев В. А. Государственно-частное партнерство: политика и механизм реализации / Проблемы формирования государственных политик в России. М.: Научный эксперт. 2006. 564 с.

3. Бородачев И. М. Потенциал государственно-частного партнерства как фактор повышения конкурентоспособности экономики // Экономические науки. 2007. № 36. С. 65-68.

4. Бруссер П. А, Рожкова С. А. Государственно-частное партнерство - новый механизм привлечения инвестиций // Рынок ценных бумаг. 2007. № 2. С. 29-33.

5. Виллисов М. В. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект // Власть. 2006. № 7. С. 13.

6. Фильченков В. А. Организация государственно-частного партнерства в социальной сфере региона // Российское предпринимательство. 2008. № 4-1. С. 19-23.

7. Шарингер Л. Новая модель инвестиционного партнерства государства и частного сектора // Мир перемен. 2004. № 2. С. 13.

8. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.

ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.