Научная статья на тему 'Сущность, функции и характеристики финансовой инфраструктуры России'

Сущность, функции и характеристики финансовой инфраструктуры России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3629
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ФИНАНСОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РОССИЯ / ЭТАП / DEVELOPMENT / FINANCIAL INFRASTRUCTURE / RUSSIA / STAGE / MODERN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеев Владимир Николаевич

В статье определены закономерности становления, формирования и развития финансовой инфраструктуры, раскрывающие сущность, функции и характеристики финансовой инфраструктуры России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE, FUNCTIONS AND PERFORMANCE OF THE FINANCIAL INFRASTRUCTURE RUSSIA

In the article the laws of formation, formation and development of the financial infrastructure, which reveal the essence, function and performance of the financial infrastructure in Russia.

Текст научной работы на тему «Сущность, функции и характеристики финансовой инфраструктуры России»

ЭКОНОМИКА РОССИИ

УДК 330:338.24(045)

В.Н. Алексеев

Сущность, функции и характеристики финансовой инфраструктуры России

В статье определены закономерности становления, формирования и развития финансовой инфраструктуры, раскрывающие сущность, функции и характеристики финансовой инфраструктуры России.

Ключевые слова: развитие, финансовая инфраструктура, Россия, этап.

Достаточно актуальными вопросы оценки качества институциональной среды стали в связи с поиском новых форм организации финансовой инфраструктуры, так в рамках G-20 данные вопросы являются особо актуальными, и главным вопросом является совершенствование мировой финансовой архитектуры. Институциональное и юридическое оформление международной финансовой архитектуры произошло с учреждением Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и заключением международных соглашений на валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 году.

Впервые термин «финансовая архитектура» был озвучен в выступлении президента США Б. Клинтона в Нью-Йоркском совете по внешним связям (New York’s Council on Foreign Relations) в сентябре 1998 года [1]. Он назвал финансовый кризис 1997—1998 годов «крупнейшим финансовым вызовом, с которым мир столкнулся за последние полвека» и призвал страны «семерки» «адаптировать международную финансовую архитектуру к XXI столетию» [10]. Д.А. Медведев отмечал, что устойчивость глобальной финансовой системы может быть обеспечена только ее взаимодополняемой архитектурой, опирающейся на диверсифицированную систему региональных резервных валют и финансовых центров [2].

Следует отметить, что изменение мировой финансовой архитектуры, по мнению министра финансов России Силуанова А.Г., видится не в изменении институциональной среды, а в изменении порядка расчета квот в МВФ. Ключевыми мерами остаются

© Алексеев В.Н., 2013

24

Сущность, функции и характеристики финансовой инфраструктуры России

вопросы регулирования финансовых институтов и реформы финансового сектора, заключающиеся в решении следующих аспектов: управление международными финансовыми институтами и их легитимность; наличие и эффективность многосторонних стандартов, руководящих принципов и рекомендаций; вопросы, связанные с глобальной ликвидностью, потоками капитала, мировыми резервными валютами, обменными курсами и прочие [12]. Таким образом, можно констатировать, что вопросы финансовой инфраструктуры и изменение организационных структур пока не получили должного развития и требуют научного обоснования в дальнейшем.

Для России, интегрирующейся в международное сообщество, развитие финансовой инфраструктуры становится приоритетной задачей. В ряде условий, которые критически важны для притока инвестиций, создание в стране адекватной потребностям глобальных рынков финансовой инфраструктуры занимает ведущее место. Это обусловлено как сложностью решения задачи (особенно в стране с переходным типом экономики), так и неотложностью ее решения — ведь промедление и, соответственно, снижение конкурентоспособности в развитости финансовой инфраструктуры приведет к оттоку ресурсов из страны.

Вопросы развития и повышения эффективности инфраструктуры финансового рынка (прежде всего, рынка ценных бумаг) заложены в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года [3], а вопросы участия государства в развитии современной банковской инфраструктуры в стратегии развития банковского сектора Российской Федерации — на период до 2015 года [4]. Президент России В.В. Путин считает, что «...важнейший приоритет для нас — развитие инфраструктуры национального финансового рынка» [5]. Только в 2013 году выдвигаются на государственном уровне вопросы формирования надлежащей финансовой инфраструктуры и качественного финансового регулирования и благоприятного инвестиционного климата [6]. Глобализация инвестиционных процессов в современном мире ставит перед каждой страной сложные проблемы создания такого инвестиционного климата, который бы способствовал притоку долгосрочного капитала.

Создание благоприятных условий для превращения российского финансового рынка в ресурсную базу финансирования корпоративного сектора и повышение эффективности механизма инвестирования частных накоплений невозможны без серьезных изменений в инфраструктуре отечественного финансового рынка. Все вышесказанное обусловливает актуальность разработки направлений совершенствования финансовой инфраструктуры в новых условиях, критериев и индикаторов оценки устойчивости и необходимых институциональных преобразований финансовой инфраструктуры страны.

Наиболее важными характеристиками финансовой инфраструктуры выступают надежность и устойчивость институтов, так как безопасные институты и эффективная инфраструктура финансовой системы уменьшают

25

Сущность, функции и характеристики финансовой инфраструктуры России

системный риск, снижают, но не устраняют его совсем, поскольку неспособность одного или нескольких участников выполнять обязательства может вызвать неспособность других участников выполнять свои обязательства в установленные сроки. В такой ситуации возможны различные виды «цепной реакции», причем неспособность звеньев инфраструктуры обеспечить завершение расчетов может иметь существенные неблагоприятные последствия для рынков, которые она обслуживает, и экономики в целом [7]. Это, в свою очередь, могло бы привести к дальнейшим нарушениям в финансовой системе и подорвать общественное доверие к безопасности, устойчивости и надежности финансовой инфраструктуры.

Первоначально вопросы финансовой инфраструктуры и финансового посредничества были отражены в Программе социально-экономического развития на 2002—2004 годы [8]. Там основное внимание было направлено на совершенствование инфраструктуры банковского сектора. Также рассматривались инструменты денежного, фондового, страхового рынков и инвестиционные институты. Реализация инвестиционной модели была обозначена в качестве инструмента развития российской экономики. В рамках задачи по формированию Международного финансового центра в Российской Федерации активно ведется работа, направленная на эффективное решение задач международного экономического сотрудничества, координацию образовательных программ, исследование ключевых проблем международных финансовых отношений, финансирования и регулирования мирохозяйственных связей.

Актуальность исследования финансовой инфраструктуры как целостного понятия обусловлена тем, что зачастую обобщаются такие категории, как «инфраструктура финансового рынка», «инфраструктура фондового рынка», «финансовая инфраструктура» или «финансовая инфраструктура региона».

Существуют различия в понимании финансовой инфраструктуры на зарубежном и национальном уровне. Исходя из этого, при рассмотрении различных подходов к понятию «финансовая инфраструктура» следует базироваться на общей теории систем, построенной на аксиоматических предпосылках, в которой любой объект окружающей материальной и духовной среды рассматривается как объект-система, представляющая собой совокупность: множества первичных (базовых) элементов; отношений, включающих структурные, функциональные и логические зависимости и условия, их ограничивающие.

Понятие «финансовая инфраструктура» достаточно давно и часто встречается в научном и деловом обороте, тем не менее, отсутствие единого подхода к трактовке данной дефиниции не способствует развитию теории и формированию стратегии развития этой многофункциональной системы. Под финансовой инфраструктурой зачастую понимается совокупность институтов, обеспечивающих продвижение финансовых потоков между государственными, частными структурами и домохозяйствами,

26

Сущность, функции и характеристики финансовой инфраструктуры России

функционирующими в рамках экономики страны, конечной макроэкономической целью деятельности которых является финансовое обеспечение экономики в целом (рисунок 1).

Современные мировые стандарты определяют структуру финансовой инфраструктуры с учетом включения торговых систем, органов регулирования и надзора, рейтинговых агентств, расчетных, клиринговых и депозитарных организаций. Мировой финансовый кризис привел к резкому снижению доходности инфраструктурных институтов и снижению капитализации российского фондового рынка. В России было принято решение о создании консолидированной биржевой инфраструктуры, которая должна была повысить конкурентоспособность российского финансового рынка с учетом укрепления модели вертикальной интеграции, но не учитывались такие негативные факторы, как тенденция к монополизации, ослабление конкуренции, снижение возможностей для инвесторов, повышение издержек.

Институты финансового регулирования и надзора

Институты рынка ценных бумаг

Профессиональные участники и эмитенты:

- брокеры (978);

- дилеры (199);

- доверительные управляющие (199);

- клиринговые организации

(п);

- депозитарии (644);

- реестродержатели (40);

- организаторы торговли (3) и фондовые биржи (4);

- институт центрального контрагента (1);

- регистрирующие органы;

- финансовые консультанты на рынке ценных бумаг (35);

- эмитенты федерального уровня (745);

- уполномоченные агентства

(5)

Институты рынка коллективных инвестиций

- управляющие компании (410);

- негосударственные пенсионные фонды (136);

- ПИФы (УК - 524) и АиФы

(7);

- спецдепозитарии (46);

- жилищные накопительные кооперативы (94)

S/

Институты товарного рынка

- биржи (13);

- биржевые посредники (971)

Источник: составлено автором по данным ФСФР

Институты рынка банковских услуг

Институты рынка страховых услуг

- объединения субъектов страхового дела (44);

- субъекты страхового дела (530)

Прочие институты небанковского финансового посредничества

|

- микрофинансовые организации (2 372);

- бюро кредитных организаций (26);

- кредитные потребительские кооперативы (10);

- центральный депозитарий (1);

- саморегулируемые организации (6);

- ломбарды;

- лизинговые и факторинговые компании.

Рисунок 1. Структура финансовой инфраструктуры России на современном этапе

Первоочередными мерами развития финансовой инфраструктуры должны стать повышение надежности институтов и формирование эффективных механизмов их взаимодействия и активная интеграция российского финансового рынка в мировые.

В последнее время в связи с развитием международного финансового центра в России использование близких по звучанию терминов происходит

27

Сущность, функции и характеристики финансовой инфраструктуры России

по нарастающей. Важной предпосылкой ускоренного экономического роста России является формирование развитой и сбалансированной финансовой инфраструктуры, которая является базовым элементом финансовой системы. Финансовая инфраструктура обеспечивает в первую очередь удовлетворение растущих потребностей государства, бизнеса и домохозяйств, и одновременно она принимает издержки и риски в процессе интеграции национальной экономики в мирохозяйственную систему и, как следствие, способствует формированию благоприятного инвестиционного климата, а также появлению таких новых ее элементов, как центральный контрагент.

Предназначение финансовой инфраструктуры состоит в том, что она должна быть центром притяжения для инвесторов и эмитентов, организовывать взаимодействие между ними, обеспечивать эффективное ценообразование, быстроту и дешевизну операций, а также (в определенной мере) защиту прав собственности и недопущение манипулирования рынком.

В целях исследования определены основные подходы, уточняющие понятие «финансовая инфраструктура» и ее оценки, которые условно обозначены как: понятийно-гносеологический; количественно-оценочный; качествено-оценочный; оптимизационный и функциональный. Проведенный анализ научных работ российских и зарубежных авторов, показал, что определения финансовой инфраструктуры не отражают всю палитру дефиниций, но показывают широту предоставлений о финансовой инфраструктуре и подтверждают целесообразность уточнения этого понятия в современных условиях. Вызовы финансовой глобализации, а также внутренние потребности российской экономики в инвестициях объективно формируют новые функции финансовой инфраструктуры.

Базируясь на общей теории систем, синтезируя и обобщая ранее приведенные положения и подходы, а также оценки независимых экспертов, имеются основания для уточнения понятия. Современная финансовая инфраструктура — это квазистабильная система, включающая в себя совокупность специализированных институтов, с участием которых опосредуются экономические отношения субъектов хозяйствования по аккумулированию, регулированию, посредничеству и инвестированию финансовых ресурсов, нацеленных на удовлетворение потребностей рыночного хозяйства, обеспечению финансовой безопасности страны и глобальной конкурентоспособности. Необходимо подчеркнуть особую важность институционализации профессионально-информационной функции финансовой инфраструктуры и появления новых элементов, таких как профессиональные обучающие и аттестационные центры. Количественное и качественное развитие объектов сервисной функциональной подсистемы, объемы и масштабы обслуживания различных сфер финансовой инфраструктуры являются предпосылками для аналогичного вывода в отношении сервисной функции. В этой связи следует отметить, что институционализация других функций: управляюще-распределительной, контрольной и регулятивно-посред-

28

Сущность, функции и характеристики финансовой инфраструктуры России

нической — произошла ранее на базе различных финансовых институтов, опосредующих финансовые отношения.

Выделим функции современной финансовой инфраструктуры (таблица 1).

Таблица 1

Функции финансовой инфраструктуры

Функции Институты Предлагаемые меры

Аккумулирование и перераспределение финансовых ресурсов. Кредитные организации. Финансовые посредники. Совершенствование технических регламентов и стандартов в соответствии с международными требованиями. Совершенствование системы корпоративного управления. Содействие развитию секьюритизации ценных бумаг с учетом опыта зарубежных стран. Облегчение доступа институциональных иностранных инвесторов на российский финансовый рынок.

Регулятивно- посредничес- кая. Институты финансового регулирования и надзора. Кредитные организации. Финансовые посредники. Гармонизация законодательства о ценных бумагах, налогах и регулировании вопросов залогов. Разработка системы гарантий и защиты прав инвесторов. Повышение эффективности российской финансовой инфраструктуры для иностранных инвесторов.

Управление системными рисками. Центральный контрагент. Разработка единых стандартов.

Сервисная. Консалтинговые организации. Рейтинговые агентства. Оценочные организации. Аудиторы. Аналитические агентства. Коллекторские организации. Бюро кредитных историй. Информационные агентства. Повышение качества рейтингов в соответствии с международными стандартами. Возможность рыночной переоценки и корректировки рынков.

Профессио- нально-инфор- мационная. Высшие учебные заведения (финансовые и управленческие). Аттестационные центры Саморегулируемые организации (СРО). Повышение уровня финансовой грамотности.

Источник: составлено автором

29

Сущность, функции и характеристики финансовой инфраструктуры России

Условия глобализационных процессов приводят к деформации финансовых систем, как в зарубежных странах, так и в России. Для России, интегрирующейся в международное сообщество, формирование устойчивой финансовой инфраструктуры становится приоритетной задачей. Не менее важной задачей является также создание благоприятных условий для превращения российского финансового рынка в ресурсную базу кредитования корпоративного сектора и одновременно эффективный механизм инвестирования частных накоплений, включая пенсионные накопления и резервы. В условиях глобализационных процессов произошли изменения институциональной среды мировой финансовой системы, дискуссионными данные вопросы остаются с 1991 года — момента появления первых статей о финансовой глобализации в мировом сообществе, и с 1998 года в российском экспертном сообществе особенно актуальными стали данные направления после кризиса 2007—2008 годов.

Сравнительная характеристика институтов финансового рынка в зарубежных странах показала, что за последний период развития появились новые финансовые институты, такие как центральный контрагент, мегарегулятор, при этом механизм взаимодействия и функционирования их на российском финансовом рынке не имеет полного научного обоснования (рисунок 2).

США

ФРС; FINRA;KoMHCCHfl по ценным бумагам и биржам; Национальная клиринговая корпорация; Депозитарно-трастовая комиссия;

Электронная фондовая биржа NASDAQ; Нью-Йорская фондовая

7

Бразилия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЦБ, Комиссия по ценным бумагам и биржам; Центральный контрагент; Центральный депозитарий

Канада

ЦБ, Комиссия по ценным бумагам, Комиссия по регулированию рынка ЦБ, Канадская клиринговая корпорация; депозитарий; Фондовая биржа Торонто

Франция

ЦБ, Регулирующий орган в сфере финансовых рынков, Центральный контрагент, Центральный депозитарий, Фондовая биржа

Германия

Бундесбанк (ЦБ); Федеральный регулирующий орган в сфер! финансовых рынков; Центральный контрагент; Центральный депозитарий, Немецкая фондовая биржа

Великобритания

Банк Англии, Управление по финансовому регулиров) надзору; Центральный контрагент; Центральный депозитарий; Лондонская фондов ~ - биржа

Швейцария

ТТТвейттярский национальный банк, Регулирующий орган в сфере финансовых рынков; Центральный контрагент; Центральный депозитарий;

ЦБ, Регулирующий орган в сфере

Центральный контрагент, Центральный депозитарий, Токийская фондовая-

Мегарегулятор - ?

(Financial Supervisory Authority)

Источник: составлено автором

Рисунок 2. Сравнительные характеристики финансовой инфраструктуры зарубежных стран и России в 2012 году

Структура финансового сектора России не выполняет полный спектр функций и не в полной мере отвечает вызовам глобализации, финансовые институты, ориентированные на долгосрочные инвестиции, имеют отно-

30

Сущность, функции и характеристики финансовой инфраструктуры России

сительную слабость и не выполняют стратегическую задачу модернизации российской экономики. Выявлены внутренние факторы низкого уровня институционального развития финансовой инфраструктуры: недоверие инвесторов, недостаточная стабильность и устойчивость российского финансового рынка, волатильность движения капитала и др.

Глобализация финансовых рынков влияет на меры по совершенствованию надзора и регулирования, что подготовило предпосылки внедрения на российском рынке мегарегулятора, консолидирующего функции Банка России и Федеральной службы по финансовым рынкам. Особо остро в данных условиях возникает вопрос устойчивости и надежности институтов финансового рынка и разработки первоочередных мероприятий по повышению конкурентоспособности на мировых рынках (таблица 2).

Таблица 2

Показатели развития финансового сектора в ряде зарубежных стран

в 2003—2010 годах, %

Австралия Китай Германия Япония США

h см ё ° о см и см ё ° о см и см ё ° о см h см ё ° о см и см ё ° о см

Совокупные активы финансового сектора ВВП (см. коммент. 1) 360 382 219 252 365 377 497 508 414 430

Активы банковской системы/совокупные активы финансового сектора 47 52 90 87 69 66 60 61 24 27

Активы страховых компаний и пенсионных фондов/совокуп-ные активы финансового сектора 33 29 5 6 17 18 20 20 29 25

Активы прочих финансовых институтов/со-вокупные активы финансового сектора 21 20 5 7 14 16 20 19 47 47

Непроцентный доход банков/совокупный доход 36 27 20 14 51 45 29 25 42 39

Активы трех крупнейших банков/совокуп-ные активы банковской системы 72 65 64 55 71 75 38 45 29 35

Источник: составлено автором

31

Сущность, функции и характеристики финансовой инфраструктуры России

Важно отметить, что вызовы глобального финансового кризиса заставили власти большинства стран пересмотреть роль, которую играют институты финансовой системы (прежде всего банковской) в экономическом развитии страны. Финансовые кризисы привели к необходимости государственной поддержки и разработки системы мер повышения конкурентоспособности национальных финансовых систем, в результате доминирующая роль стала принадлежать странам, формирующим финансовый капитал и финансовые инструменты. С учетом влияния глобализационных процессов возникает необходимость изменения мировой финансовой архитектуры и разработки комплекса мер по ее финансовой устойчивости, направленных на минимизацию воздействия кризисов на нарушение стабильности участников финансовых рынков.

На основании проведенного исследования целесообразно сделать вывод о том, что на макроуровне финансовая система России представляется более устойчивой, чем в большинстве развитых стран.

Анализ участников финансового рынка показал, что в финансовой инфраструктуре России присутствуют в 2012 году 9 946 участников. Объем финансового рынка отражает сложность измерения емкости и глубины финансовых потоков (таблица 3).

Таблица 3

Показатели развития институтов финансовой инфраструктуры

Показатели 2007 г. 2011 г.

Активы банковской системы, млрд руб. 20 125,1 41 627,5

Доля в ВВП, % 60,5 76,3

Активы страховых компаний, млрд руб. 748,4 959,5 (см.коммент. 2)

Активы брокеров (без учета банков) 316 568,72 396 141,06

Активы микрофинансовых организаций 4 818,36 15 094,51

Активы товарных бирж 20 505,82 54 910,28

Источник: составлено автором по данным СПАРК

Структура финансового сектора России не оптимальна. Финансовые институты, ориентированные на долгосрочные инвестиции, очень слабы. Инвестиционные фонды, мобилизующие ресурсы (в первую очередь мелких частных инвесторов) для инвестиций также слабы и немногочисленны. В значительной мере их рост сдерживался отсутствием адекватного законодательства (в части пенсионных и страховых сбережений), отсутствием достаточного количества профессиональных управляющих компаний. Следует отметить, что в экономически развитых странах в структуре финансового сектора внушительное место занимают страховые компании,

32

Сущность, функции и характеристики финансовой инфраструктуры России

занимающиеся совместно с банками накопительным страхованием. Поэтому они, наряду с негосударственными пенсионными фондами, являются крупными институциональными инвесторами. В России негосударственные пенсионные фонды и страховые компании часто обслуживают интересы финансовых групп, в рамках которых они созданы. Необходимо отметить явный перекос внутренней структуры финансового сектора в сторону банковского сектора, не случайно Россия по уровню развития финансового рынка занимает 36 место в мире (3,4 балла) [11].

На долю тридцати крупнейших банков в 2012 году приходилось более 85% совокупных активов банковской системы. Важно отметить, что вызовы глобального финансового кризиса заставили власти большинства стран пересмотреть роль институтов финансовой инфраструктуры в экономическом развитии. В современных условиях особое внимание уделяется устойчивому развитию финансовых институтов, а также их роли в экономическом развитии государства. Трансформация различных рынков и кризисные явления приводят к перераспределению потоков капитала или к уменьшению части капитала в связи со снижением объемов производства и товарооборота и волатильности капитала (рисунок 3).

Структура рынка капитала в России, % Доля объема торгов по рынкам, %

Рисунок 3. Показатели состояния институтов финансовой инфраструктуры Источник: составлено автором по данным Банка России

В 2008 году доля рынка ценных бумаг (53,58%) сравнялась с долей по банковским кредитам (46,42%), в то время как в 2003 году доля фондового рынка составляла 76,72%.

Вопросы оценки сектора финансовых услуг являются достаточно сложными и рассматриваются в ряде работ, наиболее подробно А. Дамо-

33

Сущность, функции и характеристики финансовой инфраструктуры России

дараном, который отмечает, что ни одна шаблонная модель не в состоянии оценить все фирмы, оказывающие финансовые услуги. При измерении емкости финансовых рынков зачастую проводится оценка денежного рынка (money markets) и рынка капитала (capital markets).

В современных условиях особое внимание уделяется устойчивости финансовых институтов, а также их роли в экономическом развитии государства, а в условиях глобализации собственная конкурентоспособная финансовая система является важнейшим фактором обеспечения полноценного национального суверенитета, который напрямую влияет на позиции России в мире.

Комментарии

1. Совокупные активы финансового сектора включают активы банковской системы и небанковских финансовых посредников.

2. Данные 2010 года.

Литература

1. Ефременко И.Н. Роль международного валютного фонда и Всемирного банка в международной финансовой архитектуре. // Финансовые исследования, 2006. — № 1. — С. 19—25.

2. Медведев Д.А. Строя российско-американские отношения (Washington Post, 31 марта 2009 года).

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 2043-р «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года», раздел 5.

4. Заявление Правительства Российской Федерации № 1472п-П1, Банка России № 01-001/1280 от 05 апреля 2011 года «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года».

5. Выступление Путина В.В. Пленарное заседание Инвестиционного форума «Россия зовёт!», организованного «ВТБ Капитал». Электронный ресурс: президент.рф

6. Совещание по вопросу размещения инфраструктуры Международного финансового центра в России. 29 января 2013 года. Электронный ресурс: правительство.рф

7. Письмо Банка России от 29 июня 2012 года № 94-Т «О документе Комитета по платежным и расчетным системам «Принципы для инфраструктур финансового рынка».

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 года № 910-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002—2004 годы)» (с изменениями и дополнениями).

9. The Wall Street Journal Europe, 27. IV, 1999.

10. The Financial Development Report, 2008.

11. Сайт http://ru.g20russia.ru/

34

Сущность, функции и характеристики финансовой инфраструктуры России

References

1. Efremenko IN The role of the International Monetary Fund and World Bank in the international financial architecture. / / Financial Research, 2006. — № 1. — S. 19—25.

2. Medvedev DA Building a Russian-American relations (Washington Post, March 31, 2009)

3. Order of the Government of the Russian Federation of December 29, 2008 № 2043-r «On the Strategy of development of the financial market of the Russian Federation for the period up to 2020», Section 5.

4. Statement of the Government of the Russian Federation № 1472p-P1, the Bank of Russia № 01-001/1280 from 05 April 2011 «On Banking Sector Development Strategy of the Russian Federation for the period up to 2015»

5. Vladimir Putin’s speech Plenary meeting of the Investment Forum «Russia Calling» organized «VTB Capital». Electronic resource: prezident.rf

6. Meeting on the placement of infrastructure international financial center in Russia. January 29, 2013. Electronic resource: pravitelstvo.rf

7. Letter of the Bank of Russia from June 29, 2012 № 94-T «On paper of the Committee on Payment and Settlement Systems of the «Principles for financial market infrastructures».

8. Order of the Government of the Russian Federation of July 10, 2001 № 910-r «On the program of socio-economic development of the Russian Federation in the medium term (2002-2004)» (with amendments).

9. The Wall Street Journal Europe, 27. IV, 1999.

10. The Financial Development Report, 2008

11. http://ru.g20russia.ru/

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.