Научная статья на тему 'Формирование учетно-расчетной инфраструктуры российского финансового рынка: внутренние интеграционные процессы и место в глобальной фондовой архитектуре'

Формирование учетно-расчетной инфраструктуры российского финансового рынка: внутренние интеграционные процессы и место в глобальной фондовой архитектуре Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
911
523
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ / УЧЕТНАЯ СИСТЕМА / УЧЕТНО-РАСЧЕТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ДЕПОЗИТАРИЙ / РЕГИСТРАТОРЫ/РЕЕСТРОДЕРЖАТЕЛИ / ГЛОБАЛЬНАЯ ФОНДОВАЯ АРХИТЕКТУРА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТР / НАЦИОНАЛЬНЫЙ РАСЧЕТНЫЙ ДЕПОЗИТАРИЙ / ПАРТАД / ДЕПОЗИТАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ВЕДЕНИЮ РЕЕСТРА ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЦЕННЫХ БУМАГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адамова К.Р.

Функционирование институтов финансовых рынков и их взаимодействие в целях реализации основных задач рынка обеспечивается одним из составных элементов этого рынка, а именно инфраструктурой рынка ценных бумаг. Российский рынок ценных бумаг переживает переломный момент формируется централизованная посттрейдинговая инфраструктура. Определяется понятие «учетно-расчетная инфраструктура финансового рынка», анализируется современное состояние этой сферы финансового рынка и формулируются проблемы развития учетно-расчетных институтов российского финансового рынка. Показаны место и роль центрального депозитария и его влияние на уровень развития рынка в целом и на формирование международного финансового центра в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование учетно-расчетной инфраструктуры российского финансового рынка: внутренние интеграционные процессы и место в глобальной фондовой архитектуре»

Рынок ценных бумаг

Удк 336.76(078)

формирование учетно-расчетной инфраструктуры российского финансового рынка: внутренние интеграционные процессы и место в глобальной фондовой архитектуре

Функционирование институтов финансовых рынков и их взаимодействие в целях реализации основных задач рынка обеспечивается одним из составных элементов этого рынка, а именно - инфраструктурой рынка ценных бумаг. Российский рынок ценных бумаг переживает переломный момент - формируется централизованная посттрей-динговая инфраструктура. Определяется понятие «учетно-расчетная инфраструктура финансового рынка», анализируется современное состояние этой сферы финансового рынка и формулируются проблемы развития учетно-расчетных институтов российского финансового рынка. Показаны место и роль центрального депозитария и его влияние на уровень развития рынка в целом и на формирование международного финансового центра в России.

Ключевые слова: инфраструктура рынка ценных бумаг, учетная система, учетно-расчетная инфраструктура, рынок ценных бумаг, центральный депозитарий, регистраторы/реестродержатели, глобальная фондовая архитектура, международный финансовый центр, Национальный расчетный депозитарий, ПАРТАД, депозитарная деятельность, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.

К. Р. АДАМОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга E-mail: adamova_karina@rbcmail. ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Понятие «учетно-расчетная инфраструктура финансового рынка»

Современный финансовый рынок представляет собой сложную многогранную систему, которая порой развивается быстрыми темпами как за счет внутренних ресурсов, так и за счет формируемых внешних условий и стимулов. Костяк любой экономической системы составляет ее инфраструктура, которая позволяет бесперебойно функционировать и развиваться. Таким образом, функционирование финансового рынка связано с осуществлением его участниками различных видов профессиональной деятельности на рынке, в частности деятельности по управлению активами, брокерской деятельности по выполнению поручений клиента по покупке или продаже ценных бумаг, депозитарной деятельности по хранению ценных бумаг и учету прав на них. Функционирование институтов финансовых рынков и их взаимодействие в целях реализации основных задач рынка обеспечивается одним из составных элементов этого рынка, а именно инфраструктурой рынка ценных бумаг.

При этом инфраструктура рынка ценных бумаг может быть определена в качестве специализированной организации, обеспечивающей деятельность профессиональных участников на финансовых рынках и оказывающей последним необходимые услуги. Инфраструктура рынка ценных бумаг включает в себя системы регулирования рынка, депозитарно-регистраторскую систему (учетную систему), расчетно-клиринговую систему, биржевые и внебиржевые торговые системы, информационные и кадровые системы и агентства. В расширенном понимании сюда также можно включить аудиторскую инфраструктуру, информационную инфраструктуру (рейтинговые и информационные агентства), производителей специализированных информационных программных продуктов.

Учетная система представляет собой целую финансовую «подотрасль», которая учитывает права на ценные бумаги как на имущество и права кредиторов к должникам, закрепленные ценными бумагам во всей их сложности. Под учетной системой на рынке ценных бумаг понимается совокупность учетных институтов: организаций, осуществляющих депозитарную деятельность, а также организаций, осуществляющих деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг1.

В последние годы наблюдался стремительный рост вложений денежных средств в ценные бумаги. Это, прежде всего, связано как с общим ростом финансовых ресурсов у всех субъектов рыночной экономики, так и с глобальной переориентацией свободных финансовых ресурсов из других секторов финансового рынка в сферу ценных бумаг. Такое явление обусловлено значительным прогрессом технологий и инфраструктуры фондового рынка, что делает вложение средств в ценные бумаги и управление ими более простым, доступным и эффективным.

Принимая во внимание указанные тенденции на современном рынке, основной акцент делается на создание и развитие систем, связанных с учетом прав на ценные бумаги. Необходимо отметить, что права на ценные бумаги как на имущество и права кредиторов к должникам, закрепленные ценными бумагами, учитываются во всей своей сложности институтами учетной системы.

1 См. ст. 2.1 Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации (утв. постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.10.1997 № 36). Доступ из справ.-правовой системы «КонультантПлюс».

В зависимости от национальных традиций, конкретного устройства, особенностей законодательства и экономической нормативной лексики у элементов этой «подотрасли» могут быть различные наименования (депозитарии, кастодианы, регистраторы, трансфер-агенты и проч.). Для обобщения всех подобных институтов (и их функций) и было введено понятие «учетная система»2 (далее - УС РЦБ).

Задача УС РЦБ - выступать «свидетелем», подтверждающим наличие и характер правоотношений, в которые вступают субъекты гражданского оборота по поводу ценных бумаг (речь идет об отношениях, связанных с правами, закрепленными ценными бумагами, и с правами на ценные бумаги как на имущество). Причем подтверждение, осуществляемое УС РЦБ, является превалирующим в системе доказательств по отношению ко всем другим способам подтверждения.

Эта задача выражена в следующих двух основных (квалифицирующих) функциях:

1) подтверждение прав кредиторов, закрепленных в ценных бумагах,

2) подтверждение прав собственности (и иных вещных прав) на ценные бумаги как на имущество.

С этой точки зрения любое лицо, выполняющее эти функции, осуществляет депозитарную деятельность и именуется «депозитарием».

Выполняя указанные функции, УС РЦБ оказывает участникам рынка ценных бумаг (кредиторам, должникам, собственникам и прочим) услуги, связанные со свидетельствованием наличия и характера правоотношений по поводу ценных бумаг. В широком понимании функции, выполняемые учетной системой в целом и ее элементами в отдельности, составляют одну из ключевых сторон депозитарной деятельности, определяемую как деятельность по хранению ценных бумаг и/или учету прав на них. Поэтому представляется вполне правомерным говорить о любой организации, выполняющей функции учетной системы на рынке ценных бумаг или ее элемента как о депозитарии.

В настоящий момент в России к таким институтам относятся реестродержатели и депозитарии. Объединение их под общим названием «учетная система» помогло осознать простую истину, что, несмотря на все различия между депозитариями и регистраторами, общего у них больше.

2 См. доклад «О концептуальных подходах к месту и роли депозитарной деятельности на современном рынке ценных бумаг» от 01.07.1997 // Депозитариум. 1997. № 1.

Необходимость развития УС РЦБ связана с тем, что в настоящий момент в странах с развитым финансовым рынком весь оборот или, по крайней мере, подавляющая часть оборота ценных бумаг происходит в безналичной форме, и следовательно, институты, регистрирующие этот оборот и фиксирующие права на ценные бумаги, находятся на высоком уровне развития.

Россия в этом отношении не может быть исключением, и если у нашей страны есть желание того, чтобы наш финансовый рынок соответствовал лучшим образцам, и более того, чтобы на его базе был сформирован мировой финансовый центр, то построение эффективной УС РЦБ является необходимостью.

Только ли регистраторы и депозитарии входят в УС РЦБ? И правильно ли отделять расчетную инфраструктуру от УС РЦБ? - Это дискуссионные вопросы.

Расчеты по каждой сделке, заключенной на финансовом рынке, состоят из двух частей: из расчетов по ценным бумагам и расчетов по денежным средствам. На взгляд автора, невозможно разделять учетную и расчетную инфраструктуру, так же как невозможно разделить и две составляющие расчетов по сделкам на финансовом рынке.

В этой связи целесообразно говорить о такой подотрасли финансового рынка, как учетно-рас-четная инфраструктура финансового рынка, которая, по сути, является не только совокупностью учетных институтов (депозитариев и регистраторов), но и совокупностью клиринговых организаций.

современное состояние учетно-расчетной инфраструктуры российского финансового рынка

Современная учетно-расчетная инфраструктура российского рынка находится на историческом рубеже.

Законодательно предпринято максимальное количество усилий для преобразования этого действующего неподъемного сегмента инфраструктуры финансового рынка в централизованную систему, соответствующую всем мировым стандартам развитых рынков. Далее уже сам рынок будет стимулировать развитие технологий.

За 2010-2011 гг. было принято несколько значимых законодательных актов.

Во-первых, это Федеральный закон от 07.12.2011 № 414-ФЗ «О центральном депозитарии» (далее -Закон «О центральном депозитарии»).

Во-вторых, это Федеральный закон от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности».

В-третьих, это Федеральный закон от 21.11.2011 № 325-Ф3 «Об организованных торгах».

Первоначальная реакция на Закон «О центральном депозитарии» была неоднозначной. Многие специалисты говорили о расколе рынка. Особенно это мнение поддерживалось в рядах профучастников - членов ПАРТАД3.

Этот закон фактически ввел монополию на обслуживание биржевых расчетов и взаимодействие с реестрами в качестве номинального держателя. И возмущение многих регистраторов и депозитариев, теряющих таким образом определенную (или для многих существенную) часть бизнеса, было связано именно с ограничением конкуренции в области предоставления их профессиональных услуг. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) этого не отрицала, однако это ведомство предпочло занять выжидательную позицию и занялось мониторингом результатов внедрения данного закона.

При всем этом нельзя отрицать значительный плюс данного закона: он упрощает выход иностранных инвесторов на российский фондовый рынок и совершенствует биржевую инфраструктуру.

Ситуация с выходом депозитария Ситибанка из состава членов ПАРТАД в 2012 г. вскрыла противоречие, заложенное в саморегулируемой организации, объединяющей профучастников рынка с различными бизнес-интересами. Два института учетной системы - регистраторы и депозитарии -регистрируют/учитывают права собственности инвесторов, кроме того, по сложившейся практике регистраторы, так же как и депозитарии, проводят расчеты с инвесторами, получая от этого значительный доход, который недополучают депозитарии. Закон «О центральном депозитарии» отнимает у регистраторов право проводить расчеты с инвесторами, монополизируя право открывать счет номинального держателя только одному депозитарию -центральному.

Можно спорить о том, существует ли конфликт интересов между двумя данными профучастниками учетной системы или нет, однако крупные

3 ПАРТАД - Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев.

регистраторы уже давно обсуждают необходимость создания собственного профессионального объединения. Крупнейшие регистраторы «Статус» и «ВТБ Регистратор» при поддержке ЗАО «Национальный расчетный депозитарий» (ЗАО НРД) планируют создать отдельную организацию на базе СРО «Национальная фондовая ассоциация» (НФА). Ни «Статус», ни «ВТБ Регистратор», ни ЗАО НРД не являются членами ПАРТАД.

Принятие Закона «О центральном депозитарии» повлекло за собой дальнейшую детальную работу Минфина России над порядком присвоения статуса центрального депозитария. В июне 2012 г. вступил в силу документ, регулирующий этот вопрос4.

В соответствии с указанным документом ФСФР России должна будет принять решение о присвоении статуса центрального депозитария или отказе в присвоении в течение 4 мес. с даты подачи заявления от соискателя. Согласно документу соискатель должен представить в ФСФР России вместе с заявлением более 100 документов (копии трудовых книжек лиц из органов управления, список акционеров и справку о наличии аффилированное™ между ними, перечень эмитентов, в реестрах которых открыты счета номинального держателя и т. д.). Все документы должны быть представлены на бумажном носителе.

ФСФР России вправе отказать соискателю в получении статуса в случае его несоответствия требованиям Закона «О центральном депозитарии», в случае обнаружения недостоверных (неполных) сведений в предоставленных документах, в случае несоответствия поданных документов требованиям законодательства, а также в случае наличия действующего статуса центрального депозитария у иного лица.

При получении статуса центрального депозитария соискатель должен не позднее 1 декабря представить план работы на следующий год и привести свою деятельность в соответствие с Законом «О центральном депозитарии».

Условия приостановления и аннулирования статуса центрального депозитария планируется вводить на законодательном уровне.

Следующим документом в нормотворческом процессе, последовавшем за принятием Закона «О центральном депозитарии», стал приказ ФСФР России от 15.03.2012 № 12-13/пз-н «Об утверждении

4 Об утверждении Порядка присвоения статуса центрального депозитария: приказ Минфина России от 13.04.2012 № 46н (зарег. в Минюсте России 23.05.2012 № 24289).

Дополнительных требований к порядку формирования комитета пользователей услуг центрального депозитария и Требований к Положению о комитете пользователей услуг центрального депозитария». Комитет пользователей услуг центрального депозитария - это институт, через который клиенты -депоненты центрального депозитария смогут повлиять на принятие таких документов, как условия осуществления депозитарной деятельности, тарифы на услуги и т. д.

Помимо этого ФСФР России ведет работу по разработке и утверждению квалификационных требований к специалистам финансового рынка, работающим в организации, осуществляющей деятельность центрального депозитария, а также требований к системе управления рисками, внутреннему контролю в центральном депозитарии и к административному регламенту по присвоению статуса центрального депозитария.

Банком России на своем сайте был опубликован проект указания о требованиях к кредитным организациям и иностранным банкам, в которых центральный депозитарий был вправе размещать денежные средства. В частности, такие организации должны иметь международный рейтинг долгосрочной кредитоспособности на ниже ВВВ - по классификации агентств Fitch Ratings или Standard & Poors, либо не ниже уровня Ваа3 по классификации агентства Moody's Investors Service. При этом данная организация должна быть учреждена в стране, имеющей по классификации экспортных кредитных агентств, участвующих в соглашении стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Об основных принципах предоставления и использования экспортных кредитов, имеющих официальную поддержку», страновую оценку 0 или 1. Также такой банк должен выступать как международная централизованная система учета прав на ценные бумаги или расчетов по ним или как центральный депозитарий в соответствии с законодательством страны происхождения, либо осуществлять расчеты по ценным бумагам по результатам торгов на иностранных фондовых биржах или иных регулируемых рынках, либо осуществлять клиринг по результатам этих торгов. Центральный депозитарий вправе размещать средства и в банках стран СНГ, если они выступают центральными депозитариями по законодательству этих стран.

За прошедшее время (с момента появления первого депозитария на российском рынке и до

принятия Закона «О центральном депозитарии») на российском рынке сформировался единственный институт, который и без принятия закона участниками рынка воспринимался как центральный депозитарий. Таким институтом считается ЗАО НРД - депозитарий, «выросший» из депозитарного подразделения ММВБ, изначально созданного для обслуживания счетов профучастников - членов биржи ММВБ, где учитывались государственные ценные бумаги.

Закрытое акционерное общество «Национальный расчетный депозитарий» в августе 2012 г. подало документы в ФСФР России на присвоение статуса центрального депозитария. Рынок находится в ожидании решения.

Проблемы развития учетно-расчетных институтов финансового рынка

Если в настоящий момент попытаться выделить и сформулировать основные проблемы развития учетно-расчетных институтов, то будет необходимо обратиться исключительно к тем из них, которые связаны с вступлением в силу нового законодательства в период с 2010 по конец 2012 г.

Первая и, наверное, основная проблема связана с деятельностью регистраторов.

Здесь основной вопрос состоит в конфликте интересов двух учетных институтов (депозитариев и регистраторов), который сильно обострился в связи с введением института центрального депозитария, для которого введена монополия на открытие счетов номинального держателя в реестрах по большому количеству ценных бумаг. Таким образом, в связи с сокращением круга клиентов, а также в связи с введением определенных процедур взаимодействия между регистратором и центральным депозитарием регистраторы вынуждены расширять спектр предоставляемых услуг, пересматривать концепцию ведения собственного бизнеса и своего позиционирования на рынке, фактически заново самоутверждать свое место в учетной системе финансового рынка.

Регистратор по-прежнему является неотъемлемой частью централизованной инфраструктуры.

Предложенная Правительством РФ концепция построения в России международного финансового центра предполагает создание централизованной системы учета. А любая централизованная система (не обязательно финансовая) должна иметь некое ядро. И вот таким ядром системы учета и расчетов

станет центральный депозитарий. И это верно, так как именно такая система, во-первых, позволит российскому финансовому рынку приблизиться к международным финансовым стандартам, во-вторых, обеспечит быстрые и эффективные расчеты в рамках одной операционной подсистемы и, в-третьих, увеличит free float и, как следствие, ликвидность и привлекательность отечественных ценных бумаг. Но это в будущем, а в настоящий момент такую систему нужно построить, отладить операции и протестировать. Во время такого строительства должны быть учтены интересы всех без исключения его участников: и брокеров, и инвесторов, и учетно-расчетных институтов. Однако в этой работе нельзя забывать о другом участнике финансовой системы, а именно о клиентах регистратора - эмитентах.

Основная функция представителей инфраструктуры - это функция посредника на рынке ценных бумаг, посредника, являющегося связующим звеном между одними из основных участников рынка -эмитентом и инвестором. Поэтому основная задача в настоящий момент - это построить эффективную операционную модель с опорой на существующую и разрабатываемую законодательную базу.

Что же позволит регистраторам остаться на рынке?

Следует отметить, что помимо регистратора на российском рынке нет института, который бы работал с эмитентами непосредственно, знал их запросы, требования и уровень необходимого сервиса, выполнял их указания, делал для них работу, связанную с ведением и хранением реестра эмитента, обслуживанием собраний акционеров, проведением корпоративных действий, вел работу с зарегистрированными лицами, особенно с миноритарными акционерами. Ведь в основе деятельности регистратора находится индивидуальный подход к каждому клиенту.

Соответственно, такая инфраструктурная единица, как регистратор, необходима рынку, иначе цепочка взаимодействия «эмитент - регистратор -центральный депозитарий - депозитарий - брокер -инвестор» может быть нарушена, что, как следствие, приведет к сбоям и даже к блокировке работы всей инфраструктуры.

Говоря о централизованной системе расчетов, хочется отметить, что появление на рынке центрального депозитария - это новые правила игры, к которым все участники должны приспособиться, где регистратор и его клиент - эмитент становятся

полноправными участниками централизованной системы расчетов, в которой они должны совместно работать и взаимодействовать с другими участниками рынка, настроить операционные системы и начать в них работать согласно Закону «О центральном депозитарии».

Понимая особенности и роль регистратора в современной инфраструктуре, ведущие регистраторы активно участвуют в деятельности рабочей группы ЗАО НРД и ПАРТАД по организации операционного и электронного взаимодействия будущего центрального депозитария и регистраторов.

Вернемся к взаимодействию центрального депозитария и регистратора. Эти два института являются взаимодополняющими институтами, при этом центральный депозитарий выступает операционным центром и местом расчетов биржевых операций для биржевой инфраструктуры. Регистратор же является центром предоставления различных услуг эмитентам и их акционерам, которые активно не торгуют своими ценными бумагами, а долгосрочно хранят их на своих лицевых счетах либо просто какое-то время не используют в торговле.

Несмотря на то, что в законодательстве существуют отдельные нормы, которые могут быть свободно истолкованы участниками рынка, в качестве приоритетных вопросов, требующих внимания в текущей перспективе, можно выделить следующие:

- унификация операционных стандартов для всех участников рынка;

- формирование четких инструкций в отношении технической реализации операций;

- утверждение процедуры проверок;

- обеспечение оперативного взаимодействия при проведении корпоративных действий.

Детальная проработка данных вопросов на уровне нормативного регулирования способна значительно повысить эффективность и устойчивость рассматриваемой системы, обеспечить эффективное и комфортное взаимодействие регистратора и тех представителей российского фондового рынка, которые «приносят» на него и ликвидность, и деньги.

Отлаживая систему в соответствии с критериями, прописанными в законодательных актах, возможно, потребуется внесение изменений в текущее законодательство и доработка только что вступивших в силу документов. Потребуются дополнительные подзаконные акты, которые смогут помочь выстроить систему таким образом, чтобы она могла нормально функционировать.

Поэтому особое внимание следует обратить на четкое описание процессов в принимаемых документах. К примеру, недостаточно ясным моментом является доступ эмитента к информации из реестра. В настоящий момент в законодательной базе этот вопрос прописан достаточно витиевато и сложно. Почему сам эмитент, ответственный за своих акционеров, занимающийся корпоративными вопросами, не имеет права получать информацию обо всех своих акционерах в любой момент.

Кроме того, существует вопрос о своевременном предоставлении информации по раскрытию конечных владельцев эмитентам. В соответствии с текущей версией законодательства эту информацию может предоставить эмитенту, с одной стороны, регистратор (по аналогии с раскрытием сведений по ценным бумагам), а с другой (если записи не совпадают) - центральный депозитарий. И что же делать эмитенту в такой ситуации? В любой централизованной системе для слаженной работы должна быть одна точка входа и одна точка выхода. Как в этом случае эмитент должен перестроить свою систему и свою работу? Хочется верить, что рынок сформирует условия для создания такой операционной системы, которая позволит регистратору работать с эмитентом, а эмитенту - получать информацию из одного источника (от регистратора).

Если этого не произойдет, то центральный депозитарий станет второй сервисной организацией для эмитента. Нужно ли это рынку? Ведь это приведет к концентрации всех операций и всех рисков на одном участнике. Необходимо отметить, что на рынке уже сложилась оптимальная модель, которую необходимо лишь откорректировать.

Все это наглядно демонстрирует, что дополнительная «настройка» законодательства крайне необходима, ведь проведение корпоративных действий без нарушений - это безусловная обязанность регистраторов, которую никто не отменял.

Нужно отметить, что за прошедший период развития российского финансового рынка от начала 1990-х гг. до текущего исторического момента создания института центрального депозитария участниками рынка был сделан колоссальный рывок, который развитые экономики делали за столетия. По сравнению с преодоленными проблемами решение текущих вопросов выглядит намного проще.

В части развития электронного документооборота между регистратором и эмитентом уже подготовлен и обсуждается профессионалами рынка

законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Законопроект предоставляет возможность проведения ряда процедур, связанных с подготовкой и проведением общего собрания акционеров, в электронной форме. Он предполагает создание в акционерном обществе системы электронного взаимодействия, которая представляет собой совокупность правил, организационных мер и программно-технических средств, включая средства криптографической защиты информации. О создании системы электронного взаимодействия организатор системы электронного взаимодействия (общество или регистратор) обязан уведомить всех акционеров. Система электронного взаимодействия призвана обеспечить возможность проведения ряда процедур, связанных с подготовкой и проведением общего собрания акционеров.

Еще одна из текущих проблем - это проблема соответствия стандартов депозитарной деятельности национального центрального депозитария российского рынка международным депозитарным системам. Вопрос об открытии российского рынка международным депозитариям, глобальным касто-дианам и расчетным системам уже не обсуждается, закон «О центральном депозитарии» установил необходимость открытия счетов зарубежным операторам. В связи с этим НКО ЗАО «Национальный расчетный депозитарий» создало международный консультационный комитет (International consulting committee, ICC) в качестве консультативного органа, ориентированного на разработку предложений и рекомендаций по развитию посттрейдинговой инфраструктуры российского финансового рынка. В настоящий момент в состав комитета входят восемь высокопоставленных представителей крупных иностранных компаний, которые осуществляют операции на российском рынке: JP Morgan Chase, UBS Investment Bank, BNP Paribas Securities Services, Nomura Securities, SEB, Bank of New York Mellon, KBC Securities, Pictet & CIE. Данный комитет обсуждает вопросы открытия счетов номинального держания, стандарты и практику проведения корпоративных действий, а также механизмы выплаты дивидендов и вопросы налогообложения. Рассматривается целесообразность развития технологий расчетов в рублях по сделкам иностранных инвесторов с российскими ценными бумагами, в том числе через систему БЭСП, как одного из условий повышения привлекательности национального рынка.

Одним из основных вопросов является вопрос конкуренции, который также заставляет «бурлить» участников рынка.

Федеральная антимонопольная служба высказывала свои замечания в ходе обсуждения проекта закона «О центральном депозитарии». Однако они остались без внимания, и ФАС России стала проводить выжидательную политику. Уполномоченные лица высказывали мнение, что ФАС России может вернуться к вопросу о центральном депозитарии в случае, если реализуются риски, нарушающие конкурентную среду на рынке депозитарных услуг. После принятия закона ФАС России будет наблюдать за его реализацией. В случае если возникнут риски, связанные с ограничением конкуренции, тогда уже ФАС России будет принимать решение о дальнейших действиях.

До принятия закона ФАС России выступала с предложением изменить законопроект о центральном депозитарии, запретив ему открывать номинальные счета депо владельцев ценных бумаг. По мнению ФАС России, рядовые депозитарии не выдержат конкуренции с центральным, если в законопроекте не будет учтено предложение службы.

Если же обратиться к опыту развитых стран с эффективно работающим антимонопольным законодательством (а именно, рынок США), то даже при чрезвычайно консервативном подходе Антимонопольный орган США принял решение о том, что, несмотря на имеющееся ограничение конкуренции создание и функционирование DTC (центрального депозитария США) обосновано и оправдано рынком, и его наличие (и ограничение конкуренции в этом случае) будет иметь больший синергетический эффект для развития рынка, чем его отсутствие.

Место и роль центрального депозитария и его влияние на уровень развития рынка в целом и на формирование МФЦ в России

Совершенной модели инфраструктуры, устраивающей всех участников рынка, не существует -это факт. На каждом рынке сложились системы, сформировавшиеся с учетом страновой специфики, исторических факторов и т. д. В любой из них есть свои «плюсы» и «минусы». Но процесс интеграции рынков капитала диктует свои условия. Для эффективного взаимодействия на международном финансовом рынке необходим определенный набор

соответствий локальных рынков. Разработкой этих соответствий, а также определением подходов и рекомендаций для участников рынка занимаются различные международные организации, ассоциации и объединения. Среди них можно выделить Group 30, ECSDA, IOSCO, ISSA, The Giovannini Group, BIS, CPSS, ECB и др.

Если попытаться определить место и роль центрального депозитария в инфраструктуре финансового рынка, то согласно рекомендациям международных профессиональных объединений и групп специалистов (в частности, Группы 30) можно говорить о финансовом институте с определенным функционалом.

Центральный депозитарий, прежде всего, должен проводить расчеты по сделкам с ценными бумагами и оказывать дополнительные услуги, связанные с хранением и содействием реализации прав по учитываемым ценным бумагам. Также центральный депозитарий может осуществлять клиринговую деятельность там, где клиринг и расчеты проводятся одной центральной организацией. Основные виды деятельности центрального депозитария с точки зрения мирового опыта можно классифицировать следующим образом:

- хранение документарных ценных бумаг как в собственных хранилищах, так и в других центральных депозитариях, кастодиальных банках и у трансфер-агентов;

- поддержание и управление компьютеризованной системой по учету ценных бумаг и денежным расчетам, которая может быть связана с банками и/или другими расчетными системами по денежным средствам на ежедневной или внутридневной основе. Списание и зачисление проводятся по счетам участников и одновременно в соответствующих записях учета, отражающих положение всех активов;

- ведение денежных счетов клиентов и осуществление мультивалютных переводов в соответствующей национальной валюте, если законодательство и регулирующие органы позволяют осуществлять такую деятельность;

- поставка или перевод ценных бумаг против одновременного платежа в соответствии с поручением клиента;

- сбор и распределение дивидендов, процентных доходов и сумм от погашения ценных бумаг от имени клиентов на их счета;

- выполнение функций номинального держателя для клиентов по именным ценным бумагам, принятым на учет центральным депозитарием;

- поддержание отношений/связей с центральными депозитариями на других рынках, выраженных в односторонних или двухсторонних договорах, для проведения международных операций участников.

Централизованная система необходима, но механизмы ее формирования могут быть абсолютно разными.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Россия уже находится перед фактом необходимости централизации учетно-расчетной системы, и существование центрального депозитария уже становится реальностью, подтверждением чего является принятие Закона «О центральном депозитарии».

Этот закон ознаменовал собой новый этап развития расчетно-учетной инфраструктуры рынка ценных бумаг - этап упрощения расчетов, повышения эффективности учета, снижения рисков и издержек всех его участников.

Он определил правовой статус центрального депозитария, требования к нему и к осуществляемой им деятельности, к функциям и основам взаимодействия с иными участниками рынка ценных бумаг. Одновременно был принят и так называемый «закон - спутник» - Федеральный закон от 07.12.2011 № 415-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О центральном депозитарии», который внес изменения в несколько федеральных законов:

- в Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» - в части установления порядка составления списка лиц, имеющих право на участие в собрании, получение дивидендов, выплаты дивидендов владельцам ADR/GDR;

- в Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон «О рынке ценных бумаг) - в части установления перечня и режимов счетов, общих правил осуществления деятельности на рынке ценных бумаг, требований к обеспечению конфиденциальности информации;

- в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» - в части исключения средств, находящихся на специальном банковском счете центрального депозитария, из конкурсной массы;

- в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» - в части запрета списания и ареста ценных бумаг, учитываемых на лицевых счетах номинальных держателей.

Основные новеллы нового регулирования. Появление на рынке ценных бумаг центрального депозитария. В российское законодательство введено понятие «центральный депозитарий» - это небанковская кредитная организация, которой присвоен статус центрального депозитария. Присваивать статус центрального депозитария будет ФСФР России в порядке, установленном Минфином России.

Законодатель наделил центральный депозитарий следующими функциями, которые призваны обеспечить стабильность и открытость российского фондового рынка:

1) осуществление функций расчетного депозитария;

2) осуществление функций номинального держателя в реестрах владельцев ценных бумаг эмитентов, обязанных в соответствии со ст. 30 Закона «О рынке ценных бумаг» осуществлять раскрытие информации в форме существенных фактов;

3) осуществление функций номинального держателя в реестрах владельцев инвестиционных паев или ипотечных сертификатов, если правилами доверительного управления предусмотрена возможность их публичного обращения;

4) открытие счетов депо иностранного номинального держателя иностранным организациям, которые являются международными централизованными системами учета прав на ценные бумаги и (или) расчетов по ценным бумагам либо центральными депозитариями, осуществляющими расчеты по ценным бумагам по результатам торгов на иностранных биржах, иных регулируемых рынках или клиринга;

5) хранение облигаций на предъявителя с обязательным централизованным хранением, допущенных к публичному обращению.

Центральный депозитарий, осуществляя депозитарную деятельность в полном объеме, также вправе открывать и вести счета, которые не предназначены для учета прав на ценные бумаги, в том числе эмиссионный счет и счет неустановленных лиц.

Также закреплено право центрального депозитария осуществлять клиринговую деятельность, право присваивать международные идентификационные коды (КГК) российским ценным бумагам и оказывать услуги по раскрытию информации эмитентами, управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов и иными лицами.

В целях обеспечения реализации центральным депозитарием возложенных на него функций и эффективности новой модели рынка ценных бумаг законодатель установил обязанность акционерных обществ не позднее 01.01.2013 заключить с регистратором договор на ведение реестра владельцев эмиссионных именных ценных бумаг. Ранее обязательность ведения реестра регистратором была установлена только для акционерных обществ с числом акционеров более 500. Для этих же целей должна быть введена в работу и электронная форма взаимодействия и обмена информацией между центральным депозитарием, его депонентами и регистраторами. Однако Закон «О центральном депозитарии» предусматривает лишь общие требования к формату электронного взаимодействия (процедуру информационного и операционного обмена информацией в деталях предполагается регламентировать в подзаконных нормативно-правовых актах). И эти вопросы в настоящий момент являются предметом работы специальной рабочей группы ПАРТАД.

Создание центрального депозитария сопряжено с реформированием всего финансового рынка России в соответствии с концепцией создания мирового финансового центра.

Изменение порядка осуществления деятельности профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Необходимо отметить, что с принятием ранее указанных нормативных документов в значительной степени меняется порядок осуществления депозитарной деятельности, а также порядок ведения реестров владельцев эмиссионных именных ценных бумаг.

Депозитарная деятельность. Установлено, что с 01.07.2012 лицевой счет номинального держателя в реестре может быть открыт только депозитарию, тогда как ранее эта возможность была и у брокеров. Судьба уже открытых на текущий момент счетов номинальных держателей законом не предопределена. При этом только центральному депозитарию может быть открыт счет номинального держателя в реестрах владельцев ценных бумаг эмитентов, обязанных раскрывать информацию.

Также законом установлены ограничения, связанные с недопущением участия центрального депозитария в торгах. Прочими видами деятельности центрального депозитария могут быть клиринговая деятельность и сопутствующие услуги типа раскрытия информации о клиентах. Деятельность в части,

которая не регулируется особо, осуществляется в рамках общих требований к депозитариям.

Новшествами являются:

- запрещение прямого взаимодействия центрального депозитария с клиентами-непрофессионалами;

- изменения номенклатуры счетов депо.

Так, упразднен счет залогодержателя. Все

бумаги теперь должны находиться на счетах собственников с записью об обременениях. Заложенные ценные бумаги в тайне продать не удастся, запись об обременении никто не отменял.

Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Законом «О центральном депозитарии» предусмотрен также и совершенно новый механизм проведения регистратором операций в реестре по списанию/зачислению ценных бумаг по лицевому счету номинального держателя центрального депозитария.

Во-первых, установлена система встречных поручений, т. е. списание ценных бумаг со счета центрального депозитария осуществляется только при представлении поручения о списании и соответствующего поручения лица, на счет которого должны быть зачислены списываемые ценные бумаги, о зачислении. Аналогичный порядок установлен и для операций по зачислению ценных бумаг на счет центрального депозитария. И в любом случае поручение центрального депозитария должно содержать указание на владельца (доверительного управляющего) этих ценных бумаг. Тем самым законодатель сделал невозможным анонимное владение и совершение операций с бездокументарными ценными бумагами на организованном рынке.

Во-вторых, законом в целях обеспечения окончательности записей по лицевому счету номинального держателя центрального депозитария в реестре при каждой операции с ценными бумагами по этому лицевому счету установлена обязательность проведения сверки данных по ценным бумагам между центральным депозитарием и регистратором. Если данные не совпадают, правильными будут признаваться данные предыдущей сверки. При этом регистратор, представляя информацию о ценных бумагах эмитенту или акционерам, обязан представить данные только после подтверждения центральным депозитарием, либо центральный депозитарий сам вправе предоставить такие сведения эмитенту при расхождении его данных и данных регистратора. Таким образом, если ранее истиной в последней

инстанции для эмитента был регистратор, то в настоящий момент - центральный депозитарий.

Претерпели изменения также и сроки, в том числе порядок их исчисления, проведения регистратором в реестре отдельных операций.

Обеспечение конфиденциальности информации. Законом «О центральном депозитарии» предусмотрены общие требования по защите информации о счетах и об операциях клиентов центрального депозитария. В то же время в Закон «О рынке ценных бумаг» были внесены изменения, определяющие ограниченный круг лиц, которым может быть предоставлена информация по лицевым счетам/счетам депо.

Информация о лице, которому открыт лицевой счет (счет депо), а также информация о принадлежащих ему ценных бумагах также может быть предоставлена и эмитенту, но только в целях исполнения им требований законодательства РФ. Таким образом, эмитент должен будет обосновать необходимость получения информации со ссылкой на нормы законодательства РФ. Ранее эмитент вправе был получать информацию из реестра в неограниченном объеме.

раскрытие информации о конечных бенефициарах ADR/GDR, выпущенных на акции российских эмитентов. Одним из наиболее важных нововведений является возложение обязанности на держателей ADR/GDR, выпущенных на акции российских эмитентов, по раскрытию конечных владельцев бумаг. В соответствии с новым законодательством от раскрытия данной информации зависит возможность реализации права голоса на собрании (подп. 7, 8 ст. 8.4 Закона «О рынке ценных бумаг») и права на получение дивидендов (п. 5 ст. 43 Закона «Об акционерных обществах»).

В соответствии с новым законом в список лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, включается лицо, которому открыт счет депозитарных программ, - держатель ADR/GDR. При этом для реализации права голоса и получения дивидендов ему необходимо предоставить эмитенту информацию о конечных владельцах ADR/GDR в порядке, установленном нормативными актами ФСФР России. Действующее законодательство РФ не содержит норм, регламентирующих порядок, сроки и объем предоставления информации о конечных владельцах ADR/GDR, процедуру представления и сверки указаний по голосованию и внесению изменений в список лиц.

интеграционные процессы и тенденции развития учетно-расчетных институтов

Основные интеграционные процессы, которые происходили в последние годы на российском рынке и затрагивали основных операторов торговой и учет-но-расчетной инфраструктуры, в настоящий момент уже завершаются. Эти два процесса проходили публично, и каждый специалист рынка знает о них:

- первый процесс - объединение бирж РТС и ММВБ;

- второй процесс - объединение посттрейдин-говых систем этих двух групп.

Так, конец 2012 г. должен был ознаменовать завершение указанных интеграционных процессов.

Необходимо отметить, что в связи с тем, что ЗАО НРД летом 2012 г. подало заявку на присвоение ему статуса центрального депозитария, второй процесс представляется для рынка более значимым. Этот процесс подразумевает интеграцию трех крупных профучастников рынка: ЗАО НРД, ЗАО ДКК и НКО «Расчетная палата РТС» (ЗАО) (рис. 1). Процесс интеграции проходит в соответствии со стратегическими инициативами групп ММВБ и РТС по созданию объединенной биржи.

Цель интеграции - повышение эффективности и конкурентоспособности российской посттрей-динговой инфраструктуры, создание на базе объединяемых компаний центрального депозитария России - лидирующего депозитарного расчетного института на российском фондовом рынке.

Объединенная компания - ЗАО НРД. В ходе интеграции ЗАО НРД сначала станет вторым расчетным депозитарием рынков экс-РТС, затем единс-

о

НКО ЗАО НРД

Рис. 1. Интеграция НКО ЗАО НРД, ЗАО ДКК и НКО «Расчетная палата РТС»

твенным расчетным депозитарием и расчетным банком объединенной биржи, а после этого начнет полностью обслуживать как своих клиентов, так и клиентов ЗАО ДКК. В результате гармонизации продуктовых линеек сервисы ЗАО НРД будут дополнены наиболее востребованными сервисами ЗАО ДКК, что позволит сформировать для участников рынка оптимальную линейку услуг.

Корпоративное управление объединенной компанией будет осуществляться на основании базовых принципов, закрепленных в Акционерном соглашении в отношении ЗАО НРД, заключенном 30.06.2011.

Принципы интеграции:

- обеспечение непрерывности бизнеса;

- максимально полный учет интересов клиентов интегрируемых компаний;

- совместная работа компаний;

- прозрачность процесса интеграции;

- коллегиальность принятия решений.

Этапы интеграции. Предполагается, что сначала произойдет операционная интеграция, которую условно можно разделить на 4 основных этапа:

- запуск механизма интеграции;

- перевод расчетного бизнеса ЗАО ДКК в ЗАО НРД (обеспечение обслуживания ЗАО НРД биржевых торгов на рынках экс-РТС);

- начало функционирования в режиме объединенной компании;

- развитие объединенной компании в соответствии с утвержденной стратегией.

Вопрос о юридической интеграции, т. е. решение о продолжении существования ЗАО ДКК в качестве юридического лица, будет решаться после окончания операционной интеграции, когда ЗАО НРД полностью возьмет на себя функции ЗАО ДКК при оказании соответствующих услуг. В конце года планируется окончательно решить вопрос о юридическом статусе ЗАО ДКК, которое останется на рынке, поскольку есть клиенты, которых не будет обслуживать центральный депозитарий: эмитенты, которые сами ведут свои реестры или существуют в форме ЗАО. Кроме того, в ведении ЗАО ДКК будут услуги репозитария, так как этот бизнес слишком рисковый для будущего центрального депозитария.

Основные преимущества интеграции для участников рынка:

- создание единой продуктовой линейки, содержащей наиболее качественные сервисы объединяемых компаний;

- повышение эффективности деятельности и снижение издержек участников рынка за счет перехода на единый интерфейс взаимодействия с расчетным депозитарием и возможности рассчитывать все сделки с единого счета.

В настоящий момент Небанковская кредитная организация закрытое акционерное общество «Национальный расчетный депозитарий» представляет собой крупнейший расчетный депозитарий России, входящий в группу ММВБ-РТС. Закрытое акционерное общество НРД обслуживает биржевые и внебиржевые сделки со всеми видами эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов, а также предоставляет расчетные банковские услуги, включая денежные расчеты по сделкам участников финансового рынка. Эта организация -головной депозитарий, обеспечивающий хранение глобальных сертификатов и депозитарный учет 99 % выпусков корпоративных облигаций, выпусков субфедеральных и муниципальных облигаций. Она обслуживает 100 % сделок на рынке ОФЗ и облигаций Банка России, более 99 % биржевых сделок на рынке корпоративных и региональных облигаций, большинство сделок с акциями, а также сделки с ПИФами и зарубежными ценными бумагами. В соответствии с договорами с Банком России, ЗАО НРД является расчетным центром организованного рынка ценных бумаг (ОРЦБ), кредитной организацией, уполномоченной на осуществление расчетов по кредитным и депозитным операциям Банка России. ЗАО НРД является прямым участником расчетов системы банковских электронных срочных платежей Банка России (БЭСП), выполняет функции Национального нумерующего агентства по России и замещающего нумерующего агентства по СНГ, осуществляя присвоение ценным бумагам международных кодов КШ и CFI. 99,997 % акций ЗАО НРД принадлежит ММВБ-РТС (ММВБ-РТС и остальные акционеры владеют акциями и осуществляют права в отношении ЗАО НРД на условиях акционерного соглашения).

Закрытое акционерное общество «Депозитар-но-Клиринговая Компания» - ведущий российский расчетный депозитарий по акциям. В качестве ключевого звена централизованной расчетно-депозитарной системы ЗАО ДКК предоставляет своим клиентам полный набор услуг современного расчетного депозитария, соответствующий международной практике обслуживания: хранение активов, расчеты и клиринг по сделкам, корпоративные

действия, информационные услуги. Эта организация осуществляет все формы расчетов по ценным бумагам, включая ППП (поставка против платежа), в национальной и иностранной валютах. 97,76 % акций ЗАО ДКК принадлежит ЗАО НРД.

Объединение ЗАО НРД и ЗАО ДКК является логическим продолжением процесса интеграции своих акционеров - биржевых холдингов ММВБ и РТС, которые в декабре 2011 г. образовали единую биржу ММВБ-РТС. Интеграция двух расчетных депозитариев будет способствовать консолидации посттрейдинговой инфраструктуры в России и позволит более эффективно обслуживать расчеты по сделкам с российскими ценными бумагами.

Сроки интеграции ЗАО НРД и ЗАО ДКК. Процесс интеграции предполагает несколько ключевых этапов и дат:

- II квартал 2012 г. - начало выполнения функций расчетного депозитария со стороны ЗАО НРД по рынку Standard, сохранение за ЗАО ДКК функции расчетного депозитария по рынку Standard (T+4) параллельно с ЗАО НРД, а также функции уполномоченного депозитария для торговли на основном рынке ММВБ (Т+0);

- 03.09.2012 - прекращение со стороны ЗАО ДКК исполнения функции расчетного депозитария для рынка Standard, сохранение за ЗАО ДКК функции уполномоченного депозитария для торговли на рынках Standard и основном рынке ММВБ, а также прекращение приема ценных бумаг в качестве средств гарантийного обеспечения сделок. Далее ЗАО НРД становится единственным расчетным депозитарием объединенной биржи для указанных рынков;

- 01.10.2012 - начало оказания ЗАО НРД услуг по расчетам на условиях DVP в валюте («запуск» услуги, аналогичной имеющейся в ЗАО ДКК). Параллельное поддержание двух схем расчетов DVP-НРД и DVP-ДКК;

- 01.12.2012 - прекращение со стороны ЗАО ДКК оказания услуги DVP-ДКК.

С учетом требований, предъявляемых Законом «О центральном депозитарии» к кандидату на статус центрального депозитария, на настоящий момент единственным претендентом на это место является ЗАО НРД, которое соответствует всем требованиям, предъявляемым к кандидату на статус центрального депозитария.

Сроки перевода активов из ЗАО ДКК в ЗАО НРД. Рассматриваемый параметр (срок перевода

остатков ценных бумаг с лицевых счетов ЗАО ДКК на лицевые счета ЗАО НРД в реестрах акционеров (за исключением ценных бумаг ЗАО и эмитентов, осуществляющих ведение реестра самостоятельно, а также ряда других эмитентов, список или критерии которых будет сообщен дополнительно) определяется по формуле

Сроки перевода активов = Т + п, где Т - дата присвоения ЗАО НРД статуса центрального депозитария;

п - количество дней, необходимое для заблаговременного уведомления депонентов о предстоящих переводах.

В связи с обнулением активов ЗАО ДКК в реестрах акционеров все движение активов, связанное с проведением операций в реестрах акционеров (депонирование/выдача), будет производиться через ЗАО НРД.

Предполагается естественное прекращение действия «моста» ЗАО ДКК - ЗАО НРД. Все движение активов между ЗАО НРД и ЗАО ДКК будет осуществляться через основной счет ЗАО ДКК в ЗАО НРД, на котором будут храниться все активы ЗАО ДКК.

Схема ускоренных расчетов, работающая между ЗАО ДКК и депозитариями-корреспондентами, сохранит свое существование параллельно со схемой ускоренных расчетов «ЗАО НРД - депозитарии-корреспонденты», однако перевод активов на счета депо ЗАО ДКК в депозитариях-корреспондентах будет осуществляться с помощью перевода активов с лицевого счета ЗАО НРД на лицевой счет депозитария-корреспондента в соответствующем реестре акционеров. Таким образом, схема расчетов «ЗАО ДКК - депозитарий-корреспондент» может быть несколько медленнее схемы «ЗАО НРД - депозитарий-корреспондент», что должно привести к ее естественному постепенному закрытию.

Одновременно с переводом активов предполагается пересмотр тарифной политики ЗАО НРД и ЗАО ДКК в сторону снижения в целях избежания дополнительной нагрузки на клиентов за переводы активов между счетами депо и торговыми разделами, открытыми в ЗАО НРД и ЗАО ДКК.

Тарифная модель объединенного депозитария. За основу тарифной модели будет взята тарифная модель ЗАО НРД. В рамках предварительного исследования рассматриваются варианты снижения тарифов за хранение акций, а также возможность учета стратегических портфелей ценных бумаг на

разделах длительного хранения. При этом предполагается взимать плату за хранение на данных разделах ежемесячно за каждый выпуск ценных бумаг (с установлением минимальной суммы комиссии, более низкой, чем действующая минимальная плата за хранение ценных бумаг в ЗАО ДКК). Оплату за переводы предполагается взимать по фиксированной ставке за корреспонденцию с разделом длительного хранения, дополнительно к тарифу за соответствующий тип операции. Что касается платы за проведение операций, то она будет носить, как и прежде, фиксированный характер и варьироваться в зависимости от типа операции.

Спектр услуг объединенного депозитария. Работа над развитием спектра услуг ЗАО НРД проводится в нескольких направлениях.

К первой группе сервисов относятся сервисы, переводимые из ЗАО ДКК. Основные интеграционные сервисы - это DVP и обмен информацией с клиентами по SWIFT. В рамках внедрения услуги внебиржевых DVP-расчетов были представлены основные подходы к реализации этой услуги.

Второй набор услуг связан с получением статуса центрального депозитария. Так, например, статус центрального депозитария открывает возможность обслуживания счетов иностранных номинальных держателей. В ЗАО НРД это центральные депозитарии и международные расчетные депозитарии (ICSD). Разрабатываются договорная база, а также схемы оказания услуги и технология ее проведения. В рамках этого набора услуг важным представляется открытие счетов иностранного номинального держателя (поттее) для депозитариев стран СНГ, которые входят в Ассоциацию центральных депозитариев Евразии (АЦДЕ), в связи с планами по построению региональной расчетной сети центральных депозитариев СНГ.

Третий блок услуг не связан ни с интеграцией, ни с получением статуса центрального депозитария. Это абсолютно новые сервисы и для ЗАО НРД, и для всего рынка. Один из таких сервисов - это создание репозитария для внебиржевых сделок, заключенных в рамках генерального соглашения (в том числе это деривативы и сделки РЕПО). Осуществляется работа по организации центра корпоративной информации. Начали прорабатываться вопросы, связанные с предоставлением услуги по расчетам DVP через систему БЭСП. Еще один новый продукт -сервис управления обеспечением (в частности, по внебиржевым сделкам РЕПО Банка России).

Третий интеграционный процесс - создание мегарегулятора (объединение ФСФР России и Банка России).

Обсуждение по формированию мегарегулятора началось с поручения Президента РФ представить предложения о том, как можно повысить эффективность работы ФСФР России. Это было связано с уже подготовленными предложениями по переносу акцента регулирования на пруденциальный надзор, что позволит больше внимания уделять анализу уровня риска, который берут на себя участники финансовой системы. Необходимо отметить, что для реализации этих предложений требуется персонал большей численности и более высокой квалификации, более совершенное программное обеспечение и пр. Так, решить задачи качественного усиления службы, пополнения персонала, дополнительного финансирования и совершенствования информационных систем в существующих условиях стандартных бюджетных ограничений показалось возможным лишь при объединении ФСФР России и Банка России, создав мегарегулятор за пределами структуры Правительства РФ.

Следующим аргументом в пользу такого слияния явилось то, что на финансовом рынке все большую активность стали проявлять крупные банковские структуры и группы (Сбербанк России, ВТБ). Крупнейшие финансовые конгломераты работают не на банковском или страховом рынке по отдельности, а комплексно. И если регулятор будет брать во внимание только один сектор, он не увидит всего риска. Риск в такой финансовой группе может проявляться в данном конкретном сегменте, тогда как в других областях будет все нормально. Если регулятор не видит риска всей системы, он не сможет принимать адекватных мер.

В целом это закономерная тенденция. Обсуждение еще идет, рассматриваются все плюсы и минусы. Основные минусы связаны с тем, что любое изменение в регулировании чрезвычайно болезненно для участников рынка. Здесь важно не потерять непрерывность регулирования на рынке. Кроме того, более сложная управленческая структура, в которую попадет надзор, означает, что в каких-то случаях решения будет принимать сложнее.

Если обратиться к международному опыту, то нельзя сказать однозначно, что повсеместно есть тенденция к объединению регуляторов, тенденции везде разные. Отдельными примерами являются Сингапур, Ирландия, Казахстан, но об общемиро-

вом тренде говорить нельзя. К тому же это страны достаточно небольшие, и корректного сравнения, например, по срокам перехода на новую систему регулирования тут сделать нельзя.

Однако обсуждение вопроса в Правительстве РФ уже идет, ищутся наиболее оптимальные варианты.

Место и роль учетно-расчетных институтов в глобальной фондовой архитектуре

Глобальная фондовая архитектура - это огромный пласт мирового финансового рынка, от которого зависят жизнеспособность и постоянное развитие рынка, финансовых институтов, финансовых инструментов, и который состоит из двух основных элементов: из сети фондовых бирж (тейдинговых систем) и международной учетно-расчетной системы (посттрейдинговых систем). В настоящее время в мировой экономике сформировалась структура рынков капитала, в рамках которой различают два типа трейдинговых систем: глобальные и региональные. Каждый тип имеет свою рыночную нишу и экономическую специализацию.

Роль учетно-расчетных институтов в глобальной фондовой архитектуре. Качество учетно-рас-четной системы на любом развитом или развивающемся рынке определяет величину транзакционных издержек и конкурентоспособность трейдинговых систем.

Функции учетно-расчетных систем в глобальной фондовой архитектуре:

- подтверждение прав инвесторов на финансовые активы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- учет финансовых активов;

- расчеты по сделкам с финансовыми активами;

- клиринг финансовых обязательств, возникающих по сделкам с финансовыми активами;

- неттинг финансовых обязательств;

- осуществление платежей по рыночным сделкам с финансовыми активами.

современные модели построения учетно-расчетных систем

Анализируя развитые финансовые рынки и системы построения этих рынков, можно выделить несколько типов организации и построения учетно-расчетных систем структуры клиринговых и расчетных предприятий.

Европейская немецкая модель - полная вертикальная интеграция трейдинговых и посттрейдин-говых операций в рамках коммерческих компаний. Такая структура характерна для рынков Италии, Германии, Испании. Биржа контролирует все этапы бизнес-процесса (клиринг, расчеты и хранение), владея контрольным пакетом акций в коммерческих организациях. В 2000 г. Немецкая биржа приобрела международный депозитарий Cedel и объединила его с немецким центральным депозитарием (в котором ей уже принадлежал контрольный пакет акций) в международный центральный депозитарий Clearstream. Она также владеет клиринговой организацией Eurex Clearing. Сама Немецкая биржа является компанией с широкой акционерной базой. В Италии и Испании национальная биржа управляется синдикатом национальных банков.

Европейская английская модель - горизонтальная интеграция коммерческих компаний. Наиболее ярким примером служит клиринговая организация CREST, которая является центральным депозитарием для английского и ирландского рынков и контролируется участниками-пользователями. В 2001-2002 гг. Euroclear Bank объединился с Sicovam (Франция), Negicef (Нидерланды), CREST (Великобритания) и CIK (Бельгия). Сформировалась холдинговая компания Euroclear, в которую национальные и международные центральные депозитарии входят как дочерние организации. В 2003 г. английская LCH объединилась с французской Clearnet и голландской клиринговой организацией в единую компанию LCH. Clearnet. В настоящий момент Euroclear Group включает ряд компаний, предоставляющих расчетные и кастодиальные услуги в Великобритании, Франции, Нидерландах, Бельгии и др. странах. Слияние LCH и Clearnet рассматривается как важный шаг на пути к созданию общеевропейской клиринговой организации. В настоящее время ведется большая работа по формированию единой системной платформы. Также проводится консолидация расчетных систем Бельгии, Франции, Нидерландов, Великобритании и Ирландии. Если проект завершится успешно, то это послужит стимулом для слияния центральных депозитариев в широком масштабе, что значительно снизит издержки международных транзакций. Разработанные стандарты смогут стать основой для более крупного общеевропейского проекта. Работы по созданию общей платформы центрального депозитария для бирж всех стран Euroclear планировалось завершить к 2011 г.

Американская модель - вертикальная интеграция посттрейдинговых услуг в рамках некоммерческой организации. Она характерна для США, где DTCC (Депозитарная трастовая и клиринговая корпорация, сформированная в 1999 г.) одновременно контролирует центральный клиринговый контрагент (NSCC) и центральный депозитарий (CSD) для всех торговых систем (контроль осуществляется с помощью акций) страны. Эти три юридических лица имеют одну группу менеджеров и единый совет директоров, а также объединенные корпоративные службы (юридическую, финансовую, аудиторскую). Существование одной клиринговой организации было оспорено в суде на основе антимонопольного законодательства США. Однако суд решил, что конкуренция имеет второстепенное значение по сравнению с эффективностью и стабильностью расчетно-клиринговой инфраструктуры. В настоящий момент структура рынков акций в США характеризуется конкуренцией среди бирж и трейдинговых платформ при едином центральном клиринговым контрагенте и национальном центральном депозитарии.

В условиях формирования мирового финансового центра российский рынок и его учетно-рас-четная инфраструктура, на взгляд автора, смогут продемонстрировать наибольшую эффективность в условиях формирования горизонтально интегрированной системы.

Текущий этап развития нашей инфраструктуры, базируясь на происходящих интеграционных процессах и централизации учетной системы, наиболее соответствует именно данной модели.

Интеграция российской учетно-расчетной инфраструктуры и глобальной фондовой архитектуры

Российский фондовый рынок в значительной степени интегрирован в глобальную финансовую систему. По оценкам экспертов, еще несколько лет назад до 80 % всех сделок по акциям российских компаний совершалось на иностранных площадках (в Лондоне, Франкфурте, Нью-Йорке) (рис. 2).

Недавно благодаря энергичным усилиям ФСФР России эта цифра снизилась до 50 % (рис. 3). Доля «иностранных» денег на российских фондовых рынках остается в пределах 70-75 % (рис. 4). Поскольку в России отсутствовал центральный депозитарий, а действующие расчетные депозитарии

■ Российские площадки

□ Иностранные площадки (Лондон, Франкфурт, Нью-Йорк)

рис. 2. Объем сделок с акциями российских компаний до 2010 г

*

□ Российские площадки

I Иностранные площадки (Лондон, Франкфурт, Нью-Йорк)

рис. 3. Объем сделок с акциями российских компаний на 2012 г

□ Национальные инвесторы

□ Иностранные инвесторы

рис. 4. Соотношение средств инвесторов на российском фондовом рынке

не имели прямых связей с центральными депозитариями развитых стран, то де-факто интеграция российского фондового рынка в эту систему до настоящего момента осуществлялась посредством и под контролем транснациональных банков и глобальных кастодианов. По мере проведения реформы расчетно-клиринговой системы, а также создания центрального депозитария повысится конкурентоспособность российского финансового рынка. С появлением и развитием института центрального депозитария и формированием связей с центральными депозитариями других стран появится дополнительный канал для реализации трансграничных сделок и интеграции в мировую систему российского рынка, что, несомненно, будет иметь положительное влияние на развитие всех секторов российской экономики.

Именно в этих целях ч. 4 ст. 25 Закона «О центральном депозитарии» были предусмотрены условия по открытию с 01.07.2012 счетов иностранного номинального держателя иностранным организациям, включенным в перечень, утвержденный ФСФР

России. Эти организации, в соответствии с условиями, должны:

1) являться международными централизованными системами учета прав на ценные бумаги и (или) расчетов по ценным бумагам;

2) являться в соответствии с законом центральными депозитариями и (или) осуществлять расчеты по ценным бумагам по результатам торгов на иностранных фондовых биржах или иных регулируемых рынках либо осуществлять клиринг по результатам таких торгов.

Многие участники рынка высказали опасения, что большая часть сделок с российскими бумагами «уйдет» с российского рынка на западный. Рынок ожидал появления перечня таких организаций существенно позже, чем появление самого центрального депозитария (это позволило бы центральному депозитарию ввести у себя услуги такого же качества, как у Euroclear и Clearstream. При этом за допуск в ближайшее время международных центральных депозитариев на российский рынок выступили Банк России, Минфин России и Национальная фондовая ассоциация, а также Национальный расчетный депозитарий. Эти институты отмечают, что отток ликвидности будет значительно меньше, чем встречное движение капитала. В настоящий момент на рынке присутствуют иностранные спекулятивные игроки, которые «эксплуатируют несовершенство расчетной инфраструктуры», а простой комфортный рынок скорее привлечет консервативных долгосрочных инвесторов, что позволит избежать увеличения волатильности на рынке.

При этом вторая половина участников российского и мирового рынков капитала уже давно ожидает начала работы Euroclear Bank с российскими ценными бумагами.

Также было озвучено предложение о том, чтобы через повышение тарифов центрального депозитария увеличить стоимость расчетов Euroclear и Clearstream по российским бумагам. При этом рассматривается возможность обязать Euroclear и Clearstream регулярно предоставлять в центральный депозитарий информацию о сделках клиентов с российскими активами на платной основе.

В ходе длительных дебатов был найден компромисс: допустить на первом этапе в 2012 г. между-

народные центральные депозитарии только к рынку государственных ценных бумаг (до 01.07.2014), на втором этапе в следующем году - на рынок корпоративных бондов и акций (это решение было принято на правительственном уровне).

Проект приказа ФСФР России «Об утверждении перечня иностранных организаций, которым Центральный депозитарий открывает счета депо иностранного номинального держателя» был опубликован 28.06.2012 на сайте ФСФР России.

Документ устанавливает, что на счета депо иностранного номинального держателя, которые открыты Центральным депозитарием иностранным организациям, являющимся международными централизованными системами учета прав на ценные бумаги или расчетов по ценным бумагам, до 01.07.2014 могут зачисляться только ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, и ценные бумаги иностранных эмитентов. В ходе межведомственных совещаний и обсуждений данное ограничение было расширено, и в список ценных бумаг были внесены еще и облигации иных российских эмитентов. После указанной даты на счета депо иностранного номинального держателя указанных организаций могут зачисляться также и иные ценные бумаги, учет прав на которые осуществляется центральным депозитарием.

Далее был издан приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 27.07.2012 N° 12-65/пз-н «Об утверждении Перечня иностранных организаций, которым центральный депозитарий открывает счета депо иностранного номинального держателя», который был зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации. В этом приказе перечислено 67 иностранных организаций.

Рынок активно отреагировал на факт допуска международных расчетных депозитариев на российский рынок госбумаг. Доходность ОФЗ с погашением в 2018 г. в начале июля 2012 г. снизилась с 8,3 до 8 %, в целом с момента объявления по всем бумагам доходности снизились на 30-40 п. п. Либерализация рынка ОФЗ была одним из самых долгожданных событий для долговых инвесторов: в начале 2012 г. спрос на аукционах Минфина России вырос в несколько раз, а в апреле 2012 г., когда перспективы скорого допуска международных расчетных депозитариев поставили под сомнение, инвесторы стали избавляться от бумаг.

Либерализация также уже по факту повысила привлекательность внутреннего рынка по сравнению с рублевым внешним, уменьшив разницу между доходностями ОФЗ и рублевым евробондом (рассчитывается в системе Euroclear): доходность рублевых 6-летних еврооблигаций «Россия-18» также в начале июля 2012 г. снизилась на 0,06 п. п. против снижения на 0,29 для ОФЗ аналогичной «длины», в результате спрэд между активами сузился в этот период на 0,22 п. п. Окончательные результаты такой либерализации будут наблюдаться позже.

В настоящий момент на рынке наблюдается очень большой нереализованный интерес со стороны иностранных институциональных инвесторов к российскому рынку (это подтверждают аналитики Bank of America / Merrill Lynch и Euroclear). Доля иностранцев на рынке гособлигаций в России не превышает 4 %, в то время как в других странах BRIC с либеральным доступом она достигает 40 %. Начиная с 2009 г. приток в российские облигации был на 20 млрд долл. ниже аналогичного притока в облигации, чем в странах-аналогах, подсчитали аналитики Bank of America / Merrill Lynch.

В настоящий момент российский рынок находится в ожидании присвоения статуса центрального депозитария ЗАО НРД. Далее уже само развитие российского рынка будет демонстрировать готовность к формированию мирового финансового центра на базе заложенных основ учетно-расчетных институтов.

Список литературы

1. Васильева В. Регистратор как неотъемлемая часть централизованной инфраструктуры // Депо-зитариум. 2012. № 7/8. С. 20-22.

2. Доклад «О концептуальных подходах к месту и роли депозитарной деятельности на современном рынке ценных бумаг». 01.07.1997 // Де-позитариум. 1997. № 1. С. 2.

3. Краснова М., Томлянович С., Черкасский Б., Шляппо А., Аристов С., Гусалова Е., Чекулаева Е., Берневега С. Объединение преимуществ // Депози-тариум. 2012. № 7/8. С. 6-15.

4. О центральном депозитарии: Федеральный закон от 07.12.2011 № 414-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Об утверждении Дополнительных требований к порядку формирования комитета пользователей услуг центрального депозитария и Требований к Положению о комитете пользователей услуг

центрального депозитария: приказ ФСФР России от 15.03.2012 № 12-13/пз-н // Рос. газ. 13.06.2012. № 132.

6. Об утверждении Порядка присвоения статуса центрального депозитария: приказ Минфина России от 13.04.2012 № 46н (зарег. в Минюсте России 23.05.2012 № 24289) // Рос. газ. 01.06.2012. № 124.

7. Папченкова М., Кудинов В. Центральный депозитарий может стать каналом утечки торгов за границу. URL: http://www. vedomosti. ru.

8. Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации: утв. постановлением

Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.10.1997 № 36. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Регулирование фондового рынка: обзор основных изменений российского законодательства // Депозитариум. 2012. № 7/8. С. 32-33.

10. РуденкоП. Счетчик номинального держания // Газ. «Коммерсантъ». 25.07.2012. № 135 (4920).

11. Руденко П. Центральный депозитарий приходит в норму // Газ. «Коммерсантъ» 05.03.2012. № 39/П (4824).

Вниманию руководителей и менеджеров высшего и среднего звена, экономистов, финансистов, преподавателей вузов и аспирантов!

Журнал «Финансы и кредит»

ISSN 2071-4688

Выпускается с 1995 года. Включен в перечень ВАК.

Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Журнал реферируется ВИНИТИ РАН.

Формат A4, объем 80-100 с. Периодичность - 4 раза в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34131 71222 45029

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:podpiska@fin-izdat.ru

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.