Научная статья на тему 'Система депозитарно-клирингового обслуживания трансграничных сделок на российском рынке ценных бумаг: текущее состояние и перспективы развития'

Система депозитарно-клирингового обслуживания трансграничных сделок на российском рынке ценных бумаг: текущее состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
885
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ДЕПОЗИТАРИЙ / КАСТОДИАН / РЕГИСТРАТОР / КЛИРИНГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТРАНСГРАНИЧНЫЕ СДЕЛКИ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ / ПОСЛЕТРЕЙДИНГОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНОСТРАННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ / РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесникова М. С.

В статье отмечается, что прямой допуск иностранных ценных бумаг на российский рынок открывает возможности его потенциальной интеграции в мировой рынок. Механизм заработает полноценно, если, в частности, централизовать депозитарно-клиринговую систему. Ожидается, что это окажет положительный эффект и на сектор трансграничных сделок с ценными бумагами, развитие которых, в свою очередь, будет способствовать дальнейшему развитию законодательства о рынке ценных бумаг и реформированию депозитарно-клиринговой инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система депозитарно-клирингового обслуживания трансграничных сделок на российском рынке ценных бумаг: текущее состояние и перспективы развития»

Рынок ценных бумаг

УДК 336.713 (470)

СИСТЕМА ДЕПОЗИТАРНО-КШРИНГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАНСГРАНИЧНЫХ СДЕЛОК НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

М С. КОЛЕСНИКОВА, аспирант кафедры ценных бумаг и финансового инжиниринга E-mail: kolesnikova. [email protected] Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации

В статье отмечается, что прямой допуск иностранных ценных бумаг на российский рынок открывает возможности его потенциальной интеграции в мировой рынок. Механизм заработает полноценно, если, в частности, централизовать депозитарно-клиринговую систему. Ожидается, что это окажет положительный эффект и на сектор трансграничных сделок с ценными бумагами, развитие которых, в свою очередь, будет способствовать дальнейшему развитию законодательства о рынке ценных бумаг и реформированию депозитарно-клиринговой инфраструктуры.

Ключевые слова: центральный депозитарий, касто-диан, регистратор, клиринговая организация, трансграничные сделки с ценными бумагами, послетрейдинговая инфраструктура, иностранные ценные бумаги, рынок ценных бумаг.

Введение

Около 15 лет прошло с момента создания в Российской Федерации рынка ценных бумаг, который в настоящее время представляет собой зрелую экономическую модель с уникальной сложившейся инфраструктурой, эффективными технологиями, значительным запасом опыта его участников. Все эти факторы, а также стремительно развивающиеся финансовые рынки передовых стран последовательно подвели российский рынок к новому этапу развития — этапу качественных преобразований,

затрагивающих основные принципы функционирования всей системы и необходимых для реализации возможности выхода российского рынка на уровень мировых финансовых рынков. Именно такую цель поставили регуляторы рынка на среднесрочную перспективу. Таким образом, в настоящее время рынок выдвигает принципиально новые требования ко всем сегментам инфраструктуры рынка ценных бумаг, и в частности это относится и к клиринговой и расчетно-депозитарной инфраструктурам.

Клиринговую и расчетно-клиринговую инфраструктуры можно охарактеризовать через понятие «послетрейдинговая инфраструктура» (post-trading infrastructure), которое включает в себя различные институты финансового рынка, предоставляющие услуги, а именно, услуги по сверке, новации, неттингу, денежным расчетам, расчетам по ценными бумагам и кастодиальному (депозитарному) обслуживанию, которые следуют сразу после окончания торгов (trading operations) на организованном или неорганизованном рынке и отвечают за процесс исполнения (завершения) расчетов по сделкам с ценными бумагами и дальнейшие сопутствующие операции (рис. 1).

Необходимо отметить, что еще недавно депозитарии занимались только перерегистрацией прав собственности на ценные бумаги и не существовало деления депозитариев на расчетные и клиентские, глобальные и национальные. В настоящее время на

Источник: The European Equities Post-trading Industry: Assessing the Impact of Market and Regulatory Changes. NERA Economic Consulting. City of London, February 2007, Vol. 11.

Примечание: ЦД — центральный депозитарий.

Рис. 1. Схема бизнесс-процесса торговли, клиринга и исполнения сделки с локальными ценными бумагами

рынке успешно функционируют все виды депозитариев наравне с клиринговыми и расчетными палатами. Помимо этого, следует отметить, что отличительной особенностью российского рынка является присутствие на нем разветвленной сети регистраторов, которые наравне с депозитариями выполняют учетную функцию и вместе с ними образуют учетную систему российского рынка ценных бумаг.

В настоящее время послетрейдинговая инфраструктура российского рынка ценных бумаг представлена многочисленными участниками. Так, по данным Федеральной службы по финансовым рынкам, на 15.06.2010 на рынке присутствуют 753 депозитария, 49 реестродержателей и 11 клиринговых палат [13, с. 2], среди которых есть 5 основных игроков [4]. Закрытое акционерное общество «Клиринговый центр РТС» (ЗАО «КЦ РТС») выполняет функции клиринга на бирже РТС [5]. Функции клирингового центра на валютном рынке Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) с 10.12.2007 выполняет ЗАО АКБ «Национальный Клиринговый Центр» (НКЦ) [6], в то время как на фондовом и срочном рынках ММВБ клиринг осуществляет ЗАО ММВБ [7]. Основными расчетными депозитариями российского рынка считаются ЗАО «Депозитарно-клиринговая компании» (ДКК) при РТС и ЗАО «Национальный депозитарный центр» (НДЦ) при ММВБ1.

Проанализировав подобную информацию и сопоставив ее с опытом передовых стран (например с США, Великобританией, Германией, Францией, Швецией, Испанией и др.), на рынках которых

1 Депозитарии называют расчетными по причине того, что

они обслуживают организованные рынки ценных бумаг в отличие от клиентских депозитариев.

всегда присутствовали единый центральный депозитарий и единая клиринговая организация, автор пришел к выводу о том, что инфраструктура рынка ценных бумаг в Российской Федерации высокофрагментарна, в результате чего она порождает высокие операционные риски при хранении ценных бумаг и при расчетах сделок с ними, сложную систему взаимоотношений между различными участниками рынка, удорожание расчетов. Все это, в совокупности с непростой политической обстановкой в стране и негативным опытом прошлых лет (например кризис 1998 г.) и при отсутствии единых правил работы и единого места расчетов, значительно препятствует стабильному и массовому приливу иностранного капитала на российский рынок.

В связи с этим вопрос о модернизации пос-летрейдинговой инфраструктуры рынка ценных бумаг стоит довольно остро. Построение надежной и прозрачной структуры депозитарно-клиринго-вого обслуживания будет способствовать росту конкурентоспособности российского рынка и повышению уровня доверия как российских, так и иностранных инвесторов.

Особенно актуален этот вопрос в настоящее время, когда в период начала развития глубокого мирового кредитного кризиса в 2008—2009 гг. наблюдался колоссальный отток иностранного капитала с российского рынка. Сдержать отток капитала и сделать российский рынок более привлекательным для российских и иностранных инвесторов регулятору рынка (ФСФР России) удалось с помощью серьезных законодательных нововведений в 2009 г., а также за счет других, более ранних, законодательных решений (2006—2008 гг.) о

допуске иностранных ценных бумаг для публичного обращения и (или) размещения на российском рынке ценных бумаг.

Обзор законодательства о допуске к публичному обращению и размещению ценных бумаг иностранных эмитентов на российский рынок

Следует отметить, что еще до этих инициатив иностранные ценные бумаги были в определенной мере оборотоспособны на территории Российской Федерации. Так, еще в пояснительное записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» отмечалось, что за счет отмены ряда запретительных механизмов в новой редакции Федерального закона от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» у российских хозяйствующих субъектов появилась возможность осуществлять инвестиции в иностранные активы, в том числе в иностранные ценные бумаги. Однако введенные в Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (далее — Федеральный закон № 39-ФЗ) поправки строго регламентировали характеристики этих инвестиций. Так, согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона № 39-Ф3 (в ред. от 28.12.2002) ценные бумаги иностранных эмитентов, за исключением ценных бумаг международных финансовых организаций, допускались к размещению и публичному обращению в Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации или при наличии соглашения между федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг и соответствующим органом (организацией) страны иностранного эмитента, предусматривающего порядок их взаимодействия [8].

Следующим весомым шагом регулятора, но уже спустя четыре года, было внесение поправки в Федеральный закон № 39-Ф3 (в ред. от 30.12.2006), регламентирующий правовой статус обращения российских депозитарных расписок (РДР). Согласно закону, под российской депозитарной распиской понимается «именная эмиссионная ценная бумага, не имеющая номинальной стоимости, удостоверяющая право собственности на определенное количество акций или облигаций иностранного эмитента» [8, ст. 2]. Работа над концепцией РДР2 была начата еще в 1998 г. с написания ряда научных работ и статей, посвященных американским депозитарным распис-

2 Russian Depository Receipt, RDR.

кам, и с возникшего уже тогда желания зеркально отразить концепцию АДР3 на российском рынке за счет введения в оборот аналогичного инструмента, а именно РДР [14, с. 3]. Возможность выпуска РДР расценивалась и продолжает расцениваться как один из двух основных механизмов допуска иностранных инвесторов на российский рынок:

1) выпуск российских депозитарных расписок;

2) прямой доступ ценных бумаг иностранных эмитентов к публичному обращению и размещению на российском рынке [3].

Причем в период внедрения концепции РДР на российском рынке отмечалось, что выпуск РДР был более оптимальным вариантом связи российского рынка ценных бумаг с международными рынками, поскольку при прямом допуске иностранных ценных бумаг российские владельцы этих инструментов не имели бы прямого доступа к информации об эмитенте иностранных ценных бумаг, а также могли бы столкнуться со сложностями при определении своих прав на такие ценные бумаги [14, с. 6]. Однако, как показывает практика, появление РДР не вызвало устойчивого спроса на этот инструмент со стороны крупных инвесторов [16], которые предпочитают вкладываться в иностранные финансовые инструменты прежним способом, а именно через прямой доступ на иностранные рынки, где ликвидность намного выше.

Тем не менее регулятор рынка не остановился на достигнутом и через некоторое время принялся параллельно реализовывать альтернативную концепцию — концепцию прямого допуска иностранных ценных бумаг на российский рынок. Первый шаг в этом направлении был сделан в октябре 2007 г., когда был утвержден приказ ФСФР России от 23.10.2007 № 07-105/пз-н «Об утверждении Положения о квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг», которое вступило в силу 01. 02.2008. По новым правилам регулирования, финансовые инструменты признавались в качестве ценных бумаг, обладающих признаками обращаемости на российском рынке, при условии:

1) наличия у таких иностранных финансовых инструментов международного кода (номера) идентификации ценных бумаг (International Securities Identification Numbers, ISIN) и международного кода классификации финансовых инструментов (Classification of Financial Instruments, CFI)4;

3 American Depository Receipt, ADR.

4 В соответствии с международными стандартами ISO 6166 и ISO 10962 Ассоциация национальных нумерующих агентств

(Association of national numbering agencies, ANNA) является ответственной за присвоение кодов ISIN и CFI.

2) наличия квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг (присвоение кодов ISIN и CFI) 5 в порядке, установленном ранее указанным приказом ФСФР России [16].

Если присвоение кодов ISIN на мировом рынке является стандартной практикой, то использование кодов CFI (т. е. кодов, содержащих более существенную и полную информацию о финансовом инструменте) ранее практически не осущестлялось. Российская Федерация в этом вопросе оказалась первой страной, применившей CFI коды для квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг наравне с ISIN кодами, поставив CFI коды в основу процедуры квалификации [17, с. 19].

В результате указанных законодательных нововведений иностранные финансовые инструменты получили «стабильную официальную прописку в России, а участники рынка — доступный механизм для квалификации иностранных финансовых инструментов на российском рынке» [17, с. 18]. К моменту вступления указанного положения ФСФР России в силу с 01.02.2008 НДЦ, как уполномоченный член Ассоциации национальных нумерующих агентств (АННА) (Association of National Numbering Agencies, ANNA), обработал более 6 000 запросов участников рынка по 5 913 инструментам, а также квалифицировал 2 450 инструментов [17, с. 19]. По данным на 31.12.2008, НДЦ были получены и обработаны запросы с информацией о ISIN и CFI кодах иностранных финансовых инструментов по 24 030 инструментам, включая запросы по одному и тому же инструменту, поступившие от разных клиентов [1]. По состоянию на 15.06.2010, по данным НДЦ, в качестве ценных бумаг было квалифицировано 10 609 финансовых инструментов иностранных эмитентов [9].

Тем не менее квалификация финансовых инструментов иностранных эмитентов в качестве ценных бумаг не является единственным критерием их допуска к обращению на российском рынке. Как упоминалось ранее, только ценные бумаги определенных законом иностранных эмитентов до-

5 ISIN — это уникальный 12-разрядный буквенно-цифровой код, который не содержит информации, характеризующей финансовый инструмент, а предназначен для идентификации финансовых инструментов, объединенных общими признаками. У каждой страны есть свой сегмент. Для Российской Федерации он обозначается буквами RU. CFI представляет собой 6-разрядный буквенный код, включающий существенную информацию о финансовых инструментах, имеющих сходные родовые признаки (о виде, типе и форме выпуска, об особенностях обращения и погашения, о других существенных правах и характеристиках). Код CFI обозначает объем прав по ценной бумаге [15].

пускались к размещению и публичному обращению на финансовом рынке Российской Федерации.

Однако и этот последний критерий допуска сравнительно недавно претерпел существенные изменения. Так, Государственная Дума РФ 17.04.2009 приняла законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и ст. 5 Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»6. Введенные поправки обеспечили доступ иностранных ценных бумаг на российский финансовый рынок и в то же время установили более сложный механизм допуска для рискованных ценных бумаг иностранных эмитентов.

Таким образом, иностранные эмитенты получили прямой доступ на российские биржи, а отечественные участники получили новые инструменты, квалифицированные как ценные бумаги и доступные для инвестирования через российский рынок.

Согласно новой редакции Федерального закона № 39-Ф3 (ред. от 28.04.2009) иностранные ценные бумаги, квалифицированные в качестве ценных бумаг (согласно ранее указанной процедуры), могут быть допущены к размещению и (или) публичному обращению на территории Российской Федерации при условии, что эмитент этих бумаг является:

1) иностранной организацией, учрежденной в одном из государств, которые являются членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членами или наблюдателями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering, FATF (ФАТФ), или членами Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (Committee of Experts on the Evaluation of Anti-Money Laundering Measures and the Financing of Terrorism, MONEYVAL (Манивэл), или учрежденной в государствах, с регуляторами которых ФСФР России заключила соглашение о взаимодействии;

2) международной финансовой организацией, включенной в перечень, утвержденный Правительством РФ;

3) иностранным государством или ее центральным банком, причем эти государства должны являться членами ОЭСР, членами или наблюдателями ФАТФ, членами Манивэл или с ними у ФСФР России существует соглашение о взаимодействии с регуляторами этих государств [8, ст. 51.1].

6 Сайт ФСФР России. Новостной портал. 17 апреля 2009. URL: http://www.fcsm.ru.

Таким образом, иностранные ценные бумаги, прошедшие квалификацию и отвечающие указанным ранее критериям происхождения эмитента, могут быть допущены к размещению на российском рынке при условии регистрации регулирующим органом (ФСФР России) проспекта эмиссии.

К подготовке проспекта эмиссии ценных бумаг иностранных эмитентов предъявляются следующие требования:

■ проспект составляется на русском языке, особенности проспекта определяются нормативными правовыми актами ФСФР России;

■ проспект подписывается брокером, который соответствует требованиям ФСФР России (данный пункт не касается международных финансовых организаций);

■ проспект подписывается иностранным эмитентом, если бумаги допускаются к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации, и такие ценные бумаги не обращаются на иностранном организованном рынке [2]. Решение о допуске тех или иных ценных бумаг

иностранных эмитентов осуществляется на основании решения фондовой биржи или ФСФР России. В случае делистинга иностранных ценных бумаг с иностранной фондовой биржи, а также в случае исключения иностранной фондовой биржи из утвержденного ФСФР России списка бирж такие ценные бумаги перестают торговаться на российских биржах.

Последовательность процедур, необходимых для принятия ценных бумаг иностранных эмитентов к обращению и размещению на российском рынке, представлена на рис. 2.

В 2010 г. ФСФР России утвердило три важных приказа, развивающих положения Федерального закона № 39-Ф3 о допуске иностранных ценных бумаг к публичному обращению и (или) размещению на российском рынке. Данные приказы определили перечень иностранных фондовых бирж (65 иностранных фондовых бирж по состоянию на01.06.2010) и порядок их включения в этот перечень (листинг на них является в определенных ситуациях обязательным условием для допуска иностранных ценных бумаг на российский рынок) [10], перечень иностранных депозитариев для учета прав на такие ценные бумаги (63 иностранных депозитария по состоянию на 01.06.2010) [11], а также определили порядок расчета показателей, характеризующих уровень ликвидности и уровень инвестиционного риска иностранных ценных бумаг [12]:

1) показатели, характеризующие уровень ликвидности ценных бумаг:

— разница между лучшей ценой предложения на продажу и лучшей ценой предложения на покупку;

— объем подаваемых заявок на продажу и покупку ценных бумаг;

— объем торгов;

2) показатели, характеризующие уровень инвестиционного риска ценных бумаг:

Публичное размещение и/или обращение Непубличное размещение и/или обращение

Публично обращающиеся бумаги: ■ прошли листинг на иностранной фондовой бирже, включенной в перечень, утвержденный ФСФР; ■ ФСФР России зарегистрирован проспект Прочие бумаги: ■ не прошли листинг или прошли листинг на иностранной фондовой бирже, не включенной в перечень, утвержденный ФСФР России; ■ ФСФР России зарегистрирован проспект ■ Ценные бумаги не прошли листинг или прошли листинг на иностранной фондовой бирже, не включенной в перечень, утвержденный ФСФР России. ■ Проспект (для обращения) не зарегистрирован в ФСФР России

Условие: допускаются к торгам на основании заявления эмитента или брокера Условие: допускаются к торгам по решению ФСФР России на основании заявления российской биржи Условие: биржа самостоятельно устанавливает процедурные требования

Функции брокера: ■ составляет и подписывает проспект; ■ подтверждает отсутствие ограничений на обращение; ■ подтверждает соответствие информации в проспекте и информации, раскрытой на иностранном рынке; ■ несет ответственность (в том числе лицензионную) за ущерб от недостоверной, неполной, вводящей в заблуждение информации, находящеймя в проспекте Функции биржи: ■ проверка отсутствия ограничений на публичное размещение/обращение; ■ направление в ФСФР России обоснования возможности допуска к публичному размещению/обращению в РФ; ■ расчет показателей ликвидности и инвестиционного риска по допускаемой бумаге и сравнение с показателями ценных бумаг, уже допущенных к торгам; ■ раскрытие информации об эмитенте и его ценных бумагах на иностранном и русском языках Особенности: ■ размещение и обращение ценных бумаг среди квалифицированных инвесторов; ■ наличие особых требований к документам и к порядку раскрытия информации; ■ для ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, законодательно не установлены требования по раскрытию информации

Общие требования: ♦♦♦ страна эмитента должна входить в ОЭСР, ФАТФ и/или Манивэл или существует подписанное соглашение о взаимодействии с ФСФР России; ♦♦♦ ценные бумаги должны иметь коды ISIN и CFI и быть квалифицированы в качестве ценных бумаг

Источник: [3].

Рис. 2. Процедура прямого выхода иностранных ценных бумаг на российские фондовые биржи

— для облигаций (депозитарных расписок на облигации): значение кредитного рейтинга (рейтинга долгосрочной кредитоспособности) или инвестиционного рейтинга, присвоенного международными рейтинговыми агентствами Fitch Ratings, Standard & Poor's или Moody's Investors Service;

—для акций (депозитарных расписок на акции), допущенных к торгам на российской фондовой бирже либо на иностранной фондовой бирже или ином иностранном организованном (регулируемом) финансовом рынке, а также для ценных бумаг инвестиционных фондов: значение среднеквадратического отклонения изменений цен данных ценных бумаг;

— для акций (депозитарных расписок на акции), допускаемых к публичному размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации и не допущенных к торгам на иностранной фондовой бирже или ином иностранном организованном (регулируемом) финансовом рынке, а также для сравниваемых с ними акций (депозитарных расписок на акции), уже допущенных к торгам на российской фондовой бирже: срок существования эмитента; число лет из последних трех, по итогам которых эмитентом были получены убытки.

Таким образом, в настоящее время доступны обе возможности по допуску иностранных ценных бумаг на российский рынок: как через прямой доступ, так и с помощью выпуска РДР. Поскольку концепция РДР не вызвала сильной заинтересованности участников рынка, регулятор сделал ставку на развитие концепции прямого доступа иностранных эмитентов на российский рынок, закрепленной в Федеральном законе от 28.04.2009 № 74-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», и статью 5 Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». В данное время регулятором принимаются решения, которые позволят наиболее полноценно реализовать положения этого закона.

Пути реформирования депозитарно-клиринговой инфраструктуры для эффективного обслуживания трансграничных сделок с ценными бумагами

Прямой допуск ценных бумаг иностранных эмитентов к публичному обращению и (или) размещению на отечественном рынке явился серьезным этапом развития российского финансового рынка. Предполагается, что расширение инструментов инвестирования за счет иностранных ценных бу-

маг, которые могут теперь публично обращаться и размещаться на российском рынке, позволит российским и иностранным инвесторам расширить горизонты своей деятельности, что, в свою очередь, должно (как минимум в долгосрочном перспективе) способствовать росту привлекательности российского рынка как потенциального мирового финансового центра.

Исходя из того, что большая часть оборотов по сделкам с ценными бумагами, заключаемыми на российских фондовых биржах, формируется иностранными инвесторами, можно сделать вывод о том, что на российском рынке заключаются и исполняются простые схемы так называемых трансграничных сделок с ценными бумагами.

Согласно терминологии, разработанной Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов, под тражграничной сделкой (cross-border trade) с ценными бумагами на рынке ценных бумаг подразумевается сделка между контрагентами (покупателем и продавцом), которые находятся в разным странах, исполнение которой происходит в стране, не являющейся страной резидентства для одного или обоих этих контрагентов. Впервые термин «трансграничная сделка» был введен Банком международных расчетов в 1995 г. в отчете о системе депозитарно-клирингово-го обслуживания трансграничных сделок [18].

Проиллюстрировать трансграничую сделку на рынке ценных бумаг можно с помощью следующего простого примера: покупатель-резидент страны «А» желает приобрести ценные бумаги, эмитированные и хранимые продавцом в стране резидентства «Б» с исполнением сделки в стране эмиссии, т. е. в стране «Б». Однако не всегда страна, в которой бумаги были эмитированы, будет является тем местом, в котором сделки с этими ценными бумагами чаще всего заключаются и исполняются. Классическим примером является рынок еврооблигаций, где эмитенты еврооблигаций принадлежат к различным странам, в то время как торговый оборот в значительной степени сконцентрирован в Лондоне, а исполнение сделок обычно происходит через Евроклир (Euroclear) в Бельгии.

В эпоху глобализации трансграничные сделки приобретают все большее значение, позволяя быстро перемещать капитал из одной страны в другую, тем самым расширяя возможность инвестирования и диверсификации портфелей. Существуют пять основных схем расчетов трансграничных сделок, однако на российской рынке в связи с несовершенством торговой и депозитарно-клиринговой

финансы и кредит

47

инфраструктуры некоторые их них, с точки зрения существуещего законодательства, неосуществимы.

Так, иностранные инвесторы (нерезиденты) могут проникнуть на российский рынок «через» открытие счета либо у локального брокера, либо в кастодиане (депозитарии), либо напрямую в расчетном депозитарии (ДКК или НДЦ). Однако все эти счета, согласно российскому законодательству, могут иметь только статус собственника, т. е., если нерезидент и является номинальным держателем ценных бумаг, счет номинального держателя нерезидент открыть не сможет. В результате, невозможность нерезидентом осуществить полноценную юридическую защиту интересов своих клиентов, а также разветвленность трейдинговой и послетрей-динговой инфраструктуры, наряду с отсутствием централизованного места учета ценных бумаг (центрального депозитария), способствуют возникновению недоверия иностранных инвесторов по отношению к российской инфраструктуре рынка ценных бумаг, которая рассматривается ими как сложная, непонятная, непрозрачная и ненадежная. Все это препятствует росту объемов заключения и исполнения трансграничных сделок с ценными бумагами, поскольку они сопряжены с высокими для инвесторов рисками и издержками.

Идея создания центрального депозитария была озвучена еще в 2005 г., однако до настоящего времени данная инициатива регулятора ограничилась только созданием проекта закона «О центральном депозитарии», который был принят Государственной Думой 100%

РФ в первом чтении в мае 2007 г., после чего повторно не рассматривался. И только острая необходимость заставила вернуться ФСФР России к этому законопроекту, который в настоящее время дорабатывается для предоставления ко второму чтению.

Следует отметить, что необходимость создания единого места расчетов и единого клирингового центра указывается всеми экспертами рынка как одна из наиболее первостепенных задач. Удешевление и упрощение расчетов сделок с ценными бумагами (как с локальными, так и с иностранными), а также увеличение объемов торгов возможно только при создании центрального депозитария, что и демонстрирует международная практика. Так, единые клиринговые палаты и центральные депозитарии существуют во всех развитых странах, в таких, например, как США, Великобритания, Швейцария, Германия и др. Причем на всех рынках этих стран объем сделок с иностранными ценными бумагами составляет существенную долю оборота бирж (рис. 3).

Кроме того, развитая инфраструктура этих рынков ценных бумаг позволяет достаточно эффективно осуществлять трансграничные сделки с ценными бумагами, хотя и на этих рынках трансграничные сделки отличаются большими издержками и повышенными рисками (по сравнению со сделками с локальными ценными бумагами). Однако, как отмечалось ранее, развитый сегмент трансграничной торговли ценными бумагами является показателем эффективности рынка, его глобальности и интег-рированности в международный рынок. Особенно

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

89 86 14 74

80

1 26 95

100

11% 20

Великобритания Германия США (NYSE) Швейцария

Польша

Россия

■ Доля иностранных ценных бумаг ■ Доля прочих ценных бумаг Источник: Шерман М. Догнать Варшаву // D'. 2010. № 07 (91). URL: http://fincake.ru.

Рис. 3. Доля иностранных ценных бумаг в обороте бирж различных стран в 2010 г., %

важно это в современном мире, когда границы перемещения капитала практически стерлись, и инвесторы готовы диверсифицировать свои портфели, используя самые разнообразные возможности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возвращаясь к проблеме централизации российской депозитарно-клиринговой инфраструктуры, необходимо рассмотреть возможные варианты ее совершенствования. Проанализировав опыт передовых стран, автор предлагает создать центральный депозитарий на базе одного из существующих ныне ДКК или НДЦ и единого клирингового центра. Наиболее приемлем опыт Великобритании, где на рынке присутствуют единый центральных депозитарий Euroclear UK & Ireland (управляет системой CREST) и центральная клиринговая палата LCH. Clearnet Limited, а также сеть регистраторов, что делает рынок России в определенной мере схожим с английским рынком. Исходя из уровня технологического развития предлагается создавать центральный депозитарий на базе НДЦ как организации, имеющей высокий уровень технологического обеспечения. Кроме того, НДЦ занимает ведущие позиции на рынке, так как обслуживает 100 % сделок на рынке ОФЗ и облигаций Банка России, около 100 % сделок на рынке корпоративных и региональных облигаций, 99 % биржевых сделок с акциями [5].

С точки зрения риск-менеджмента рекомендуется создать отдельную организацию — клиринговый центр, которая впоследствии может консолидироваться с центральным депозитарием при условии, что система управления рисками будет отлажена в обеих организациях.

Тем не менее вне зависимости от выбора типа модели перед нами встанет проблема технологий. Создание самостоятельного нового института на фоне существующих депозитариев (например, как в США) либо создание центрального депозитария на базе какого-либо существующего в настоящее время расчетного депозитария потребует (кроме изменения законодательных норм) разработки новых технологий совместной работы, позволяющих либо поддерживать различные стандарты деятельности всех существующих институтов, либо способствовать их скорейшей унификации.

Помимо оптимизации инфраструктуры российского рынка и принятия закона о центральном депозитарии необходимо в обязательном порядке также принять законы о бирже, о клиринге и клиринговой деятельности, законодательно определить понятие «центральный контрагент», а также прописать в законе требования о повсеместном

использовании электронного документооборота (ЭДО). Все эти меры (наряду с доработкой законодательства о публичном обращении и размещении иностранных ценных бумаг на российском рынке, об изменении стандартов эмиссии, а также закона о защите прав инвесторов) будут способствовать росту привлекательности российского рынка и помогут защитить интересы как отечественных, так и иностранных инвесторов. В результате этого может появиться возможность интеграции российского фондового рынка в международную инфраструктуру рынка ценных бумаг (в долгосрочной перспективе у российского рынка должна появиться возможность стать международным финансовым центром).

Важнейшие направления совершенствования депозитарно-клиринговой инфраструктуры:

• принятие законодательства и расширение услуг по кредитованию ценными бумагами и заимствованию, а также возможность выполнения агентских функций по организации кредитования;

• принятие поправок в законодательство, определяющих статус иностранного номинального держателя;

• усовершенствование каналов передачи информации и предоставления отчетности, в частности с помощью повсеместного внедрения стандартов SWIFT;

• полноценное использование системы идентификации ценных бумаг через ISIN и CFI коды;

• минимизация технологии использования клиентами бумажных инструкций (оригиналов и передаваемых по факсу, по почте или с курьером);

• усовершенствование проведения корпоративных действий и стандартизация обмена информацией о корпоративных действиях с эмитентами и клиентами;

• стандартизация форм предоставления информации в целях повышения оперативности доступа к ней и оптимизации издержек депозитария;

• унификация тарифной сетки по услугам регистраторов;

• развитие сделок «поставка против платежа» с центральным контрагентом;

• проведение эффективной политики риск-менеджмента как в клиринговой организации, так и в депозитарии (кастодиане);

• разработка процедур, позволяющих эффективно использовать средства страхового и гарантийного фондов клирингового центра;

• развитие концепции центрального контрагента и др.

Допуск иностранных ценных бумаг на российский рынок должен способствовать развитию сектора трансграничных сделок с ценными бумагами и, соответственно, повысить ликвидность рынка. Также, вероятнее всего, рано или поздно это сможет послужить толчком к отмене законодательных ограничений на доступ нерезидентов на российский рынок, и наоборот. Первостепенная задача, стоящая на данный момент перед рынком, заключается в реформировании депозитарно-кли-ринговой инфраструктуры. Необходимы также ее централизация и унификация и последовательное ее переключение на выполнение всех других задач, перечисленных ранее. В результате, в долгосрочной перспективе представляется возможным увидеть Российскую Федерацию в качестве мирового финансового центра, где будут доступны все основные механизмы для эффективного заключения и исполнения как локальных, так и трансграничных сделок с ценными бумагами.

Список литературы

1. Итоги Группы ММВБ за 2008 г. URL: http://www. micex.ru (дата обращения: 01.06.2010).

2. Медведева Т. Правовое регулирование размещения и обращения в Российской Федерации иностранных ценных бумаг. Презентация ФСФР России. 1-я Международная конференция «Иностранные ценные бумаги в России: размещение, обращение и инвестирование». Март 2010. URL: http://www.educenter.ru/conf/securities/ (дата обращения: 01.06.2010).

3. Нагаева Е. Допуск иностранных ценных бумаг на российскую биржу. Презентация ММВБ. 1-я Международная конференция «Иностранные ценные бумаги в России: размещение, обращение и инвестирование». Март 2010. URL: http://www. educenter.ru/conf/securities/ (дата обращения: 01.06.2010).

4. Официальный сайт Федеральной службы по финансовым рынкам. URL: http://www. fsfm. ru (дата обращения: 01.06.2010).

5. Официальный сайт Группы РТС. URL: http:// www.rts.ru (дата обращения: 01.06.2010).

6. Официальный сайт ЗАО АКБ «Национальный Клиринговый Центр». URL: http://www. nkcbank. ru (дата обращения: 01.06.2010).

7. Официальный сайт Группы ММВБ. URL: http:// www.micex.ru (дата обращения: 01.06.2010).

8. О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-Ф3 (в ред. Федеральных законов от 28.12.2002 № 185-ФЗ, от 30.12.2006 № 282-ФЗ, от 28.04.2009 № 74-ФЗ).

9. Официальный сайт Национального Депозитарного Центра. URL: http://www.ndc.ru (дата обращения: 01.06.2010).

10. Об утверждении критериев и порядка включения иностранных фондовых бирж в Перечень иностранных фондовых бирж, прохождение процедуры листинга на которых является обязательным условием для принятия российской фондовой биржей решения о допуске ценных бумаг иностранных эмитентов к торгам без решения федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг об их допуске к публичному размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации, а также об утверждении указанного Перечня: приказ ФСФР России от 27.04.2010 № 10-29/пз-н.

11. Об утверждении Перечня иностранных организаций, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, в которых российские депозитарии вправе открывать счет лица, действующего в интересах других лиц, для обеспечения учета прав на ценные бумаги иностранных эмитентов, допущенные к публичному размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации: приказ ФСФР России от 09.02.2010 № 10-6/пз-н.

12. Об утверждении Положения о составе и порядке расчета показателей, характеризующих уровень ликвидности (предполагаемой ликвидности) и уровень инвестиционного риска ценных бумаг, на основании которых федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг принимается решение о допуске ценных бумаг иностранных эмитентов к публичному размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации: приказ ФСФР России от 09.02.2010 № 10-5/пз-н.

13. Презентация Депозитарно-клиринговой компании. 2010 г. URL: http: //www.dcc.ru (дата обращения: 01.06.2010).

14. Соловьев Д. Российские депозитарные расписки: от мечты к реальности, от реальности к рынку // Депозитариум. 2007. № 2 (48).

15. Соловьев Д. Квалификация иностранных ценных бумаг к России: практические вопросы // Депо-зитариум. 2008. № 3 (61).

16. Тараруев М. Иностранные ценные бумаги на российском фондовом рынке // Финансовый директор. 2010. № 2. URL: http://www.fd.ru (дата обращения: 01.06.2010).

17. УльяноваЕ. Квалификация и обслуживание иностранных финансовых инструментов // Рынок ценных бумаг. 2009. № 2 (72).

18. Cross-border Securities Settlements, Bank of International Settlements (BIS), Basle, March 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.