Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ'

СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
622
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАДЗОР / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / ФИНАНСЫ / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хамхоев Б.М.

В статье рассматриваются финансовый контроль как одна из функций управления финансами, определяется сущность контроля как сопоставление достигнутых результатов управления финансами за определенный период с плановыми целями и задачами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF FINANCIAL CONTROL

The article considers financial control as one of the functions of financial management, defines the essence of control as a comparison of the achieved results of financial management for a certain period with planned goals and objectives.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_4_122

СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ The essence of financial control

ХАМХОЕВ Борис Магомедович,

бакалавр факультета права, НИУ «Высшая школа экономики». 101000, Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, 20. E-mail: boriskhamkhoev0@gmail.com;

Khamkhoev Boris Magomedovich

Bachelor, Faculty of Law, National Research University Higher School of Economics. 20 Myasnitskaya str., Moscow, 101000, Russia. E-mail: boriskhamkhoev0@gmail.com

Краткая аннотация. В статье рассматриваются финансовый контроль как одна из функций управления финансами, определяется сущность контроля как сопоставление достигнутых результатов управления финансами за определенный период с плановыми целями и задачами.

Abstract. The article considers financial control as one of the functions of financial management, defines the essence of control as a comparison of the achieved results of financial management for a certain period with planned goals and objectives.

Ключевые слова: финансовый контроль, надзор, функции управления, финансы, государство.

Keywords: financial control, supervision, management functions, finance, state.

Для цитирования: Хамхоев Б.М. Сущность финансового контроля // Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 122-124. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_122.

For citation: Khamkhoev B.M. The essence of financial control // Law and state: theory and practice. 2023. No. 4(220). pp. 122-124. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_122.

Статья поступила в редакцию: 20.02.2023

Деятельность государства проявляется в осуществлении функций государства, которые необходимы для обеспечения общественного развития, общественной безопасности. Функционирование государства невозможно без финансов, так как финансы являются основой исполнения государством своей деятельности по управлению обществом. Поэтому большое значение имеет эффективное управление финансами как со стороны государства, так и со стороны муниципалитетов, иных субъектов. Использование финансов необходимо для обеспечения социально-экономического развития и внутриполитической стабильности в стране, для развития регионов и отдельных муниципальных образований. В этом плане большое значение имеет определение процесса управления финансами и, в частности, сущности финансового контроля.

Финансовый контроль является одним из важнейших направлений деятельности государства, муниципалитетов, отдельных субъектов, которые управляют финансовыми средствами для достижения каких-либо значимых целей. При этом необходимо отметить, что понятие финансового контроля в современном законодательстве практически не раскрывается, однако имеется упоминание финансового контроля. Так, например, раздел IX Бюджетного кодекса РФ [1] называется «Государственный (муниципальной) финансовый контроль». В данном разделе определяются виды государственного и муниципального финансового контроля, рассматриваются методы и объекты финансового государственного контроля, а также регулируются другие элементы государственного, муниципального финансового контроля. Однако в Бюджетном кодексе РФ не имеется определения финансового контроля как понятия. Так, анализ ст. 6 Бюджетного кодекса РФ указывает, что здесь нет определения такого термина, как «финансовый контроль». Между тем, понимание сущности финансового контроля как одного из элементов управления финансами и как вида деятельности имеет большое значение для того, чтобы с теоретической точки зрения определить сущность финансового контроля, а с практической точки зрения выработать конкретные методы и способы финансового контроля, которые позволили бы достигнуть целей такого контроля.

Рассматривая вопрос сущности финансового контроля, прежде всего, необходимо отметить, что финансовый контроль, по нашему мнению, объективно включается в систему управления финансами. Финансовый контроль является одной из стадий процесса управления финансами. Как известно, управление включает в себя такие стадии, как планирование, организация, мотивация и контроль. При этом контроль предполагает сопоставление достигнутых результатов с теми целями, которые были поставлены при планировании, что важно для дальнейшей корректировки деятельности, выявления причин, по которым, например, цели не были достигнуты, а задачи не были решены. В этом плане необходимо сказать, что контроль является не только окончательной стадией управления, но и предпосылкой для начала нового цикла управления, т.е. для планирования, которое осуществляется на основании результатов контроля. Всё это можно отнести и к финансовому контролю, который, по нашему мнению, рассматривается как одна из важнейших стадий управления финансами.

Как любое правовое и экономическое явление, финансовый контроль представляет собой многогранное понятие. Речь идет о том, что нужно посмотреть на финансовый контроль с различных сторон, что позволяет более полно понять не только теоретические положения о сущности финансового контроля, но и выработать методы реализации финансового контроля на практике. Так, например, финансовый контроль рассматривается как вид какой-либо деятельности по управлению финансами, как функция управления, а также финансовый контроль рассматривается и как система надзора и реализация права субъектов на защиту интересов и т.д. [4, с.13].

В основном специалисты обращают внимание на сущность финансового контроля, прежде всего, как на отдельный вид деятельности, сущность которого заключается в проверке процессов формирования и использования финансовых ресурсов. Кроме того имеется точка зрения,

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

что финансовый контроль представляет собой, прежде всего, функцию управления финансовыми процессами, и поэтому финансовый контроль нельзя рассматривать в отрыве от планирования и организации финансовой деятельности. Напротив, финансовый контроль как функция управления финансами включается в общую систему такого управления.

Отметим, что подход к содержанию финансового контроля как самостоятельному виду деятельности достаточно широко распространен в научных трудах и поясняет сущность изучаемого явления.

Еще Э. А. Вознесенский указывал, что «финансовый контроль при социализме - это деятельность государственных и общественных органов, состоящая в проверке обоснованности процессов формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях соблюдения плановых пропорций в расширенном социалистическом воспроизводстве» [3, с. 5]. А. Н. Козырин подчеркивал целевую направленность финансового контроля. Он писал, что «под финансовым контролем следует понимать осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных органов, а в ряде случаев и негосударственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности» [7, с. 48]. Н. П. Ефимова анализировала финансовый контроль на уровне государственных финансов. Так, автор указывал, что это «регулируемая правовыми нормами деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по контролю за формированием, распределением, целевым, эффективным и законным использованием финансовых ресурсов, государственной и муниципальной собственности. При этом в качестве основной цели государственного финансового контроля предполагается не только обнаружение нарушений в финансовой деятельности контрольных объектов, но и их предупреждение. Для определения государственного финансового контроля указание на превентивный характер его действия очень важно. Он действительно призван не только, и даже не столько изобличать, сколько предупреждать возможные и исправлять уже допущенные нарушения» [6, с. 22]. Рассматривая точку зрения Н. П. Ефимовой, важно указать, что нельзя сводить финансовый контроль только к государственному финансовому контролю. Как известно, финансы могут быть не только государственными, но существуют и финансы муниципальные, корпоративные, а также выделяются и некоторые другие виды финансов. Соответственно, можно говорить и о муниципальном финансовом контроле так же, как и о государственном финансовом контроле. Кроме того, существует и корпоративный финансовый контроль, и общественный контроль. Однако в современном законодательстве, например, в Бюджетном кодексе РФ, речь идёт о финансовом и муниципальном контроле, поэтому, рассматривая сущность финансового контроля, прежде всего, уделяется особое внимание государственному и муниципальному видам контроля. В целом, с точки зрения указанных авторов, мы видим, что они понимают финансовый контроль как самостоятельный вид деятельности государства или муниципалитетов по проверке обоснованности формирования и использования каких-либо денежных фондов. Иными словами, указанные специалисты определяют финансовый контроль именно как самостоятельную деятельность, которая связана с проверкой формирования и использования денежных фондов.

Кроме того, некоторые специалисты подчеркивают, что сущность финансов может определяться через термин «надзор». Иными словами, часть авторов является сторонниками подхода, при котором финансовый контроль рассматривается как система надзора. При этом, по мнению этих специалистов, финансовый контроль стоит на страже законности, целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций. Так, И. А. Белобжецкий указывал, что «под финансово-хозяйственным контролем понимает систему надзора наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений, организаций и других подразделений материального производства и непроизводственной сферы с целью объективно оценить экономическую эффективность этой деятельности, установить законность, достоверность и целесообразность хозяйственных и финансовых операций, сохранность собственности, выявить внутрихозяйственные резервы повышения эффективности производства и роста доходов государственного бюджета» [2, с. 25]. С. О. Шохин подчеркивал, что финансовый контроль носит многоаспектный и межотраслевой характер. По его мнению, под «финансовым контролем следует понимать многоаспектную межотраслевую систему надзора наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений и организаций с целью объективной оценки экономической эффективности их деятельности, установления законности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций и выявления резервов доходов государственного бюджета» [8, с. 25].

Однако, по нашему мнению, определять сущность финансового контроля через надзор является не совсем точным. Надзор проводится специальными органами, как правило, являющимися государственными органами, в то время как финансовый контроль осуществляется не только государством, но и муниципалитетами, различными корпорациями и т.д. Иными словами, мы видим разницу между субъектами финансового контроля и субъектами надзора. Кроме того, надзор, как правило, представляет собой непрерывное наблюдение за какими-либо процессами, что же касается контроля, то это более всего явление именно периодическое. Так, например, контроль проводится раз в год, раз квартал, раз в полугодие, раз в месяц и т.д. Поэтому нельзя смешивать контроль и надзор. Кроме того, надзор, как правило, осуществляется по мероприятиям, связанным с исполнением законодательства, например, финансового законодательства, в то время как при контроле делается сопоставление целей какой-либо деятельности и результатов такой деятельности за определённый период, например, за квартал, за полугодие или за год. В процессе контроля, как уже указывалось выше, даются некоторые оценки исполнения плана, вносится корректировка в какую-либо деятельность. Именно поэтому, думается, что сущность финансового контроля целесообразно определять через управленческую функцию, т.е. финансовый контроль есть одна из функций управления, которая предшествует планированию и завершает цикл управление финансами.

Отметим, что ряд ученых также считает, что финансовый контроль является функцией управления финансовыми процессами. Одним

из таких специалистов является Ю. А. Данилевский, который полагал, что «финансовый контроль, являясь одной из важнейших функций и неотъемлемой составной частью общего механизма управления экономикой, производством, охватывает финансовые, кредитные и производственные показатели. В сферу контроля включаются производство, распределение, обращение и потребление товарно-материальных ценностей в денежном выражении» [5, с. 16].

Итак, в целом, рассматривая сущность финансового контроля, необходимо отметить, что финансовая контроль является одной из функций управления финансовыми процессами. Речь идёт о том, что, наряду с планированием и организацией финансовых процессов, финансовый контроль является необходимым элементом управления финансами, а сущность финансового контроля состоит в проверке реализации финансовой деятельности. Суть финансового контроля заключается в том, чтобы сопоставить итоги финансовой деятельности за какой-либо период с целями и задачами, которые были поставлены на стадии планирования на этот период для того, чтобы выявить возможные отклонения от достижения поставленных целей и решения указанных задач. Если выявляются какие-либо недостатки в осуществлении финансового процесса, то на основе данных контроля при планировании следующего управленческого цикла необходимо скорректировать финансовую деятельность, устранить ошибки и проблемы, которые имеются в процессе финансовой деятельности, для того чтобы на новом цикле управления достигнуть поставленных целей и решения задач по управлению финансовыми процессами.

Библиогра фия:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // Российская газета. 1998. 12 авг.

2. Белобжецкий И. А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм. М.: Финансы и статистика, 1989. 255 с.

3. Вознесенский Э. А. Финансовый контроль в СССР. М.: Юридическая литература, 1973. 134 с.

4. Григорьев А. В., Голод К. К. К вопросу о сущности финансового контроля // Журнал прикладных исследований. 2020. № 4-3. С. 12-18.

5. Данилевский Ю. А. Финансовый контроль в СССР и пути его совершенствования. М.: Финансы и статистика, 1989. 182 с.

6. Ефимова Н. П. Государственный финансовый контроль в реализации федеральных целевых социальных программ. М.: Медицина, 2000. 174 с.

7. Козырин А. Н. Финансовое право: учебник; под ред. О. Н. Горбуновой. М.: Юристь, 1996. 399 с.

8. Шохин С. О. Бюджетно-финансовый контроль в России (теория и практика). М.: Прометей. 1995. 64 с.

References:

1. The Budget Code of the Russian Federation: Federal Law No. 145-FZ of July 31, 1998 (as amended on 12/28/2022) // Rossiyskaya Gazeta. 1998. 12 Aug.

2. Belobzhetsky I. A. Financial control and a new economic mechanism. M.: Finance and Statistics, 1989. 255 p.

3. Voznesensky E. A. Financial control in the USSR. M.: Legal literature, 1973. 134 p.

4. Grigoriev A.V., Golod K. K. To the question of the essence of financial control // Journal of Applied Research. 2020. No. 4-3. pp. 12-18.

5. Danilevsky Yu. A. Financial control in the USSR and ways of its improvement. M.: Finance and Statistics, 1989. 182 p.

6. Efimova N. P. State financial control in the implementation of federal targeted social programs. M.: Medicine, 2000. 174 p.

7. Kozyrin A. N. Financial law: textbook; edited by O. N. Gorbunova. M.: Jurist, 1996. 399 p.

8. Shokhin S. O. Budgetary and financial control in Russia (theory and practice). M.: Prometheus. 1995. 64 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.