Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ'

ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
514
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Расулов Фотех Миркозиевич

В статье рассмотрены вопросы истории развития понятия и сущности финансового контроля. Также обобщается факт установления в законодательстве официального понятия финансового контроля для эффективности осуществления данной функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ»

between China and the countries of the Far East. Sogd and baktriyan traders together with China took an active part in spreading buddism.

Key words: Silk road, religious, Chistians, China, Sredni Azia, India, buddizm, iidizm, Sogdian, culture, Baktria, State, ABC.

Сведения о авторе: Мирзоев Фарход Абдурахмонович - ассистент кафедры всеобщей истории Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.: (+992) 98 8332526.

Information about the author: Mirzoev Farhod Abdurahmonovich, Chair of General History, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel.: (+992) 98 8332526.

ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Расулов Ф.М.

Таджикский государственный педагогический университет им. Садриддина Айни

Государство является одним из важнейших субъектов финансово-правовых отношений, а без сборов и налогов оно перестает функционировать. Поэтому еще первые государственные образования налогово-финансовым вопросам уделяли особенное внимание, данная всеобщая закономерность в условиях древнего и средневекового Таджикистана имело своих особенностей, что вытекало из существующих религиозных, политических, географических, экономических и иных условий.

В новой и новейшей истории Таджикистана финансовые отношения и регулирующее их финансовое законодательство становятся ведущими отраслями права, что требует глубокого и всестороннего анализа и разработки. Интересно, что в исследуемый период, одним из первых работ в новообразованном Советском Союзе, где речь шла о финансовом контроле, точнее вводивший в оборот данный термин было монография профессора С.А. Котляревского «Финансовое право СССР», вышедшая в 1926 г.1 В ней, в частности, была предпринята попытка разграничить понятия государственного контроля, осуществлявшегося тогда Наркомрабкрином СССР, и собственно финансового контроля, возложенного на Финансово-контрольное управление Наркомфина СССР2. При этом как отмечена в литературе практика было впереди науки. Создавались органы, существующих органов наделяли компетенцией, но науки изучающий данные отношения пока оставалось мало разработанной. Как отмечают исследователи в Советском союзе вплоть до 1939 г. наука финансового права развивалась очень слабо. Это было обусловлено, в конечном счете, принижением роли финансов в условиях социализма. Возрождение финансового права как науки и как одноименной отрасли в системе советского права началось в 1939 г., когда оно снова было включено в программы юридических факультетов.

В 40-х - 50-х гг. появляются учебники по финансовому праву, начинают исследоваться теоретические проблемы финансового права, в частности финансового контроля с учетом достижений в области общей теории государства и права. Итог этим теоретическим изысканиям подвела статья Р.О. Халфиной «К вопросу о предмете и системе советского финансового права», появление которой ознаменовало важный этап в развитии современного финансового права3. Особо следует отметить, что проф. Р.О. Халфина отнесла финансовый контроль к институтам Общей части финансового права. Такой взгляд на место финансового контроля в системе финансового права стал общепризнанным. Лишь в учебнике «Финансовое право», подготовленном в середине 1960-х годов коллективом кафедры административного и финансового права МГУ, финансовый контроль был представлен как раздел Особенной части

1 Вышла в серии «Проблемы советского права» / Под общей редакцией проф. Д.А. Магеровского.

2 Котляревский С.А. Финансовое право СССР. Л., 1926. С. 143 - 146.

3 Халфина Р.О. К вопросу о предмете и системе советского финансового права // Вопросы советского административного и финансового права. М., 1952. С. 182 - 213.

финансового права4. Но в дальнейшем, во - второй издании этого учебника, переработанном и дополненном, финансовый контроль было отнесено в общей части (глава 3)5.

Сегодня, почти все исследователи полагают, что финансовый контроль является институтом Общей части, при этом в некоторых разделах Особенной части возможна конкретизация отдельных положений финансово-контрольной деятельности государства в соответствии с диверсификацией видов финансового контроля в зависимости от предмета контроля (налоговый, валютный контроль, контроль за исполнением бюджета, страховой надзор и т.д.).

С 1950 по 1980-х годах финансовый контроль стал предметом немногочисленных монографических и диссертационных исследований юристов и экономистов6. В них финансовый контроль уже больше не отождествляется с системой контролирующих органов, а рассматривается как самостоятельное направление финансовой деятельности государства. Так, по мнению Р.И. Розенблюма, «финансовый контроль есть осуществляемая в общенародных интересах и регулируемая правовыми нормами деятельность государственных органов по проверке образования, распределения и расходования советских социалистических финансовых ресурсов в соответствии с директивами партии, государственным народнохозяйственным планом, имеющая своей целью не только обнаружить, но и предупредить недостатки в работе подконтрольных органов»7. Е.А. Ровинский, исследуя значение финансового контроля, подчеркивал, что финансовый контроль следует рассматривать в качестве «специального института государственного контроля, основной функцией которого является повседневный (выделено мною. - Р.Ф.) контроль над образованием и использованием денежных фондов в социалистическом обществе. Он характеризуется тем, что имеет специфические формы и методы проверки законности действий социалистических предприятий, организаций и учреждений в процессе осуществления ими хозяйственной и финансовой деятельности, присущ всем видам контроля (имеется в виду финансовый контроль - Р.Ф.) и основывается на принципах, общих для всех финансово-правовых институтов»8.

И.В. Мартьянов отмечал, что финансовый контроль обусловлен наличием товарно-денежных отношений и действием закона стоимости, «содержание которого определяется финансовой деятельностью Советского государства, составной частью которого он является»9.

Мы согласны с оценкой А.А. Ялбулганова о том, что в исследованиях этого периода преобладает идеологизированный подход к определению финансового контроля как правовой категории. Но данные определения даны исходя из конкретно-исторических условий, когда господствующей формой хозяйствования была плановая социалистическая экономика и финансовые отношения также определялись господствующей формой экономики. Несмотря на идеологизированность, следует отметить того, что в этих определениях сущность финансового контроля постепенно раскрывается более полно и глубоко. В этом отношении показательно исследование Н.А. Ковалева. Им дано следующее определение финансового контроля: «Финансовый контроль в СССР - это определяемая особенностями общественного строя и классовой природой социалистического государства, урегулированная правовыми нормами деятельность уполномоченных органов по проверке правильности, законности и целесообразности мобилизации, распределения и использования фондов денежных средств в целях планомерного и эффективного развития народного хозяйства и неуклонного роста материального и культурного уровня жизни трудящихся»10. Данное определение устояло и

4 Финансовое право: Учеб. / Под ред. В.В. Бесчеревных и С.Д. Цыпкина. М., 1967, с. 396 - 418.

5 Финансовое право: Учеб. / Отв. ред. В.В. Бесчеревных и С.Д. Цыпкина. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1974, С. 61-84.

6 См., напр.: Жданов А.А. Управление в области финансов и кредита в СССР: Дисс. ...канд. юрид. наук. М., 1953; Ковалева Н.А. Правовые основы финансового контроля в СССР: Дисс. ...канд. юрид. наук. М., 1975; Розенблюм Р.И. Правовое регулирование государственного финансового контроля в СССР: Дисс. ...канд. юрид. наук. Л., 1953. - Среди работ экономистов выделим: Белобжецкий И.А. Финансово -хозяйственный контроль в управлении экономикой. М., 1976; Вознесенский Э.А. 1) Теоретические проблемы сущности и организации финансового контроля в СССР: Дисс. на соискание ученой степени докт. экон. наук. Л., 1969; 2) Финансовый контроль в СССР. М., 1973; Данилевский Ю.А. Финансовый контроль СССР и пути его совершенствования: Дисс. ...канд. экон. наук. М., 1989.

7 Розенблюм Р.И. Правовое регулирование государственного финансового контроля в СССР. С. 56.

8 Финансовое право. М.: Юридическая литература, 1971. С. 55.

9 Воронова Л.К., Мартьянов И.В. Советское финансовое право. Киев: Изд. объединение "Вища школа", 1983. С. 37.

10 Ковалева Н.А. Правовые основы финансового контроля в СССР. М., 1975, с. 29.

перекочевывало из одного учебника к другому, так как более полно отражало существующие на тот момент отношения, касающихся финансового контроля и его роли в развитии общества.

Следует отметить, что финансовый контроль исследовалась с экономической, в ее рамках финансовой, и финансово - правовой науки. После распада СССР проблематика, связанная с финансовым контролем, по-прежнему развивалась в рамках как финансовой (Н.Т. Белуха11, Ю.А. Данилевский 12, Ю.М. Иткин 13 и др.), так и финансово - правовой науки (А.Н. Козырин 14, Н.Д. Погосян15, Н.И. Химичева16, С.О. Шохин17, и др.).

Фундаментальное исследование проблем правового регулирования финансового контроля, в том числе государственного финансового контроля, провела Е.Ю. Грачева18. В своих работах она отмечает, что «финансовый контроль - это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования»19.

До настоящего времени в экономической и юридической литературе нет единства в трактовках понятия финансового контроля, а также законодательное закрепление понятия финансового контроля отсутствует.

Существуют самые разные точки зрения. Так, И.А. Белобжецкий20 считает, что "Под финансово-хозяйственным контролем следует понимать систему надзора наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, объединений, учреждений, организаций и других подразделений материального производства и непроизводственной сферы в целях осуществления объективной оценки экономической эффективности этой деятельности, установления законности, достоверности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций, обеспечения сохранности собственности, выявления внутрихозяйственных резервов повышения эффективности производства и роста доходов государственного бюджета".

У Ю.А. Данилевского21 определение финансового контроля выражено так: "Финансовый контроль, являясь одной из важнейших функций и неотъемлемой составной частью общего механизма управления экономикой, производством, охватывает финансовые, кредитные и производственные показатели. В сферу контроля включаются производство, распределение, обращение и потребление товароматериальных ценностей в денежном выражении". Таким образом, Ю.А. Данилевский считает, что финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения проводимой государством финансовой политики и реализуется через систему организационных, административных, правоохранительных и других мер, соответствующих современным условиям и перспективе развития российской экономики и государства.

Ю.М. Иткин22 отмечает: "Деятельность органов государственного контроля должна быть направлена на проверку исполнения, прежде всего, законов государства и указов Президента,

11 Белуха Н.Т. Теория финансово - хозяйственного контроля. М., 1991.

12 Данилевский Ю.А. Проблемы государственного финансового контроля и аудита в условиях перехода к рыночной экономике: Автореф. докт. дисс. М., 1993.

13 Иткин Ю.М. Контроль производственно - финансовой деятельности в условиях перехода к рыночной экономике: Дисс... докт. экон. наук в форме научного доклада. М., 1992.

14 Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. М., 1996 (гл. 4).

15 Погосян Н.Д. 1) Счетная палата Российской Федерации. М., 1998; 2) Счетная палата Российской Федерации (конституционно - правовой статус): Дисс. ...докт. юрид. наук. М., 1998.

16 Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 1995 (гл. 5).

17 Шохин С.О. 1) Бюджетно - финансовый контроль и аудит: Теория и практика применения в России. М., 1997 (в соавт. с Л.И. Ворониной); 2) Правовое обеспечение деятельности контрольно - счетных органов субъектов Российской Федерации (проблемы и перспективы): Дисс. ...докт. юрид. наук. М., 1999.

18 Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. Дисс... д-ра юрид. наук. Москва, 2000.

19 Финансовое право: учебник / О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева [и др.]; отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М.: "ТК Велби", Изд-во Проспект, 2005. С. 37-38.

20 Белобжецкий И.А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм. М.: Финансы и статистика, 1989,-с.5-7.

21 Данилевский Ю.А. Проблемы государственного финансового контроля и аудита в условиях перехода к рыночной экономике: Автореф. дис. д-ра экон. наук. М., 1993. С.7.

22 Иткин Ю.М. Организация финансового контроля в переходный период к рыночной экономике. М.: Финансы и статистика,1991.С.33.

законности, правильности и целесообразности направления выделенных бюджетных средств, эффективности деятельности правительственных органов, эффективного и экономного расходования государственных средств на всех уровнях управления финансовыми и материальными ресурсами".

С.О. Шохин и Л.И. Воронина23 определяют финансовый контроль следующим образом: "Под финансовым контролем следует понимать многоаспектную, межотраслевую систему надзора наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений и организаций с целью объективной оценки экономической эффективности этой деятельности, определения законности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций и выявления резервов доходов государственного бюджета". Практически, по существу функций, о которых упоминается в выше приведенных понятиях, прослеживается двойной смысл, то есть финансово-контрольная направленность действий.

Научных подходов к пониманию финансово-контрольной деятельности множество, наиболее удачным, как нам представляется, можно признать понятие и сущность финансово-контрольной деятельности, определенные Ю.А. Данилевским, так как он определяет данное понятие через функции финансово-контрольной деятельности, рассматривая несколько аспектов, а именно, как: специфический вид и неотъемлемую часть управленческой деятельности; источник информационного обеспечения нужд управления в процессе принятия управленческих решений; систему проверки фактического состояния хозяйствующего субъекта с целью подтверждения правомерности его деятельности; механизм обратной связи, посредством которого можно получить необходимую информацию об исполнении управленческих решений, направленных на защиту экономических интересов России.

В экономической и юридической литературе финансовый контроль определяется по-разному. Так, экономистами под финансовым контролем понимается "наблюдение, определение и выявление фактического положения финансовых показателей деятельности по сравнению с заданными"24. В экономических науках, также даны множество определений понятию финансового контроля, например, в одном из них финансовый контроль определяется как "совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации" 25.

Наиболее полное определение финансового контроля как экономической категории сформулировал И.В. Фирулин26. По его мнению, финансовый контроль - это «совокупность форм, методов, приемов производства ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности (точнее следовало бы говорить о финансовой и хозяйственной деятельности. -Р.Ф.) предприятий, объединений, организаций, учреждений; законности операций по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, сохранности собственности; правильности и своевременности выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, государственными внебюджетными фондами; постановки бухгалтерского учета и достоверности отчетности"27.

Существуют различные мнения относительно финансового контроля в системе финансового права. Данные мнения отличаются друг от друга. Самое распространенное традиционное мнение определяет финансовую контроль как институт финансового права, который относят или к общей его части, или к особенной части финансового права.

Некоторые ученые предполагают, что, финансовый контроль осуществляется в конкретных направлениях финансовой деятельности, поэтому можно выделить лишь специфические его виды, которые осуществляются различными органами. К таким сферам внесли налогообложение, бюджет, банковскую систему, государственного кредита, денежного и валютного обращения и т.д.

В науке финансового права также говорят о финансовом контроле как об институте финансового права. Наряду с этим, исследователями особенно отмечается специфика

23 Шохин СО., Воронина Л.И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России. Научно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика,1997.С.3.

24 Общая теория финансов / Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: Банки и Биржи. ЮНИТИ, 1995. С. 207.

25 Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1993. С. 79.

26 См.: Грачева Е.Ю., Хорина Л.Я. Государственный финансовый контроль: Курс лекций. М.: ТК Велби; Издательство "Проспект", 2005. С. 9,10.

27 Фирулин И.В. Финансовый контроль в системе управления рыночной экономикой. Самара, 1996. С. 6.

проведения финансового контроля в сфере бюджета, налоговых отношений, страхования, кредитования, а также валютный контроль.

Данные определения показывают всепроникающий характер самих финансов и финансового контроля, его возрастающую роль в условиях формирования рынка как важнейшей функции финансов. Особая роль финансового контроля и в первую очередь государственного финансового контроля растет на каждом этапе осуществления финансовой деятельности. Необходимостью их урегулирования правом обусловлено выделение названных финансово-правовых норм в подотрасль финансового права.

Ряд авторов отмечают необходимость выделения в системе финансового права не только институтов, но и его подотраслей. Например, М.И. Пискотин обосновал наличие бюджетного права как подотрасли финансового права28. Для того, чтобы определенная совокупность правовых норм могла образовать подотрасль, ей необходимо обладать рядом качеств, которые выделяют их из общих норм данной отрасли права и одновременно придают им определенное внутреннее единство.

«Такая совокупность норм составляет цельную и обособленную систему, которая является главным подразделением соответствующей отрасли права. Она не выделяется в самостоятельную отрасль, так как имеет больше общего, чем специфического по сравнению с другими нормами включающей ее отрасли права, и у государства пока нет политической заинтересованности в ее самостоятельном и обособленном развитии»29.

В этой связи, представляется возможным говорить об особенностях данной подотрасли. Особенности данной подотрасли заключаются в том, что это - единственная подотрасль финансового права, имеющая сложную структуру.

Ученые к общей части финансового права отнесли финансово-правовые нормы, регулирующие организацию и порядок проведения, общие цели, задачи и принципы осуществления финансового контроля, характеристику его форм и методов. Финансово-правовые нормы, регламентирующие проведение финансового контроля в различных сферах финансовой деятельности и вследствие этого обладающие специфическими целями, задачами, содержанием, выраженными в специальных нормативных актах (Налоговый кодекс РТ, Закон РТ «О государственных финансах», банковское, страховое, валютное законодательство), а также нормы, которые определяют правовой статус контрольных органов в конкретной области финансовой деятельности.

О сложном характере структуры подотрасли финансового права финансового контроля сообщается в исследованиях различных ученых. В частности Е.Ю. Грачева показала, что названные нормы могут различаться по следующим основаниям: 1) по целям и задачам осуществления финансового контроля в конкретной сфере финансовой деятельности; 2) по объектам (содержанию или направлениям его осуществления), 3) по формам и методам; 4) по органам, на которые возложено его проведение (при этом необходимо учитывать их правовой статус и полномочия); 5) осуществление конкретных видов финансового контроля регламентируется соответствующими нормативными актами, т.е. имеются «собственные» источники права30.

В общем, как мы отметили, в юридической и экономической литературе подходы ученых различаются. Это свидетельствует о необходимости законодательного закрепления определения государственного финансового контроля. Четкое законодательное закрепление определения финансового контроля позволило бы устранить те спорные моменты, которые в настоящее время существуют в академических кругах.

На сегодняшний день ни в российском законодательстве, ни в законодательстве РТ не закреплено определение понятия государственного финансового контроля. Хотя в РТ в 2002 г. был принят Закон «О государственном финансовом контроле в Республике Таджикистан», но данный закон не содержит определения понятия государственного финансового контроля.

Итак, подводя итог всему вышеизложенному, можно отметить, что на сегодняшний день существует дифференцированный подход к определению понятия государственного финансового контроля, но отсутствует единый подход к ней, что позволяет продолжить дискуссию в этом направлении.

28 См.: Пискотин М.И. Советское бюджетное право. - М.: Юрид. лит. 1971.

29 См.: Пискотин М.И. Советское бюджетное право. - М.: Юрид. лит. 1971. С. 35-36.

30 Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. Дисс... д-ра юрид. наук. Москва, 2000. С. 243.

ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Расулов Ф.М.

В статье рассмотрены вопросы истории развития понятия и сущности финансового контроля. Также обобщается факт установления в законодательстве официального понятия финансового контроля для эффективности осуществления данной функции.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, бюджетный контроль, валютный контроль, налоговый контроль, правовой институт, подотрасль права.

NOTION OF THE FINANCIAL CONTROL Rasulov F.M.

The author of the article researches main development understanding history and main issures of finance control. The article deals mainly with the fact summarizing in the legislation of financial control for the implementation of this function.

Key words: state financial checking, budgetary checking, currency exchange regulation, tax checking, legal institute.

Сведения об авторе: Расулов Фотех Миркозиевич - старший преподаватель кафедры права Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.: (+992) 918 709484.

Information about the author: Rasulov Foteh Mirqozievich, senior lecturer, Chair of Law, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel.: (+992) 918 709484.

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИМЕНИМОГО ПРАВА В ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЯХ С ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ

Мирзоев А.М.

Таджикский национальный университет

Договорные отношения с иностранным элементом являются одной из распространенных правоотношений международного гражданского оборота. Как известно, договорные отношения считаются одной из разновидностей имущественных правоотношений, регулируемых нормами гражданского права. Наряду с этим также существуют договорные отношения с иностранным элементом, которые подпадают под регулирующее воздействие норм международного частного права. Иностранный элемент выражается в том, что субъект правоотношений является иностранным; объект, в отношении которого возникают правоотношения, находится за границей; юридический факт, породивший правоотношения, совершается за границей.

Но следует отметить, что наличие иностранного элемента в имущественных правоотношениях не всегда превращает их в предмет регулирования международного частного права. Например, договорные отношения с участием иностранных субъектов не превращают их в договорные отношения с иностранным элементом, поскольку договорные отношения, регулируемые международным частным правом, имеют свои особенности. В частности первая особенность - это осуществление предпринимательской деятельности сторонами договорных отношений. Правомерно, что для развития своей предпринимательской деятельности субъекты устанавливают экономическое и техническое взаимодействие с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями разных стран и таким образом участвуют в международном гражданском обороте. Второй особенностью является то, что в ходе осуществления взаиморасчета между участниками договорных отношений с иностранным элементом используется валюта, которая является иностранной, хотя бы для одной стороны или для обеих сторон. Такое понимание договорных отношений с иностранным элементом не случайно, поскольку в большинстве международно-правовых актов, в том числе в Конвенции ООН о договорах международной купли - продажи 1980 г., делается заключение о том, что договорные отношения с иностранным элементом всегда возникают между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся на территории разных государств (ст.1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.