Научная статья на тему 'Сущность экономического кризиса регионального развития'

Сущность экономического кризиса регионального развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДМЕТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / КРИЗИС РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ФАКТОРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Керефов М.А.

В статье рассмотрен ряд теоретических и практических вопросов развития экономического кризиса на региональном уровне, уточняется содержание категории региональной экономики, определены основные проблемы региональной экономической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность экономического кризиса регионального развития»

СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА РЕГИОНАЛЬНОГО развития

м А. КЕРЕФОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга E-mail: mkerefov@gmail.com Кабардино-Балкарский государственный университет

им. Х. М. Бербекова, г. Нальчик

В статье рассмотрен ряд теоретических и практических вопросов развития экономического кризиса на региональном уровне, уточняется содержание категории региональной экономики, определены основные проблемы региональной экономической политики.

Ключевые слова: предмет региональной экономики, кризис регионального развития, факторы регионального развития.

Наступивший глобальный экономический кризис привел к существенному пересмотру теоретических взглядов на качество экономического роста в нашей стране, на слабое действие факторов внутреннего развития, на сбалансированность воспроизводственных процессов.

Неустойчивость развития российских регионов в послереформенное время убедительно показывает недостаточность традиционного подхода к определению предмета региональной экономики как исследования пространственных проблем экономического развития национальной экономики. С учетом воздействия жестких кризисных факторов следует более активно исследовать рыночные принципы и механизмы обеспечения целостности и устойчивости региональной экономики. Поскольку развитие региона зависит от совокупного взаимодействия основных факторов, то ключевым субъектом региональных экономических отношений становятся фирмы и домашние хозяйства, где происходит объединение доходов и материальных ценностей в целях совместного производства и потребления товаров и услуг.

Затрагивая теоретические аспекты затронутых проблем, надо отметить, что в последнее время широкое распространение получил анализ по принципу определения сильных и слабых сторон региона, в процессе которого оцениваются резуль-

таты осуществления предшествующих программ социально-экономического развития региона, выявляются причины успехов и кризисных процессов. Первоочередному анализу подвергаются объективные данные о ресурсах региона:

— человеческие ресурсы (половозрастная структура населения, национальный состав, миграция, факторы роста населения, образование, профессиональный состав занятых людей в той или иной сфере производства, уровень и динамика безработицы, доходы, уровень заработной платы, валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения, производительность труда, уровень и динамика физического и психического здоровья, продолжительность жизни);

— природные ресурсы (использование земли, наличие природных ископаемых, рекреационные ресурсы, исторические и природные достопримечательности);

— экономические ресурсы (структура региональной экономики: превалирующие отрасли производства, которые развиваются быстрее; приватизация; собственность на землю; общественные и частные инвестиции; состав и объем региональных и муниципальных услуг; инфраструктура; транспорт и связь; степень развития малого предпринимательства; экспортная деятельность предприятий региона).

Однако, как правило, подобные исследования завершаются весьма оптимистичными выводами о формировании благоприятных тенденций в региональном развитии. Но параллельно постепенному преодолению кризисных проявлений в мировой и российской экономике продолжается увеличение количества дотационных регионов, что становится острейшей проблемой российского экономического развития.

42

финансы и кредит

По сути дела, в настоящее время самым острым вопросом становится проблема российских регионов, которая полностью выявилась именно в условиях наступившего кризиса. Если в последние предкризисные годы за счет растущего потока валюты от сырьевого экспорта региональные бюджеты были основательно поддержаны, то сейчас эти возможности резко сократились.

В предкризисные благополучные годы существенную роль в поддержке регионов играло увеличение бюджетного финансирования регионального развития. Но при значительном ограничении ресурсов федерального бюджета на ближайшие годы, возможностей прикрывать нерешенность проблем самодостаточного регионального развития становится все меньше.

Тут следует обратить внимание на то, что в российской экономике накопился ряд весьма серьезных проблем [1], которые не столько связаны с нынешним кризисом, сколько имеют давнюю историю. А для того чтобы решить подобные проблемы, требуется продуманная долгосрочная стратегия государства и общества.

С этих позиций, без претензий на полное решение проблемы, хотелось бы продолжить рассмотрение острых вопросов регионалистики в части основных факторов нарастающей региональной дифференциации.

При этом в настоящее время известно множество типов экономических кризисных процессов, но практически отсутствует направление, связанное с теоретической разработкой региональных кризисов, что особенно актуально для российской экономики, отличающейся большими пространственными параметрами.

Сущностью кризисов регионального развития является не традиционная цикличность, связанная с абсолютными параметрами сокращения и роста

Валовой региональный продукт на душу населен

объемов производства (которые часто тоже имеют место), а длительное отставание экономической динамики, нарастание разрывов по социально-экономическим показателям. Это приводит к отрицательным совокупным миграционным тенденциям на территории — оттоки труда, капитала и инвестиций становятся устойчиво преобладающими. На этом фоне развиваются и явления, присущие традиционным экономическим кризисам: высокий уровень банковского процента, блокирующий использование сбережений на инвестиции; перенакопление готовой продукции инвестиционного назначения; увеличение безработицы; понижение средней заработной платы; сокращение спроса на предметы потребления и услуги потребительского назначения, что дополнительно способствует сокращению производства. Все это распространяется и на региональные составляющие.

В рамках данной статьи хотелось бы только отметить, что обострения региональных кризисных тенденций вызываются общими экономическими кризисами, но выход из них происходит по другой «траектории». Поскольку поиском этих «траекторий» практически занимались крайне мало, то и действенность российских антикризисных мер, за исключением выделения дополнительных средств регионам, оказывается незначительной.

Причины такого положения дел кроются как в исторических процессах, так и в современном рыночном реформировании. Если проанализировать период между кризисом конца прошлого столетия и настоящим (т. е. период с 1998 по 2007 г.) по динамике валового регионального продукта и обеспеченности основными фондами в расчете на душу населения, что представлено в табл. 1, то видно, что разрывы по показателям последовательно нарастали. В том числе и в самые благоприятные годы для российской экономики. Например, по Кабардино-Балкарской Республике производство

Таблица 1

по отдельным регионам РФ в 1998—2007 гг., руб.

Показатель 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Российская Федерация 15 371,1 26 200,6 39 532,3 49 474,8 60 611,4 74 884,9 97 864,8 126 014,2 157 853,5 198 816,5

Центральный феде- 16 564,4 31 118,7 48 205,0 58 851,5 75 739,2 94 533,1 122 665,5 167 641,5 213 616,7 277 135,3

ральный округ

Московская область 12 329,5 19 753,4 26 687,7 35 569,3 47 323,5 62 254,8 80 775,1 106 814,3 140 778,1 196 130,6

г. Москва 33 887,4 70 506,5 115 630,5 134 435,8 171 127,8 210 625,6 274 378,9 397 006,8 504 149,8 643 733,1

Северо-Западный 16 592,8 27 948,9 40 564,9 50 157,8 63 297,1 78 547,1 107 020,0 131 566,1 161 791,6 206 153,6

федеральный округ

г. Санкт-Петербург 18 024,9 28 247,0 39 811,1 53 525,3 72 059,8 88 278,4 117 596,4 145 173,8 180 314,7 242 755,0

Южный федеральный 8 596,4 14 074,4 20 041,3 26 131,1 31 840,1 38 435,2 48 030,6 56 483,0 72 521,5 95 361,5

округ

Республика Адыгея 6 907,7 10 061,7 12 315,1 14 858,6 17 707,5 22 078,8 28 084,8 38 389,5 47 814,4 66 089,8

Республика Дагестан 3 589,4 5 383,3 8 489,7 12 562,3 16 195,5 22 235,1 30 901,8 34 370,5 46 853,8 62 366,9

Окончание табл. 1

Показатель 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Республика Ингушетия 3 428,9 5 098,0 6 667,9 8 000,7 7 751,7 10 073,2 12 975,9 15 320,7 18 442,4 29 903,7

Кабардино-Балкарская Республика 6 611,7 11 057,3 15 948,9 21 834,2 25 369,9 28 886,0 32 354,9 41 132,8 48 517,7 56 528,8

Республика Калмыкия 4 899,8 7 104,1 20 183,7 22 261,8 24 676,8 22 457,2 29 348,5 33 482,3 44 607,4 58 145,9

Карачаево-Черкесская Республика 6 391,3 9 550,5 12 404,2 16 639,7 23 297,3 26 230,5 30 140,3 38 625,3 54 081,1 65 969,6

Республика Северная Осетия — Алания 5 727,5 9 835,2 11 964,5 17914,2 22 541,2 26 719,3 34 389,0 44 332,9 61 749,3 76 455,4

Чеченская Республика — — — — — — — 19 876,2 27 567,6 39 102,7

Краснодарский край 10 063,7 19 267,7 26 713,9 34 912,4 42 477,6 48 613,5 61 455,6 73 146,3 94 914,1 128 202,3

Ставропольский край 10 363,8 14 018,6 19 603,9 24 780,1 29 453,4 37 144,7 44 903,8 54 002,6 67 144,2 81 800,7

Астраханская область 10 172,2 15 805,2 27 815,3 32 037,2 40 786,8 50 508,2 56 725,9 70 393,9 85 611,5 105 326,1

Волгоградская область 11 000,6 16 181,9 23 340,8 30 513,2 38 617,7 47 927,2 57 931,8 76 824,5 95 952,1 127 700,8

Ростовская область 8 455,0 14 380,4 20 003,8 26 817,8 31 941,7 39 225,1 50 843,4 60 906,4 79 261,4 106 222,8

Приволжский федеральный округ 13 489,1 22 204,5 32 791,7 41 139,5 47 526,3 58 315,8 74 169,9 91 439,8 115 461,4 144 949,3

Уральский федеральный округ 25 102,2 41 649,9 69 327,3 90 065,5 107 831,3 134 483,3 181 725,0 252 114,9 304 037,3 349 480,1

Сибирский федеральный округ 14 627,1 22 759,6 33 682,1 41 674,5 49 329,1 60 583,1 82 215,8 98 874,0 124 432,3 154 687,3

Дальневосточный федеральный округ 20 356,7 33 703,8 44 932,3 57 716,4 70 194,8 84 286,3 102 584,6 125 788,3 153 045,8 198 821,9

Источник: таблица составлена автором по данным официального сайта Федеральной службы государственной статистики: URL:http://www. gks. га.

ВРП на душу населения в 1998 г. составляло 43,0 % от общероссийского уровня, а в 2007 г. — 28,4 %.

Как следует их данных, приведенных в табл. 1, по показателям валового регионального продукта в расчете на душу населения уже наблюдаются многократные различия. При этом параметры абсолютных разрывов достаточно адекватны разрывам в обеспеченности основными фондами (табл. 2).

Поэтому, на взгляд автора, при большом количестве факторов, оказывающих влияние на производство ВРП (низкое качество менеджмента, рост коррупционных связей, усиление этноэконо-мических процессов, чрезмерная концентрация финансовых ресурсов в федеральном центре и т. д.) важнейшим является уровень обеспеченности основными фондами.

Это подтверждается и анализом показателей валового регионального продукта и основных фондов не только на душу населения, но и в расчетах на одного занятого в региональной экономике (табл. 3 и 4). Так, например, по Кабардино-Балкарской Республике производство ВРП на одного занятого составляло в 1998 г. 64,9 % от общероссийского уровня, а в 2007 г. - 35,8 %.

Таким образом, нарастающий разрыв по производству ВРП последовательно снижается по показателям на одного занятого. Следовательно, обеспеченность основными фондами существенно зависит от демографических характеристик населения региона.

При этом следует обратить внимание на то, что по статистическим данным факт существенной дифференциации по обеспеченности регионов основными фондами имел место на протяжении 1970-1980-х гг., т. е. в условиях существовавшей тогда советской экономики [2, с. 82, 83]. Таким образом, прежние плановые капиталовложения и пореформенные инвестиции заложили перманентное нарастание кризиса регионального развития России.

Поэтому содержание категории «региональная экономика» должно охватывать параметры и организационно-экономические инструменты обеспечения баланса рыночных спроса и предложения, концентрирующихся на локальной территории. Соответственно, конкретные регионы могут определяться не только по территориально-пространственному принципу размещения про-

44

финансы и кредит

Таблица 2

Основные фонды в расчете на душу населения в 1998—2007 гг. (по полной учетной стоимости, на конец года), руб.

Показатель 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Российская Федерация 96 602,2 97 160,8 118 891,7 146 920,1 1 828 594,8 221 937,9 241 891,4 289 209,2 332 663,2 425 204,4

Центральный федераль- 94 840,7 98 283,4 114 022,6 136 203,8 165 391,0 218 836,1 245 938,7 305 809,6 353 345,8 494 496,6

ный округ

Московская область 73 503,5 82 759,8 103 035,0 122 715,6 152 453,2 193 816,8 216 141,2 265 878,3 323 451,6 441 804,1

г. Москва 125 126,5 130 097,5 145 448,2 182 050,4 219 660,4 317 464,5 375 859,2 513 787,3 589 210,6 909 514,3

Северо-Западный 102 378,5 104 867,7 124 936,1 146 729,8 186 840,3 245 005,9 264 870,7 301 086,2 365 135,8 460 812,0

федеральный округ

г. Санкт-Петербург 88 891,9 89 380,4 94 434,4 112 890,1 146 278,4 203 446,1 222 034,4 241 736,7 310 064,8 380 670,8

Южный федеральный 65 249,4 62 697,9 78 918,0 93 118,9 109 544,4 130 683,1 141 707,3 166 571,4 181 437,1 234 999,8

округ

Республика Адыгея 97 565,4 91 646,7 109 706,0 113 689,0 112 818,4 114 031,3 118 159,6 115 310,1 131 130,9 168 725,6

Республика Дагестан 51 297,5 46 341,6 72 391,7 75 926,0 89 929,8 93 782,6 98 731,0 119 119,4 128 680,0 152 588,2

Республика Ингушетия 13 591,2 14 609,3 16 879,4 16 396,9 20 668,9 29 388,1 36 365,5 50 908,7 51 971,3 82 099,4

Кабардино-Балкарская 48 813,0 53 525,8 58 890,8 61 146,6 76 126,4 88 135,4 89 064,5 94 858,4 101 422,8 118 405,2

Республика

Республика Калмыкия 66 147,4 64 334,4 78 636,4 93 850,2 116 151,0 138 448,6 142 491,4 201 672,4 211 875,4 343 108,0

Карачаево-Черкесская 68 422,7 65 201,8 76 790,9 93 920,6 97 270,5 132505,7 138 384,4 148 487,4 158 141,5 213 242,4

Республика

Республика Северная 57 183,6 58 504,4 66 782,4 76 984,4 92 220,0 121 808,5 130 045,3 137 115,1 140 562,7 161 251,1

Осетия — Алания

Чеченская Республика - - - - - - - - - 152 110,6

Краснодарский край 67 476,2 68 163,9 100 700,2 112 318,9 129 804,6 152 402,3 175 603,4 211 733,3 218 723,9 271 630,1

Ставропольский край 78 672,3 70 876,1 81 786,6 101 706,1 117 871,6 137 030,4 145 470,9 173 612,2 191 359,9 224 142,7

Астраханская область 100 813,7 93 369,1 109 666,0 157 502,5 176 757,5 214 201,0 229 812,2 275 959,9 347 141,9 370 130,8

Волгоградская область 79 584,5 75 906,5 83 175,6 102 709,7 133 088,9 167 139,6 176 526,0 203 645,2 235 835,7 335 606,1

Ростовская область 66 076,6 63 746,9 73 398,7 90 204,6 108 211,9 136 694,3 148 719,2 172 327,2 192 934,9 235 583,0

Приволжский 91 185,0 91 806,4 112 617,8 134 933,0 164 039,1 194 404,3 208 363,8 242 988,6 277 162,7 340 524,6

федеральный округ

Уральский федеральный 144 754,4 139 398,3 199 388,1 308 306,6 408 253,0 470 174,5 508 862,7 646 304,0 752 127,9 895 556,0

округ

Сибирский федеральный 100 245,5 98 161,6 112 927,8 130578,6 159 343,4 187 281,7 200 395,2 225 264,2 255 195,3 316 736,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

округ

Дальневосточный 122 464,6 132 310,5 165 526,1 195 845,1 219 840,0 276 898,8 300 269,7 335 847,9 379 696,0 457 446,3

федеральный округ

Источник: таблица составлена автором по данным источников: [2, с. 301, 302; 3, с. 82, 83, 337, 338; 4, с. 334, 335; 5, с. 84, 85, 326, 327].

Таблица 3

Валовой региональный продукт в расчете на одного занятого по отдельным регионам РФ в 1998—2007 гг., руб.

Показатель 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Российская Федерация 38 536,8 61 262,5 88 422,8 110 102,4 131 133,4 161 705,6 207 570,5 264 554,1 326 659,2 400 379,6

Центральный федеральный округ 40 993,3 71 641,4 102 226,0 123 202,9 154 791,9 191 886,2 244 600,9 331 102,2 418 053,3 526 765,4

Московская область 28 237,0 42 111,8 53 077,1 71 088,1 93 334,3 119 169,8 151 017,0 204 464,9 267 256,6 353 471,4

г. Москва 85 524,1 172 087,1 228 516,2 253 737,6 314 665,6 385 863,4 497 085,8 710 751,9 907 249,5 1 119 439,4

Северо-Западный федеральный округ 38 949,4 61 468,7 86 550,7 104 437,3 128 323,4 158 441,3 211 482,9 253 525,9 305 235,0 381 075,7

г. Санкт-Петербург 41 903,7 62 258,7 81 880,4 106 273,0 137 033,9 169 904,0 218 429,0 264 967,3 319 559,4 417 971,9

Южный федеральный округ 26 327,7 38 892,9 51 433,9 66 935,3 78 512,9 97 047,1 117 051,2 141 521,2 175 759,2 220 036,0

Республика Адыгея 22 719,7 27 759,5 31 905,2 39 300,6 45 722,0 61 945,3 80 084,6 96 756,3 121 450,6 155 095,7

Республика Дагестан 16 628,0 20 889,4 29 591,4 46 525,1 50 661,4 70 362,3 101 781,1 99 060,9 132 501,1 169 431,8

Республика Ингушетия 21 358,3 32 076,5 36 880,3 35 336,3 41 652,3 86 483,6 82 805,3 107 526,1 164 245,5 161 247,8

Кабардино-Балкарская Республика 24 991,7 35 697,4 42 033,7 63 127,6 74 916,1 84 958,8 101 229,6 122 778,0 123 389,5 143 139,8

Окончание табл. 3

Республика Калмыкия 15 102,0 20 351,9 54 496,5 59 052,6 63 792,1 56 375,0 79 612,1 82 082,2 107 933,6 136 485,2

Карачаево-Черкесская Республика 21 671,5 31 169,6 36 654,4 47 874,5 59 502,9 74 552,6 85 798,7 94 487,6 145 375,6 165 140,9

Республика Северная Осетия — Алания 19 259,1 32 259,5 34 702,1 42 788,2 52 623,4 61 847,1 83 109,6 103 595,3 152 074,4 188 308,4

Чеченская Республика - - - - - - - - 212 792,1 205 185,1

Краснодарский край 29 532,0 49 915,2 64 957,5 84 998,8 96 767,8 118 083,4 143 207,1 166 560,9 211 424,5 274 528,0

Ставропольский край 31 317,6 37 968,0 48 803,3 60 806,8 74 500,0 89 166,8 106 662,7 122 141,1 153 441,8 173 290,6

Астраханская область 26 554,6 38 540,4 63 323,6 71 088,8 95 782,5 108 945,8 122 485,7 161 212,9 171 943,6 220 720,4

Волгоградская область 30 231,3 38 719,4 52 874,9 69 621,9 83 808,2 110 976,9 125 071,1 165 229,4 203 505,0 261 028,7

Ростовская область 23 303,7 37 768,9 49 337,2 65 614,6 75 603,3 93 548,7 110 033,5 135 314,6 173 387,3 221 545,9

Приволжский федеральный округ 32 805,4 50 205,8 72 792,9 90 879,2 102 601,5 126 071,2 158 706,4 191 859,3 237 886,2 293 521,1

Уральский федеральный округ 59 306,1 93 201,9 151 421,9 198 656,5 232 992,0 277 339,5 375 715,0 509 873,5 610 637,8 688 242,0

Сибирский федеральный округ 36 809,3 54 086,3 78 209,5 98 133,2 110 920,1 138 588,1 181 875,0 213 490,1 268 402,5 323 901,2

Дальневосточный федеральный округ 46 193,0 73 553,3 97 413,7 124 167,9 147 913,9 173 444,7 211 948,9 257 211,9 308 928,0 393 147,2

Источник: таблица составлена автором по данным официального сайта Федеральной службы государственной статистики: URL: http://www. gks. ru и источников: [3, с. 140-148; 4, с. 138-146; 5, с. 132-137].

Таблица 4

Основные фонды в расчете на одного занятого по субъектам РФ в 1998—2007 гг., руб.

Показатель 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Российская 244 331,5 229 451,8 268 387,9 330 032,2 3 995 454,5 484 299,7 518 364,9 608 693,1 689 695,7 856 922,2

Федерация

Центральный феде- 234 628,8 226 513,6 241 970,4 285 534,4 338 554,9 445 455,0 491 629,8 605 522,9 692 801,1 940 764,4

ральный округ

Московская 168 380,2 176 864,2 205 946,2 245 357,0 300 496,0 370 875,1 403 862,0 509 030,6 613 225,7 794 649,5

область

г. Москва 312 865,1 315 113,6 284 845,6 340 973,7 401 622,2 581 467,8 680 409,9 919 041,6 1 059 420,5 1 579 587,2

Северо-Западный 241 074,7 231 782,4 267 741,6 306 881,1 380 466,5 496 273,9 525 335,7 582 365,7 690833,1 853 355,5

федеральный округ

г. Санкт-Петербург 206 938,7 197 606,1 194 783,8 224 779,1 279 101,8 392 884,7 413 486,5 442 142,7 550 118,9 655 631,5

Южный федераль- 210 317,2 182 269,2 212 280,5 249 361,4 283 384,4 347 174,0 364 244,8 418 167,1 440 440,1 541 850,0

ный округ

Республика Адыгея 321 182,5 253 012,3 284 728,3 300 704,1 290 849,7 320 578,6 337 057,7 291 551,1 333 856,3 395 787,2

Республика 234 660,8 177 927,8 250 145,7 278 395,3 278 804,4 295 547,0 323 957,1 342 093,1 362 693,7 412 329,3

Дагестан

Республика 83 812,5 86 509,8 80 831,0 71 696,1 109 593,0 250 600,0 230 800,0 355 623,2 460 181,8 439 945,7

Ингушетия

Кабардино-Балкар- 183 528,4 172 033,2 154 522,4 176 094,2 223 871,7 259 509,8 278 986,1 283 626,7 258 324,8 299 713,1

ская Республика

Республика 204 336,6 185 259,3 212 456,1 252 736,8 303 622,8 348 508,6 387 523,4 495 635,6 514 554,6 807 147,5

Калмыкия

Карачаево-Черкес- 231 584,6 212 992,6 226 765,1 270 712,4 248 831,4 377 727,3 395 254,9 364 926,6 425 993,8 534 976,6

ская Республика

Республика Север- 191 832,5 190 557,1 192 311,2 183 098,0 215 078,9 282 627,5 314 869,9 320 694,4 346 228,1 396 621,1

ная Осетия —

Алания

Чеченская - - - - - - - - - 789 907,9

Республика

Краснодарский 197 950,8 176 551,7 244 857,4 273 497,6 296 069,8 370 688,8 409 420,5 482 286,7 486 945,0 580 471,3

край

Ставропольский 237 149,5 191 736,9 203 612,2 249 344,1 298 004,6 328 535,6 345 017,5 392 074,2 436 539,7 475 161,4

край

Астраханская 263 666,7 228 036,1 249 959,5 350 044,1 415 462,6 462 950,5 496 851,0 633 121,8 697 088,9 772 920,2

область

Окончание табл. 4

Показатель 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Волгоградская область 218 718,3 181 990,4 188 903,8 234 999,2 289 695,6 388 502,2 382 377,6 439 575,6 501 745,8 687 480,8

Ростовская область 182 381,3 167 841,8 181 359,4 221 225,4 256 698,2 327 113,8 323 038,8 384 190,3 423 453,3 492 593,2

Приволжский федеральный округ 221 978,0 208 016,4 250 672,0 299 100,7 355 332,9 421 640,9 447 236,1 511 493,6 572 585,1 690 746,0

Уральский федеральный округ 342 119,6 312 663,9 436 248,6 681 476,6 884 144,8 971 468,7 1 053 657,2 1 308 917,5 1 511 415,4 1 763 004,2

Сибирский федеральный округ 252 794,5 234 072,3 263 056,9 308 655,5 359 605,3 429 816,7 444 501,2 487 842,3 551 689,4 663 835,8

Дальневосточный федеральный округ 280 048,1 291 091,4 360 972,2 424 093,2 465 425,7 571 772,5 622 302,1 689 151,9 768 667,3 906 122,3

Источник: таблица составлена автором по данным источников: [2, с. 301, 302; 3, с. 140-148, 337, 338; 4, с. 138-146, 334, 335; 5, с. 132-137, 326, 327].

изводительных сил, но и по основным критериям совокупного спроса и предложения, что оказывает непосредственное воздействие на формы и схемы регионального управления.

С другой стороны, устойчивость региональной экономики с позиций баланса спроса и предложения должна определяться параметрами и динамикой доходов и расходов производителей и населения на данной территории. При этом даже увеличивающиеся доходы могут выступать существенным фактором ослабления устойчивости региональной экономики в том случае, если основная часть доходов трансформируется в расходы в других регионах. Следовательно, потоки доходов становятся реальным фактором укрепления устойчивости региональной экономики только тогда, когда основная часть соответствующих расходов будет концентрироваться на этой же территории. Таким образом, в современных условиях складываются новые экономические отношения, связанные с обеспечением устойчивости и сбалансированности социально-экономического развития регионов, которые представлены в структурах и пространственной концентрации доходов и расходов.

Конечно, следует учитывать, что в основном инвестиционные потоки в настоящее время и на ближайшую перспективу формировались и будут формироваться из федерального бюджета, поскольку устойчиво низким остается уровень инвестирования за счет использования кредитных ресурсов, что в основном связано с неблагоприятной для регионального инвестиционного процесса кредитно-финансовой политикой.

Из приведенного уточнения предмета региональной экономики следует, что основное внимание в рамках государственной экономической политики потребуется сосредоточить на формиро-

вании условий для равных стартовых возможностей нового регионального развития, которое следует сориентировать на локально относительно автономные и устойчивые характеристики совокупного спроса. Но при этом надо будет учитывать, что совокупный спрос имеет в российских условиях весьма значительные пространственные сегменты. Таким образом, вполне возможным может стать многомерное определение региональных экономических структур по разным макроэкономическим подсистемам. Например, по социальному обеспечению, по создаваемой сети высших и средних специальных учебных заведений, по здравоохранению и т. п.

Соответственно и формирование структуры регионального предпринимательства следует переориентировать под воздействием совокупного спроса населения (прежде структуры создавались в рамках плановой экономики, многие, а может и большинство, параметров которой в принципе не могут отвечать требованиям рыночной эффективности). Только при таких ориентирах региональная экономическая система может обеспечить требуемую устойчивость.

Список литературы

1. Абалкин Л. И. Аграрная трагедия России // Вопросы экономики. 2009. № 9.

2. Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. / Росстат. М., 2003.

3. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб. / Росстат. М., 2006.

4. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. М., 2007.

5. Российский статистический ежегодник. 2008: Стат. сб. / Росстат. М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.