Научная статья на тему 'Сущность духовно-нравственного воспитания детей в отечественной педагогической мысли'

Сущность духовно-нравственного воспитания детей в отечественной педагогической мысли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА / NATIONAL SCHOOL / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ / PEDAGOGICAL THOUGHT / СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ / EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатова Ольга Ивановна

В статье освещены проблемы духовно-нравственного воспитания детей современной школы. Определены разные подходы российских и зарубежных ученых к типологии образовательных реформ, которые позволяют определить специфику становления системы духовно-нравственного воспитания детей в современной школе, раскрыть социально-педагогические проблемы духовно-нравственного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Essence of Spiritual and Moral Education of Children in National Pedagogical Thought

The article highlights the problems of spiritually-moral education of the children of the modern school. Certain different approaches of Russian and foreign scientists to the typology of educational reforms that allow us to determine the specificity of formation of spiritual-moral education of children in the modern school, to reveal socially-pedagogical problems of spiritually-moral education.

Текст научной работы на тему «Сущность духовно-нравственного воспитания детей в отечественной педагогической мысли»

20/6/f-

pedagogy of the twentieth century, the social potential of the individual, the purpose of education, the function of social education.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердяев Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии). - М.: Книга, 1991. - 446 с.

2. Бобылева О. А. Российские педагоги и мыслители Х1Х-ХХ вв. о ценностях социального воспитания и о формировании социально-нравственной личности // Исто-рико-педагогический журнал. - 2013. -№ 4. - С. 108-120.

3. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29-36.

4. Зеньковский В. В. Психология детства. -М.: Школа-Пресс, 1996.

5. Иванов И. П. Педагогика коллективной творческой жизни. - Псков: ПОИПКРО, 1998. - С. 41.

6. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева. -М.: Педагогика, 1982. - 704 с.

7. Киселева М. П. Духовно-нравственное воспитание в педагогическом наследии Д. И. Тихомирова: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Смоленск, 2006. - 18 с.

8. Костюченко Л. Г. Введение в теорию личности: социокультурный подход: учеб. пособие для вузов / Л. Г. Костюченко, Ю. М. Резник; Независимый ин-т гражданского общества. - М., 2003. - 272 с.

9. Мапельман В. М. «Я хочу привести вас в восторг... от ожидающей всех судьбы» (Космическая этика К. Э. Циолковского) (Из цикла «История этических учений»). - М.: Знание, 1991. - 64 с.

10. Мухин М. И. Гуманизм педагогики В. А. Сухомлинского. - М., 1994. - 184 с.

О. И. Игнатова

УДК 37.034+37.017.92

СУЩНОСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

(выполнено в рамках реализации НИР базовой части государственного задания в сфере научной деятельности по заданию № 27.330.2016/БЧна 2016 г. «Создание отраслевой научной библиографии по педагогике и народному

образованию»)

арактерной особенностью отечественной педагогики в начале XX века был процесс интенсивного развития теории воспитания, предоставление ей самостоятельного статуса в рамках педагогической науки. Эпицентром острых дискуссий стала проблема человека и цель духовно-нравственного воспитания, содержания, способов и средств воспитательного воздействия на ребенка.

Главной педагогической закономерностью процесса духовно-нравственного воспитания детей в России является его целостность и ступенчатый характер. Анализ образовательной теории - идей, взглядов педагогов, философов и общественных деятелей - позволил выделить ведущие принципы духовно-нравственного воспитания, которые в определенной степени прослеживались на всех выделенных этапах учета разновекторности общественно-экономического развития страны: признание равенства гражданских обязанностей учащихся разного социального состояния приоритета православной веры как основы духовно-нравственного воспитания; опоры на общечеловеческие ценности и рациональный компонент религиозного образования; авторитарности государственных механизмов

влияния на организацию процессуального аспекта духовно-нравственного воспитания детей [2].

На развитие теоретических идей духовно-нравственного воспитания детей в отечественной школе в начале XX века влияли

- социальные параметры системы общего образования и ее отношение к социальной стратификации. Этот критерий определялся не только ввиду правительственной политики, но и установками различных социальных групп, также установками родителей учащихся общеобразовательных учреждений разных типов и ведомств;

- особенности законодательного регулирования общего образования. Так, уставы учебных заведений регламентировали механизм государственного управления образованием и наукой; определялись права и обязанности учеников и учителей;

- приоритетные концептуальные принципы организации школьного образования: принципы народности, национального характера образования, индивидуализации обучения, природосообразности, завершающего характера каждого уровня общего образования (то есть не преемственность уровней образования, а направленность на формирование в человеке понимания своего предназначения в жизни) [4].

Ребенок от рождения и на протяжении всей жизни находился в кругу верующих людей, все важные моменты жизни так или иначе были связаны с церковной обрядовостью. Как второе условие формирования мировоззренческих основ духовно-нравственного воспитания детей мы выделили процесс сближения принципов правительственной образовательной политики и подходов этнопедагоги-ки в определении воспитательного идеала в XX веке. Третье условие формирования мировоззренческих основ духовно-нравственного воспитания детей в школе - развитие научных отраслей, распространение антропологического подхода, педагогической психологии, философии христианского образования. Относительно четвертого условия стоит отметить, что оно в определенной степени противоречит третьему и проявляется в усиле-

нии роли религиоведения как основы духовно-нравственного воспитания детей в отечественной школе средствами предупреждения интенсивного развития у граждан научного прогрессивизма как элемента мировоззрения.

Последнее выделенное нами условие оказывается в политическом и религиозном противостоянии, что влияет на выбор средств формирования мировоззрения детей в начале ХХ1 века. Анализ реальных последствий политических мер в области школьного образования позволил охарактеризовать систему используемых путей, способов и средств духовно-нравственного воспитания, к которым мы относим

- введение в учебные программы выборочных курсов духовно-нравственного направления;

- формы взаимодействия и просветительской деятельности религиозных обществ и школы;

- специфику подготовки, переподготовки и требования к учителям предметов духовно-нравственного направления в общеобразовательных учебных заведениях;

- сочетание христианской философии с философией школьного образования;

- законодательное регулирование вопросов преподавания предметов духовно-нравственного направления [3].

Цель статьи - определить условия, имеющие непосредственное влияние на формирование учебных программ в области воспитания и развития, определение цели духовно-нравственного воспитания детей, выявление основных последствий эволюции духовно-нравственного воспитания школьников.

Имеющийся исторический материал позволил сделать комплексный анализ последствий политики изменения мировоззренческих основ духовно-нравственного воспитания детей в отечественной школе, значения учебных предметов религиозного, гуманитарного, художественного, прикладного, естественнонаучного и духовно-нравственного направления. Теоретической базой данного исследования являются работы Л. Березовской, В. Ворожбит, Н. Гупана, Д. Дзвинчука, С. Май-

20/6-

бороды, А. Пометун, А. Сухомлинской, Г. Ша-кирова о сущности историографии и разных подходов к типологии образовательных реформ; Г. Генкеля, С. Миропольского, Н. Му-калова, И. Посадского, С. Рождественского, Г. Фальборка, В. Фармаковського, В. Чарно-луського и др. о состоянии развития отечественной школы в Российской империи; А. До-рошкевича, А. Музыченко, С. Русовой, С. Си-рополко, Я. Чепиги и др.

Исторические факты были систематизированы в следующих аспектах исследуемой темы: скрытый консерватизм и эклектизм в определении содержания гуманитарных учебных предметов; закладывание основ государственной школьной политики в содержание обществоведческих курсов; усиление воспитательного характера обучения во время изучения предметов художественного, естественнонаучного и прикладного направления; специфика преподавания предметов религиозного содержания и духовно-нравственного направления в школах определялась динамичной эволюцией от геоцентризма до эклектического варианта национальной воспитательной системы [1].

Педагогическая наука в начале XX века представляет разноплановые взгляды на сущность, предмет и функции духовно-нравственного воспитания детей в отечественной школе:

а) материалистический подход (утверждающий первичность научного мировоззрения, закрепляя за религиоведением функцию информирования человека о системе духовных ценностей, категории души);

б) идеалистический подход (отождествляет религиозное и духовное начало духовно-нравственного воспитания, рассматривая первое как средство духовного просветления человека);

в) симбиотический (работает в направлении примирения и уравнивания научного и духовного компонентов религиозного обучения и нравственного воспитания; оперирует такой специфической категорией, как духовно-нравственное здоровье) [5].

Первый подход раскрывает сущность духовно-нравственного воспитания в контексте

педагогического натурализма и является определяющим в современном толковании основных дефиниций исследования, согласованным с современным нормативным полем общего образования и педагогическими требованиями к организации образовательного процесса в целом и, в частности, воспитания детей в учреждениях образования, дает возможность педагогической ретроспекции обобщенного опыта. Формирование сущности духовно-нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений проанализировано согласно следующим компонентам мировоззрения, например, познавательным: знания повседневного и научного. Кроме того, среди компонентов этого звена исследовали элементы политического, эстетического, религиозного и морально-правового сознания. Отдельно уделено внимание ценностным ориентирам человека в нравственной и политико-правовой сфере, воспитательным идеалам, сформированным в исследуемый период [4].

Содержание категории духовно-нравственного воспитания рассматривается как совокупность элементов общечеловеческого (Н. Пирогов), гражданского (Г. Демков), морально-религиозного (К. Ушинский) воспитания. Это объясняется тем фактором, что процессы секуляризации школы, влияние церкви на воспитание имели решающее значение и были традиционными. А, следовательно, содержание духовно-нравственного воспитания (как семейного, так и общественного) отождествлялось с воспитанием морально-религиозным. Образовательная политика царского правительства направляла внимание на овладение учащимися учреждений общего образования родным языком, отечественной историей. Вместе с тем, следует отметить, что в отечественных школах училось большое количество детей -представителей других вероисповеданий.

Феномен духовно-нравственного воспитания во всем его разнообразии подчеркивается многими исследователями. В. Коржен-ков, который, ссылаясь на классиков мировой и отечественной философской и педагогической мысли, справедливо отметил, что выделение воспитания как предмета специального философско-педагогического анализа связано

с постепенным осознанием общественной мыслью того, что без организованного в обществе воспитания людей становится проблематичным нормальное функционирование общества (Я. Коменский), облегчение жизни человека (Дж. Локк), достижение человеком счастья (Г. Сковорода) [2].

Соглашаемся с мнением педагога-гуманиста В. Сухомлинского, который в целом весь процесс воспитания рассматривает как многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает. Духовно-нравственное направление общего определения сущности и целей воспитания дал педагог В. Селиванов. Он рассматривал воспитание как длительный процесс продвижения к цели формирования личности в соответствии с общественным идеалом. Цель воспитания достигается в результате продолжающегося всю жизнь изменения человека под влиянием целенаправленного воздействия воспитателей и самосовершенствования собственно воспитанников. Рассматривал формирование духовного мира человека в тесной связи как с умственным, так и моральным и эстетическим развитием. Выдающийся педагог писал: «Сфера духовной жизни человека - это развитие, формирование и удовлетворение его нравственности, интеллектуальных и эстетических запросов и интересов в процессе активной дея-тельности».

Педагогический натурализм в сущности духовно-нравственного воспитания опирался на исторически сложившиеся философские, культурные истоки и традиции понимания природы ребенка. Основой определения духовно-нравственного воспитания детей в отечественной школе является признание факта возможности рационализации воспитательного дела абсолюта преобразовательной силы воспитательных средств, методов, вера в естественные душевные силы ребенка, вредность жесткой регламентации поведения ребенка [1].

Подчеркивая первичный характер воспитания, обучения, К. Победоносцев особо отмечал целостный характер процесса станов-

ления человеческой личности. Он пришел к выводу, что школа, которая находится под влиянием каких-либо партий или политических организаций, погибла для воспитания. Школа, конечно, не может быть независимой от политики правительства, но она должна быть свободной от политической пропаганды. Предметом духовно-нравственного воспитания детей от чувства долга к ответственности [3].

Духовно-нравственное воспитание как категория педагогики рассматривалось, прежде всего, как церковно-православный, государственный приоритет и элемент рациональности бытия человека. Однако в зависимости от взглядов носителей идей, их педагогического натурализма и традиционализма к феномену духовно-нравственного воспитания детей привлекались научные и этнологические составляющие. Для педагогов начала XX века в структуру понятия духовно-нравственного воспитания, наряду с христианскими, входили культурно-антропологические и естественные элементы. Расширение разработок, приобщение все большего количества педагогов к воспитательной проблематике, которые решали задачи духовно-нравственного воспитания детей, трудолюбие и благотворительную деятельность. Официальная (консервативная, традиционная) педагогика интегрировалась с христианскими моральными постулатами и видела в духовно-нравственном воспитании основу сохранения общественного мира в религиозно-христианском измерении. В этом воспитании педагоги-традиционалисты усматривали социокультурный феномен, в основе опиравшийся на преемственность, единство воспитательных воздействий, национальные традиции, формирование гражданского идеала, традиционные религиозные ценности.

АННОТАЦИЯ

В статье освещены проблемы духовно-нравственного воспитания детей современной школы. Определены разные подходы российских и зарубежных ученых к типологии образовательных реформ, которые позволяют определить специфику становления системы духовно-нравственного воспитания детей в

20/6/f-

современной школе, раскрыть социально-педагогические проблемы духовно-нравственного воспитания.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, отечественная школа, педагогическая мысль, система воспитания.

SUMMARY

The article highlights the problems of spiritually-moral education of the children of the modern school. Certain different approaches of Russian and foreign scientists to the typology of educational reforms that allow us to determine the specificity of formation of spiritual-moral education of children in the modern school, to reveal socially-pedagogical problems of spiritually-moral education.

Key words: spiritually-moral education, national school, pedagogical thought, education system.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойко А. М. Обновленная парадигма воспитания: пути реализации подготовки учителя к формирования воспитательных отношений с учениками. - М.: ИЗМН, 2012. -204 с.

2. Галузинский М. В., Евтух М. Б. Педагогика: теория и история. - К.: Высшая школа, 2000. - 237 с.

3. Генник Л. Я. Религиозно-нравственное воспитание молодежи в учебно-воспитательных учреждениях (конец Х1Х - начало ХХ столетия). - М., 2011. - 271 с.

4. Сухомлинская О. В. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: общие тенденции и индивидуальный поиск. - М., 2010. - 143 с.

5. Тхоржевская Т. Д., Мишина И. Я., Щербак Ю. А. Теоретико-методологические основы христианской педагогики. Историко-педагогический аспект: монография. - К., 2013. -Ч. 1. - 480 с.

Т. Л. Чумахидзе

УДК 37.014.5

ДЕТЕРМИНАНТЫ СОДЕРЖАНИЯ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЛИЯНИЕ ВРЕМЕНИ

(выполнено в рамках реализации НИР базовой части государственного задания в сфере научной деятельности по заданию № 27.330.2016/БЧна 2016 г.

«Создание отраслевой научной библиографии по педагогике и народному

образованию»)

1Сак важнейший жизнеобеспечивающий социальный институт народное образование является объектом междисциплинарных исследований разных времен и народов. Обращение к трудам системы образования европейских учёных XVIII-XIX столетий свидетельствует о том, что передовые достижения образовательной практики связаны с уровнем развития философии в целом и философии образования в частности. Современная европейская школа и образование в своих основных чертах сложились под влиянием фило-софско-педагогических идей, которые были сформулированы Я. Коменским, И. Песта-лоцци, Ф.Фребелем, И. Гербартом, А. Дис-тервергом, Дж. Дьюи. Их идеи легли в основу классической модели народного образования, которая в течение XVШ-XIX вв. эволюционировала и развивалась, оставаясь неизменной в своих основных характеристиках: целях и содержании образования, формах и методах, способах организации образовательного процесса.

Народное образование первой половины ХХ в. имело в своем основании ряд идей, которые в современном мире образования утратили былую ценность и подверглись конструктивной критике. Так, идея идеала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.