Научная статья на тему 'Детерминанты содержания народного образования: влияние времени'

Детерминанты содержания народного образования: влияние времени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PUBLIC EDUCATION / СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF PUBLIC EDUCATION / ДЕТСТВО / CHILDHOOD / ЛИЧНОСТЬ РЕБЁНКА / CHILD PERSONALITY / НАУЧНОЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чумахидзе Татьяна Леонидовна

В статье проанализированы и охарактеризованы доминирующие идеи народного образования, изменяющиеся под влиянием времени. Понимание детства рассматривается как важнейший движущий фактор в становлении содержания народного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determinants of Content of Public Education: the Impact of Time

The article analyzes and describes the dominant ideas which shape the content of public education and change under the influence of time. Understanding of childhood is seen as an important factor in the development of the content of public education.

Текст научной работы на тему «Детерминанты содержания народного образования: влияние времени»

20/6/f-

современной школе, раскрыть социально-педагогические проблемы духовно-нравственного воспитания.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, отечественная школа, педагогическая мысль, система воспитания.

SUMMARY

The article highlights the problems of spiritually-moral education of the children of the modern school. Certain different approaches of Russian and foreign scientists to the typology of educational reforms that allow us to determine the specificity of formation of spiritual-moral education of children in the modern school, to reveal socially-pedagogical problems of spiritually-moral education.

Key words: spiritually-moral education, national school, pedagogical thought, education system.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойко А. М. Обновленная парадигма воспитания: пути реализации подготовки учителя к формирования воспитательных отношений с учениками. - М.: ИЗМН, 2012. -204 с.

2. Галузинский М. В., Евтух М. Б. Педагогика: теория и история. - К.: Высшая школа, 2000. - 237 с.

3. Генник Л. Я. Религиозно-нравственное воспитание молодежи в учебно-воспитательных учреждениях (конец Х1Х - начало ХХ столетия). - М., 2011. - 271 с.

4. Сухомлинская О. В. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: общие тенденции и индивидуальный поиск. - М., 2010. - 143 с.

5. Тхоржевская Т. Д., Мишина И. Я., Щербак Ю. А. Теоретико-методологические основы христианской педагогики. Историко-педагогический аспект: монография. - К., 2013. -Ч. 1. - 480 с.

Т. Л. Чумахидзе

УДК 37.014.5

ДЕТЕРМИНАНТЫ СОДЕРЖАНИЯ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЛИЯНИЕ ВРЕМЕНИ

(выполнено в рамках реализации НИР базовой части государственного задания в сфере научной деятельности по заданию № 27.330.2016/БЧна 2016 г.

«Создание отраслевой научной библиографии по педагогике и народному

образованию»)

1Сак важнейший жизнеобеспечивающий социальный институт народное образование является объектом междисциплинарных исследований разных времен и народов. Обращение к трудам системы образования европейских учёных ХУШ-ХХ столетий свидетельствует о том, что передовые достижения образовательной практики связаны с уровнем развития философии в целом и философии образования в частности. Современная европейская школа и образование в своих основных чертах сложились под влиянием фило-софско-педагогических идей, которые были сформулированы Я. Коменским, И. Песта-лоцци, Ф.Фребелем, И. Гербартом, А. Дис-тервергом, Дж. Дьюи. Их идеи легли в основу классической модели народного образования, которая в течение ХУШ-ХХ вв. эволюционировала и развивалась, оставаясь неизменной в своих основных характеристиках: целях и содержании образования, формах и методах, способах организации образовательного процесса.

Народное образование первой половины ХХ в. имело в своем основании ряд идей, которые в современном мире образования утратили былую ценность и подверглись конструктивной критике. Так, идея идеала

образованности человека заключалась в фундаментальных знаниях и умении их использовать. Знаниевая парадигма свела содержание народного образования к знаниям основ наук, а представление о научении и развитии - к процессу и результату усвоения знаний в обучении. В основу способов построения учебных предметов была положена идея постепенного накопления знаний.

Достойный статус России в мире обеспечит только классифицированная система народного образования, которая сможет сохранить и умножить гуманистические традиции отечественной и мировой культуры, система гибкая, вариативная по типам школ и образовательным уровням, открытая, соотносимая с западными моделями, но, прежде всего, учитывающая нужды и потребности общества Российской Федерации, органически связанная с истоками ее существования.

Целью данной статьи является актуализация и конкретизация доминирующих идей народного образования поколений, обоснование понимания детства как важнейшего периода в становлении личности и как ведущего фактора в изменении содержания народного образования.

Народное образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов деятельности людей и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием. Однако образование как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности возникает вместе с появлением общества и развивается вместе с развитием трудовой деятельности.

В 1920-1930-е гг. труд представлял собой одно из приоритетных направлений содержания народного образования. И в этой связи предъявлялось требование, чтобы вся работа общеобразовательных школ базировалась на труде производственном, общественно-необходимом и общественно-полезном. Неоднократно высказывалось пожелание, чтобы учащиеся в школах занимались тем видом труда, который является наиболее

характерным для окружающего школу населения.

К концу 1922 г. появились государственные образовательные программы, которые изменялись каждый учебный год, и только в 1927 г. были созданы стабильные образовательные просветительские программы.

Перед Второй мировой войной для успешного овладения рабочими специальностями потребовалось уже среднее образование. Это проявилось в увеличении сроков обязательного обучения в школе, расширении школьных программ за счет естественнонаучных дисциплин, отмене в ряде стран платы за начальное и среднее школьное образование. Неполное, а затем и полное среднее образование становится основным условием воспроизводства рабочей силы. Вторая половина XX в. характеризуется небывалым охватом детей, молодежи и взрослых различными формами образования. Это период так называемого «образовательного взрыва». Жизнь поставила вопрос о работнике нового типа, гармонично сочетающем в своей производственной деятельности умственный и физический, распорядительский и исполнительский труд, постоянно совершенствующем технологию и организацию экономических отношений.

Образовательное сообщество народного образования ведущей идеей выделяет сотворчество мира природы и мира труда. По В. А. Сухомлинскому, человеческая красота раскрывается ярче всего в труде. Отношение человека к человеку, его общественная жизнь раскрываются, прежде всего, в труде на благо людей. В том, как человек трудится для других, выражается его гуманизм. Любовь ребенка к людям труда - источник человеческой нравственности.

Начиная с 1960-х гг., народное образование обогатилось идеями диалога и сотрудничества, совместного действия и необходимости понимания чужой точки зрения, уважения личности, её прав, обусловленности жизни со стороны высших начал, которые отсутствовали в образовательной практике государства. В этой связи стало очевидно,

20/6-

что классическая модель народного образования перестала отвечать требованиям, предъявленным обществом, и современным ведущим технологиям производственного характера. Возникла потребность в философ-ско-педагогических фундаментальных идеях, которые бы соответствовали требованиям современного общества и стали бы методологией новой педагогически-интеллектуальной реконструкции народного образования.

Мы живем в такое время, когда без овладения научными знаниями невозможны ни труд, ни элементарная культура человеческих отношений, ни выполнение гражданских обязанностей. Народное образование, учение подрастающего поколения не может быть легкой и приятной игрой, доставляющей дни наслаждения и удовольствия. И жизненный путь подрастающего гражданина Российской федерации не будет лёгкой прогулкой по просторной аллее.

Современное народное образование призвано воспитать высокообразованных, трудолюбивых, настойчивых людей, готовых преодолевать не менее значительные трудности, чем преодолели их отцы, деды и прадеды. Уровень знаний молодого человека будет неизмеримо выше уровня знаний молодежи предшествующих десятилетий. Сущность образования состоит в том, чтобы в труднейшем деле воспитания на глазах учителей создавался, зрел и утверждался лучший опыт, воплощающий в себе передовые педагогические идеи.

Профессиональная деятельность учителя связана с конкретной предметной областью -педагогической реальностью. Объектом его профессиональной деятельности является целостный педагогический процесс, следовательно, учитель новой формации должен уметь действовать в системе «человек - человек» («педагог - обучающийся»). Чрезвычайно важно, осознание учителем роли гуманистических отношений в педагогическом процессе учебного заведения. Идейно-нравственная позиция педагога должна отражаться на методике его воспитательной работы, требующей наличия определенных профес-

сиональных качеств личности, отвечающих целям его деятельности, и иного взгляда на ученика, вытекающего из современных теоретических исследований - школьник из объекта воздействия должен стать субъектом деятельности.

Таким образом, учитель нового поколения - это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому. В идеале учитель должен ясно понимать самоценность образования, быть «человеком в культуре», прекрасно знать собственный предмет, педагогику и психологию, использовать личностно ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности.

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. В дошкольном и младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека. Может быть, всё то, что происходит в уме и сердце ребенка из книги, из учебника, из урока, как раз и проходит лишь потому, что рядом с книгой -окружающий мир, в котором малыш делает свои нелегкие шаги от рождения до того момента, когда он сам может открыть и прочитать книгу.

От того, какого качества (морального, эстетичного, фундаментального) будет сегодня литература народного образования, такое мы получим в ближайшем будущем современное общество, которое будет руководить и лицезреть ведущим тенденциям развития науки и техники. Все это закладывает основу формирования трезвомыслящей личности, развития умственных способностей подрастающего поколения.

Умственное воспитание - далеко не одно и то же, что приобретение знаний. Хотя оно не-

возможно без образования, тем не менее воспитание ума нельзя отожествлять с образованием. Современный педагог народного образования имеет дело с мыслящей материей, способность которой в годы детства воспринимать и познавать окружающий мир в огромной мере зависит от физического и духовного состояния ребёнка.

Ребёнок появляется на свет со многими миллиардами клеток, тонко реагирующих на окружающую действительность и способных - при определенных условиях - выполнять мыслительные функции. Эти клетки составляют материальную основу его сознания. Ни одной новой клетки за период от рождения до зрелости, от зрелости до старости природа не прибавляет. В период младенчества нервной системы клетки мыслящей материи должны повседневно упражняться в активной деятельности, и основой для этих упражнений является живое восприятие, наблюдение, созерцание.

Детское сердце чутко к призыву творить красоту и радость для людей - важно только, чтобы за призывами следовал труд. Если ребёнок чувствует, что рядом с ним - люди, что своими поступками он приносит радость, он с малых лет учится соразмерять собственные желания с интересами людей. А это чрезвычайно важно для воспитания доброты и человечности. Тот, кто не знает границ своим желаниям, никогда не станет хорошим гражданином своей страны. Эгоисты, люди, равнодушные к горю и невзгодам других, как раз и вырастают из тех, кто в детстве знает лишь свои желания и не обращает внимания на интересы окружающих. Умение управлять желаниями - источник человечности, сердечности, внутренней самодисциплины, без которой нет совести, нет настоящего человека.

Ввести ребёнка в сложный мир человеческих отношений. Дети не могут жить без радостей. Общество делает все для того, чтобы детство было счастливым. Но радости не должны быть беззаботными. Прежде чем ребёнок осознает, что он будущий гражданин современного общества, он должен научиться платить добром за добро, создавать

своими руками счастье и радость для себя, и для людей.

Жить в обществе - это значит уметь поступиться своими радостями во имя благополучия, покоя людей. Нравственный облик личности зависит, в конечном счёте, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребёнок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастает эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно, чтобы подрастающее поколение узнало высшую радость - радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке.

Следует подчеркнуть, что система народного образования противоречива и диалектична. Во-первых, она должна гибко и динамично адаптироваться к социально-экономическим изменениям в обществе и в то же время быть по возможности стабильной по своей педагогической сути. Во-вторых, она должна быть преемницей традиционно складывающихся и исторически сменяющих друг друга образовательных концепций и одновременно прогностичной, готовить молодых людей к жизни в будущем.

При всей вариативности компонентов образовательная система характеризуется целостностью. Целостность, присущая системе народного образования, особенно в аспекте парадигмы непрерывного образования, подтверждается и тем, что возможные сбои в функционировании любого компонента системы в большей или меньшей мере сказываются на работе других, преемственно связанных компонентов и систем в целом.

Система народного образования намного сложнее всех других систем, более жестко детерминированных (технических, кибернетических, экономических). Это замкнутая, жестко централизованная и упорядоченная система, открытая, способная к самопознанию (рефлексии), количественному и качественному обогащению, перманентному преобразованию в силу тех изменений, которые непрерывно происходят как в макросоциуме, так и внутри самой системы.

20/6-

Народное образование может развиваться лишь в том случае, если оно будет пополняться все новыми и новыми фактами. Для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Исследования в области народного образования можно разделить на фундаментальные, прикладные и разработки. Результатом фундаментальных исследований являются обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретическим и практическим достижениям педагогики или предполагают модели развития педагогических систем на прогностической основе. Прикладные исследования народного образования - это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, установление закономерностей многогранной педагогической практики. Проектные линии прикладных исследований народного образования направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные исторически сложившиеся, фундаментальные положения.

Важнейшим условием успешного развития народного образования является тесное сотрудничество научного, педагогического и экспертного сообществ Российской Федерации, которые, зная основные тенденции нормативно-правового, методологического и практического обеспечения образовательного процесса, могут целенаправленно изучать и анализировать свой опыт и опыт других педагогов и экспертов, а также проверять на научной основе свои собственные педагогические находки и открытия.

Ведущая тенденция современного народного образования - её обращение к своим мировоззренческим основаниям, «возращение» к личности. Это стало и особенностью современной педагогической практики. Переориентация педагогики и практики на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции стали основной линией исследований народного образования.

АННОТАЦИЯ

В статье проанализированы и охарактеризованы доминирующие идеи народного

образования, изменяющиеся под влиянием времени. Понимание детства рассматривается как важнейший движущий фактор в становлении содержания народного образования.

Ключевые слова: народное образование, система народного образования, детство, личность ребёнка, научное и образовательное сообщество.

SUMMARY

The article analyzes and describes the dominant ideas which shape the content of public education and change under the influence of time. Understanding of childhood is seen as an important factor in the development of the content of public education.

Key words: public education, the system of public education, childhood, child personality, scientific and educational community.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дьюи Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека / пер. с англ., по-слесл. и примеч. Л. Е. Павловой. - М.: Республика, 2003. - 257 с.

2. Коменский Я. А. Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.). - М.: Карапуз, 2009. - 288 с.

3. Коменский Я. А., Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.

4. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - К.: Радянська школа, 1977. - 380 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.