Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА И ВАЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ'

СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА И ВАЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БИЗНЕС / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / МИКРОФИРМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Холмирзаев А.Х., Ишимбаев Р.Н.

В данной статье описывается значение малого бизнеса и частного предпринимательства в нашей национальной экономике, критерии их организации, теоретические основы их организации. В статье также рассматривается состояние и развитие действующих предприятий и малых предприятий в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF THE ACTIVITIES OF SMALL BUSINESSES AND THE IMPORTANCE OF DEVELOPMENT

This article described the importance of small business and private entrepreneurship in our national economy, the criteria for their organization, and the theoretical foundations of their organization. The article also examines the trend of development and the state of existing enterprises as well as small enterprises in the country.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА И ВАЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ»

Холмирзаев А.Х. старший преподаватель Наманганский инженерно-технологический институт

Ишимбаев Р.Н. старший преподаватель Наманганский инженерно-технологический институт

СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА И ВАЖНОСТЬ

РАЗВИТИЯ

Аннотация: В данной статье описывается значение малого бизнеса и частного предпринимательства в нашей национальной экономике, критерии их организации, теоретические основы их организации. В статье также рассматривается состояние и развитие действующих предприятий и малых предприятий в стране.

Ключевые слова: предпринимательство, бизнес, малый бизнес, частное предпринимательство, индивидуальные предприниматели, микрофирмы, малый бизнес.

Kholmirzaev A.H. senior lecturer

Namangan Engineering and Technological Institute

Ishimbaev R.N. senior lecturer

Namangan Engineering and Technology Institute

THE ESSENCE OF THE ACTIVITIES OF SMALL BUSINESSES AND THE IMPORTANCE OF DEVELOPMENT

Annotation: This article described the importance of small business and private entrepreneurship in our national economy, the criteria for their organization, and the theoretical foundations of their organization. The article also examines the trend of development and the state of existing enterprises as well as small enterprises in the country.

Key words: entrepreneurship, business, small business, private entrepreneurship, individual entrepreneurs, microfirms, small business.

С первых лет независимости Узбекистана развитию малого бизнеса уделяется особое внимание в Республике как одной из важнейших сфер, повышающих ее экономический потенциал. Если говорить об удобстве малого бизнеса в национальной экономике, то такие субъекты не вкладывают много средств, они обеспечивают высокие темпы оборота ресурсов, таких как экономическая активность, предоставляют

возможность быстро и экономически эффективно решить проблему реструктуризации экономики, формирования потребительского рынка в условиях экономической нестабильности и ограниченности ресурсов и пополнения, а также немедленной адаптацией к изменению потребительского спроса и способностью обеспечить необходимый баланс на потребительском рынке. Таким образом, малые предприятия считаются важными. В то же время они также играют ведущую роль в решении вопросов повышения занятости и доходов населения, сокращения бедности, что крайне важно для нашей страны.

В стратегии дальнейшего развития Республики Узбекистан на 2017 -2021 годы в области малого бизнеса и частного предпринимательства было отмечено, что: "Малый бизнес и частное предпринимательство являются важным фактором создания национальной экономики, формирования класса средних собственников, который является основой социальной стабильности общества, создания конкурентной среды и достижения высоких результатов".

Малый бизнес имеет особое значение в развитии национальной экономики страны, и его роль и положение в современных условиях еще более возрастают. Поэтому стремительное развитие малого бизнеса и частного предпринимательства является основным звеном, обеспечивающим устойчивый рост экономики любой страны и приоритетным направлением проводимых экономических реформ. Экономика нашей республики основана на рыночной экономике, и различные позитивные изменения, которые происходят, во многом неразрывно связаны с развитием малого бизнеса и частного предпринимательства.

В литературе, опубликованной за рубежом и в нашей стране, среди экономистов нет единого определения ит в информации, посвященной малому бизнесу и частному предпринимательству. Хотя определения малых и средних предприятий приняты в нормативных документах стран, эти определения различны и отличаются друг от друга.

По словам американского экономиста Стейли, предприятие находится под личным управлением собственника и является менее специализированным; установление прямых личных отношений между высшими органами управления и сотрудниками, а также между заказчиками и поставщиками; сложность доступа к рынкам капитала и получения краткосрочных кредитов; отсутствие сильной позиции для переговоров об урегулировании. По мнению Стенли, предприятия, обладающие как минимум двумя характеристиками, такими как сильная зависимость от близлежащих рынков и источников поставок, называются малыми предприятиями.

Англичанин Ф. Кларк утверждает в своей книге, посвященной малому бизнесу: "Необходимо признать, что сущность малого бизнеса

заключается не только в получении максимальной прибыли, но и в том смысле, что свобода, работа носит творческий характер, она также находит себя в удовлетворении нематериальных потребностей, таких как собственный независимый образ жизни. И это никогда не может быть прослежено до показателей прибылей и убытков " [3].

Французские экономисты Ж. Шатен и Р. Гордон обращают основное внимание на показатели качества предприятий, приводя следующую их классификацию:

-Ремесленники и мелкие фермерские хозяйства, которые получают свой основной доход непосредственно от производственной функции, владелец предприятия непосредственно участвует в производственном процессе и обладает высоким уровнем квалификации.

-Малые предприятия, использующие ограниченное количество наемного труда, доход которых считается основным источником выживания его владельца и где осуществляется простой итеративный производственный процесс.

-Малые и средние предприятия с несколькими десятками или даже сотнями наемных работников, осуществляющие расширенное итерационное производство, на которое будут влиять изменения спроса и предложения, а также последствия экономических и политических решений.

-Положение, которое он занимает в экономике, заключается в том, что он или она монополизированы сетью средних и крупных монополистических предприятий, основанных на здравоохранении [4].

Ученые Узбекистана экономист А. Ольмасов и М. Шарифхоевс, Ш. Шодмонов, У. В. Гафуров и П. Абдулгасимов прокомментировали понятия предпринимательства, бизнеса и малого бизнеса и дали соответствующие определения.

Приведенная выше классификация дает общее представление о статусе и положении различных предприятий в условиях развитой рыночной экономики, хотя признаки, отличающие малые, средние и крупные предприятия друг от друга, не обозначены четко и ясно.

В качестве количественных критериев, определяющих статус малых и средних предприятий, используются численность занятых на предприятии работников, товарооборот, объем активов, капитала и прибыли и другие показатели. В экономической литературе нашей страны и за рубежом в большинстве случаев удобно определять на основе такого единого количественного критерия, что, исходя из одного показателя -численности занятых на предприятии работников, рассматриваются малые и средние предприятия, и это создает возможность провести сравнительный анализ развития малых и средних предприятий Но особенности стран, разнообразие отраслей и сфер деятельности указывают на то, что не стоит использовать единый количественный критерий.

Критерием для определения субъектов малого бизнеса в Узбекистане является численность населения. Законом Республики Узбекистан "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности"; указом Президента Республики Узбекистан "О дополнительных мерах по дальнейшему улучшению инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан" ПФ-4609 от 7 апреля 2014 года установлены критерии определения субъектов малого предпринимательства в Узбекистане:

1) индивидуальные предприниматели;

2) микрофирмы в производственных секторах, среднегодовая численность занятых работников составляет не более двадцати человек, в сфере услуг и других секторах, не связанных с производством, среднегодовая численность занятых работников составляет не более десяти человек, в секторах оптовой, розничной торговли и общественного питания, среднегодовая численность занятых работников составляет не более пяти человек;

3) в следующих сетях:

свет, предусмотренный законодательством, в пищевой промышленности и в промышленности строительных материалов, среднегодовая численность занятых работников составляет не более двухсот;

сто человек при среднегодовой численности занятого персонала в области металлообработки и приборостроения, деревообработки, мебельной промышленности, а также в других промышленно-производственных областях, предусмотренных законодательством;

машиностроения, металлургии, горно-среднегодовая численность занятых работников в энергетической и химической промышленности, выращивания и переработки сельскохозяйственной продукции, строительства и прочей промышленно-производственной сферы, предусмотренной законодательством, - не более пятидесяти человек;

в науке, научном обслуживании, транспорте, связи, сферы услуг (кроме страховых компаний), торговли и общественного питания, а также в других областях, не связанных с производством, малые предприятия со среднегодовой численностью занятых работников, из которых более двадцати пяти человек.

Существуют также недостатки в использовании численности работников в критериях определения субъектов малого бизнеса. Для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства в республике введено множество льгот, и полное указание численности работников может лишить их этих льгот и привилегий. В этих условиях многие предприятия будут заинтересованы в сокращении численности работников, что окажет обратное влияние на положительное решение проблемы занятости в национальной экономике.

В результате проводимых в Республике Узбекистан реформ по

субъектам малого бизнеса и предпринимательства создано множество

возможностей и льгот. В результате реформ в национальной экономике

республики создаются предприятия и субъекты малого

предпринимательства, и динамика числа зарегистрированных предприятий

и субъектов малого предпринимательства представлена на следующей

диаграмме. 600000 500000 400000 300000 200000 100000 0

Количество предприятий и Количество малых предприятий

год год год год год год год год год

Рисунок 1. Динамика количества предприятий и малых предприятий

В нашей стране мы видим тенденцию роста числа предприятий в 2011-2020 годах. Количество предприятий в 2011-2020 годах составило 257602 единицы, 259622 единицы, 266397 единиц, 273627 единиц, 278452 единицы, 285361 единица, 300240 единиц, 339034 единицы, 419490 единиц и 503538 единиц соответственно.

Если изучить относительные и абсолютные различия предприятий по сравнению с предыдущими годами, то изменения в 2011 -2017 годах были в диапазоне 2000-15000 по сравнению с предыдущими годами, в 2018 году он увеличился на 38797 единиц, в 2019 году он увеличился на 80456 единиц и в 2020 году он увеличился на 84048 единиц. Относительные изменения составляют 23,7 процента в 2019 году, 20,0 процента в 2020 году, 12,9 процента в 2018 году и 5,2 процента в 2017 году, что является самой заразной вспышкой роста по сравнению с прошлым годом. Однако в 2011-2016 годах наблюдались изменения в диапазоне 0,7-2,7 процента по сравнению с предыдущими годами.

Создание малых предприятий также имеет тенденцию к росту в 2011-2020 годах. Количество малых предприятий в 2011-2020 годах составило 205184 единицы, 206589 единиц, 213643 единицы, 221140 единиц, 225998 единиц, 225560 единиц,242397 единиц, 276237 единиц, 353921 единиц и 436981 единиц соответственно.

Относительные и абсолютные различия малых предприятий по сравнению с предыдущими годами изменения в 2011-2017 годах были в диапазоне 2000-15000 единиц по сравнению с предыдущими годами, в 2018 году 38797 единиц, в 2019 году 85456 единиц и в 2020 году увеличилось на 84048 единиц. Относительные изменения составили 23,7

процента в 2019 году, 20,0 процента в 2020 году, 12,9 процента в 2018 году и 5,2 процента в 2017 году, что является самым инфекционным заболеванием по сравнению с прошлым годом. В 2011-2016 годах ЕА наблюдала изменения в диапазоне 0,7-2,7 процента по сравнению с предыдущими годами.

Если мы изучим создание предприятий и малых предприятий в национальной экономике с точки зрения взаимосвязанности, мы увидим, что малые предприятия выросли больше, чем предприятия и организации в экономике. Мы делаем это, рисуя ниже.

140

120 100 80 60 40 20 0 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 ■ Количество предприятий ■ Количество малых предприятий

Рисунок 2. Изменения малых предприятий по отношению к предприятиям и организациям в экономике

За исследуемый период в Узбекистане зарегистрированные предприятия и малые предприятия находились в 2019 году по сравнению с предыдущим годом, в то время как количество предприятий увеличилось на 23,7 процента, а малых предприятий-на 28,1 процента по сравнению с предыдущим годом.

По результатам анализа были получены положительные результаты по созданию предприятий и малых предприятий в республике, что мы можем рассматривать как положительный результат проведенных реформ в национальной экономике.

В заключение можно сказать, что при организации и развитии субъектов малого предпринимательства в республике необходимо обращать внимание на следующее:

-использование нескольких критериев для определения малых предприятий и предприятий;

- донести реформы, проводимые для организации деятельности малого бизнеса и предпринимательства, до всех слоев населения, включая процедуры организации деятельности малых предприятий и субъектов предпринимательства, формы финансовой поддержки, возможности использования льготных кредитов и т.д;

- формирование информации о деятельности малого бизнеса и предпринимателей, спросе на рынке, аналитических данных;

- создание платформ для деятельности малого бизнеса и предпринимателей и их экономических показателей;

- Организация малых предприятий в координации с деятельностью крупных предприятий-потребителей;

- изучить эффективность стимулов и ресурсов для дальнейшего увеличения финансовой помощи малому бизнесу;

- постоянное изучение хода реализации нормативных актов, принятых в сфере деятельности субъектов малого предпринимательства и предпринимателей, и совершенствование законодательной базы.

Малый бизнес и частный бизнес в нашей стране внесли свой вклад в развитие нашей национальной экономики, заполнив внутренний рынок конкурентоспособной и высококачественной продукцией, обеспечив занятость рабочей силы, повысив благосостояние населения.

Использованные источники:

1. Указ Президента Республики Узбекистан "О мерах по обеспечению более эффективной организации процесса приобретения прав на земельные участки и другое недвижимое имущество в рамках проекта расширения Южно-Кавказского трубопровода" Подробнее ...

2. Рамзес В. Б. Мелкие и Средние предприятия в послевоенной Японии. -М.: "Наука", 1965.- Что?33.

3. Рубе В. А. Эксплуатация сотрудничества? Мелкими деловыми глазами буржуазных экономистов.- М.: "Мисл", 1986.- Что?34.

4. Чейн Дж., Одон Р. Петиты и мойеннские предприятия: L'enre du choix. Париж, 1975. - с. 43.

5. Радостное Празднование Sh.Sh., Гофуров У. В. Экономическая теория.Учебные классы, - Т., 2007.

6. Рохаталиевич Ш. Б., Хакимович А. Р., Мамаджанович Ю. К., Хапизович Х. А., Бултурбаевич М. Б. (2020). Результаты оценки инвестиционного потенциала региона Республики Узбекистан. Европейский журнал молекулярной и клинической медицины, 7 (3), 4428-4437.

7. Юлдашев, К. М., & Холмирзаев, А. Х. (2019). Осуществление реализации механизма частного партнерства в Узбекистане. Молодой ученый, (51), 435-437.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.