К ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ (НА МАТЕРИАЛАХ АНДИЖАНСКОЙ ОБЛАСТИ УЗБЕКИСТАНА)
К.И. Курпаяниди, канд. экон. наук, доцент М.Б. Комилжонова, студент Ферганский политехнический институт (Узбекистан, г. Фергана)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10553
Аннотация. В статье изучено современное состояние развития основных секторов предпринимательства в стране. Проанализировано состояние и экономические показатели развития предпринимательства в Андижанской области. Выявлены проблемы и слабые стороны в развитии малого бизнеса в области. На основе этого авторами предложены некоторые направления дальнейшей активизации развития предпринимательства в Андижанской области Республики Узбекистан.
Ключевые слова: государственная поддержка, предпринимательство, малый бизнес, эффективность бизнеса, региональная экономика.
Развитие экономики Республики Узбекистан требует активной модернизации предпринимательства, важное место в котором занимает малый и средний бизнес. Такая форма хозяйствования способствует укреплению экономического потенциала, обеспечивает решение социальных и научно- технических проблем, а также содействует росту благосостояния населения. Предпринимательство как тип ведения хозяйства рассматривается в научных изданиях, посвящённых экономической теории и макроэкономического анализа уже в течение нескольких поколений экономистов. Формирование малых рыночных структур во всех без исключение отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует очень большое число небольших предприятий самого разнообразного профиля практически во всех отраслях [1].
Методология исследования. Методологическую основу исследования составляют исследовательский подход, аналоговый подход, диалектический подход, ситуационный подход, методы логического и сравнительного анализа, методы наблюдения и статические методы.
Анализ и результаты. В Республике Узбекистан в результате успешно осуществленных реформ малый бизнес играет
ключевую роль в модернизации национальной экономики страны. Современный малый и частный бизнес в Узбекистане рассматривается как целевая группа проводимых реформ и, что самое главное, как движущая сила трансформаций в социально-экономической и социально-политической сферах [2, 3]. Сегодня пред-приниматель-ская деятельность осуществляется через институты рыночной инфраструктуры - совокупность взаимосвязанных проектно-технологических, информационных и производственно-организационных систем. Она позволяет проводить полный цикл предпринимательства - от начальной идеи до конечного практического воплощения в виде конкретного товара или услуги [4, 5].
Предпринимательство - это поиск новых сфер рационализации и выгодного вложения ресурсов, осуществление новых комбинаций в производстве, движение на новые рынки, создание новых продуктов. Оно нацелено на получение прибыли сверх среднего уровня путем наиболее полного удовлетворения потребностей на основе достижения успеха и лидерства в той или иной сфере экономической деятельности в создании новой продукции и технологии, в производстве или маркетин-ге.В законе Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» дается следующее
определение: деятельность инициативная осуществляемая
«Предпринимательская (предпринимательство) деятельность, субъектами
предпринимательском деятельности в соответствии с законодательством, направленная на получение дохода (прибыли) на свой риск и под свою имущественную ответственность» [6].
По нашему мнению, предпринимательство представляет собой неотъемлемый, объективно необходимый элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Он является вполне самостоятельной и наиболее типичной формой организации экономической жизни со своими особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Его двойственная роль подтверждена результатами анализа присущих малым предприятиям функций, классифицированных на целевые и инструментальные. К целевым функциям, благодаря которым развитие малого бизнеса является одной из макроэкономических задач государства,
нами отнесены: его роль сокращении безработицы, ускорении научно-технического прогресса, обеспечение социально-политической стабильности в обществе. А к инструментальным функциям - использование малого предпринимательства в целях ограничения тенденций монополизации экономики, содействие формированию среднего класса, заполнение малоэффективных для крупного бизнеса сегментов рынка [15].
Рассмотрим развитие предпринимательства в Республике Узбекистан. Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в регионах Узбекистана находится на пороге нового этапа. Для эффективного функционирования предпринимательства необходимы определенные экономические, социальные, правовые и инфраструктурные условия. В регионах Узбекистана сформированы необходимые условия для развития малого бизнеса и частного предпринимательства, о чем свидетельствует их доля в ВВП (56,5%) и число занятых в экономике (от 77,6% до 83% в некоторых регионах) (табл. 1).
Таблица 1. Основные показатели малого предпринимательства
ед.изм. 2018 г. 2019 г. (+-)
Количество действующих малых предприятий и микрофирм ед. 2б2930 3347б7 71837
Вновь созданные малые предприятия и микрофирмы ед. 48922 92874 43952
Удельный вес малого предпринимательства в:
ВВП % б0,4 5б,5 3,9
Промышленности % 37,4 34,9 -2,5
сельском, лесном и рыбном хозяйстве % 98,3 98,3 -
Инвестициях % 38,0 47,0 9,0
Строительстве % 73,2 75,4, 2,2
Торговле % 8б,3 84,3 -2,0
Услугах % 5б,0 52,1 -3,9
перевозке грузов % 55,5 54,б -0,9
Грузообороте % 79,б 77,4 -2,2
перевозка пасажжиров % 89,б 90,7 1,1
Пасажжиробороте % 94,8 94,9 0,1
Экспорте % 27,2 28,7 1,5
Импорте % 5б,2 54,2 -2,0
В целях совершенствования деятельности субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства принят ряд нормативных и правовых актов. Указ Президен-
та Республики Узбекистан №УП-4848 от 5 октября 2016 года «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, все-
мерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата» направлен на дальнейшее усиление правовой защиты частной собственности, создание благоприятных условий и всемерную поддержку малого бизнеса и частного предпринимательства. Создана институциональная база поддержки предпринимателей. В 2013 году при Национальном банке внешнеэкономической деятельности Узбекистана был создан «Фонд поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства». Фонд имеет свои представительства в таких странах, как Южная Корея, Россия, Испания, Швейцария, Италия и Болгария. Представительство фонда оказывает содействие предпринимателям Узбекистана в экспорте продукции и поиске надежных партнеров, развитию контактов между деловыми кругами Узбекистана, организации участия предпринимателей Узбекистана в проводимых зарубежных выставках, ярмарках, тендерных торгах и бизнес-форумах. Кроме того, представительство содействует отечественным экспортерам в получении необходимых сертификатов, лицензий и других разрешительных документов для прохождения таможенных процедур в вышеперечисленных странах.
По данным Государственного комитета по статистике результате принимаемых мер по формированию деловой среды, всесторонней поддержке и дальнейшему стимулированию развития малого бизнеса и частного предпринимательства в январе-декабре 2019 года создано 92874 новых малых предприятий и микрофирм (без дехканских и фермерских хозяйств), что в 1,9 раз больше аналогичного периода 2018 года. Наибольшее количество малых предприятий и микрофирм создано в сфере торговли (39,1%), промышленности (21,0%), строительстве (9,4%), сельском, лесном и рыбном хозяйстве (8,0%), услугах по проживанию и питанию (7,8%), перевозке и хранении (3,2%).
Проанализируем основние итоги деятельности субъектов
предпринимательства в прошлом году. Так, собъектами малого предпринимательства в 2019 г.:
- произведено промышленной продукции на 115406,4 млрд. сум (34,9% всего промышленного производства);
- освоено инвестиций на 89352,0 млрд. сум (47,0% от общего объема освоенных инвестиций в республике), или 166,1% к уровню января-декабря 2018 года;
- выполнено строительных работ на 51949,8 млрд. сум (75,4% от общего объема строительных работ), или 122,8% к уровню января-декабря 2018 года;
- произведено (оказано) услуг на 99139,3 млрд. сум (52,1% от общего объема услуг), или 104,8% к уровню января-декабря 2018 года;
- сформировано 84,3% от общего объема розничного товарооборота, составившего 138368,1 млрд. сум (темпы роста возросли на 105,4%);
- экспортировано продукции (товаров и услуг) на 5135,7 млн. долл. США (28,7% от общего объема экспорта), что на 1324,8 млн. долл. США, или на 34,8%, больше января-декабря 2018 года; обеспечен
рост грузооборота автомобильного транспорта на 7,4% (77,4% от общего объема грузооборота);
- обеспечен рост пассажирооборота на 2,7% (94,9% от общего объема пассажиро-оборота).
В целях рассмотрения ситуации развития предпринимаьтельства в регионах, узучим положение в Андижанской области.
Андижанская область является одним из регионов Республики Узбекистан с наиболее развитым предпринимательством. В области сформирована своеобразная площадка для развития малого бизнеса и частного предпринимательства. Ключевым фактором для создания благоприятных условий для развития малого бизнеса является предприимчивость местного населения.
Малый бизнес и частное предпринимательство играют важную роль в экономике Андижанской области. Так, в результате осуществляемых в Андижанской области мер по развитию и поддержке малого бизнеса доля малого предпринимательства в ВРП за 2019 года составила 71,4%. Количество субъектов малого предпринима-
тельства (на 1000 человек населения, ед.) за 2019 года составила 11,4 ед. В 2019 года вновь было создано 6632 тыс. новых малых предприятий и микрофирм (без дехканских и фермерских хозяйств), что в 2,1 раза больше аналогичного периода 2018 года.
Наибольшее количество малых предприятий и микрофирм создано в сфере торговли (39,4%), отраслях промышленности (27,6%), строительстве (8,9%), сельском, лесном и рыбном хозяйстве (4,1%), услугах по проживанию и питанию (7,4%), перевозке и хранении (12,6%).
В региональном разрезе наибольшая доля малого предпринимательства в промышленности зафиксирована в Булакба-шинском районе (100,0%), Балыкчинском районе (99,4%) и Бостанском районе (95,7%).
В строительстве - в г. Ханабад, Андижанском, Балыкчинском, Бостанском, Бу-лакбашинском, Избасканском, Асакин-ском, Мархаматском, Шахриханском, Пахтабаадском и Хаджабадском районах -100%.
В сфере услуг - в Мархаматском (97,3%), Избасканском (95,4%), Курганте-пинском (95,4%), Балыкчинском (95,3%), Бостанском (95,3%) районах и г. Андижан (94,7%).
По инвестициям - в Кургантепинском (94,2%), Булакбашинском (88,3%), Андижанской (84,1%) и Шахриханском (82,7%) районах.
Так, субъектами малого предпринимательства в Андижанской области в 2019 г.:
- произведено промышленной продукции на 7058,3 млрд.сум (21,4% всего промышленного производства);
- освоено инвестиций на 5504,0 млрд. сум(67,3% от общего объема освоенных инвестиций республики), или 202,5% к уровню 2018 года;
- выполнено строительных работ на 3722,8 млрд. сум (97,0% от общего объема строительных работ), или 107,3% к уровню 2018 года;
- произведено (оказано) услуг на 6682,2 млрд. сум или 103,6% к уровню 2018 года;
- сформировано 87,4% от общего объема розничного товарооборота, составившего 10896,1 млрд. сум;
- экспортировано продукции (работ и услуг) на 288,6 млн.долл. США, или на 15,2% больше 2018 года;
- обеспечен рост грузооборота автомобильного транспорта на 108,7% (69,3% от общего объема грузооборота);
- обеспечен рост пассажирооборота на 115,0% (96,1%) от общего объема пасса-жирооборота).
Вышеуказанные результаты деятельности субъектов предпринимательства достигнуты в результате функционирования в Узбекистане механизма государственной поддержки предпринимательства, который, в частности, заключается в создание благоприятных условий для ведения бизнеса:
1. Время для регистрации малого бизнеса составляет 30 минут. Для регистрации субъекта, в качестве индивидуального предпринимателя требуется подготовить только один документ, а в качестве малого предприятия с юридическим лицом - два документа.
2. Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется следующим образом:
- выдачей льготных банковских кредитов с субсидированной ставкой;
- поручительством Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности субъектам бизнеса в размере до 50% от суммы получаемого кредита;
- представлением Фондом компенсации процентных расходов по кредитам коммерческих банков.
3. Интересы бизнеса защищены институтом Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства. В Узбекистане отменены внеплановые проверки деятельности малого бизнеса, субъекты предпринимательства освобождены от всех видов ответственности, совершившие впервые финансово-хозяйственные правонарушения;
4. Повсеместно в стране организованы учебные курсы для предпринимателей по ведению бизнеса, осуществляющих проек-
ты на базе приватизированных объектов. Созданы кластеры молодежного предпринимательства, где молодым начинающим предпринимателям предоставлены в аренду площадки по нулевой ставке сроком на 5 лет.
Сравнение показателей Андижанской области и ряда других областей Узбекистана показывает, что доля торговли, производства товаров народного потребления, бытовых и платных услуг населению, а также транспортных услуг в структуре малого бизнеса в нем значительно выше. В то же время сфера услуг в Андижанской области отстает в своем развитии от уровня столицы. В сфере связи, здравоохранения, оказания коммунальных и социальных услуг доля оборота малого бизнеса также значительно ниже, чем в других городах республики.
Исследования показывают, что потенциал развития сектора малого бизнеса в области реализован далеко не полностью. По нашему мнению, на сегодняшний день основными барьерами, препятствующими развитию сектора малого бизнеса в Андижанской области, являются:
- административные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности;
- всё ещё ограниченный доступ малого бизнеса к рынкам сбыта, в том числе -иностранным и региональным, что объясняется меньшими возможностями и ограниченными финансовыми ресурсами большинства субъектов малого бизнеса в сравнении с крупными предприятиями;
- недостаток высококвалифицированного персонала и компетенции в секторе малого бизнеса, в том числе компетенции управления бизнесом;
- недостаточный уровень поддержки начинающих предпринимателей.
В отраслевой структуре малого бизнеса есть целый ряд сегментов, имеющих значительный потенциал для предпринимательской деятельности и высокую социальную значимость, но в настоящее время развитых не в полной мере. Например, в отрасли переработки плодоовощной продукции, трикотажной и швейной отрасли и в сфере услуг.
Исходя из анализа, в долгосрочной перспективе малый бизнес и частное предпринимательство Андижанской области в целесообразно развивать в следующих направлениях:
- активная подготовка и переподготовка кадров для малого бизнеса;
- малый бизнес должен быть нацелен на удовлетворение первичной потребности населения, необходимой для существования и развития. Для этого в целях обеспечения продовольственной безопасности необходимо расширить номенклатуру производства основных видов пищевой промышленности с учетом формирования здорового образа жизни;
- с учетом ожидаемого роста населения в области целесообразно развитие трудоемких отраслей промышленности: мини-цехов по производству хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных, трикотажных готовых изделий и народного ремесленничества;
- в связи с повышением покупательского спроса ожидается рост спроса на все виды действующих традиционных услуг, а также формируется спрос на новые и качественные виды услуг. Отсюда следует, что необходимо разработать специальную стратегию по развитию сферы услуг в секторе малого бизнеса до 2030 год;
- в связи с модернизацией, диверсификацией и цифровизацией экономики в долгосрочной перспективе появится большой спрос на инновационные товары. Поэтому целесообразно заранее планировать формирование инновационных бизнесцентров, целью которых будет обеспечение предпринимателей знаниями и навыками в данной сфере, в том числе в развитии информационных технологий.
Заключение. Исследование показало, что предпринимательство играет важную роль в экономике регионов страны. Малый бизнес и предпринимательство способствует повышению конкурентоспособности национальной экономики, содействует ее инновационному развитию, стабилизирует политическую обстановку в стране, повышает уровень благосостояния населения и способствует выходу республики на мировую арену [8]. Именно поэтому, в Респуб-
лике Узбекистан развитие малого пред- данной задачи предпринимаются все уси-принимательства является важнейшей лия со стороны государства. приоритетной задачей и для реализации
Библиографический список
1. Kurpayanidi K.I. (2020). On the problem of macroeconomic analysis and forecasting of the economy. ISJ Theoretical & Applied Science, 03 (83), 1-6. Soi: http://s-o-i.org/1.1/TAS-03-83-1 Doi: https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2020.03.83.!
2. Ашуров M.C. и др. «Doing business 2019: training for reform» тадбиркорлик мух,ити самарадорлигини бах,олаш воситаси сифатида // Экономика и финансы (Узбекистан). -2019. - №9.
3. Муминова Э.А., и др. Миллий мех,нат бозорида рекрутинг фирмалари фаолиятининг хусусиятлари // Экономика и финансы (Узбекистан). - 2019. -№5. - С. 26-31.
4. Акромов З.Х. и др. (2019) Некоторые особенности нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности в Узбекистане // Economics. - 2019. - №2 (40).
5. Курпаяниди К.И., Толибов И.Ш. К вопросу оценки состояния и эффективности инфраструктуры предпринимательства в регионах Узбекистана // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - №1. - С. 138-141.
6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lex.uz/acts/4177
7. Курпаяниди К.И. Некоторые вопросы оценки качества институциональной и предпринимательской среды в Узбекистане // Экономический анализ: теория и практика. -2015. - №14 (413).
8. Курпаяниди К.И. (2018). Оценка эффективности развития предпринимательства в Узбекистане. International Book Market Service Ltd., member of OmniScriptum Publishing Group. Germany.
TO ISSUES OF ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT IN REGIONS (ON MATERIALS OF ANDIZHAN REGION OF UZBEKISTAN)
K.I. Kurpayanidi, Doctor of Philosophy in Economics, Associate Professor M.B. Komiljonova, Student Fergana Polytechnic Institute (Uzbekistan, Fergana)
Abstract. The article examines the current state of development of the main business sectors in the country. The state and economic indicators of entrepreneurship development in Andijan region are analyzed. Identified problems weaknesses in the development of small business in the region. Based on this, the authors proposed some directions for further enhancing the development of entrepreneurship in the Andijan region of the Republic of Uzbekistan.
Keywords: state support, entrepreneurship, small business, business efficiency, regional economy.