Научная статья на тему 'Вопросы формирования институциональной среды развития предпринимательства в Узбекистане'

Вопросы формирования институциональной среды развития предпринимательства в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
институт / институциональная среда / институциональные условия / предпринимательство / трансформация / экономика Узбекистана / institution / institutional environment / institutional conditions / entrepreneurship / transformation / economy of Uzbekistan

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — К. И. Курпаяниди, З. Х. Акромов, И. Ш. Толибов

Современное предпринимательство в Узбекистане рассматривается как целевая группа проводимых реформ и, что самое главное, как движущая сила трансформаций в социально-экономической и социально-политической сферах. Проведенный авторами анализ показал, что в настоящий момент предпринимательская деятельность осуществляется через институты рыночной инфраструктуры – совокупность взаимосвязанных проектно-технологических, информационных и производственноорганизационных систем. Выводы по статье: правительство должно думать о посткризисном периоде нашего развития, выработке глубоко продуманной долгосрочной Программы целевых проектов по модернизации и техническому обновлению базовых отраслей нашей экономики, внедрению современных инновационных технологий, призванных дать мощный толчок по выходу Узбекистана на новые рубежи, обеспечивающие конкурентоспособность нашей страны на мировом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF FORMATION OF INSTITUTIONAL ENVIRONMENT OF ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT IN UZBEKISTAN

Modern entrepreneurship in Uzbekistan is considered as a target group of the ongoing reforms and, most importantly, as the driving force of transformations in the socio-economic and socio-political spheres. The analysis carried out by the authors showed that at the moment entrepreneurial activity is carried out through the institutions of the market infrastructure a set of interrelated project-technological, information and production-organizational systems. Conclusions on the article: the government should think about the post-crisis period of our development, the elaboration of a well-thought-out long-term Program of target projects for the modernization and technical renewal of the basic sectors of our economy, the introduction of modern innovative technologies designed to give a powerful impetus for Uzbekistan’s entry into new frontiers ensuring competitiveness of our country on the world market.

Текст научной работы на тему «Вопросы формирования институциональной среды развития предпринимательства в Узбекистане»

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ

К.И. Курпаяниди1, доктор философии по экономике, доцент, член-корреспондент Международной академии теоретических и прикладных наук (США), профессор Российской академии естествознания

З.Х. Акромов , начальник отдела государственной регистрации и оказания услуг по оформлению разрешительных документов И.Ш. Толибов1, студент

1Ферганский политехнический институт

2

Центр государственных услуг Ферганского городского управления Агентства государственных услуг при Министерстве юстиции (Узбекистан, г. Фергана)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10424

Аннотация. Современное предпринимательство в Узбекистане рассматривается как целевая группа проводимых реформ и, что самое главное, как движущая сила трансформаций в социально-экономической и социально-политической сферах. Проведенный авторами анализ показал, что в настоящий момент предпринимательская деятельность осуществляется через институты рыночной инфраструктуры - совокупность взаимосвязанных проектно-технологических, информационных и производственно-организационных систем. Выводы по статье: правительство должно думать о посткризисном периоде нашего развития, выработке глубоко продуманной долгосрочной Программы целевых проектов по модернизации и техническому обновлению базовых отраслей нашей экономики, внедрению современных инновационных технологий, призванных дать мощный толчок по выходу Узбекистана на новые рубежи, обеспечивающие конкурентоспособность нашей страны на мировом рынке.

Ключевые слова: институт, институциональная среда, институциональные условия, предпринимательство, трансформация, экономика Узбекистана.

Институциональные условия формирования малого предпринимательства следует воспринимать как совокупность правил и механизмов, принуждающих субъекты малого предпринимательства к исполнению этих установленных правил и норм. Даже незначительная динамика институциональной структуры оказывает существенное, если не решающее воздействие на подсистемы, в том числе и на предпринимательские структуры. Институт, правила, специальные гаранты правил - обязательные элементы институциональных условий формирования малого предпринимательства [1]. В современном Узбекистане происходят радикальные макроэкономические преобразования, конечная цель которых - осуществление перехода к открытой социально ориентированной рыночной экономике. В связи, с чем структура бизнеса изменяется под воздействием ресурс-

ных, конъюнктурных и институциональных факторов.

В 2016 году принят ряд системных мер, направленных на создание условий для ведения бизнеса, привлечения иностранных инвестиций для субъектов малого и частного предпринимательства, являющихся основой развития экономики Узбекистана. В октябре 2016 года вышел Указ Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защиты частной собственности и качественному улучшению делового климата» [2]. В документе определены важнейшие приоритеты государственной политики и первостепенные задаче государственных органов в сфере дальнейшего развития предпринимательской деятельности, предоставлении большей свободы малому

бизнесу и частному предпринимательству, а также кардинальное сокращение вмешательства государственных органов в их деятельность,обеспечение раннего предупреждения, повышение эффективности профилактики и недопущении правонарушений. А также, он паправлен на обеспечение деятельности по реализации вышеуказанных требований и принципа приоритета прав и соблюдении законных интересов субъектов предпринимательства.

На основании указа утверждены программы комплексных мео по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности,всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата в Республике Узбекистан.

В соответствии с другим Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы государственной защиты законных интересов бизнеса и дальнейшего развития предпринимательства» от 19 июня 2017 года [3], а также Постановления «О совершенствовании организации деятельности Торгово-промышленной палаты Рес-

публики Узбекистан» [4] осуществляется глубокое реформирование деятельности Торгово-промышленной палаты путем пересмотрения ее задач, функций и полномочий.

В результате принимаемых мер по формированию деловой среды, всесторонней поддержке и дальнейшему стимулированию развития малого бизнеса и частного предпринимательства в январе-декабре 2018 года было создано 48,9 тыс. новых малых предприятий и микрофирм (без дехканских и фермерских хозяйств), что на 28,2% больше аналогичного периода 2017 года.

Наибольшее количество малых предприятий и микрофирм было образовано в сфере торговли (23,9%), отраслях промышленности (23,0%), строительстве (13,0%), сельском, лесном и рыбном хозяйстве (11,4%), услугах по проживанию и питанию (8,0%), перевозке и хранению (4,3%). (13,0%), сельском, лесном и рыбном хозяйстве (11,4%), услугах по проживанию и питанию (8,0%), перевозке и хранению (4,3%) (рис. 1).

ГЙ р ГО В Л И

iipii4biiii.ieiiiiníi I-

11 pxjii ■ ельети

23,0 %

13,0^*

Ct'Jb-CK^ÍL', . ICCHDC 14 |1Ы:Вн»Е XlllflÜCTIBU

] .1,4 Vu

2z Ol 5Ï vuyrH я* пршинннн Н ICH Г Л11 Hut

пережика ar \риненне

4,3%

Рис. 1. Доля вновь созданных малых предприятий и микрофирм по видам экономической деятельности за 2018 год

В разрезе регионов наибольшая доля приходится на г. Ташкент и составляет в общем количестве вновь созданных малых предприятий и микрофирм 24,7%, в Ташкентской области - 10,4%, Самаркандской

- 8,8%, Ферганской - 7,7%, Андижанской

- 6,4% и Бухарской областях - 6,2%. В Сурхандарьинской области - это 5,7%, Наманганской - 5,5%, Кашкадарьинской -4,8%, Джизакской - 4,7%, Хорезмской -4,1%, Навоийской - 3,7%, Сырдарьинской областях - 2,8%, в Республике Каракал-

пакстан удельный вес составил 4,5%. (рис. 2).

В региональном разрезе наибольшая доля малого предпринимательства зафиксирована в промышленности в г. Ташкент (72,9%), Наманганской (68,5%) и Джизакской (64,4%) областях. В строительстве - в Самаркандской (98,3%), Андижанской (96,4%), Джизакской (93,7%), Сырдарьин-ской (92,5%), и Наманганской (68,5%) областях.

Рис. 2. Удельный вес вновь созданных малых предприятий и микрофирм от общего количества по регионам за 2018 г., %

В сфере услуг - в Ташкентской (73,8%), Самаркандской (73,6%), Сурхандарьин-

ской (73

Ферганской (72,8%) облас-

тях. В объёме инвестиций - в Самаркандской (54,0%), Андижанской (53,8%), Ферганской (52,6%) областях (рис. 3).

Нримышлен- тч ait Строительство Услуги tlimccm U ti U U

['еспублик! Узбекистан 34,7 66.Ó 55,2 34,9

Е'еспублика Кяракалпакстан IS,7 84,6 57,5 21,7

о&гасти:

Андижанская 19,8 $6,4 71,7 53,8

Бухарская 41,1 82,6 72,7 25,5

Джвццш 64,4 93,7 67,9 40.4

Каш шарьи некая 21,4 82,7 7Û,2 IIJ

Нашийсш 16,1 70,7 62.0 14,7

Наман ганская 6Й,5 $3,2 6$,5 30,2

Самаркандская 51.1 $ft,3 73.6 54.0

Суртандарьи Е1ская 47,1 7Й.З 73,2 31,6

Си рдарьннская 52,1 $2,5 63,3 4ft J

Ташкентская 23,5 76,5 73,ft 40.1

Ферганская 35,ft $0,4 72,ft 52,6

Хорезмская 31,7 8ft,4 68,4 50,2

г. Ташкент 72,9 72,0 50,0 52,3

Рис. 3. Доля малого бизнеса и частного предпринимательства 2018 год по регионам (в

процентах)

Проведённый анализ результатов деятельности субъектами малого предпринимательства в январе-декабре 2018 года показал, что:

- произведено промышленной продукции на 79457,7 млрд. сум (34,7% всего промышленного производства), или 110,2% к уровню января-декабря 2017 года;

- освоено инвестиций на 37504,6 млрд. сум (34,9% от общего объема освоенных инвестиций в республике), или 120,4% к уровню января-декабря 2017 года;

- выполнено строительных работ на 31458,4 млрд. сум (66,6% от общего объема строительных работ), или 112,2% к уровню января-декабря 2017 года;

- произведено (оказано) услуг на 81040,6 млрд. сум (55,2% от общего объема услуг), или 102,5% к уровню января-декабря 2017 года;

- сформировано 86,3% от общего объема розничного товарооборота, составившего 113682,5 млрд. сум (рост на 3,0%);

- экспортировано продукции (товаров и услуг) на 3771,4 млн. долл. США (26,5% от общего объема экспорта), что на 1012,1 млн. долл. США, или на 36,7%, больше 2017 года;

- обеспечен рост грузооборота автомобильного транспорта на 5,6% (79,6 % от общего объема грузооборота);

- обеспечен рост пассажирооборота на 3,1% (95,2% от общего объема пассажиро-оборота).

! январь-декабрь 2017 г. январь-декабрь 2018 г.

Рис. 4. Доля малого предпринимательства (% к общему объему)

Под институтом условий понимается устойчивый комплекс формальных (законов) и неформальных (договоры и добровольно принятые кодексы поведения) правил, принципов и норм, а также факторов принуждения, структурирующих их взаимодействие [5,6]. В странах постсоветского пространства не выработано конкретного представления о том, какие институты необходимы для успешного становления рыночной экономики, как они взаимосвязаны, не учтены правовая, экономическая, а также морально-этическая и психологическая основы их формирования [7]. Это привело к преимущественно дискретному, точечному характеру институциональных преобразований, многие из которых не способствовали экономическому росту, так как не оправдали возложенных на них надежд [8].

По нашему мнению, именно в условиях трансформации социально-экономических систем проблема институциональных преобразований приобретает особое значение, не уступая позиций финансовой стабилизации.

Таким образом, исследование современного предпринимательства с использованием институционального подхода является перспективным направлением в экономической науке. Институциональная теория позволяет выявить глубинные, сущностные изменения, способствующие

становлению предпринимательства в стране [9]. Роль институтов заключается в том, чтобы обеспечить предпринимателям наилучшие возможности для создания нового предприятия, а также создать благоприятные условия для его дальнейшего функционирования и развития. Институциональная среда устанавливает правила игры, понятные всем субъектам хозяйствования, и формирует необходимые условия и стимулы для предпринимательской деятельности. Институциональная среда оказывает значительное влияние на скорость, характер и стремление индивидов к предпринимательской деятельности, оказывая прямое и косвенное воздействие на их поведение.

По нашему мнению, этот процесс целесообразно активировать проводить в русле:

- оптимизации функционирования правовых институтов при помощи устранения дублирующих и ненужных законов, то есть упрощение;

- децентрализации - передачу административной и законодательной ответственности региональным представительствам с цель приблизить местные органы власти к реальной жизни и насущным проблемам субъектов предпринимательства;

- расширения ответственности и возможностей частных лиц, по средством дерегулирования.

Таким образом, формирование четкого лениям развития Республики Узбекистан в представления реально существующей 2017-2021 годах [10], вектор институцио-системы институциональных условий, оп- нальных преобразований на ближайшие ределит, в условиях реализации Стратегии годы. действий по пяти приоритетным направ-

Библиографический список

1. Курпаяниди К.И. Институты развития и государственное регламент предпринимательства // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2016. - №11-2. - С. 309-312.

2. О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата. Указ Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2016 г., № УП-4848 // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2016 г., № 40, ст. 467, 2017 г.

3. О мерах по коренному совершенствованию системы государственной защиты законных интересов бизнеса и дальнейшего развития предпринимательской деятельности. Указ Президента Республики Узбекистан N УП-5087 от 19.06.2017 г. // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 27 июня 2017 г., N 25, ст. 522.

4. О совершенствовании организации деятельности торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан. Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-3068 от 19 июня 2017 г.,// Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 26, ст. 578.

5. Вайсман Е. Д., Подшивалова М. В. Институциональная среда малых промышленных предприятий: методологические аспекты идентификации //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2017. - Т. 11. - №. 2.

6. Архангельская Е. Г. Основные факторы развития предпринимательской деятельности и направления государственного регулирования и стимулирования малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан // Потенциал современной науки. -2016. - №1. - С. 122.

7.Kurpayanidi, K. I., & Tolibov, I. Sh., (2018). To the problem of activating financial factors in entrepreneurship development in Uzbekistan. In international scientific review of the problems of economics and management (pp. 29-34).

8. Югай А. Б. Малый бизнес Узбекистана: государственное регулирование ради развития // Российское предпринимательство. - 2012. - №21.

9. Нишонов Ф., Фозилов А. Хусусий тадбиркорликни эконометрик бах,олаш усуллари // Иктисодий ресурслардан фойдаланиш самарадорлигини ошириш йуналишлари. Илмий-амалий анжуман материаллари. Фаргона, 2015. С. 117-118.

10. О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-4947 от 7 февраля 2017 г., //Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 6, ст. 70, № 20, ст. 354, № 23, ст. 448, № 29, ст. 683, ст. 685, № 34, ст. 874

ISSUES OF FORMATION OF INSTITUTIONAL ENVIRONMENT OF ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT IN UZBEKISTAN

K.I. Kurpayanidi1, doctor of philosophy in economics, associate professor, Corresponding Member of the International Academy of theoretical and applied sciences (USA), professor of the Russian academy of natural sciences

Z.H. Akromov , head of the state registration and provision of services for registration of permits

I.Sh. Tolibov1, student 1Fergana polytechnic institute

2The center of public services of the Fergana city government of the agency of public services under the Ministry of Justice (Uzbekistan, Fergana)

Abstract. Modern entrepreneurship in Uzbekistan is considered as a target group of the ongoing reforms and, most importantly, as the driving force of transformations in the socio-economic and socio-political spheres. The analysis carried out by the authors showed that at the moment entrepreneurial activity is carried out through the institutions of the market infrastructure - a set of interrelated project-technological, information and production-organizational systems. Conclusions on the article: the government should think about the post-crisis period of our development, the elaboration of a well-thought-out long-term Program of target projects for the modernization and technical renewal of the basic sectors of our economy, the introduction of modern innovative technologies designed to give a powerful impetus for Uzbekistan's entry into new frontiers ensuring competitiveness of our country on the world market.

Keywords: institution, institutional environment, institutional conditions, entrepreneurship, transformation, economy of Uzbekistan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.