Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА К ЕГО ФОРМИРОВАНИЮ'

СУЩНОСТЬ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА К ЕГО ФОРМИРОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
63
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВРЕДНЫЕ И ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шуайбова Меседо Омаровна, Баштукаева Зарема Исламутдиновна, Рабаданова Патимат Магомедовна

В рамках данного исследования проанализированы различные аспекты безопасного поведения и готовности студентов медицинского университета к ведению безопасного образа жизни. Важная роль отводится компетентностному подходу, который способствует формированию знаний, умений и навыков, позволяющих студентам осознать значимость проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности, владеть основными приемами оказания первой помощи пострадавшим, методами защиты производственного персонала и населения от возможных чрезвычайных ситуаций. Выявлена сущность безопасного образа жизни, критерии, показатели и уровни сформированности безопасной жизнедеятельности, на основе которых устанавливаются связи между всеми компонентами изучаемой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шуайбова Меседо Омаровна, Баштукаева Зарема Исламутдиновна, Рабаданова Патимат Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF A SAFE LIFESTYLE AND THE READINESS OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS TO FORM IT

Within the framework of this study, various aspects of safe behavior and readiness of medical university students to lead a safe lifestyle are analyzed. An important role is assigned to the competence-based approach, which contributes to the development of knowledge, skills and abilities that allow students to realize the importance of the problems of ensuring the life safety, to master the basic techniques of first aid, methods of protecting operational personnel and the general public from possible emergencies. The essence of a safe lifestyle is revealed, consisting of criteria, indicators and levels of formation of safe life activity, where connections between all components of the studied system are established on their basis.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА К ЕГО ФОРМИРОВАНИЮ»

УДК 378 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-231-241

ББК 74.48

СУЩНОСТЬ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА К ЕГО ФОРМИРОВАНИЮ

THE ESSENCE OF A SAFE LIFESTYLE AND THE READINESS OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS TO FORM IT

Шуайбова Меседо Омаровна

Доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф Дагестанского государственного медицинского университета Минздрава РФ, г. Махачкала, кандидат педагогических наук e-mail: mesedo.shuaybova.75@mail.ru

Shuaibova Mesedo O.

Assistant Professor at the Department of Life Safety and Disaster Medicine, Dagestan State Medical University (city of Makhachkala), PhD in Education e-mail: mesedo.shuaybova.75@mail.ru

Баштукаева Зарема Исламутдиновна

Старший преподаватель Дагестанского государственного медицинского университета Минздрава РФ, г. Махачкала e-mail: bashtukaewa@mail.ru

Bashtukayeva Zarema I.

Senior Lecturer at Dagestan State Medical University (city of Makhachkala) e-mail: bashtukaewa@mail.ru

Рабаданова Патимат Магомедовна

Доцент Дагестанского государственного медицинского университета Минздрава РФ, г. Махачкала, кандидат биологических наук e-mail: rabadanova1968@yandex.ru

Rabadanova Patimat M.

Assistant Professor at Dagestan State Medical University (city of Makhachkala), PhD in Biology

e-mail: rabadanova1968@yandex.ru

Аннотация. В рамках данного исследования проанализированы различные аспекты безопасного поведения и готовности студентов медицинского университета к

Abstract. Within the framework of this study, various aspects of safe behavior and readiness of medical university students to lead a safe lifestyle are

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Шуайбова М. О., Баштукаева З. И., Рабаданова П. М., 2023

ведению безопасного образа жизни. Важная роль отводится компетентностному подходу, который способствует формированию знаний, умений и навыков, позволяющих студентам осознать значимость проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности, владеть основными приемами оказания первой помощи пострадавшим, методами защиты производственного персонала и населения от возможных чрезвычайных ситуаций. Выявлена сущность безопасного образа жизни, критерии, показатели и уровни сформированности безопасной жизнедеятельности, на основе которых устанавливаются связи между всеми компонентами изучаемой системы.

analyzed. An important role is assigned to the competence-based approach, which contributes to the development of knowledge, skills and abilities that allow students to realize the importance of the problems of ensuring the life safety, to master the basic techniques of first aid, methods of protecting operational personnel and the general public from possible emergencies. The essence of a safe lifestyle is revealed, consisting of criteria, indicators and levels of formation of safe life activity, where connections between all components of the studied system are established on their basis.

Ключевые слова: безопасный образ жизни, критерии сформированности, студенческая молодежь, компетентностный подход, образовательная среда, вредные и опасные факторы.

Keywords: a safe lifestyle, criteria of development, the student youth, a competence-based approach, educational environment, harmful and dangerous factors.

Для цитирования: Шуайбова М. О., Баштукаева З. И., Рабаданова П. М. Сущность безопасного образа жизни и готовность студентов медицинского университета к его формированию // Проблемы современного образования. 2023. № 1. С. 231-241. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1231-241.

Cite as: Shuaibova M. O., Bashtukayeva Z. I., Rabadanova P. M. The essence of a safe lifestyle and the readiness of medical university students to form it. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 1, pp. 231-241. DOI: 10.31862/2218-87112023-1-231-241.

Актуальность. Среди актуальных проблем системы высшего образования в нашей стране важное место занимают вопросы сохранения здоровья и обеспечения безопасной жизнедеятельности студентов не только в процессе обучения в вузе, но и в повседневной деятельности, что требует поиска новых подходов в совершенствовании методов здоровьесбережения и безопасного образа жизни, с учетом современных требований к модернизации образовательного процесса.

Увеличение количества чрезвычайных проявлений разного характера и отсутствие навыков безопасного поведения в экстремальных ситуациях также актуализируют проблему изучения представлений о безопасном образе жизни студенческой молодежи и ответственного отношения к формированию здорового образа жизни и готовности к рациональным действиям в условиях опасностей.

В официальных нормативно-правовых документах, в частности Федеральном зако -не РФ «Об образовании» (ст. 41) от 29.12. 2013 г. № 273, указывается, что ответственность за создание здоровьесберегающих и безопасных условий обучающихся возлагается на должностных лиц образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом ОУ [1].

Правовые вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности рассматриваются и в Федеральном законе РФ № 63-Ф3 «Уголовный кодекс Российской Федерации», где содержатся статьи, предусматривающие уголовную ответственность за нарушение прав в области безопасности личности, охраны труда и здоровья (УК РФ ст. 237 «Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды»; УК РФ ст. 125 «Оставление в опасности» и др.) [2].

Различные аспекты безопасного поведения и готовности студентов к безопасному образу жизни исследованы в научных работах Б. Б. Гафнер, Р. В. Григорян, Я. Б. Каплан, В. Н. Кузнецова Л. А. Моссоулина, В. В. Полякова, Шуайбовой М. О. и др., где определены основные подходы, принципы и условия подготовки личности к безопасному поведению [3; 4].

Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что теоретические основы обучения безопасной жизнедеятельности на современном этапе исследованы в работах И. А. Зимней, Г. Н. Климова, С. В. Лысенко [5], Д. М. Маллаева, Г. А. Карахановой, Л. А. Михайлова, А. Н. Нюдюрмагомедова, Л. И. Шершнева и других [6; 7].

Однако анализ теоретических основ сохранения здоровья и безопасной деятельности студенческой молодежи, с выявлением его сущности, структуры и функционирования, а также с учетом индивидуальных особенностей личности и воздействия педагогических, биологических, психологических и других факторов, указывает на недостаточную изученность процесса формирования культуры безопасности, что является одной из причин низкой эффективности подготовки студентов к ведению безопасного образа жизни.

Таким образом, необходимость формирования безопасного образа жизни будущих специалистов требует постановки вопроса с позиций разработки и реализации стратегических задач образовательного процесса, направленных на укрепление здоровья и безопасности жизнедеятельности.

С этих позиций в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС 3++) важная роль отводится дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», предусматривающая подготовку студентов к действиям в чрезвычайных ситуациях, обеспечению собственной безопасности и оказанию первой помощи [8].

Термин «безопасный образ жизни» (БОЖ) впервые появился в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) в 2010 г., вызывая у педагогов ассоциацию со «здоровым образом жизни», о котором тоже указывается в ФГОС, и ошибочно воспринимался как понятное и само собой разумеющееся.

По мнению В. В. Гафнера, под термином «безопасный образ жизни» понимается благоприятное, нормальное состояние окружающей человека среды, условий труда и

учебы, питания и отдыха, при которых снижена возможность возникновения опасных факторов, угрожающих его здоровью, жизни, имуществу, законным интересам» [3].

Согласно п. 2.2. ФГОС ВО 3++, программы специалитета по всем направлениям подготовки медицинских специальностей должны обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по философии, истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)». В результате освоения программы спе-циалитета у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой специалитета.

Компетенция в переводе с лат. competentia означает круг вопросов, которыми человек свободно владеет, обладает определенными познаниями и способностями, позволяющими ему давать обоснованные суждения.

Следует отметить, что в программах специалитета подготовки по специальностям 31.05.03 «Стоматология», 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.02. «Педиатрия» установлена универсальная компетенция УК-8 («Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов»), освоение которой способствует формированию знаний, умений и навыков, позволяющих студентам осознать значимость проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности, владеть основными приемами оказания первой помощи пострадавшим, методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий [8].

Проведенный анализ стандартов ФГОС ВО третьего поколения указывает на то, что компетентностный подход в образовательном процессе ориентирован на представлении результатов обучения не в формате «знать, уметь», «владеть», а в виде способности выполнять заданные требования в определенной последовательности, который в свою очередь предполагает совершенствование технологии методического обеспечения и предоставления норм качества профессионального образования [4].

Другими словами, развитие позитивной мотивации у студентов к практико-ори-ентированному использованию знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения в вузе в реальных опасных ситуациях, и составляет сущность компетентност-ного подхода к обучению.

Следовательно, при реализации компетентностного подхода, по нашему мнению, технология формирования безопасного поведения студентов должна быть ориентирована на активизацию их деятельности, связанной с распознаванием и предотвращением опасной ситуации, а не на ликвидацию последствий чрезвычайных происшествий. Для этого обучающийся должен обладать глубокими познаниями и способностями в области безопасности жизнедеятельности, позволяющими ему судить о сущности опасности, заблаговременно предотвратить их возникновение, формируя таким образом личность, устойчивую к стрессам, способную мыслить творчески, действовать и принимать обоснованные решения в нештатных ситуациях, выходящих за рамки программы обучения.

Следовательно, формирование здорового и безопасного образа жизни студента в процессе профессионального становления становится приоритетной задачей высшей школы, которая, реализуясь через компетентностный подход, способствует укреплению физического, психического и социального здоровья обучающихся. При этом укрепление здоровья студентов и безопасное поведение определяется образом жизни, основанный на собственном опыте, традициях, принятых в обществе нормах поведения, интеграции их потребностей, знании законов жизнедеятельности и т. д.

Поскольку образ жизни невозможно навязывать извне, личность имеет возможность выбора наиболее значимых для нее форм жизнедеятельности и типов поведения, обладая при этом определенной автономностью и ценностью, она формирует свой собственный стиль мышления и повседневного быта.

В философском энциклопедическом словаре образ жизни определяется как фило-софско-социологическая категория, охватывающая совокупность типичных способов жизнедеятельности личности, социальной группы, общества, которая находится в гармонии с условиями жизни, определяющими ее, что дает возможность рассматривать основные сферы жизнедеятельности людей комплексно, в частности, образование и культуру, национальные и семейные отношения, общественную жизнь и антиобщественные явления, выявлять ценностные ориентации людей, причины их поведения и т. д.

Иначе говоря, образ жизни представляет собой «лицо» индивида, отражающее в то же время уровень общественного прогресса, поскольку обусловлен социально-экономическими условиями и зависит от особенностей психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма каждого человека. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни.

Под образом жизни мы понимаем поведение личности, направленное на обеспечение безопасных условий жизнедеятельности, сохранение здоровья, основанных на определенных нормах и требованиях, проявление возможностей для достижения поставленных жизненных и профессиональных целей.

Определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения, гласит: «здоровый образ жизни - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».

Необходимо отметить, что определение верное по смыслу, но все же не отражает всевозможные состояния человека, его мировоззрение, отношение к самому себе, взаимоотношения со средой обитания, позволяющих сохранить здоровье на безопасном уровне. А как известно, мировоззрение базируется на знаниях, навыках и умениях, получаемых человеком с раннего детства, формируя в свою очередь культуру поведения, его жизнедеятельность на различных этапах роста и развития.

Здоровый образ жизни, как считает М. Е. Николаев, является народной философией выживания и напрямую связан с проблемой обеспечения национальной безопасности. При этом основными факторами, влияющими на формирование безопасного образа жизни, выступают способности личности к созидательной деятельности, ценностное отношение к здоровью, образованность, духовность и гармония со средой обитания.

Особый интерес для нашего исследования представляет точка зрения Н. А. Скляно-ва, который в содержание безопасного образа жизни личности включает совокупность определенных потребностей, интересов, мотивов, побуждающих его к жизнедеятельности; виды безопасности, где формируются мотивы, способы, условия обеспечения безопасности; образовательную среду, в которой реализуется жизнедеятельность студентов и которая становится средством удовлетворения их потребностей, интересов, целей и т. д. [6].

Как утверждает Л. А. Сорокина, безопасный образ жизни - это определенный свод норм правил безопасного поведения человека, с использованием специальных методов и средств для их реализации, отражает систему нравственных ценностей, приоритетов и предпочтений и способствует сохранению здоровья и безопасного образа жизни. При этом здоровый образ жизни автор рассматривает как концепцию жизнедеятельности личности, направленной на улучшение и сохранение здоровья через правильное питание, двигательную активность, отказа от вредных привычек и т. д. [7].

При этом зарубежные исследователи - С. Знаиди, Ж.-М. Шпере указывают на то, что информированность и обучение на основе принципов самозащиты и осознания своей ответственности за действия эффективно влияют на снижение количества опасностей и уменьшения их негативных последствий.

Исходя из вышеуказанного, выявление сущности безопасного образа жизни, не представляется полноценным без раскрытия его структуры, состоящей из критериев, показателей и уровней сформированности безопасной жизнедеятельности, где на их основе устанавливаются связи между всеми компонентами изучаемой системы. Критерий представляет собой наивысший уровень исследуемого явления, включающий в себя определенные компоненты и определенные единицы измерения, позволяющие сравнивать действительные и реальные измерения, и рассматривается нами как признак, на основании которого осуществляется классификация изменений, происшедших в процессе изучения дисциплины безопасности жизнедеятельности (БЖД) в начале и конце учебного года, а также участия студентов в работе студенческого научного кружка по гражданской обороне и защите населения от различных чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента выявлялся исходный уровень готовности студентов к безопасному образу жизни, в рамках которого было проведено тестирование, в котором приняли участие 153 обучающихся 1-11 курсов лечебного факультета Дагестанского государственного медицинского университета. Анкета состояла из двух частей (25 тестовых заданий и 5 ситуационных задач) и включала в себя вопросы по выявлению отношения и степени готовности к безопасному образу жизни, отношению личности к опасностям и выявление преобладающих способов реагирования в экстремальных ситуациях. Прочитав каждое высказывание, студенты выражали свое отношение к безопасному поведению, поставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого обозначения: верно (+); неверно (-). Максимальное количество баллов по тестовым заданиям составляло 25 баллов.

Как известно, решая ситуационную задачу, студент погружается в опасную ситуацию, которая может быть стандартной, с измененными условиями и нестандартной.

При этом он моделирует возможные варианты действий, выстраивая последовательность своего поведения, что позволило нам выделить типы поведения в опасных ситуациях. По ситуационным задачам начислялось 25 баллов, по 5 баллов за каждую задачу, что в сумме с тестовыми заданиями составляло 50 баллов.

Открывалась анкета вопросом: «Что такое, на Ваш взгляд, культура безопасного образа жизни?» Ответы распределились следующим образом: 23,9% респондентов считают это отношение человека к другим людям; 26,1% - отношение человека к своему «Я»; 20,5% - отношение человека к своему здоровью; 17,3% - отношение человека к личной безопасности в окружающем мире; все вышеуказанные пункты отметили только 12,2% участников эксперимента.

На вопрос «Обучение безопасному поведению дает мне возможность узнать много важного для себя, например, то, какие опасности меня подстерегают, как их избежать, как правильно вести себя в той или иной опасной ситуации», большая часть обследуемых ответили да (54,1%), а 45,9% студентов считают, что правила поведения в различных опасных ситуациях в процессе подготовки к безопасному поведению можно было бы не изучать, объясняя это явление само собой подразумевающимся.

Отвечая на вопрос «Продолжите ли Вы самообразование по безопасности жизнедеятельности после изучения курса БЖД?», 1/3 часть опрошенных студентов уверены в достаточности собственных знаний, умений, навыков и не считают необходимым самостоятельно изучать вопросы обеспечения безопасности, а также развивать умения и навыки, способствующие защите от опасностей в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

В конце констатирующего эксперимента, на основании полученных баллов, нами были выделены три уровня готовности личности к действиям в чрезвычайных ситуациях: оптимальный (40-50 баллов), допустимый (30-39 баллов) и критический (20-29 баллов).

Соответственно, в экспериментальную группу были определены испытуемые, относящиеся к критическому уровню готовности, не владеющие элементарными знаниями, не способные принимать оперативные и рациональные решения в опасных ситуациях, для которых безопасность и здоровье не являются приоритетными ценностями, а в контрольную группу отнесены студенты допустимого уровня, результаты готовности которых оказались более высокими, при этом у них отмечается выполнение действий по стандартному алгоритму и неуверенные действия в принятии нестандартных решений при действиях в экстремальных ситуациях. Самые хорошие результаты показали студенты оптимального уровня готовности, у которых преобладает внутренняя мотивация подготовки и самосовершенствования в области безопасного поведения.

Как известно, критерии раскрываются через ряд качественных показателей, в которых отражается динамика обследуемого параметра в начале и конце учебного года.

Следовательно, при выявлении уровня готовности студентов к безопасному образу жизни необходимо было определить уровень сформированности по каждому выделенному нами критерию: осознание ценности безопасного образа жизни в личной жизни и профессиональной деятельности; идентификация и анализ потенциальных опасностей; умения,

связанные с предотвращением воздействия опасных и вредных факторов; степень владения способами и средствами защиты от ЧС; психологическая устойчивость к стрессовой ситуации; комфортное и оптимальное взаимодействие человека со средой обитания; творческая активность к ведению безопасного образа жизни.

Так, для выявления выраженности критерия «осознание ценности безопасного образа жизни в личной жизни и профессиональной деятельности» использовалась методика определения ценностных ориентаций М. Рокича, а для определения сформиро-ванности - критерий: «умения, связанные с предотвращением воздействия опасных и вредных факторов» и «степень владения способами и средствами защиты от ЧС»; применялась методика определения степени готовности к риску Шуберта и др.

Формирующий этап эксперимента проводился в рамках изучения студентами дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» среди студентов первого и второго курсов медицинского университета и студенческого научного кружка по Гражданской обороне и оказанию первой помощи в ЧС.

Необходимо отметить, что эффективность процесса формирования безопасного образа жизни зависит от педагогических условий, где традиционная форма проведения занятий может вызвать у студентов стрессовые перегрузки, а использование разнообразных форм организации учебного процесса, увеличение доли творческих и проблемных заданий приводит к повышению интереса при усвоении дисциплины. С этих позиций деятельность студенческого научного кружка (СНК) рассматривается нами как одно из эффективных условий, позволяющие координировать учебный процесс по нескольким направлениям. При этом моделирование безопасного образа жизни в рамках СНК обеспечивается через реализацию программы кружка, представляющей собой педагогическую деятельность, направленную на умение прогнозировать события с позиций безопасности, эффективное владение способами и средствами защиты в ЧС, повышение творческой активности в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, способности к восприятию инноваций и др.

Итак, для оценки эффективности проделанной работы, на основе наблюдения, анкетирования, тестирования, экспертной оценки и других методов исследования, мы провели анализ уровня сформированности критериев безопасного образа жизни студентов в контрольной и экспериментальной группах (рис. 1).

Анализ анкетных данных указывает на недопонимание студентами контрольной группы ценности безопасного образа жизни и необходимости его ведения и составляет 22,6%, а идентифицировать опасности и анализировать риски могут только около 13,5% опрошенных. У студентов экспериментальной группы критерии, связанные с идентификацией опасностей и умением их предотвращать, наоборот, повысились до 25,6% и 15,5% соответственно.

Как известно, определяющим фактором формирования психических состояний личности в стрессовой ситуации является осознание степени опасности, неожиданности ее проявления, безысходности действий и т. д. Исходя из этого студенты, вооруженные знаниями, умениями и навыками поведения в экстремальных ситуациях и прошедшие психологическую подготовку, могут сохранить стабильность и

30 -

25 20 15 10 5 0

критерий 1

■ КГ (контрольная группа) 22,6

■ ЭГ (экспериментальная группа) 25,6

Рис. 1. Уровень сформированности критериев безопасного образа жизни студентов

Цифрами обозначены критерии: 1. Осознание ценности безопасного образа жизни в личной жизни и профессиональной деятельности. 2. Идентификация и анализ потенциальных опасностей. 3. Умения, связанных с предотвращением воздействия опасных и вредных факторов. 4. Степень владения способами и средствами защиты от ЧС. 5. Психологическая устойчивость к стрессовой ситуации. 6. Комфортное и оптимальное взаимодействие человека со средой обитания. 7. Творческая активность к ведению безопасного образа жизни.

уверенность в благополучном исходе критической ситуации, не фиксироваться на случившемся и придерживаться оптимистической и жизнеутверждающей стратегии поведения.

Проведенный эксперимент показал, что уровень критерия «психологической устойчивости к стрессовой ситуации» в экспериментальной группе составляет 14,8%, что является результатом участия студентов в соревнованиях и олимпиадах по безопасности жизнедеятельности, где они проходят определенные этапы по выработке практического опыта и поведения в экстремальных ситуациях, а в контрольной группе этот показатель не изменился и остался на уровне 11,0%.

Анкетирование, проведенное в экспериментальной группе, также установило повышение уровня творческой активности к ведению безопасного образа жизни (27,5%), что объясняется более ответственным подходом к выбору определенного алгоритма действий в чрезвычайных ситуациях, необходимостью оказывать первую помощь при различных повреждениях и т. д. А у респондентов в контрольной группе эти показатели остались практически неизменными (18,9%).

Таким образом, формирование безопасного образа жизни студенческой молодежи требует корректировки содержания и технологии педагогического образования, поскольку речь идет об обучении, направленном на изменение образа мышления, где наблюдательность и умение анализа и синтеза различных опасностей развивают навыки,

активизируют физическое и психическое состояние, способствуя предвидению и решению проблемных ситуаций. Следовательно, позволяет смоделировать элементы безопасного образа жизни, спроектировать систему воспитания культуры здоровья и жизнедеятельности, для чего в образовательной среде вуза необходимо проводить систематическую превентивную работу по предотвращению вредных и опасных факторов жизнедеятельности, что способствует повышению уровня безопасности, понижает вероятность проявления неблагоприятных факторов при условии, что данная закономерность станет объективной, перманентной и необходимой связью компонентов процесса формирования безопасного образа жизни студенческой молодежи.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Редакция от 30.12.2021 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146342/1aba38a9cf007a1c6b32071fc6f9a0d 37c81e76d/ (дата обращения: 25.07.2022).

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения 25.07.2022).

3. Гафнер В. В. Педагогика безопасности: понятийно-терминологический словарь (основы безопасности жизнедеятельности). Екатеринбург, 2015. 254 с.

4. Шуайбова М. О. Минбулатова И. С. Системный подход к формированию безопасного образа жизни студенческой молодежи // Проблемы современного образования. 2020. № 1. DOI: https://doi.org/10.31862/2218-8711-2020-1-173-180.

5. Лысенко С. В. Факторы психологической устойчивости личности в стрессовых ситуациях // Актуальные проблемы психологии глазами студента: материалы IV Всерос. науч. студенч. конф. (г. Тамбов, 19.11.2008). Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. С. 196-198.

6. Склянова Н. А., Плющ И. В., Шелегин Н. Н. Современные тенденции развития курса «Основы безопасности жизнедеятельности» // Сибирский учитель. 2009. № 4. С. 10-14.

7. Сорокина Л. А. О состоянии готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни // Образование и наука: Известия УРО РАО. 2010. № 6 (74). С. 49-58.

8. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12.08.2020 № 988. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело» (с изм. и доп.). URL: https://base.garant.ru/74566342/ (дата обращения: 25.07.2022).

9. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 25.07.2022).

References

1. Federalnyy zakon ot 29.12.2012 No. 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii". Redaktsiya ot 30.12.2021 (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.03.2022). Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146342/1aba38a9cf007a1c6b32071fc6f9a0d37c81 e76d/ (accessed: 25.07.2022).

2. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 13.06.1996 No. 63-FZ (red. ot 14.07.2022, s izm. ot 18.07.2022) (s izm. i dop., vstup. v silu s 25.07.2022). Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (accessed: 25.07.2022).

3. Gafner V. V. Pedagogika bezopasnosti: ponyatiyno-terminologicheskiy slovar (osnovy bezopasnosti zhiznedeyatelnosti). Ekaterinburg, 2015. 254 p.

4. Shuaybova M. O. Minbulatova I. S. Sistemnyy podkhod k formirovaniyu bezopasnogo obraza zhizni studencheskoy molodezhi. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2020, No. 1. DOI: https://doi.org/10.31862/2218-8711-2020-1-173-180.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Lysenko S. V. Faktory psikhologicheskoy ustoychivosti lichnosti v stressovykh situatsiyakh. In: Aktualnye problemy psikhologii glazami studenta. Proceedings of the IV All-Russian scientific student conference (Tambov, 19.11.2008). Tambov: TGU im. G. R. Derzhavina, 2008. Pp. 196-198.

6. Sklyanova N. A., Plyushch I. V., Shelegin N. N. Sovremennye tendentsii razvitiya kursa "Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatelnosti". Sibirskiy uchitel. 2009, No. 4, pp. 10-14.

7. Sorokina L. A. O sostoyanii gotovnosti podrostkov k bezopasnomu povedeniyu v povsednevnoy zhizni. Obrazovanie i nauka: Izvestiya URO RAO. 2010, No. 6 (74), pp. 49-58.

8. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya RF ot 12.08.2020 № 988. "Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta vysshego obrazovaniya -spetsialitet po spetsialnosti 31.05.01 Lechebnoe delo" (s izm. i dop.). Available at: https:// base.garant.ru/74566342/ (accessed: 25.07.2022).

9. Federalnyy zakon ot 21.11.2011 No. 323-FZ (red. ot 22.12.2020) "Ob osnovakh okhrany zdorovya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii" (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2021). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (accessed: 25.07.2022).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 1

Статья поступила в редакцию 25.07.2022 The article was received on 25.07.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.