Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ГОТОВНОСТЬ К ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ / ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / SAFE LIFESTYLE / SYSTEM APPROACH / STUDENTS / CULTURE OF SAFE BEHAVIOR / PREPAREDNESS FOR EMERGENCY SITUATIONS / ELEMENTS OF THE SYSTEM / COMPETENCE / ETHNOPEDAGOGICAL APPROACH / EDUCATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шуайбова Меседо Омаровна, Минбулатова Изахат Сайпудиновна

Сохранение здоровья и обеспечение безопасной деятельности в процессе обучения в вузе требует принятия эффективных решений, направленных на продуктивные изменения в образовательной среде, основной целью которой является приобретение студентами знаний, умений и навыков безопасного образа жизни. Целью нашей работы является определение взаимоотношений между компонентами системы формирования безопасного образа жизни студенческой молодежи, выявление ее структуры и функций, постановка задач, направленных на сохранение здоровья и обеспечение безопасности жизнедеятельности студенческой молодежи. Результаты проведенного исследования показывают, что комплексное использование аксиологического, онтологического, философско-социального, медико-биологического, компетентностного, личностно-ориентированного, этнопедагогического и других подходов обеспечивает интеграцию знаний, умений и навыков в области сохранения здоровья и формирования безопасного образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шуайбова Меседо Омаровна, Минбулатова Изахат Сайпудиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM APPROACH TO FORMING A SAFE LIFESTYLE OF STUDENTS

Preserving health and ensuring safe conditions in the process of studying at a university requires the adoption of effective decisions aimed at productive changes in the educational environment, the main purpose of which is the acquisition by students of knowledge, skills and abilities of a safe lifestyle. The aim of our work is to determine the relationship between the components of the system of forming a safe lifestyle for students, identifying its structure and functions, setting goals aimed at maintaining health and ensuring the safety of student life. The results of the study show that the integrated use of axiological, ontological, philosophical- social, biomedical, competency-based, personality-oriented, ethnopedagogicaland other approaches, provides integration of knowledge and skills in the field ofmaintaining health and creating a safe lifestyle.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 355.5:40:681.142.37 ББК 81.411.2:73:68

DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-173-180

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

SYSTEM APPROACH TO FORMING A SAFE LIFESTYLE OF STUDENTS

Шуайбова Меседо Омаровна

Доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф Дагестанского государственного медицинского университета Минздрава РФ, г. Махачкала, кандидат педагогических наук E-mail: mesedo.shuaybova.75@mail.ru

Минбулатова Изахат Сайпудиновна

Старший преподаватель Дагестанского государственного педагогического университета Министерства образования РФ, г. Махачкала, кандидат биологических наук E-mail: mesedo.shuaybova.75@mail.ru

Аннотация. Сохранение здоровья и обеспечение безопасной деятельности в процессе обучения в вузе требует принятия эффективных решений, направленных на продуктивные изменения в образовательной среде, основной целью которой является приобретение студентами знаний, умений и навыков безопасного образа жизни. Целью нашей работы является определение взаимоотношений между компонентами системы

Shuaybova Mesedo O.

Assistant Professor at the Department of Life Safety and Disaster Medicine, Dagestan State Medical University (city of Makhachkala), PhD in Education

E-mail: mesedo.shuaybova.75@mail.ru

Minbulatova Izachat S.

Senior lecturer at Dagestan State Pedagogical University (city of Makhachkala), PhD in Biology E-mail: mesedo.shuaybova.75@mail.ru

Abstract. Preserving health and ensuring safe conditions in the process of studying at a university requires the adoption of effective decisions aimed at productive changes in the educational environment, the main purpose of which is the acquisition by students of knowledge, skills and abilities of a safe lifestyle. The aim of our work is to determine the relationship between the components of the

© Wyaw6oBa M. 0., MnH6yraraBa HI. C., 2020

ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

формирования безопасного образа жизни студенческой молодежи, выявление ее структуры и функций, постановка задач, направленных на сохранение здоровья и обеспечение безопасности жизнедеятельности студенческой молодежи. Результаты проведенного исследования показывают, что комплексное использование аксиологического, онтологического, философско-социального, медико-биологического, компетентностного, личностно-ориентированного, этнопедагогического и других подходов обеспечивает интеграцию знаний, умений и навыков в области сохранения здоровья и формирования безопасного образа жизни.

Ключевые слова: безопасный образ жизни, системный подход, студенческая молодежь, культура безопасного поведения, готовность к чрезвычайным ситуациям, элементы системы, компетенция, этнопедагогический подход, образовательные стандарты.

Современные преобразования в различных сферах нашего общества отражаются на системе образования и требуют разработки и внедрения инноваций в содержание образовательной политики, направленной на повышение качества современного образования, удовлетворение потребностей и интересов, в первую очередь личности, а затем общества и государства [1].

Актуальность проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности находит отражение в официальных документах, в частности: в Конституции РФ, указывающей на необходимость повышения качества и уровня жизни людей, физического, духовного и интеллектуального развития личности; в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где ответственность за сохранение здоровья и обеспечение безопасных условий обучающихся возлагается на должностных лиц образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом образовательных учреждений и другими нормативно-правовыми документами [2; 3].

Следовательно, сохранение здоровья и обеспечение безопасных условий в процессе обучения в вузе требует принятия креативных решений, направленных на продуктивные изменения в образовательной среде, основной целью которой является приобретение студентами знаний, умений и навыков безопасного поведения.

Исходя из вышесказанного, целью нашей работы является определение взаимоотношений между компонентами системы формирования безопасного образа жизни

system of forming a safe lifestyle for students, identifying its structure and functions, setting goals aimed at maintaining health and ensuring the safety of student life. The results of the study show that the integrated use of axiological, ontological, philosophical-social, biomedical, competency-based, personality-oriented, ethnopedagogical and other approaches, provides integration of knowledge and skills in the field of maintaining health and creating a safe lifestyle.

Keywords: safe lifestyle, system approach, students, culture of safe behavior, preparedness for emergency situations, elements of the system, competence, ethno-pedagogical approach, educational standards.

студенческой молодежи, выявление ее структуры и функций, постановка задач, направленных на сохранение здоровья и обеспечение безопасности жизнедеятельности в процессе обучения в вузе.

Следует отметить, что студенческая молодежь, представляя собой активную, динамичную часть общества, является основным звеном мобильности, конкурентоспособности и профессиональной зрелости, в связи с чем обеспечение безопасных и здоровых условий жизнедеятельности в процессе обучения становится одним из важных критериев эффективности деятельности образовательного учреждения.

В связи с этим формирование безопасного образа жизни студенческой молодежи должно осуществляться посредством специальных средств и методов, педагогических технологий, позволяющих планировать, укреплять физическую подготовленность обучающихся, психофизическое состояние, разрабатывать и реализовывать оздоровительные программы, проектировать модели безопасного поведения.

Проведенный анализ социальной, медицинской, психолого-педагогической и другой литературы указывает на наличие разнообразных подходов, применяемых в формировании безопасного образа жизни студенческой молодежи в рамках образовательного процесса высшего учебного заведения, и позволяет нам рассматривать их как систему, состоящую из следующих компонентов: аксиологического, онтологического, философско-социального, медико-биологического, компетентностного, личностно-ориентированного, а также традиционных народных средств и методов педагогики, культурных традиций и ценностей.

Так, аксиологический подход определяет мировоззрение личности и стратегию ее жизни как основополагающие и представлен в работах С. Ф. Анисимова, Л. Н. Когана и др. В научных работах Н. К. Смирнова, О. В. Русака, Л. И. Шершнева, М. О. Шуайбовой важная роль в стимулировании познавательной деятельности студентов отводится ситуативным и ролевым играм [1; 4]. Применение компетентностного подхода при подготовке специалистов рассматриваются в исследованиях Н. П. Абаскаловой, И. А. Зимней и др. [5; 6].

Следовательно, аксиологический подход определяет мировоззрение личности и стратегию его жизни, при этом ценность жизни и здоровья не перестают быть таковыми, если они не осознаются человеком: она может быть и скрытой, то есть латентной.

В течение последнего десятилетия Министерством образования и науки РФ были утверждены образовательные стандарты (ФГОС), предусматривающие разработку учебными заведениями программ дисциплин, на основе предложенных общекультурных и профессиональных компетенций (ОК и ПК), которые должны быть сформированы у студентов в процессе обучения в вузе. Компетентностный подход в сфере образования направлен на преобразование и моделирование результатов образовательного процесса и предоставление норм качества профессионального образования, являющихся базовыми звеньями в реализации ФГОС ВО [2; 3].

Суть компетентностного подхода выражается в представлении результатов обучения в виде требований к уровню подготовленности по изучаемым дисциплинам не в формате «знать, уметь, владеть», а в виде способности выполнять заданные требования в определенной последовательности, совершенствуя технологию методического обеспечения. Необходимо отметить, что формирование общекультурной компетенции основной образовательной

программы высшего образования (ОК-7) - «способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций», реализуется в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в соответствии с ФГОС ВО по различным направлениям. Знания, умения и навыки, полученные студентами при изучении данной дисциплины, необходимы при обеспечении безопасности жизнедеятельности не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни [2; 3; 7].

Философско-социальный подход к сущности безопасного образа жизни характеризуется как внутренняя активность человека, способствующая совершенствованию духа, интегральный показатель культуры и социальной политики общества [5; 6].

С медико-биологических позиций процесс формирования безопасного образа жизни студенческой молодежи можно обозначить как соблюдение гигиенических условий существования личности, отсутствия вредных привычек, соблюдения норм, правил по сохранению жизни и здоровья.

С позиции онтологического подхода безопасный образ жизни трактуется как понимание человеческого бытия и современное осмысление объективных доминант человеческой телесности.

Личностно-ориентированный подход формирования безопасного образа жизни дает возможность более полной реализации внутренних ресурсов личности на основе взаимопомощи и сотрудничества субъектов образовательно-воспитательного процесса. Образование, построенное на идеях личностно-ориентированного подхода, «не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и развития личностных функций преподавателя и обучаемых». При этом культура безопасного поведения является условием самосовершенствования личности и результатом оздоровления.

По мнению Г. Н. Волкова, этнопедагогический подход обеспечивает усвоение опыта по сохранению здоровья и ведению безопасного образа жизни на базе общечеловеческой, государственной, региональной и национальной культуры, основанный на осознании принадлежности человека к определенной культуре и принятии ее ценностей [8]. В связи с этим особая роль принадлежит системе этнопедагогических ценностей, ориентированных на закладку основ безопасного поведения и подготовку молодежи к современной жизни.

Формирование безопасного образа жизни средствами этнопедагогики является многогранным, целенаправленным, непрерывным, последовательным, педагогически организованным процессом освоения нравственных и эстетических ценностей народной культуры, позволяющим студенту раскрывать резервные возможности человека и формировать навыки поведения в критических ситуациях [7; 8].

Таким образом, «безопасный образ жизни» мы рассматриваем как нормы и правила поведения человека, отражающие систему его приоритетов, ценностей и представлений, направленных на сохранение жизни и здоровья, гармоничные отношения с окружающей природной и социальной средой.

Сущность системного подхода при формировании безопасного образа жизни заключается в представлении его в виде открытой динамической системы, в основе которой

лежит взаимодействие человека со средой обитания, где происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации. По мнению Ю. Н. Куражковского, это происходит в соответствии с законом сохранения жизни: «Жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации».

По логике нашего исследования, при реализации системного подхода к формированию безопасного образа жизни студенческой молодежи нами были намечены следующие этапы:

• диагностика и коррекция ценностных ориентаций студенческой молодежи;

• повышение мотивации в области сохранения здоровья и ведения безопасного образа жизни;

• использование нестандартных решений в экстремальных ситуациях, направленных на обеспечение безопасности жизнедеятельности;

• самоанализ и самооценка готовности личности к действиям в критических ситуациях.

В рамках нашего исследования для определения исходного состояния готовности студентов к ведению безопасной жизнедеятельности применялись методы опроса, анкетирования, тестирования, дискуссии. В ходе первого этапа нами был диагностирован исходный уровень знаний, умений и навыков студентов в области сохранения здоровья и ведения безопасного образа жизни.

Для выявления критериев, влияющих на качество жизни студенческой молодежи, нами был использован опросник качества жизни (версия ВОЗ - Quality of Life Index, Мин-несотский опросник качества жизни), где представлены различные аспекты, влияющие на качество жизни: оценка респондентами своего образа жизни, социального статуса, материального положения, важность ведения безопасного образа жизни, доступность образования и медицинской помощи.

Так, согласно полученным результатам, среди ценностных критериев наиболее значимыми для 68,8% респондентов оказалось материальное положение и заняло первое место, а важность ведения безопасного образа жизни оказалась всего лишь на седьмой позиции из десяти предоставленных.

В эксперименте принимали участие 210 студентов, обучающихся на 2-м курсе стоматологического факультета Дагестанского государственного медицинского университета. Согласно обработанным анкетам, характеризующим уровень знаний и готовности к экстремальным ситуациям, практически 88,3% студентов не имеют представления о содержании безопасного образа жизни, адекватно и последовательно действовать в различных чрезвычайных ситуациях могут в среднем только 13,3% опрошенных.

Как известно, своевременно и правильно оказанная первая помощь в критических ситуациях спасает жизнь пострадавшему и предупреждает развитие неблагоприятных исходов. Проведенное нами анкетирование показало - навыками оказания первой помощи овладели всего лишь 13,3% обучающихся, что послужило основанием для проведения проблемных и игровых занятий с имитацией различных видов несчастных случаев. Данные, полученные в конце эксперимента, указывают на значительный положительный сдвиг: навыками оказания первой помощи овладели 21,5% (таблица).

Исходя из полученных данных, второй этап нашего исследования был направлен на повышение мотивации в области сохранения здоровья и ведения безопасного образа жизни, с использованием нестандартных решений в экстремальных ситуациях, для чего студентам экспериментальной группы было предложено участие в научном кружке по безопасности жизнедеятельности, где мы попытались внедрить разные подходы (личност-но-ориентированный, этнопедагогический, компетентностный) с целью повышения уровня готовности в экстремальных ситуациях.

Необходимо отметить, что в рамках работы студенческого научного кружка, который ведется на кафедре безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф ДГМУ, важную роль мы отводили использованию этнопедагогического элемента, поскольку он дает возможность студенту эффективно решать поставленные вопросы на основе учета многовекового опыта культурных традиций, норм, ценностей, в результате которого формируются такие качества личности, как рациональное отношение к природе, ответственность за свое здоровье и безопасность, нравственность, трудолюбие и др.

Следовательно, по нашему мнению, привлечение студенческой молодежи к определенной национальной культуре (национальные праздники, танцы и др.), под воздействием которой происходит формирование личности, выступает как потенциал развития культуры здоровья и безопасного поведения.

Результаты третьего этапа, включающего самоанализ и самооценку готовности личности к действиям в критических ситуациях, показывают на положительную динамику результатов. В частности, мотивация ведения безопасного образа жизни в экспериментальной группе возросла от 15,5% до 21,4%, а в контрольной группе результаты остались неизменными. Правильный алгоритм действий в ЧС могут составить 19,9% респондентов в экспериментальной группе, что на 6,6% выше, чем наблюдалось в начале эксперимента (см. таблицу).

Таким образом, поскольку все компоненты и процессы в системе «человек - среда обитания» взаимосвязаны, комплексное использование аксиологического, онтологического, философско-социального, медико-биологического, компетентностного, личностно-ориентированного, этнопедагогического подходов обеспечит интеграцию знаний, умений и навыков в области сохранения здоровья и формирования безопасного образа жизни.

Таблица

Готовность личности к экстремальным ситуациям (в %)

№ пп Критерии готовности Контрольная группа Экспериментальная группа

начало экс. конец экс. начало экс. конец экс.

1 Идентификация опасностей 11,4 13,7 11,5 17,7

2 Алгоритм действий в различных ЧС 13,2 15,1 13,3 19,9

3 Мотивация ведения безопасного образа жизни 15,5 17,4 15,9 21,4

4 Физическая подготовленность 18,2 19,3 17,8 19,5

5 Оказание первой помощи 13,3 17,7 12,6 21,5

Список литературы

1. Шуайбова М. О. Реализация компетентностного подхода при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в системе высшего образования // Вестн. Челябинского гос. пед. ун-та. 2017. № 4. С. 107-112.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт ВО по специальности «Лечебное дело» от 9 февраля 2016 г., № 95, зарег. в Министерстве юстиции РФ от 01.03. 2016 года за № 41276.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012, № 273-Ф3.

4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2005. 320 с.

5. Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз»: моногр. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2001. 316 с.

6. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 480 с.

7. Инновационные технологии здоровье сохраняющего развития человека: учеб.-метод. пособие под общ. ред. акад. РАН В. И. Жукова. 2-е изд., доп. и пер. М.: Гном и Д, 2008. 296 с.

8. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учебник для студентов средн. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1999. 168 с.

9. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. 240 с.

10. Шуайбова М. О. Проектно-преобразовательная деятельность как средство формирования безопасного поведения и здорового образа жизни студентов в образовательной среде вуза // Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтуайск, 2018. № 6 (73). С. 343-346.

References

1. Shuaybova M. O. Realizatsiya kompetentnostnogo podkhoda pri izuchenii dist-sipliny "Bezopasnost zhiznedeyatelnosti" v sisteme vysshego obrazovaniya. Vestn. Chelyabinskogo gos. ped. un-ta. 2017, No. 4, pp. 107-112.

2. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart VO po spetsialnosti "Lecheb-noe delo" ot 9 Feb. 2016, No. 95, zareg. v Ministerstve yustitsii RF ot 01.03.2016 za No. 41276.

3. Federalnyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" (ot 29 Dec 2012, No. 273-FZ.

4. Smirnov N. K. Zdorovyesberegayushchie obrazovatelnye tekhnologii i psikhologiya zdorovya v shkole. Moscow: ARKTI, 2005. 320 p.

5. Abaskalova N. P. Sistemnyy podkhod v formirovanii zdorovogo obraza zhizni sub»ektov obra-zovatelnogo protsessa "shkola-vuz": monogr. Novosibirsk: Izd. NGPU, 2001. 316 p.

6. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psikhologiya: ucheb. posobie. Rostov n/D.: Feniks, 1997. 480 p.

7. Zhukov V. I. (ed.) Innovatsionnye tekhnologii zdorovye sokhranyayushchego razvitiya che-loveka: ucheb.-metod. posobie. Moscow: Gnom i D, 2008. 296 p.

8. Volkov G. N. Etnopedagogika: uchebnik dlya studentov sredn. i vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. Moscow: Akademiya, 1999. 168 p.

9. Bezrukikh M. M. Zdorovyesberegayushchaya shkola. Moscow: Moskovskiy psikhologo-sotsialnyy institut, 2004. 240 p.

10. Shuaybova M. O. Proektno-preobrazovatelnaya deyatelnost kak sredstvo formirovani-ya bezopasnogo povedeniya i zdorovogo obraza zhizni studentov v obrazovatelnoy srede vuza. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. Gorno-Altaysk, 2018, No. 6 (73), pp. 343346.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2020, № 1

Статья поступила в редакцию 09.08.2019 The article was received on 09.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.