Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

РОЛЬ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
143
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шуайбова М.О., Минбулатова И. С.

В настоящей статье изучены нормативно-правовые и официальные документы, влияющие на формирование правовой культуры в области безопасного и здорового образа жизни студенческой молодежи. С увеличением частоты проявлений опасностей различного характера, а также отсутствием навыков правильного поведения в различных чрезвычайных ситуациях, неблагоприятным оказывается тот факт, что у большинства современной студенческой молодежи уровень правовой культуры не соответствуют требованиям времени и образовательным стандартам. Решение данной проблемы видится в целенаправленном повышении уровня правовой культуры студенческой молодежи, способствующей формированию здорового и безопасного образа жизни, повышению социальной активности личности, способной грамотно строить безопасные взаимоотношения с обществом, государством и другими людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шуайбова М.О., Минбулатова И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF LEGAL CULTURE IN THE FORMATION OF A HEALTHY AND SAFE LIFESTYLE OF STUDENTS

This article examines the regulatory and official documents that influence the formation of the legal culture in the field of safe and healthy lifestyle of students. With increase in the frequency of manifestations of various types of hazards, as well as the lack of skills for correct behavior in various emergencies, the fact that the majority of modern students have level of legal culture that does not meet the requirements of the time and educational standards is unfavorable. The solution to this problem is seen in the purposeful increase in the level of legal culture of students, contributing to the formation of a healthy and safe lifestyle, increasing the social activity of the individual, who is able to competently build up safe relationships with society, the state and other people

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

нии готовности сотрудников ОВД России к служебно-оперативной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вашкевич Н.Н. Сущность понятия «педагогические условия» в специальной научной литературе / Н.Н. Вашкевич, Н.В. Бычкова // Эстетическое образование : традиции и современность. Материалы V Международной студенческой научно-практической конференции : Минск, 2017. - URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/36928 (дата обращения: 10.02.2021).

2. Ипполитова Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н.В. Ипполитова, Н.С. Стерхова // Общее и профессиональное образование. - 2012. - № 1. - С. 8-14.

3. Купцов А.П. О создании единой классификации, систематики и терминологии техники спортивной борьбы / А. П. Купцов // Теория и практика физической культуры. -1975. - № 7. - С. 56-61.

4. Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 // ГАРАНТ.РУ : [справочно-правовая система]. - [сайт]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71647620/ (дата обращения 18 февраля 2021 г.)

5. О внесении изменений в приказы МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 и от 23 ноября 2017 г. № 880 : лриказ МВД России от 27 июля 2020 г. № 522 // НПА [нормативно-правовые акты]. -[сайт]. - URL: https://bazanpa.ru/mvd-rossii-prikaz-n522-ot27072020-h4905038/ (дата обращения 18 февраля 2021 г.)

6. Чехранов Ю.В. Приемы борьбы как спортивный компонент физической подготовки курсантов вузов МВД России : учебно-методическое пособие / Ю.В. Чехранов, В. Л. Дементьев. -Москва : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015. - 70 с.

7. Чумаков Е.М. Сто уроков самбо / Е.М. Чумаков [под ред. С. Е. Табакова]. - Москва : Физкультура и спорт, 2002. - 448 с.

REFERENCES

1. Vashkevich, N.N. and Bychkova N.V. (2017), "The essence of the concept of "pedagogical conditions" in special scientific literature", Aesthetic education: traditions and modernity. Materials of V student scientific and practical conference, Minsk, available at: http://elib.bspu.by/handle/doc/36928 (accessed 10 February 2021).

2. Ippolitova, N.V. and Sterkhova N.S. (2012), "Analysis of the concept of «pedagogical conditions»: essence, classification", General and Professional Education, No. 1, pp. 8-14.

3. Kuptsov, A.P. (1975), "On the creation of a unified classification, taxonomy and terminology, techniques of wrestling", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 56-61.

4. The order of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of 01.07.2017 N 450 "About the statement of the Manual on the organization of physical training in law-enforcement bodies of the Russian Federation", available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71647620/ (accessed 18 February 2021).

5. The order of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of 27.07.2020 N 522 "On Amendments to Orders of the Ministry of Internal Affairs of Russia of 01.07.2017 N 450 and of 23.11.2017 N 880", available at: https://bazanpa.ru/mvd-rossii-prikaz-n522-ot27072020-h4905038/ (accessed 18 February 2021).

6. Chekhranov, J.V. and Dementiev V.L. (2015), Wrestling as an athletic component of physical training of cadets of educational institutions of the MIA of Russia: textbook, Moscow.

7. Chumakov, E.M. (2002), One hundred lessons of sambo, Fizkultura i sport, Moscow.

Контактная информация: Shilakinv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.04.2021

УДК 378

РОЛЬ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Меседо Омаровна Шуайбова, кандидат педагогических наук, доцент, Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала; Изахат Сайпудиновна Минбу-

латова, кандидат биологических наук, старший преподаватель Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала

Аннотация

В настоящей статье изучены нормативно-правовые и официальные документы, влияющие на формирование правовой культуры в области безопасного и здорового образа жизни студенческой молодежи. С увеличением частоты проявлений опасностей различного характера, а также отсутствием навыков правильного поведения в различных чрезвычайных ситуациях, неблагоприятным оказывается тот факт, что у большинства современной студенческой молодежи уровень правовой культуры не соответствуют требованиям времени и образовательным стандартам. Решение данной проблемы видится в целенаправленном повышении уровня правовой культуры студенческой молодежи, способствующей формированию здорового и безопасного образа жизни, повышению социальной активности личности, способной грамотно строить безопасные взаимоотношения с обществом, государством и другими людьми.

Ключевые слова: студенческая молодежь, образовательная среда, правовая культура, уровень сформированности, правовое сознание, безопасность личности, здоровый образ жизни, безопасное поведение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p454-460

ROLE OF LEGAL CULTURE IN THE FORMATION OF A HEALTHY AND SAFE

LIFESTYLE OF STUDENTS Mesedo Omarovna Shuaybova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dagestan State Medical University Makhachkala; Izachat Saypudihovna Minbulatova, the candidate of biological sciences, senior teacher, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala

Abstract

This article examines the regulatory and official documents that influence the formation of the legal culture in the field of safe and healthy lifestyle of students. With increase in the frequency of manifestations of various types of hazards, as well as the lack of skills for correct behavior in various emergencies, the fact that the majority of modern students have level of legal culture that does not meet the requirements of the time and educational standards is unfavorable. The solution to this problem is seen in the purposeful increase in the level of legal culture of students, contributing to the formation of a healthy and safe lifestyle, increasing the social activity of the individual, who is able to competently build up safe relationships with society, the state and other people

Keywords: student youth, educational environment, legal culture, level of education, legal consciousness, personal safety, healthy lifestyle, safe behavior.

Сохранение здоровья и обеспечение безопасной деятельности в процессе обучения в вузе требует принятия эффективных решений, направленных на продуктивные изменения в образовательной среде, основной целью которой является приобретение студентами знаний, умений и навыков безопасного и здорового образа жизни.

В связи с увеличением частоты проявлений опасностей различного характера, а также отсутствием навыков правильного поведения в различных чрезвычайных ситуациях, актуализируют проблему изучения представлений студенческой молодежи о безопасности, регулирования вопросов формирования правового сознания и ответственного отношения к вопросам сохранения личного здоровья и готовности к безопасной жизнедеятельности.

В создавшейся ситуации неблагоприятным оказывается тот факт, что у большинства современной студенческой молодежи наблюдается уровень правовой культуры, не соответствующий требованиям времени и образовательным стандартам. Решение данной проблемы видится в целенаправленном повышении уровня правовой культуры студенческой молодежи, способствующей формированию здорового и безопасного образа жизни,

повышению социальной активности личности, способной грамотно строить безопасные взаимоотношения с обществом, государством и другими людьми.

Актуальность проблемы обеспечения безопасного и здорового образа жизни находит отражение в официальных документах, в частности: в Конституции РФ, указывающей на необходимость повышения качества и уровня жизни людей; физическое, духовное и интеллектуальное развитие личности и т.д.; Федеральном законе РФ «Об образовании» (ст.41) от 29.12. 2013 г. №273, где ответственность за сохранение здоровья и обеспечение безопасных условий обучающихся возлагается на должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом ОУ»; ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст.18) устанавливает правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан [5, 6].

В Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351, сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового и безопасного образа жизни рассматриваются в качестве приоритетных задач демографической политики государства.

Необходимо также отметить, что в федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», утвержденная постановлением Правительства РФ от 3 октября 2013 г. N 864, подчеркивается роль образовательных учреждений в обучении детей и подростков правилам дорожного движения и формированию навыков безопасного поведения на дорогах и в общественном транспорте.

Конституционные положения о безопасности личности, государства и общества реализуются в ряде федеральных законов. Так в ФЗ РФ «О безопасности» (ст.7) определены основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности личности, общества и государства и оговорены неприкосновенность прав и свобод граждан. При этом не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом [4].

В соответствии с Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", обеспечение экологической безопасности является актуальным направлением деятельности государства и общества. А в Федеральном законе РФ «Об охране окружающей среды» определены основные принципы охраны окружающей среды, с соблюдением прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека [3, 4, 6].

Особое место в правовом обеспечении безопасности жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, занимает принятый Федеральным законом Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ «Уголовный кодекс Российской Федерации». Он содержит статьи, предусматривающие уголовную ответственность за нарушение прав граждан в области безопасности охраны труда и здоровья, а также ответственность за загрязнение среды обитания человека. В частности: УК РФ статья 237 «Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды»; УК РФ статья 125 «Оставление в опасности» и др.) [2].

Правовую основу системы безопасности в образовательных учреждениях составляют: Конституция РФ; Федеральные законы «Об образовании», «О борьбе с терроризмом», «О пожарной безопасности», «О милиции», «Об оружии», «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и др., Трудовой, Гражданский, Уголовный, Уголовно -процессуальный и иные кодексы РФ, а также указы, распоряжения и послания Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты субъектов РФ, решения, постановления, приказы, положения и иные документы, регулирующие вопросы безопасности.

В рамках реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики, созданный «Совет при Президенте Российской Федерации», рекомендуют реа-лизовывать такие национальные проекты как: «Здоровье», «Дети России» и др., в целях усиления профилактической деятельности, направленной на формирование у населения культуры здоровья и безопасного образа жизни; повышение мотивации к сохранению своего здоровья; снижение числа подростков, ведущих девиантный образ жизни; принятие на государственном уровне мер по развитию физической культуры и спорта, создание благоприятных репродуктивных условий, способствующих росту рождаемости здоровых детей, повышение престижа семьи; а также обеспечение и высокой доступности медико-социальной помощи.

Таким образом, в современном обществе правовая культура выступает важнейшим компонентом общей культуры человека. В концепции модернизации в качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, нести личную ответственность, как за собственную безопасность, так и за безопасность общества и государства. В связи с чем, важными целями образования должны стать формирование высокого уровня правовой культуры, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства, умение отстаивать свои права.

По мнению В.И. Каминской и А.Р. Ратинова правовая культура представляет собой систему элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражения в сознании и поведении людей.

При определении критериев правовой культуры в области здорового и безопасного образа жизни, мы опирались на классификацию средств педагогической диагностики В.Н. Мошкина. При этом в качестве критериев оценки автор называет параметры, в которых отражаются результаты анализа правовой деятельности студентов, оценки уровня их готовности к реализации норм права и сформированности компонентов культуры безопасного и здорового образа жизни [1].

В совершенствовании системы правового образования, необходимо направлять возможности образовательных учреждений на формирование демократической правовой культуры личности, основанной на усвоении нравственно-правовых ценностей и принципов, отказе от прагматического подхода и преодолении правового нигилизма.

Как известно, процесс формирования правовой культуры строится в соответствии с интеллектуальным, эмоционально-ценностным и практическим компонентами. Исходя из этого, правовая культура рассматривается нами как совокупность правовых знаний, умений, нравственно-правовых ценностных ориентаций личности, реализуемых в жизнедеятельности человека, исполнение требований права и социально-активная позиция личности в правоохранительной деятельности [1].

Цель нашего исследования заключается в повышения уровня правовой культуры у студентов в области здорового и безопасного образа жизни, оказания первой помощи в экстремальных ситуациях, повышения эмоциональной устойчивости и т.д. В эксперименте принимали участие студенты, обучающиеся на первом и втором курсах Дагестанского государственного медицинского университета в начале и в конце учебного года. Общее количество студентов с разных факультетов составило 423 человек, в контрольной группе - 211 испытуемых, в экспериментальной - 212.

Для определения базовой правовой культуры студентов в области здоровьесбере-жения и поведения в различных опасных ситуациях, было проведено исследование, с применением методов опроса, анкетирования, тестирования, дискуссии, в ходе которого нами был выявлен исходный уровень знаний, умений и навыков и выделены три группы уровней сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни студентов: высокий, средний и низкий. Согласно полученным данным, практически 82,7% студентов не имеют представления о содержании нормативно-правовой базы в области здорового

образа жизни и безопасности жизнедеятельности. Из них грамотно и рационально действовать в различных опасных ситуациях умеют всего лишь 15,3% опрошенных.

Согласно использованному нами опроснику качества жизни (версия ВОЗ - Quality of Life Index, Миннесотский опросник качества жизни), при выборе критериев, влияющих на качество жизни, 67,9% респондентов указали важность ведения здорового и безопасного образа жизни на седьмой позиции из десяти предоставленных, после материального положения, социального статуса, доступности образования и медицинской помощи и др., что послужило основанием для проведения дополнительных занятий в рамках работы студенческого научного кружка кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф ДГМУ

Таким образом, в рамках первого этапа исследования, нами были выявлены высокий, средний и низкий уровни сформированности правовой культуры обучаемых в области здорового и безопасного образа жизни и сформированы контрольная и экспериментальная группы.

В группу с высоким уровнем сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни были определены исследуемые с ответственным отношением к сохранению собственного здоровья и жизни, а также окружающих, повышенным интересом и мотивацией к изучению вопросов здорового и безопасного образа жизни. У них сформирован комплекс умений и навыков продуктивной деятельности в сфере формирования здорового и безопасного образа жизни, способность к творческой и научно-исследовательской деятельности в этой области.

У респондентов со средним уровнем сформированности, ценности здорового и безопасного образа жизни располагаются наряду с такими ценностями как, ответственное отношение к своему здоровью и жизни, а забота об окружающих проявляется не всегда. Мотивация к ведению безопасного и здорового образа жизни в основном носит прагматический характер. К научно-исследовательским, познавательным вопросам формирования здорового и безопасного образа жизни, не проявляет повышенного интереса.

Низкий уровень сформированности культуры здоровья и безопасного образа жизни, отмечается у студентов с преобладанием ситуативного интереса к проблемам здорового образа жизни. У них выявляются фрагментарные знания в области безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения, не развиты самодисциплина, самооценка и др. Студенты данного уровня культуры признают важность проблемы формирования здорового и безопасного образа жизни, но сами не проявляют инициативу в этом процессе.

Таким образом, в экспериментальную группу были определены студенты с высоким уровнем сформированности культуры здоровья и безопасного образа жизни, а в контрольную группу со средним и низким уровнями.

В ходе второго этапа исследования, нами была разработана программа формирования правовой культуры в области здорового и безопасного образа жизни, и реализована в рамках работы научного студенческого кружка кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф ДГМУ

Программа ориентирована на формирование ценностного отношения студентов к собственной жизни и здоровью; расширение кругозора в области нормативно-правовой базы, регулирующей сохранение здоровья и безопасности жизнедеятельности; приобретение знаний, умений и навыков действий в различных критических и чрезвычайных ситуациях. Следовательно, вовлечение студента в работу научного кружка является, по нашему мнению, наиболее эффективной и способствующей повышению адаптации личности, комплексному развитию физических и психических качеств, повышению жизненного тонуса и навыков безопасной повседневной и профессиональной деятельности.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в три этапа, где на первом этапе подбирались участники, проводился опрос и выявление сведений об уровне сфор-мированности правовой культуры безопасного образа жизни, проводились индивидуаль-

ные беседы, отношение к здоровому образу жизни и т.д.

Второй этап включал в себя анализ и учет состояния студентов, принадлежности к определенной группе, создание дружеской атмосферы, способствующей эффективному сотрудничеству, подбор наиболее эффективных условий, методов, средств формирования культуры безопасного и здорового образа жизни.

Третий этап исследования ставил перед собой цель определения динамики изменения уровней сформированности культуры здоровья и безопасного образа жизни.

Следует отметить, что дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» реализуемая в рамках ФГОС ВО по различным направлениям подготовки (специальностей), также способствует освоению компетенций направленных на формирование знаний, умений и навыков, позволяющих подготовить студентов к упреждающим комплексным действиям по защите жизни и здоровья от опасностей природного, техногенного, социального и др. характера.

Для оценки уровня правовой культуры в области безопасного и здорового образа жизни были выделены следующие компоненты правовой грамотности личности: мотивация к изучению норм права и законов; правовое творчество, правовые ценности; готовность к соблюдению правовых норм; правовая самоподготовка; самоконтроль за соблюдением правовых норм. При этом компоненты представляют собой признаки, на основании которых осуществляется оценка того или иного явления, отражающие его специфику и служат идеальным образцом высшего уровня сформированности личностного свойства. Эксперимент, проведенный в начале учебного года показывает, что мотивация к изучению норм права и законов отмечается в среднем у 20,6% опрошенных, 15,2% испытуемых в экспериментальной группе и 15,6% в контрольной группе знают содержание и суть правовых ценностей. Готовность к соблюдению правовых норм отмечается всего лишь у 17,5% респондентов (таблица 1).

Таблица 1 - Сформированность правовой культуры студентов в области здорового и безопасного образа жизни___

№ п/п Компоненты правовой культуры в% Экспериментальная группа Контрольная группа

начало уч. года конец уч. года начало уч. года конец уч. года

1 Мотивация к изучению норм права и законов 20,6 21,7 20,5 23,1

2 Правовые ценности 15,2 15,9 15,6 19,3

3 Готовность к соблюдению правовых норм 17,5 18,3 17,9 21,4

4 Правовое творчество 28,4 24,3 27,4 29,7

5 Самоконтроль за соблюдением правовых норм. 18,3 19,8 18,6 21,5

Результаты, полученные в конце учебного года в контрольной группе, выявили увеличение числа респондентов с высоким уровнем мотивации изучению норм права и законов с 20.5% до 23,1%, также повысился показатель правовых ценностей до 19, 3%. Необходимость соблюдения правовых норм признают 21,4% студентов в контрольной группе и с 18,3% в экспериментальной. Из представленных материалов видно, что сфор-мированность компонентов правовой культуры студентов в экспериментальной и контрольной группах в начале эксперимента находится примерно на одинаковых уровнях. На заключительном этапе исследования результаты эксперимента в контрольной группе значительно возросли по сравнению с экспериментальной.

Таким образом, полученные данные (таблица 1) позволяют измерить и сопоставить степень сформированности правовой культуры студентов и демонстрируют, что большая часть респондентов к концу исследования обладают средним и высоким уровнем правовой культуры, а количество участников эксперимента с низким уровнем отмечают необходимость повышения своей грамотности в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности и совершенствования правового регулирования вопросов сохранения жизни и здоровья не только в экстремальных условиях, но и в повседневной и профессиональной деятельности, а также целях успешной реализации намеченных жизненных планов.

Следовательно, проведенная диагностика правовой культуры в области безопасного и здорового образа жизни свидетельствует о положительной динамике уровня, ее сформированное™ у студентов, а результаты экспериментального исследования показали, что применение комплекса критериев оценки правовой культуры студентов способствует формированию безопасного и здорового образа жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мошкин, В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников : дис. ... д-ра пед. наук / Мошкин Владимир Николаевич. - Барнаул, 2004.-369 с.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-Ф3: с изм. от 08.04.2021 г. // Консультант Плюс: [сайт].- URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 16.04.2021).

3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // КонсультантПлюс : [справочно-правовая система]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения: 16.04.2021).

4. О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ // КонсультантПлюс : [справочно-правовая система]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения: 16.04.2021).

5. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ: с изм. на 26 июля 2019 г. // КонсультантПлюс : [справочно-правовая система]. - URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 16.04.2021).

6. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ: с изм. и доп., на 01.01.2021 г. // КонсультантПлюс : [справочно-правовая система]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 16.04.2021).

7. Шуайбова, М.О. Условия формирования личности безопасного типа поведения / М.О. Шуайбова, И.А. Алимова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. -2018.- № 4.- С. 92-98.

8. Шуайбова, М.О. Игровые методы обучения здоровому и безопасному образу жизни студенческой молодёжи / М.О. Шуайбова, И.С. Минбулатова, Р.В. Магомедов // Мир науки, культуры, образования. - 2016.- № 3 (58). -С. 196-199.

REFERENCES

1. Moshkin, V.N. (2004), Education of a culture of safety of schoolchildren, dissertation, Barnaul.

2. The Criminal Code of the Russian Federation (2020), from 13.06.1996, N 63-FZ, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (date of access: 04/16/2021).

3. Decree of the President of the Russian Federation (2015) "On the National Security Strategy of the Russian Federation" №э. 683, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (date of access: 04/16/2021).

4. Federal Law (2010), "On Security", Ш. 390-FZ, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (date of access: 04/16/2021).

5. Federal Law (2012), "On Education in the Russian Federation" (with amendments and additions), №>. 273-FZ, available at: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_140174/ (date of access: 04/16/2021).

6. Federal Law (2011), "On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation" №э. 323-FZ. -Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (date of access: 04/16/2021).

7. Shuaibova, M.O. and Alimova, I.A. (2018), "Conditions for the formation of a person of a safe type of behavior", Bulletin of the Dagestan State Pedagogical University, Psychological and pedagogical sciences, Vol. 12 No. 4, pp. 92-98.

8. Shuaibova, M.O. Minbulatova, I.S. and Magomedov R.V. (2016), "Game methods of teaching a healthy and safe lifestyle for student youth", The world of science, culture, education, No. 3 (58), pp. 196-199.

Контактная информация: mesedo.shuaybova.75@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.04.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.