Научная статья на тему 'СУЩЕСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ИЗУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ'

СУЩЕСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ИЗУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
разделить / первую / вторую / третью / элементарное / соотношение / существенные.

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Гулматов Махмадали Давлаталиевич, Давлатов Толкун, Мавлонов Сулаймон Гулмахмадович, Зарифов Мухаммаддовуд Джамшедович

Авторы в своей статье приводить некоторые способы решения текстовых задач на основе существенные вопросы математики и их применения в изучение математики начальных классах. Мы изучаем зависимости в простых математических задачах начальных классов, делим их на несколько группы и показываем, на каком основании мы ведем себя таким образом с конкретными задачами. В каждой задаче первой группы дано некоторое элементарное соотношение, описывающее основные операции, соответствующие арифметическим действиям и их решениями. Эти элементарные зависимости простых математических задач, входящие в первую, вторую и третью группу, можно разделить их на группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Гулматов Махмадали Давлаталиевич, Давлатов Толкун, Мавлонов Сулаймон Гулмахмадович, Зарифов Мухаммаддовуд Джамшедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУЩЕСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ИЗУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

СУЩЕСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ИЗУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

ГУЛМАТОВ МАХМАДАЛИ ДАВЛАТАЛИЕВИЧ

кандидат исторических наук, доцент кафедры естественных и математических наук и методики их преподавания Кулябского государственного университета имени Абуабдуллох

Рудаки

ДАВЛАТОВ ТОЛКУН

Старший преподаватель кафедры естественно-математические науки и методика их преподавания Кулябского государственного университета имени Абуабдуллох Рудаки

МАВЛОНОВ СУЛАЙМОН ГУЛМАХМАДОВИЧ

Старший преподаватель кафедры естественно-математические науки и методика их преподавания Кулябского государственного университета имени Абуабдуллох Рудаки

ЗАРИФОВ МУХАММАДДОВУД ДЖАМШЕДОВИЧ

ассистент кафедры естественно-математические науки и методика их преподавания Кулябского государственного университета имени Абуабдуллох Рудаки

Аннотация: Авторы в своей статье приводить некоторые способы решения текстовых задач на основе существенные вопросы математики и их применения в изучение математики начальных классах. Мы изучаем зависимости в простых математических задачах начальных классов, делим их на несколько группы и показываем, на каком основании мы ведем себя таким образом с конкретными задачами.

В каждой задаче первой группы дано некоторое элементарное соотношение, описывающее основные операции, соответствующие арифметическим действиям и их решениями. Эти элементарные зависимости простых математических задач, входящие в первую, вторую и третью группу, можно разделить их на группы.

Ключевые слова: разделить, первую, вторую, третью, элементарное, соотношение, существенные.

GULMATOV MAKHMADALI DAVLATALIEVICH

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Natural and Mathematical Sciences and Methods of Teaching Them, Kulyab State University named after

Abuabdulloh Rudaki

DAVLATOV TOLKUN

Senior Lecturer of the Department of Natural and Mathematical Sciences and Methods of Teaching Them, Kulyab State University named after Abuabdulloh Rudaki

MAVLONOV SULAIMON GULMAKHMADOVICH

Senior Lecturer of the Department of Natural and Mathematical Sciences and Methods of Teaching Them, Kulyab State University named after Abuabdulloh Rudaki

ZARIFOV MUHAMMADDOVUD DZHAMSHEDOVICH

Assistant of the Department of Natural and Mathematical Sciences and Methods of Their Teaching, Kulyab State University named after Abuabdulloh Rudaki

Annotation: The authors in their article provide some ways to solve text problems based on essential questions of mathematics and their application in the study of mathematics in elementary

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

16 О

grades. We study the dependencies in simple mathematical problems of elementary grades, divide them into several groups and show on what basis we behave in this way with specific problems.

In each problem of the first group, some elementary relationship is given, describing the basic operations corresponding to arithmetic operations and their solutions. These elementary dependencies of simple mathematical problems, included in the first, second and third groups, can be divided into groups.

Key words: divide, first, second, third, elementary, relationship, essential.

Решение задач - одна из неотъемлемых частей курса математики в начальной школе. Текстовые задачи - это материалы, знакомящие читателя с новыми понятиями и закладывающие основу для развития математических навыков. Простые задачи играют очень важную роль в изучении математики. С помощью простых задач у детей формируется одно из основных понятий математики, понятие об арифметических действиях и ряд других понятий. Умение решать простые задачи у детей является уровнем подготовки к решению сложных задач, поскольку они приучены к решению простых задач. В процессе решения простых задач начинается первоначальное знакомство с задачей и ее частями[1, с. 45-58].

В связи с решением простых задач дети также учатся работать с задачами основными способами.

На начальном этапе ознакомления детей с простыми вопросами перед педагогом возникает одновременно несколько важных задач.

В сознании детей должны быть усилены вторичные сигналы об определенных понятиях, входящих в задачу.

Умение видеть заданные числа и находить нужное число в задаче.

Теперь разделим зависимости простых математических задач в начальных классах на три группы:

Первая группа простых математических задач в начальных классах.

Мы изучаем зависимости в простых математических задачах начальных классов, делим их на три большие группы и показываем, на каком основании мы ведем себя таким образом с конкретными задачами[2, с. 65-68].

В каждой задаче первой группы дано некоторое элементарное соотношение, описывающее основные операции, соответствующие арифметическим действиям.

Понятно, что эти элементарные зависимости простых математических задач, входящие в первую группу, можно разделить на три основных типа.

В первой группе простых математических задач первого типа даны зависимости, выражающиеся операциями сложения.

Задача: В вазе 6 красных и 9 белых цветов. Сколько цветов в вазе?

В этой задаче задействована одна величина — количество цветов, и она задается тремя значениями: количество красных цветов (6), количество белых цветов (9) и общее количество цветов в ваза (стоимость неизвестна). Между этими тремя значениями дано большое, согласно условиям задачи, значение, показывающее операцию соединения красного и белого цветов в вазе[3, с. 86-89].

Здесь мы определяем искомую величину, исходя из зависимости, заявленной в условии задачи, как произведение суммы известных значений величины.

Оказалось, что желаемое количество цветов в вазе равно 6+9=15 (штук).

Задача: На пастбище всего 18 животных, из них 8 овец, остальные козы. Сколько коз на пастбище?

В этой задаче задана такая же зависимость одновременности работы. Разница лишь в том, что искомое значение и величина, встречающиеся в этом вопросе (количество коз на пастбище), не состоят из результата этой операции, а представляют собой один из агрегатов.

Следовательно, задача решается не сложением, а вычитанием. 18-8=10 (штук) коз.

Второй тип простых математических задач первой группы в начальных классах.

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

В первой группе простых математических задач второго типа приведены зависимости, отражающие операцию вычитания.

Задача: Во фруктовый магазин привезли 960 кг яблок. В конце дня осталось 240 кг яблок, сколько килограммов яблок они продали?

В этой задаче одна величина (вес яблока) задана тремя значениями. Вес доставленного яблока (960 кг), вес проданного яблока (желаемая стоимость) и вес оставшегося яблока (240 кг). В условии задачи между этими тремя величинами величины (веса) существует связь, которая представляет собой операцию получения («принес, продал, «остался»). Остаток яблочной корзины получается в результате отбора проданного яблока от всех доставленных яблок, и эта операция соответствует операции конструкции. Решить проблему мы можем только следующим образом. 960-240=720 кг

Третий тип простых математических задач первой группы в начальных классах.

К третьему типу простых математических задач в начальных классах относятся такие задачи, в которых описывается операция перехода от одной расчетной единицы к другой[4, с. 75-79].

Давайте рассмотрим несколько типов этих проблем.

Задача: У торговца 14 мешков яблок, в каждом мешке по 20 кг яблок. Сколько килограммов яблок есть у торговца?

В этой задаче дана зависимость, состоящая из операции подсчета яблок мешками (в каждом мешке по 20 кг яблок) и подсчета яблок (сколько только килограммов там).

В результате перехода от большой единицы расчета к малой единице расчета находим искомое значение величины. Решить задачу можно только путем умножения. 14*20=280 (кг)

Проблема; В четырех вазах 48 роз в равном количестве. Сколько роз в каждой вазе?

В этой задаче описана операция переключения с большой единицы (вазы) на маленькую единицу (розы), но искомое значение является не результатом этой операции, а одним из ее членов. Данная задача решается методом. действие деления. 48:4=12 (цветок розы)

Вторая группа простых математических задач в начальных классах.

Второй группе простых математических задач в начальных классах дана зависимость, заключающаяся в сравнении двух значений одной и той же величины.

Два значения одной и той же величины можно сравнивать друг с другом несколькими способами. Известно, что две величины одной и той же величины можно сравнивать с помощью относительной разности («насколько больше или меньше») или с помощью относительного отношения (во сколько раз больше или меньше).

Поэтому вторую группу простых математических задач можно разделить на два типа.

Первый вид простых математических задач второй группы в начальных классах.

В этом типе простых математических задач величина задается как разница между двумя ее значениями.

Давайте рассмотрим некоторые простые математические задачи.

Задача: В первом мешке 30 кг огурцов, во втором 25 кг огурцов. На сколько килограммов огурцов в первом мешке больше, чем во втором?

В этой задаче задана величина, состоящая из веса огурцов. Эта величина задана с двумя известными значениями (30,25).

Искомая большая величина дается относительно разницы этих двух величин («на сколько кг больше»). Следовательно, данная задача решается с помощью конструкции. 30-25=5 кг

Второй вид простых математических задач второй группы в начальных классах.

В этом типе простых математических задач связь между одной величиной выражается через карат[5, с. 77-82].

Давайте рассмотрим некоторые простые математические задачи.

Задача: За день Шамсия собрала 60 кг хлопка, а Зульфия собрала в 2 раза больше хлопка. Сколько килограммов хлопка собрала Зульфия за день?

В этой задаче величина задается посредством двух значений: количества хлопка, которое собирает Шамсия (60 кг), и количества хлопка, которое собирает Зульфия (желаемое значение равно). Поскольку искомое значение величины является первым членом соотношения, эта задача решается путем умножения. 60*2=120 кг.

Простые математические задачи третьей группы в начальных классах

В простых математических задачах дается связь, которая обычно представляет собой связь между значениями 3-х разных величин.

Задача. Лыжник проехал 48 км/ч за 4 часа.

В условиях этой задачи указываются три величины (расстояние, время и скорость), каждая из которых задана своим значением.

Здесь расстояние и время даны с известными значениями (48 км, 4 часа), но значение скорости неизвестно, поэтому условие задачи требует его нахождения, то есть оно представляет собой искомую величину. Акт о разделе решен.

То есть S=48 км, t=4 часа, v=?

v= S: t=48км:4ч=12км/ч

Задача: Если каждый кг яблок стоит 5 сомони, то 8 кг 5 сомони.

В этой задаче все три больших даны со своим значением: цена (5 сомони), вес (8 кг) и цена всех яблок, которые нужно найти.

Так как 8 кг яблок в 8 раз дороже 1 кг, то решаем эту задачу методом умножения. При решении этой задачи для определения общей стоимости покупки (40 сомони) вычисляем цену яблока (5 сомони). и его общий вес (8 кг), умноженные друг на друга.

8*5=40 сомони

1. Гулматов М. диссертатсия «Ма.шмаъ-ул-арком»-и Мирзо Бадеи Девон чун манбаи таърихи математикаи аморати Бухорои асри XIX - аввали асри XX» Кулоб соли 2022. 186с.

2. Г.Собиров Инкишофи математика дар Осиёи Миёна, Душанбе ,Ирфон, 1966

3. Ислом Гуломов. Таърих ва методологияи математика , Душанбе «Промэкспро», 2014

4. Мухдммад Начмуддинхон «трактат по алгебре» Душанбе «Дониш» 1983

5. Мирзо Бадей Девон « Мачмаъ-ул-арк;ом » муаллифон Холлов М. Ш. нашриёти «Ирфон» Душанбе соли 2015. 360с.

ЛИТЕРАТУРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.