Научная статья на тему 'СИСТЕМА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К УЧАЩИМСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ'

СИСТЕМА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К УЧАЩИМСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СИСТЕМА / ТРЕБОВАНИЯ / КАРТОЧКА -ПОМОЩЬ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ЗАДАЧА / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / INDEPENDENT WORK / SYSTEM / REQUIREMENTS / A CARD - THE HELP / DIFFERENTIATED APPROACH / INDIVIDUAL APPROACH / TASK / METHODICAL RECOMMENDATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмудшехова Мавзуна Абдувалиевна, Раджабов Тагоймурод Бобокулович, Шодиев Махмад Султонович

В статье рассматриваются виды дифференцированного подхода к обучению математике. Дифференцированный подход осуществляется с учетом индивидуального подхода к учащихся. А индивидуальный подход к учащимся целесообразно реализовать через систему самостоятельных работ. Системы самостоятельных работ должны отвечать определенными требованиям. Эти системы самостоятельных работ можно составить по каждой теме курса математики начальных классов. Рассмотренный в статье дифференцированного подход мотет оказать существенную помощь учащимся при решении математических задач , а также поможет сформировать у них уверенность в своих способностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF INDEPENDENT WORKS AS THE IMPLEMENTER OF THE DIFFERENTIATED APPROACH TO PUPILS AT MATHEMATICS LESSONS OF PRIMARY CLASSES

Types of the differentiated approach to training in mathematics are considered in this article. The differentiated approach is carried out taking into account individual approach to pupils. And it is expedient to realize individual approach to pupils through the system of independent works. The systems of independent works have to meet defined to the requirements. These systems of independent works can be made on each subject of a course of mathematics of initial classes. Considered in article differentiated approach winds to provide substantial assistance to pupils at the solution of mathematical tasks and also will help to create at them confidence in the abilities.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К УЧАЩИМСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

Ключевые слова: самостоятельная работа, самостоятельная деятельность, общепедагогический, личностно-деятельностный, праксиологический подходы к самостоятельной работе студентов.

INDEPENDENT WORK AS A METHODICAL PHENOMENON

The article deals with the concept of "independent work" from the perspective of modern teaching methods, presented various points of view on independent work given by methodologists-researchers. The author sharpens the problem of independent work as a methodological phenomenon with the aim of a) distinguishing approaches to its understanding and b) determining the position of the practicing teacher both in its conduct in the educational process and in creating quality methodological materials to accompany the independent work of students.

Keywords: independent work, independent activity, general pedagogical, personality-activity, praxeological approaches to independent work of students.

Сведения об авторах:

Бекмуратова Умида Аманбаевна - ассистент-преподаватель кафедры русский язык и литература Каракалпакский государственный университет имени Бердаха тел. (+992)907270784, e-mail: [email protected]

About the authors:

Bekmuratova Umida Amanbaevna - assistant lecturer of the Department ofRussian Language and Literature Karakalpak State University named after Berdakh tel. (+992) 907270784, email: [email protected]

СИСТЕМА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К УЧАЩИМСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Мамудшехова М.

Худжандский государственный университет им. Б.Гафуров

Раджабов Т.

Таджикский государственный педагогический университет им. С.Айни

Шодиев М.С.

Курган - Тюбейский государственный университет им. Н.Хусрав

Проблема дифференцированного подхода в фундаментальных исследованиях определена как ключевая проблема дидактики и частных методик на современном этапе развития современной школы.

Особенности дифференцированного подхода ко всей группе отстающих в учении школьников заключались в том, планировании отборал таки средств воздействия, которые наиболее полно способствовали устранению пробелов в знаниях, навыках способах познавательной деятельности, формированию воли и.т.д.; заранее готовились вопросы для слабоуспевающих с целью создания ситуации успеха, карточки-консультации, алгоритмы начальных действий, планировались различные средства для поддержания активности в течение урока и.т.д.

На уроках математики дифференцированный подход предполагает вариативность обучения, выбор различных видов учебной деятельности, определение характера и дозирования помощи со стороны учителя. Класс делится на группы с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и использованием разных методов обучения. Эти группы, как правило, мобильны, гибки, подвижны. При этом дифференциация должна быть направлена не только на учащихся, испытывающих трудности в обучении, но и на одаренных детей.

На основе анализа психолого-педагогической, методической литературы можно сделать следующие выводы: дифференцированного подход к учащимся - это:

- дидактическое положение, предполагающее деление класса на группы, необходимое условие успешной реализации индивидуального подход [7, с. 18];

- особый подход учителя к разным группам учеников в организации учебной работы, различной по содержанию, объему, сложности, методам и приёмам [4, с. 35] системы управления

индивидуальной деятельности учащихся с учетом как индивидуально-психических, так и доминирующих особенностей групп учащихся [3, с. 11] ;

- способ оптимизации, предлагающий оптимальное сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной форм обучения [1, с. 21];

- некоторое условное деление школьников на подвижные группы [6, с. 177]

По мнению Чиканцевой Н.И. Индивидуальный подход, это - ориентированность учителя на организацию учебного процесса, в ходе которого на достижение каждый учащийся достигает максимально возможных результатов в условиях классно - урочной системы через использование системы самостоятельных работ [8].

При планировании дифференцированного подхода в период самостоятельной работы учащихся сложные задания для слабоуспевающих расчленяется на ряд простых, трудные задачи -на ряд элементарных и.т.д.

Предусматривались также различные виды помощи:

1) указания типа задачи; 2) использование к задаче рисунка, чертежа, схемы или краткой записи условия, алгоритма решения и.т.д.; 3) указание аналогичной задачи, решенной ранее; 4) объяснение хода решения подобной задачи; 5) предложение решить вспомогательную задачу, наводящую на решение основной; 6) объявление ответа заранее; 7) расчленение сложной задачи на ряд элементарных; 8) постановка наводящего вопроса; 9) указание формул, правил, утверждений, на основании которых решается задача; 10) указание ошибки в чертеже, в вычислениях, в уравнении, в постановке вопросов, в установлении зависимостей и.т.д.

Наиболее успешным средством организации самостоятельной работы является, составление и реализация системы самостоятельных работ, которая позволила бы активизировать познавательную деятельность учащихся на всех этапах процесса обучения.

При этом под системой самостоятельных работ следует понимать совокупность взаимосвязанных друг с другом самостоятельных работ, т.е. когда последующая самостоятельная работа является логическим продолжением предыдущей самостоятельной работы.

Всякая система должна соответствовать определенным требованиям. В противном случае это будет не система самостоятельных работ, а случайный их набор.

Разработанная нами система, должна отвечать следующим требованиям:

1. Должна быть единой как для самостоятельных работ в классе, так и дома;.

2. Должна обеспечивать активную познавательную деятельность на всех этапах процесса обучения (перед объяснением нового, при первичном закреплении и повторении соответствующих тем и даже при объяснении нового материала) и способствовать решению тех конкретных задач, которые ставятся на данном этапе.

3. Учебные задания, входящие в самостоятельную работу, должны обеспечить формирование не только некоторых основ изучаемой науки, но и способствовать овладению учащимися каждой типологической группы знаний и умений ,хотя бы, на базовом уровне.

4. Система самостоятельных работ, должна быть ориентирована на реализацию основных видов дифференцированных форм учебной деятельности (Ф,К,Г,И) учащихся на уроке, при обучении математике начальных классов.

5. Система самостоятельных работ должна соблюдать основные принципы дидактики.

6. характер учебной деятельности учащихся должен определяться системой учебных заданий, входящих в систему самостоятельных работ и отвечать любому из методов обучения: репродуктивному, частично-поисковому, исследовательскому.

7. Система учебных заданий должна соответствовать принципу «от простого .к сложному»

Исходя из этого требования система самостоятельных работ должна быть разработана на

основе содержания учебного курса, раздела или темы изучаемого предмета.

В качестве примера приведем систему самостоятельных работ, разработанную нами для изучения темы «Сложения и вычитание многозначных чисел» (3 класса) (5с. 38)

Перед изучением указанной темы учащимся в качестве домашнего задания предлагается выполнить самостоятельную работу №1.

Задания подобраны так, чтобы подготовить учащихся к восприятию учебного материала. С этой целью.

1. Повторяются основные понятия и принцип построения натурального ряда, используемый для случаев, позволяющих опираться на прием присчитывания и отсчитывания по 1

655+1 999+1 760-1 500-1

2. Повторяются понятия «разрядный» и «десятичный состав трехзначных чисел» являющнеся основой для выполнения действий сложения и вычитания целыми разрядами:

340-40 370-300 600+50 430+6 234-34

3. Повторяются правила арифметических действий, с которыми дети знакомились в концентре «Сотня»

а) перестановка слагаемых :/17+345=17+345

б) группировка слагаемых 237+56+13=237+13+56

в) правило прибавления числа к сумме: 340+20=360 300 40

г) правило прибавления суммы к числу: 360+48=408 0 8

д) правило прибавления суммы к сумме является основой письменного алгоритма вычислений, активно используемого при вычислениях в пределах первой тысячи: сотни складываем с сотнями, десятки[ складываем с десятками, единицы - с единицами.

е) соответствующие правила используются для вычитания: вычитание числа из суммы, вычитание суммы из числа, вычитание суммы из суммы.

Так как в методике устных и письменных вычислений в первой тысяче много сходного с работой над аналогичной темой в концентре «Сотня»

4. создается проблемная ситуация (с/р №1) Самостоятельная работа №1

1. Повторите содержания п.17-19 по учебнику. [5]

2. Запишите каждое число в виде суммы его разрядных с лакаемых: 206, 260, 26, 777.

3. Запишите по порядку все числа от 9997 до 10006. Класс единиц подчеркните одной чертой, классе тысяч- двумя.

4. Сравните числа и поставите знак >, < или =: 600... .6000; 7009... .7090. Самостоятельная работа №2

Ответьте на вопросы Приведите пример.

1. В чём состоит 1. Покажите применение переместительное свойство переместительного свойства

сложения? сложения для устны вычислений.

2. Как найти неизвестное 2. Выпишите уравнение, в котором уменьшаемое? Неизвестно уменьшаемое, и решите

его. N6......С......Б6

3. Как проверить сложение? 3. Проверьте, правильно ли выполнено

сложение чисел (двумя способами):

18796+6488=25234

Примечании. Все задания записаны на доске или в таблице в таком виде, как показано выше. Ответы на вопросы учащихся готовят устно, а примеры выполняют в тетрадях. Проверку можно провести в форме фронтальной беседы.

3. Комментируемые упражнения или работа у доски N4(5), .с 38......

Выполните задания Сделайте Приготовите ответ

1. Рассмотрите запись решения приведенного в задании N. 2. Объясните (в уме) оба способа сложения именованных чисел Сравните оба способа сложения. Сделайте вывод: как можно сложить составные именованные числа? Чем отличается первый способ сложения от второго! Какой способ больше нравится? Почему?

Самостоятельная работа №3 (на применение знании умений в неизвестной ситуации). 1. Выполните действия:

а) 18ц 88кг+7ц 28кг б) 24м 75см +19м 09см в) 5т 245 кг+3т 270кг

2. Решите уравнение:

3407+(5996-х)=6071 х-(3780+2975)=12077

3. Задач: На шоссе работали три бригады. Первая бригада очистила от снега 5км 600м, другая на 1км 170м больше, чем первая, а третья на 1км 900м больше, чем вторая бригада. Какой длины шоссе очистили все три бригады? ^

В помощь некоторым учащимся предлагаются карточки.

Карточка - помощ. г

Прочитай задачу. Повтори ее, пользуясь краткой записью:

I - 5км 600м

II - 1км 170м больше, чем I ?

III - 1км 900м больше, чем II

Составь план решения задачи. Решение запиши по действиям.

Предложение решить вспомогательную задачу.

Вспомогательные задачи похожа на основную задачу, только у них данные более простые. К примеру, вспомогательные задачи, имеюте широкий математическую сущность, помогающую решающему при выполнении самостоятельной работы.

Задача 1. В 9 одинаковых ящиках 63 кг яблок, сколько нужно таких ящиков для 42кг яблок

Решите эту задачу. Если учащиеся испытывают Затруднения то, тогда предлагается решить следующую вспомогательную задачу, подобную первой.

Задача 2. В ячейке 30 яиц, для 180 яис необходимо ячеек. Сколько таких

Помощь в виде расчленения сложной задачи на ряд элементарных задач. Задача 3. Хозяйка засолила 70кг овощей: капусты 34кг, а остальное -огурцы. Сколько вёдер огурцов засолила хозяйка, если в каждое ведро она положила 9кг огурцов?

Эту задачу можно расчленить на следующие элементарные задачи.

1. Найдите сколько кг огурцов засолена хозяйка?

2. Сколько ведер нужен чтобы положить огурцов по 9кг?

Задача 4. На базе было 260кг вишни. В школьные буфеты отправили 8 ящиков по 6кг вишни, в детские сады 7 ящиков по 5кг и в кафе 9 ящиков по 8кг.

1) Сколько килограммов вишни отправили с базы?

2) Сколько килограммов вишни осталось на базе?

Для ответа на второй вопрос надо решить первую задачу, а для этого надо решить следующие элементарные задачи:

1) Сколько килограммов вишни отправили в школьные буфеты?

2) Сколько килограммов вишни отправили в детские сады?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) Сколько килограммов вишни отправили в кафе?

Чаще всего дифференцированные задания для самостоятельной работы предлагаются именно на карточках. Зная особенности учеников, учитель всегда может определить вариант работы для группы. Перед работой по карточкам учащихся необходимо проинструктировать, сообщить требования, предъявленные к работе порядок ее выполнения. Дифференцированные домашние задания являются логическим продолжением урока или материалом для обобщения.

Таким образом дифференцированный подход к учащимся - это целенаправленное отношение учителя к учащимся с учетом их типологических особенностей т.е. отнесение учащихся к типологическими группам, проявляющееся в дифференциации заданий на различных этапах урока, при организации самостоятельной домашней и внеклассной работы по математике в начальных классах.

ЛЕТЕРАТУРА

1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. -М.: Просвещение 1982 -192с.

2. Башмаков М.И. Уровень и профиль школьного математического образования. /МВШ-1993, -№2 с.8-9

3. Глейзер Г.Д. Индивидуализация и дифференциация обучения в вечерней школе. -М.: Просвещение 1985 -143с.

4. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. - Казань 1982 -223с.

5. Математика 3 класса учебник / А. йомидова, Ш. Бобоева и. др. Душанбе 2010 -184с.

6. Методика преподавания математики в средней школе: общая методика / Колягин Ю.М., и. др. -М. Просвещение 1980 -368с

7. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М.: Педагогика. 1975-182с.

8. Чиканцева Н.И. Индивидуализация самостоятельной работы как средство повышения самостоятельной творческой активности учащихся в обучении. Дис. канд. пед. Наук. М. 1978 -178с.

СИСТЕМА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К УЧАЩИМСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

В статье рассматриваются виды дифференцированного подхода к обучению математике. Дифференцированный подход осуществляется с учетом индивидуального подхода к учащихся. А индивидуальный подход к учащимся целесообразно реализовать через систему самостоятельных работ. Системы самостоятельных работ должны отвечать определенными требованиям. Эти системы самостоятельных работ можно составить по каждой теме курса математики начальных классов.

Рассмотренный в статье дифференцированного подход мотет оказать существенную помощь учащимся при решении математических задач , а также поможет сформировать у них уверенность в своих способностях.

Ключевые слова: самостоятельная работа, система, требования, карточка -помощь, дифференцированный подход, индивидуальный подход, задача, методические рекомендации.

SYSTEM OF INDEPENDENT WORKS AS THE IMPLEMENTER OF THE DIFFERENTIATED APPROACH TO PUPILS AT MATHEMATICS LESSONS

OF PRIMARY CLASSES

Types of the differentiated approach to training in mathematics are considered in this article. The differentiated approach is carried out taking into account individual approach to pupils. And it is expedient to realize individual approach to pupils through the system of independent works. The systems of independent works have to meet defined to the requirements. These systems of independent works can be made on each subject of a course of mathematics of initial classes.

Considered in article differentiated approach winds to provide substantial assistance to pupils at the solution of mathematical tasks and also will help to create at them confidence in the abilities.

Keywords: independent work, system, requirements, a card - the help, the differentiated approach, individual approach, a task, methodical recommendations.

Сведения об авторов

Махмудшехова Мавзуна Абдувалиевна - старшего преподователя кафедры теория и методики начального обучения ХГУ им. Б. Гафуров Раджабов Тагоймурод Бобокулович. - кандидант педагогических наук доцент кафедры методики начального обучения ТГПУ им. Садриддина Айни Шодиев Махмад Султонович — доктор педагогических наук профессор кафедры методики обучения математики Курган - Тубейского государственног университета им.Н.Хусрав

About the authors

MahmudsheKhova Mavzuna Abduvalievna - Senior Lecturer in the Department of Theory and Techniques of Elementary Education of Khujand State University named after Bobojon Gafurov

Rajabov Tagojmurod Bobokulovich. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor in the Department of Theory and Techniques of Elementary Education of Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini

Shodiev Mahmad Sultonovich - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor in the Department of Theory and Techniques of Elementary Education of Bokhtar State Univtrsity named after N. Khusrav.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.