Научная статья на тему 'САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК МЕТОДИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН'

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК МЕТОДИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЙ / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ / ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ / INDEPENDENT WORK / INDEPENDENT ACTIVITY / GENERAL PEDAGOGICAL / PERSONALITY-ACTIVITY / PRAXEOLOGICAL APPROACHES TO INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекмуратова Умида Аманбаевна

В статье рассматривается понятие «самостоятельная работа» с позиции современной методики обучения, представлены различные точки зрения на самостоятельную работу, данные методистами-исследователями. Автор заостряет проблему самостоятельной работы как методического феномена с целью а) различения подходов к ее пониманию и б) определения позиции практикующего преподавателя как при ее проведении в учебном процессе, так и при создании качественных методических материалов для сопровождения самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT WORK AS A METHODICAL PHENOMENON

The article deals with the concept of "independent work" from the perspective of modern teaching methods, presented various points of view on independent work given by methodologists-researchers. The author sharpens the problem of independent work as a methodological phenomenon with the aim of a) distinguishing approaches to its understanding and b) determining the position of the practicing teacher both in its conduct in the educational process and in creating quality methodological materials to accompany the independent work of students.

Текст научной работы на тему «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК МЕТОДИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН»

contributes to the positive result for increasing of knowledge of each pupil, and it is one of productive methods of training.

Analyzing the works of researchers, we have come to the conclusion, that for the organization of differentiated training in lessons, for pupils of the beginning forms, some stages are considered necessary to pass. The first stage is regular studying of the child where a close cooperation of the teacher with the psychologist of school and parents is necessary. However, in the conditions of schools in Tajikistan, in a case of absence of psychologists in the majority of schools of the republic of Tajikistan, we recommend teachers about expediency to begin with studying child's house conditions.

Definition of criteria on which basis groups ofpupils for the differentiated work are allotted, is the second stage.

Following stage is the choice of a way of differentiation and working out different level tasks for the allotted groups of pupils. The fourth stage is realisation of the differentiated approach to schoolboys in different moments of a lesson. It contributes to use differentiation in various links of education process. For example, the differentiated tasks can be used in the process of studying of a new material. In the process of studying of a new material when a process of consolidation of passed material is going on, pupils need differentiation because at that moment the stronger pupils will have free time for maintaining of the additional tasks expanding their knowledge and abilities.

For example, in a lesson of a native language in the second class in a theme: «the Word and a syllable. Mind and sanity (Калима ва хичо. Хирад ва хирадмандг)» teacher gives pupils separate tasks according to their abilities.

Keywords: developments of the personality, educational activity, various criteria, differentiated training, differentiated approach, the differentiated tasks, different level tasks, knowledge and abilities.

Сведения авторов:

Джалилова Мавлуда - старший преподаватель кафедры Методики начального образования Таджикского государственного педагогического университета им. С. Айни. Республика Таджикистан, 734003, г. Душанбе, проспектРудаки, 121. E-mail: [email protected]. Тел. (+992)900.75.89.86. Гулмадов Файз - д.п.н., Академия образования Таджикистан. Тел. (+992)919.63.67.34.

About the authors:

Jalilova Mavluda, Senior lecturer in the Department of Theory of Methodic for Junior Classes of Tajik State Pedagogical University named after S. Ayni. Phone: (+992)900758986.

Gulmadov Faiz - Academy of science of Tajikistan. Phone: (+992)919636734.

УДК 37.014.5

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК МЕТОДИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Бекмуратова У.А.

Каракалпакский государственный университет имени Бердаха, Узбекистан, г. Нукус

Понятие «самостоятельная работа» в первом приближении, по мнению многих преподавателей, не представляет особой сложности для понимания его сути, поскольку относится к числу так называемых «терминов дефинитного типа, которые раскрывают хотя бы некоторые из существенных характеристик явления, отражённого в понятии» [11. Действительно, из самого названия следует, что самостоятельная работа - это работа учащегося без непосредственного участия преподавателя. Это понимание подтверждается и известным определением Б.П.Есипова: «самостоятельная работа - это работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленных целей, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий [21.

Однако обращение к обширной научно-методической литературе, посвященной самостоятельной работе учащихся, показывает, что термин «самостоятельная работа» до сих пор не имеет в дидактике единого понимания и - как следствие этого - единого определения, несмотря на свою кажущуюся простоту. Заметим, что во многом такое положение связано с тем, что в

настоящее время все участники образовательного процесса вполне обходятся интуитивном пониманием термина «самостоятельная работа» (при этом, по нашим данным, большинство студентов и даже преподавателей приравнивают самостоятельную работу к выполнению домашнего задания).

Ученые, занимающиеся проблемой самостоятельной работы учащихся как отдельной методической категорией определяют самостоятельную работу с позиций различных подходов, вкладывая в него различное содержание.

Прежде чем говорить о таких подходах, считаем важным определиться с понятиями «самостоятельная работа» и «самостоятельная деятельность». Практически во всех научно-методических исследованиях используются оба словосочетания, причем чаще всего как синонимы (ср.: «Когда мы говорим о возрастании роли значения самостоятельной работы на современном этапе развития высшего образования, имеется в виду та деятельность студентов, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, хотя направляется и организуется им» [3]).

В современном русском языке лексема самостоятельный обладает целым рядом смыслов:

Самостоятельный, -ая, -ое; -лен, -льна, -льно.

1. Не находящийся в подчинении или зависимости, действующий свободно; независимый. Самостоятельное государство. □ Осьмнадцати лет она уже сделалась вполне самостоятельной хозяйкой и принялась за дело с таким уменьем, что все соседи дивились ей. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина. || Своим трудом, деятельностью обеспечивающий себе материальную независимость. Инна Матвеевна человек самостоятельный, зарабатывает, вещами обеспечена. Герман, Я отвечаю за все.

2. Обладающий собственной инициативой, способный рассуждать и действовать независимо. Весь характер деятельности Лессинга был таков, что влияние его рождало не учеников, а самостоятельных деятелей. Чернышевский, Лессинг, его время, его жизнь и деятельность. — Алексей уже давно самостоятельный человек, твердо знающий, чего хочет. Офин, Новая песня. || Свойственный такому человеку. Самостоятельный ум. Самостоятельный характер. — Да, он мне нравится. Живой свободный ум, самостоятельная воля, юмор. И. Гончаров, Обрыв.

3. Осуществляемый своими собственными силами, на основе своей инициативы. Самостоятельное исследование. Самостоятельная работа. □ Тем, которые сегодня учатся и готовятся вступать в самостоятельную жизнь или уже делают по ней первые шаги, люди старшего поколения могли бы порассказать и о многом-многом ином. Кочетов, Эстафета поколений. Совершаемый без помощи других. Первые самостоятельные шаги ребенка. □ Мать позволила мне идти в пансион одному. Я отлично помню это первое самостоятельное путешествие. Короленко, История моего современника.

4.Свободный от посторонних влияний, воздействий, развивающийся своим путем; оригинальный. Самостоятельный взгляд на вещи. □ Обладать поэтическим «секретом» — это прежде всего значит быть в творчестве самостоятельным, то есть говорить так, как свойственно только тебе. Исаковский, О поэтическом мастерстве. Получив глубокие знания, молодой художник стоял на пороге большой самостоятельной творческой жизни в искусстве. Телемаков, Возрождение красоты.

5.Имеющий свое собственное значение и занимающий свое отдельное место среди других. Самостоятельный раздел. □ Как небольшая самостоятельная поэма она тогда же появилась в лучшем в то время журнале «Красная новь». Щипачев, Трудная отрада. || Отдельный, обособленный от других; особый. Самостоятельного командирского пункта на батарее не было, и предполагалось, что в бою командир будет находиться около дальномера. Степанов, Порт-Артур. Из комнаты был самостоятельный выход в сени. Рыбаков, Екатерина Воронина [4].

Как видим, «самостоятельная работа» является лишь одним из значений «самостоятельного», тогда как остальные значения могут лежать в основе понятия «самостоятельная деятельность», более широком, нежели самостоятельная работа.

Обратимся к исследованию понятия «самостоятельная работа», проведенному Т. Б. Исаковой [5]. По мнению автора, с точки зрения общепедагогического подхода основой рассмотрения самостоятельной деятельности учеников является самостоятельная работа как активная учебная деятельность в специально отведенное время направленная на формирование и

достижений поставленных дидактических целей без посторонней помощи (см., например, О. В. Витязева [2008], Н. С. Кулачко [2012], И. В. Стрекалова [2013]).

Похожее мнение представлено Э. В. Балакиревой, Р. У. Богдановой, О. Б. Даутовой и другими авторами учебного комплекса по организации самостоятельной работы студентов-педагогов в рамках личностно-деятельностного подхода, в котором самостоятельная работа определяется как «вид учебно-познавательной деятельности по освоению профессиональной образовательной программы, осуществляемой в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения конкретного результата» [6].

Заметим, что при таком понимании студентам необходимо развивать в себе самостоятельность при выполнении различных заданий - от когнитивных до исполнительских, -постепенно овладевая навыками методики самостоятельной работы. В любом случае, и самостоятельная работа и самостоятельная деятельность осмысляются через общее понятие «познавательная деятельность».

В понимании В.С.Федотовой, «самостоятельная работа ... не отождествляется с самостоятельной деятельностью». Автор считает, что «обращение к понятиям «самостоятельная работа» и «самостоятельная деятельность» востребовано в современной ситуации перехода России на балльно-рейтинговую систему оценивания и актуально в связи с увеличением количества часов, отводимых учебным планом на самостоятельную работу» [7]. Согласимся с автором в том, что уточнение понятий, в которые входит слово самостоятельный (а к таковым В.С.Федотова относит словосочетания самостоятельная работа, самостоятельная деятельность, самостоятельность), становится важным именно в связи с изменением роли самостоятельной работы в современном образовании.

В.С.Федотова предлагает рассматривать самостоятельную работу и самостоятельная деятельность с позиции так называемого праксиологического подхода, базирующегося на положениях праксиологии (теории успешной деятельности), которая интерпретируется как наука выбора средств, а не целей [8]. В рамках праксиологии самостоятельная работа и самостоятельная деятельность осмысляются через общее родовое понятие «инструментальность».

Таким образом, по мнению В.С.Федотовой, с точки зрения праксиологического подхода: «Самостоятельная работа - это средство развития самостоятельности как одного из ведущих качеств личности, выражающегося в умении под руководством преподавателя, но без его непосредственного участия выбирать/находить наиболее рациональные способы решения задач и достижения цели. Самостоятельная деятельность - это результат проявления самостоятельности, выражающийся в действиях и являющийся основой успешного профессионального становления в будущем» [7].

Итак, самостоятельная деятельность, по В. С. Федотовой,

• направлена на получение нового знания,

• реализует интеллектуальные запросы личности,

• является целенаправленной и активной,

• интерпретируется как исследовательская деятельность.

Обозначив основные подходы, которые нам удалось выявить в научной литературе (общепедагогический, личностно-деятельностный и праксиологический), обратимся к различным трактовкам самостоятельной работы, авторы которых напрямую заявляют о своей позиции в рамках определенного подхода.

Сразу отметим, что различные и иногда противоречащие друг другу трактовки самостоятельной работы в дидактике показывает сложность этой методической категории, связанную с наличием в ней разных аспектов, каждый из которых может стать предметом специального изучения.

Так, например, ряд авторов относит самостоятельную работу к формам организации обучения, ср. «это важная форма учебного процесса, который проходит обязательно под руководством и контролем преподавателя, в ходе которого идет творческая деятельность, и осваиваются знания, умения и навыки» [9]. М. А. Иванова, также понимая самостоятельную работу как форму учебной деятельности, выстраивает поэтапный сценарий реализации такой формы работы, результатом которой, по мнению автора, функции управления должны постепенно переходить от обучающегося обучаемому [10] (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Этапы формирования самостоятельной работы (по М.И.Ивановой)

Этап Содержание этапа

Мнимая самостоятельность Деятельность обучаемого только выглядит как самостоятельная, однако полностью управляется обучающим, который достаточно строго определяет и контролирует каждый этап учебной деятельности.

Фрагментарная самостоятельность Обучаемый не зависит от обучающего на одном или двух этапах своей учебной деятельности.

Относительная самостоятельность Полная самостоятельность обучаемого уже на нескольких этапах учебной деятельности, но остальными этапами пока руководит преподаватель.

Полная самостоятельность Учащийся реализует подавляющее большинство функций управления своей деятельностью, начиная с мотивированности и заканчивая оценкой результатов своих действий.

Из данной таблицы видно, что такая форма самостоятельной работы должна проходить под достаточно систематическим и целенаправленным контролем преподавателя, если он желает получить заявленный результат.

Важно отметить и противоположное мнение: «самостоятельная работа - планируемая работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия» [11].

П.И.Пидкасистый, считает, что самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать, скорее, как с р е д с т в о (выделение наше - У.Бекмуратова) вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации [12].

Это же мнение относительно самостоятельной работы - как средства обучения организации и управления познавательной деятельностью обучающихся - разделяют многие методисты, отмечая при этом некоторые особенности такого средства. К примеру, ИЯ.Лернер рассматривает самостоятельную работу как развитие познавательного интереса и познавательной потребности учащихся [13]; А.Н.Леонтьев к учебному познанию прибавляет и научное познание

[14]; В.В.Соловьева и М.С.Шишкина усматривают и возможности развития логической и психологической организации, специально направленные на прочное усвоение знаний и умений

[15]; Е.Н.Ефремова отмечает, что преподаватель должен консультировать студентов как правильно правильно организовать самостоятельную работу [16]; Г.Н.Диниц считает, что самостоятельная работа является средством воспитания такого важнейшего личностного качества как самостоятельность [17].

Авторы курса лекций по методике преподавания психологии считают, что «в современной дидактике самостоятельная работа студентов рассматривается, с одной стороны, как вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства, но под руководством преподавателя, а с другой - как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, формирования у них методов организации такой деятельности» [18]. Далее они пишут о том, что «самостоятельная работа представляет собой особую, высшую степень учебной деятельности ... < > является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих систем, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам» [18].

Как видим, сложность и многогранность самостоятельной работы как методической категории позволяет некоторым исследователям признавать за ней все методические статусы.

Рассматривая каждое определение и анализируя разные точки зрения на самостоятельную работу как форму / средства обучения, невозможно не согласиться со всеми авторами: если самостоятельную работу не дополнить консультациями преподавателя, вряд ли сами учащиеся (особенно сразу при поступлении в вуз) смогут ее осилить; в свою очередь, самостоятельная работа, помимо учебной деятельности, выполняет и функцию воспитания, и формирует, кроме

познавательного интереса, научные познания, которые реализуются именно в процессе выполнения самостоятельной работы.

Понимание самостоятельной работы как деятельности также предполагает различное ее рассмотрение. Самостоятельная работа как активная учебная деятельность уже была нами представлена [19], но И.В.Стрекалова такое понимание дополняет тем, самостоятельная работа должна быть организована преподавателем. Иначе говоря, в этом случае от учащегося требуется максимальная активность при осмыслении и организации умственного труда, поиск новой информации, направленный на то, чтобы новые приобретенные знания стали убеждениями.

Сторонники этой точки зрения настаивают на том, что доминирующая активность должна проявляться со стороны учащегося, а не преподавателя, хотя в настоящее время бывает, скорее, наоборот. Не секрет, что школьные учителя и преподаватели вуза зачастую берут активность на себя, то есть занимают лидирующую позицию, выступая в качестве советника, регулировщика и контролера, потому что многие студенты совершенно не умеют работать самостоятельно. Активная самостоятельная деятельность студентов возможна лишь только при присутствии основательной, устойчивой мотивации. Учащийся, который обладает навыками самостоятельной работы, действительно активно и глубоко осваивает учебный материал, в итоге оказываясь лучше подготовленным к умственным действиям, к самообразованию и продолжению дальнейшего обучения. В подтверждение этих слов сошлемся на мнение И. А. Зимней, которая считает, что самостоятельную работу следует понимать как деятельность, регулируемую самим студентом, внутренне мотивируемую, целенаправленную и выстроенную самостоятельно в совокупности выполняемых действий (по процессу и результату выполнения самостоятельной работы)[20].

Взгляды на самостоятельную работу как на вид учебной деятельности, направленной на формирование знаний, умений и навыков, разделяет целый ряд исследователей (см. работы Винник В.К., Исаевой А.В., Ильиной Т.А., Коджаспировой Г.М., Коджаспирова А.Ю. и др.). В.К.Винник видит самостоятельную работу как «вид внутренне мотивированной деятельности студента, реализуемый в аудиторное и внеаудиторное время» [21]. Основная цель данного вида деятельности - сформировать профессиональные и общекультурные компетенции под руководством преподавателя, при этом реализуются общеобразовательная, развивающая, воспитательная функции [21]. Т.А.Ильина отмечает, что самостоятельная работа - это особый вид фронтальной, групповой и индивидуальной учебной деятельности учащихся под руководством преподавателя, но без его непосредственного участия [22].

Коджаспирова Г.М. и Коджаспиров А.Ю. видят в самостоятельной работе плавный переход от педагогического управления до постепенной передачи всех возлагаемых функций самому учащемуся (см. идеи Ивановой М.А. в Таблице1). При этом данные авторы не отрицают того, что самостоятельная работа - это и средство учебной деятельности, которая способствует развитию метакогнитивных способностей учащихся, их готовности к непрерывному самообразованию [23].

Вслед за Винник В.К., мы согласны с тем, что новая образовательная парадигма требует профессиональных умений, то есть формирования профессиональных компетенций. Учащийся должен обладать фундаментальными знаниями, умениями и навыками для своей будущей профессии. Помимо этого нужно вырабатывать и общекультурные навыки, чтобы учащиеся имели возможность развивать культуру мышления, уметь аргументированно строить свою устную и письменную речь и т.п. Данные компетенции можно выработать при организации самостоятельной работы, следуя идеям Т.А.Ильиной о групповой, индивидуальной и фронтальной самостоятельной работе. Когда данный процесс проходит в такой форме, учащиеся могут производить групповую самопроверку с последующей коррекцией преподавателем. Действительно, самостоятельная работа может расцениваться как эффективный вид учебной деятельности, потому что студент может индивидуально выполнить какую-то часть работы и продемонстрировать эту проделанную работу своей группе.

Подводя итоги, хочется сказать, что все перечисленные подходы и взгляды ученых на самостоятельную работу очень важны, поскольку они обращены к изучению данной методической категории как методического феномена и как компонента процесса обучения.

Можно сказать, что все рассмотренные / названные / обозначенные в данной статье взгляды на самостоятельную работу дополняют друг друга. Многие аргументированные мнения ученых свидетельствуют о том, что самостоятельная работа студента может и должна реализоваться на разных этапах обучения.

Все изложенные в отношении самостоятельной работы взгляды можно разделить на две группы: одни ученые говорят об обязательном участии преподавателя в организации и проведении самостоятельной работы, тогда как вторые даже не упоминают о присутствии педагога.

По нашему мнению, организация самостоятельной работы должна выполняться в двух фазах.

Первая фаза: студенты первого курса, которые не владеют достаточными навыками самостоятельной работы, работают вместе с преподавателем, выступающим в качестве координатора / тьютора, чтобы он вовремя смог выявить ошибки и/или помог их предотвратить.

Вторая фаза: у студентов сформировался данный навык, и участие преподавателя не требуется. В этой фазе в процессе самостоятельной деятельности учащиеся уже должны иметь арсенал приемов / способов решения познавательных задач, поставленных самими учащимися.

Мы согласны с авторитетным мнением Щукина А.Н., автора «Лингводидактического энциклопедического словаря», в том, что самостоятельная работа - это «вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредованно через специальные учебные материалы; неотъемлемое обязательное звено процесса обучения» [24]. Таким образом, в компетенцию преподавателя входит разработка современных дидактических средств для организации самостоятельной работы, чтобы учащиеся могли самостоятельно подготовиться к занятиям и работать на занятиях как индивидуально, так и в группе.

На наш взгляд, приступая к такой разработке, каждый практикующий преподаватель должен опираться уже не на свое интуитивное представление о самостоятельной работе (о чем мы говорили в начале статьи), а на весь спектр существующих взглядов, имеющихся в современной методической науке (см. схему 1), с тем, чтобы определиться со своей позицией.

Схема 1. Три взгляда на самостоятельную работу (по Т.Б.Исаковой) [Исакова 2009]

По мнению Федотовой В.С., современные подходы к такой методической категории, как самостоятельная работа, «требуют от преподавателя высшей школы переосмысления своего отношения к организации самостоятельной работы студентов» [7].

ЛИТЕРАТУРЫ

|| 1. Мельников Г.П. Основы терминоведения / Г.П. Морозова - М.: Изд-во ун-та дружбы народов, 1991. - 116

с.

2. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б. П. Есипов. - М.: «УЧПЕДГИЗ», 1961. - 240 с.

3. Никандров Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран / Н.Д. Никандров. - М.: «Высш. шк.», 1978. - 280 с.

4. Кулачко Н.С. Организация СРС в образовательном процессе педагогического колледжа / Н.С. Кулачко // Новые технологии. - 2012. -№1. - С. 263-266.

5. Исакова Т.Б. Сущность понятия «самостоятельная работа» // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2009. - № 2. - С.1-12.

6. Балакирева Э.В., Богданова Р.У., Даутова О. Б. и др. Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам: учеб.-метод.комплекс. Ч.1/под ред. проф., чл.-корр. РАО А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009..

7. Федотова В.С. Самостоятельная работа и самостоятельная деятельность студентов в праксиологическом контексте/В.С.Федотова//Вестник ЛГУ им.А.С.Пушкина. - 2003. - № 1 (том 3). - 109-119с.

8. Колесникова И.А. Педагогическая праксиология / И.А.Колесникова, Е.В. Титова. - М.: «Академия», 2005. - 250 с.

9. Алханов А. Самостоятельная работа студентов / А. Алханов // Высшее образование в России. - 2005. -№11. - 87- 88с.

10. Иванова, М. А. СРС: всегда ли она действительно самостоятельна? / М. А. Иванова // Высшее образование в России. -2010. -№6. - 163с.

11. Семенова Г.П. Теоретические основы проектирования образовательной среды безотрывной подготовки взрослых: моногр. - СПб.: Изд-во СЗТУ, 2008.

12. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П.И. Пидкасистый.- М.: «Педагогика», 1980. - 240 с.

13. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

14. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М.: МГУ, 1975. - 304 с.

15. Соловьева В. В, Шишкина М. С. Функция самостоятельной работы в обучении будущих специалистов в вузе. - 2013. [Электронный ресурс] / В. В. Соловьева, М.С.Шишкина // Режим доступа: ЦКЪ: http://www.sworld.com.ua/konfer30/244.pdf. 2017.

16. Ефремова О. Н. Организация СРС на аудиторных занятиях по математике // Вестник ТГПУ. - 2010. -№12(102). -98-101 с.

17. Диниц Г.Н. Самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов: дисс. .канд. педагог. наук. 13.00.08 / Диниц Галина Николаевна. - М., 2002. - 176 с.

18. Тарская О.Ю. Методика преподавания психологии. Конспект лекций // О.Ю. Тарская, В.И. Валовик, Е.В. Бушуева, Н.И. Семикова, С.А.Сытник. - М.: «Высшее образование», 2007. - 208 с.

19. Витязева О.В. Комплексная самостоятельная работа студентов при изучении неорганической химии / О.В. Витязева // Вестник РГПУ. - 2003. - №73 (2). - С. 33-36.

20. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. - М.: МПСУ, 2010. - 256 с.

21. Винник В. К. Теоретические основы организации СРС в современных условиях / В. К. Винник // Вестник Мининского университета. -2013. - №3. - С. 14.

22. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций / Т.А. Ильина. - М.: «Просвещение», 1984. - 496 с.

23. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспарова, А.Ю. Коджаспаров. - М.: « МарТ», 2005. - 302 с.

24. Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь / А.Н. Щукин. - М.: «АСТ, Астрель», 2008.-752 с.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК МЕТОДИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассматривается понятие «самостоятельная работа» с позиции современной методики обучения, представлены различные точки зрения на самостоятельную работу, данные методистами-исследователями. Автор заостряет проблему самостоятельной работы как методического феномена с целью а) различения подходов к ее пониманию и б) определения позиции практикующего преподавателя как при ее проведении в учебном процессе, так и при создании качественных методических материалов для сопровождения самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: самостоятельная работа, самостоятельная деятельность, общепедагогический, личностно-деятельностный, праксиологический подходы к самостоятельной работе студентов.

INDEPENDENT WORK AS A METHODICAL PHENOMENON

The article deals with the concept of "independent work" from the perspective of modern teaching methods, presented various points of view on independent work given by methodologists-researchers. The author sharpens the problem of independent work as a methodological phenomenon with the aim of a) distinguishing approaches to its understanding and b) determining the position of the practicing teacher both in its conduct in the educational process and in creating quality methodological materials to accompany the independent work of students.

Keywords: independent work, independent activity, general pedagogical, personality-activity, praxeological approaches to independent work of students.

Сведения об авторах:

Бекмуратова Умида Аманбаевна - ассистент-преподаватель кафедры русский язык и литература Каракалпакский государственный университет имени Бердаха тел. (+992)907270784, e-mail: [email protected]

About the authors:

Bekmuratova Umida Amanbaevna - assistant lecturer of the Department ofRussian Language and Literature Karakalpak State University named after Berdakh tel. (+992) 907270784, email: [email protected]

СИСТЕМА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К УЧАЩИМСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Мамудшехова М.

Худжандский государственный университет им. Б.Гафуров

Раджабов Т.

Таджикский государственный педагогический университет им. С.Айни

Шодиев М.С.

Курган - Тюбейский государственный университет им. Н.Хусрав

Проблема дифференцированного подхода в фундаментальных исследованиях определена как ключевая проблема дидактики и частных методик на современном этапе развития современной школы.

Особенности дифференцированного подхода ко всей группе отстающих в учении школьников заключались в том, планировании отборал таки средств воздействия, которые наиболее полно способствовали устранению пробелов в знаниях, навыках способах познавательной деятельности, формированию воли и.т.д.; заранее готовились вопросы для слабоуспевающих с целью создания ситуации успеха, карточки-консультации, алгоритмы начальных действий, планировались различные средства для поддержания активности в течение урока и.т.д.

На уроках математики дифференцированный подход предполагает вариативность обучения, выбор различных видов учебной деятельности, определение характера и дозирования помощи со стороны учителя. Класс делится на группы с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и использованием разных методов обучения. Эти группы, как правило, мобильны, гибки, подвижны. При этом дифференциация должна быть направлена не только на учащихся, испытывающих трудности в обучении, но и на одаренных детей.

На основе анализа психолого-педагогической, методической литературы можно сделать следующие выводы: дифференцированного подход к учащимся - это:

- дидактическое положение, предполагающее деление класса на группы, необходимое условие успешной реализации индивидуального подход [7, с. 18];

- особый подход учителя к разным группам учеников в организации учебной работы, различной по содержанию, объему, сложности, методам и приёмам [4, с. 35] системы управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.