Научная статья на тему 'Организация самостоятельной деятельности студентов педагогического факультета'

Организация самостоятельной деятельности студентов педагогического факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
872
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ / STUDENTS' INDEPENDENT ACTIVITY / INDEPENDENT WORK / PURPOSE GUIDELINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вахрушева Людмила Николаевна

В статье раскрывается значение организации самостоятельной деятельности студентов. Даны определения понятий «самостоятельная работа», «самостоятельная деятельность» с позиций разных авторов. Рассмотрена процедура организации самостоятельной деятельности студентов, включающая определение целевых ориентиров, содержание работы и руководство самостоятельной деятельностью студентов со стороны преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of students' independent activity at the faculty of pedagogics

In this article the importance of organizing students' independent activity is revealed. The author studies different scientists' points of view on the terms independent work, independent activity. The procedure of organizing students' independent activity is considered. It includes the process of target determination, the contents of the work and teacher's supervision of students' independent activity.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной деятельности студентов педагогического факультета»

развития, вызвать их мотивацию, научить управлять ими, ставить цели своего развития. Таким образом, создаются условия для самосовершенствования личности - осознанного, управляемого личностью процесса развития, в котором в субъектных целях и интересах личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности. Функция педагогов заключается в обеспечении эффективности этого процесса, что предполагает помощь студентам в осознании целей, задач и возможностей своего развития, в определении средств и способов деятельности, направленной на развитие качеств личности, наиболее значимо влияющих на академическую успешность.

Характер деятельности педагога и студента в процессе их взаимодействия, определяемого педагогическими условиями, направленными на повышение академической успешности студентов, мы представили в виде схемы (см. рисунок).

Понимание роли преподавателя не только как транслятора знаний, но и как наставника, партнера, помогающего студенту быть успешным в своей учебной деятельности, приводит к пониманию необходимости создавать педагогические условия, которые обеспечивают создание комфортной эмоциональной среды для всех участников образовательного процесса, формирование адекватной самооценки, развитие мотивации достижения успеха, поддержку стремления студента к саморазвитию и самосовершенствованию.

Примечания

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. II. / под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. Т. 1. 230 с.; Т. 2. 213 с.

2. Слободчиков В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000. 416 с.

УДК 378.14

Л. Н. Вахрушева

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

В статье раскрывается значение организации самостоятельной деятельности студентов. Даны определения понятий «самостоятельная работа», «самостоятельная деятельность» с позиций разных авторов. Рассмотрена процедура организации самостоятельной деятельности студентов, включающая определение целевых ориентиров, содержание работы и руководство самостоятельной деятельностью студентов со стороны преподавателя.

In this article the importance of organizing students' independent activity is revealed. The author studies different scientists' points of view on the terms "independent work", "independent activity". The procedure of organizing students' independent activity is considered. It includes the process of target determination, the contents of the work and teacher's supervision of students' independent activity.

Ключевые слова: самостоятельная деятельность студентов, самостоятельная работа, целевые ориентиры.

Keywords: students' independent activity, independent work, purpose guideline.

Серьезное внимание в вузах уделяется формированию у студентов самостоятельности как черты личности, без которой невозможна деятельность педагога. Познавательная активность и самостоятельность развиваются в процессе самостоятельной работы учащихся. Необходимость организации со студентами разнообразной самостоятельной деятельности определяется тем, что удается разрешить противоречие между передачей знаний и их усвоением во взаимосвязи теории и практики. Самостоятельная деятельность приводит студента к получению нового, упорядочению и углублению знаний.

Н. Андрианова [1] указывает, что исходя из личностно-ориентированного подхода, когда во главу угла ставится личность с ее возможностями, потребностями, системой отношений, неоспорим тот факт, что процесс самосовершенствования и саморазвития напрямую связан с организацией самостоятельной деятельности. Умение работать самостоятельно становится фактором самореализации и формирования личности. Показателем определения степени развития самостоятельности как черты личности обучающегося является постепенное

ВАХРУШЕВА Людмила Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования ВятГГУ © Вахрушева Л. Н., 2009

изменение мотивов его учебной работы: от элементарного воспроизведения прочитанного до зарождения прочного интереса к изучаемым явлениям, предметам, к самому процессу познания и потребности к новым знаниям. Умение работать с учебным материалом определяется уровнем овладения рациональными способами умственных действий (анализ, синтез, обобщение изучаемого материала), умением логично излагать свои мысли, аргументировать доказательства, проявлять самостоятельность в суждениях и умозаключениях. Подобные мысли высказывают и А. Антонова, А. Найба-уер [2], которые полагают, что задания для самостоятельной работы способствуют развитию познавательного интереса к предмету, творческих способностей, совершенствуют умения и навыки работы с первоисточниками, учат отбирать необходимую информацию, давать педагогическую оценку, составлять конспекты, сценарии, развивают творческий подход к осуществлению воспитания детей.

Опыт самостоятельной учебной работы, накопленной в студенческие годы, влияет на последующую профессиональную деятельность, а именно на проектирование, выбор методов и средств реализации программы деятельности, проявление инициативы, целеустремленности, упорства в достижении цели, наличие собственной точки зрения в решении вопросов.

Что же такое самостоятельная работа? Л. И. Жарова [3] самостоятельную работу называет методом обучения, при котором студенты по заданию преподавателя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность. Она называет мотивы, побуждающие студентов к самостоятельным усилиям: потребность расширять свои знания, узнавать новое, овладевать какими-либо умениями; желание проявить самостоятельность, выполнить задание без посторонней помощи; мотив самоконтроля.

По мнению Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Код-жаспирова [4], самостоятельная учебная работа -такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности ученика во всех ее структурных компонентах - от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер. Самостоятельная учебная работа - средство формирования познавательных способностей учащихся, их направленности на непрерывное самообразование.

Г. С. Красницкая [5] считает, что самостоятельная работа - это форма совместной деятельности учащихся и преподавателя: преподаватель определяет содержание и порядок действий учащихся; учащиеся, выполняя самостоятельную работу, активно

используют имеющиеся знания, умения и навыки, совершают активную (поисковую или творческую) деятельность, на которую рассчитывает педагог, и поднимаются на новый уровень познания.

С нашей точки зрения, более глубокий, аналитический подход к определению данного понятия сделан Н. А. Моревой [6]. Рассматривая две категории: «самостоятельную деятельность» и «самостоятельную работу», - она называет понятие «самостоятельная деятельность» педагогической категорией, имеющей своей основной целью развитие познавательных и интеллектуальных способностей студентов путем организации комплексных мероприятий, обосновывая это тем, что понятие «деятельность» по своей сути более объемно, чем понятие «работа», поскольку деятельность - это активное взаимодействие человека со средой. Она направлена на познание и преобразование мира, на реализацию сознательно поставленной цели. При выполнении одной и той же работы люди имеют разные цели и поэтому выполняют разные виды деятельности. А самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе. Исходя из этого Н. А. Морева [7] определяет самостоятельную деятельность как систему индивидуальной и групповой деятельности студентов, осуществляемой под опосредованным руководством преподавателя во время аудиторных и внеаудиторных занятий и стимулирующей их познавательную активность, развивающей интеллектуальные способности и потребности в самообразовании.

Похожие мысли высказывает Н. В. Пан [8], выделяя особенности самостоятельной работы: в ее основе - действия, которые студент выполняет без помощи преподавателя; наличие самоконтроля, оценочной деятельности; завершение самостоятельной работы какими-либо результатами. Кроме того, своеобразие самостоятельной деятельности заключается в том, что студенту предоставляется возможность самостоятельного определения собственной образовательной траектории, он выступает как субъект учебно-познавательной деятельности.

Все эти специфичные особенности учитываются в процессе организации педагогом самостоятельной деятельности студентов. Рассмотрим процедуру организации самостоятельной деятельности студентов, предложенную Н. А. Моревой [9]. Прежде всего, преподавателю нужно найти ответ на ряд вопросов. Во-первых, каковы целевые ориентиры и направленность этой деятельности? Во-вторых, каким должно быть ее содержание? В-третьих, в чем выражается руководство этой деятельностью со стороны преподавателя?

Осознание студентами целевых ориентиров самостоятельной деятельности происходит на основе претворения в жизнь преподавателем рефлек-

торно-ассоциативной теории. Преподаватель может использовать в работе со студентами четыре приема. Первый из них, прием локальных ассоциаций, направлен на осознание студентами необходимости усвоения новых знаний в процессе самостоятельной деятельности. Данная задача реализуется за счет того, что в процессе самостоятельной работы студенты устанавливают преемственную связь между новым и знакомым материалом и благодаря этому создается уверенность студента в том, что он готов к усвоению новых знаний. Прием частично-ассоциативных связей помогает учащемуся установить системные связи внутри знакомой учебной информации, например внутри параграфа, и тем самым подвести итог пройденному. Прием внутрисистемных ассоциаций позволяет студентам определить значение использования той или иной педагогической категории в рамках теории и практики научной дисциплины, по которой даются задания для самостоятельной работы. Последний прием межсистемных ассоциаций показывает необходимость межнаучных, межпредметных связей, без которых не может существовать ни одна наука. Этот прием направляет студента на понимание связей между преподаванием, самообучением и самостоятельной деятельностью.

Для оптимальной организации самостоятельной учебной работы и рационального использования времени, отведенного на изучение курса, Н. Хмелева [10] предлагает формулировать цели предстоящей деятельности, выступающей в качестве перспективы. Например, начиная изучать новый раздел программы, студенты получают информацию о том, на каких занятиях и в какой форме будут необходимы знания по этому разделу, какие виды учебной работы предстоит выполнить.

Рассматривая содержание самостоятельной деятельности, следует отметить, что она реализует-

Уровни и виды

ся через систему разнообразных учебных, производственных, интеллектуальных заданий, предложенных студентам для самостоятельной работы. В представленной ниже таблице мы попытались соотнести между собой уровни и виды самостоятельной работы.

Самостоятельная работа может находиться в различном сочетании с изложением учебного материала на занятии: она или предваряет объяснение, или выполняется в процессе изложения, или после него.

Г. С. Красницкая [11] указывает, что студенты активнее воспринимают объяснения преподавателя, если каким-то образом подготовлены к ним, и выделяет содержание побудительных самостоятельных работ: чтение, подбор фактического материала из первоисточников, указанных преподавателем, подготовка сообщений, докладов; предварительное наблюдение за поведением детей или воспитателей для формирования представлений, имеющих отношение к новой теме или вопросу изучения. Продуктивному восприятию и запоминанию учебного материала способствуют самостоятельные работы, выполняемые в процессе объяснения, изложения, беседы: формулировка правил, выводов, составление таблиц, схем, зарисовка наглядного материала. Чтобы студентам легче было осмыслить материал изложения, не раз в своей практике мы применяли такой прием: в начале урока сообщали тему и предлагали оставить место для записи простого или развернутого плана.

Г. С. Красницкая [12] рекомендует использовать самостоятельные работы по воспроизведению изучаемого вопроса, его осмыслению и закреплению в памяти. Широкое применение здесь находят такие виды работ, как работа с учебными пособиями, статьями; просмотр и анализ видеозаписей; выполнение педагогических упражнений.

Таблица 1

льной работы студентов

Уровни Виды

Уровень копирующих действий Задания по образцу: чтение текста, запись прочитанного, конспектирование

Уровень репродуктивных действий Конструктивно-вариативные задания: анализ прочитанного, выделение главного, сравнение и сопоставление прочитанного, подготовка сообщений, подбор нужных цитат, реферирование

Уровень продуктивной деятельности Задания эвристического характера: составление своего варианта конспекта занятия, игры, информационного бюллетеня для родителей, методических рекомендаций воспитателям, родителям, проекта, модели, разрешение педагогических ситуаций, написание педагогических эссе, писем-размышлений, сочинений

Уровень самостоятельной деятельности по переносу знаний на новую ситуацию Исследовательские задания: обобщение передового педагогического опыта, организация наблюдения за отдельными педагогическими явлениями, анкетирование, тестирование педагогов, родителей, детей, сравнительный анализ полученных результатов, составление графиков, диаграмм, таблиц, разработка собственных нетрадиционных занятий с детьми, придумывание различных игр для детей, подготовка ребусов, кроссвордов, педагогического коллажа

Такого рода работы могут применяться и на практических занятиях. Так, Н. Хмелева [13] предлагает использовать следующие виды заданий: работа с учебно-информационными картами с целью обобщения и применения знаний; проблемные задания по проектированию методов обучения; деловые игры; анализ выполнения учебных заданий преподавателем и студентами; взаимопроверка; самооценка уровня усвоения учебного материала; оценка эскиза выставки для родителей; работа с литературой: составление тезисного плана, представление материала в таблице, выписка определений, формулировка задач; выполнение программированных заданий; пятиминутные контрольные работы. А. Антонова, А. Найбауер [14] считают целесообразным давать студентам следующие задания: охарактеризовать основные категории; прочитать, выбрать наиболее понравившиеся высказывания в книге, проанализировать и обосновать их; составить аннотацию, конспект статьи; перечислить названия игр и заполнить таблицу по определенным пунктам; подобрать и выписать пословицы и поговорки, проанализировать их, выявить сходства и различия; подобрать и выписать названия сказок, стихотворений, рассказов и пр.

В зависимости от формы организации, указывает А. Шестова [15], самостоятельная работа бывает

коллективной и индивидуальной. Н. В. Пан [16] наряду с фронтальной и индивидуальной называет еще одну форму - групповую и дает их характеристику. Н. А. Морева [17] выделяет следующие формы самостоятельной работы: конференции, предметные вечера, педагогические конкурсы и КВНы, проблемные группы и кружки, выпуск студентами педагогических газет и журналов, участие в неделях (например, неделя психолого-педагогических дисциплин), а также в разнообразных чтениях, лекториях и т. д. Однако мы считаем, что вне зависимости от формы надо так организовать самостоятельную деятельность, чтобы каждый студент нес ответственность за свою работу. Преподаватель выступает при этом и как руководитель, и как организатор самостоятельной работы, и как педагог, обучающий методам и приемам усвоения знаний.

Мы согласны с точкой зрения Н. А. Моревой [18], что, несмотря на большое многообразие видов и форм самостоятельной работы, следует констатировать тот факт, что студенты часто весьма пассивны в этом виде учебной деятельности. Их пассивность обусловлена двоякого рода причинами.

Во-первых, преподаватель допускает методические погрешности при организации самостоятель-

Таблица 2

Алгоритм работы преподавателя по организации самостоятельной деятельности студентов

№ п/п Название этапа Характеристика

1. Разработка и выдача заданий Преподаватель предлагает задания, содержание которых по конкретной теме должно соответствовать конкретной триединой цели; дифференцировать и индивидуализировать познавательную деятельность студентов; обеспечивать познавательную деятельность студентов на всех уровнях познавательной самостоятельности; связывать задания с другими видами учебной деятельности; предлагать задания постепенно возрастающей сложности; применять разные формы организации деятельности студентов; вводить задания в изучение любой учебной дисциплины и на каждом этапе усвоения знаний по данному курсу. При выдаче заданий студентам преподаватель может использовать такой алгоритм: тема (название), цель, содержание задания, методические рекомендации (инструкция) по выполнению

2. Консультация по выполнению заданий Осуществляется в виде устного инструктажа, письменной инструкции, в качестве автоинструкции, которую дает себе сам студент в виде предписания. В любом виде инструкции должны быть указаны время, отведенное на выполнение заданий, система поощрений и штрафные санкции, требования к содержанию и эстетическому оформлению задания. В процессе повторной консультации преподаватель помогает решить возникшие трудности при выполнении заданий, подсказывает новые направления работы. Особое значение здесь приобретает организация индивидуальной помощи преподавателя студентам

3. Контроль Осуществляется преподавателем в нескольких видах. Корректирующий выполняет функцию побуждения, а констатирующий направлен на проверку и оценку результатов самостоятельной работы студентов. В качестве методов контроля можно использовать коллективный анализ результатов; самостоятельный анализ студентом своей работы с последующей коллективной проверкой и оценкой деятельности; самопроверку и самооценку студентом полученных результатов; самоконтроль и взаимоконтроль

Таблица 3

Учет достижений студентов в игре

Критерии оценки деятельности

№ п/п Ф. И. студента Разработка термино-карты Знание определений понятий Соответствие роли Активность Умение взаимодействовать Общее количество баллов

ной работы. Например, нечетко формулирует цели обучения на отдельных этапах работы; дает отвлеченные знания, которые сложно применить практически при выполнении заданий; отсутствует система стимулирования деятельности студентов; нет объективной оценки результатов; во время контроля нарушается принцип доведения педагогического требования до логического конца. Во-вторых, у студентов отсутствуют внутренние стимулы; недостаточен уровень теоретических знаний, нужных для выполнения задания, или навыков по работе с научно-методической литературой; отсутствуют навыки «умственной самостоятельности».

Поэтому важное значение в организации самостоятельной работы имеет алгоритм работы преподавателя, включающий в себя ряд последовательных этапов, которые мы отразили в табл. 2.

Одним из важных моментов, с нашей точки зрения, является учет оценки достижений студентов, связанный с изменением позиции учащегося, который становится субъектом и полноправным деятелем педагогического процесса, способным самостоятельно регулировать, корректировать и контролировать свою познавательную деятельность. Инструментарием воплощения в жизнь такой позиции становятся задания творческого характера, задания на рефлексию. Весьма интересную технологию оценивания, объединяющую в себе и учет достижений, и навыки самооценки обучаемого, представляют так называемые учебные портфолио. Кроме того, в своей практике мы регулярно привлекаем студентов к оценке деятельности друг друга на основании предложенных нами либо самостоятельно выработанных критериев. В качестве примера предлагаем вниманию читателя один из листов достижений студентов, используемых нами в процессе ролевой понятийно-терминологической игре при изучении дисциплины «Технологии профессионального образования» (табл. 3).

Таким образом, самостоятельная работа студентов как вид их учебно-познавательной деятельности способствует выработке установки на самостоятельное и систематическое пополнение своих знаний, умений ориентироваться в потоке информации при решении учебно-профессиональных задач, соответственному продвижению от низших к

высшим уровням мыслительной деятельности. Различные виды и формы самостоятельной работы должны отвечать и различным дидактическим задачам. В учебно-методическом комплексе необходимо указать место самостоятельной работы, задание, время, выделяемое для выполнения заданий, приемы стимулирования деятельности, оборудование, дидактические материалы и другие средства обучения. Успеху самостоятельной работы способствует соблюдение педагогически продуманной последовательности, а именно: усложнение содержания заданий, видов работ, способов их выполнения, четкое следование алгоритму деятельности по организации самостоятельной работы.

Примечания

1. Андрианова Н. Психолого-педагогический подход к проблеме организации самостоятельной работы // Дошкольное воспитание. 1995. № 7. С. 82-85.

2. Антонова А. Самостоятельная работа студентов на учебных занятиях по этикету // Дошкольное воспитание. 2000. № 12. С. 98-100.

3. Жарова Л. И. Учить самостоятельности. М., 1993.

4. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. М., 2003. С. 134.

5. Красницкая Г. С. Самостоятельные работы учащихся педучилищ по курсу «Методика формирования элементарных математических представлений». М., 1986. 111 с.

6. Морева Н. А. Технологии профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. за-вед. М., 2005. С. 282-295.

7. Морева Н. А. Там же.

8. Пан Н. В. Организация самостоятельной работы студентов // Среднее профессиональное образование. 2005. № 3. С. 19-23.

9. Морева Н. А. Там же.

10. Хмелева Н. Организация самостоятельной работы студентов по курсу общей педагогики // Дошкольное воспитание. 1993. № 11. С. 76-78.

11. Красницкая Г. С. Там же.

12. Красницкая Г. С. Там же.

13. Хмелева Н. Там же.

14. Антонова А. Там же.

15. Шестова А. Самостоятельная учебная деятельность студентов // Дошкольное воспитание. 1999. С. 147-152.

16. Пан Н. В. Там же.

17. Морева Н. А. Там же.

18. Морева Н. А. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.