YAK 372.03 ББК 74.102.414
МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
METHODIC SECTION
B.B. АБАШИНА
V.V. ABASHINA
ОРГАНИЗАиИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПО ДИСНИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF UNDERGRADUATE STUDENTS IN THE DISCIPLINE "THEORY AND METHODS OF DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL REPRESENTATIONS IN PRESCHOOL CHILDREN"
В статье рассматривается проблема организации самостоятельной работы студентов бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование», направленность «Дошкольное образование». Самостоятельная работа представлена как средство формирования профессиональной компетенции будущих педагогов дошкольного образования и повышения их мотивации к непрерывному образованию. Акцент делается на групповые формы работы, которые допускают вариативные способы выполнения задания и максимально обеспечивают активность студентов.
The article deals with the problem of organization of independent work of undergraduate students in the field of preparation. Pedagogical education orientation. Preschool education. Independent work is considered as a means of forming the professional competence of future teachers of preschool education and increasing their motivation for continuing education. The emphasis is on group forms of work, which allow for variable methods of performing tasks and maximize the activity of students.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, аудиторная и внеаудиторная работа, групповые формы работы.
Key words: independent work of students, auditor and extracurricular work, group forms of work.
Современные тенденции развития высшей школы связаны с возрастанием роли самостоятельной работы студентов, которая выступает как один из наиболее значимых элементов профессионального образования. Самостоятельная работа является важнейшим условием формирования профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования. В процессе самостоятельной работы в рамках специальных педагогических дисциплин студенты высшей школы решают задачи формирования профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций, а также непрерывного личностного саморазвития.
П.И. Пидкасистый [2] рассматривает самостоятельную работу как выполнение различных заданий учебного, исследовательского и самообразовательного характера. Задания для самостоятельной работы должны быть скон-
струированы так, чтобы они способствовали усвоению системы профессиональных знаний, а также формировали способы познавательной и профессиональной деятельности.
Т.И. Шамова [4] выделяет следующие признаки, характеризующие самостоятельную работу как организационную форму: наличие цели, конкретного задания; четкое определение формы выражения результата самостоятельной работы; определение формы проверки ее результата; обязательность выполнения самостоятельной работы. Таким образом, самостоятельная работа как организационная форма требует обязательного руководства со стороны преподавателей, выполняющих роль консультанта, наставника, тьютора и т.д.
Е.М. Третьяков [7, с. 201] отмечает, что цель самостоятельной работы студентов - научить их осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, чтобы в дальнейшем привить потребность и умение непрерывно повышать свою квалификацию.
Мы согласны с утверждением, что под самостоятельной работой следует понимать деятельность, которая стимулирует познавательную активность обучающего, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес, способствует дальнейшему повышению квалификации будущего выпускника вуза [5, с. 227].
В системе подготовки будущих педагогов дошкольного образования дисциплина «Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста» занимает важное место. Это один из базовых курсов в системе профессиональной подготовки будущих педагогов. В процессе изучения данной дисциплины студенты овладеют содержанием и способами развития математических представлений с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, учатся анализу и оценке условий и педагогических технологий, используемых в процессе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста в условиях внедрения
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста» определяется основными задачами курса, которые можно сформулировать следующим образом: формировать у студентов готовность реализовывать образовательную программу по предмету в дошкольной организации в соответствии с требованиями образовательных стандартов, использовать современные методы и технологии обучения и диагностики.
В результате изучения дисциплины студент должен знать психолого-педагогические основы освоения дошкольниками математических представлений, владеть методическими подходами к организации образовательного процесса по их формированию, использовать современные образовательные технологии обучения и диагностики, а также иметь опыт проектирования образовательной деятельности по формированию математических представлений у дошкольников.
Достичь поставленных целей невозможно без грамотно спланированной самостоятельной работы студентов, которая требует продуманной организации и методической поддержки её преподавателем: определения целей, отбора видов учебной работы, разработки заданий для самостоятельной работы, установление сроков их выполнения, консультаций, контроля качества выполнения самостоятельной работы.
Самостоятельная работа по дисциплине осуществляется в двух общепринятых формах: аудиторной и внеаудиторной. Как известно, аудиторная самостоятельная работа выполняется в рамках учебного процесса под контролем преподавателя, у которого возможно получить консультацию, а внеаудиторная - без непосредственного участия преподавателя, но при его методическом руководстве. Используемые формы самостоятельной работы определяются целями и задачами, содержанием дисциплины, изучаемой темой, типом занятия, степенью подготовленности студентов и другими факторами.
На самостоятельную работу студентов по дисциплине «Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста» отводится 60% учебного времени от её общей трудоёмкости. В процессе освоения дисциплины используются разные виды самостоятельной работы.
На лекции можно предложить следующие: экспресс-опрос, поиск ответов на проблемные вопросы лекции, составление её плана и опорного конспекта, чтение фрагментов лекции, касающихся дискуссионных вопросов, решение ситуационных задач, выполнение практических заданий после прослушивания лекции, составление кластеров и таблиц.
На семинарских и практических занятиях целесообразно использовать: анализ вариативных образовательных программ дошкольного образования, решение кейсов, проигрывание профессиональных ситуаций, составление планов образовательного процесса, составление заданий для диагностических срезов, анализ конспектов занятий и разработка собственных с последующей демонстрацией в форме деловой игры, подготовка сообщений по дискуссионным проблемам методики и др.
Внеаудиторная самостоятельная работа предполагает максимальную степень самостоятельности студентов. Она представлена такими видами самостоятельной работы: чтение учебно-методической и научной литературы с последующим отчётом в виде индивидуальных сообщений, подготовка рефератов, самостоятельный подбор проблемных ситуаций по изучаемой теме, составление аннотированного списка статей из профессиональных журналов, подготовка рецензий на статью, пособие, создание мультимедийных презентаций по отдельным разделам и темам, составление кроссвордов и т.д.
И.А. Плаксий [3, с. 22] при организации самостоятельной работы студентов выделяет следующие её этапы:
- подготовительный - составление рабочих программ, учебно-методических материалов, диагностика первичного уровня знаний;
- организационный - определение целей, постановка задач для их достижения, установление сроков выполнения работ, консультации (групповые и индивидуальные);
- мотивационно-деятельностный в виде самопроверки, саморефлексии, промежуточного контроля;
- контрольно-оценочный на уровне индивидов и групп - доклады, коллоквиумы, контрольные работы, итоговое тестирование и др.
Логика и содержание самостоятельной работы студентов определяются в рабочей программе учебной дисциплины. В частности, в программе представлено содержание самостоятельной работы, необходимой для подготовки к практическим занятиям, коллоквиумам, контрольным работам и т.д. Важнейшим условием эффективности самостоятельной работы является методическая обеспеченность учебного процесса. Методические рекомендации по выполнению различных видов самостоятельной работы позволяют студентам выделить важные и необходимые элементы теоретического знания, поэтапно выполнять практические задания, учиться самостоятельно мыслить.
Весьма важна в ходе самостоятельной работы студентов мотивация к данному виду деятельности, т.е. в заинтересованность в достижении результата. Психологическими условиями успеха самостоятельной работы студентов является, прежде всего, интерес к выбранной профессии, доброжелательные взаимоотношения между студентами и преподавателем в процессе обучения, понимание студентами значимости и полезности выполняемой работы как с точки зрения подготовки к их будущей профессии, так и с точки зрения их личностного роста.
Следует отметить, что самостоятельная работа осуществляется более эффективно, если она организована как парная или групповая. Такая организация самостоятельной работы способствует усилению мотивации, а также стимулирует интеллектуальную активность обучающихся, которые получают возможность общаться и коллективно решать поставленные перед ними
задачи. Наиболее значимы в подготовке будущих педагогов дошкольного образования те виды самостоятельной работы, которые допускают вариативные способы выполнения задания. Охарактеризуем некоторые из них.
Например, разработка проекта. В форме проекта планируется образовательная деятельность по формированию математических представлений у детей, направленная на формирование операций мыслительной деятельности, развитие интереса к математическим знаниям и др. Проект может быть индивидуальным и групповым. Студенты, готовящие проект, самостоятельно выбирают тему проекта, формы работы и виды деятельности, направленные на решение проектной задачи, готовят презентацию своего проекта
Портфолио - это одно из действенных средств углубления познавательных интересов, развития познавательной активности, рефлексивных способностей студентов. Портфолио студентов по дисциплине «Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста» -это комплекс материалов, демонстрирующих учебные достижения студентов по дисциплине (модулю) за определенный период обучения и свидетельствующих о его готовности решать профессиональные задачи. Портфолио позволяет проследить индивидуальные достижения студента, достигнутый им в процессе изучения дисциплины.
Составление и решение ситуационных задач - вид самостоятельной работы, направленный на активизацию студентов и повышение их мотивации к изучению дисциплины. Данный вид самостоятельной работы учит излагать свою профессиональную позицию, защищать собственную точку зрения. Вначале студенты работают над ситуационной задачей индивидуально, продумывая собственный способ разрешением проблемы, представленной в ситуационной задаче. Далее они объединяются в пары и в процессе диалога согласовывают свои точки зрения, вырабатывая общее решение. Затем, объединяясь в группы по 4-5 человек, обсуждают разные варианты решения профессиональной проблемы.
Работа в подгруппах над решением одной и той же профессиональной задачи (разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности, плана консультации для родителей, проекта развивающей предметно -пространственной среды для самостоятельной познавательно - исследовательской деятельности дошкольников и т.д.) готовит студентов к осуществлению профессиональной коммуникации. Например, перед подгруппами студентов ставится задача спланировать ход непосредственно образовательной деятельности, предварительно обсудив критерии, которым она должна соответствовать. По истечении отведённого на эту работу времени каждая подгруппа представляет планирование своей непосредственно образовательной деятельности, другие подгруппы проводят её оценку в соответствии с обозначенными критериями. Выявляются методические ошибки и почему они возникли, насколько изменилось представление студентов о способе действия по сравнению с первоначальным, чему они научились на данном занятии.
Современные подходы к организации самостоятельной работы студентов связаны с созданием и использованием информационно-коммуникационной образовательной среды. Достоинство информационно-коммуникационных технологий и образовательных порталов заключается в том, что они обеспечивает не только персонифицированный доступ пользователей к информации, но и дают возможность коммуникации участников образовательного процесса между собой посредством чата, форумов, сообщений и т.д.
Самостоятельная работа студентов должна носить вариативный характер, учитывать индивидуально - творческие особенности обучаемых. Так, задания для самостоятельной работы могут носить репродуктивный, эвристический и творческий характер. Наличие вариативных заданий по различным темам курса даёт возможность индивидуализировать процесс обучения путём подбора дифференцированных заданий для самостоятельной работы.
Таким образом, основной целью самостоятельной работы студентов по дисциплине «Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста» является обеспечение условий для успешной профессиональной подготовки специалистов высокой квалификации, способных профессионально и максимально эффективно достигать поставленных целей. Самостоятельная работа студентов требует определения целей, содержания и контроля со стороны преподавателя. Эффективно организованная самостоятельная работа студентов позволит сформировать необходимые профессиональные компетенции будущих педагогов дошкольного образования и повысить их мотивацию к непрерывному образованию.
Литература
1. Абашина, В.В. Теория и технология развития математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие для студ. пед. вузов по направлению подгот. 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) / В.В. Абашина. - Сургут : РИО СурГПУ, 2016. - 182 с.
2. Пидкасистый, П.И. Сущность самостоятельной работы студентов и психолого- дидактические основы ее классификации [Текст] / П.И. Пидкасистый // Проблемы активизации самостоятельной работы студентов. - Пермь : Пермский университет, 2000. - С. 23-24.
3. Плаксий, И.А. Качественные параметры высшего образования [Текст] / И.А. Плаксий // Знание. Понимание. Умение. - 2004. - № 1. - С. 21-24.
4. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников [Текст] / Т.И. Шамова. - М. : Педагогика, 1982. - 209 с.
5. Самиева, О.Б. Самостоятельная работа студентов вуза в условиях кредитной технологии обучения [Текст] / О.Б. Самиева, А.Н. Сбитнева // Вектор науки ТГУ. - 2012. - № 1 (12). - С. 226-228.
6. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста (Б3.В. ОД.6.). Рабочая программа : учеб.-метод. обеспечение дисциплины // Образовательный портал СурГПУ [Электронный ресурс] : Направление подгот. 44.03.01 Дошкольное образование / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В. Абашина. - Электрон. дан. - Сургут : СурГПУ, 2018. - Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.
7. Третьяков, Е.М. Организация самостоятельной работы студентов как формы учебного процесса в вузе [Текст] / Е.М. Третьяков // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2015. - № 4. - С. 200-204.