МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ СРС У СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ И ВРАЧЕЙ-
ОРДИНАТОРОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА 1 2 Кислюк Г.И. , Снопкова А.Г. Email: [email protected]
1Кислюк Галина Ивановна - кандидат медицинских наук, доцент, кафедра педиатрии, факультет постдипломного образования; 2Снопкова Анастасия Геннадьевна - студент магистратуры, кафедра непрерывного постдипломного образования, Курский государственный университет, г. Курск
Аннотация: самостоятельная работа учащихся способствует более эффективному приобретению и закреплению знаний, их преобразованию в умения и навыки и является у студентов старших курсов и ординаторов неотъемлемой частью подготовки врача. По мере освоения профессиональных знаний, увеличивается роль СРС в учебном процессе, возрастает сложность предлагаемых заданий. Использование различных методических подходов, разнообразие форм самостоятельной работы учащихся способствуют успешному формированию профессиональных навыков и умений у молодого врача-педиатра. Ключевые слова: методика преподавания, самостоятельная работа студента.
A DIFFERENTIATED APPROACH TO THE ORGANIZATION OF SIDS IN STUDENTS OF SENIOR COURSES AND DOCTOR-ODINATORS PEDIATRIC FACULTY Kislyuk G.I.1, Snopkova А.&2
1Kislyuk Galina Ivanovna - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PEDIATRICS, FACULTY OF POSTGRADUATE EDUCATION;
2Snopkova Anastasia Gennadievna - Graduate Student, DEPARTMENT OF CONTINUOUS POSTGRADUATE EDUCATION, KURSK STATE UNIVERSITY, KURSK
Abstract: the independent work of students contributes to the more effective acquisition and consolidation of knowledge, their transformation into skills and is the students of senior courses and residents an integral part of the training of a doctor. As the development of professional knowledge, the role of the CDS in the educational process increases, the complexity of the proposed tasks increases. The use of various methodological approaches, the variety of forms of independent work of students, contribute to the successful formation of professional skills and skills in a young pediatrician. Keywords: teaching methods, independent work of a student.
УДК 378.048.2
Одной из основных задач высшей школы по улучшению качества профессиональной подготовки будущих врачей-педиатров является разработка путей совершенствования самостоятельной работы (СРС) у студентов старших курсов и врачей-ординаторов. Самостоятельная работа учащихся способствует более эффективному приобретению и закреплению знаний, их преобразованию в умения и навыки [1, 2, 3]. На самостоятельную работу студентов (СРС) отводится 25-30% учебного времени, ее объем увеличивается от курса к курсу по мере углубления знаний по дисциплине [3].
Целью СРС является освоение практических навыков, включающих курацию больных, оформление медицинской документации, отработку методики обследования больного ребенка, оказания помощи при неотложных состояниях у детей, работу с литературой, написание рефератов и курсовых работ, участие в работе студенческого научного общества и проч. [4, 5].
Самостоятельная работа разделена по отдельным темам в соответствии с учебной программой и проводится во время прохождения студентами определенных разделов курса детских болезней. На практических занятиях студенты 5 курса, в рамках СРС, осваивают навыки курации больного и написания учебной истории болезни; во время производственной практики они осваивают профессиональные навыки и умения по организации ухода и лечения больного ребенка, с последующей сдачей экзамена [3].
У студентов 6 курса объем СРС значительно увеличивается за счет ведения больного под контролем преподавателя (курация, оформление историй болезни, работа в процедурном кабинете, лаборатории и кабинетах УЗИ и функциональной диагностики; дежурства в клинике; участие в патологоанатомических конференциях; работа с литературой (подготовка обзоров литературы, докладов по курируемым больным на тематических обходах)) [2, 3].
СРС врачей-ординаторов заключается в самостоятельном ведении 8-9 больных детей под контролем преподавателя и заведующего отделением. Курация, ночные дежурства, оформление медицинской документации, работа в кабинетах функциональной диагностики, рентген-кабинете, в лабораториях способствуют формированию у молодых врачей практических навыков диагностики и лечения больных детей.
Одной из форм самостоятельной работы студента, является выполнение курсовой работы, с докладом результатов исследования на научно -практических конференциях молодых ученых.
Для организации самоподготовки учащихся на кафедре разработаны методические рекомендации, содержащие блоки информации, алгоритм диагностики и лечения больных, задания, включающие заполнение учебных таблиц, решение ситуационных задач и тестов. Кроме того, для дистанционного обучения врачей-ординаторов сотрудниками кафедры созданы электронные методические пособия, на платформе ISPRING, которые включают электронные лекции, клинические разборы больных, литературные обзоры и проч., с заключительным контролем усвоения знаний (решение тестов и типовых задач).
Контроль СРС является частью текущего рейтинга у студентов 5 курса, у студентов 6 курса и врачей-ординаторов результаты самостоятельной работы также учитываются при проведении контроля практических навыков на полугодовой и итоговой аттестации с оценкой практических навыков у постели больного (физикальное обследование, оценка результатов клинических, биохимических, иммунологических и бактериологических исследований и данных инструментальных методов (ЭКГ, рентген-и ультразвукового исследования головного мозга, сердца, внутренних органов, допплерографии и др.), адекватность назначенной терапии).
В результате выполнения всех видов самостоятельной работы, в процессе обучения студенты и врачи ординаторы получают и отрабатывают профессиональные навыки, необходимые в последующей практической деятельности врача-педиатра.
Список литературы /References
1. Анфиногенова О.Б., Шмакова О.В., Рудаева ¿./".Самостоятельная работа студентов как основа познавательной деятельности в формировании высококвалифицированных специалистов // Технологии организации самостоятельной работы обучающихся: материалы VIII Межрегиональной научно-методической конференции: сборник трудов. Кемерово: КемГМУ, 2016. С. 35-36.
2. Кислюк ГИ, Косинова А.Г. CASE-STUDY-технология отработки профессиональных навыков у врачей-интернов // Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов: материалы всерос. науч. конф. Курск: КГМУ, 2017. Т. 2. С. 277-281.
3. Кислюк Г.И., Бабенко М.Б. Организация учебного процесса в преподавании педиатрии // Пути оптимизации учебного процесса в медицинской высшей школе: материалы регион. Учебно-метод. конф. Караганда: КГМА, 2000. С. 38-39.
4. Кислюк Г.И. Патология детей раннего возраста: учебно-методическое пособие. Караганда: КГМА, 2006. 105 с.
5. Профилактическая работа врача-педиатра: учебное пособие / Л.В. Никитина, С.А. Ерина, Г.И. Кислюк [и др.] / под ред. Л.В. Никитиной. Курск: КГМУ, 2009. 162 с.
6. Виниченко И.В., Нехаенко А.В. Организация проектной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки. Проблемы современной науки и образования, 2016. № 29 (71). С. 72-74.
7. Константинов А.В. Значение и роль самостоятельной работы студента в учебной деятельности. Проблемы современной науки и образования, 2016. № 9 (51). С. 70-73.