Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы клинических ординаторов на основе личностно-деятельностного подхода'

Организация самостоятельной работы клинических ординаторов на основе личностно-деятельностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
557
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ / МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ACTIVITY-BASED APPROACH / INDEPENDENT WORK OF LEARNERS / MODULE TECHNOLOGY / CONTROL METHODS FOR INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерофеев Сергей Александрович, Лопанова Елена Валентиновна

В статье представлен опыт организации самостоятельной работы на кафедре ортопедии и травматологии ГБОУ ВПО ОмГМА, как основы становления активной позиции обучающихся, личностного смысла познавательной деятельности врачей-ординаторов. Разработка алгоритма оказания помощи пострадавшему, подбор современных ортопедических конструкций, решение кейсов, курация больных как виды самостоятельной деятельности врачей-ординаторов позволяют освоить профессиональные компетенции более качественно. Задания для самостоятельной работы включают частичное или полное воспроизведение методов науки, опираются на запас теоретических знаний, практических умений и навыков, содержат новый для клинического ординатора материал и обеспечивают получение обратной информации об умственных операциях и качестве выполненной работы. Организация выполнения клиническими ординаторами разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, клинического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерофеев Сергей Александрович, Лопанова Елена Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of the independent work of resident physicians on the basis of person-functioning approach

The article covers the issues in respect to experience in organization of independent work at the Department of Traumatology and Orthopedics of the Omsk State Medical Academy as a basis for active position development amid learners and personal cognitive activity of medical residents. Development of algorithm to provide a medical care for an injured person, modern orthopedic construction selection, cases solution, supervision of patients as independent professional activity of residents allow mastering the professional competences. Tasks for independent work include partial and complete simulation of methods of science, based on theoretical knowledge, practical experience and skills, include new material and provide adequate feedback in respect of cognitive activity and quality of implemented work. Diversity of independent work implementation by clinical residents contributes to cognitive and creative abilities development as well as clinical thinking.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы клинических ординаторов на основе личностно-деятельностного подхода»

УДК 3778.048.2:614253.4

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

С.А. Ерофеев, Е.В. Лопанова,

ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия»

Лопанова Елена Валентиновна - e-mail: elena@lopanova.ru

В статье представлен опыт организации самостоятельной работы на кафедре ортопедии и травматологии ГБОУ ВПО ОмГМА как основа становления активной позиции обучающихся, личностного смысла познавательной деятельности врачей-ординаторов. Разработка алгоритма оказания помощи пострадавшему, подбор современных ортопедических конструкций, решение кейсов, курация больных как виды самостоятельной деятельности врачей-ординаторов позволяют освоить профессиональные компетенции более качественно. Задания для самостоятельной работы включают частичное или полное воспроизведение методов науки, опираются на запас теоретических знаний, практических умений и навыков, содержат новый для клинического ординатора материал и обеспечивают получение обратной информации об умственных операциях и качестве выполненной работы. Организация выполнения клиническими ординаторами разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, клинического мышления.

Ключевые слова: личностно-деятельностный подход, самостоятельная работа обучающихся,

модульная технология, методы контроля самостоятельной работы.

The article covers the issues in respect to experience in organization of independent work at the Department of Traumatology and Orthopedics of the Omsk State Medical Academy as a basis for active position development amid learners and personal cognitive activity of medical residents. Development of algorithm to provide a medical care for an injured person, modern orthopedic construction selection, cases solution, supervision of patients as independent professional activity of residents allow mastering the professional competences. Tasks for independent work include partial and complete simulation of methods of science, based on theoretical knowledge, practical experience and skills, include new material and provide adequate feedback in respect of cognitive activity and quality of implemented work. Diversity of independent work implementation by clinical residents contributes to cognitive and creative abilities development as well as clinical thinking.

Key words: activity-based approach, independent work of learners, module technology,

control methods for independent work.

Двадцать первый век обозначился трансформацией парадигм в здравоохранении и образовании. Изменение парадигмы требует и изменения менталитета образования: переход его от экстенсивного, основными направлениями которого были передача готового медицинского опыта и формирование у обучающихся способности к действию, к продуктивному и интенсивному образованию, которое подразумевает активную позицию обучающихся, их практическую подготовку для службы охраны здоровья населения и развитие творческих способностей [1, 2, 3]. Т. е. происходит качественный переход от парадигмы обучения к парадигме учения.

Курс на модернизацию образования в системе высшей школы России и стремительный прогресс медицинских технологий вызывают необходимость поиска новых эффективных методов обучения [4, 5, 6, 7]. В условиях увеличения дидактического объема учебного материала, нарастающего потока научно-практической информации по предмету возрастает доля самостоятельной работы (СР) обучающихся. Планирование и организация самостоятельной работы являются одним из наиболее слабых мест в практике послевузовского образования в условиях современной образовательной ситуации (диверсификация высшего образования, введение новых образовательных стандартов, внедрение системы педагогического мониторинга, формирование симуляционных отделов и т. д.) [5, 8]. Постоянное внедрение

в повседневную практику новейших медицинских технологий требует совершенствования системы постдипломной подготовки специалистов. Необходимо гармоничное сочетание фундаментальных знаний с основами диагностики и лечения травм и заболеваний опорно-двигательной системы.

Таким образом, целью нашей работы стало определение характера и возможности самостоятельной деятельности клинических ординаторов кафедры травматологии и ортопедии ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» (ГБОУ ВПО ОмГМА) как средства овладения методами самостоятельной познавательной деятельности.

Объектом исследования определена самостоятельная деятельность клинических ординаторов кафедры травматологии и ортопедии в системе постдипломной подготовки специалистов.

Эффективность послевузовского обучения специалистов базируется на гармоничном сочетании фундаментальных знаний с основами диагностики и лечения травм и заболеваний опорно-двигательной системы. При этом должна соблюдаться рациональная преемственность между традициями и новациями в образовательных технологиях, которые должны быть непрерывными, эффективными, конкурентоспособными и базироваться на основе современных стандартов качества.

Для адекватной подготовки клинических ординаторов на кафедре травматологии и ортопедии ГБОУ ВПО ОмГМА на

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

основе федеральных государственных требований подготовлены рабочие программы по специальности «Травматология и ортопедия». В соответствии с основной профессиональной образовательной программой послевузовского профессионального образования по специальности «Травматология и ортопедия» (ординатура) в учебном плане выделено 587 часов (16,3 з/е). Модульная технология построения учебного процесса на кафедре направлена на решение двух взаимосвязанных проблем: содержания и организации обучения, т. е. управление процессом обучения.

Управление содержанием обучения включает в себя соблюдение с определенной корректировкой как учебных программ и планов, так и тематики и содержания семинарских занятий с учетом преемственности между традициями и новациями в образовательных технологиях. Управление процессом обучения включает организацию педагогического процесса, направленного на совершенствование самостоятельной активной работы клинических ординаторов, умение применять полученные знания на практике. Все это позволяет формировать конкурентоспособного, мыслящего и подготовленного к профессиональной деятельности врача травматолога-ортопеда.

На кафедре травматологии апробирована современная система организации самостоятельной работы клинических ординаторов. Основным принципом организации СР стал переход от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли обучающегося к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Для организации аудиторной СР используются задания следующих видов:

1. В рамках разработанной модульной технологии для получения и усвоения необходимых теоретических знаний по избранной специальности наряду с лекционным курсом регулярно проводятся активные семинарские занятия, в подготовке к которым главенствующая роль отводится самостоятельной работе клинических ординаторов. На каждую тему семинара назначается ответственный исполнитель. В его задачу входит подготовка доклада-презентации, в которой должны быть отражены топографо-анатомические особенности поврежденного сегмента, этиологические факторы, приводящие к травме или заболеванию, патогенез повреждения костей и суставов, механизмы смещения отломков и развитие морфологических изменений в тканях, современные (общепринятые) классификации, клинические симптомы, объективные методы диагностики и критерии оценки повреждения или стадийности заболевания. Исполнителем в алгоритм оказания помощи пострадавшему должно быть включено этапное оказание неотложной, квалифицированной и специализированной помощи. Показаны варианты консервативного лечения, представлены методы остеосинтеза поврежденных костей, с иллюстрацией моделей современных металлоконструкций для интрамедуллярного и накостного остеосинтеза, а также компоновок аппарата Илизарова. Все остальные слушатели должны отразить это в реферативной форме, в конспектах со схематическим изображением различных вариантов переломов, вывихов. Должны быть показаны особенности смещения отломков в зависимости от уровня перелома и точек прикрепления

мышц поврежденного сегмента. Это позволяет им на основании самостоятельной работы с глубокой проработкой изучаемых вопросов хорошо знать содержание изучаемой темы и ее теоретические аспекты. Таким образом, при изучении темы все слушатели могут участвовать в обсуждении вопросов и с профессиональной точки зрения, с адекватным пониманием, проводить разбор клинических примеров и решать ситуационные задачи.

2. Решение ситуационных задач. Целями СР над ситуационными задачами являются отработка навыка анализа клинической ситуации, данных инструментального и лабораторного исследования, выделение ведущего клинического синдрома, постановка диагноза в форме протокола его обоснования, обоснование алгоритма оказания первой, неотложной, квалифицированной и специализированной помощи пострадавшим. На кафедре создан банк компьютерных образовательных программ, позволяющих изучать рентгенологические изображения с различными переломами опорно-двигательной системы, имеется банк ситуационных задач. Контроль за выполнением этой формы СР осуществляется в виде опроса, ролевой игры или в письменной форме.

3. Задания в форме кейсов. В нашей стране кейс-метод (метод анализа ситуаций (прецедентов)) активно развивается, однако его применение сдерживает отсутствие базы кейсовых заданий [7, 8]. Настоящая работа является первой попыткой обобщения и анализа практики создания и использования кейс-метода в процессе подготовки специалистов в области травматологии и ортопедии. На кафедре создается современная база кейсовых заданий для клинических ординаторов. Основными источниками сюжетов, проблем и фактологической базой для написания кейсов по медицине и травматологии, в частности, являются истории болезни, карты больных, лучевые изображения, протоколы операций и т. д. Необходимо подчеркнуть, что кейсы, используемые в курсе обучения, должны базироваться на «местном» материале, так как ссылка в кейсе на знакомую клинику, аппаратуру, клиническую или жизненную ситуацию и т. д. вызывают большой интерес у учащихся. Клинические ординаторы чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают среду и контекст, в котором происходят события, описанные в кейсах. Сотрудниками кафедры разрабатывается схема-алгоритм создания и оформления кейсов по травматологии и ортопедии.

4. Важнейшим этапом подготовки специалиста является приобретение практических навыков клинической диагностики, определение достоверных и вероятных симптомов, выявляемых с помощью дополнительных объективных

методов исследования, в том числе инвазивных. Для этого в распоряжении кафедры в клиниках города имеются различные профильные отделения, имеющие определенную

лечебную специализированную направленность: травма длинных трубчатых костей, повреждения и заболевания позвоночного столба, ортопедические заболевания скелета, оказание помощи при сочетанных травмах, термических поражениях, а также оказание амбулаторной помощи ортопедотравматологическим больным. Кроме того, практические навыки приобретаются на обязательных дежурствах по неотложной помощи при оказании травматологических пособий пациентам с повреждениями опорно-двигательной

системы. В условиях приемного покоя, работая совместно с дежурными врачами, они осваивают методики местной анестезии, пункции суставов, блокады места перелома, приемы закрытой ручной репозиции отломков, методики вправления вывихов. Приобретают опыт первичной хирургической обработки ран, изготовления и наложения гипсовых повязок, осуществления скелетного вытяжения. При наличии хороших теоретических знаний клиническим ординаторам и интернам доверяется, под контролем преподавателей кафедры, выполнять на практике травматологические пособия, а наиболее успешные к концу первого года самостоятельного обучения осуществляют некоторые оперативные приемы. Но что очень важно, они психологически готовы работать в разных врачебных коллективах, т. е. приобретают навык и опыт работы в команде.

5. Обязательным разделом технологии обучения является проведение обсуждений курируемых больных, анализ оказания им специализированной помощи. Обсуждение проводится в виде дискуссий, в том числе с оценкой различных вариантов остеосинтеза. Для ориентации в этих вопросах в качестве средств визуализации используются ранее подготовленные слушателями мультимедийные презентации, отснятые в отделениях операции, обучающие фильмы и пр. Обсуждение проводится на основе группового взаимодействия с распределениями ролей врачей-травматологов, оказывающих неотложную помощь с этапа первой врачебной до специализированной помощи, здесь же отрабатывается технология взаимодействия с другими узкими специалистами (нейрохирургами, торакальными, общими хирургами, реаниматологами и пр.) при наличии сочетанной или комбинированной травмы. Подготовка клинического наблюдения. В ежедневной клинической практике травматологов-ортопедов встречаются интересные, поучительные, редкие или типичные клинические случаи. Создание базы клинических случаев по разделам травматологии и ортопедии руками самих клинических ординаторов способствует освоению практических навыков и становится важным этапом профессионального становления специалистов.

6. Важное значение имеет стимуляция профессиональной мотивации клинических ординаторов в процессе обучения. Следует сказать, что мотивация к познанию травматологии и ортопедии начинается в период вузовского обучения, когда студенты участвуют в работе СНО, выполняют под руководством сотрудников кафедры научноисследовательскую работу, посещают проводимые кафедрой элективы. В период постдипломного образования кафедра способствует возможности ранней специализации в выбранной профильной специальности наиболее успешным ординаторам второго года обучения. Это позволяет им в клинических отделениях освоить значительное количество новых, наиболее современных лечебнодиагностических технологий и манипуляций. Научная заинтересованность ординаторов и интернов реализуется в научных исследованиях кафедры и академии, дает возможность участвовать в грантовых программах, таких как «Умник», что обеспечивает разностороннее получение знаний, участие в научных конференциях, а также определенную финансовую поддержку.

7. Контроль. Результативность СР во многом определяется наличием адекватных методов ее контроля. В своей работе

мы используем все традиционные методы контроля, но особенное внимание при организации СР уделяется текущему контролю. Для объективной оценки теоретических знаний и практических навыков разработана система разноуровневого тестового контроля, включающая регулярную проверку мануальных навыков кураторами отделений. Для контроля и учета выполненной ординатором работы в академии разработан «Дневник клинического ординатора». Учащимся предлагается записывать информацию о проделанной СР. В конце семестра по результатам работы подводятся итоги и заполняется таблица освоения практических навыков, составленная в соответствии с действующим образовательным стандартом. Дневник подписывается преподавателем или заведующим отделением, в котором работал клинический ординатор. Ежемесячно дневники передаются куратору для проверки.

Другим важным методом контроля СР учащихся является портфолио как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений клинического ординатора как за определенный этап, так и за весь период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимся в разнообразных видах деятельности, является средством обратной связи и инструментом самооценки, позволяет клиническому ординатору следить за своими успехами. Целями подготовки портфолио являются накопление информации о собственной деятельности и теоретической учебной информации, обучение систематизации сведений, развитие навыков ведения письменной документации, анализа собственной деятельности, отражение личностного развития. Методом портфолио производится индивидуальная накопительная оценка процесса обучения, отслеживание индивидуального прогресса учащегося в его профессиональной деятельности, его способности практически применить приобретенные знания и умения.

По окончании первого года обучения клинические ординаторы проходят аттестацию с применением тестов, проверкой навыков и индивидуальным собеседованием. По завершении учебы - выпускной трехуровневый экзамен, который включает итоговый тестовый контроль, сдачу практических навыков и углубленное собеседование.

Таким образом, основной целью и итогом обучения клинических ординаторов является выпуск молодого специалиста с формированием профессиональных компетентностей, отвечающего всем современным требованиям избранной специальности. Самостоятельная работа в современных условиях является одним из ведущих факторов подготовки специалиста. Залогом успешной организации СР учащихся является активное использование современных педагогичес-ких приемов обучения и компьютерной техники, введение в учебный процесс активных методов обучения. Решающая роль в организации СР принадлежит преподавателю, который должен работать не с ординаторами вообще, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Особого внимания требуют вопросы мотивационного, процессуального, технологического обеспечения самостоятельной аудиторной и внеаудиторной познавательной деятельности учащихся, составляющего целостную педагогическую систему, учитывающую индивидуальные интересы, способности и склонности обучающихся.

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

Выводы

1. Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний обучающихся по изучаемой специальности, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

2. Систематически проводимая самостоятельная работа (изучение учебной литературы, решение ситуационных задач, систематизация и анализ клинических наблюдений, постоянное совершенствование практических навыков) при правильной ее организации способствует получению клиническими ординаторами более глубоких и прочных знаний.

3. Организация выполнения клиническими ординаторами разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

4. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у клинических ординаторов умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.

5. Заданиям для самостоятельной работы при изучении профессиональных дисциплин свойственно частичное или

полное воспроизведение какого-либо метода наук. Эти задания должны опираться на запас ранее усвоенных теоретических знаний, практических умений и навыков, иметь четко выраженную структуру, содержать новый для клинического ординатора материал, а также обеспечивать получение обратной информации об умственных операциях и качестве выполненной работы.

р ЕЗ

ЛИТЕРАТУРА

1. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы. М.: Юнити-Дана, 2012. 448 с.

2. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы. М.: Феникс. 2011. 544 с.

3. Шарипов Ф.В. Психология и педагогика высшей школы. М.: Логос. 2012. 448 с.

4. Делия В. Профессионализация в условиях современной системы инновационного образования. М.: ИСЭПиМ, 2011. 292 с.

5. Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов. М.: Дашков и Ко, 2008. 64 с.

6. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. М.: Академия, 2011. 192 с.

7. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии. М.: Академия, 2011. 288 с.

8. Покушалова Л.В. Метод саэе-Б^у как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов. Молодой ученый. 2011. № 5. Т. 2. С. 155-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.