6. Федеральный закон от 02.12.2013 г. №343-Ф3 «О внесе- 7. Федеральный закон от 02.12.2013 г. №340-ФЗ «О внесе-
нии изменения в статью 19.8 Кодекса Российской Федерации нии изменений в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» об административных правонарушениях»
REFERENCES
1. Kosheleva V.V. Administrativnaya otvetstvennost rukovoditelya LPU za nepravilnoe razmeschenie zakazov // Zdravoohranenie. - 2011. - №9. - P.18-26. (in Russian)
2. Federalnyiy zakon ot 21.07.2005 N 94-FZ «O razmeschenii zakazov na postavki tovarov, vyipolnenie rabot, okazanie uslug dlya gosudarstvennyih i munitsipalnyih nuzhd» (in Russian)
3. Federalnyiy zakon ot 05.04.2013 N 44-FZ «O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyih i munitsipalnyih nuzhd» (in Russian)
4. Federalnyiy zakon ot 02.11.2013 N 285-FZ «O vnesenii izmeneniy v Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnyih pravonarusheniyah i statyu 3 Federalnogo zakona «O vnesenii
izmeneniy v Federalnyiy zakon «O bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya» i Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnyih pravonarusheniyah» (in Russian)
5. Federalnyiy zakon ot 02.12.2013 N 326-FZ «O vnesenii izmeneniy v Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnyih pravonarusheniyah» (in Russian)
6. Federalnyiy zakon ot 02.12.2013 N 343-FZ «O vnesenii izmeneniya v statyu 19.8 Kodeksa Rossiyskoy Federatsii ob administrativnyih pravonarusheniyah» (in Russian)
7. Federalnyiy zakon ot 02.12.2013 N 340-FZ «O vnesenii izmeneniy v statyu 28.3 Kodeksa Rossiyskoy Federatsii ob administrativnyih pravonarusheniyah» (in Russian)
Информация об авторах:
Алексеевская Татьяна Иннокентьевна - д.м.н., профессор кафедры, 664003, г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, e-mail: [email protected]; Козырев Павел Николаевич - аспирант, e-mail: [email protected]
Information About the Authors:
Alekseevskaya Tatiana Innokentevna - MD, PhD, professor of 664003, Irkutsk, Krasnogo Vosstania st., 1, e-mail: [email protected];
Pavel Kozyrev - post-graduate student, e-mail: [email protected]
© ПЕРФИЛЬЕВ А.А., КОЛЯДО Е.В., ЛАЗАРЕВ В.С., ЛЕЩЕНКО В.А. БАТРАК Ю.М. - 2014 УДК 614.251 : 655.228 : 340.133-021.412.1
СУЩЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Алексей Анатольевич Перфильев3, Елена Владимировна Колядо1, Виталий Сергеевич Лазарев4, Владимир Алексеевич Лещенко2, Юрий Михайлович Батрак5 ('НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН, г. Новокузнецк, директор - д.м.н., проф. В.В. Захаренков, лаборатория проблем охраны здоровья сельского населения, зав. - д.м.н., проф. В.Б. Колядо; 2Диагностический центр Алтайского края, гл. врач - к.м.н. В.А. Лещенко; 3Центр государственного заказа в сфере здравоохранения Алтайского края, руководитель - Е.А. Клюева; 4Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, начальник - И.В. Долгова; 5Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования, Барнаул, гл. врач - к.м.н. Л.Г. Григоричева)
Резюме. С целью изучения существенных изменений действующего законодательства в сфере рекламы медицинской деятельности, проведён аналитический обзор норм недопущения медицинскими организациями нарушений современных требований при размещении рекламы. Установлено, что размещение медицинскими организациями рекламы услуг необходимо осуществлять в соответствии с требованиями действующего законодательства, что позволит избежать серьезных штрафов за допущенные нарушения.
Ключевые слова: реклама медицинской деятельности, нормативно-правовое регулирование, нарушения, штрафы.
SUBSTANTIAL CHANGES IN WORKING LAW IN THE FIELD OF MEDICAL ADVERTISING
A.A. Perfilyev3, E.V. Kolyado1, V.S. Lazarev4, VA. Leshchenko2, Y.M. Batrak5 ('Research Institute of Complex Hygiene Problems and Professional Diseases, SB of RAMS, Novokuznetsk; 2Altai Krai Diagnostic Center; 3Altai Krai Center of Health Care Government Orders, Altai Krai State Public Institution of Health Care; 4Altai Krai Central Department of Public Health Care and Pharmaceutical; 5Federal Center of Traumatology, Orthopedics and Endoprosthesis Replacement, Federal State Budgetary Institution, of the Ministry of Public Health Care
of the Russian Federation, Barnaul, Russia)
Summary. Objectives of the Research: to study the substantial changes in working law in the field of medical advertising, to make an analytical review of the standards in order to prevent medical institutions from violating up-to-date requirements in the course of advertising placement. Medical institutions should place advertising of their services in compliance with the requirements of the working law, which will allow to avoid substantial penalties for committed violations.
Key words: medical advertising, statutory regulation, violations, penalties
С 1 января 2014 года вступили в силу существенные изменения действующего законодательства в части рекламы медицинской деятельности. Так, в соответствии с частью 8 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" [1] (далее - Закон) реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицин-
ской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях. Следовательно, с 01.01.2014 года реклама медицинских услуг допускается исключительно в
рамках перечисленных выше мероприятий для медицинских или фармацевтических работников или в специализированных печатных изданиях, предназначенных для данных категорий работников.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" [2] (далее - Основы) медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Перечень медицинских услуг утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» [3]. В пункте 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" [4] (далее - Постановление) изложена позиция, согласно которой понятие "медицинская деятельность" в соответствии со статьей 2 Основ шире, чем понятие "медицинская услуга". Соответственно, запрет распространения рекламы медицинских услуг, за исключением распространения такой рекламы в специально определенных Федеральным законом "О рекламе" местах, не распространяется на рекламу медицинской деятельности в целом.
Таким образом, с учетом мнения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, письмом Федеральной антимонопольной службы РФ от 20.01.2014 № АК/1194/14 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе», реклама медицинского учреждения, не содержащая указания на конкретные медицинские услуги, не попадает в сферу действия части 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", в том числе в случае, если такая реклама содержит указание на профиль деятельности организации (специализацию), например: стоматология, терапия, педиатрия и прочее.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе. Пункт 1 Постановления указывает, что при применении данной нормы судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. Так, в соответствии с подпунктом «г» пункта 11 Постановления Правительства от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» [5] медицинская организация обязана предоставить посредством размещения на своем сайте в сети «Интернет», а так же на информационных стендах (стойках) информацию, содержащую следующие сведения: перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты.
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре, услугах), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой. Подробная позиция по квалификации рекламных конструкций изложена в письме Федеральной антимонопольной службы России от 28.11.2013 № АК/47658/13 «О квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных».
С 1 января 2014 года согласно пункту 9 статьи 7 Закона введен полный запрет на рекламу медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности.
Кроме того, пунктом 6 части 5 статьи 5 Закона введено существенное уточнение, что в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагно-
стики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий. А часть 3.1. статьи 24 Закона значительно ограничила рекламу методов народной медицины.
Значительно ужесточились требования к рекламе биологически активных добавок. В соответствии с частью 1.1. статьи 25 Закона, реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В соответствии со статьей 33 Закона и постановлением Правительства РФ от 20.12.2012 г. № 1346 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области рекламы» [6] государственный надзор за соблюдением законодательства о рекламе осуществляет в пределах своих полномочий Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).
К общим требованиям, предъявляемым к рекламе, согласно части 1 статьи 5 Закона, относятся добросовестность и достоверность. Недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара (услуги) с находящимися в обороте товарами (услугами), произведенными (реализуемыми) другими продавцами; порочит честь, достоинство или деловую репутацию других лиц (в т.ч. конкурентов); представляет собой рекламу товара (услуги), которая запрещена данным способом; является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара (услуги); о любых характеристиках услуги; о стоимости, порядке оплаты, размерах скидок на услугу; об официальном или общественном признании, получении медалей, призов или иных наград; о результатах исследований и испытаний и ряд других сведений.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона в рекламе не допускаются использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации; указания на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти либо их должностными лицами; демонстрация курения и потребления алкогольной продукции; использования образов медицинских и фармацевтических работников (за исключением рекламы медицинских услуг в местах проведения медицинских или фармацевтических мероприятий). Не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, национальности, социальной категории, возраста и профессии граждан. В рекламе не допускается использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов); религиозных символов; объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в т.ч. включенных в Список всемирного наследия.
В рекламе товаров (услуг) стоимостные показатели должны указываться в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны и в иностранной валюте.
Не допускается использование скрытой рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями воздействие на их сознание, в т.ч. специальных видеовставок, двойной звукозаписи и др. Не допускается размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей, школьных дневниках и тетрадях.
Статья 7 Закона устанавливает, реклама каких товаров (услуг) на территории РФ не допускается: товаров (услуг), реализация которых запрещена на территории РФ; наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; взрывчатых веществ и материалов (за исключением пиротехнических изделий); органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи; товаров, подлежащих государственной регистрации или обязательному подтверждению соответствия, при отсутствии такой регистрации (или
подтверждения соответствия); товаров (услуг), на реализацию (осуществление) которых требуется получение лицензии или иных специальных разрешений, при отсутствии таковых лицензий (разрешений).
Глава 2 Закона устанавливает законодательные особенности отдельных способов распространения рекламы, статьи 14-15 Закона содержат особенности рекламы в теле- и радиопрограммах: не допускается реклама в дни траура в РФ; уровень звука рекламы не должен превышать средний уровень звука программы (параметры звука регулируются требованиями технического регламента); реклама «бегущей строкой» не должна превышать 15% времени вещания в течение часа; трансляция спортивных соревнований может прерываться рекламой только в перерывах в ходе соревнований либо прерываться таким образом, чтобы не привести к потере существенной информации о ходе соревнования.
В соответствии со статьей 16 Закона размещение в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или «на правах рекламы»; объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более, чем 40% одного номера.
Согласно части 1 статьи 18 Закона распространение рекламы по сетям электросвязи (в т.ч. телефонной, факсимильной, радиотелефонной) допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, причем реклама, будет признана распространенной без согласия адресата, если рекламораспростра-нитель не докажет, что такое согласие было получено.
Статья 19 Закона регламентирует особенности распространения рекламы с помощью рекламных конструкций (щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электрон-
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 13.03.2006 г № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Федеральный закон от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 N 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг».
4. Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе».
5. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 г. N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».
6. Постановление Правительства РФ от 20.12.2012 N 1346 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области рекламы».
ных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных средств). Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку, выдаваемого органом местного самоуправления (часть 9 статьи 19 Закона). В случае самовольной установки рекламной конструкции, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления (часть 10 статьи 19 Закона). Установка рекламной конструкции на здании многоквартирных домов возможна только при наличии согласия собственников, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ (часть 5 статьи 19 Закона).
Часть 6 статьи 20 Закона запрещает распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств.
За нарушения действующего законодательства о рекламе предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 14.3. Кодекса об административных правонарушениях. Нарушения установленных требований выделены в самостоятельный состав правонарушения, за которое установлена повышенная ответственность. Часть 5 статьи 14.3 Кодекса устанавливает, что нарушения установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а так же биологически активных добавок - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2,0 до 2,5 тыс. рублей; на должностных лиц от 10,0 до 20,0 тыс. рублей и на юридических лиц от 200,0 до 500,0 тыс. рублей.
Таким образом, размещение медицинскими организациями рекламы услуг необходимо осуществлять в соответствии с требованиями действующего законодательства, что позволит избежать серьезных штрафов за допущенные нарушения.
REFERENCES
1. Federal Law No. 38-ФЗ On Advertising dd. 13.03.2006
2. Federal Law No. 323-ФЗ On the Principles of Public Health Protection in the Russian Federation dd. 21.11.2011
3. Order No. 1664н On Approval of Health Care Services Nomenclature of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation dd. 27.12.2011
4. Resolution No. 58 On Some Issues Concerning Practice of Implementation of the Federal Law On Advertising by Arbitration (Commercial) Courts of the Plenum of the Supreme Arbitration (Commercial) Court of the Russian Federation dd. 08.10.2012
5. Decree No. 1006 On Approval of the Rules of Paid Health Care Services Rendering by Medical Institutions of the Government of the Russian Federation dd. 04.10.2012
6. Decree No. 1346 On Approval of Regulation On State Supervision of Advertising of the Government of the Russian Federation dd. 20.12.2012
Информация об авторах:
Перфильев Алексей Анатольевич - консультант-аналитик, 656002, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Калинина, 6-а; Колядо Елена Владимировна - научный сотрудник, к.м.н., доцент кафедры, 656045, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Ляпидевского 1, тел. (385) 689686, e-mail: œntrlicmedê'inbox.ru; Лазарев Виталий Сергеевич - начальник отдела, 656031, Алтайский край, г. Барнаул, пр.Красноармейский 95-а, тел. (3852) 62-33-41; Лещенко Владимир Алексеевич - к.м.н., главный врач, 656038, Алтайский край, г. Барнаул, пр.Комсомольский, 75-а, тел. (3852) 261507; Батрак Юрий Михайлович -к.м.н., заместитель главного врача, 656045, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Ляпидевского 1/3, тел. (3852) 297-508.
Information About the Authors:
Perfilyev Alexey - Analyst and Adviser, 656002, Altai Krai, Barnaul, pr. Kalinina, 6-а; Kolyado Yelena - Research Scientist, M.D., Associate Professor, 656045, Altai Krai, Barnaul, ul. Lyapidevskogo, 1, tel.: (385) 689686, e-mail: œntrlicmedê'inbox.ru; Lazarev Vitaliy - Head of the Department, 656031, Altai Krai, Barnaul, pr. Krasnoarmeysky, 95-а, tel.: (3852) 62-33-41; Leshchenko Vladimir - M.D., Head Doctor, 656038, Altai Krai, Barnaul, pr. Komsomolsky, 75-а, tel.: (3852) 261507; Batrak Yuriy - M.D., Deputy Head Doctor, 656045, Altai Krai, Barnaul, ul. Lyapidevskogo, 1/3, tel.: (3852) 297-508