Научная статья на тему 'Особенности нормативно-правового регулирования рекламы медицинской деятельности и ответственность за нарушения действующего законодательства'

Особенности нормативно-правового регулирования рекламы медицинской деятельности и ответственность за нарушения действующего законодательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
605
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕКЛАМА МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / STATUTORY REGULATION / ADVERTISING OF MEDICAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колядо Елена Владимировна, Лазарев Виталий Сергеевич, Перфильев Алексей Анатольевич

Цель исследования: изучить особенности действующего законодательства в сфере рекламы медицинской деятельности, провести аналитический обзор норм с целью недопущения медицинскими организациями нарушений современных требований при размещении рекламы медицинских услуг. Размещение рекламы медицинских услуг необходимо осуществлять в соответствии с требованиями действующего законодательства, что позволит избежать существенных штрафов за допущенные нарушения. С 2005 года удельный вес государственных учреждений здравоохранения, осуществляющих рекламу своих услуг, значительно увеличился.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колядо Елена Владимировна, Лазарев Виталий Сергеевич, Перфильев Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of legal regulation of advertising of medical activity and responsibility for violation of the current legislation

To study the specifics of the applicable laws in relation to the advertising of the medical activities; to do an analytical review of the norms of the law for the purpose of prevention of violation of the up-to-date legal requirements by the healthcare organizations in the course of the advertising of the medical activities. The advertising of the medical activities shall correspond to the applicable laws and allow for avoidance of the applicable fines imposed for such violations. Since 2005 the proportion of the state healthcare organizations advertising their services has significantly increased.

Текст научной работы на тему «Особенности нормативно-правового регулирования рекламы медицинской деятельности и ответственность за нарушения действующего законодательства»

Информация об авторе:

Ма Чунъюй - к.п.н., доцент Хэбэйского университета, КНР, 071002, г. Баодин, институт иностранных языков Хэбэйского университета, тел. и факс: 86-312-5073256, e-mail: hbu_ru@mail.ru

Information About the author:

Ma Chongyu - Candidate of Education, Associate Professor, Hebei University, China, e-mail: hbu_ru@mail.ru

АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА И ЭТИКИ

в КОЛЯДО Е.В., ЛАЗАРЕВ B.C., ПЕРФИЛЬЕВ А.А. - 2014 УДК 614.251.2: 347.777 + 34.03: 347.51(046)

ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМЫ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Елена Владимировна Колядо1, Виталий Сергеевич Лазарев2, Алексей Анатольевич Перфильев2 (1НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН, г. Новокузнецк, директор - д.м.н., проф. В.В. Захаренков; 2Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, Барнаул, начальник - И.В. Долгова)

Резюме. Цель исследования: изучить особенности действующего законодательства в сфере рекламы медицинской деятельности, провести аналитический обзор норм с целью недопущения медицинскими организациями нарушений современных требований при размещении рекламы медицинских услуг. Размещение рекламы медицинских услуг необходимо осуществлять в соответствии с требованиями действующего законодательства, что позволит избежать существенных штрафов за допущенные нарушения. С 2005 года удельный вес государственных учреждений здравоохранения, осуществляющих рекламу своих услуг, значительно увеличился.

Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, реклама медицинской деятельности.

PECULIARITIES OF LEGAL REGULATION OF ADVERTISING OF MEDICAL ACTIVITY AND RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF THE CURRENT LEGISLATION

E.V. Kolyado1, V.S. Lazarev2, A.A. Perfilyev2 ('Research Institute for General Problems of Hygiene and Occupational Diseases, Siberian Branch of the Russian Academy of Medical Sciences, Novokuznetsk; 2Central Administration of the Altai Territory for Public Health and

Pharmaceutical Activities, Barnaul, Russia)

Summary. To study the specifics of the applicable laws in relation to the advertising of the medical activities; to do an analytical review of the norms of the law for the purpose of prevention of violation of the up-to-date legal requirements by the healthcare organizations in the course of the advertising of the medical activities. The advertising of the medical activities shall correspond to the applicable laws and allow for avoidance of the applicable fines imposed for such violations. Since 2005 the proportion of the state healthcare organizations advertising their services has significantly increased.

Key words: statutory regulation, advertising of medical activities.

Реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. К отношениям в сфере рекламы, независимо от места ее производства, если ее распространение осуществляется на территории РФ, применяются нормы Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» [2] (далее - Закон). Исключение составляет политическая реклама (в т.ч. предвыборная агитация); вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера; объявления, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и ряд других направлений.

В соответствии со статьей 33 Закона и постановлением Правительства РФ от 20.12.2012 г. №1346 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области рекламы» [1] государственный надзор за соблюдением законодательства о рекламе осуществляет в пределах своих полномочий Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России.

К общим требованиям, предъявляемым к рекламе, со-

гласно части 1 статьи 5 Закона, относятся добросовестность и достоверность. Недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара (услуги) с находящимися в обороте товарами (услугами), произведенными (реализуемыми) другими продавцами; затрагивает честь, достоинство или деловую репутацию других лиц (в т.ч. конкурентов); представляет собой рекламу товара (услуги), которая запрещена данным способом; является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара (услуги); о любых характеристиках услуги; о стоимости, порядке оплаты, размерах скидок на услугу; об официальном или общественном признании, получении медалей, призов или иных наград; о результатах исследований и испытаний и ряд других сведений.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона в рекламе не допускаются использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации; указания на то, что объект рекламирования одобряется

органами государственной власти либо их должностными лицами; демонстрация курения и потребления алкогольной продукции; использования образов медицинских и фармацевтических работников (за исключением рекламы медицинских услуг). Не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, национальности, социальной категории, возраста и профессии граждан. В рекламе не допускается использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов); религиозных символов; объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в т.ч. включенных в Список всемирного наследия.

В рекламе товаров (услуг) стоимостные показатели должны указываться в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны и в иностранной валюте.

Не допускается использование скрытой рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями воздействие на их сознание, в т.ч. специальных видеовставок, двойной звукозаписи и др. Не допускается размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей, школьных дневниках и тетрадях.

Статья 7 Закона устанавливает, реклама каких товаров (услуг) на территории РФ не допускается: товаров (услуг), реализация которых запрещена на территории РФ; наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; взрывчатых веществ и материалов (за исключением пиротехнических изделий); органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи; товаров, подлежащих государственной регистрации или обязательному подтверждению соответствия, при отсутствии такой регистрации (или подтверждения соответствия); товаров (услуг), на реализацию (осуществление) которых требуется получение лицензии или иных специальных разрешений, при отсутствии таковых лицензий (разрешений).

Глава 2 Закона устанавливает законодательные особенности отдельных способов распространения рекламы, статьи 14-15 Закона содержат особенности рекламы в теле- и радиопрограммах: не допускается реклама в дни траура в РФ; уровень звука рекламы не должен превышать средний уровень звука программы (параметры звука регулируются требованиями технического регламента); реклама «бегущей строкой» не должна превышать 15% времени вещания в течение часа; трансляция спортивных соревнований может прерываться рекламой только в перерывах в ходе соревнований либо прерываться таким образом, чтобы не привести к потере существенной информации о ходе соревнования.

В соответствии со статьей 16 Закона размещение в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или «на правах рекламы»; объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более, чем 40% одного номера.

Согласно части 1 статьи 18 Закона распространение рекламы по сетям электросвязи (в т.ч. телефонной, факсимильной, радиотелефонной) допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, причем реклама, будет признана распространенной без согласия адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Статья 19 Закона регламентирует особенности распространения рекламы с помощью рекламных конструкций (щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных средств). Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку, выдаваемого органом местного самоуправления (часть 9 статьи 19 Закона). В случае самовольной установки рекламной конструкции, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления (часть 10 статьи 19 Закона). Установка рекламной конструкции на здании многоквартирных домов возможна только при наличии согласия собственников, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ (часть 5 статьи 19 Закона).

Часть 6 статьи 20 Закона запрещает распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств.

Особенности рекламы медицинских услуг, лекарствен-

ных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения регламентированы статьей 24 Закона. Реклама медицинских услуг не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования, а так же содержать выражение благодарности физическим лицам в связи с использованием объекта рекламирования. Однако, данные требования не распространяются на рекламу в местах проведения профильных медицинских или фармацевтических мероприятий (конференций, семинаров, выставок) и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях. Реклама медицинских услуг не должна содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы заболеваний или расстройств здоровья.

В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и необходимости получения консультации специалистов. Данное предупреждение должно занимать не менее 3 секунд в радиопрограммах; не менее 5 секунд и не менее 7% площади кадра в телепрограммах; не менее 5% рекламной площади в печатных изданиях. Эти требования не распространяются на рекламу в местах проведения медицинских или фармацевтических конференций, семинаров, выставок, предназначенных для специалистов и в специализированных печатных изданиях.

Реклама лекарственных средств в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, допускается только в местах проведения медицинских или фармацевтических конференций, выставок, семинаров, предназначенных для специалистов и в специализированных печатных изданиях (часть 8 статьи 24 Закона).

Особому нормативно-правовому регулированию подлежат медицинские услуги по искусственному прерыванию беременности. Согласно части 12 статьи 24 Закона реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности должна сопровождаться предупреждением о возможности бесплодия и иных вредных последствиях для здоровья женщины в результате этой процедуры. Данному предупреждению должно быть отведено не менее 10% рекламной площади. Кроме того, реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности не должна содержать утверждение о безопасности таких медицинских услуг.

Законом запрещена реклама искусственного прерывания беременности в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции; на первой и последней полосах газет и обложках журналов; на всех видах транспортных средств общего пользования и на объектах транспортной инфраструктуры (вокзалы, аэропорты, станции метрополитена и др.); с использованием рекламных конструкций, монтируемых на зданиях и сооружениях или вне их; в детских, образовательных, санаторно-курортных, оздоровительных организациях, театрах, музеях, домах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, планетариях, спортивных объектах и на расстоянии, ближе чем 100 метров от занимаемых ими зданий (часть 11 статьи 24 Закона).

За нарушения действующего законодательства о рекламе предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 14.3. Кодекса об административных правонарушениях. Часть 1 статьи 14.3 Кодекса устанавливает, что нарушения Закона о рекламе рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2,0 до 2,5 тыс. рублей; на должностных лиц - от 4,0 до 20,0 тыс. рублей и на юридических лиц - от 100,0 до 500,0 тыс. рублей. Проведенный нами анализ удельного веса рекламы медицинской деятельности в средствах массовой информации Алтайского края показал, что реклама медицинской деятельности составляет в среднем 21,8% от всего объема рекламы в СМИ. Таким образом, каждая пятая реклама - это реклама медицинских услуг.

В 2005 году на территории Алтайского края структура рекламодателей медицинской деятельности была следующая: 97,4% - частные структуры (физические и юридические лица), 2,6% - государственные учреждения здравоохране-

ния. Структура рекламодателей за 2012 год: 89,7% - частные структуры (физические и юридические лица), 10,3% - государственные учреждения здравоохранения.

Таким образом, с 2005 года удельный вес государственных учреждений здравоохранения, осуществляющих рекла-

му своих услуг, существенно увеличился. Размещение рекламы медицинских услуг необходимо осуществлять в соответствии с требованиями действующего законодательства, что позволит избежать существенных штрафов за допущенные нарушения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воропаев А.В., Воропаева И.В., Исаев Ю.С., Малов И.В. Медицинское право - актуальная потребность российского здравоохранения. // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2004. - Т. 43. №2. - С.105-108.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.12.2012 г. №1346 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области рекламы».

3. Федеральный закон Российской Федерации от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе».

REFERENCES

1. Voropaev A.V., Voropaeva I.V., Isaev Yu.S., Malov I.V Medical law is an actual necessity of russian health care // Sibirskij Medicinskij Zurnal (Irkutsk). - 2004. - Vol. 43. №2. - P.105-108. (in Russian)

2. Government Decree of 20.12.2012 №1346 «On Approval of the State Supervision in the field of advertising». (in Russian)

3. Federal Law of the Russian Federation dated 13.03.2006 №38-FZ «On Advertising». (in Russian)

Информация об авторах:

Колядо Елена Владимировна - научный сотрудник, к.м.н., доцент, 656024, г. Барнаул, ул. Ляпидевского, 1, e-mail: burolicmed@inbox.ru; Лазарев Виталий Сергеевич - начальник отдела, 656099, г. Барнаул, пр. Красноармейский, 95-а, тел. (3852) 623341; Перфильев Алексей Анатольевич - главный специалист, к.м.н.

Information About the authors:

Kolyado Elena - Researcher, PhD, MD, Associate Professor, 656024, Barnaul, Lyapidevsky st., 1, e-mail: burolicmed@inbox.ru; Lazarev Vitaly - Head, 656099, Barnaul, Krasnoarmeisky etc., 95, tel. (3852) 623341;

Perfil'ev Alexey - Chief Specialist, MD, PhD

© ПЕРФИЛЬЕВ А.А., ЩЕРБИНА Н.Н., КОЛЯДО Е.В., ЛЕЩЕНКО В.А., КАРТАШЕВ В.Н. - 2014 УДК 338. 824.5 : 61

СТРУКТУРА НАРУШЕНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЗАЯВОК ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Алексей Анатольевич Перфильев1, Николай Николаевич Щербина1, Елена Владимировна Колядо2, Владимир Алексеевич Лещенко3, Валерий Николаевич Карташев2 (1Центр государственного заказа в сфере здравоохранения Алтайского края, руководитель - Ю.В. Пешкин; 2НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН, Новокузнецк, директор -д.м.н., проф. В.В. Захаренков, лаборатория проблем охраны здоровья сельского населения, зав. - д.м.н., проф. В.Б. Колядо; Диагностический центр Алтайского края, гл. врач - к.м.н. В.А. Лещенко)

Резюме. Цель исследования: изучить особенности действующего законодательства в сфере организации размещения государственных заказов для нужд объектов здравоохранения, провести анализ нарушений, допущенных учреждениями здравоохранения Алтайского края, при подготовке заявок для проведения торгов на выполнение подрядных работ, рассмотреть структуру нарушений и их динамику. Разработанный в ходе исследования и внедренный алгоритм планирования и размещения заказов для нужд медицинских организаций, позволил существенно снизить количество нарушений действующего законодательства при размещении заказов на выполнение подрядных работ в учреждениях здравоохранения Алтайского края.

Ключевые слова: подрядные работы, торги, нарушения действующего законодательства, планирование и размещение заказов.

STRUCTURE OF VIOLATIONS OF APPLICABLE LAWS WHEN PREPARING THE REQUESTS FOR BIDDING ON CONTRACT ACTIVITIES IN MEDICAL ORGANIZATIONS OF THE ALTAI TERRITORY

A.A. Perfilyev1, N. N. Shcherbina1, E.V ^lyado23, V.A. Leshenko4, V.N. Kartashev2 ('Center of the State Order in the Sphere of Health Care of the Altai Territory; 2Scientific research institute of complex problems of hygiene and occupational diseases SO RAMN, Novokuznetsk; 3Diagnostic Center of the Altai Territory,

Russia)

Summary. Research objective: to study features of the current legislation in the sphere of the organization of placement of the state orders for needs of health care facilities. To carry out the analysis of the violations allowed by healthcare institutions of the Altai Territory, by preparation of demands for tendering on performance of contract works. To consider the structure of violations and their dynamics. The developed and introduced algorithm of planning and placement of orders for needs of the medical organizations allowed to reduce significantly the number of violations of the current legislation at placement of orders for performance of contract works in healthcare institutions of the Altai Territory.

Key words: contract works, tendering, current legislation violations, planning and placement of orders.

В июне 2011 г. Администрацией Алтайского края совмест- Сибирском федеральном округе было создано специализиро-

но с Главным управлением Алтайского края по здравоохра- ванное учреждение - КГКУЗ «Центр государственного заказа

нению и фармацевтической деятельности одним из первых в в сфере здравоохранения Алтайского края» (постановление

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.