Научная статья на тему 'Существенные аспекты лизинговой формы финансирования инноваций'

Существенные аспекты лизинговой формы финансирования инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / LEASING / ЛИЗИНГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ / LEASE PAYMENTS / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / INNOVATIVE PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоров Роман Васильевич, Огнев Дмитрий Владимирович

Рассмотрены аспекты лизинговой формы финансирования инновационных проектов. Показаны преимущества участников лизинговых сделок, а также меры государственной поддержки лизинговой деятельности для инновационных проектов. Приведен процесс установления размера лизингового платежа, состав и функции лизинговых платежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENTIAL ASPECTS OF LEASING AS A FORM OF INNOVATION FINANCING

The article discusses the aspects of the leasing form of innovative project financing. It demonstrates the advantages of leasing transaction participants, as well as the measures of the state support of leasing activities for innovative projects. The process of establishing the size of lease payment, as well as the structure and functions of the lease payments are described.

Текст научной работы на тему «Существенные аспекты лизинговой формы финансирования инноваций»

го, не стоит. Да, некоторые бизнес-модели и типы сайтов появлялись у нас позже, но некоторые - даже раньше, чем их зарубежные аналоги. Заметим, что и прежде в России возникали высокотехнологичные проекты, позже - проекты, для существования которых требовалась большая аудитория. Так что технологическое отставание, если оно и было, наверстано относительно быстро. Что же касается географического фактора, то именно большие пространства и низкая плотность населения привели к медленному развитию инфраструктуры сети Интернет, в первую очередь дешевого широкополосного доступа к ней. Но быстрые темпы компьютеризации России в последние годы почти полностью компенсировали и этот разрыв.

На основании проведенного анализа можно выделить следующие тенденции в развитии международного рынка Интернет-торговли:

1) с каждым годом увеличивается число пользователей сетью Интернет и, как следствие, - посетителей электронных магазинов;

2) наблюдается возрастание количества онлайн-магазинов и расширение ассортимента представленных в них товаров;

3) увеличивается число покупок, совершаемых посредством использования мобильных телефонов и иных средств связи, имеющих подключение к сети Интернет;

4) происходит распространение электронной торговли в социальных сетях;

5) растет популярность таких категорий товаров, как: «одежда», «бытовая техника», «книги» и др.

Положительная динамика также наблюдается в развитии отечественной электронной торговли, поэтому можно сделать вывод: и в будущем в России этот бизнес, несмотря на все трудности, останется достаточно прибыльным для владельцев Интернет-магазинов и удобным способом приобретения товаров для покупателей.

Статья поступила 14.07.2014 г.

1. Кабанов В.Ф. Интернет-торговля в период экономического кризиса // Поволжский торгово-экономический журнал. 2011. № 1 [Электронный ресурс]. URL: sarrsute.ru/images/stories/ artidefoto/rio/journal/journaM%2817%29/Kabanov.pdf.

2. Комаров Н.М., Борзов М.А. Интернет-бизнес в России. Особенности, проблемы, перспективы // Сервис plus. 2010. № 2. С. 40.

3. Нехай А.Ю. Институционально-правовые проблемы развития международной электронной торговли // Государственный советник. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http: // cyberleninka.ru/article/n/institutsionalno-pravovye-problemy-razvitiya-mezhdunarodnoy-elektronnoy-torgovli.

4. Рынок электронной торговли (новостной мониторинг агентства DataInsight). 2013. Вып. 17 [Электронный ресурс]. URL: http: // www. akit. ru / wp-content/uploads/2013/05/ DataInsight _ecom_2013_04_24.pdf.

5. Рынок электронной торговли (новостной мониторинг агентства DataInsight). 2013. Вып. 1 [Электронный ресурс]. URL: https: //docs .google. com/viewer?url = http://www.akit.ru/

Библиографический список

wp-content/uploads/ 2014/02/DataInsight _ecom_ 2013. pdf&hl&chrome = true.

6. Сайт ассоциации компаний Интернет-торговли (АКИТ) [Электронный ресурс]. URL: http: // www.akit.ru/e-commerce-russia-2013/.

7. Сайт издания о высоких технологиях Cnews [Электронный ресурс]. URL: http: // www.cnews.ru/reviews/new/it_retail_2013/ articles/oborot_ecommerce_rossii_v_45_raza_nizhe_oborota_ amazon/ 19.

8. Сайт исследовательского агентства DataInsight [Электронный ресурс]. URL: http: // www .datainsight.ru/.

9. Скворцова Н.А. Анализ развития электронной коммерции // Поволжский торгово-экономический журнал. 2011. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://sarrsute.ru/images/ sto-ries/articlefoto/rio/journal/journal6-22/Skvortsova.pdf.

10. Токарева А.А. Электронный розничный рынок (B2C) в мировой экономике: состояние и перспективы развития // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2013. № 2. С. 310.

УДК 330.322.011

СУЩЕСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЛИЗИНГОВОЙ ФОРМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ

© Р.В. Егоров1, Д.В. Огнев2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены аспекты лизинговой формы финансирования инновационных проектов. Показаны преимущества участников лизинговых сделок, а также меры государственной поддержки лизинговой деятельности для инновационных проектов. Приведен процесс установления размера лизингового платежа, состав и функции лизинговых платежей.

Ил. 1. Табл. 2. Библиогр. 3 назв.

Ключевые слова: лизинг; лизинговые платежи; инновационные проекты.

1Егоров Роман Васильевич, аспирант, тел.: 89041538884. Egorov Roman, Postgraduate, tel.: 89041538884.

2Огнев Дмитрий Владимирович, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента, тел.: 89025790838, e-mail: [email protected]

Ognev Dmitry, Doctor of Economics, Professor of the Department of Economics and Management, tel.: 89025790838, e-mail: [email protected]

ESSENTIAL ASPECTS OF LEASING AS A FORM OF INNOVATION FINANCING R.V. Egorov, D.V. Ognev

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article discusses the aspects of the leasing form of innovative project financing. It demonstrates the advantages of leasing transaction participants, as well as the measures of the state support of leasing activities for innovative projects. The process of establishing the size of lease payment, as well as the structure and functions of the lease payments are described.

1 figure. 2 tables. 3 sources.

Key words: leasing; lease payments; innovative projects.

Лизинг - это передача в аренду (как правило, долгосрочную и среднесрочную) средств производства, зданий и сооружений на условиях возвратности, срочности и платности с возможностью последующей их продажей арендатору за обусловленную цену с учетом ранее выплаченных по договору сумм. При этом пользователь (арендатор, лизинговый получатель) находит предприятие, где производится соответствующее оборудование, или другую структуру, имеющую в собственности необходимые арендатору материальные ценности (имущество), и дает поручение лизинговой компании купить это оборудование (материальные ценности), чтобы предоставить ему их во временное пользование. Отношения сторон оформляются лизинговым контрактом, в котором обусловлены: сумма и срок действия соглашения, размер арендной платы, процентная ставка, периодичность платежей, остаточная стоимость имущества по окончании срока аренды, условия возврата лизинговой компании или покупки взятого в аренду имущества после истечения действия контракта. В период действия контракта сданное в аренду имущество принадлежит на праве собственности лизинговой компании, а право использования этого имущества - лизинговому получателю.

Платежи по лизинговому контракту могут иметь денежную форму, компенсационную форму (передача лизинговой компании продукции или оказание услуг, производимых с использованием арендованного имущества), смешанную форму (оплата частично деньгами и частично продукцией или услугами). Расчеты предусматриваются при этом по фиксированной общей сумме (зафиксированная в контракте общая сумма выплачивается в течение всего периода действия контракта в согласованные сторонами сроки) с выплатой аванса (депозита), после чего в согласованные сроки выплачивается по частям оставшаяся сумма: уплата остаточной стоимости имущества (при его покупке арендатором) - единовременно, после окончания действия лизингового контракта и оформления договора купли-продажи; или частями как дополнительная сумма при внесении контрактных платежей.

В настоящее время все чаще начинает применяться договор между лизингодателем и поставщиком о ремаркетинге как наиболее распространенная форма гарантии поставщика лизинговых операциях. В соответствии с этой гарантией поставщик берет на себя обязательство перепродать оборудование после его изъятия у лизингополучателя в случае нарушения лизингополучателем условий договора.

Ответственность за изъятие и возврат оборудова-

ния лежит на лизингодателе, хотя по желанию поставщик может сделать это сам. После демонтажа оборудования поставщик переправляет его на склад для хранения и проведения подготовительных работ с целью последующей реализации.

После перепродажи оборудования поставщик выплачивает лизингодателю выручку от продажи за вычетом расходов на демонтаж, хранение оборудования и небольшой комиссии за повторную реализацию.

Поставщик заинтересован в заключении договора о повторной реализации (о ремаркетинге) потому, что это, прежде всего, способствует заключению сделки купли-продажи с лизинговой компанией, так как часто для лизинговой компании гарантия поставщика о повторной реализации является одним из основных условий заключения сделки.

Кроме того, договор о ремаркетинге позволяет поставщику контролировать продажу своего оборудования на вторичном рынке, приносит дополнительную прибыль, не содержит в себе дополнительных финансовых рисков.

В настоящее время существуют меры государственной поддержки лизинговой деятельности компаний, фирм для инновационных проектов. Ими могут быть:

- разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности в РФ или в отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития РФ или региона;

- создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества;

- долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах;

- меры государственного протекционизма в сфере разработки, производства и использования наукоемкого высокотехнологичного оборудования;

- финансирование из федерального бюджета и предоставление государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов, в том числе с участием фирм-нерезидентов;

- предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов;

- предоставление банкам и другим кредитным учреждениям освобождение от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов

субъектам лизинга, на срок не менее чем три года для реализации договора лизинга;

- предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям (фирмам) в целях создания благоприятных экономических условий для их деятельности;

- создание, развитие, формирование и совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговой деятельности;

- предоставление лизингополучателям, ведущим переработку или заготовку сельскохозяйственной продукции, права осуществлять лизинговые платежи поставками продукции на условиях, предусмотренных договорами лизинга;

- создание фонда государственных гарантий по экспорту при осуществлении международного лизинга отечественных машин и оборудования.

Кроме того, на сегодняшний день для развития инновационных проектов могут поступать предложения от лизингодателя заключить сделку по ставкам, ниже рыночных, или на условиях, неприемлемых для других лизинговых фирм-конкурентов по налоговым или иным соображениям. Ставка делается на возможность получения высоких арендных платежей в будущем, после того как конкуренты окажутся недоступными для арендатора.

Далее покажем существующие преимущества ли-

зинговой формы финансирования, которые могут быть использованы для контрагентов лизинговой сделки по инновационному виду имущества.

Необходимо отметить возникающие преимущества у участников лизинговых взаимоотношений. Лизинговую деятельность можно считать эффективной: с позиции личных интересов - она улучшает возможности удовлетворения материальных и духовных потребностей предпринимателей; с позиции коллективных интересов - обеспечивает условия для расширенного воспроизводства; с позиции общества - рынок насыщается необходимыми товарами, и от увеличения масштабов производства товаров растут поступления в бюджет в виде отчислений по налогам.

Мы разделяем мнение ряда ученых, что источником развития лизингового бизнеса являются заложенные в нем широкие возможности и преимущества для каждого участника сделки. Производитель (продавец) находит в лизинге, прежде всего, дополнительный канал сбыта машин и оборудования, позволяющий расширить объем продаж (табл. 1).

Для арендодателя лизинг - это выгодный способ вложения капитала, позволяющий эффективно использовать свои денежные активы.

Для арендатора лизинг является средством финансирования необходимого имущества для предпринимательской деятельности и реализации творческого потенциала (см. табл. 2).

Преимущества лизинга для продавца имущества

Таблица 1

Преимущества Факторы, обусловливающие данные преимущества

1. Проведение активного маркетинга Расширение круга потребителей за счет тех, кто: - не нуждается в постоянном владении техникой; - не может приобрести оборудование в собственность; - хочет сначала апробировать технику в деле.

2. Установление обратной связи Оперативное выявление конструктивных недостатков оборудования.

3. Ускорение темпов обновления продукции Форсирование смены моделей, и на этой основе происходит завоевание новых рынков.

4. Снятие риска платежей Оплату за объект сделки и гарантии берет на себя лизинговая компания.

5. Средство эффективной рекламы Качество машин проверяется в эксплуатации, что усиливает мотивы новых покупателей.

6. Повышение спроса на вспомогательное оборудование Эксплуатация основного объекта обычно требует различных приборов, оснастки и т.д., которые могут продаваться потребителям.

7. Уменьшение негативных последствий конъюнктуры Устанавливаются долгосрочные отношения с пользователями и стабильные лизинговые платежи.

8. Удобство расчетов Не требуется применять коммерческий кредит, оплата поступает сразу после осуществления сделки.

9. Высвобождение «связанного» капитала Частично возмещается вложенный капитал, который иначе был бы полностью заморожен в условиях перепроизводства.

10. Получение дохода от временно не используемого оборудования Передается в лизинг на необходимый срок с последующим возвратом имущества поставщику.

Таблица 2

Преимущества участников лизинговых операций_

Преимущества Факторы, обусловливающие данные преимущества

1. Снижение потребности в собственном стартовом капитале Сделка полностью финансируется лизингодателем. Не требуется единовременно оплачивать необходимое оборудование, что освобождает ликвидные средства пользователя и увеличивает оборотный капитал для расширения производства.

2. Повышение степени защиты кредитора Сделка обеспечивается (гарантируется) самим объектом лизинга. При банкротстве пользователя объект лизинга возвращается собственнику. При неплатежах по лизингу объект может быть востребован и продан для погашения убытков.

3. Гибкость системы платежей Возможна отсрочка первого платежа, постепенное увеличение или снижение выплат с авансом и др. Возможно осуществление выплат из прибыли в форме товаров и услуг, производимых на взятом в лизинг оборудовании.

4. Ускоренная амортизация объекта лизинга, исходя из сроков контракта Расширяется возможность оперативного обновления устаревшего оборудования и технического перевооружения производства. Снижается налогооблагаемая прибыль. Происходит ускорение научно-технического прогресса.

5. Экономия на трансакциях Снижаются административные издержки за счет исключения трудоемких операций по приобретению, содержанию, ликвидации и продаже имущества.

6. Налоговые льготы, государственная поддержка лизинга Уменьшение налогооблагаемой прибыли за счет отнесения лизинговых платежей на себестоимость выпускаемой продукции.

7. Снижение риска у товаропроизводителя в связи с постоянным процессом устаревания оборудования Риск морального и физического износа переносится на лизингодателя. Пользователь может взять в аренду новое оборудование.

8. Увеличение производственного потенциала Одинаковый стартовый капитал позволяет при лизинге задействовать значительно больше производственных ресурсов (мощностей), чем при покупке в кредит с процентами.

9. Развитие и диверсификация рынка средств производства Вовлечение новых объектов в сферу лизинга. Расширение рынка сбыта для товаропроизводителей. Поддержка платежеспособного спроса на технику.

10. Расширение экономической свободы предпринимателя Возможность выбора: выкупить объект лизинга, продлить договор или привлечь новое современное оборудование.

11. Реализация государственных интересов Привлечение частных инвестиций в экономику страны. Увеличение налоговых поступлений в бюджет за счет активизации предпринимательства. Ускорение технического и технологического перевооружения производства. Международный валютный фонд не учитывает суммы лизинговых сделок в национальной задолженности.

12. Учетные выгоды товаропроизводителя Объект лизинга является собственностью лизингодателя, учитывается на его балансе, и начисляются амортизационные отчисления.

13. Финансовые выгоды Сохраняется кредитная линия. Уменьшается зависимость от обычных источников финансирования (банков, поставщиков и др.). Объект лизинга не облагается налогом на имущество у пользователя. Контракт по лизингу заключить проще, чем кредитный договор. Стабильные платежи снижают влияние инфляции и рост банковских процентов по долгосрочным ссудам.

13. Снижение риска при освоении новой продукции В случае недостаточного спроса есть возможность вернуть взятое в аренду имущество лизингодателю.

14. Согласованность расходов Расходы и доходы от инвестиций идут параллельно.

15. Четкая определенность размера лизинговых платежей Облегчается бизнес, так как идет планирование на весь срок действия договора.

16. Эффект финансового левериджа (рычага) Ежегодные финансовые выгоды от объекта лизинга, как правило, превышают процент по кредиту.

232 ВЕСТНИК ИрГТУ №10 (93) 2014

Далее покажем, как происходит процесс установление размера лизингового платежа. Состав и функции лизинговых платежей приведены на рисунке.

Методологической основой определения размера лизинговых платежей является механизм распределения валового дохода, созданного лизингопользова-телем, который обеспечивал бы взаимовыгодное сочетание интересов его и собственника лизингового объекта при средней норме прибыли. Отсюда следует, что после внесения лизинговых платежей арендатор должен не только возместить производственные затраты из выручки реализации продукции, но и получить доход, необходимый для расширенного произ-

водства и личного потребления. Но и лизингодателю (собственнику имущества) необходимы доходы, иначе нет смысла передавать имущество в лизинг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теоретически различают верхние и нижние границы лизинговых платежей (Лп). Верхняя граница определяется максимально возможным уровнем платы, при котором достижимо простое и расширенное производство при средней отраслевой норме прибыли у хозяйствующего субъекта - арендатора. В таком случае, кроме возмещения всех затрат (Вз) лизингодателя, в лизинговые платежи включается максимальный уровень прибыли собственника имущества (Рм), т.е. Лп = Вз + Рм.

Комиссионный процент лизинговой компании

Часть прибыли, созданной лизингополучателем

Состав и функции лизинговых платежей

Нижняя граница - это минимально возможный уровень лизинговых платежей, при котором достигается простое воспроизводство имущества, сделанного в лизинг.

С экономической точки зрения лизинговые платежи не могут быть меньше возвратной стоимости объекта лизинга, иначе не обеспечится его простое воспроизводство. Реальный размер лизинговой платы находится между верхними и нижними границами и определяется путем договоренности свободно и осознанно действующих сторон, а при конкурсном отборе - на основе спроса и предложений.

По мнению ряда ученых, для минимизации рисков, связанных с предметом лизинга, используются следующие методы:

- высокий авансовый лизинговый платеж;

- договор обратного выкупа с поставщиком (Buy Back);

договор ремаркетинга;

поручительство собственников и (или) дирек-

тора;

- дополнительный залог;

- подписание соглашения о безакцептном списании средств с расчетных счетов лизингополучателя (поручителя);

- возможность одностороннего расторжения договора лизинга лизингодателем в случае определенных нарушений со стороны лизингополучателя;

- имущественное страхование предмета лизинга, осуществляемое лизингодателем.

Для минимизации риска ликвидности и процентного риска следует избегать расхождений в сроках и графиках погашений активов и пассивов, валютные риски можно захеджировать с помощью срочной операции (форварда или опциона).

Статья поступила 30.09.2014 г.

1. Кузнецов Ф.Н., Рябцев А.А. Экономическая эффективность лизинга. 10 лет кафедре экономики и управления в строительстве: научные труды коллектива кафедры. М.: МГСУ, 1999. Вып. 2. 89 с.

2. Левкович А.О. Определение рациональной структуры

Библиографический список

лизинговых платежей // Лизинг-ревю. 2002. № 6. С. 9-13. 3. Фрейдин И., Маклашкин С. Исследование влияния отдельных составляющих лизингового платежа на его величину // Лизинг-ревю. 2001. № 3. С. 17-19.

УДК 330

МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПЕРСОНАЛА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© С.В. Захаров1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Изучены мотивационные аспекты реализации инновационной политики на малых предприятиях. Подчеркивается, что анализируемую проблему следует рассматривать в двух аспектах: мотивационный механизм, или механизм стимулирования предприятия в целом, и мотивационные стимулы для персонала. Для успешной реализации инновационной политики в малом бизнесе рекомендуется разрабатывать на предприятиях стандарт «Мотивация и стимулирование персонала», включающий в себя предложения по премированию и вознаграждению. Табл. 1. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: мотивация; малые предприятия; инновационная деятельность; налоговая политика; налоговое регулирование.

SMALL ENTERPRISE PERSONNEL MOTIVATIONAL ASPECTS FOR INNOVATION IMPLEMENTATION S.V. Zakharov

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article studies motivational aspects of innovation policy implementation in small enterprises. It emphasizes the necessity to consider this problem in two aspects: motivational mechanism or incentive mechanism of the whole enterprise and motivational incentives for the staff. According to the author, successful implementation of innovation policy in small business requires enterprises to develop the standard "Staff motivation and incentives" that includes prop osals on bonuses and awarding. 1 table. 4 sources.

Key words: motivation; small enterprises; innovation; tax policy; tax regulation.

Мотивации для побуждения к инновационной деятельности следует рассматривать в двух аспектах: мотивационный механизм, или механизм стимулиро-

вания предприятия в целом, и мотивационные стимулы для персонала.

Основным источником финансирования фунда-

1Захаров Сергей Викторович, кандидат технических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, тел. 89500617096, e-mail: [email protected]

Zakharov Sergey, Candidate of technical sciences, Associate Professor, tel.: 89500617096, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.