Суррогатное материнство: решение демографической проблемы или угроза обществу?
Гридина Вера Валерьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии, политологии и истории Отечества, Самарский государственный технический университет, samavera@mail. ги
В связи со снижением показателей рождаемости и ростом числа бесплодных пар в нашей стране широкое распространение получило использование различных репродуктивных технологий. Среди них особое место отводится суррогатному материнству, споры вокруг которого не прекращаются до сих пор. В статье освещаются существующие проблемы суррогатного материнства с точки зрения социальных, морально-этических, медицинских, правовых аспектов, анализируются аргументы сторонников и противников данной репродуктивной технологии. Представлены результаты прикладного социологического исследования, проведенного в Самарском государственном техническом университете. Исследование было посвящено определению степени информированности и отношения студентов к суррогатному материнству, его влиянию на институт семьи в современном обществе. Ключевые слова: суррогатное материнство, вспомогательные репродуктивные технологии, генетические родители, демографический кризис, социологическое исследование, общество, студенческая молодежь.
п
с <
6
о
о см
О!
В последние годы в нашей стране широко обсуждаются проблемы, связанные со снижением рождаемости. Демографический кризис связывают с рядом причин: увеличение возраста вступления в брак по сравнению с предыдущими десятилетиями, позднее рождение первого ребенка, рост числа бесплодных браков, составляющих 15-20% от числа всех супружеских пар [1;4;16;24]. Как следует из отчета Росстата, уровень рождаемости в нашей стране в 2017 г. снизился на 10,7%, а число умерших превысило число родившихся на 8% [7]. Одной из мер государственной поддержки населения в вопросах деторождения являются вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), среди которых особое место занимает суррогатное материнство (СМ).
Суррогатное материнство сегодня считается одной из популярных репродуктивных технологий во всем мире. Россия входит в десятку стран-лидеров по развитию и использованию репродуктивных технологий. В нашей стране действуют несколько сотен клиник, которые на коммерческой и бюджетной основе оказывают помощь пациенткам, не способным зачать ребенка естественным путем. Несмотря на то, что данная технология используется в мире около 40 лет, ее использование продолжает вызывать споры среди юристов, психологов, социологов, врачей, священнослужителей.
В связи с актуальностью данной темы, в мае 2018 года среди студентов Самарского государственного технического университета (СамГТУ) было проведено социологическое исследование по рассматриваемой теме. Целью исследования стало определение информированности и отношения респондентов к суррогатному материнству, его влияние на институт семьи в современном обществе. Основным методом исследования стал анкетный опрос студентов, обучающихся на старших курсах дневного и заочного отделений. Участниками исследования стали 300 респондентов, среди которых 49% мужчин и 51% женщин. Материальное положение участников опроса в целом можно охарактеризовать как среднеобеспеченное, доходы каждого члена семьи половины опрошенных составили более 25 тыс. руб.
Около 70% участников опроса отметили, что знают о том, что представляет собой суррогатное материнство. Половина респондентов относятся положительно к данной репродуктивной технологии, 28,5% безразлично и отрицательно - 7% опрошенных. Как показали ответы респондентов,
они недооценивают масштабы распространенности данной технологии в нашей стране. Если в 2008 г. в России было рождено 192 ребёнка благодаря суррогатному материнству, то в 2015 году на свет с ее помощью появилось уже более 3800 детей (цифры за 2016-2017 гг. еще подсчитыва-ются) [22]. Треть опрошенных считает, что в РФ благодаря суррогатному материнству ежегодно появляется на свет до 100 детей, еще 30,5% считают, что это несколько сотен детей в год; 25% уверены, что в России ежегодно от суррогатных матерей рождается около тысячи детей. Лишь 13,5% ответили, что эта цифра достигает 3- 5 тысяч детей. В зависимости от ряда различных факторов, стоимость услуг суррогатной матери может достигать 3-4 млн. руб. Почти половина опрошенных (43%) приблизительно точно оценивают стоимость подобных услуг, называя цифру - более 1 млн. руб.
Основной причиной популярности данной репродуктивной технологии респонденты (62%) считают примеры известных деятелей искусства, «звезд» эстрады, которые пользуются услугами сурмам. Среди других причин - активная пропаганда суррогатного материнства через СМИ (20,5%); современный кинематограф (13%); нарушение фертильности современных женщин (4,5%). Таким образом, по мнению студентов, именно массовые коммуникационные каналы формируют положительное отношение молодежи к данной технологии.
Положительно относятся к поддержке государством суррогатного материнства в нашей стране 75% опрошенных, безразлично - 23%, тех, кто считает, что в нашей стране его следует запретить, всего 2%. При этом, среди сторонников СМ встречается немало тех, кто считает себя верующими и даже религиозными людьми. Среди участников опроса - 64,5 % исповедуют христианство; 16,5% - атеисты; 12% - скептики, сомневающиеся в существовании сверхъестественных сил; 5% исповедуют ислам, 2% - иудаизм. Респондентов, в жизни которых религиозная вера играет определяющую роль и влияет на поведение и поступки - 6,5%, и в их числе те, кто высказал отрицательное отношение к СМ. Хотя основная часть респондентов считает себя последователями христианства, однако не во всем следует его положениям (58,5%). Видимо, поэтому они не совсем верно определяют отношение традиционных конфессий к суррогатному материнству. Около 60% опрошенных считают, что «суррогатное материнство - важное богоугодное дело, которым можно воспользоваться, если женщина не может родить ребенка самостоятельно». На вопрос о том, считают ли, что СМ противоречит вероучению наиболее распространенных в России религий (христианство, ислам), лишь 18,5% ответили - «однозначно противоречит», 34% - «не противоречит» и почти половина опрошенных затруднились с выбором ответа. Между тем, отношение традиционных религий к СМ в целом можно охарактеризовать
как отрицательное. Так, в официальных источниках Русской православной церкви указывается, что если нарушается целостность брачных отношений и в них появляется третье лицо, то суррогатное материнство недопустимо. «Если пара не способна к зачатию..., то по обоюдному согласию ребенка можно усыновить или произвести интра-корпоральное (внутрителесное) оплодотворение половыми клетками мужа. Последнее не разрушает целостности брачного союза.» [12;20]. Таким образом, православная церковь осуждает суррогатное материнство, предпочитая ему усыновление ребенка из приюта. Такой же позиции придерживается и католическая церковь, которая считает суррогатное материнство неприемлемым, поскольку оно «противоречит единству брака и достоинству человеческого деторождения». В исламе суррогатное материнство также отвергается, т.к. считается, что беременность должна быть плодом законного супружества.
Несмотря на то, что большинство респондентов поддерживает СМ, подобное отношение, на наш взгляд, можно считать скорее равнодушием, чем осознанной позицией, поскольку, если бы возникла такая необходимость, 17% респондентов ни при каких обстоятельствах не воспользовались бы услугами суррогатной матери; воспользовались лишь в случае крайней необходимости -59%. Остальные затруднились ответить на данный вопрос. На вопрос анкеты «Если бы в Вашей семье не было возможности естественным путем родить ребенка, при этом средств было бы достаточно, что бы Вы выбрали...», основная часть студентов ответили - усыновление (51%), затем СМ (43%), остальные воспользовались бы ЭКО. На вопрос «Допускаете ли Вы лично возможность использования услуг сурмамы?», положительно ответили 8,5%; лишь в том случае, если не будет возможности завести детей самостоятельно -60,5%; посчитали, что суррогатное материнство -недопустимое для их семьи явление - 8,5%, предпочли бы взять ребенка из детдома - 22,5%. Ответы респондентов позволяют считать, что они всерьез не задумываются о возможном бесплодии, надеются на рождение собственных детей и поддерживают СМ скорее «заодно» с большинством. Об этом свидетельствует и то, что 40% респондентов относятся к СМ как к «купле-продаже детей» и 36% назвали его «противоестественной» технологией рождения детей.
В настоящее время суррогатное материнство подразделяется на два вида: гестационное (полное), когда суррогатная мать только вынашивает ребенка и традиционное (частичное), когда яйцеклетка суррогатной матери участвует в оплодотворении. Согласно российскому законодательству, суррогатная мать не должна быть одновременно донором яйцеклетки, поэтому второй способ суррогатного материнства в России запрещен с 2012 года. Ответы подавляющего большинства респондентов (95%) показывают, что они не отличают существующие виды СМ и уверены, что в РФ применяется его традиционная форма. Видимо,
в У X
ДА
> о-
X
т гп А о п гп т;
о
-С ГП
о т; О
О и Д
о
-о О ГО О-Я
респонденты выбрали данный вариант ответа, опираясь лишь на его название.
В России суррогатное материнство законодательно закреплено Семейным кодексом Российской Федерации (в 1995 г.) и Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в 2012 г.). Студентам было предложено ответить, какие законы РФ регулируют принципы СМ (можно было выбрать любое количество ответов). Большинство опрошенных ответили, что это Семейный кодекс РФ - 83,8%, ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» - 48,2%, Конституция РФ - 18,9%, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации - 4,8%. Как видно из результатов опроса, студентам не составило особой сложности ответить на данный вопрос. Именно в СК РФ дано определение понятию «суррогатная мать» и определены нормы, регламентирующие правоотношения в сфере репродукции человека с привлечением суррогатной матери (ст. 51-52) [19]. С вступлением в силу Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» были введены уточняющие положения по суррогатному материнству. Так, в п. 10 ст. 55 были сформулированы требования к суррогатной матери. Суррогатной матерью может стать женщина в возрасте 25-35 лет, имеющая не менее одного здорового собственного ребенка, получившая медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья и давшая письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство [5]. Женщина, состоящая в зарегистрированном браке, может быть суррогатной матерью только с письменного согласия супруга. В законе прописано, что воспользоваться этим методом могут люди, которые по медицинским показаниям не могут иметь детей. Воспользоваться услугами СМ могут пары, состоящие в законном браке, не зарегистрировавшие свои отношения, либо одинокие, определенные законом как "потенциальные родители" [17;20]. В анкету был включен блок вопросов, позволяющий оценить степень информированности респондентов о требованиях к потенциальным родителям и суррогатной матери для возможности их участия в договоре о суррогатном материнстве.
На вопрос «должна ли по закону женщина, желающая стать суррогатной матерью, состоять в браке?», - 63% ответили «не обязательно»; не знают - 28%; должна - 9%. На вопрос о количестве собственных детей, которые должны быть у суррогатной матери, основное число респондентов ответило: один ребенок - 57%; их может не „ быть - 25%; двое детей - 13,5%. В качестве нес обходимых требований законодательства к сур© рогатной матери, опрошенные указали: возраст оТ 20 - 35 лет - 71,9%; наличие не менее одного о собственного ребенка - 40%; замужняя претен-^ дентка может стать суррогатной матерью только 2 с согласия мужа - 46%; осуществление данной
услуги возможно исключительно по медицинским показаниям: бесплодие, наследственные заболевания - 39%; у предполагаемой сурмамы должно быть врачебное заключение об удовлетворительном состоянии здоровья - 73%; должно быть подписано добровольное разрешение на проведение медицинского вмешательства по программе суррогатного материнства - 44%. Ответы студентов позволяют считать, что в целом они достаточно осведомлены о том, какие требования предъявляет закон РФ к суррогатной матери.
Какие же характеристики должны быть присущи суррогатной матери, по мнению молодых респондентов? Наиболее важными при выборе, по их мнению (можно было выбрать любое число ответов), является ее рост, вес, группа крови (60%), социальный статус (27%), национальность (20,5%), предыдущий опыт в качестве сурмамы («повторница») - 18%, профессия и высшее образование (4% и 3% соответственно). Если бы респондентам пришлось выбирать суррогатную мать, они обратили бы внимание на ее физиологические показатели (здоровье) - 92,4%; социальные характеристики (статус, образование) -49,2%; экономические (материальное положение) - 22,2%. Из медицинских показателей им наиболее важны: здоровье - 88,1%, психическое состояние - 75,2%, отсутствие вредных привычек -66,5%, генетика - 57,8%, возраст - 56,7%, количество и наличие собственных детей - 42,7%. Из социальных показателей наибольшее значение имеет отсутствие у сурмамы судимости - 85%; уровень образования - 44%, социальный статус и занимаемая ею должность - 42%, место работы -30%.
Несмотря на имеющееся в российском законодательстве определение суррогатного материнства, многие отечественные ученые и юристы отмечают его неточность и предлагают собственные подходы и критерии к его определению. Они отмечают, что существующее в законодательстве понятие суррогатного материнства содержит неясности, что позволяет двояко толковать одну и ту же статью [9;18;21]. Это, в частности, касается вопросов передачи заказчикам рожденного младенца [10], необходимости применения к суррогатной матери гражданско-правовых санкций в случае невыполнения ею своих обязанностей [3; 23]. Мы выражаем согласие, что под защитой государства, в первую очередь, должна находиться судьба будущего ребенка, и в случае нарушения суррогатной матерью или «потенциальными родителями» своих обязательств, на них должны быть наложены определенные санкции. В настоящее время такие женщины заносятся в «черные списки», позволяющие в некоторой степени обезопасить супружеские пары, принявшие решение о проведении процедуры СМ. В анкету был включен вопрос о «черных списках сурмам». Большинство опрошенных впервые услышали об этих списках из анкеты (58%) или догадываются об их существовании (32,5%). Причины попадания в «черный список», по мнению респондентов - мошенниче-
ство в сфере СМ (72,4%); наличие или приобретение во время вынашивания венерических заболеваний, СПИДа, гепатита С, инфекций (71,9%); нарушение принятых обязательств (женщина не выходит на связь, не отвечает на звонки, не посещает клинику во время вынашивания) - (45,4%). Примечательно, что 55,1% респондентов указали, что женщина попадает в «черный список» в случае ее отказа вернуть себе ребенка после его рождения, что показывает их неосведомленность, поскольку суррогатная мать по закону может оставить после рождения новорожденного себе или отказаться от него.
Формирование отношения к суррогатному материнству во многом складывается из личных мотивов человека, его нравственных ориентиров и представлений о семье, материнстве, правах детей и обязанностях родителей, потому у него есть свои сторонники и противники. Проанализируем, какие проблемные стороны при реализации СМ отмечаются разными авторами и как относятся к ним студенты СамГТУ.
Одним из аргументов против суррогатного материнства является то, что оно превращает детей в товар и предмет договорных отношений, а материнство - в оплачиваемую работу, коммерческую услугу или эксплуатацию женщин [1;11;25]. Суррогатное материнство рассматривается авторами как легализация найма женщин для вынашивания ("биологическая проституция", «рабочее брюхо», «матка напрокат») [2;20]. Студенты СамГТУ не поддерживают данное мнение. Лишь 39% согласились с утверждением, что «СМ - это купля-продажа детей»; 21% респондентов согласны, что СМ - это «продажа» женского тела для вынашивания чужого ребенка; 22% считают, что суррогатная мать - это инкубатор для популярного товара в лице новорожденного младенца, остальные высказались против данных утверждений. Респонденты СамГТУ также не поддержали мнение, что рождение детей от суррогатной матери можно считать коммерческой услугой, поставленной на поток. Лишь 20% студентов согласны, что «вынашивание детей можно считать видом работы, поточной индустрией по производству «товара» для определенной сферы». При этом 61% респондентов СамГТУ согласились с тем, что многие женщины становятся суррогатными матерями из финансовых соображений и «СМ - реальная возможность заработать круглую сумму денег». Половина опрошенных поддерживает мнение, что «женщина вынашивает ребенка на заказ и нет никакой разницы, каким образом он появится на свет».
В анкете мы попросили респондентов высказать мнение о том, должно ли государство, по их мнению, предоставлять право сурмаме вернуть выношенного ею ребенка, если она примет такое решение? Большинство опрошенных (48%) ответили отрицательно, поскольку суррогатная мать, по их мнению, получила деньги за свою работу, поэтому у нее нет никаких прав на ре-
бенка, тем более, что она не является биологической матерью новорожденного малыша. 21% респондентов отметили, что все права сурмамы должны регулироваться законом еще до момента рождения ею ребенка; 16,5% считают, что у суррогатной матери должно быть право вернуть рожденного ею ребенка; 16% посчитали, что если обе стороны подписали соглашение о суррогатном материнстве, сурмама не может оспорить родительские права второй стороны после записи их как родителей; 8,5% отметили, что родителям предварительно следует получить заверенный нотариусом документ от суррогатной матери на отказ от ребенка.
Еще одним аргументом противников суррогатного материнства является защита эмбрионов и прав детей, рожденных по программе суррогатного материнства. Законодательство РФ направлено на интересы суррогатной матери, «потенциальных родителей», однако права ребенка практически не защищаются. Мы считаем, что эмбрион является началом новой жизни и проблема использования жизнеспособных эмбрионов должна решаться на законодательном уровне. Оставшиеся после оплодотворения яйцеклеток 85-90% «неиспользованных» эмбрионов можно уничтожить, продать, передать для имплантации другим женщинам, либо использовать в экспериментах или биопроизводстве [1]. Данный факт позволяет ученым и представителям религиозных конфессий утверждать, что применение ЭКО недопустимо, поскольку с их точки зрения эмбрион является человеком. Сегодня в России проблема «лишних эмбрионов» остается открытой и не имеет юридического статуса, поэтому в случае их хранения в замороженном виде срок их жизни может продлеваться на неопределенное время, во время которого оплодотворенная яйцеклетка подвергается фоновому радиоактивному облучению, в связи с чем возрастает вероятность мутации, которая может проявиться как наследственное заболевание только в последующих поколениях [12].
Еще один нерешенный вопрос, связанный с защитой прав детей, заключается в том, что суррогатное материнство обостряет понимание ребенком личной и семейной идентичности, ставя его перед вопросом о том, кто его настоящая мать [13;20]. Суррогатной матери тоже приходится сдерживать себя во время беременности, чтобы не привязаться к ребенку, с которым у нее неизбежно возникают тесные психологические связи. Генетической матери, ее супругу и новорожденному младенцу также будет сложнее адаптироваться к новым социальным ролям. Генетические родители нередко ощущают свою несостоятельность как «настоящих» родителей, постоянно живут в напряжении и страхе, поскольку утаивают от ребенка факт его рождения от другой женщины, чтобы не спровоцировать кризис идентичности у ребенка. Однако ответы студентов СамГТУ показывают, что они не задумываются всерьез о данных проблемах или просто не замечают их существования. Они не считают ребенка, родившегося
в У X
ДА
>
0-X
т
гп А
о п гп
т;
о
-С ГП
о т; О
О и
Д
о
-о О ГО 0-Я
от суррогатной матери - «товаром без права на выбор» (73%). Лишь 21% респондентов уверены, что «отказываясь от ребенка, сурмама лишает его эмоциональной связи с собой, тем самым «блокируя» его механизмы самозащиты, в результате чего, вырастая, он становится более тревожным, угнетенным, с повышенной склонностью к депрессиям». Только треть опрошенных (32,5%) считают, что «никакие деньги не смогут компенсировать утраченную связь матери и ребенка, после того как она вынуждена будет отдать его другой женщине» и 34% респондентов с жалостью относятся к сурмамам, которые чаще всего из-за денег сознательно лишают себя материнства. На вопрос «должен ли, по Вашему мнению, ребенок знать, что был рожден от суррогатной матери?», основная часть респондентов затруднилась ответить (51%); 36,5% ответили отрицательно, поскольку это может в дальнейшем ему навредить. В случае, если респонденты оказались бы сами на месте суррогатной матери, 43% стала бы интересовать дальнейшая судьба и жизнь ребенка, которого они выносили, 41% затруднились ответить, и лишь 16% ответили, что им это было бы совсем неинтересно. При этом, на вопрос, способны ли генетические родители принять ребенка от сурмамы как собственного, большинство (56%) ответили, что смогут; считают, что это будет зависеть от конкретной ситуации в семье - 34% и уверены, что не смогут - 10% респондентов.
Таким образом, вопросы использования суррогатного материнства неоднозначно воспринимаются молодежью и требуют решения проблем не только медицинских, биологических, юридических, но и морально -этических, социальных. Однако, как показывают результаты опроса, респонденты хотя и достаточно хорошо информированы о СМ, но не задумываются всерьез об ответственности, которую должны брать на себя генетические родители и суррогатная мать.
Среди важнейших социальных проблем суррогатного материнства отметим его возможную доступность для однополых семей и модернизацию традиционного понимания семьи как общественного института. Сегодня по данным вопросам ведутся серьезные научные и общественные дискуссии. Среди одиноких мужчин и однополых пар наблюдается рост интереса к суррогатному материнству в целях «приобретения» себе детей, что актуализирует вопрос о нарушениях такими ситуациями прав ребёнка [15;26]. Отсутствие ограничений в возможности использования услуг суррогатной матери для однополых пар может повлиять на увеличение числа неполных семей, попытки узаконить СМ для го-„ мосексуальных пар, что также свидетельствует о с кризисе традиционной семьи. Мы уверены, что © при рассмотрении вопросов доступности ВРТ оТ некоторыми группами населения, необходимо о учитывать, в первую очередь, интересы детей и ^ их право воспитываться в полной семье [2]. Счи-2 таем, что современные методы репродукции
должны широко обсуждаться, поскольку они могут иметь серьезные последствия, напрямую влияющие на преобразования самого института семьи. В анкету был включен вопрос об отношении к указанным проблемам студентов СамГТУ. На вопрос «Кому, по Вашему мнению, законом должно быть отказано в СМ?», респонденты ответили: «никому не стал(а) бы запрещать - 44%; паре из двух женщин или мужчин - 38%; мужчине-одиночке 6,5%; семейной паре, которая не может иметь детей, но способна усыновить ребенка - 5%; женщине старше 40 лет - 4%; всем бы запретил -2,5%.
Традиционная семья - основа процветающего государства, которое должно выступать гарантом защиты ценностей традиционной семьи. Однако быстрое развитие биомедицинских технологий заставляет всерьез задуматься о возможных последствиях их бесконтрольного применения, особенно, когда начинают разрушаться понятия о традиционной семье и кровнородственных связях. В то же время, данная проблема практически не беспокоит современную молодежь, о чем свидетельствуют результаты опроса. На вопрос «Как Вы считаете, если в нашей стране суррогатное материнство приобретет широкую популярность и станет общедоступным, изменит ли это отношение россиян к институту семьи в целом?», большинство респондентов ответили, что «СМ никак не повлияет на отношение россиян к браку и семье и ничего не изменит - 54%. Приблизительно одинаковое число респондентов считает, что СМ укрепит семью и брак - 23% и уверены, что СМ может отрицательно повлиять на отношение населения к институту семьи и брака и разрушит его основы - 23%. Большинство опрошенных (81%) высказались против того, что «суррогатное материнство - типичное явление современного постмодернистского общества, в котором попирается сущность любви и понимание семьи.
Еще одна важная проблема, связанная с СМ -это здоровье рожденного потомства. Сегодня, когда повзрослели дети первых поколений, рожденных при помощи ВРТ, появились и результаты медицинских исследований, которые указывают, что эти дети составляют определенную группу риска по здоровью. Медицинские исследования по данной проблеме позволяют утверждать, что широкое применение ВРТ может привести к появлению новой популяции людей с высоким риском развития кардио-метаболических, сердечно-сосудистых заболеваний, риском перинатальных осложнений, врожденных пороков развития и редких импритинговых заболеваний у детей [4;8]. Массированное гормональное и лекарственное воздействие на женщину на протяжении всей беременности оказывает вредное влияние на нее и будущего ребенка. Некоторые авторы указывают на существование связи между методами лечения бесплодия и развитием детских онкологических заболеваний среди детей, рожденных с помощью методов ВРТ. По мнению авторитетных российских ученых, ЭКО существенно увеличивает риск рождения ребенка-инвалида [6] и ни-
кто не может гарантировать, что ребенок, рожденный при помощи вспомогательных репродуктивных технологий, будет здоровым, как психически, так и физически.
Основным аргументом сторонников суррогатного материнства является то, что для бездетной семьи данная репродуктивная технология -единственный способ получить генетически "своего" ребенка и ничем не хуже усыновления. По их мнению, суррогатное материнство не коммерциализация деторождения, а акт любви и сотрудничества, обдуманный и осознанно принятый суррогатной матерью с учетом возможных последствий. Отметим, что участники опроса поддерживают данную позицию. Так, 60% опрошенных ответили, что СМ - это нужное и важное дело, когда женщина не может родить ребенка сама. С формулировкой «суррогатное материнство - спасательный круг, благородная миссия, шанс помочь бездетным семьям, возможность ощутить счастье полноценной семьи» согласились 64% опрошенных.
Еще одним аргументом в поддержку суррогатного материнства является то, что женщина за выполнение своей работы получает хорошую материальную компенсацию и моральное удовлетворение от пользы, которую приносит обществу [14], в то время как от запрета суррогатного материнства ничего кроме вреда не будет, поскольку бездетные семьи так и останутся таковыми. Студенты СамГТУ также поддерживают данные аргументы.
Хотя суррогатное материнство законодательно разрешено и широко используется в нашей стране, оно продолжает вызывать серьезные разногласия среди ученых, медиков, представителей власти, церкви, общественности. Анализ подходов к его использованию показывает, что среди специалистов различного профиля нет однозначного ответа на вопрос о необходимости его применения. В суррогатном материнстве одни видят инновационную отрасль медицины и «спасательный круг» в условиях демографического кризиса и проблем с фертильностью, другие - доходный бизнес, третьи - угрозу морали и семье, трансформацию кровнородственных связей, если оно получит распространение среди однополых пар. Половина опрошенных студентов считает, что к СМ следует относиться как к обычной услуге, предлагаемой современной медициной. Прогресс нельзя остановить и данная технология будет активно развиваться. Несмотря на дороговизну и неоднозначность отношения к СМ, оно востребовано бездетными парами, для которых рождение генетически своего ребенка является более желанным, чем усыновление чужого малыша. Рост числа предложений стать суррогатной матерью позволяет утверждать, что коммерческое суррогатное материнство сегодня становится одним из видов женской занятости. Любой запрет на востребованные в обществе услуги может способствовать возникновению нелегального рынка, в условиях которо-
го невозможно будет обеспечить гарантии и права ни ребенку, ни «потенциальным родителям», ни суррогатной матери. В этих условиях задача государства — создание регулируемой и подконтрольной законодательной базы в сфере вспомогательных репродуктивных технологий. Необходимо, чтобы защищались права ребенка, вводились ограничения на использование СМ для однополых пар, чтобы применялся данный метод только в государственных, а не частных медицинских учреждениях. За ненадлежащее исполнение своих обязанностей и отказ от ребенка государством должна быть введена ответственность и наложены штрафные санкции как для суррогатных матерей,так и «потенциальных родителей».
Результаты проведенного в СамГТУ исследования показывают, что если женщина решила стать суррогатной матерью, критиковать ее сегодня никто не станет. Отношение респондентов к ней достаточно безразличное (56,5%), как к человеку, который получает высокий заработок за предоставление необходимой обществу услуги. Поскольку развитие биомедицинских технологий происходит сегодня настолько быстро, что общество не успевает осмыслить их возможные последствия, нам еще предстоит решить, нужен ли нам данный способ для продолжения рода.
Литература
1. Акбашева С.Г. Проблема суррогатного материнства // Novainfo [Электронный ресурс] URL: https://novainfo.ru/article/4757/ - 2016. - Т.1 - №42. -С. 303-306 (дата обращения: 10.01.2019).
2. Артемий Сильвестров (диак.) Социальные и этические аспекты перспективы законодательного запрета суррогатного материнства в России [Электронный ресурс] URL: http://ruskline.ru/special_opinion/2016/noyabr/socialn ye_i_eticheskie_aspekty_perspektivy_zakonodatelno go_zapreta_surrogatnogo_materinstva_v_rossii/(дат а обращения: 10.01.2019).
3. Артюшина О.Н., Прохорова М.В. Отдельные вопросы суррогатного материнства в России // Вестник КГУ. - 2017. - № 2.
4. Башмакова Н. В., Цывьян П. Б., Чистякова Г. Н., Данькова И. В., Трапезникова Ю. М., Бычкова С. В., Ремизова И. И. Состояние сердечнососудистой системы у детей, зачатых при помощи вспомогательных репродуктивных технологий // Российский вестник перинатологии и педиатрии. -2016. - Т.61. - №5. - С. 14-18.
5. Герасимов А.В., Афанасьева А.Ю. Проблемы суррогатного материнства по российскому законодательству // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2014. - №4 (26).
6. Главный педиатр России выступает против поддержания на государственном уровне технологии искусственного оплодотворения [Электронный ресурс] / «Интерфакс». URL: http://www.interfax-russia.ru/Siberia/report.asp?id=45881&p=1 (дата обращения: 10.01.2019).
7. Естественное движение населения в разрезе субъектов РФ за январь-декабрь 2017 года
в У X
ДА
>
Ö-X
т гп А О п m т;
о
-С
m о т; О
О
З
Д О -о О ГО Ö-Я
о
с <
е
о>
о сч
[Электронный ресурс] URL:
http://www.gks.ru/free_doc/2017/demo/edn12-17.htm (дата обращения: 10.01.2019).
8. Кешишян Е.С., Царегородцев А.Д., Зибо-рова М.И. Состояние здоровья и развитие детей, рожденных после экстракорпорального оплодотворения // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2014.- №5. - С.15-22.
9. Леженин В. Н. Проблемы договорных отношений, связанные с суррогатным материнством /В. Н. Леженин// Актуальные проблемы гражданского права, гражданского и арбитражного процесса : материалы науч. конф. Воронеж, 15-16 марта 2002 г. / под ред. Е. И. Носыревой, Т. Н. Сафроновой. - В 2 ч. Ч. 1. Гражданское право. - Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2002.
10. Митрякова Е.С. Правовое регулирование суррогатного материнства в России: автореф. дис. ...канд. юр. наук. - Тюмень, 2006. - 23 с.
11. Новицкая Т.Е. Социально-этические аспекты использования современных вспомогательных репродуктивных технологий // Весшк Палескага дзяржаунага ушвератэта. Серыя прыродазнаучых навук. - 2015. - №1. - С. 20-24.
12. Обухов М. (прот.) О некоторых этических сторонах ЭКО и т.н. «суррогатного материнства». Церковно-общественный совет по биомедицинской этике при Московской Патриархии [Электронный ресурс] URL: http://bioethics.orthodoxy.ru/analitika/reproduktivnye -tekhnologii/145- (дата обращения: 10.01.2019).
13. Оксюковская Д.И., Сафина Д.Ю. Суррогатное материнство. Этические и правовые аспекты // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. - 2017. - Т. 7. - № 6.
14. Пестрикова А.А. Суррогатное материнство в России: монография / А.А. Пестрикова. - Самара: Самар. гуманит. акад., 2008. - 180 с.
15. Понкин И.В., Понкина А.А. Оценка суррогатного материнства с позиций права и биоэтики // Право и образование. - 2014. - N10. - С. 97-109.
16. Рудакова Б., Замаховская Л.Ю., Стрижова Т.В., Трубникова О.Б., Татаринова Л.В. Исходы экстракорпорального оплодотворения как муль-тифакторная проблема клинической репродук-тологии // Медицинский совет. - 2015. -№ 9. -С.84-90.
17. Салахова М. Г. Правовые проблемы суррогатного материнства // Проблемы обеспечения, реализации, защиты конституционных прав и свобод человека. - 2013. - №2. - С. 198-206.
18. Самойлова В.В. Суррогатное материнство как правовой институт // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 4.
19. Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-Ф3 (ред. от 03.08.2018 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа. -URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_8982(дата обращения 15.01.2019).
20. Силуянова И. В., Силуянов К. А. Репродукция человека: этико-правовые проблемы // Медицинское право. - 2013. - №4.
21.Сорокина Т.В. Суррогатное материнство: понятие и критерии его определения // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 5, Юриспруденция.
- 2010. - № 2 (13).
22. Статистика суррогатного материнства в России за 5 лет [Электронный ресурс] URL: https://ekoplod.ru/news/10-statistika-surrogatnogo-materinstva-v-rossii-za-5-let.html (дата обращения: 10.01.2019).
23. Сухарева Е. Р. Суррогатное материнство: свобода усмотрения и соотношение отраслевых методов правового регулирования // Вестник Воронежского института МВД России. - 2013. - №2.
24.Хритинин Д.Ф., Гарданова Ж.Р., Кулакова Е.В. Пограничные психические расстройства у женщин с бесплодием в программе "суррогатного материнства" в рамках лечения методом экстракорпорального оплодотворения // Психические расстройства в общей медицине. - 2008. - №4. -С. 6-8.
25. Шамшов А.А., Голомышкина К.В. Проблемы правового регулирования суррогатного материнства в России // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LIV-LV междунар. науч.-практ. конф. № 10-11(50). - Новосибирск: СибАК, 2015.
26. Элленбоген А. Всемирная востребованность суррогатного материнства. Реализация и этические аспекты // Репродуктивная медицина. - 2016.
- №4.
Surrogacy: a decision of demographic problems or a threat of
modern society? Gridina V.V.
Samara State Technical University
The use of various reproductive technologies has become widespread due to the decline in fertility rates and the increase of infertile couples in our country. Among them, surrogacy has a special place and the debate about it does not cease till now. The existing problems of surrogacy in terms of social, moral, ethical, medical, legal aspects are highlighted in the article. The article presents and analyzes the arguments of supporters and opponents of this reproductive technology. The results of applied sociological research made in 2018 among students of Samara State Technical University are presented. The research study was devoted to determining the degree of stu-dents'awareness and their attitude to surrogacy as one of the most popular reproductive technologies, its impact on the institution of family in modern society. Keywords: surrogacy, assisted reproductive technologies surrogate mother and genetic parents, assisted reproductive technologies, demographic crisis, sociological research, society, student youth. References
1. Akbasheva S.G. Surrogate motherhood problem // Novainfo
[Electronic resource] URL: https://novainfo.ru/article/4757/ -2016. - Vol. 1 - No. 42. - p. 303-306 (the date of appeal: 01.01.2019).
2. Artemy Sylvestrov. (On the Internet resource).
3. Artyushina ON, Prokhorov M.V. Selected issues of surrogacy in
Russia // Bulletin of KSU. - 2017. - № 2.
4. Bashmakova N. V., Tsyvyan P. B., Chistyakova G. N., Dankova
I. V., Trapeznikova Yu. M., Bychkova S. V., Remizova I. I. The state of the cardiovascular system in children , conceived using assisted reproductive technologies // Russian Bulletin of Peri-natology and Pediatrics. - 2016. - Т.61. - №5. - P. 14-18.
5. Gerasimov A.V., Afanasyev A.Yu. Surrogate motherhood prob-
lems under Russian law // Bulletin of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2014. - №4 (26).
6. The main pediatrician of Russia opposes maintaining at the state
level artificial insemination technology [Electronic resource] /
Interfax. URL: http://www.interfax-
russia.ru/Siberia/report.asp?id=45881&p=1 (appeal date: 01/10/2019).
7. Natural population movement in the context of the subjects of
the Russian Federation
January-December 2017 [Electronic resource] URL: http://www.gks.ru/free_doc/2017/demo/edn12-17.htm (access date: 01.01.2019).
8. Keshishyan, ES, Tsaregorodtsev, AD, Ziborova, M.I. The state
of health and development of children born after in vitro fertilization // Russian Bulletin of Perinatology and Pediatrics. 2014.- №5. - P.15-22.
9. Lezhenin V.N. Problems of contractual relations related to surrogate motherhood / V. N. Lezhenin // Actual problems of civil law, civil and arbitration process: materials of scientific. conf. Voronezh, March 15-16, 2002, ed. E. I. Nosyreva, T.N. Safronova. - In 2 h. Part 1. Civil law. - Voronezh: Voronezh publishing house. state University, 2002.
10. Mitryakova E.S. Legal regulation of surrogacy in Russia: author. dis. ... Cand. legal sciences. - Tyumen, 2006. - 23 p.
11. Novitskaya T.E. Socio-ethical aspects of the use of modern assisted reproductive technologies // Vesnik Paleskaga dzyarynag universiteta. Gray colors. - 2015. - №1. - p. 20-24.
12. Obukhov M. (prot.) On some ethical aspects of IVF and so-called. "Surrogate motherhood". Church-Public Council on Biomedical Ethics under the Moscow Patriarchate [Electronic resource] URL: http://bioethics.orthodoxy.ru/analitika/reproduktivnye-tekhnologii/145- (appeal date: 01/10/2019).
13. Oksyukovskaya D.I., Safina D.Yu. Surrogacy. Ethical and legal aspects // Bulletin of medical Internet conferences. -2017. - V. 7. - № 6.
14. Pestrikova A.A. Surrogate motherhood in Russia: monograph / A.A. Pestrikova. - Samara: Samar. humanity Acad., 2008. -180 p.
15. Ponkin I.V., Ponkina A.A. Assessment of surrogate motherhood from the standpoint of law and bioethics // Law and Education. - 2014. - N10. - pp. 97-109.
16. Rudakova B., Zamakhovskaya L.Yu., Strizhova T.V., Trubniko-va OB, Tatarinova L.V. In Vitro Fertilization Outcomes as a Multifactorial Problem of Clinical Reproductive Studies // Medical Council. - 2015. -№ 9. - P.84-90.
17. Salakhova M. G. Legal problems of surrogate motherhood // Problems of ensuring, implementing, protecting the constitutional rights and freedoms of the person. - 2013. - №2. - p. 198-206.
18. Samoilova V.V. Surrogate motherhood as a legal institution // Theory and practice of social development. - 2014. - № 4.
19. Family Code of the Russian Federation "of 29.12.1995 No. 223-FZ (as amended on 03.08.2018 [Electronic resource] - Access Mode. - URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982 appeals 15.01.2019).
20. Siluianova I. V., Siluyanov KA. Reproduction of a person: ethical and legal problems // Medical Law. - 2013. - №4.
21. Sorokina T.V. Surrogate motherhood: the concept and criteria for its definition // Bulletin of the Volgograd State. un-that. Ser. 5, jurisprudence. - 2010. - № 2 (13).
22. Surrogate motherhood statistics in Russia for 5 years
[Electronic resource] URL: https://ekoplod.ru/news/10-statistika-
surrogatnogo-materinstva-v-rossii-za-5-let.html (access date: 10.01.2019).
23. Sukhareva E.R. Surrogate motherhood: freedom of discretion and the ratio of sectoral methods of legal regulation // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2013. - №2.
24. Khritinin D.F., Gardanova J.R., Kulakova E.V. Borderline mental disorders in women with infertility in the program "surrogate motherhood" in the framework of treatment by in vitro fertilization // Mental disorders in general medicine. - 2008. - №4. - p. 6-8.
25. Shamshov, A.A., Golomyshkina, K.V. Problems of legal regulation of surrogacy in Russia // Questions of modern jurisprudence: Sat. Art. on mater. LIV-LV Intern. scientific-practical conf. No. 10-11 (50). - Novosibirsk: SibAK, 2015.
26. Ellenbogen A. World demand for surrogate motherhood. Realization and ethical aspects // Reproductive medicine. - 2016. -№4.
©
y
X
s
m
X
H
A
o-
X
T
m
A
o
Zl
m
T;
H
T
n
o
s
X
s
-C
m
o
T;
O
-i
o
3
G
O
TJ
O
DO
o-
20
69