НЕКОТРЫЕ МИФЫ О ПРИМЕНЕНИИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Самойлова Валентина Владимировна
канд. юрид. наук, доцент кафедры Гражданского права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Высшего профессионального образования Московский государственный Университет
Экономики Статистики и Информатики, РФ, г. Москва
E-mail: wsamoilova@mail. ru
SOME MYTHS ABOUT APPLICATION OF AUXILIARY REPRODUCTIVE
TECHNOLOGIES
Samoilova Valentina Vladimirovna
PhD, Associate Professor of Civil Law, Federal State Educational Establishment of the budget Higher Vocational Education Moscow State University Economics
Statistics and Informatics, Russia Moscow
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена регламентации отношений суррогатного материнства, кроме того, рассмотрены вопросы, связанные с отношением государства к вспомогательным репродуктивным технологиям (ВРТ) в разных странах на основе норм зарубежного законодательства и судебной практики тех стран, в которых суррогатное материнство разрешено, запрещено или ограничено, особое внимание акцентировано к тем требованиям, которые предъявляются к субъектам правоотношений суррогатного материнства.
ABSTRACT
The article is devoted to the regulation of the relations of surrogate motherhood, in addition, were considered the questions connected with the state's attitude to assisted reproductive technologies (art) in different countries on the basis of norms of international legislation and judicial practice in those countries where surrogacy is permitted, prohibited or limited, a special attention is focused on those requirements that apply to the subjects of legal relations of surrogate motherhood.
Ключевые слова: репродуктивные права; суррогатное материнство; донор.
Keywords: reproductive rights; surrogacy; donor.
Ввиду недостаточной разработанности нормативно-правовой базы применения вспомогательных репродуктивных технологий, задачами современной юриспруденции становится формирование общего понимания положительных и отрицательных сторон того или иного существующего подхода в законодательной регламентации вспомогательных репродуктивных технологий [2].
В разных странах по-разному решается вопрос применения суррогатного материнства как одного из методов вспомогательных репродуктивных технологий.
В большинстве стран Западной Европы (Франция, Норвегия, Австрия, Италия) запрещено коммерческое и некоммерческое суррогатное материнство. Определяющим фактором консервативного взгляда на применение современных биотехнологий в области репродуктивных функций человека стала позиция Римской католической церкви, которая осуждает любые попытки искусственного вмешательства в процесс зарождения человеческой жизни.
В Германии вопросы, связанные с применением вспомогательных репродуктивных технологий, регулируются принятым в 1991 году Актом (The Embryo Protection Act) [5]. Согласно положениям Акта в Германии разрешено только искусственное оплодотворение, доступ к которому гарантирован лицам, состоящим в законном браке, а суррогатное материнство, предполагающее донорство женских яйцеклеток, рассматривается как недопустимое.
Одним из веских аргументов столь радикальной позиции является недопустимость разделения биологического и социального материнства, способного привести к проблеме идентичности ребенка и неизбежным психологическим конфликтам сторон отношений суррогатного материнства. Более того, любые попытки осуществить искусственное оплодотворение женщины, готовой отказаться от своего ребенка после его рождения, рассматриваются с точки зрения уголовного права как преступление.
Диаметрально противоположной точки зрения на процесс искусственного оплодотворения и, в частности, по отношению к возможности использования суррогатного материнства, придерживаются такие страны, как: США (за исключением Нью-Джерси, Мичигана, Аризоны), Украина, Казахстан, Польша, Финляндия, Грузия и ЮАР. В этих странах демографическая политика, которой придерживается власть, допускает возможность заключения договоров, предусматривающих вознаграждение суррогатной матери за вынашивание и рождение ребенка для третьих лиц [4].
Существующая в США система дуалистического федерализма позволяет штатам до принятия Конгрессом законодательного акта самостоятельно регулировать отношения суррогатного материнства. Наиболее прогрессивной в этом отношении является Калифорния. По законодательству Калифорнии предоставление услуг суррогатного материнства не противоречит общественному сознанию, в связи с чем, на территории штата разрешено суррогатное материнство независимо от того, на каких началах оно будет основано.
Основными критериями, которым должна соответствовать суррогатная мать, являются возраст от 20 лет и наличие собственных детей.
В Финляндии вопросы, связанные с применением метода суррогатного материнства и установлением происхождения детей, рожденных вне брака, регулируются Законом об установлении отцовства 1975 года.
Согласно положениям Закона при рождении ребенка суррогатной матерью применяется принцип биологического родства, то есть материнство автоматически следует из факта рождения ребенка, даже в тех случаях, когда полностью используются донорские клетки супругов и между биологической матерью и новорожденным нет никакой родственной связи. В последующем материнство не может быть аннулировано на том основании, что законной матерью не является биологическая мать ребенка.
В отличие от США, Финляндии и иных стран, разрешающих применение любых методов вспомогательных репродуктивных технологий,
законодательство ряда государств налагает определенные ограничения и запреты, касающиеся суррогатного материнства (Австралия, Израиль, Нидерланды, Испания, Дания, Канада, Великобритания).
В Нидерландах, например, запрещена реклама суррогатного материнства, предложения услуг суррогатных матерей и их подбор, в Великобритании допускается только оплачивать текущие расходы на оказание медицинской помощи. В Венгрии и Дании суррогатной матерью может стать только родственница генетических родителей.
В Израиле применение вспомогательных репродуктивных технологий представляется наиболее предпочтительным вариантом решения проблемы бесплодия. В отличие от иных методов искусственного оплодотворения, урегулированных актами Министерства здравоохранения Израиля, в 1996 году Кнессетом был принят закон, регламентирующий права, обязанности сторон суррогатного материнства и механизм применения данного метода репродукции человека.
Суррогатное материнство допускается только в отношении гетеросексуальных супружеских пар и только в том случае, когда суррогатная мать, являющаяся гражданкой Израиля, не имеет генетического родства с ребенком, не связана родством ни с одним из названных (генетических) родителей и принадлежит к той же религии, что и названная мать. Необходимо также получить одобрение комитета, состоящего из социальных работников, врачей и религиозных деятелей.
Возникает множество вопросов, вызванных пробелами в правовом регулировании отношений между генетическими родителями и суррогатной матерью, в связи с тем, что с каждым годом суррогатное материнство приобретает все большее распространение и в России.
В основе правоотношений по суррогатному материнству лежит договор, заключенный между людьми, претендующих на положение будущих родителей, и заменяющей матерью, которая по их просьбе вынашивает и рождает ребенка, зачатого искусственным оплодотворением.
Вполне справедливо может возникнуть вопрос о соглашении с суррогатной матерью как о гражданско-правовой сделке, если основной принцип договора — обязательство, должно быть исполнено (ст. 309 ГК РФ) [1]. Под договором о суррогатное материнство следует понимать соглашение между лицами (лицом), имеющими право на применение данного метода вспомогательных репродуктивных технологий, и суррогатной матерью.
Из чего очевидно следует, что сторонами по договору на суррогатное материнство являются генетические родители или один из них, признаваемые таковыми согласно законодательству и суррогатная мать. Кроме того, для технического исполнения данного договора необходимо участие специализированной медицинской организации [3].
В случае, если суррогатная мать оставляет за собой родительское право на ребенка, то в договоре о суррогатном материнстве необходимо также предусмотреть последствия такого «отказа» от передачи ребенка генетическим родителям.
Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 01 июля 2013) // — 1996. — № 5 — ст. 309.
2. Самойлова В.В. Новеллы и проблемы законодательства о суррогатном материнстве// Сборник статей по материалам XXIX международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции», — с. 39.
3. Самойлова В.В. Проблемы суррогатного материнства в Российской Федерации//Право и образование. — 2009. — № 12, — с. 155—161.
4. Самойлова В.В. Российское и зарубежное семейное законодательство о применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) // Семейное и жилищное право. — 2010. — № 3. — С. 7—10.
5. The Embryo Protection Act [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.auswaertiges-
amt.de/cae/servlet/contentblob/480804/publicationFile/5162/EmbryoProtection Act.pdf (дата обращения 20.02.2014).