УДК 391/395+745/749 СУМКИ ИЗ ДРЕВНЕМОРДОВСКИХ ПАМЯТНИКОВ УН-Х ВВ. © 2016 г. М.С. Королева
В статье рассмотрены основные виды сумок (кошельков), встречаемых на древнемордовских памятниках бассейнов рек Вад и Цна в УП-Х вв. Представлена их типология, в основу которой положены материал и формы сумок, выделены элементы декора и способы подвешивания. Установлено, что только берестяные и меховые сумочки можно отнести к местному производству. Кожаные сумки варианта 2 имеют широкие аналогии на памятниках Волжской Булгарии, а вариант 1 обнаружен на памятниках Ветлужско-Вятского междуречья и Швеции (Бирка). Отдаленно напоминают восточные элементы украшения на сумочке варианта 3, для которой так и не удалось найти аналогии. Простые застежки-трубки имеют широкое распространение, как и сумки смешанного типа из меха и кожи. Плохая сохранность находок не позволяет проследить подробнее пути их импорта. Все сумочки датированы на основе найденных рядом с ними украшений концом I тысячелетия н.э. В это время контакты с востоком значительно усиливаются.
Ключевые слова: археология, бассейн Оки, р. Цна, р. Вад, раннее средневековье, мордва, сумки, кошельки, типология.
В современном мире сумка является важной составляющей жизни и деятельности человека. Она, по сути, заменяет карманы, предназначенные для хранения необходимых мелочей. В костюмах древних народов редко можно найти карманы. Зато небольшие сумочки (кошельки) имеют место как в женских, так и в мужских погребениях. Материал их изготовления весьма разнообразен.
В большинстве работ, посвященных рассмотрению сумок, они упоминаются в единичных экземплярах, без подробного анализа. Согласно материалам древнемордовских памятников большое количество сумок найдено в Крюковско-Кужновском, Пановском могильниках. Пожалуй, одной из редких находок стала сафьяновая сумочка из Лядинского могильника (Левашова, 1959, с. 38-60). К новым находкам относят материалы из раскопок Петербургского И.М.
В работе Никитиной Т.Б. приведены типология и аналогии сумок Ветлужско-Вятского междуречья (Никитина, 2013, с. 151-161). Большинство встреченных сумок автор отнес к бул-гарскому импорту. Подобный анализ материалов древней мордвы может привести к новым данным, меняющим наши представления о кожевен -ном производстве и экономических связях древней мордвы.
В памятниках Цнинской и Вадской мордвы встречаются берестяные, ко -жаные и меховые сумочки. Общее ко -личество исследованных экземпляров составило 22 штуки (табл. 1). Форма и размеры также разнообразны. Полностью одинаковых сумочек выявить не удалось. Но предполагаемые размеры и формы позволяют выделить отдельные типы.
К 1 типу можно отнести берестяные сумочки, которые часто встречены в мужских погребениях. В них
Таблица 1.
Погребения с сумками из древнемордовских памятников
Могильник Береста (штук и % встреч. в могильнике) Кожа (штук и % встреч. в могильнике) Кожа и мех (штук и % встреч. в могильнике)
мужское женское мужское женское мужское
II Старобадиковский 5 шт. (1,4%) 2 шт. (0,5%) 1 шт. (0,3%) 1 шт. (0,3%)
II Журавкинский 1 шт. (1,3%) 2 шт. (2,6%)
Пановский 1 шт. (0,7%)
Крюковско-Кужновский 9 шт. (1,5%) 1 шт. (0,2%)
Всего 5 шт. (0,4%) 3 шт. (0,3%) 11шт. (0,9%) 3 шт. (0,3%) 1 шт. (0,2%)
складывались элементы женского костюма, украшения, служащие дарственным комплексом умершим. Одна из ранних находок оказалась в 243 погребении Абрамовского могильника. Внутри сумка покрыта тканью, а снаружи - обрамлена по краю ремешком из кожи (Ставицкий, 2013, с. 147). Аналогии подобных сумок найдены во II Старобадиковском могильнике (рис. 1: 2). В пяти мужских погребениях также встречены фрагменты этих сумок с аналогичным набором. Их облик однообразен. Овальная форма низа покрыта дырочками от шва, скрепляющего две детали. Сумка «каркасная» и жесткая. В женском погребении 31 II Журавкинского могильника сумочка сохранилась лучше (рис. 1: 3). На ней даже имеется орнамент из оловянного бисера, напоминающий глаз или птицу, размещаемую обычно на нагрудных бляхах. В сумочке лежали украшения, разноцветные нитки и вязальный крючок (Петербургский, 2010, с. 19). Этот комплекс может рассказать о занятии погребенной при жизни. Сумка из по-
гребения 333 II Старобадиковского могильника украшена треугольничками и дырочками (рис. 1: 1). Размеры сумок небольшие: 11,5 х 12 см (Петербургский, 2011, с. 89). Поэтому некоторые исследователи находят для них иное определение - кошелек.
В памятниках древней мордвы встречаются кожаные сумки, причем в большем количестве - в мужских погребениях (тип 2). А в некоторых из них сумок найдено несколько: три -в погребении 169 и два - в погребении 472 Крюковско-Кужновского могильника (Материалы по истории мордвы, 1952, с. 59, 150). По форме сумки можно разделить на типы.
Вариант 1 имеет округлое большое основание и небольшую горловину. Они изготовлены из двух кусков кожи, сшитых вместе, или окантованных по краю металлической вставкой. Так, в сумке из погребения 55 Крюковско-Кужновского могильника край окантован бронзовой накладкой (рис. 2: 2). В ней лежали: фитильная трубка и кремень; край очень ровный и аккуратный; толщина кожи 3 мм. Кожа
Рис. 1. Берестяные сумки: 1, 2 - II Старо-бадиковский могильник; 3 - II Журавкин-
ский могильник. Fig. 1. Birch bark purses: 1, 2 - Staroe Badikovo burial ground II; 3 - Zhuravka burial ground II.
Рис. 2. Кожаные сумки 1 варианта: 1 - Лядинский могильник; 2 - Крюков-
ско-Кужновский могильник. Fig. 2. Leather purses of I variant: 1 - Lyada burial ground; 2 - Kryukovо-Kuzhnovsky burial ground.
Рис. 3. Сумки Крю-ковско-Кужновского могильника: 1, 3 - украшение в виде накладок; 2 - простая сумка с застежкой.
Fig. 3. Purses from Kryukovо-Kuzhnovsky burial ground: 1, 3 - onlays; 2 - a simple purse with a clasp.
Рис. 4. Оригинальные виды сумок из древнемордовских памятников: 1 - II Старобадиков-
ский могильник; 2, 3 - Крю-ковско-Кужновский могильник.
Fig. 4. Authentic types of purses from the early Mordovian sites: 1 -Staroe Badikovo burial ground II; 2,3 - Kryukovо-Kuzhnovsky burial ground.
сильно расслоилась (Материалы по истории мордвы, 1952, с. 196, табл. 12: 2). Кошелек из 22 погребения Ля-динского могильника прошит по краю медной проволокой (рис. 2: 1). При этом кожа этого фрагмента представляет собой тонкий сафьян (кожа мелкого рогатого скота), что весьма редко для древнемордовских памятников (Левашова, 1959, с. 44, рис. 3: 2). Размеры сумочек небольшие: 6 х 11,5; 3 х 6 см.
Следующий вариант 2 распространен шире (7 экз.). Сумки имеют округлый край без четко выраженной горловины. Снаружи помещен клапан с проходящим по центру ремешком для застегивания или крепления к поясу (рис. 3: 2, 3). Лицевая сторона клапана украшалась бронзовыми накладками, как в погребении 2 Пановского и 224, 570 Крюковско-Кужновского могильников (Материальная культура, 1969, с. 77, табл. 1; Материалы по истории мордвы, 1952, с. 78, 179). Накладки были простыми, в виде пуговок, ажурными и с орнаментом в виде «крылатого семвурва» (рис. 3: 1). Сумки из 400 и 472 погребений сверху были покрыты металлической пластиной с орнаментом, но, к сожалению, они не сохранились до наших дней (Материалы по истории мордвы, 1952, с. 127, 150). Одна сумка из погребения 400 имела вышивку в виде трезубца. Поверхность кожи ячеистая. Края горла не обрабатывались. Сбоку проходил шов «через край» с подгибом. Кожа изготовлена сыромятным способом. Поры указывают на принадлежность к крупному рогатому скоту. Размеры колеблются в пределах 15-10 х 12-9 см. В сумках чаще находят кремень-огниво, либо они совершенно пусты.
К отдельному варианту 3 следует отнести оригинальную сумочку из 169
погребения Крюковско-Кужновского могильника (Материалы по истории мордвы, 1952, с. 196, табл. 12: 3). Она состоит из двух кусков кожи с закругленными концами, сшитыми вместе. Верхняя часть сумки согнута, образуя клапан. На него помещена застежка в виде стержня с одной стороны и бляшкой с отверстием с другой. Клапан украшен накладками в виде полумесяцев и круглых бляшек (рис. 4: 2). Сверху располагалось кольцо для подвешивания сумки к поясу. Размер составляет 9,5 х 8,5 см. По сохранившимся складкам и мереи кожи можно сказать, что она от крупного рогатого скота. Цвет фрагментами темно-ко-ричневого цвета, что может указывать на дубитель. Толщина 0,4-0,5 см. Край неровный, что указывает на натяжение при прошивке. Ширина стежка в 1 см. Подгиб в 0,4 см. Данная сумка не имеет аналогий в древнемор-довских памятниках.
Весьма простой вариант 4 сумки в виде мешка с трубочным креплением по горлу представлен фрагментарно в материалах из погребений 67, 115 II Старобадиковского могильника (Петербургский, 2011, с. 27, 41). В сохранившихся трубочках в 13 см -остатки кожи, сложенные вдвое. В сумках находились остатки металлических пластин и кремень. Возможно, эта сумка имеет ритуальный характер. Об этом говорит спорная «застежка-трубка» и форма сумки (рис. 4: 1). Но в материалах Волжской Булгарии такие сумки также имеют место (по типологии Казакова - тип 2) (Никитина, 2013, с. 158). Дать какие-то дополнительные характеристики кожи невозможно из-за плохой сохранности.
Тип 3 смешанного вида из погребения 169 Крюковско-Кужновского
могильника представлен фрагментарно (Материалы по истории мордвы, 1952, с. 196, табл. 12: 4). От сумки сохранилось только кожаное дно. Сверху находились остатки меха. Следовательно, сумка была меховой с округлым дном размером 8 х 14 см (рис. 4: 3). Сверху имеются линии от стягивания при пришивании на расстоянии 4 мм друг от друга. Толщина около 2-3 мм. Цвет темно-коричневый с остатками мереи крупного рогатого скота. Поверхность была сглажена. Встречаются данные о наличии еще таких сумок из этого памятника, но они не сохранились. Можно лишь предполагать, что их форма и размеры были схожими.
Из всего приведенного перечня к местному производству следует отнести берестяные и меховые сумочки. Аналогий среди материала соседних племен не было обнаружено. Это может указывать еще и на плохую сохранность материала. Сумки носили ритуальный характер. В мужских погребениях в виде «дарственного» комплекса, в женских - как отражение рода занятий при жизни. Датировка бытования этих сумок сводится к VII в. по материалам Абрамовского могильника, вплоть до Х в. в Крюков-ско-Кужновском и II Журавкинском могильниках (Ставицкий, 2014; Вихляев, 2008, с. 146).
Кожаные сумки наиболее распространены в памятниках мордвы и их аналогии найти намного проще. Первый вариант больше напоминает чехлы для хранения чего-то мелкого (фитильная трубка, кремень). Этот вид встречается в Ветлужско-Вят-ском междуречье, но имеет большие размеры и чаще изготовлен из кожи бобра. Они носили ритуальный харак-
тер с магическим смыслом. Сумочка из Крюковско-Кужновского могильника аналогична находкам в Бирке, датируемым Х в. (Никитина, 2013, с. 159). Второй вариант с пластинами на клапане также имеет аналогии в венгерских погребениях. Другие разновидности этого вида появились в результате экономических контактов с Волжской Булгарией (Никитина, 2013, с. 160). На это же указывает редкая сумка с семвурвами из Пановского могильника. Сюда же следует отнести сумки с трубчатым креплением, которые представлены в Ветлужско-Вят-ском междуречье, и в особенности в Волжской Булгарии. Общая их датировка относится к Х веку (Вихляев, 2008, с. 146).
Сумка с полумесяцами весьма оригинальна и единична в своем исполнении. Такая же форма в виде кон -верта встречается в древнерусских памятниках и в Ветлужско-Вятском междуречье. Однако углы в нашем экземпляре более закруглены, как в материалах Бирки (Arwidsson Ог., 1984). Но аналогий украшений так и не удалось обнаружить. Другие сумки из этого погребения составляют импорт из Волжской Булгарии. Датировка изделия относится к Х веку (Вихляев, 2008, с. 146).
Таким образом, большинство исследованных сумок можно отнести к импорту Х в. из Волжской Булгарии. Местного происхождения лишь берестяные и меховые экземпляры. Они встречаются с VII по Х в. и отличаются особыми чертами, такими как вышивка оловянным бисером, форма сумки, способы сшивания и обрамления.
ЛИТЕРАТУРA
1. Вихляев В.И., Беговаткин А.А., Зеленцова О.В., Шитов В.Н. Хронология мордовских могильников населения I-XIV вв. западной части Среднего Поволжья. Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2008. 352 с.
2. Левашова В.П. Обработка кожи, меха и других видов животного сырья // Труды Гос. ист. музея. Очерки по истории русской деревни X-XIII веков Вып. 33 / Отв. ред. Б.А. Рыбаков. М.: Советская Россия, 1959. С. 38-60.
3. Материалы по истории мордвы VIII-XI вв. (Дневник археологических раскопок П.П. Иванова) / Отв. ред. А.П. Смирнов. Моршанск: Изд-во Моршан. краевед. музея, 1952. 231 с.
4. Материальная культура Средне-Цнинской мордвы VIII - XI вв. / Отв. ред. А.П. Смирнов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1969. 176 с.
5. Никитина Т.Б. Поясные кошельки/сумочки в средневековых могильниках Ветлужско-Вятского междуречья // ПА. 2013. № 2. С. 151-161.
6. Петербургский И.М., Вихляев В.И., Святкин С.В. Второй Журавкинский могильник. Саранск: Красный Октябрь, 2010. 132 с.
7. Петербургский И.М. Материальная и духовная культура мордвы в VII-X вв. Саранск: Красный Октябрь, 2011. 420 с.
8. Ставицкий В.В. Погребальный обряд Тешской группы мордовских могильников III-VII вв. // ПА. 2013. № 2. С. 143-150.
9. Ставицкий В.В., Ставицкий А.В. Поздние погребения древнемордовского Абрамовского могильника // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Доступно по URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/43002
10. Arwidsson Gr. Birka II: Systematische Analysen der Gräberfunde. Stockholm: Vit-terhets Historie och Antikvitets Akademien, 1984. 290 S.
Информация об авторе:
Королева Мария Сергеевна, аспирант, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева (г. Саранск, Россия); [email protected]
PURSES FROM ANCIENT MORDOVIAN SITES OF THE 7th - 10th CENTURIES
M.S. Korolyova
The article describes the main types of bags (purses) found on the early Mordovian sites in Vad and Tsna River basins in 7th - 10th centuries. The proposed typology relies on the fabric and shapes of the purses, as well as distinguished elements of decoration and suspension. It was established that only birch bark and fur purses can be attributed to the local production. Leather bags of variant 2 find broad analogies on the Volga Bulgarian sites, while variant 1 is found on Vetluga-Vyatka sites and in Sweden (Birka). Elements of decoration on variant 3 bear a remote resemblance to Oriental things, although no analogies could be found. Simple clasps-pipes and purses of mixed types made of fur and leather are widely spread. Poor state of the finds does not allow us to better define the sources of their import. All purses are dated by the end of the first millennium AD based on the decorations found at their side. It was the time for growing contacts with the East.
Keywords: archaeology, the Oka basin, Tsna River, Vad River, Early Middle Ages, Mordovians, bags, purses, typology
REFERENCES
1. Vikhliaev, V. I., Begovatkin, A. A., Zelentsova, O. V., Shitov, V. N. 2008. Khronologiia mor-dovskikh mogil'nikov naseleniia I-XIV vv. zapadnoi chasti Srednego Povolzh'ia (Chronology of Mordovian Burial Grounds of the 1st—14th Centuries Population in the Western Part of the Middle Volga Area). Saransk: Mordovia State University (in Russian).
2. Levashova, V. P. 1959. In Rybakov, B. A. (ed.). Ocherkipo istorii russkoi derevniX—XIIIvv. (Essays on History of the Russian Village of 10th—13th Centuries). Series: Proceedings of the State Historical Museum 33. Moscow: "Sovetskaia Rossiia" Publ., 38-60 (in Russian).
3. Smirnov, A. P. (ed.). 1952. Materialy po istorii mordvy VIII-XI vv. (Dnevnik arkheologicheskikh raskopok P. P. Ivanova) (Materials on the History of Mordva People in 8th—11th Centuries (Field Notebook by P. P. Ivanov). Morshansk: Morshansk Museum of Local Lore (in Russian).
4. Smirnov, A. P. (ed.). 1969. Material'naia kul'tura Sredne-Tsninskoi mordvy VIII - XI vv. (Material Culture of the Mordva People of the Middle Tsna Area in 8th—10th Centuries). Saransk: "Mordovskoe knizhnoe izdatel'stvo" Publ. (in Russian).
5. Nikitina, T. B. 2013. In Povolzhskaya arkheologiya (Volga River Region Archaeology) (2), 151-161 (in Russian).
6. Peterburgskii, I. M., Vikhliaev, V. I., Sviatkin, S. V. 2010. Vtoroi Zhuravkinskii mogil'nik (Second Zhuravka Burial Ground). Saransk: "Krasnyi Oktiabr'" Publ. (in Russian).
7. Peterburgskii, I. M. 2011. Material'naia i dukhovnaia kul 'tura mordvy v VII-X vv. (Material and Spiritual Culture of the Mordva People in 7th—10th Centuries). Saransk: "Krasnyi Oktiabr'" Publ. (in Russian).
8. Stavitskii, V. V. 2013. In Povolzhskaya arkheologiya (Volga River Region Archaeology) (2), 143-150 (in Russian).
9. Stavitskii, V. V., Stavitskii, A. V. 2014. In Sovremennye nauchnye issledovaniia i inno-vatsii (Recent Scientific Investigations and Innovations) 12. Available at: http://web.snauka.ru/is-sues/2014/12/43002 (in Russian).
10. Arwidsson, Gr. 1984. Birka II: Systematische Analysen der Gräberfunde. Stockholm: Vitter-hets Historie och Antikvitets Akademien.
About the Author:
Korolyova Maria S., Mordovia State University named after N.P. Ogarev. Bolshevist-skaya St., 68, Saransk, 430005, the Republic of Mordovia, Russian Federation; kms220@ yandex.ru