Научная статья на тему 'Лицевые накладки поясных сумочек «Венгерского типа» из Волго-Камья'

Лицевые накладки поясных сумочек «Венгерского типа» из Волго-Камья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
614
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА / ПЕРМСКИЙ КРАЙ / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / ПОЯСНЫЕ СУМОЧКИ / ТАШКИ / ЛИЦЕВЫЕ ПЛАСТИНЫ СУМОЧЕК / EASTERN EUROPE / PERM REGION / MIDDLE AGES / BELT POUCHES / SABRETACHES / SABRETACHE PLATES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белавин А. М., Крыласова Н. Б., Подосёнова Ю. А.

В IX-XI вв. обширные пространства Европы от Урала на востоке до Венгрии и Скандинавии на западе охватила мода на поясные сумочки/кошельки, которые обычно дополняли костюм знатных мужчин. Ценные экземпляры средневековых сумочек украшали серебряные лицевые пластины с позолотой и чеканным орнаментом. В культуре венгров периода «обретения родины» сумочки-ташки с лицевыми пластинами были непременной частью костюма знатного воина, знаком его высокого социального статуса. На территории России лицевые пластины сумочек встречаются редко и исключительно на финно-угорских территориях. Пояса с сумочками, в особенности украшенными лицевыми пластинами, являлись престижным элементом костюма, демонстрирующим социальный статус владельца принадлежность к элитарной части общества, в частности, к торгово-дружинной прослойке. Сумочки с пластинами могли изначально сопровождать готовые дорогие пояса, выступавшие предметом импорта. В Пермском Предуралье найденные лицевые пластины сумочек сочетаются с наборными поясами в «венгерском стиле». Рассматриваются новые находки подобных изделий на территории Предуралья, высказывается предположение об их местном производстве, приводится описание специфического урало-венгерского художественного стиля, использованного при изготовлении лицевых пластин, найденных в Предуралье. В пользу этого свидетельствует ряд технологических и стилистических особенностей, которые отличают сумочки, принадлежащие к кругу «урало-венгерской» торевтики, от собственно венгерских. Возможно, предуральские находки лицевых пластин сумочек связаны с культурой групп венгров (мадьяр), оставшихся на территории «восточной прародины» после массовой миграции венгров на Запад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE "HUNGARIAN TYPE" SABRETACHE PLATES FROM THE VOLGA-KAMA REGION

In the 9-11th centuries, on the vast area of Europe from the Urals in the east to Hungary and Scandinavia in the west, belt pouches / purses came into fashion. They usually supplemented costumes of noble men. It is likely that the fashion had its origins in the Urals. From that territory, the Hungarians brought that fashion to their new homeland, and the merchants of the Volga Bulgaria spread it far to the west along the Volga trade route. In Hungary, those medieval pouches were developed further especially valuable specimens were decorated with gilded silver plates with embossed ornament. In the culture of the Hungarian "conquest of the homeland" period, sabretaches with plates were an indispensable part of a noble warrior's costume, and served as a sign of his high social status. In Russia, sabretache plates are rare. The paper deals with new discoveries of similar products on the territory of the Cis-Urals and suggests that they were produced locally. This conjecture is supported by several technological and stylistic features that distinguish pouches belonging to the "Ural-Hungarian" toreutics from the Hungarian ones. Belts with pouches, especially decorated with sabretache plates, were a prestigious costume element, demonstrating a certain social status of the owner, who usually belonged to the elite, in particular, to the retinue and tradesmen stratum.

Текст научной работы на тему «Лицевые накладки поясных сумочек «Венгерского типа» из Волго-Камья»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2017 История Выпуск 1 (36)

УДК 902:391.1

doi: 10.17072/2219-3111-2017-1-107-121

ЛИЦЕВЫЕ НАКЛАДКИ ПОЯСНЫХ СУМОЧЕК «ВЕНГЕРСКОГО ТИПА» ИЗ ВОЛГО-КАМЬЯ1

А. М. Белавин, Н. Б. Крыласова, Ю.А. Подосёнова

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 614990, Пермь, Сибирская, 24

Пермский научный центр УрО РАН, 614000, Пермь, ул. Ленина, 13а

[email protected]

[email protected]

[email protected]

В IX-XI вв. обширные пространства Европы от Урала на востоке до Венгрии и Скандинавии на западе охватила мода на поясные сумочки/кошельки, которые обычно дополняли костюм знатных мужчин. Ценные экземпляры средневековых сумочек украшали серебряные лицевые пластины с позолотой и чеканным орнаментом. В культуре венгров периода «обретения родины» сумочки-ташки с лицевыми пластинами были непременной частью костюма знатного воина, знаком его высокого социального статуса. На территории России лицевые пластины сумочек встречаются редко и исключительно на финно-угорских территориях. Пояса с сумочками, в особенности украшенными лицевыми пластинами, являлись престижным элементом костюма, демонстрирующим социальный статус владельца - принадлежность к элитарной части общества, в частности, к торгово-дружинной прослойке. Сумочки с пластинами могли изначально сопровождать готовые дорогие пояса, выступавшие предметом импорта. В Пермском Предуралье найденные лицевые пластины сумочек сочетаются с наборными поясами в «венгерском стиле». Рассматриваются новые находки подобных изделий на территории Предуралья, высказывается предположение об их местном производстве, приводится описание специфического урало-венгерского художественного стиля, использованного при изготовлении лицевых пластин, найденных в Предуралье. В пользу этого свидетельствует ряд технологических и стилистических особенностей, которые отличают сумочки, принадлежащие к кругу «урало-венгерской» торевтики, от собственно венгерских. Возможно, предуральские находки лицевых пластин сумочек связаны с культурой групп венгров (мадьяр), оставшихся на территории «восточной прародины» после массовой миграции венгров на Запад.

Ключевые слова: Восточная Европа, Пермский край, Средневековье, поясные сумочки, ташки, лицевые пластины сумочек.

В эпоху Средневековья практически повсеместное распространение получили поясные кошельки и сумочки, что было связано с отсутствием карманов в одежде. В Западной Европе сумочки, в которых хранили огниво, предметы гигиены, нитки с иголками и прочие мелочи, обычно носили на поясе нижнего платья, поэтому на миниатюрах они не запечатлены. Мода на поясные сумочки, которые носили напоказ, была заимствована в середине XII в. на Востоке [Скорнякова]. На Руси, согласно Т.С. Матехиной (Варфоломеевой), отмечается повсеместное распространение ношения на поясе кошельков и сумок в XII - XV вв. и затем ограничение их использования при появлении одежды с карманами [Матехина, 2009, с.21].

На фоне этого как отдельное явление можно рассматривать моду на поясные сумочки, которая в IX-XI вв. охватила обширные пространства Европы от Урала на востоке до Венгрии и Скандинавии на западе. Наиболее хорошо они известны на территории Пермского края, Удмуртии, Татарстана, Марийской и Мордовской республик, Венгрии и Швеции. Распространение поясных сумочек происходило преимущественно вдоль Волжского торгового пути с его ответвлением по Каме. Эта речная система, по мнению исследователей, сначала служила основным путем движения финно-угров из Прикамья и с Урала на запад - в район Балтики [Дубов, 1982, с.20; Белавин, 2000]. В конце VIII - начале IX в. сложился постоянный маршрут торгового и транспортного сообщения, так называемый Балтийско-Волжский путь [Янин, 1956, с.81; Кропоткин, 1968, с. 115; Дубов, 1982, с.20].

Исследователи делят эти поясные сумочки на несколько типов, но все они имеют несколько общих черт: сумочки плоские лировидной формы из двух кусков кожи, скрепленных по краям ме-

© Белавин А. М., Крыласова Н. Б., Подосёнова Ю.А., 2017

107

таллическими обоймочками, накладками, пластинами или полутрубицами, сравнительно небольших размеров. Выделяются сумочки, характерные преимущественно для венгров: с металлическими пластинами, которые крепились на лицевой стороне сумочки, или, судя по реконструкциям, на клапане, закрывавшем сумочку.

Т.Б.Никитина, посвятившая отдельную статью детальному анализу сумочек из Ветлужско-Вятского междуречья, предложила их универсальную классификацию [Никитина, 2013]. Ею выделено несколько типов сумочек, из которых наиболее распространенными являются тип 1 - лировидной формы с овальной нижней частью и расширяющейся в виде раструба верхней частью, тип 2

- с округлым нижним краем, плавными боковыми краями и слабо выраженной низкой горловиной. Нами представлена типология поясных сумочек Восточной и Северной Европы [Белавин, Крыласова, 2016, с.14-15].

И. Фодор предполагал, что традиции использования подобных сумочек зародились в восточно-европейской степи и лесостепи \Fodor, 1982, р.259-260]. Сейчас уже ясно, что первые образцы таких изделий возникли в финно-угорской среде жителей Предуралья. Однако их массовое распространение произошло, вероятно, благодаря волжским булгарам.

Проследив распространение лировидных поясных сумочек вдоль Волжского пути, можно сделать вывод о том, что среди них преобладали сумочки с вытянутой горловиной [тип 1 по Т.Б. Никитиной], а сумочки приземистых пропорций, зародившиеся в Предуралье, представлены в меньшей степени. Но сумочки именно такой формы были принесены венграми в Паннонию, где они продолжили свое развитие - особо ценные и важные экземпляры получили украшение в виде серебряных лицевых пластин с позолотой и чеканным орнаментом. Эти сумочки стали прототипом известной венгерской сумки-ташки.

За пределами Венгрии сумочки с лицевыми пластинами встречаются крайне редки. На территории России долгое время была известна единственная лицевая пластина, обнаруженная на Ве-селовском могильнике в Ветлужско-Вятском междуречье [Даркевич, 1976, с.170]. В последние годы были сделаны новые находки, в том числе на территории Пермского края.

Наиболее ранняя из них, датируемая IX в., имела вторичное использование в качестве погребальной маски. Она обнаружена грабителями в Пермском крае, но точное ее местонахождение выяснить не удалось. Судя по тому, что пластина была переделана в погребальную маску, ее нашли в каком-то могильнике из числа ограбленных археологическими браконьерами. Пластина орнаментирована сюжетами из средневековой мифологии (рис.1). В нижнем ярусе представлена композиция, по сюжету сближающая прикамскую находку с пластинами из Венгрии и Веселовского могильника: изображены лев и барс, присевшие на задних лапах по сторонам «дерева жизни». В.П. Даркевич предполагал, что львы венгерской орнаментики, в частности, на Веселовской пластине, заимствованы из среднеазиатских образцов IX в. [Даркевич, 1976, с.170].

Но наибольший интерес представляет композиция в верхнем ярусе пластины. В центре ее лось/олень, которого держит под уздцы (или кормит?) человек. Антропоморфная фигура передана весьма схематично, одежда ее доходит до щиколоток, на правой руке - браслет. Хотя признаки пола на фигуре не обозначены, она воспринимается как мужчина (возможно, этому впечатлению способствует массивность и неуклюжесть силуэта). Левая рука человека согнута в локте и направлена к морде лося/оленя, а правая поднята вверх и держит некий дугообразный предмет. По аналогии с известными изображениями на бляхах с «сокольничим» можно предположить, что это рог. На спине лося сидит хищная птица, имеющая много общего с изображениями птиц на рукоятях известных биметаллических кресал, которые интерпретируются нами как легендарные птицы уральских угров

- Карсы [Крыласова, 2006, с.64-73]. За спиной человека - парящая фигура в покрывале с руками, сложенными в позе «благословления», возможно, изображение какого-то женского божества. Ниже этой фигуры вдоль правого края пластины - бегущий соболь со стоящей на его спине собакой, за ними - еще какое-то неясное изображение. По краю пластины проходит кайма без позолоты с зигзагообразным орнаментом.

Пластина имеет подтрапециевидную форму размерами 11-15 х 15,5 см. Основа изделия была вырезана из тонкого листа металла. Все орнаментальные сюжеты нанесены на пластину с помощью дрожировки (гравировки с зигзагообразным шагом). Позолочен только фон основных орнаментальных сюжетов способом амальгамирования.

Канон изображений и технология изготовления данной пластины характерны для уральской угорской традиции [Белавин, Крыласова, 2008; Бв!аут, Кгу^оуа, 2010; Бв!аут еt а!., 2014]. Маска, изготовленная из лицевой пластины кошелька, относится к группе полуличин и может датироваться концом IX - рубежом IX и X вв. [Белавин, Крыласова, 2008а. С.47-51]. Эта находка дает основание предполагать, что украшение сумочек лицевыми пластинами могло начаться еще до переселения венгров в Паннонию.

В последние годы в Прикамье обнаружены фрагменты еще двух таких изделий на Баянов-ском могильнике.

Неплохо сохранились остатки лицевой пластины сумочки из погребения 279 Баяновского могильника (мужчина в возрасте 20-30 лет), реконструированной при участии А.Тюрка и А.Штромаера и уточненной Н.Б. Крыласовой (рис.2/1). Сохранившиеся остатки сумочки включали остатки кожи, лицевую пластину, скобу и ремешок с накладками. Лицевая пластина крепилась к верхнему клапану сумочки из кожи с помощью бронзовых шпеньков (рис.2/1) и фиксировалась (закрывалась) на сумочке с помощью скобы (рис. 2/3), в которую продевался ремешок, украшенный бронзовыми накладками с позолотой (рис.2/2).

Лировидная лицевая пластина сумочки размерами 9,5-12 х 12 см была вырезана из тонкого серебряного листа (0,12 - 0,14 мм; Ag - 96%, Au - 0,86, ^ - 2, Pb - 0,91). С помощью средника -вертикальной полосы - пластина разделена на две орнаментальные зоны. В них практически симметричный друг другу растительный орнамент в виде пальметт, характерный для венгерского стиля. Его контуры нанесены с помощью дрожировки, а фон пальметт позолочен способом амальгамирования. Сам средник без позолоты, имеет орнамент в виде выпуклин (перл), выполненных с помощью чеканки, расположенных в два ряда вдоль границ средника. По контуру лицевой пластины сумочки проложена кайма - полоса, орнаментированная чередующимися каждые 0,3-0,4 см выпуклинами (перлами), также нанесенными с помощью чеканки. Судя по следам медной патины вдоль каймы, края клапана сумочки были дополнительно закреплены не сохранившейся медной пластиной, как это характерно для кошельков без лицевых пластин.

Накладки, служившие для оформления ремешка, фиксирующего клапан сумки, были выполнены с помощью литья из бронзы (рис.2/2). Они имеют овально-подтреугольную форму с литым орнаментом в виде 3-5 выпуклин, придающих изделию растительное оформление. Между выпуклинами способом амальгамирования нанесена позолота.

Скоба отлита из бронзы, не орнаментирована.

В сумочке находились деревянный орнаментированный биконьковый гребень2 (рис.3/6) и роговая солоница с деревянными пробками (рис.3/7). Эти предметы сохранились благодаря консервирующим свойствам серебра лицевой пластины сумочки.

Сумочка располагалась слева на поясе, который был на погребенном. Поясной набор, выполненный из сплава с высоким содержанием серебра (где количество Ag достигает более 50% и варьируется в пределах 58-82,6%, легирующие элементы Си, РЬ, 2п, Sn), включал пряжку, два типа накладок (всего 33 экз.) и наконечник ремня (рис.3/1).

Пряжка составная, шарнирного соединения с рамкой и язычком, рамка лировидной формы, декорирована геометрическим орнаментом. Щиток пряжки по краю орнаментирован рядом чередующихся овалов и рядом чередующихся прямоугольников. В центре щитка - растительный орнамент, сочетающийся с изображением зооморфных фигур. Все детали пряжки отлиты в двустворчатых глиняных формах, сделанных с помощью шаблонов или оттиска готового изделия.

Наконечник ремня и-образной формы орнаментирован трилистниками и орнитоморфными фигурами, напоминающими изображения птицы Турул (орла или сокола) - важного персонажа древневенгерской мифологии3. Бордюр наконечника оформлен звеньевым орнаментом - чередующимися овалами и двойными кружками. Наконечник ремня цельнолитой, изготовлен способом литья в двустворчатой глиняной форме, сделанной с помощью шаблона или оттиска готового изделия. Фон трилистников и орнитоморфного орнамента позолочен способом амальгамирования. На оборотной стороне наконечника - пять шпеньков для крепления изделия к кожаной основе.

Накладки, служившие для оформления поясного ремня, представлены двумя типами. Первый тип (16 экз.) - это поясные накладки овальной формы, декорированные растительным орнаментом с петлей в нижней части для подвешивания кольца. Второй тип (17 экз.) - пятиугольные накладки, декорированные растительным орнаментом. Изделия обоих типов имеют стилистическое сходство:

их бордюр оформлен чередующимися перевязанными овалами с пустой сердцевиной; центральная часть накладок декорирована двумя одинаковыми растительными элементами, расположенными симметрично друг другу; фон растительного орнамента на лицевой стороне накладок позолочен. На оборотной стороне каждой накладки располагаются по три шпенька для крепления к кожаному поясу.

Поясной набор имеет аналоги в венгерских погребениях периода Арпадов [The Ancient Hungarians].

Рядом с сумочкой на поясе находились биметаллическое кресало с изображением противопоставленных голов коней (рис.3/4), привеска в виде пары низок бронзовых бус и пронизок, завершающихся клыковидными подвесками (рис.3/5), и нож с остатками деревянной рукояти (рис.3/9). Возле ножа обнаружена прямоугольная бронзовая пряжка (рис.3/11), связанная с ремешком для крепления ножен или портупейным ремнем от колчана. Кроме этого в погребении были серебряная погребальная маска с прорезями для глаз и рта и выдавленным носом (рис.3/10), нашитая на кусок шелка, которым была обмотана голова погребенного; справа от черепа серебряное височное кольцо с овальной дужкой и полым шариком в основании, декорированным пирамидками зерни (рис.3/2); дротовый граненый браслет с кружковым орнаментом (рис.3/3), располагавшийся на костях левого предплечья; наконечник копья с пером в виде четырёхгранного стержня и воронковидной тульей (рис.3/8); шесть наконечников стрел с остатками древков и обмотки шнуром (рис.3/13); железный боевой топорик с круглыми щековицами и чеканом в виде куба (рис.3/12), которые были уложены справа от погребенного.

Погребение может быть датировано первой половиной - серединой Х в.

Фрагменты кожаной сумочки с лицевой пластиной были также зафиксированы в погребении 137 Баяновского могильника, датированном началом X в. К сожалению, сохранившиеся фрагменты не позволяют реконструировать орнамент лицевой пластины сумочки (рис.4). Лишь на одном фрагменте тонкого серебряного листа (0,15 мм), оставшегося от пластины, отмечены следы орнамента, нанесенного с помощью дрожировки. Изделие выполнено из сплава с высоким содержанием серебра (Ag - 94,2%, Cu - 4,4, Pb - 0,8, Au - 0,2, Fe - 0,4). Фрагменты кожи сумочки и фрагменты кожаного ремешка с накладками позволяют реконструировать форму и конструкцию сумочки. Вероятнее всего, она имела лировидную форму с приземистым горлышком. На клапане сумочки находилось отверстие прямоугольной формы для продевания скобы и ремешка. На узком ремешке сохранились бронзовые накладки и наконечник.

В Ветлужско-Вятском междуречье, где долгое время была известна только одна пластина из Веселовского могильника с типичным венгерским орнаментом из пальметт в плетении и парой львов по бокам «древа жизни» (рис.5/1) [Даркевич, 1976, с.173], в 2011 г. обнаружены фрагменты еще одной подобной пластины с парой львов в жертвенном комплексе Русенихинского могильника [Никитина, 2013. с.152-153].

В Мордовии металлической пластиной с орнаментом были покрыты сумки из погребений 400 и 472 Крюково-Кужновского могильника, но, к сожалению, они не сохранились до наших дней [Материалы по истории мордвы, 1952, с. 127, 150; Королева, 2016, с.252]. В Бирке в одном погребении обнаружен маленький фрагмент позолоченной серебряной пластины с выгравированным растительным орнаментом, достаточный, чтобы можно было сказать, что весь клапан сумочки был покрыт металлом [Arwidsson, 1984].

Три новые пластины представлены в каталоге эрмитажной выставки в Казани «Путешествие Ибн Фадлана». Они приобретены фондом Марджани у частных лиц, но, к сожалению, места обнаружения этих пластин не известны, и их привязка к находкам в Предуралье или Волго-Камье [Ру-денко, 2016, с. 63-82] весьма условна. Все три артефакта, осмотренные нами в период функционирования эрмитажной выставки, представляют собой серебряные пластины, наложенные на железную основу, крепившуюся на оборотной стороне клапана сумочки. В центральной части пластин -прямоугольное отверстие для вставки скобы, в которую продергивался ремешок, закрывающий клапан сумочки. Все пластины украшены орнаментальными фигурами, покрытыми позолотой. В одном случае это симметричный растительный орнамент (рис.5/3), во втором - пара львов со стилизованными пальметтами над ними (рис.5/4), в третьем - многофигурная композиция, включающая расположенных напротив друг друга хищника из семейства кошачьих и существа, напоминающего собаку, под лапами «кошки» еще какой-то зверь (выдра?), опрокинутый на спину, в верх-

нем ярусе композиции с одной стороны помещен всадник, с другой - антропоморфное существо с поднятыми руками, как бы поддерживающее или подбрасывающее фигуру в форме трилистника (рис.5/2). Основные сюжеты орнамента на данных пластинах выполнены с помощью дрожировки и гравировки, дополнительный орнамент - декорирование краёв пластин выпуклинами (перлами) с помощью чеканки. Позолота была нанесена на основные изображения [Путешествие..., 2016, № 251-253].

В настоящий момент трудно определить центр изготовления данных изделий. К.А. Руденко, подготовивший описание этих пластин, предположил, что они могли быть произведены в Хазарии [Путешествие., 2016, с.337-341]. С другой стороны, эти пластины можно отнести и к кругу «урало-венгерской» торевтики, особенности которой выделены Н.В. Федоровой. Если для венгерского стиля характерны сложный и весьма специфический, легко узнаваемый растительный орнамент, единичные зооморфные изображения и отсутствие антропоморфных, то для уральского стиля типичны зооморфные и антропоморфные образы, а растительный орнамент лишь дополняет композиции, причем элементы композиции разрежены, изображены либо всадники, либо какие-то мифологические сюжеты с явными следами уральской изобразительной манеры. В частности, Н.В. Федорова рассматривает пять изделий (блюд и чаш), на одном из которых изображен лев, на остальных - всадники [Федорова, 2003, с.140-143]. К.А. Руденко отмечает, что прием золочения широко применялся венгерскими ювелирами 1Х-Х вв., тогда же он был не менее популярен в Прикамье, а в волжско-болгарских материалах этого периода золочение практически неизвестно [Путешествие., 2016, с.337].

Урало-венгерский стиль отличают и основные способы нанесения орнамента: дрожировка (гравировка с зигзагообразным шагом), чеканка (редко контурная, чаще нанесение перлов и кружочков на пластину), золочение фона или изображения способом амальгамирования. Как отмечает К.Г. Карачаров, расцвет урало-венгерского стиля приходится на период, близкий к рубежу IX и X вв., когда происходит разделение угорских племен. Изделия в урало-венгерском стиле несколько отличаются от изделий, приписываемых Западной Венгрии, тем не менее в двух стилях улавливаются общие черты, свидетельствующие в пользу их единого происхождения [Карачаров, 2005, с.52].

Среди лицевых пластин сумочек, обнаруженных за пределами Венгрии, как минимум пять имеют композицию с парой кошачьих хищников. Пока осторожно, по причине небольшого количества находок, можно предположить, что этот сюжет в оформлении пластин был типичен для восточноевропейских сумочек, причем все они, за исключением известной веселовской находки, изготовлены в уральских ювелирных мастерских и датируются преимущественно Х в. - т.е. временем после переселения венгров в Паннонию. В самой же Венгрии, где известно около трех десятков пластин, лишь на одной, найденной в могильнике Bezded, изображены по бокам «древа жизни» два дракона, привычных для иранского искусства [Fodor, 1982, р.259-260].

В настоящий момент можно выделить общие и особенные черты лицевых накладок сумочек, обнаруженных на средневековых памятниках Венгрии, и их восточноевропейских аналогов.

К общим чертам относятся

- выделение каймы по краю изделия, орнаментированной выпуклинами (перлами), выполненными способом чеканки;

- нанесение позолоты способом амальгамирования на фон или фигуры основных орнаментальных сюжетов - сочетание золотой и серебряной поверхности;

- декорирование орнаментом в виде распустившихся пальметт;

- орнаментирование в большинстве случаев симметричными друг другу изображениями.

Различие лицевых накладок сумочек из Волго-Камья и с территории Паннонии заключается

в следующем:

- лицевые пластины с территории Венгрии представляют собой сплошную пластину из тонкого листа металла в отличие от восточноевропейских аналогов, где в центральной части лицевой пластины имелось прямоугольное отверстие для скобы;

- основной орнамент на восточноевропейских изделиях нанесен способом дрожировки, чеканкой выполнены только перлы, тогда как орнамент на лицевых пластинах с территории Венгрии нанесен контурной, реже - рельефной чеканкой;

- в орнаментации восточноевропейских изделий (за исключением лицевой накладки сумочки

из Веселовского могильника и пластины с мифологическими персонажами из Пермского Предура-лья) присутствует выделение средника - вертикальной малоорнаментированной полосы, делящей пластину на две орнаментальные зоны, а на венгерских экземплярах средник выделяется очень редко;

- фон основных орнаментальных изображений на венгерских экземплярах иногда декорирован не только позолотой, но и кружковым чеканным орнаментом;

- пальметты на восточноевропейских экземплярах обособлены, тогда как на изделиях с территории Паннонии их завитки и листья переплетаются между собой;

- наивное, «нехудожественное» изображение антропоморфных и зооморфных фигур фиксируется на восточноевропейских экземплярах.

Необходимо отметить, что пластина из Веселовского могильника больше тяготеет к изделиям, обнаруженным на археологических памятниках Венгрии (к сожалению, техническая характеристика этой пластин не описана).

Однозначно определить функциональное назначение рассматриваемых сумочек затруднительно, так как в большинстве случаев в них ничего не обнаружено. В связи с этим нельзя не согласиться с Т.Б. Никитиной в том, что также сумочки имели в большей степени культовое, а не функциональное назначение.

Все авторы подчеркивают, что подавляющее большинство рассматриваемых сумочек являлось элементом мужского костюма. Есть лишь единичные примеры присутствия их в женских захоронениях, отличающихся богатством инвентаря и особым статусом, например женщины-«литейщицы» [Никитина, 2013, с.152]. По мнению Г.Арвидссон, их можно отнести к «сабельным сумкам», в которых хранили кусок кремня и другие мелкие вещи. Такие сумки были показателем статуса [Arwidsson, 1984]. И. Фодор, реконструируя мужской костюм венгров IX-X столетий, пишет: «Спереди с левой стороны к поясу прикрепляли самое важное украшение мужского костюма -небольшую кожаную сумку, в которой хранили предметы для разведения огня и другие мелочи. Поясные сумки наиболее знатных людей декорировались пластинами из позолоченного серебра высотой 10-12 см. Они являются ярчайшими образцами ювелирного искусства эпохи обретения родины» [Фодор, 2015, с. 91].

Согласно А.В. Козловой, уже на стадии становления Волжского торгового пути вдоль него существовали различные неэтнические в своей основе образования, ориентированные на обслуживание торгового пути из государств Арабского Халифата через Хазарский каганат в Балтийский регион. Со временем на торговых путях сложилась особая торгово-дружинная социопрофессио-нальная группа, активно участвовавшая в функционировании речных и сухопутных отрезков торговых путей на территории от Каспийского и Черного морей до Балтики. В силу полиэтничности профессиональных военно-торговых образований в них не сложилось единого комплекса вооружения и украшений, тем не менее для них характерно использование четко выверенных столетиями легких комплексов воинской одежды, предметов вооружения прогрессивных легких форм. Наборные пояса и сумки представляли собой неотъемлемую часть воинского снаряжения [Козлова, 2006]. Среди рассмотренных А.В. Козловой украшений абсолютно доминируют украшения ремней и сумок. Они могли поставляться в готовом виде или в виде набора металлической гарнитуры с последующим монтированием на месте, но, по мнению автора, такие случаи представляются возможными, но не широко распространенными [Козлова, 2006].

Таким образом, пояса с сумочками, в особенности украшенными лицевыми пластинами, являлись престижным элементом костюма, демонстрирующим социальный статус владельца - принадлежность к элитарной части общества, в частности, к торгово-дружинной прослойке. Выводы, сделанные А.В. Козловой, наводят на мысль о том, что сумочки могли изначально сопровождать готовые пояса, выступавшие предметом импорта. Это открывает новые перспективы исследования: проследив взаимосвязь сумочек и поясных наборов, вместе с которыми они обнаружены, вероятно, можно будет решить вопрос о том, какие из них являлись импортными, а какие могли быть произведены на местах по привозным образцам. В частности, сумочка из погребения 279 Баяновского могильника дополняла пояс с гарнитурой в венгерском стиле. В выступлении на III Мадьярском симпозиуме О.В. Зеленцова отметила, что в проанализированных ею комплексах из Мордовии сумочки также сочетаются с «венгерскими поясами». Утверждать, что носителями таких поясов были именно представители угро-мадьярского этноса, можно только на основе обнаружения в погре-

бальной обрядности и комплексе инвентаря сочетания типичных «угорских» признаков (наличие сабли и/или другого престижного оружия, «комплекса коня», погребального лицевого покрытия и пр.). Присутствие угорских (венгерских ?) воинов в составе наемников, охраняющих торговые пути Восточной Европы, вполне допустимо. В других же случаях пояс с сумочкой, украшенной лицевой пластиной, мог являться предметом импорта, составлявшим неотъемлемую часть обмундирования представителей воинской элиты.

Рис. 1. Лицевая пластина сумочки, переделанная в погребальную маску (серебро, позолота).

Пермский край

Рис. 2. Детали поясной сумочки из погребения 279 Баяновского могильника: 1 - фрагменты лицевой пластины (серебро, позолота), 2 - фрагмент ремешка с накладками (кожа, бронза, позолота),

3 - скоба (бронза)

Рис. 3. Комплекс инвентаря погребения 279 Баяновского могильника: 1 - поясной набор (серебро, позолота), 2 - височное кольцо (серебро), 3 - браслет (бронза), 4 - кресало (железо, бронза), 5 - поясная привеска (кожа, бронза), 6 - гребень (дерево), 7 - солоница (рог, дерево), 8 - копье (железо), 9 - нож (железо, дерево), 10 - погребальная маска (серебро), 11 - пряжка (бронза), 12 - топор (железо), 13 - наконечники стрел (железо, дерево)

Рис. 4. Детали поясной сумочки из погребения 137 Баяновского могильника: 1 - фрагмент ремня с накладками (кожа, бронза), 2 - фрагмент ремешка с накладками (кожа, бронза), 3 - фрагменты сумочки с остатками

лицевой пластины (кожа, серебро)

Рис. 5. Лицевые пластины сумочек из Восточной Европы: 1 - Веселовский могильник, 2-3 - фонд Марджани

(серебро, позолота)

Примечания

1 Работа выполнена при поддержке РФФИ, грант №16-46-590325 р_а «Средневековая Венгрия и Урал (по материалам металлических украшений)».

2 Деревянный гребень найден впервые. Известны многочисленные аналогичные гребни, изготовленные из рога.

3 Орел был тотемным животным рода Арпадов [Фодор, 2015а, с. 119].

Библиографический список

Белавин А.М. Камский торговый путь: средневековое Предуралье в его экономических и этнокультурных связях. Пермь: Изд-во ПГПУ, 2000. 201 с.

Белавин А.М., Данич А.В., Иванов В.А. Древние мадьяры в Предуралье // Фодор И. Венгры: древняя история и обретение Родины. Пермь: ЗЁБРА, 2015. С. 101-131.

Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Погребальные лицевые покрытия как угорский маркер // Между прошлым и будущим: ист. опыт нац. развития: Матер. Всерос. науч. конф., посвящ. 20-летию ИИиА УрО РАН. Екатеринбург: Изд-во Ин-та истории и археол. УрО РАН, 2008а. С.47-51 Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Поясные сумочки из Предуралья и их распространение в Европе // 3. NEMZETKOZI KORAI MAGYAR TORTENETI REGESZETI KONFERENCIA (3-й Междунар. мадьяр. симпоз. по археологии): Абстракты докладов. Будапешт, 2016. С. 14-15.

Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Редкий предмет из грабительских раскопок // Случайные находки: хронология, атрибуция, историко-культурный контекст: Матер. темат. всерос. науч. конф. Санкт-Петербург, 16-18 декабря 2008 г. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2008. С.215-218. Варфоломеева Т.С. Средневековые кожаные кошельки // Новгород и Новгородская Земля. История и археология: Матер. науч. конф. 1997. №11. URL: http://www.vixri.ru/d/a_arxi/Istorija0/o 20arxeologii.pdf (дата обращения: 16.05.2016).

Даркевич В.П. Художественный металл Востока VIII-XIII вв. М.: Наука, 1976. 200 с.

ДубовИ.В. Северо-восточная Русь в период раннего средневековья [IX XII вв.]: Автореф. дис. ...

докт. ист. наук. Л.: Изд-во ЛГУ,1982. 31с.

Иванов А.Г. Качкашурский могильник IX-XIII вв. в бассейне р. Чепцы // Матер. по погребальному обряду удмуртов. Ижевск: Изд-во Удмурт. ин-та истории, языка и литературы УрО РАН, 1991. С. 140-180.

Казаков Е.П. Культура ранней Волжской Болгарии (этапы этнокультурной истории). М.: Наука, 1992. 333 с.

Казаков Е.П. О некоторых группах деталей поясного набора Волжских Болгар IX-XI вв. // Культуры Евразийских степей второй половины I тыс. н.э. (из истории костюма). Самара: Б.и., 2001. Т. 2. С. 170-179.

Карачаров К. Г. Magna Hungaria: Искусство Уральской Венгрии // Platinum. 2'2005. С. 52-53. Козлова А.В. Восточные традиции украшений и предметов быта из цветных металлов в городах северо-западной Руси и сопредельных территорий: Дис. ... канд. ист. наук. М.: Изд-во МГУ, 2006. 193 с. URL: http://www.dissercat.com/content/vostochnye-traditsii-ukrashenii-i-predmetov-byta-iz-tsvetnykh-metallov-v-gorodakh-severo-zap#ixzz49eU9SSOr (дата обращения: 20.04.2016).

Королева М.С. Сумки из древнемордовских памятников VII-X вв. // Поволжская археология. 2016. №1 [15]. С.249-255.

Кропоткин В.В. Новые материалы по истории денежного обращения в Восточной Европе в конце VIII - первой половине IX вв. // Славяне и Русь. М.: Наука, 1968. С.72-79.

Крыласова Н.Б. Об интерпретации кресал с сюжетом, известным в историографии как «Один и вороны» // Рос. археология. 2006. № 4. С.64-73.

Крыласова Н.Б. Археология повседневности: Материальная культура средневекового Предуралья. Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2007. 351 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Материалы по истории мордвы VIII-XI вв. (Дневник археологических раскопок П.П. Иванова) / отв. ред. А.П. Смирнов. Моршанск: Изд-во Моршан. краевед. музея, 1952. 231 с.

Матехина Т.С. Кожаные изделия средневекового Новгорода: чехлы, футляры, сумки: автореф. ... дис. канд. ист. наук. М.: Изд-во МГУ, 2009. 24 с.

Никитина Т.Б. Поясные кошельки/сумочки в средневековых могильниках Ветлужско-Вятского междуречья // Поволж. археология. 2013. №2 [4]. С.151-161

Путешествие Ибн Фадлана: Волжский путь от Багдада до Булгара / Каталог выставки. М.: Изд. дом Марджани, 2016. 560 с.

Руденко К.А. Редкие находки эпохи Хазарского каганата (заметки о хазарско-венгерском искусстве) // Теория и практика археол. исслед. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2016. С. 63-82. Сёрлинг Э. Об одном из видов кошельков эпохи викингов // Fornvannen. 1939. №34 (пер. Н.Чубаренковой, обр. А.Овчаренко, А.Гончар). URL http://asgard.tgorod.ru/libri.php?cont=_purse (дата обращения: 17.09.2016).

Скорнякова Н. Кошельки, сумочки и карманы в эпоху средневековья. URL: http://kostyum.com.ua/10e-godi/item/307-koshelki-sumochki-karmani-srednevekovie.html (дата обращения: 16.05.2016).

Федорова Н.В. Торевтика Волжской Болгарии. Серебряные изделия X-XIV вв. из зауральских коллекций // Тр. Камской археол.-этногр. экспедиции. Пермь: Изд-во ПГПУ, 2003. Вып. 3. С. 138-154. Фодор И. Венгры: древняя история и обретение Родины: научно-популярное издание. Пермь: ЗЁБ-РА, 2015. 132 с.

Фодор И. К вопросу о религиозных верованиях древних венгров // Вестник Томского государственного университета. История. 2015а. № 6 (38). С. 119-132.

Янин В.Л. Денежно-весовые системы русского средневековья. Домонгольский период. М.: Изд-во МГУ, 1956. 207с.

Arwidsson G. Beutel und Taschen von Anne-Sofie Grslund // Birka II: 1, Systematische Analysen der Grberfunde. Stockholm, 1984 (пер. О.Л. Мазенкова. обр. П.С. Воронина) URL: http://younprind.ucoz.ru/news/severnyj_veter_kresalo_birka/2014-02-14-29 (дата обращения: 16.05.2016).

Belavin A.M., Krylasova N.B. Tarsolylemez Perm videkeröl. - Sabretache Plate from the Perm Region // Folia Archaeologica. Budapest: Magyar Nemzeti Müzeum, 2010. Vol. 53. P. 210-234. Belavin A.M., Krylasova N.B., Turk A. Ujabb adatok a honfoglalas kori tarsolyok es tüzkeszsegek klasszifikäciojähoz Volga-Käma-videki analogiäik fenyeben // The classification of Conquest period purses and tinder sets in the light of analogies from the Volga-Kama region. In: Avarok pusztäi. Regeszeti tanulmanyok Lörinczy Gäbor 60. születesnapjära / Szerk. A. Anders, Cs. Balogh, A. Türk. Budapest: Martin Opitz Kiado, 2014. Р. 457-496.

Fodor I. In Search of a New Homeland. The Prehistory of the Hungarian People and the Conquest. Budapest: Corvina Kiado, 1982. 366 р.

The Ancient Hungarians. Exhibition Catalogue / ed. by I. Fodor. Budapest: Hungarian National museum, 1996.480 p.

Дата поступления рукописи в редакцию 08.01.2017

THE "HUNGARIAN TYPE" SABRETACHE PLATES FROM THE VOLGA-KAMA REGION

A. M. Belavin, N. B. Krylasova, Y. A. Podosenova

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Sibirskaya str., 24, 614990, Perm, Russia

Perm Scientific Center of the Ural Branch of Russian Academy of Sciences, Lenin str., 13a, 614000, Perm,

Russia

[email protected]

[email protected]

[email protected]

In the 9-11th centuries, on the vast area of Europe from the Urals in the east to Hungary and Scandinavia in the west, belt pouches / purses came into fashion. They usually supplemented costumes of noble men. It is likely that the fashion had its origins in the Urals. From that territory, the Hungarians brought that fashion to their new homeland, and the merchants of the Volga Bulgaria spread it far to the west along the Volga trade route. In Hungary, those medieval pouches were developed further - especially valuable specimens were decorated with gilded silver plates with embossed ornament. In the culture of the Hungarian "conquest of the homeland" period, sabretaches with plates were an indispensable part of a noble warrior's costume, and served as a sign of his high social status. In Russia, sabretache plates are rare. The paper deals with new discoveries of similar products on the territory of the Cis-Urals and suggests that they were produced locally. This conjecture is supported by several technological and stylistic features that distinguish pouches belonging to the "Ural-Hungarian" toreutics from the Hungarian ones. Belts with pouches, especially decorated with sabretache plates, were a prestigious costume element, demonstrating a certain social status of the owner, who usually belonged to the elite, in particular, to the retinue and tradesmen stratum.

Key words: Eastern Europe, Perm Region, Middle Ages, belt pouches, sabretaches, sabretache plates.

References

Arwidsson, G. (1984), Beutel und Taschen von Anne-Sofie Grslund, in Birka II:1, Systematische Analysen der Grberfunde, Stockholm, available at: http://younprind.ucoz.ru/news/severnyj_veter_kresalo_birka/2014-02-14-29 (accessed 16.05.2016).

Belavin, A.M. (2000), Kamskiy torgovyy put': srednevekovoe Predural'e v ego ekonomicheskikh i etnokul'turnykh svyazyakh [Kama trade route: the medieval Urals in its economic and ethno-cultural ties], Izd-vo PGPU, Perm, Russia, 201 p.

Belavin, A.M., Danich, A.V., Ivanov, V.A. (2015), "Drevnie mad'yary v Predural'e", in Fodor, I., Vengry: drevnyaya istoriya i obretenie Rodiny [Hungarians: ancient history and the acquisition of the motherland], ZEBRA, Perm, Russia, pp. 101-131.

A. M. Eerneun, H. E. Kpunacoea, fö.A. noöocenoea

Belavin, A.M., Krylasova, N.B. (2008), "Rare item of predatory excavations", in Sluchaynye nakhodki: khronologiya, atributsiya, istoriko-kul'turnyy kontekst: Mater. temat. vseros. nauch. konf. [Random finds: chronology, attribution, historical and cultural context: Materials of thematic All-Russian scientific conference], Izd-vo Sankt-Peterb. un-ta, St. Petersburg, Russia, pp. 215-218.

Belavin, A.M., Krylasova, N.B. (2008a), "Funeral facial coatings as a Ugric marker", in Mezhdu proshlym i budushchim: ist. opyt nats. razvitiya: Mater. Vseros. nauch. konf., posvyashch. 20-letiyu IIiA UrO RAN [Between the past and the future: the historical experience of national development: Materials of All-Russian Scientific Conference, dedicated to the 20th anniversary of the Institute of History and Archaeology of the Ural branch of RAS], Izd-vo In-ta istorii i arkheol. UrO RAN, Ekaterinburg, Russia, pp. 47-51.

Belavin, A.M., Krylasova, N.B. (2010), Sabretache Plate from the Perm Region, Folia Archaeologica, Magyar Nemzeti Muzeum, Budapest, Vol. 53, pp. 210-234.

Belavin, A.M., Krylasova, N.B. (2016), "Belt handbags from the Urals and their distribution in Europe", in 3.

NEMZETKOZIKORAI MAGYAR TORTENETIREGESZETIKONFERENCIA [3rd International Magyar Symposium on Archeology], Budapesht, pp. 14-15.

Belavin, A.M., Krylasova, N.B., Turk, A. (2014), "The classification of Conquest period purses and tinder sets in the light of analogies from the Volga-Kama region", in A. Anders, Cs. Balogh, A. Türk (eds.), Avarok pusztai. Regeszeti tanulmanyok Lorinczy Gabor 60. születesnapjara, Martin Opitz Kiado, Budapest, pp. 457-496. Darkevich, V.P. (1976), Khudozhestvennyy metall Vostoka VIII—XIII vv. [Artistic metal of the East in VIII-XIII centuries], Nauka, Moscow, Russia, 1976, 200 p.

Dubov, I.V. (1982), Severo-vostochnaya Rus' vperiodrannego srednevekov'ya [IX-XII vv.]: Avtoref. dis. ... dokt. ist. nauk [North-Eastern Russia in the early Middle Ages [IX-XII centuries]: author's thesis], Izd-vo LGU, Leningrad, Russia, 31p.

Fedorova, N.V. (2003), "Torevtika of the Volga Bulgaria. Silver products of X0XIV centuries from the TransUrals collection", in Trudy Kamskoy arkheol.-etnogr. ekspeditsii [Materials of the Kamskoye archaeological-ethnographic expedition], Izd-vo PGPU, Perm, Russia, 2003, Vyp. 3, pp. 138-154.

Fodor I. (ed.) (1996), The Ancient Hungarians. Exhibition Catalogue, Hungarian National museum, Budapest, 480 p.

Fodor, I. (1982), In Search of a New Homeland. The Prehistory of the Hungarian People and the Conquest, Corvina Kiado, Budapest, 366 p.

Fodor, I. (2015a), Vengry: drevnyaya istoriya i obretenie Rodiny [Hungarians: ancient history and the acquisition of the motherland], ZEBRA, Perm, Russia, 132 p.

Fodor, I. (2015b), "On the religious beliefs of the ancient Hungarians", Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya, № 6 (38), pp. 119-132.

Ivanov, A.G. (1991), "The Kachkashur cemetery in the basin of the Cheptsa river", in Mater. po pogrebal'nomu obryadu udmurtov [Materials on the funeral rite of Udmurts], Izd-vo Udmurt. in-ta istorii, yazyka i literatury UrO RAN, Izhevsk, Russia, pp. 140-180.

Karacharov, K. G. (2005), Magna Hungaria: The Art of Ural Hungary, Platinum, № 2, pp. 52-53.

Kazakov, E.P. (1992), Kul'tura ranney Volzhskoy Bolgarii (etapy etnokul'turnoy istorii) [Culture of early Volga

Bulgaria (stages of ethnocultural history)], Nauka, Moscow, Russia, 333 p.

Kazakov, E.P. (2001), "On some groups of details of the Volga Bulgars belt set of IX-XI centuries", in Kul'tury Evraziyskikh stepey vtoroy poloviny I tys. n.e. (iz istorii kostyuma) [Cultures of the Eurasian steppes of the second half of I thousand AD (from the history of the costume)], B.i., Samara, Russia, Vol. 2, pp. 170-179. Koroleva, M.S. (2016), "Bags from the ancient Mordovian monuments of VII-X centuries", Povolzhskaya arkheologiya, №1 [15], pp. 249-255.

Kozlova, A.V. (2006), Vostochnye traditsii ukrasheniy i predmetov byta iz tsvetnykh metallov v gorodakh severo-zapadnoy Rusi i sopredel'nykh territoriy: Dis. ... kand. ist. nauk [Eastern traditions of jewelry and household items from non-ferrous metals in the cities of north-western Russia and adjacent territories: Thesis], Izd-vo MGU, Moscow, Russia, 193 p., available at: http://www.dissercat.com/content/vostochnye-traditsii-ukrashenii-i-predmetov-byta-iz-tsvetnykh-metallov-v-gorodakh-severo-zap#ixzz49eU9SSOr (accessed 20.04.2016). Kropotkin, V.V. (1968), "New materials on the history of monetary circulation in Eastern Europe at the end of VIII - the first half of IX centuries", in Slavyane i Rus' [Slavs and Russia], Nauka, Moscow, Russia, pp. 72-79. Krylasova, N.B. (2006), "On the interpretation of flints with the plot, known in historiography as "One and crows"", Rossiyskaya arkheologiya, № 4, pp. 64-73.

Krylasova, N.B. (2007), Arkheologiya povsednevnosti: Material'naya kul'tura srednevekovogo Predural'ya [Archeology of Everyday Life: The Material Culture of the Medieval Urals], Izd-vo PGGPU, Perm, Russia, 351 p. Matekhina, T.S. (2009), Kozhanye izdeliya srednevekovogo Novgoroda: chekhly, futlyary, sumki: avtoref. ... dis. kand. ist. nauk [Leather products of medieval Novgorod: covers, cases, bags: author's thesis], Izd-vo MGU, Moscow, Russia, 24 p.

Materialy po istorii mordvy VIII—XI vv. (Dnevnik arkheologicheskikh raskopok P.P. Ivanova) (1952) [Materials on the history of the Mordovia VIII-XI centuries. (Diary of the archaeological excavations of P.P. Ivanov)], Izd-vo Morshan. kraeved. muzeya, Morshansk, Russia, 231 p.

Nikitina, T.B. (2013), "Belt purses / handbags in medieval burial grounds of the Vetluzhsko-Vyatka interfluve",

Povolzhskaya arkheologiya, №2 [4], pp. 151-161.

Puteshestvie Ibn Fadlana: Volzhskiy put' ot Bagdada do Bulgara / Katalog vystavki (2016) [Ibn Fadlan's Journey: Volga Route from Baghdad to Bulgar / Exhibition Catalog], Izd. dom Mardzhani, Moscow, 560 p. Rudenko, K.A. (2016), "Rare finds of the Khazar Khaganate era (notes on the Khazar-Hungarian art)", in Teoriya i praktika arkheol. issled [Theory and practice of archaeological research], Izd-vo Alt. gos. un-ta, Barnaul, Russia, pp. 63-82.

Serling, E. (1939), On one of the types of Viking wallets, Fornvannen, № 34, available at: http://asgard.tgorod.ru/libri.php?cont=_purse (accessed 17.09.2016).

Skornyakova, N. (w.d.), Koshel'ki, sumochki i karmany v epokhu srednevekov'ya [Purses, handbags and pockets in the Middle Ages], available at: http://kostyum.com.ua/10e-godi/item/307-koshelki-sumochki-karmani-srednevekovie.html (accessed 16.05.2016).

Varfolomeeva, T.S. (1997), "Medieval Leather Wallets", in Novgorod i Novgorodskaya Zemlya. Istoriya i arkheologiya: Mater. nauch. konf. [Novgorod and the Novgorod land. History and Archeology: Materials of Scientific Conference], №11, available at: http://www.vixri.rud/a_arxi/Istorija%20arxeologii.pdf (accessed 16.05.2016).

Yanin, V.L. (1956), Denezhno-vesovye sistemy russkogo srednevekov'ya. Domongol'skiy period [Money-weight systems of the Russian Middle Ages. The pre-Mongol period], Izd-vo MGU, Moscow, Russia, 207 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.