Научная статья на тему 'Суконная промышленность в контексте промышленной политики России в первой половине XIX века'

Суконная промышленность в контексте промышленной политики России в первой половине XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
464
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ / INDUSTRIAL DEVELOPMENT / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / INDUSTRIAL POLICY / СУКОННАЯ ОТРАСЛЬ / CLOTH INDUSTRY / МАНУФАКТУРА / MANUFACTORY / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОДРЯД / STATE SUCCESSION / ДВОРЯНСТВО / NOBILITY / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Арсентьев Виктор Михайлович

В статье предпринята попытка исследования государственных инициатив промышленной направленности, ориентированных на развитие суконной отрасли промышленности России в первой половине XIX века. При этом отмечается, что основная часть правительственных мероприятий была направлена на удовлетворение возрастающих потребностей армии в сукне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cloth industry in the context of industrial policy of Russia in the first half of the XIX century

The article attempts to study the industrial orientation of government initiatives aimed at the development of the cloth industry of Russia in the cloth.

Текст научной работы на тему «Суконная промышленность в контексте промышленной политики России в первой половине XIX века»

УДК 930.2:339.137 ББК У02

В. М. Арсентьев

суконная промышленность В КОНТЕКСТЕ промышленной ПОЛИТИКИ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.*

Ключевые слова: промышленное развитие, промышленная политика, суконная отрасль, мануфактура, государственный подряд, дворянство, предпринимательство, модернизация.

V. M. Arsentjev

cloth industry in the context of industrial policy of Russia in the first half of the xix century

Keywords: industrial development, industrial policy, cloth industry, manufactory, State succession, the nobility, Entrepreneurship, modernization.

Экономика России первой половины XIX века, несмотря на сохраняющийся традиционализм, по ряду параметров претерпевала существенную трансформацию. При этом одним из важнейших факторов, влияющих на параметры экономического развития страны, следует назвать промышленную политику государства. С одной стороны, оно не могло не учитывать происходившие в производственно-экономической сфере изменения, стараясь определенным образом адаптировать существующую систему к новым реалиям, сохраняя ее устойчивость. С другой стороны, осознавая веяния времени, государство пыталось ис-

пользовать ресурс промышленной модернизации для реализации государственных интересов и решения стратегических задач (главным образом военно-оборонительной и фискальной). Правовые основы такого рода политики были заложены еще при Петре I и при Екатерине II. Следующий всплеск проведения промышленно ориентированных государственных мероприятий наблюдается в первой половине XIX в. [4, с. 15].

Наиболее интенсивно промышленная политика затрагивала отрасли стратегического значения, находившиеся в сфере реализации государственных интересов,

* По уже сложившейся в отечественной историографии традиции под «первой половиной XIX в.» подразумевается предреформенное шестидесятилетие (1800-1860 гг.).

преимущественно военных и фискальных. Объектом особого внимания законодательства дореформенного времени являлась суконная промышленность, производившая солдатское сукно и каразею [3, с. 59].

В рамках данной статьи будет дан краткий обзор государственных инициатив промышленной направленности, ориентированных на развитие суконной отрасли промышленности России в первой половине XIX в. Основная часть правительственных мероприятий была направлена на удовлетворение возрастающих потребностей армии в сукне. Причем вплоть до 1820-х гг. основная часть изготавливаемой продукции поставлялась в казну, поэтому фабричное производство практически не имело торгового значения.

Контролем за поставками сукна в казну занималось комиссарское ведомство [16, с. 136]. Законодательно регламентировались правила приема сукна и каразеи от фабрикантов в Комиссариатскую комиссию или военное ведомство, места покупки шерсти, размеры каждой половинки сдаваемого сукна, цены и объемы поставок, предоставление образцов изделий и т. д. [25, с. 28] Тем не менее потребность государства в сукне к тому времени еще не была удовлетворена, что в условиях развернувшихся Наполеоновских войн в Европе породило еще большее беспокойство правительства. С ростом армии увеличивалась и потребность в сукнах: в 1809 г. она составила 3 266 тыс. аршин сукна и 657 тыс. аршин каразеи. Росла и недоимка владельцев обязанных мануфактур по поставке сукон: в 1808 г. она достигла 900 тыс. аршин сукна и каразеи [16, с. 136].

Объемы производства суконной промышленности не удовлетворяли потребности казны. Поэтому правительство было вынуждено применить и откровенно принудительные меры. В 1797 г. был принят, а в 1808 г. продлен указ о запрещении вольной продажи сукон, нужных для обмундирования армии [25, с. 29]. Было введено обязательное для фабрикантов правило заготовления сукна «по раскладке», причем

посессионные фабрики строго обязывались выделывать одно солдатское сукно по назначенным от правительства ценам. Возникла категория так называемых обязанных фабрик, целиком связанных с военными поставками и не имевших право продавать свои изделия на вольном рынке [25, с. 29]. При этом те посессионные фабрики, рабочие которых не имели в пользовании земли, должны были поставлять в два раза больше сукна по сравнению с теми, где рабочие не имели возможности пользоваться земельными наделами [16, с. 136].

Вместе с тем спектр проводимых правительством мероприятий в данной отрасли не ограничивался регламентирующе-запретительными законодательными

акциями. Не отказываясь от посессионной мануфактуры, государство начало уделять больше внимания «вольным» фабрикантам, стремясь заинтересовать их в производстве солдатского сукна. Применялись и поощрительные меры, когда владельцам суконных предприятий, участвовавших в казенных поставках, вручались награды, предоставлялись различные льготы и привилегии, денежные ссуды на выгодных условиях.

Начало проведения такого рода политики восходит еще к XVIII в., когда помещики всемерно поощрялись правительством к заведению текстильных мануфактур. С 1792 г. им стали платить за поставляемые сукна выше, чем обязанным: за крашеное - по 1 руб. за аршин, за белое - по 90 коп. (обязанным - 84 и 72 коп. соответственно). Был разработан ряд льгот для желающих «завести» фабрику [14, с. 117].

В начале XIX в. «поощрительная» политика была продолжена. Указом 1808 г. производителям сукна, не имеющим права приобретения населенных имений, разрешалось покупать крепостных крестьян для своих фабрик, но в 1816 г. это право было окончательно отменено [16, с. 136].

Правительство устанавливало годовую норму выработки сукна для суконных предприятий, получавших государственный заказ на поставку продукции в казну. При этом на каждый стан предусматрива-

лось выделать по 600 аршин «суровья» и 400 аршин отделанного окрашенного сукна. Такие нормы распространялись лишь на заводы, где рабочие сохраняли связь с землей и продолжали заниматься хлебопашеством. Для суконных предприятий, где трудились безземельные рабочие, нормы выработки на каждый стан увеличивались в два раза и составляли 1 200 и 800 аршин в год соответственно. К тому же рабочим, занимающимся хлебопашеством, заводовладелец должен был предоставлять полугодовой отпуск. Предусматривалась и возможность поставки сверх установленных норм, но на более выгодных условиях [21, л. 18-19 об.].

В тех губерниях, где суконное производство получило достаточное развитие, учреждались пункты приема сукна - комиссариатские комиссии. Обычно они возглавлялись генералом, состояли из военных чиновников-офицеров и специалистов. Иногда в состав комиссариатских комиссий входили представители воинских частей, для которых предназначались сукна [17, с. 527-539].

Прием сукон мог осуществляться и непосредственно на фабриках, если ее владелец обеспечивал хранение сукон до их отправки на место назначения. Качество сукна определялось прежде всего по внешнему виду. Тюки с сукном раскатывали, оценивали цвет, выявляли пятна, полосы, просматривали на свет и визуально определяли плотность. Иногда проводили испытания на разрыв. Поставщики оплачивали транспортировку, хранение сукон до сдачи, транспортные расходы, обеспечивали плату и угощение солдат и рабочих при перевозке [17, с. 527-539].

Учитывая, что вокруг поставок сукна вращались большие деньги, довольно часто в деятельности комиссариатских комиссий происходили злоупотребления, процветали казнокрадство и мздоимство. В связи с этим сложилась известная поговорка: «Иисус Христос стоит на Арарате и смотрит, как воруют в комиссариате». Нередко такого рода случаи становились предметом обсуждения в периодической печати.

В частности, на рубеже 1850-1860-х гг. об этом неоднократно писали в газете «Колокол». Н. П. Огарев, непосредственно участвовавший в ее издании, не понаслышке знал о положении дел в этой области. До отъезда в Англию он занимался предпринимательской деятельностью, в том числе в области суконного производства. Владея суконной фабрикой, он участвовал в поставках сукна в казну и непосредственным образом сталкивался с проблемами при приеме сукна.

1 ноября 1810 г. вышел Манифест Александра I «О способах к лучшему устройству суконных фабрик». В нем вновь важное место заняли «поощрения вольных и обязанных суконных фабрик». Провозглашалась полная свобода производства сукон и торговли ими. «Всем вообще фабрикам, как вольным, так и обязанным, дозволяется выделывать всякого рода и всяких цветов и шерстяные материи, и продавать их свободно и повсеместно, без всякого принуждения» [19; 20].

Фабрики и дома владельцев освобождались от военного постоя, фабриканты из купцов выбирались на общественную службу только с их согласия, за поставки свыше 100 тыс. аршин купцам присваивались почетные звания и выдавались медали, а дворяне освобождались от предъявления внутреннего свидетельства фабрики. Тем и другим правительство обязывалось содействовать в приобретении машин, представлять к наградам и разрешало изготовлять в известном размере гвардейские сукна из шленской шерсти и продавать их на вольном рынке [19; 22].

В декабре 1810 г. были разработаны новые «Правила для приема от фабрикантов на армию сукон и каразеи» [16], которые учитывали затруднения, испытываемые правительством при их заготовлении. Эти правила, действовавшие в течение 12 лет, очень сильно повлияли на развитие суконной промышленности. Частично они повторяли положения манифеста, но имели и новые статьи. Они охватывали все вопросы взаимоотношений между заказчиком и по-

ставщиком, начиная от сроков и заканчивая санкциями за невыполнение поставок, и недоимки за недопоставку или неуплату ссуды.

Согласно «Правилам» поставщик обязывался изготовлять и поставлять сукна в казну в течение десяти лет, причем с первого же года, но размеры поставок по годам устанавливались по договоренности. Поставщик обязан давать подробные сведения о мануфактуре - ее местонахождении, состоянии, оборудовании, ассортименте изделий, количестве рабочих и т. п. Особые чиновники иногда проверяли эти сведения путем личного осмотра мануфактур и давали то или иное заключение о целесообразности заключения контракта между владельцами мануфактур и Комиссариатской комиссией. На строительство или расширение мануфактуры владелец получал на каждую тысячу аршин поставляемого сукна ссуду в размере 3 тыс. руб. сроком на десять лет без процентов. Ссуды выдавались под залог имения - своего или чужого при наличии согласия его владельца.

Заводовладелец, заключивший контракт с казной, имел право в качестве аванса требовать треть или половину денег перед началом хозяйственного года. Ряд пунктов устанавливал условия сдачи сукон в Комиссариатскую комиссию - порядок приема, образцы сукон, их браковку, систему денежного расчета и др. В случае непоставки поставщик обязывался купить недоданную часть сукон у кого-либо и сдать в комиссию или платил довольно большую неустойку.

Правила предусматривали случаи, когда при наличии уважительных причин поставщик совсем освобождался от поставки в этом году или она переносилась на следующие годы (в случае какого-либо стихийного бедствия - пожара, размыва плотины вешними водами и т. п.).

В то же время были повышены цены на сукна, а сверх того устанавливалась надбавка по 15 коп. за аршин владельцам вольных и обязанных фабрик, которые сдавали сукно без обязательств [23, л. 220-241]. Цены на сукно несколько отличались по губерни-

ям и устанавливались на основе сведений, поступавших из различных губерний и от разных владельцев. Прежде всего учитывалась себестоимость одной половинки сукна с учетом стоимости шерсти, вспомогательного материала, затрат на оплату труда, транспортных расходов и др. В частности, в Московской губернии они были несколько выше, чем в Симбирской: цены на шерсть, на продукты питания и заработную плату вольнонаемным рабочим там были выше.

Таким образом, в «Правилах» было три очень важных и выгодных для помещиков -владельцев суконных предприятий обстоятельства: 1) долгосрочная беспроцентная ссуда; 2) третные или половинные деньги, получаемые в начале хозяйственного года; 3) выгодные цены на сукна, поставляемые в казну через Комиссариатскую комиссию.

Еще одним инструментом поддержки развития суконной промышленности в первой половине XIX в. было кредитование. В условиях отсутствия в стране частных финансово-кредитных органов в первой половине XIX в. эта область находилась под полным контролем государства, практически монополизировавшего эту сферу. В 1802 г. согласно докладу Министерства внутренних дел от 29 декабря было принято решение о выделении из Государственного казначейства суммы в 1 млн руб. для основания «мануфактурного капитала» для кредитования промышленности [20]. Эта практика продолжилась и в дальнейшем. Было решено ежегодно отпускать из государственного казначейства суммы на поощрение частной мануфактурной промышленности.

Из того же источника дополнительно выделялись средства для организации промышленных выставок, издания периодических изданий промышленной тематики, содержания мануфактурных представителей за границей, выплаты жалованья губернским механикам, финансирования технических учебных заведений и др.

Впоследствии эта практика продолжилась, приобретая все более широкие масштабы. При этом суконная отрасль была в

числе приоритетных, на нее приходилась едва ли не самая большая часть выдаваемых кредитов. В этом отношении с ней могла сравниться лишь металлургия.

28 ноября 1808 г. были утверждены новые правила получения ссуд на устройство суконных фабрик, благодаря которым планировалось сделать более доступным кредит для помещиков [21]. В частности, была увеличена «оценка душ», служивших одной из форм залога. В губерниях 1-го класса они устанавливались в размере 110 руб., 2-го - 100, 3-го - 90, 4-го - 80 руб. за ревизскую душу. Были разработаны общие условия для всех желающих получить ссуду. При этом обязательно следовало указать количество станов, так как исходя из этого рассчитывались размеры кредита. На каждый стан предусматривалась выдача 3 тыс. руб. на десять лет [21, л. 18-19 об.].

Наполеоновские войны привели к росту личного состава армии и флота. Возросшую потребность в солдатских сукнах и каразее суконные мануфактуры не могли удовлетворить полностью. Правительство ежегодно ассигновывало миллион рублей на выдачу ссуд суконным фабрикантам. Но этого было недостаточно, чтобы удовлетворить существующие потребности государства в сукне. Поэтому в 1809 г. Александр I указом принял решение об ассигновании дополнительно 2 млн руб. для усиления выделки солдатских сукон. Этим правительство предполагало открыть вновь 873 стана, производительность которых составила бы до 406 тыс. аршин в год [24].

В соответствии с данным распоряжением Александра I немало сукнозаводчиков получили ссуды, причем наиболее крупные суммы были выданы дворянам Симбирской губернии. В их числе: камергер Н. И. Мас-лов - владелец двух суконных фабрик - в Вельяминовке Сызранского уезда и в Те-реньге Сенгилеевского уезда Симбирской губернии (около 500 тыс. руб.); князь Хованский (30 тыс. руб.); Н. Кротков (75 тыс. руб.). В целом по России крупные суммы получили: тайный советник граф Ильинский (365 тыс. руб.), действительный стат-

ский советник Хорват (276 тыс. руб.); граф А. Г. Разумовский (180 тыс. руб.); князь Лобанов-Ростовский (75 тыс. руб.) [24, л. 16-17, 51].

Столь значительное количество заемщиков из симбирских сукнозаводчиков Симбирской губернии объясняется уровнем развития этой отрасли в губернии и крупными размерами предприятий. В 1860 г. там действовало 32 фабрики, производивших продукции на 2 833 394 руб., на которых было занято 11 899 рабочих [2, с. 130]. Из 176 суконных предприятий России, заключивших на 1859 г. контракт на поставку сукна, 31 относилось к Симбирской губернии [1, с. 12].

О степени ажиотажа среди дворян-сукнозаводчиков, возникшего на почве перспектив получения выгодных ссуд, свидетельствует следующий факт. Поручик Гор-денин, владелец нескольких мануфактур в Московской и других центральных губерниях, рассчитывая на полумиллионную ссуду, вел активные переговоры о приобретении населенных имений у графа А. Г. Разумовского с целью основать там суконные предприятия и увеличить размеры залога. Дело близилось к совершению выгодной для Гор-денина сделки. Однако когда Разумовский узнал о складывающейся ситуации и возможностях получения ссуды, он немедленно прервал переговоры с Гордениным о продаже своих имений, объявив, что сам желает заняться организацией суконного производства. Это обстоятельство вызвало спор сиятельного графа с поручиком, который рассматривался в суде [24, л. 43].

Владельцу Казанской посессионной суконной фабрики Г. И. Осокину в 1810 г. было выделено в ссуду под залог фабрики 200 тыс. руб. из расчета 6 % годовых. При этом срок погашения ссуды устанавливался в десять лет, а выплата процентов должна была производиться из средств, выручаемых за поставляемое Г. И. Осокиным в казну сукно путем удержания из них необходимой суммы [3, с. 73].

Правительство старалось поощрять рост поставок путем дополнительного мо-

тивирования сукнозаводчиков за произведенное сверх контрактного объема сукно. Так, в соответствии с упомянутым выше Манифестом Александра I от 1 ноября 1810 г. «О способах к лучшему устройству суконных фабрик» все владельцы суконных фабрик, которые сдадут сукна сверх установленных объемов поставок, поощрялись выдачей беспроцентной ссуды на десять лет за каждую выработанную сверх установленной нормы тысячу аршин в сумме 3 тыс. руб. [19; 22].

Однако практика выделения средств из фонда «мануфактурный капитал» распространялась преимущественно на отрасли, имевшие военно-стратегическое или фискальное значение для государства (металлургическая, суконная, свеклосахарная, винокуренная). В других отраслях получение ссуды было сопряжено с большими затруднениями, преодолеть которые могли лишь дворяне-заводчики и знатные купцы, имевшие высокое положение в обществе и связи в правительственных кругах и губернском правлении.

Благотворно повлияла на развитие отечественного сукноделия таможенная политика, создававшая выгодную конкурентную среду. После того как отечественные производители выполнили план поставок сукна в казну и получили возможность увеличивать производство на рынок, были предприняты протекционистские меры: запрещен ввоз из-за границы черных и темно-зеленых сукон, а на остальные сорта была наложена довольно высокая пошлина. В 1814 г. она составляла 20 % от стоимости товара [15, с. 251]. Это заметно стимулировало развитие отрасли, позволив не только достичь количественного роста, но и освоить производство технологически более сложных тонких сортов ткани [16, с. 137].

Результаты стимулирования суконного производства не заставили себя долго ждать. Увеличение количества частных суконных фабрик устранило необходимость в обязанных предприятиях как основных поставщиках сукна. В 1816 г. категория обязанных фабрик была упразднена [25, с. 29].

В том же году была окончательно запрещена покупка крестьян к мануфактурам.

Однако лишь в 1822 г. отечественные суконные фабрики выполнили задачу, которую правительство ставило перед заводовладельцами: объемы предлагаемого для поставки сукна превзошли размеры казенного заказа, составившего около 4 млн аршин [16, с. 136]. Следствием этого стало ограничение числа фабрик, участвующих в поставках сукна в казну. Было принято не допускать к участию в казенных подрядах фабрики, основанные позже 1824 г. Данное ограничение было отменено лишь указом от 26 марта 1847 г., вводившим и новые правила о поставке сукон в казну [20]. Тем самым возможность участия в поставках предоставлялась всем существующим суконным предприятиям, «дабы, через свободное совместничество, достигнуть еще вящего улучшения у нас солдатских сукон и уравнять выгоды фабрикантов» [20].

Во второй четверти XIX в. в реализации продукции суконными предприятиями наблюдались уменьшение доли поставок в казну и переориентация на вольный рынок. Тем не менее на протяжении первой половины XIX в. эта отрасль оставалась самой регламентированной. За владельцами по-прежнему сохранялось обязательство заключать договоры на поставку сукон, необходимых армии.

На примере правительственной поддержки суконной отрасли мы видим, что главной заботой государства в России на протяжении веков был поиск инвестиционных ресурсов для поддержания мобилизационного состояния экономики. Главную ставку правительство делало на методы «форсированного» развития с масштабным использованием принципа централизма [5-8; 9, с. 321-322; 10-12; 13, с. 266]. В то же время в поле зрения государства было и поощрение народной инициативы. Объявляя промышленность «...исключительно достоянием народа», правительство считало своей «.обязанностью содействовать всеми мерами частной предприимчивости,

не взирая ни на какие фискальные расчеты и интересы казны» [18, с. 25].

Однако на деле приоритет государственного интереса был определяющим. Основным средством решения проблем промышленного развития считалось не увеличение экономической свободы и сти-

мулирование частнопредпринимательской активности (хотя это направление промышленной политики также присутствовало), а сохранение контроля над промышленностью, прежде всего над отраслями, представлявшими для государства особый интерес.

Библиографический список

1. Арсентьев В. М. Трансформация производственно-отраслевой структуры промышленности России в первой половине XIX века (на примере Среднего Поволжья) / В. М. Арсентьев // Экономическая история. - 2012. - № 3 (18). - С. 6-15.

2. Арсентьев В. М. От протоиндустрии к фабрике : модели производственно-отраслевой специализации и механизм функционирования промышленности России в первой половине XIX века (по материалам Среднего Поволжья) / В. М. Арсентьев. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2004. - 256 с.

3. Арсентьев В. М. Социальные аспекты организации промышленного производства провинциальной России в первой половине XIX в. (по материалам Среднего Поволжья) / В. М. Арсентьев. - Саранск : Изд. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2009. - 368 с.

4. Арсентьев В. М. Экономическое развитие России в XIX - начале XX века : опыт применения модернизационной парадигмы / В. М. Арсентьев // Экономическая история. - 2010. -№ 2 (9). - С. 4-17.

5. Арсентьев Н. М. Замосковный горный округ: заводовладельцы и рабочие : моногр. / Н. М. Арсентьев. - Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 1998. - 604 с.

6. Арсентьев Н. М. Инновации в промышленности России конца XVIII - начала XX в. / Н. М. Арсентьев // Экономическая история. - 2011. - № 1. - С. 43-45.

7. Арсентьев Н. М. Правовое положение рабочих Замосковного горного округа конца XVIII -первой половины XIX века в ретроспективе модернизационной парадигмы России / Н. М. Арсентьев // Экономическая история. - 2013. - № 2. - С. 8-17.

8. Арсентьев Н. М. Предпринимательство и государство в исторической ретроспективе российских модернизаций / Н. М. Арсентьев // Экономическая история. - 2010. - № 1. - С. 18-21.

9. Арсентьев Н. М. Промышленная Россия первой половины XIX века. Замосковный горный округ в планах и чертежах : моногр. / Н. М. Арсентьев, А. М. Дубодел. - М. : Наука, 2004. -342 с.

10. Арсентьев Н. М. Промышленное хозяйство Мальцовых XIX века в контексте теории анклавно-конгломератного развития / Н. М. Арсентьев, А. А. Макушев // Экономическая история. - 2010. - № 1. - С. 58-75.

11. Арсентьев Н. М. Проблема модернизации России в контексте цивилизационного и геополитического выбора / Н. М. Арсентьев, Д. В. Доленко // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2010. - № 2. - С. 6-13.

12. Арсентьев Н. М. Российские предприниматели Мальцовы : моногр. / Н. М. Арсентьев, А. М. Макушев. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2006. - 268 с.

13. АрсентьевН. М. Хрустальные короли России : Промышленное хозяйство и предпринимательская деятельность Мальцовых в XVШ-XIX веках / Н. М. Арсентьев, А. А. Макушев. - М. : Наука, 2002. - 304 с.

14. Бессонова Т. В. Казанская суконная слобода в XVIII - первой половине XIX вв. / Т. В. Бессонова. - Набережные Челны : Изд-во Ин-та управления, 2000. - 256 с.

15. Герман К. Ф. Взгляд на состояние мануфактур в России, и на законы, к оным относящиеся, с XVI столетия по 1814 г / К. Ф. Герман // Сын Отечества. - 1822. - Ч. 82, № 52. - С. 241-256.

16. Историко-статистический обзор промышленности России. Издан по поручению высочайше утвержденной Комиссии по устройству всероссийской промышленно-художественной выставки в Москве 1882 года / под ред. Д. А.Тимирязева : в 2 т. : Т. 2. Произведения фабричной, заводской, ремесленной и кустарной промышленности. - СПб. : Тип. В. Киршбаума и тип. А. Суворина, 1886. - 963 с.

17. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального Штаба : Симбирская губерния / сост. полков. Липинский. - Т. 20: в 2 ч. - СПб., 1868. - Ч. 2. -771 с.

18. Нисселович Л. Н. История заводско-фабричного законодательства Российской империи : в 2 ч. / Л. Н. Нисселович. - СПб. : Скоропечатня А. Мучника, 1884. - Ч. 2. - 177 с.

19. ПСЗ-1. - Т. 31. - № 24403.

20. ПСЗ-2. - Т. 22. - № 21103.

21. РГИА (Рос. гос. ист. арх.). - Ф. 17 (Фонд главного правления мануфактур Министерства внутренних дел). - Оп. 1. - Д. 177.

22. РГИА. - Ф. 17. - Оп. 1. - Д. 321.

23. РГИА. - Ф. 17. Оп. 1. - Д. 324.

24. РГИА. - Ф. 17. - Оп. 9. - Д. 308.

25. Рыбаков Ю. Я. Промышленное законодательство России первой половины XIX в. Источниковедческие очерки / Ю. Я. Рыбаков. - М. : Наука, 1986. - 214 с.

Поступила в редакцию 21.02.2014.

Сведения об авторе

Арсентьев Виктор Михайлович - доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории России ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов - проблемы социально-экономической истории России, Среднего Поволжья и Мордовии в XIX в. (особенности протекания модер-низационных процессов, промышленная история и индустриализация, динамика и модели экономического развития, история предпринимательства, рабочая история). Автор более 110 научных публикаций, в том числе 14 монографий.

Тел.: (8342) 29-06-45

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.