Научная статья на тему 'Суицидальное поведение подростков: предпосылки, проблемы профилактики'

Суицидальное поведение подростков: предпосылки, проблемы профилактики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1301
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бойко Я. А., Савельева И. В.

В статье поднимаются проблемы условий формирования и особенностей профилактики суицидального поведения в подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Суицидальное поведение подростков: предпосылки, проблемы профилактики»

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ПРЕДПОСЫЛКИ, ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ

© Бойко Я.А.*, Савельева И.В.*

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

В статье поднимаются проблемы условий формирования и особенностей профилактики суицидального поведения в подростковом возрасте.

«Когда летишь с моста, понимаешь, что все твои проблемы решаемы. Кроме одной: Ты уже летишь с моста!»

Выживший самоубийца

В настоящее время одной из глобальных общественных проблем является суицидальное поведение. По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно около миллиона человек добровольно сводят счеты с жизнью. В среднем каждые 40 секунд происходит одно самоубийство.

При этом, в официальную статистику самоубийств попадают только явные случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств значительно превосходит официальные цифры - считается, что ежегодно в мире кончают с собой более 4 000 000 человек. 19 000 000 человек ежегодно совершают неудачные попытки самоубийства. Только один из четырех (24 %) тех, кто совершил попытку самоубийства и остался жив, соприкасается с профессиональной системой здравоохранения [1].

По общему правилу, самоубийство, суицид (лат. «себя убивать») определяется как умышленное лишение себя жизни. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям. Хотя, по мнению судебных экспертов, причиной большинства так называемых «смертей от несчастного случая» (передозировка лекарственных препаратов, аварии на дорогах, падение с высоты и т.д.) на самом деле являются суициды [1].

Как отмечает Е.В. Змановская, в наши дни суицидальное поведение не рассматривается как однозначно патологическое. В большинстве случаев это поведение психически нормального человека. В то же время распространена точка зрения на суицид как на крайнюю точку в ряду взаимопере-ходящих форм саморазрушительного поведения [2, с. 144].

Наибольшую озабоченность в русле исследования суицидального поведения вызывает то, что в последние годы суицидальные настроения у детей и

* Студент Юридического факультета.

* Доцент кафедры Уголовного права и процесса, кандидат психологических наук, доцент.

подростков встречаются все чаще, хотя российская статистика не называет точных цифр детского и подросткового суицида. Однако для обозначения актуальности проблемы достаточно отметить и тот факт, что ежегодно, каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства, а показатель суицида среди молодежи в России на 100 тыс. составляет 20, что превышает средний мировой показатель в 2,7 раза [1].

Несмотря на многочисленные исследования причин и предпосылок суицидального поведения подростков, за последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза. В рамках нашего исследования, мы попытались еще раз проанализировать причины, которые толкают современных российских подростков на совершение самоубийства. С этой целью мы не только изучили юридическую, социологическую, психологическую и медицинскую литературу, но и посетили форумы, на которых молодежь и подростки активно обсуждают проблему суицида.

Вот несколько выводов, которым мы пришли в результате нашего исследования:

- Суициды подростков - это типичная реакция подростков на кризисные ситуации в их жизни.

В большинстве случаев, суицидальное поведение в детском возрасте носит характер ситуационно-личностных реакций, т.е. связано собственно не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Показателен в этом отношении пример восьмилетнего мальчика, который пытался повеситься на собственных колготках, но вовремя был вынут из петли. Психологам он рассказывал, что решился умереть потому, что не было никакой другой возможности убедить родителей не отправлять его в детский дом. Родители этого делать не собирались: его просто пугали - очень уж часто на него жаловались в школе. «Понимаете, - говорит мальчик, - иначе на них подействовать было невозможно. Я уж и прощения просил, и ревел, и ругался, и скандалил - не слышат, и все. В детский дом, говорят, сдадим - будешь знать». - «И ты решил умереть? А что это такое, по-твоему, умереть? Что потом будет?» - «Ну, если я умру, мама тогда уже точно поймет, что в детский дом меня сдавать нельзя, и все будет хорошо». - «Когда?» - «Когда смерть кончится» [3].

- Суициды подростков - это результат непонимания их как взрослыми (родителями, учителями), так и ровесниками. Мотивы, которыми дети объясняют свое поведение, кажутся несерьезными и мимолетными [2, с. 147]. «Ссора с друзьями», «неразделенная любовь (из-за которой у подростков до 16 лет происходит практически половина от общего числа самоубийств)», «расставание с любимым человеком или его измена (в подростковом возрасте дети уверенны, что первая любовь - это навсегда и относится к ней крайне серьезно)», «смерть кого-либо из близких родственников»...

И проблема здесь не только в особом понимании мира подростками, не только в пресловутом переходном возрасте, на который привыкли списывать свои недоработки взрослые, проблема в большинстве случаев в том, что «часто ребенку просто не хватает жизненного опыта и родительского совета, как выйти из той или иной ситуации, которую они по-молодости считают безвыходной...» [4], а родители оказываются неподготовленными к агрессии и провокациям со стороны детей, отвечая в ответ агрессией и раздражением.

Сознание собственной правоты и непогрешимости делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка. Упрекая его, родители произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поисти-не можно убить. Они при этом не думают, что своим безобразным криком буквально толкают его на опасный для жизни поступок.

Суицид подростка является актом отчаяния, попыткой докричаться до взрослых, до родителей, сказать им: «Я здесь! Я есть!».

Вот лишь несколько высказываний самих подростков, взятых с Независимого суицид-форума: «Ничего не предшествовало появлению мыслей о суициде, разве что меня перестали понимать родители, а потом и большая часть моих знакомых, друзей. Просто начал ни с чего впадать в депрессию, и с каждым разом все глубже и глубже... (Омега)», «Друзья, родители, все кто меня окружал, отказались от меня..., другие ... тоже перестали общаться. Я любил ту девушку до сих пор люблю. Ее семья приняла меня как родного, все были только за. Мои родители вообще отказались, сказали зарабатывай сам. квартиру освободи, иди жить на вольные хлеба. Не тебя не ее мы знать не хотим. Ну вот ... на данный момент у меня ни родителей, ни друзей, с которыми можно поговорить и высказать все, у меня был микроинсульт, я чуть не потерял ноги., Девушка пишет изредка, но предложила расстаться, я ее не стал держать, сказав: «Делай как считаешь нужным», я остался один и не откуда ждать помощи... (Данте). ». И такими откровениями изобилуют в огромном количестве многочисленные интернет-форумы...

- Суициды подростков - это следствие конфликтов и насилия в семье. Зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать взрослым о своих переживаниях. Конфликты и насилие по отношению к подростку приводят к невротизации, дезориентации в себе и в отношениях (ребенок теряет смысл жизни), наступает чувство отчаяния, когда подросток особенно остро нуждается в поддержке и готов ухватиться за любую соломинку, поверить во что угодно и кого угодно.

Вот исповедь взрослой женщины, которую не покидают мысли о самоубийстве с 15 лет. Она как нельзя лучше описывает состояние, переживаемое подростками, совершающими суицидальные действия в подростковом

возрасте: «... Ненавижу себя и весь мир примерно с пятнадцати лет. Тогда же были первые попытки к самоубийству. Дома были вечно пьяный отец, скандалы, драки. Мечтала только об одном - свалить побыстрее из этого ада... Почему я хочу сдохнуть: ... Я плохая дочь, т.к. до сих пор не могу простить своих родителей за мое детство. Я ведь хорошо училась, в единственной на весь город гимназии, изучала три иностранных языка, занималась танцами и спортом. Лет в 15 я потеряла всякий интерес к учебе и ко всему остальному. В моей семье все рушилось, отец бил мать, меня, не давал спать ночами, выгонял на улицы, говорил такие вещи, что я билась в истерике, что это говорит ОН - мой папа, такое обо мне. А когда он спал, я не могла пойти на кухню, в туалет, ванну или просто включить свет -боялась разбудить. Я старалась как можно позже прийти домой, чтобы он уже спал, было не до учебы. Любить я не умею. Только быть благодарной. Я приношу с собой исключительно негатив, и вам рядом со мной будет пусто и неуютно. На моем лице никогда не бывает улыбки и я вечно чем-нибудь недовольна... Я несдержанна, эгоистична, зла, раздражаюсь по пустякам. Дочь не люблю. Потому что она мне очень напоминает меня. И внешне и чертами характера. Она такой же несчастный ребенок, которым я была в детстве. Мне ее очень жаль, но полюбить я ее не могу... Я очень хочу уйти из этой жизни. Мне страшно оставаться здесь такой, какая я есть. Не хочу калечит души моих детей, как это делал мой отец. Когда его не стало, по-моему все испытали облегчение. Также будет и со мной. Поплачут и забудут. Вот и все. (НеЛюбовь)».

- Главной причиной суицида является одно из сложнейших заболеваний человека - депрессия. Как показывают многочисленные исследования психологов, примерно каждый восьмой подросток страдает от депрессии. Причем зачастую достаточно серьезной депрессии, требующей немедленной медицинской помощи.

Выделяют множество самых разнообразных причин, способных спровоцировать развитие подростковой депрессии. Это и плохая успеваемость в школе (ребенок остро переживает все свои неудачи, хотя чаще всего старается не показать виду), и социальный статус ребенка (особенно в глазах ровесников. Если ребенок чувствует себя отверженным сверстниками, до депрессии в большинстве случаев рукой подать), и психологическая обстановка в семье подростка (ребенок всегда чувствует то напряжение, которое присутствует между родителями), и сексуальная ориентация (встречается редко, но имеет место быть) и многие другие.

Депрессивный подросток склонен рассматривать эту глобальную проблему как свою личную драму. Размышления о жизни и смерти приобретают самодавлеющий характер, превращаются в навязчивое и бесплодное мудрствование, лишают подростка способности к продуктивной интеллектуальной деятельности.

Подросток становится отрешенным, дезадаптация постепенно нарастает, приводит к полному социальному краху [5].

«... я дерусь отчаянно за звезды. Как в один момент исчезло стремление жизни, оставляя за собой лишь ложь, непонимание, пустоту и обман ... лет в 12-13, когда из жизнерадостного человека, с долей излишнего оптимизма я стал остывать, начал теряться интерес к социальной жизни, я бросил музыкальную школу, даже не зная, что это не лично я не смог - это уже болезнь не позволила. В 13 лет я начал было уже поглощаться одиночеством, ближе к 14 летию я уже поглотился весь тоской, такое чувство, что сердце уже было продано на органы. За тоской поползла депрессия, потом тревога, а позже на пустом месте на фоне предыдущих возникла социофобия. Уже к концу 8 класса ... я фактически разучился общаться с людьми. Тревоги и тоски становился все больше, жизнь становилась все больнее, сон перестал существовать. Это все эпилог ада, мой 9 класс прошел мирно, даже состояние чуть-чуть улучшилось, хотя тоска не на день не прекращалась. А дальше, дальше, ад вернулся... это уже была не просто депрессия, это был ад во плоти. Мое бытие в обществе погибло, только в январе 2011 я попал к психиатру, получил первый диагноз тревожная депрессия. лечился всеми возможными схемами... но мысли о суициде все равно съедают, не хочется верить в то, что не выздоровлю, не хочется.

Вот в итоге и получается, что желание жить надламывается болезнью... (Уходящий к звездам)».

Подростковая депрессия оказывается настолько сильной, что утрачивается вера в выздоровление, суицидальные мысли и действия повторяются: «лечение... это единственное, что хоть как-то помогло, но эффекта недостаточно оказалось...», «я больная на всю голову и меня не исправишь».

На помощь врачам в лечении подростковой депрессии должны приходить родители. Ведь как показал проведенный анализ предпосылок подросткового суицида - основной причиной истинного самоубийства в подростковой среде является одиночество. Не случайно многие исповеди на интернет-формах начинаются с фразы: «...высказаться мне некому. ВООБЩЕ некому...». В большинстве случаев такое одиночество вызвано тем, что у многих родителей возникают трудности в общении с ребенком в переходный период, и некоторым кажется, что родственная связь ослабевает. Тем не менее, именно родители - это те люди, которые первыми должны помогать подросткам в преодолении жизненных препятствий. Подросток, уверенный в том, что его принимают и любят таким, какой он есть, и что бы ни случилось в его жизни, что ему есть кому рассказать о своих проблемах - никогда не решится суицид.

«Если у моего ребенка в голове мысли о суициде, это значит, что я что-то проглядела и упустила момент, когда ему была нужна моя помощь... Я думаю, что это забота родителей - наполнить жизнь ребенка чем-то пози-

тивным, вложить в него интерес к жизни... Я рада, что мои дети видят очень много положительных моментов в жизни и любят саму жизнь... Их совсем не одолевают мысли и бессмысленности существования - у них обширные интересы, нормальные друзья... А еще они мне доверяют и потому все проблемы, которые подросткам часто кажутся неразрешимыми, мы решаем вместе. Когда ребенок знает, что его любят, поддержат, поймут и защитят, мысли о самоубийстве его не посещают... (т-тащо)» [4].

Список литературы:

1. Статистика самоубийств [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lossofsoul.com/DEATH/suicide/statistic.htm.

2. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2006. - 288 с.

3. Крик о помощи [Электронный ресурс] // Журнал «Здоровье Школьника». - Режим доступа: http://www.za-partoi.rU/article.537.html#1.

4. Почему же дети совершают суицид, и как их уберечь от этого? [Электронный ресурс] // Форум: Большой вопрос.ги. - Режим доступа: www.bol-shoyvopros.ru/questions/58402-pochemu-zhe-deti-sovershajut-suicid-i-kak-ih-uberech-ot-etogo.html.

5. Симакова Т.Н. Подростковая депрессия [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - Режим доступа: Й1р://ш-portal.ru/shkola/psikhologiya/library/podrostkovaya-depressiya.

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОТДЕЛЬНЫХ

ВИДОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

© Исаева Ж.А.*

Кызылординский государственный университет им. Коркыт Ата, Республика Казахстан, г. Кызылорда

Статья посвящена проблемам правового режима экологически неблагоприятных территорий, о необходимости принятия специальных мер реагирования, особых подходов в решении сложных вопросов финансирования, правового, организационного и материально-технического обеспечения.

На современном этапе развития экономики все более интенсивно используются природные ресурсы и загрязняется окружающая среда. Научно-тех-

* Доцент кафедры «Правоведение», кандидат юридических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.