Научная статья на тему 'Игры в самоубийство: история возникновения и причины обращения детей к ним'

Игры в самоубийство: история возникновения и причины обращения детей к ним Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1166
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИГРА В СМЕРТЬ / ГРУППЫ СМЕРТИ / "СИНИЙ КИТ" / SUICIDAL BEHAVIOR / DEATH PLAY / DEATH GROUPS / "BLUE WHALE"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васичева Анастасия Николаевна, Маринина Алина Евгеньевна, Мартынова Марина Александровна

В статье раскрыто понятие суицидального поведения и история его возникновения. Приведены примеры игр, приводящие к самоубийству, и профилактика обращения к данным играм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васичева Анастасия Николаевна, Маринина Алина Евгеньевна, Мартынова Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAMES IN SUICIDE: THE HISTORY OF THE EMERGENCE AND THE REASONS FOR THE RESORT OF CHILDREN TO THEM

The article reveals the concept of suicidal behavior and the history of its occurrence. Examples of games that lead to suicide and prevention of access to these games are given.

Текст научной работы на тему «Игры в самоубийство: история возникновения и причины обращения детей к ним»

12. Мохряков М. О. Эмоциональная компетентность и ее компоненты в структуре требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования младших школьников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 17. С. 398-403. URL: http://e-koncept.ru/2016/46255.htm.

13. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб: Питер, 2015. 304 с.

14. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000. 184 с.

15. Практикум по психологии развития / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. 694 с.

16. Практический интеллект / Под ред. Р. Стернберга. СПб.: Питер, 2002. 272 с.

17. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.; Воронеж: МОДЭК, 2000. 304 с.

18. Психология развития и возрастная психология / Под ред. Л.А. Головей. М.: Юрайт, 2016. 413 с.

19. Сергиенко Е.А. Модель психического и теория Ж.Пиаже [Электронный ресурс1 // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 1(3). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 30.11.2018).

20. Смирнова Н.Н., Савенышева С.С. Теоретические аспекты исследования эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №2 http://mir-nauki.com/PDF/48PSMN217.pdf

21. Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования /Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина.М.: Институт психологии РАН, 2004. 176 с.

22. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.

23. Юсупова Г.В. Состав и измерение эмоциональной компетентности: дис....канд. психол. наук. Казань, 2006. 166 с.

24. Denham S.A., Blair K.A., DeMulder E., Levitas J., Sawyer K., Auerbach-Major S., Queenan P. Preschool emotional competence: Pathway to social competence // Child Development. 2003. Vol. 74, No. 1. P. 238-256. doi: 10.1111/1467-8624.00533.

25. Kujawa A., Dougherty L., Durbin C.E., Laptook R., Torpey D. & Klein D.N. Emotion Recognition in Preschool Children: Associations with Maternal Depression and Early Parenting // Development and Psychopathology. 2014.Vol. 26, No. 1. P. 159-170. doi: 10.1017/S0954579413000928

26. Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P. Emotional Intelligence meets traditional standards for an intelligence // Intelligence. 1999. Vol. 27. P. 267 - 298.

Психология

УДК 159.99

студентка 2 курса филологического факультета Васичева Анастасия Николаевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск);

студентка 2 курса филологического факультета Маринина Алина Евгеньевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск);

старший преподаватель кафедры психологии развития личности Мартынова Марина Александровна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ИГРЫ В САМОУБИЙСТВО: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРИЧИНЫ ОБРАЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К

НИМ

Аннотация. В статье раскрыто понятие суицидального поведения и история его возникновения. Приведены примеры игр, приводящие к самоубийству, и профилактика обращения к данным играм. Ключевые слова: суицидальное поведение, игра в смерть, группы смерти, «Синий кит». Annotation. The article reveals the concept of suicidal behavior and the history of its occurrence. Examples of games that lead to suicide and prevention of access to these games are given. Keywords: suicidal behavior, death play, death groups, «Blue Whale».

Введение. В одной из песен В. Цоя есть следующие слова: «А жизнь - только слово: есть лишь любовь, и есть смерть...». Это говорит о том, что каждому человеку дана всего лишь одна жизнь, которая наполнена прекрасным, например, любовью, а также различными проблемами. Ни в коем случае человек не должен думать о смерти, но чаще всего подростки забывают, что после смерти нет никакого продолжения, что их жизнь обрывается на этом. В настоящее время общественность не перестает волновать проблема подростковых суицидов, число которых неуклонно возрастает. Данная тенденция отмечается не только в России, но и в ряде западных стран.Важно понять, что подростковый суицид сложнее, чем может показаться напервый взгляд.

Период подросткового возраста в психологии характеризуется как кризисный. Это момент перехода из детства во взрослую жизнь. Подросток - это уже не ребенок, но еще и не взрослый. У него появляется новообразование - «чувство взрослости», а новых смыслов, ценностей взрослой жизни, форм взаимодействия во взрослом мире еще нет. Ведущей деятельностью в этот период является общение со сверстниками. Быть принятым в своем окружении друзьями и одноклассниками становится гораздо значимее и важнее, чем у взрослого человека.

В последние десятилетия суицидальное поведение подростков стало весьма актуальной проблемой во многих странах. Число самоубийц среди подростков неуклонно растет. В большинстве развитых стран мира подростковый возраст признается как наиболее рискованный для формирования суицидального поведения, что делает очевидной актуальность исследования данной проблемы.

Формулировка цели статьи. Целью нашей работы является теоретический анализ причин вовлеченности подростков в игры в смерть и содержания профилактической работы, которая поможет родителям предостеречь своих детей от данных игр и мыслей о суициде.

Изложение основного материала статьи. Прежде всего, следует разобраться в содержании понятия «суицидальное поведение». По определению Э. Дюркгейма, суицид является намеренным и осознанным лишением себя жизни. Однако саму суицидальную попытку следует рассматривать не только как цель, но и как средство для достижения цели [1]. Целью истинных самоубийств является лишение себя жизни, здесь цель и средства совпадают. Однако суицидальная попытка может предприниматься не с целью умереть, а для решения какой-либо другой проблемы. В русском языке слово «самоубийство» означает «намеренное лишение себя жизни». В научной литературе исследователи также говорят, что самоубийство - деяние умышленное. Таким образом, ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.

Суицидальное поведение как предмет изучения пропитан ложными сведениями и предубеждениями. Поэтому ученые посвящают свои труды выяснению его психологических и психопатологических особенностей, с тем, чтобы помочь определению и пониманию подростков с суицидальными тенденциями.

В психологии и медицине суицид начали изучать с XIX в., в это время появляются труды Э. Дюркгейма и З. Фрейда, ставшие фундаментальными исследованиями по этой теме [9].

27 апреля 1910 г. на заседании Венского психоаналитического общества состоялась дискуссия на тему «Самоубийство у детей». З. Фрейд утверждал, что в своем стремлении отучить детей от их опыта ранней сексуальной жизни педагоги часто бросают еще незрелых учеников на произвол судьбы перед суровыми испытаниями дальнейшей жизни. Он говорил, что, хотя о самоубийстве известно мало, но, по-видимому, оно действительно является отрицанием жизни из-за страстного желания смерти. Это замечание предвещало позднейшее положение З. Фрейда о существовании инстинкта смерти [9].

Большинство психологов считают, что концепция смерти у ребенка приближается к адекватной лишь к 11-14 годам, после чего ребенок может по-настоящему осознавать реальность и необратимость смерти. Маленький ребенок скорее фантазирует по поводу смерти, плохо понимая различия между живущим и умершим. И только ближе к подростковому возрасту смерть начинает восприниматься как реальное явление, хотя и отрицается, кажется маловероятной для себя. Следовательно, термины «суицид» и «суицидальное поведение» в строгом смысле для раннего возраста мало приемлемы.

Согласно теории Э. Дюркгейма существует три вида суицидов:

1. Эгоистическое самоубийство - саморазрушение в этом случае объясняется тем, что индивид чувствует себя отчужденным и разъединенным с обществом, семьей и друзьями.

2. Альтруистическое самоубийство - самоубийство, при котором авторитет группы над индивидом является столь большим, что он теряет свою идентичность и в силу этого жертвует собой на благо общества.

3. Аномическое самоубийство - самоубийство, которое возникает, если человек терпит неудачу в адаптации к социальным изменениям. Такие суициды часты во времена общественных кризисов, таких как экономическая депрессия, или, наоборот, во времена процветания [1].

В.А.Тихоненко, принимая во внимание степень желаемости смерти, дополнил суицидальную попытку несколькими связанными видами поведения. Во-первых, он выделяет демонстративно-шантажное суицидальное поведение, имеющее своей целью демонстрацию намерения умереть. Во-вторых, В.А. Тихоненко говорит о самоповреждении или членовредительстве, которые вообще не направляются представлениями о смерти и ограничиваются лишь повреждением того или иного органа. В-третьих, подобное поведение может быть просто результатом несчастного случая [8].

Также особое внимание следует уделить разным формам суицидальных мыслей и переживаний. Согласно известному американскому исследователю А. Беку, необходимо различать пассивные и активные суицидальные мысли:

1. Пассивные суицидальные мысли - носят недифференцированный характер и не связаны с формированием суицидального плана («Иногда у меня мелькают мысли о том, что не стоит жить, но я никогда не сделаю этого»). К данной группе также относят случаи, когда человек фантазирует о своей смерти, но пока еще не допускает возможность самоубийства («Хорошо бы заснуть и не проснуться»), или фантазирует относительно реакции близких людей на свою смерть («Тогда все поймут, что несправедливо относились ко мне»).

2. Активные суицидальные мысли связаны с активным намерением убить себя («Я покончу с собой, когда представится удобный случай», «Всем будет лучше, если я умру»). К данной группе также относят мысли, связанные с обдумыванием подростком наиболее подходящего способа самоубийства, места и времени суицидального акта, т.е. с планированием предстоящего суицида [2].

Встречаются случаи, когда индивид, хотя и не имеет твердого намерения покончить с собой, периодически мысленно репетирует («прокручивает в голове») возможный суицид.

Если придерживаться теории Э. Дюркгейма, то хочется остановиться на эгоистическом самоубийстве, а именно на обращении детей к так называемым играм в смерть. Еще в прошлом десятилетии о данном феномене мы ничего не знали и не слышали. Безусловно, самоубийства подростков фиксировали в разных городах нашей страны, но их насчитывалось не так много, как по сравнению смертей от данных игр. Давайте разберемся в причинах обращения подростков к подобным играм, которые заполонили пространство интернета.

В первую очередь, дети, которые обращаются к таким играм, - это подростки, лишенные внимания родителей. Взрослые не понимают важность проблем у подростков, также для подростков важно ощущать родительскую любовь, если этого не наблюдается, следовательно, ребенок не может доверить свои проблемы родителям. Во вторую очередь, следует учитывать, что у ребенка происходит гормональная перестройка организма, в момент которой появляется беспричинная грусть, с которой в то же время ребенок не может ни с кем поделиться ей. И, в-третьих, причиной, конечно, может быть влияние сверстников. Попав в «дурную компанию», к сверстникам со схожими проблемами, подростку приходится следовать за всеми, чтобы не выделяться из группы - ему приходится, как и всем, начать игру, из которой, возможно, не будет выхода.

С 2011 по 2015 год количество преступлений, квалифицированных как «доведение до самоубийства», в стране возросло на 74%. В 2016 году в СМИ упоминалось о 130 случаях подросткового суицида. Все жертвы

состояли в «группах смерти». Наибольший процент трагедий по вышеописанным причинам зафиксирован в Москве - 29,05%. Далее следует Санкт-Петербург - 25,09%. Казань находится на шестом месте (2,66%) после Екатеринбурга (4,04%), Краснодара (3,68%), Новосибирска (2,87%) и Самары (2,69%). Тепловая карта, разработанная РОЦИТ (общественная организация, объединяющая активных интернет-пользователей России), демонстрирует масштаб географического покрытия, причем за весь период наблюдения зафиксирован 41 601 возможный участник игры, а часы особой активности у них - с 20.00 до 00.00 [7].

Многие подростки столкнулись с данными играми: кто-то ради забавы, другие же по своим личным причинам, которые, по их мнению, были серьезными в тот момент. Существует несколько таких игр, которые привлекли внимание подростков, в которых они нашли спасение от своих проблем. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

В 2015 году в социальных сетях появилась всем известная игра «Синий кит» под руководством Филиппа Лиса, после которой девочка Рина Паленкова бросилась под идущий поезд. Фанаты этих сообществ называют себя китами - животные ассоциируются у них со свободой. Эти киты летают. Это, возможно, объясняется тем, что данный вид млекопитающих - один из немногих, добровольно сводящих счеты с жизнью. Поэтому у всех поклонников «моря китов» и «тихих домов» в личных страницах мелькают неоднозначные видео с летающими китами. И все это под зомбирующие звуки. По правилам данной игры нужно было выполнить 50 заданий, последним из которых являлось самоубийством. Кураторы игры сами отбирали людей в группу путем собеседования, и чаще всего это были подростки с перечисленными проблемами, которые и явились причинами вступить в эту игру. СМИ зафиксировано более 90 случаев, когда дети пытались покончить жизнь самоубийством, и 15 подростков, которые осуществили задуманное. Филипп Будейкин (Лис) был арестован в ноябре 2016 года. Он находится под стражей с 15 ноября. Психиатрическая экспертиза признала его вменяемым. 10 января суд продлил срок содержания под стражей до мая. Официальное обвинение предъявлено по статье «Доведение до самоубийства». Но это только повело за собой появление новых «групп смерти», их можно было встретить под названием «Море китов» или «Тихий дом», из-за которых вспыхнула новая волна суицидов в России и странах СНГ [4].

Не менее известная игра, которая привлекла внимание подростков, - это игра «Беги или умри» [5]. В ней тоже приходят задания, но они связаны с дорожным транспортом. Нужно пробежать или проехать на велосипеде перед автомобилем на самом ближайшем расстоянии к нему, снимая на камеру. В этой игре присутствует адреналин, которого нельзя получить в обыденной жизни. Начиная играть в данную игру, подростки не задумываются, что любое такое задание может привести к серьёзному дорожно-транспортному происшествию, в худшем случае, к смерти. СМИ сообщило, что более 50% ДТП произошли из-за необдуманных действий детей.

Данные игры являются самыми популярными в социальных сетях.Из-за них пострадало достаточное количество детей, поэтому именно они заслуживают внимания каждого. Нельзя спорить, что существуют другие подобные игры, финалом которых является самоубийство, просто они не так распространены и популярны среди подростков.

Еще одной из популярных групп смерти является «Разбуди меня в 4:20». Речь идет о запрещенной, но постоянно возникающей группе социальной сети ВКонтакте, которая призывает детей и подростков к суициду. Непонятно как, дети пробуждаются в 4:20 утра, и с ними проводят работу до 6 часов утра. Скорее всего, в группе работают сильные специалисты, поскольку дети им верят, и поступают так, как им советуют. Смерть 15-летней Вилены из Мариуполя - это первая официально зарегистрированная на Украине трагедия, произошедшая по вине этой самой группы смерти. Вилена шагнула с 13-го этажа мариупольской многоэтажки. На свою страницу в социальной сети ВКонтакте девушка заходила последний раз в этот же день. Одна из последних записей была сделана Виленой в 04:41 утра. По данным следствия, девушка росла в обычной семье и не была замечена в дурных компаниях. Согласно предварительным заключениям полиции, к суициду девушку подтолкнули группы смерти, модераторы которых давали ей убийственные задания. Перед смертью девочка писала, что ей страшно, но «квест должен быть пройден». Друзья девушки лишь подтвердили сказанное: все они говорили, что Вилена была подписана на паблики с пропагандой суицида и говорила о том, что ее в этой жизни ничего не держит [4].

Для того чтобы предотвратить вовлеченность подростков в такие игры, Михаил Барышев, доктор медицинских наук, предлагает рекомендации для профилактики, которые должны помочь родителям предотвратить случаи самоубийства у подростков под влиянием данных игр.В первую очередь, он рекомендует проводить совместное время с ребенком, расспрашивать его об интересах, чтобы вовлечь его в какую-либо деятельность, ведь, по его мнению, «ребенок может только учиться и задача родителя - учить». Так же нужно разговаривать со своим ребенком обо всем: о смысле, целях жизни, о счастье, и самое главное, нужно дарить любовь ребенку, проявляя ее в своих действиях, а не только в словах. Одной из важных тем семейных бесед должна быть безопасность в социальных сетях [3]. Родителям необходимо обсуждать с детьми принципы безопасности в Сети, вместе с ребенком исследовать возможности и «подводные камни Интернета, задавать вопросы, искать ответы. Конечная цель достижения в обучении ребенка безопасности в Интернете - научить его самому разбираться в том, что можно, а что не стоит делать в Интернете. И самое главное в обучении ребенка безопасности в Интернет-пространстве - строить открытые и доверительные отношения с ним [6].

Выводы. Таким образом, можно сказать, что к играм в смерть прибегают в основном подростки, имеющие семейные или психологические проблемы, с которыми другим путем они справиться не могут. Мы выявили, что данная проблема является важной для обсуждения, потому что количество подростков, вовлеченных в эти игры, очень велико. В этом возрасте дети не понимают, что смерть является последней точкой в их жизни. Для них все проблемы преувеличены, поэтому надо следить за подростками, любить их и уделять внимание их воспитанию, чтобы они не держали все проблемы в себе и не прибегали к мысли о смерти. Ведь, жизнь нам дана одна, и ее нужно прожить достойно!

Литература:

1. Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социологический этюд / под ред. В. А. Базарова. - Москва: Мысль, 1994. - 399 с.

2. Зотов, М. В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция / М.В. Зотов. -Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 144 с.

3. Психиатр против «синего кита»: советы по защите подростков от суицида. - [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://iz.ru/news/665128 (дата обращения: 13.11.2018)

4. В соцсетях появились смертельные игры, организаторы которых подводят детей к самоубийству. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/2017-03-05/321057-v_sotssetyah_poyavilis_smertelnye_igry_organizatory_kotoryh_podvodyat_detey_k_samoubiystvu (дата обращения: 13.11.2018)

5. Игры, которые убивают наших детей. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sibdepo.ru/reading/igry-kotorye-ubivayut-nashih-detej-18.html (дата обращения: 12.11.2018)

6. Никитин, В. В. Актуальные вопросы безопасности подростков в интернете. - [Электронный ресурс].

- Режим доступа:https://elibrary.ru/item.asp?id=30508091 (дата обращения: 12.11.2018)

7. Региональный общественный центр интернет-технологий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rocit.ru/ (дата обращения: 11.11.2018)

8. Суицидология: Прошлое и настоящее: Сб. статей / Сост. А. Н. Моховиков. - Москва, 2001.

9. Фрейд, З. Печаль и меланхолия / З. Фрейд // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. Большая энциклопедия. - Москва, 2001.

Психология

УДК 159.923

преподаватель кафедры русского языка и издательского дела, старший преподаватель центра образования иностранных граждан, педагог-психолог Верещака Оксана Павловна

Российский новый университет (г. Москва)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье актуализируется проблема формирования профориентационных компетенций у студентов-иностранцев, обучающихся в условиях российских вузов. Автор подходит к решению данной проблемы через анализ современных условий социокультурной и политической интеграции, обусловливающих привлечение иностранных студентов в вузы России. В статье представлены аспекты реализации подходов к формированию профориентационных компетенций с позиций последующей интеграции будущего профессионала в профессиональное поле деятельности. Автором выявлены основные концепты стратегии формирования профориентационных компетенций у студентов-иностранцев, показана значимость данной деятельности для становления личности профессионала с позиций развития профессионально важных качеств, свойств и уникальных особенностей личности.

Ключевые слова: профориентационные компетенции, иностранные студенты, психологическое основы профориентации, российские вузы, профессионально значимые компетенции и качества.

Annotation. The article addresses the problem of forming career guidance competencies for foreign students studying in Russian universities. The author approaches the solution of this problem through the analysis of modern conditions of sociocultural and political integration, which determine the attraction of foreign students to Russian universities. The article presents aspects of the implementation of approaches to the formation of career guidance competencies from the standpoint of the subsequent integration of the future professional into the professional field of activity. The author identifies the main concepts of the strategy of forming career guidance competencies for foreign students, shows the significance of this activity for the development of the personality of a professional from the standpoint of developing professionally important qualities, properties and unique personality characteristics.

Keywords: vocational guidance competencies, foreign students, psychological bases of vocational guidance, Russian universities, professionally significant competencies and qualities.

Введение. Условия современной социокультурной и политической интеграции, вызванной расширением международных связей и сотрудничества, предопределили значительный приток иностранных студентов в российские вузы с целью получения профессионального образования и дальнейших возможностей профессиональной самореализации на отечественном или международном рынке труда. Это, в свою очередь повлекло за собой необходимость формирования у студентов-иностранцев профориентационных компетенций, которые способствовали бы успешной, прежде всего психологической, адаптации к особенностям новой для данных студентов специфике профессионально ориентированной образовательной среды, устранению психологических барьеров, обусловливающих преодоление ограничений в сфере профессионально ориентированной коммуникации, а также обеспечивающих наиболее полноценное восприятие профессионального поля будущей профессии с учетом специфики условий труда, осознания необходимых профессионально значимых психологических, психофизиологических качеств [2].

Изложение основного материала статьи. В контексте рассматриваемой проблематики под профориентационной компетенцией мы понимали интегративную характеристику личности студента-иностранца, которая проявляется в определенном уровне развитости способностей и готовности субъекта к профессиональному самоопределению и профессиональной самореализации, а также наличии возможностей студента к самостоятельному проектированию образовательно-профессионального контекста в инокультурной образовательной среде.

Актуальность проблематики. Актуальность данной проблематики в настоящее время неуклонно нарастает в связи с сознательной ориентацией иностранных граждан как полноправных субъектов образовательного процесса в российских вузах, имеющих мотивацию и готовность к получению высшего профессионального образования в спектре различных направлений и специальностей. Все большую популярность приобретает для студентов-иностранцев спектр технических специальностей, позволяющих в последствии иностранным гражданам адаптироваться и реализоваться в условиях российской и международного производственно-промышленного сектора. Это предопределяет необходимость формирования у студентов-иностранцев, обучающихся в российских вузах, профориентационных компетенций именно с позиций психологии профессиональной деятельности, включающей достаточно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.