Научная статья на тему 'Детский суицид как один из видов отклоняющегося поведения'

Детский суицид как один из видов отклоняющегося поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
173
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Кризисная помощь / детский суицид / Crisis assistance / child suicide

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гранкина И. В., Степанова Н. А.

Исследования самоубийств детей и подростков показали, что чаще у этих детей очень силь-но нарушаются эмоциональные взаимодействия с семьей, в частности отношения с матерью. Поэтому важно пересмотреть свои отношения с ребенком, больше ему доверять, воспринимать его как самостоятельную взрос-лую личность с его индивидуальным мировоззрением, мнением, ценностями и убеждениями, желаниями и тре-бованиями. Родители должны пристально следить за детьми с суицидальным поведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILD SUICIDE AS A FORM OF DEVIANT BEHAVIOR

Study of suicides of children and adolescents have shown that most of these children are very much disturbed emotional interaction with the family, in particular the relationship with the mother. Therefore it is important to rethink their relationship with the child, more trust him, to perceive it as an independent Adults-luyu person with his personal ideology, opinion, values and beliefs, desires, and tre-ments. Parents should keep a close eye on the kids with suicidal behavior.

Текст научной работы на тему «Детский суицид как один из видов отклоняющегося поведения»

Возрастные аспекты психиатрии

ДЕТСКИЙ СУИЦИД КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

Гранкина И. В., Степанова Н.А.

Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова

Аннотация. Исследования самоубийств детей и подростков показали, что чаще у этих детей очень сильно нарушаются эмоциональные взаимодействия с семьей, в частности отношения с матерью. Поэтому важно пересмотреть свои отношения с ребенком, больше ему доверять, воспринимать его как самостоятельную взрослую личность с его индивидуальным мировоззрением, мнением, ценностями и убеждениями, желаниями и требованиями. Родители должны пристально следить за детьми с суицидальным поведением. Ключевые слова. Кризисная помощь, детский суицид.

По данным ВОЗ, почти миллион человек ежегодно сводит счеты с жизнью. То есть каждые 40 секунд в мире кто-то убивает себя. И как это ни ужасно, среди подростков суицид - третья по частоте причина смерти. Россия занимает 1 место по количеству самоубийств среди детей и подростков. В Омске и области в 2011г. детьми и подростками совершен 161 суицид, из них 147 суицидальных попыток и 14 завершенных суицидов. 36 попыток приходится на возраст до 14 лет, 2 закончились смертью.

Условно различают три вида детских самоубийств: самоубийство-шантаж, самоубийство из любопытства и самоубийство из-за... нежелания жить. Дети до 11 лет реальных попыток уйти из жизни почти не делают. Однако это совсем не означает, что их не посещают трагические фантазии в минуты глубочайшего отчаяния. Пик суицидной активности (насильственного прекращения жизни) приходится на старший подростковый возраст (14 — 16 лет). Многие специалисты даже считают, что суициды — это типичная реакция подростков на кризисные ситуации в их жизни. При этом отнюдь не редкостью являются коллективные самоубийства, совершаемые либо группой подростков одновременно, либо одним вслед за другим (так называемые «скопированные» самоубийства, в основе которых лежит механизм подражания и внушаемость).

К общепризнанным факторам риска относятся:

• Психические нарушения, такие как поведенческие расстройства, антисоциальная личность, депрессия или психические расстройства, вызванные лекарственными препаратами.

• Глубокие чувства депрессии, безнадежности или беспомощности. Употребление наркотиков и алкоголя.

• Стрессовые жизненные ситуации, такие как серьезный разлад в семье, развод или разлука. Влияние деструктивных сект и субкультур.

• Аффективные реакции, то есть импульсивный, спонтанный поступок в ответ на какой-то сильный внешний раздражитель.

• Протест или обида на кого-то или из желания привлечь к себе внимание. Непонимание того, что шутить со смертью нельзя, обратной дороги не будет.

• Доступность и использование огнестрельного оружия.

Психологи единодушны в том, что причинами подростковых самоубийств являются не общественные и экономические факторы, социальные и бытовые стрессы, как

это нередко происходит со взрослыми, а процессы, связанные с отношениями в семье, с друзьями, в школе. Примером может послужить история болезни пациента 10 психиатрического детского отделения БУЗ ОО «КПБ им. Н.Н. Солод-никова»

Вячеслав И., 2000 г.р. Пациент поступил в отделение в январе 2014г. с жалобами на нарушение взаимоотношений в семье, агрессивность, раздражительность, сниженный фон настроения. На фоне ссор и конфликтов с матерью высказывал мысли о своей никчемности, ненужности, в аффекте изрезал ножом на себе одежду, страхи темноты и одиночества, трехкратную суицидальную попытку. В ходе беседы выяснено, что у пациента с раннего возраста отмечались речевые нарушения, с началом обучения в массовой школе испытывал трудности с усвоением программы. В связи с чем, после представления на ПМПК, продолжил обучение в специализированной «речевой» школе интернатного типа. В 4 классе появились замечания со стороны педагогов на поведенческие нарушения со стороны мальчика, пытался лидировать среди сверстников, провоцировал конфликты, вину свою старался переложить на других. К моменту окончания начальной школы в семье от 2-го брака матери родился 3й младший ребенок, рождения которого как будто ждал, настроен был положительно.

С началом летних каникул вернулся домой, т.к. должен был продолжить обучение в прежней школе. В это время мать отмечает изменения в поведении ребенка - стал более скрытным, раздражительным, неряшливым, перестал следить за внешним видом. В сентябре 2013г. стал обучаться в школе, изменения в поведении нарастали. В конце сентября без видимой причины предпринял попытку повешения во дворе собственного дома, был случайно обнаружен матерью, когда уже оттолкнул ногами табурет. Консультирован психиатром. На тот момент лечение рекомендовано не было. В поведении оставался вспыльчивым, становился все более агрессивным. По словам матери, продолжал ходить в школу, но без особого желания, с большим желанием посещал тренировки спортивных секций (коньки, лыжи) и все больше времени проводил за компьютером. Стал хуже есть. На попытки матери поговорить с ним «по душам», в переживаниях не раскрывался, мог только упомянуть, что его постоянно обижают в школе, но, по словам матери, в школе этого не подтверждали, хотя иногда на голенях и руках у него были синяки, которые он объяснял спортивными травмами. В середине ноября 2013г. предпринял повторную попытку повеситься, но был остановлен матерью, когда делал петлю. После очередной консультации психиатра, начал амбулаторное лечение, но значительных изменений в состоянии ребенка не было. По словам матери, становился все более агрессивным, замкнутым, но периодически поведение становилось обычным, мог поиграть с младшим братом, побеседовать с матерью, изредка высказывал мысли о том, что в школе его продолжают обижать. Практически не спал, до 5-6 утра сидел за компьютером, затем ложился на 1-1,5 часа, потом вставал и шел в школу. Стал бояться темноты, категорически отказывался оставаться дома, если не было кого-то из взрослых. Появилось сноговорение. Практически перестал следить за внешним видом. 28.01.14г. пациент отказался идти в школу, начал кричать, что ему лучше умереть, чем жить с семьей. Говорил, что его никто не понимает. Взяв сумку с учебниками, вышел из дома. После чего предпринял 3 суицидальную попытку, которая не закончилась смертью лишь потому, что оборвалась веревка. После последней суицидальной попытки мать

вызвала бригаду СП, и мальчик в сопровождении СП и участкового был доставлен в ЦРБ, а затем в детское отделение КПБ. При поступлении настроение было снижено, на глазах слезы. В разговоре о матери, доме старался не заплакать, пытался скрыть, что расстроен. Говорил о том, что в школе его постоянно, практически ежедневно обижали и избивали старшеклассники, но за него никто не заступался, обвиняли его в разных проступках, которых он не совершал. Об этом никому не рассказывал. Говорил о том, что последнее время стал бояться темноты, высоты. Стал хуже спать: «Сон не идет, мысли лезут про конец света». В момент совершения суицидальных попыток хотел умереть на самом деле, расстроен тем фактом, что госпитализирован в психиатрическую больницу, и что мать обещала, что в больнице оставлять его не будет.

За время лечения в отделении был обследован: Психолог - выявлены выраженные аффективные нарушения в связи со стрессовой ситуацией. Аттентивно-мнестическая сфера изменена по органическому типу. Нарушений интеллектуальной сферы не выявлено. Окулист - Здоров. Лор - Здоров. Невролог - Неуточненная гидроцефалия 1-П, органическая микросимптоматика слева, условно-пароксизмальная активность с эпиэквивалентами в затылочных долях на ЭЭГ 2.03.14г. ЭЭГ - отмечаются умеренные изменения биоэлектрической активности дизритмического типа в виде полиморфной полиритмичной активности в передних отделах головного мозга а= до40мкВ с доминированием медленноволновой активности в передних отделах головного мозга, разряды высокоамплитудных групп острых волн в теменно-затылочных отведениях (в рамках условно-пароксизмальных проявлений с эпиэквивалентами). Межполушарных различий и очаговости нет. Истинная эпиактивность не проявилась. ЭХОЭС - данных за смещение м-эхо нет. Признаки умеренной внутричерепной гипертензии и негрубой гидроцефалии.

На фоне проводимых лечебных и психо-реабилитационных мероприятий настроение с положительной динамикой. Нормализовался сон и аппетит. Перепадов настроения, раздражительности, агрессивных и аутоагрессивных проявлений не отмечалось. Стал посещать учебные занятия. Заботится о внешнем виде, настрой положительный. Суицидальных мыслей не высказывает. По словам матери, «стал прежним ребенком». Выписан с рекомендациями о продолжении лечения амбулаторно, рекомендована индивидуальная работа с психологом, продолжить обучение на дому. Диагноз при выписке: Расстройство адаптации в виде пролонгированной депрессивной реакции на органическом фоне.

При исследовании множества подростковых самоубийств, специалисты, занимающиеся данной проблемой, обнаружили одно сходное обстоятельство: у этих детей очень сильно нарушаются эмоциональные взаимодействия с семьей, в частности отношения с матерью, что мы и видим в данном случае. Поэтому важно пересмотреть свои отношения с ребенком, больше ему доверять, воспринимать его как самостоятельную взрослую личность с его индивидуальным мировоззрением, мнением, ценностями и убеждениями, желаниями и требованиями. Нужно относиться всерьез к любому намеку на суицид в его словах, даже если он просто выкрикнет сгоряча: «Я не хочу с вами жить!», «Как вы все мне надоели!» и т.п. Ну, а уж если он напрямик заявит о своем нежелании жить (Уж лучше повеситься, чем с вами жить, Выброшусь с балкона, Порежу себе вены, Утоплюсь), — то постараться избежать провоцирующих реакций. Поэтому будьте предельно осторожны в своих словах и действиях.

Что должно насторожить в поведении ребенка:

- если ребенок часто разговаривает о смерти и самоубийствах;

- если стремится уединиться под любым предлогом;

- рассуждает на тему: "Я никому не нужен", "Все равно никто не будет обо мне тосковать";

- ребенок делает попытки "попрощаться": дарит свои вещи и любимые предметы близким друзьям, мирится с врагами, отдает чужие вещи, убирает в комнате (приведение дел в порядок);

- фразы "Завтра меня уже не будет", "Без меня ничего не изменится", "Ты веришь в переселение душ?";

- косвенные угрозы тоже должны насторожить: "надоело жи ть", "сыт этим по горло", "больше вы меня не увидите", "пожил - и хватит", "ненавижу себя", "если мы больше не увидимся, спасибо за все";

- ребенок перестает следить за собой, отстает в школе или перестает туда ходить;

- слова "Какой же я глупый, неловкий, никому ненужный;

- прямые угрозы типа "лучше повеситься, чем с вами жить" тоже должны насторожить.

В любом случае, родители должны пристально следить за детьми, особенно если закралась хоть тень сомнения, что ребенок замыслил самоубийство. Ведь, как правило, родительская интуиция не подводит. Самое главное — покажите своему ребенку, что он вам небезразличен. Дайте ему почувствовать, что он любимый и желанный. Постарайтесь уверить его, что все душевные раны со временем заживут. Убедите его в том, что безвыходных ситуаций не бывает! Помогите ему увидеть этот выход. Обратитесь за помощью к психологу, психиатру.

А параллельно необходимо создавать проекты, которые будут направлены непосредственно на помощь детям и подросткам, находящимся в острой кризисной ситуации, а именно тем, которые хотят покончить с собой. Это и создание «горячих линий» и лекции и работа психологов и священников. Сегодня надо понять всем, что детский суицид - это действительно вопрос жизни и смерти... нашей страны.

CHILD SUICIDE AS A FORM OF DEVIANT BEHAVIOR I.V. Grankina, N.A. Stepanova

Abstract. Study of suicides of children and adolescents have shown that most of these children are very much disturbed emotional interaction with the family, in particular the relationship with the mother. Therefore it is important to rethink their relationship with the child, more trust him, to perceive it as an independent Adults-luyu person with his personal ideology, opinion, values and beliefs, desires, and tre-ments. Parents should keep a close eye on the kids with suicidal behavior.

Keywords. Crisis assistance, child suicide.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.