Научная статья на тему 'Профилактика суицида у подростков: как уберечь ребенка от игр со смертью'

Профилактика суицида у подростков: как уберечь ребенка от игр со смертью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6391
685
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Метеор-Сити
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / АВИТАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / АУТОАГРЕССИЯ / ПОДРОСТОК / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / PROPHYLAXIS OF SUICIDAL BEHAVIOR / AVITAL ACTIVITY / AUTOAGGRESSION / TEENAGER / CHILD-PARENT RELATIONS / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Селиванова Елена Анатольевна

Cтатья посвящена вопросу профилактики суицидального поведения у подростков, рассматриваются современные тенденции, стимулирующие суицидальную активность. Представлены причины авитального поведения у подростков, описаны особенности внутрисемейных отношений как негативного фактора-провокатора аутоагрессии. Продемонстрированы особенности учебного процесса, влияющего на эмоциональной состояние ребенка. Обозначены основные правила поведения с подростком, играющим в «игры смерти». Приведены рекомендации для педагогов и родители по выстраиванию эффективной коммуникации с подростком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the issue of prophylaxis of suicidal behavior in adolescents. The modern tendencies stimulating suicidal activity are considered. The causes of avital behavior in adolescents are presented, the features of intrafamilial relations as a negative factor-provoker of autoaggression are described. The features of the educational process affecting the emotional state of a child are analyzed. The basic rules of behavior with a teenager playing “death games” are designated. Recommendations for teachers and parents on improving effective communication with adolescents are given.

Текст научной работы на тему «Профилактика суицида у подростков: как уберечь ребенка от игр со смертью»

НАУКА РАЗВИТИЯ

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА СЕЛИВАНОВА

кандидат психологических наук, практикующий психолог, г. Челябинск, Россия

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА У ПОДРОСТКОВ: КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ ИГР СО СМЕРТЬЮ

Аннотация. ^атья посвящена вопросу профилактики суицидального поведения у подростков, рассматриваются современные тенденции, стимулирующие суицидальную активность. Представлены причины авитального поведения у подростков, описаны особенности внутрисемейных отношений как негативного фактора-провокатора аутоагрес-сии. Продемонстрированы особенности учебного процесса, влияющего на эмоциональной состояние ребенка. Обозначены основные правила поведения с подростком, играющим в «игры смерти». Приведены рекомендации для педагогов и родители по выстраиванию эффективной коммуникации с подростком.

Ключевые слова: профилактика суицидального поведения, авитальная активность, аутоагрессия, подросток, детско-родительские отношения, учебный процесс.

«Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает то, что с ним происходит»

Мишель де Монтень

В последнее время одной из самых обсуждаемых тем является увеличение количества подростков, желающих «свести счеты с жизнью». Причём эта тема актуальна как для России в целом, так и для Челябин-

ской области в частности. Сложно сказать, какова официальная статистика по суицидам в нашей области, но специалисты отмечают, что их число резко возросло за последний год. Так, по словам М. Павловой, (уполномоченный по правам человека в Челябинской области) в 2015 году покончили жизнь самоубийством 7 подростков, в 2016 — 27 подростков, с начала 2017 года

уже зарегистрировано по разным данным от 6 до 8 случаев суицида [1]. Одним из стимулов к такому поведению является увлеченность подростков, новой игрой в социальных группах — «Синий кит». Существуют разные версии относительно ее создателей, но на данный момент эту игру называют новым видом терроризма. Небольшой группе людей, одержимых идеей манипулирования, проворачивать схемы провокации детей к смерти по всей стране сложно. Причем отмечается, что «Киты» пришли и в другие страны: Казахстан, Украину, Эстонию, Финляндию. Все выше сказанное, несомненно, говорит о необходимости проведения экстренных мер по профилактике суицидального поведения среди детского населения.

Добровольный уход детей из жизни противоречит законам природы, и поэтому шокирует наше сознание. Почему это происходит? Какая ситуация заставляет современных подростков таким фатальным образом решать свои проблемы? Не лишним будет сказать, что проблема детской смертности была характерна для России и раньше. Особенно эта тенденция стала проявляться в период распада СССР, когда на смену коллективизму пришел менталитет индивидуализма. До революции 1917-го года Россию сохраняла Христианская вера. Мы знаем, что согласно ее постулатам самоубийство является самым тяжелым грехом. После революции в стране воцарился социализм, дающий надежду населению на защищенность и определенность в будущем. С 90-х годов прошлого века в стране произошли резкие перемены в экономике, политике, социальной среде. Самое страшное, что начался духовный распад общества. Чувства разобщенности, одиночества, отвержения и даже унижения испытывали многие. Неопределённость в будущем вызывала страхи у взрослых и беспомощность у детей. С 2000-х годов появилось ощущение уверенности, надежды. Стоит отметить, что возрос уровень рождаемости населения. Что касается количества суицидов, то к 2015 году, оно снизилось [2]. Но вот в середине 2016 года появляются еще

мало известные общественности, но уже знакомые подросткам группы смерти. Существует версия, что таким образом регулируется численность населения на планете. Скандально известный администратор такой группы в социальных сетях Ф. Будей-кин (псевдоним Лис) отмечал, что «... пространство вселенной забито. Мы чистим мир от биомусора» [3].

Виртуальная зависимость давно беспокоит взрослых. Однако она не была столь опасна до последнего момента, последствием чего стали случаи ухода людей из жизни. Хотя есть и другая версия, согласно которой эта тема всего лишь раздутая «страшилка» Интернета, не имеющая под собой никаких оснований. Однако о серьезности и масштабах ситуации может говорить то, что в феврале 2017 г. Владимир Путин дал правительству и регионам поручение усовершенствовать систему профилактики суицидов среди подростков [4]. Затем в марте он поддержал ужесточение наказания за склонение детей к суициду через так называемые группы смерти, возникшие в социальных сетях [5].

Таким образом, данная ситуация говорит о необходимости приять меры по выстраиванию системы профилактики суицидальной (или авитальной) активности у современных подростков.

Стоит отметить, что сейчас эта тема актуальна еще и потому, что весна и осень являются периодами сезонных депрессий. Это время, когда эмоциональное состояние человека наиболее нестабильно. Весной, именно апрель-май, называют месяцами суицидов [6].

Итак, говоря о мерах профилактики суицидального поведения, важно понимать основные его причины. В первую очередь взрослым необходимо понимать возрастные психологические особенности подростков. Именно эта категория населения чаще всего играет в «смертельные игры». Подростковым возрастом в отечественной психологии называют период с 11 до 15 лет. В это время происходит качественная перестройка личности. Главную роль играет

общение со сверстниками. Семья отступает на второй план, меняются авторитеты, повышается внутриличностная конфликтность. Данные изменения вызывают тревожность, агрессивность или возбужденность у подростка, и, помимо указанного, — непонимание со стороны взрослых. Все это приводит к тому, что он не видит поддержки со стороны близких, заботу воспринимает как повышенный контроль, который порядком надоел. Он пытается утвердиться в среде сверстников, которые сами испытывают подобные трудности. Большинство подростков не владеют эффективными навыками общения, они пытаются реализоваться за счет унижения другого. Это может вызвать состояние изоляции, одиночества подростка, которое завершается депрессией. Для снятия напряжения подростки используют ауто-агрессию, формы самоповреждения для снятия стресса. В результате в таком состоянии, под влиянием искусных манипуляторов (кураторов «групп смерти») подростки не видят иного выхода, как уход из жизни. Конечно, не каждый подросток выберет такой путь, но определенная группа детей существует. Кроме того, суицидные мысли их посещают и без дополнительного внешнего влияния. Опишем ситуацию, знакомую некоторым современным подросткам.

Девочку двенадцати лет привели на консультацию с жалобами на ее поведение. С целью соблюдения этического кодекса сохраним ее настоящее имя в тайне. Назовем девочку Катей. Родители жаловались на ее пропуски уроков, снижение успеваемости. Кроме того мама обнаружила у ребенка небольшие порезы на руках, которые, по словам девочки, были протестом взрослым. Из беседы с Катей выяснилось, что она не может противостоять потребности общению со сверстниками. Они приглашают ее погулять, и она уходит с уроков. Причем компания достаточно большая — больше двадцати человек возрастом от 12 до 18 лет. Катя называет их друзьями, говорит, что они общаются, обсуждают события. Однако при более детальном рассмотрении такого общения,

Метеор-Сити

НАУКА РАЗВИТИЯ

выяснилось, что настоящих дружеских отношений в группе не наблюдается. Каждый занят своими делами, большинство просто «сидят в телефонах». Многие из подростков курят, принимают алкоголь, используют нецензурные выражения. Часто в компании возникают ссоры, взаимные оскорбления, либо равнодушное отношение друг к другу. Задача психолога заключалась в том, чтобы показать ребенку специфику дружеских отношений. В итоге из нашего разговора девочка поняла, что таких детей сложно называть друзьями.

Кроме того, во время беседы Катя нарисовала девочку на фоне многоэтажки. И на рисунке написала слова: «Районы, кварталы, жилые массивы. Я ухожу, ухожу красиво.». Стало ясно, что девочка косвенно дает сигнал о скрытом желании уйти от проблем. Причем, комментируя рисунок, она сказала, что нарисовала его просто так, и эти слова всего лишь строки из песни. На вопрос: не играет ли она в «Китов», девочка ответила отрицательно, сказав что «эта игра полная ерунда», неинтересная ей.

Тем не менее, уже на первой консультации стало ясно, что девочка находится в группе риска по суицидальному поведению. Завершая первую встречу, мы с ней поговорили о скрытых ресурсах человека и использовали технику «Мои силы» (или «Что нам поможет в жизни»). Цель этого упражнения — найти в себе ресурсы, внутренние силы, которое помогают жить. Можно выделить десять таких сил: сила отношения, сила тела, сила жизни в мгновении, сила представлений о себе, сила цели, сила смеха, сила прощения, сила умения давать, сила взаимоотношений, сила веры. Ребенку необходимо сначала самому написать в столбик свои «силы», а затем ему можно предложить данный (стандартный) список и обсудить его.

На следующих занятиях Катя еще больше раскрылась. Она рассказала, что год назад у нее была попытка суицида: из-за ссоры с друзьями она резала вены. Причем Катя рассказала, что вены можно резать по-разному. Есть способы, согласно которым можно сразу умереть. И есть более дли-

тельные варианты страданий. Она, конечно же, выбирала второй способ, чтобы в итоге остаться в живых. Стоит отметить, что в подростковом возрасте преобладает демонстративный суицид. Его цель — привлечь внимание, показать насколько тяжело эмоционально ребенок себя чувствует. Физическую боль легче пережить, чем душевную. Вот дети и отвлекаются так от своих негативных чувств. Однако важно понимать, что любому суициду предшествуют предварительные попытки свести счеты с жизнью. Если у мальчиков чаще обнаруживается завершенный суицид, то у девочек больше самих попыток, так называемых парасуицидов.

На последующих встречах Катя рассказала, что уже не хочет гулять с этими ребятами и тесно общается только с некоторыми сверстницами. Она перестала прогуливать школу. Стала ходить с мамой в спортзал в свободное время. Также она высказала озабоченность эмоциональным состоянием своих подруг, которых также посещают депрессивные мысли. Мы пришли к выводу, что Катя может помочь этим девочкам своими советами и поддержкой.

Данная ситуация является типичной для большинства подростков. В литературе говорится, что в группе риска по суицидальному поведению дети из неблагополучных семей. Такие семьи отличаются девиант-ным поведением, наличием конфликтов, низким социальным статусом. Однако реальные жизненные ситуации показывают обратное. Большинство детей, ушедших из жизни, из вполне приличных семей. Такие семьи имеют средний достаток, родители работают и в целом занимают неплохие должности, заботятся о своих детях. Да и детей, которые совершают суициды, сложно назвать асоциальными: они неплохо учатся (многие даже отличники), имеют определенные увлечения. Однако стоит обратить внимание на личностные особенности таких детей. Многие из них проявляют неуверенность в себе, повышенную тревожность или раздражительность. Часть таких детей испытывают трудности коммуникации со сверстниками, говорят о конфликтных взаимоотношениях со взрослы-

ми. Подростки жалуются на интеллектуальные перегрузки в школе, высокие требования со стороны учителей. Все это вызывает эмоциональное напряжение, которое затем переходит в депрессивное состояние. Стоит отметить, что, как правило, суициду предшествует депрессия. На западе это состояние считается серьезным заболеванием, на лечение тратятся большие средства. У нас таких детей называют чаще ленивыми и проблемными.

Для того чтобы ребенку было комфортно, он чувствовал себя уверенно, важно сформировать у него ситуацию успеха. Если он получает удовольствие от определенной деятельности, которая дает еще и результаты, то чувствует эмоциональный подъем. Достижения вызывают уверенность в себе, повышают самооценку, формируют желание идти вперед и полноценно жить. Большую роль играет ситуация в семье: даже если взрослый выступает как хороший родитель, у него могут быть конфликты с супругом. Родительские скандалы, расставания и разводы негативно сказываются на психическом состоянии ребенка. Ребенок счастлив, когда его родители счастливы. Это основной постулат эмоционального благополучия личности. Даже если родители вынуждены расстаться, им не обязательно при этом быть в одиночестве и страдании. Человеку при желании можно «наладить жизнь» в любом возрасте.

Родителям необходимо учитывать и то, что ребенок растет, это вынуждает их менять систему детско-родительских отношений.

Общение с дошкольником и подростком существенно отличается. Однако не все родители это понимают. В подростковом возрасте у ребенка появляется «чувство взрослости». Он пытается самоутвердиться, показать свою независимость. Но родители часто сопротивляются подобным возрастным изменениям своего «дитя», пытаются сохранить собственные авторитетные позиции. Ребенок сопротивляется внешнему давлению, стараясь показать свою самостоятельность в де-виантных формах. Проще всего продемонстрировать взрослость через курение, употребление алкоголя, половые связи.

Бывает, что родители слишком опекают своего ребенка, пытаются оградить от различных трудностей, помочь ему. Тем самым он лишается самостоятельности, не приобретает умение преодолевать трудности, самостоятельно решать проблемы. И поэтому затруднения, возникающие в школе, ему трудно решить и формируется потребность уйти от препятствий.

Таким образом, можно сказать, что стиль воспитания в семье, характер супружеских и детско-родительских отношений закладывает у ребенка отношение к разным жизненным явлениям. Родители формируют у ребенка способность решать проблемы, справляться с затруднениями, адекватно воспринимать происходящие события. Самое главное, что чем чаще родители ограждают своих детей от проблем, тем больше вероятность, что в дальнейшей жизни они не справятся с жизненными трудностями самостоятельно. Иногда своей излишней любовью и заботой родители вредят ребенку, превращая его в зависимого иждивенца. Иными словами, как недостаток, так и избыток родительской любви может навредить ребенку.

С рядом трудностей подросток сталкивается и в школе. Взаимоотношения с одноклассниками и учителями сказываются на психоэмоциональном состоянии ребенка. Учителям важны образовательные результаты обучающихся (их хорошие оценки). Школа гонится за показателями по ЕГЭ, победой учеников в конкурсах и олимпиадах. Такую напряженную работу многие учащиеся не выдерживается, происходят нервные срывы. Учителя, в свою очередь, также устали от постоянно возрастающих требований к их деятельности. Сейчас более важно написать хорошие программы, чем провести интересный урок. В итоге такая ситуация вредит и детям, и взрослым.

Современные подростки крайне чувствительны к такой социальной несправедливости, они пытаются доказать свое право на собственное мнение, позицию, требуют уважительного отношения. Как правило, данное поведение воспринимается как проест, который нужно подавить. Поэтому

проблемы в школе могут спровоцировать нежелание подростка жить.

Конечно редко какая-то единственная ситуация может сказаться на таком ауто-агрессивном действии как суицид. Чаще к такому отчаянному поступку приводят накопленные обиды на родителей, взрослых, друзей. Ребенок проводит в школе много времени, поэтому ему важно чувствовать себя там комфортно. Не со всеми заданиями ребенок справляется, и любой его неуспех вызывает осуждение. Причем цель-то такого осуждения и критических замечаний — указать на недочеты и исправить их. Вся система оценивания построена на том, чтобы акцентировать, выделить (красным цветом) ошибки ребенка, написать замечания в дневнике. Учитель хочет помочь ребенку, сделать его лучше. Однако тем самым ученик фиксируется на своих неудачах и формируется чувство неполноценности. Педагогу важно найти то, за что можно похвалить ребенка (оно обязательно найдется), вселять веру в успешность, снимать страх неудач.

В подростковом возрасте дети начинают интересоваться отношениями с противоположным полом, встречаются с первой любовью. Если они не видят взаимности или сталкиваются с неким предательством (разрыв отношений), то также считают, что жизнь их бессмысленна. Кстати, для «раскрутки» своей группы «Синий кит» Филипп Будейко использовал суицид девочки Рины. В ее семье были проблемы в отношениях, она прогуливала колледж, учеба в котором ей не нравилась. На фоне этого, расставание с ее парнем послужило поводом к тому, что она бросилась под поезд. Причем девочка предупреждала о своей готовности уйти из жизни в социальных сетях. Накануне она разместила на странице свое фото на фоне проезжающего поезда. А ее запись «Ня.пока» стала популярным хештегом в ВКонтакте. Многие подростки романтизируют самоубийство, для них это способ показать всеми миру свою независимость. И это стало возможным, благодаря Интернету.

© Е.А. Селиванова, 201 7 ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Мётеор-Сйти №3/2017

НАУКА РАЗВИТИИ

т.п.) выполняет мощную арт-терапевтичес-кую функцию. Во время занятия искусством

Основные причины суицидального поведения у подростков:

- Семейные проблемы: конфликтные супружеские или детско-родительские отношения.

- Школьные проблемы: трудности усвоения материла, конфликты с педагогами.

- Несчастная любовь: сложности в интимных отношениях: сексуальные трудности.

Данные проблемы провоцируют:

- Депрессивное состояние, развивающееся на основе одиночества, негативной оценки своего тела, отрицательного мироощущения.

- Девиантное поведение подростка: злоупотребление алкоголем или наркотиками.

- Незрелость личности подростка, склонность к внушаемости, подражание стереотипным моделям поведения.

Можно сказать, что причин для суицидального поведения множество, но ни одна сама по себе не является решающей. Стоит отметить, что подростки могут совершить суицид по казалось бы незначительным поводам. Для взрослого ситуация может восприниматься как несерьезная, а подросток видит многие события совершенно иначе. Французский писатель, философ эпохи Возрождения Мишель де Монтень, сказал: «Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает то, что с ним происходит».

В этой связи важно научить ребенка преодолевать трудности, воспринимать их как некий жизненный опыт. И, кстати, система дополнительного образования, внеурочная деятельность в школе этому способствует. Когда ребенок занимается спортом или творчеством, он эффективно переключает свое напряжение на полезную деятельность. Спорт хорошо развивает волевые качества: настойчивость, целеустремлённость, терпение и др. Творчество (сценическое искусство, хореография, живопись и

снимается напряжение, адекватно «отреа-гируется» тревожность или агрессия. Достижения в таких видах деятельности формируют ситуацию успеха, повышающую самооценку личности. Подросток видит разные грани себя. Поэтому неуспешность в учебе или проблемы в семье можно компенсировать другими видами духовной и практической деятельности.

В профилактике суицидального поведения важно ориентироваться на три основных направления:

1. Формировать у ребенка позитивное восприятие окружающего мира.

2. Найти нишу наибольшего проявления склонностей и интересов подростка, направив туда его активность.

3. Формировать антисуицидальные факторы личности подростка (работа с семьей).

Суицидальное поведение является неким «криком подростка о помощи». Предотвратить суицид можно, если быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка. Разглядеть его трудности и вовремя оказать помощь можно, если видеть и слышать. Ребенок со стабильной психикой не станет играть в игры со смертью. Видя поддержку близких, он сможет противостоять внешним манипуляциям. Однако если родители или педагоги заметили участие ребенка в данной игре необходимо принимать экстренные меры:

1. Ни в коем случае не давить на ребенка, не осуждать, стимулировать к откровенному разговору.

2. Беседу проводить в спокойном тоне, нейтральном эмоциональном состоянии, выражая поддержку и надежду на разрешение ситуации.

3. В беседе напрямую спросить подростка, есть ли у него мысли о смерти.

4. Выяснить, насколько серьезны у него намерения и когда назначена «дата смерти».

5. В случае высокого суицидального риска не оставлять подростка одного.

6. Проконсультироваться с психологом или психоте рапе втом.

7. Важно переключить подростка на интересную и безопасную для него деятельность.

8. Создать атмосферу любви, заботы, участия, понимания.

9. Установить категорический запрет на участие в данных играх.

10. На ночь рекомендуется забирать у ребёнка телефон, так как именно в этот период психика не стабильна и кураторы групп смерти проводят работу с ребенком.

11. Выяснить причины участия в подобных играх.

12. На основе выявленных потребностей и проблем подростка, строить дальнейшее взаимодействие.

Соблюдение следующих рекомендаций позволят восстановить утраченные детско-родительские отношения.

1. Быть внимательным наблюдателем, видеть своего ребенка со стороны.

2. Давать возможность ребенку высказываться и самому делиться переживаниями.

3. Использовать ритуалы для укрепления семейных связей: совместный ужин, поездки за город, привлечение к помощи по дому.

4. Давать безусловную любовь, гордиться маленькими и большими достижениями.

5. Создавать ситуации успеха и подчеркивать положительные качества ребенка.

6. Доверять ему, но не попустительствовать.

7. При приветствии и расставании улыбаться, смотреть в глаза, говорить: «Я тебя люблю».

9. Занимать деятельностью, однако и разрешать немного побездельничать.

10. Говорить, так «Что бы у тебя не случилось, я тебя всегда пойму и приму!».

В профилактике суицидального поведения большая роль отводится образовательным учреждениям. Сегодня каждый педагог должен владеть информацией о том, как уберечь обучающегося от суицида. Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей разработаны методические рекомендации по профилактике суицида [7]. Кроме того составлен алгоритм действий педагогов и родителей направленных на предотвращение суицидов среди несовершеннолетних [8]. Учитель должен эффективно выстраивать коммуникацию с обучающимся, тем самым способствуя сохранению его психического здоровья.

7 ПРИЕМОВ ЭФФЕКТИВНОГО УЧИТЕЛЯ

1. Поиск скрытых ресурсов ученика в его интересах и возможностях.

2. Содействие нахождению ребенком своего предназначения через интересную эмоционально насыщенную и полезную деятельность.

3. Снятие страха неудач, обучение умению извлекать опыт из сделанных ошибок.

4. Подчеркивание любых улучшений в учебной деятельности ребенка.

5. Использование на уроках динамических пауз, позволяющих снять эмоциональное напряжение.

6. Способность педагога признать свои ошибки, однако ни в коем случае не заискивать перед учеником.

7. Уважение личности любого даже самого «проблемного» ребенка.

10 ПРАВИЛ ЗАБОТЛИВОГО РОДИТЕЛЯ

8. Использовать в общении ненавязчивые прикосновения.

(^МЁТЕОР-С

НАУКА РА38Р

И Т И Я

Библиографический список

1. Павлова: Нужно принимать экстренные меры — число детских суицидов выросло в разы [Электронный ресурс] // Информационное агентство URALPRESS.RU. URL: http://uralpress.ru/news/2017/03/23/pavlova-nuzhno-prinimat-ekstrennye-mery-chislo-detskih-suicidov-vyroslo-v-razy (дата обращения: 13.04.2017).

2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / Демография. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/ (дата обращения: 12.04.2017).

3. Главное об администраторе «группы смерти», которого обвинили в доведении до самоубийства 15 подростков [Электронный ресурс] / Интернет-газета «Бумага». URL: http://paperpaper.ru/lis/ (дата обращения: 12.04.2017).

4. Путин поручил усовершенствовать профилактику суицидов среди подростков [Электронный ресурс] / «Интерфакс». URL: http://www.interfax.ru/russia/550692 (дата обращения: 13.04.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Путин поддержал ужесточение наказания за склонение детей к суициду [Электронный ресурс] / News.ru. URL: http://www.newsru.com/russia/09mar2017/putinza.html (дата обращения: 13.04.2017).

6. Суицидология: учебное пособие / И.Л Шелехов, Т.В. Каштанова, А.Н. Корнетов, Е.С. Толстолес Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2011. 203 с.

7. Письмо Минобрнауки России от 18.01.2016 N 07-149 «О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида».

8. Алгоритм действий педагогов и родителей, направленных на предотвращение суицидов среди несовершеннолетних [Электронный ресурс]. URL: http://chel.deti.eps74.ru/Publications/News/Show?id=199 (дата обращения: 13.04.2017).

Selivanova Yelena Anatolyevna, Candidate of Psychology, Practicing Psychologist, Chelyabinsk, Russia Prevention of Suicide in Adolescents: How to Protect the Child from Playing with Death

Annotation. The article is devoted to the issue of prophylaxis of suicidal behavior in adolescents. The modern tendencies stimulating suicidal activity are considered. The causes of avital behavior in adolescents are presented, the features of intrafamilial relations as a negative factor-provoker of autoaggression are described. The features of the educational process affecting the emotional state of a child are analyzed. The basic rules of behavior with a teenager playing "death games" are designated. Recommendations for teachers and parents on improving effective communication with adolescents are given.

Key words: prophylaxis of suicidal behavior, avital activity, autoaggression, teenager, child-parent relations, educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.