Научная статья на тему 'Суицидальное поведение и религиозность'

Суицидальное поведение и религиозность Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3248
458
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Суицидология
Ключевые слова
суицид / суицидальное поведение / религия / suicide / suicidal behavior / religion

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пашковский Владимир Эдуардович, Шамрей Владислав Казимирович, Софронов Александр Генрихович, Днов Константин Викторович, Рутковская Наталья Сергеевна

В статье рассматривается проблема зависимости суицидального поведения от уровня религиозности. На осно-ве анализа религиозных текстов различных конфессий, работ, посвященных изучению суицидального поведе-ния лиц с различной религиозной принадлежностью, делается вывод о большем значении религиозности как антисуицидальном факторе в традиционных авраамических религиях (Ислам, Христианство, Иудаизм) по сравнению с религиями Востока, особенно при условии вовлеченности прихожан в жизнь церковной общины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUICIDAL BEHAVIOR AND RELIGIOUSNESS

This article observes the problem of the dependence between suicidal behavior and religiousness. Conclusion is based on analyzing of the different religions texts, researches of suicides made by the people of different confessions. Au-thors suppose that the religion as Judaism, Christianity, Islam, have the most important role in the reduction suicidal risk in opposition to the East Religion. Necessary condition is the active practice of this religions.

Текст научной работы на тему «Суицидальное поведение и религиозность»

Научно-практический журнал

25. Allen J., Hopper K., Wexler L. et al. Mapping resilience pathways of Indigenous youth in five circumpolar communities // Transcult Psychiatry. - 2014. -Vol.51.-P.601-631. doi: 10.1177/1363461513497232.

Allen J., Hopper K., Wexler L. et al. Mapping resilience pathways of Indigenous youth in five circumpolar communities // Transcult Psychiatry. - 2014. - Vol. 51. - P. 601-631. doi: 10.1177/1363461513497232.

RESILIENCE AND SUICIDE BEHAVIOUR RISK FACTORS IN INDIGENOUS PEOPLES OF THE RUSSIAN NORTH

E.B. Lyubov1, Y.A. Sumarokov2, E.R. Konoplenko3

'Moscow Research Institute of Psychiatry, Russia 2Northem State Medical University, Arkhangelsk, Russia 3Arkhangelsk Regional Clinical Mental Hospital, Russia

The article shows the reserves of multilevel prevention programs for indigenous people in the Arctic as the target group of risk of suicidal behavior.

Keywords: Indigenous peoples of the North, suicidal behavior, risk factors, protective factors, regional prevention programs.

УДК: 616.89-008.441.44.217.5

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И РЕЛИГИОЗНОСТЬ

В.Э. Пашковский, В.К. Шамрей, А.Г. Софронов, К.В. Днов, Н.Н. Рутковская

ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» МЗ РФ, г. Санкт-Петербург, Россия

ФГБВОУ ВПО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» МО РФ, г. Санкт-Петербург, Россия СПб ГБУЗ «Санкт-Петербургская психиатрическая больница им. П.П. Кащенко», Россия

Контактная информация:

Пашковский Владимир Эдуардович - доктор медицинских наук, доцент. Место работы и должность: профессор кафедры психиатрии и наркологии ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» МЗ РФ. Адрес: 191015, г. Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 41.

Телефон: (812) 303-51-20, e-mail: [email protected]

Шамрей Владислав Казимирович - доктор медицинских наук, профессор. Место работы и должность: заведующий кафедрой психиатрии ФГБВОУ ВПО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» МО РФ.

Адрес: 194044, г. Санкт-Петербург, ул. Боткинская, д. 17. Телефон: (812) 329-71-89, e-mail: [email protected]

Софронов Александр Генрихович - доктор медицинских наук, профессор. Место работы и должность: заведующий кафедрой психиатрии и наркологии ГБОУ ВПО «Северо-Западный медицинский университет им. И.И. Мечникова» МЗ РФ. Главный врач СПб ГКУЗ "Городская психиатрическая больница №3 им. И. И. Скворцова-Степанова». Главный психиатр и нарколог Комитета по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга. Адрес: 191015, г. Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 41. Телефон: (812) 303-51-20, e-mail: [email protected]

Днов Константин Викторович - кандидат медицинских наук. Место работы и должность: докторант при кафедре психиатрии ФГБ ВОУ ВПО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» Министерства обороны РФ. Адрес: 194044, г.Санкт-Петербург, ул. Боткинская, д. 17. Телефон: (812) 329-71-89, e-mail: [email protected]

Рутковская Наталья Сергеевна - врач-психиатр. Место работы: СПб ГБУЗ «Санкт-Петербургская психиатрическая больница им. П.П. Кащенко». Адрес: 188357, Ленинградская область, Гатчинский район, с. Никольское. Телефон: (813) 715-61-44, e-mail: [email protected]

В статье рассматривается проблема зависимости суицидального поведения от уровня религиозности. На основе анализа религиозных текстов различных конфессий, работ, посвященных изучению суицидального поведения лиц с различной религиозной принадлежностью, делается вывод о большем значении религиозности как антисуицидальном факторе в традиционных авраамических религиях (Ислам, Христианство, Иудаизм) по сравнению с религиями Востока, особенно при условии вовлеченности прихожан в жизнь церковной общины. Ключевые слова: суицид, суицидальное поведение, религия.

Современная суицидология рассматривает с тем, отношение к самоубийству в разных ререлигиозную веру как защитный фактор про- лигиозных учениях имеет свои особенности.

тив суицидального поведения [1, 2, 3]. Вместе Хотя ни одна из традиционных мировых рели-

30

Суицидология Том 6, № 3 (20), 2015

Научно-практический журнал

гий прямо не поощряет самоубийства, их позиции не имеют абсолютного совпадения. Иудаизм, христианство, ислам, основанные на идее человека, как образа Божия, имеют более выраженную антисуицидальную позицию, чем восточные религии с концепциями о переселении душ или о возрождении [4]. Это подтверждается соответствующими показателями. К примеру, приблизительно одинаковым значениям глобального религиозного индекса в баллах, согласно опросу Gallup [5], равным в Российской Федерации - 55, в Финляндии - 53, в Республике Корея - 52 соответствуют значительно различающиеся в этих странах показатели самоубийств на 100000 населения - 19,5; 14,8; 28,9 [6]. Хотя различия показателей суицидального поведения объясняется взаимодействием социальных, экономических, биологических факторов, без учета религиозного фактора невозможно в полной мере оценивать риски суицида.

Отношение к самоубийству в традиционных мировых религиях

В авраамических религиях (иудаизме, христианстве и исламе) самоубийство считается греховным. В Библии описано 7 случаев самоубийств:

1. царь Авимелех, приказал оруженосцу умертвить себя после того, как во время осады города Тевец одна женщина бросила ему на голову обломок жернова. Будучи гордым, Авимелех не мог смириться с возможной смертью от женской руки (Суд 9:50-57);

2) Ветхозаветный Судья - герой Самсон, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами, обрушил на себя и на них дом, под обломками которого был погребен сам и враги его (Суд 16:25-30);

3) Царь Саул покончил жизнь самоубийством под давлением поражения и из-за боязни мук и издевательств своего врага (1 Цар31:1-4);

4) Оруженосец царя Саула покончил собой из солидарности с господином (1 Цар 31:5);

5) Советник Ахитофел, предав царя Давида, стал служить и давать советы сыну его Авессалому. Советы же Ахитофела, которые он давал, в то время считались, как если бы кто спрашивал наставления у Бога. Когда Авессалом пренебрег одним из советов Ахитофела, последний вернулся в родной дом и покончил жизнь самоубийством через повешение (2 Цар 17:23);

6) Узурпировавший власть Замврий процарствовал 7 дней. Когда народ поднял восстание и Замврий увидел, что город взят, он вошел во внутреннюю комнату царского дома и «зажег за собою царский дом огнем и погиб» (3 Цар 16:15-20);

7) Иуда Искариот, сын Симона предал Иисуса за 30 серебряников, а потом повесился (Мф 27:3-5) [7].

Хотя Ветхий Завет напрямую не содержит никаких запретов лишать себя жизни, в представленных примерах уже обозначены некоторые причины суицида: самопожертвование, гордость, угрызения совести, страх перед грядущими мучениями.

В христианском обществе самоубийство было формально запрещено с самого возникновения христианства. Еще в 452 г. Арлский собор заявил, что самоубийство - преступление, и, что оно есть не что иное, как результат дьявольской злобы. Но только в следующем веке, в 563 г., на Пражском соборе это запрещение получило карательную санкцию. Там было постановлено, что самоубийцам не будет оказываться «честь поминовения во время святой службы, и, что пение псалмов не должно сопровождать их тело до могилы» [8].

В православной традиции грех самоубийства складывается как из самого факта убийства (себя в данном случае), так и грехов неверия и маловерия, малодушия, грехов отчаяния и уныния, через которые самоубийца отказывается нести свой жизненный крест, усомнившись в спасительном Промысле Божием о каждом человеке. По церковным канонам, самоубийц и даже подозреваемых в самоубийстве нельзя отпевать в храме, поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах

[9].

В Европе вследствие реформации XVI в., разделившей христианство на множество течений, основные постулаты, запрещающие самоубийство, оставались незыблемыми. К ним относятся следующие положения: 1) само-

убийство - это разновидность убийства; 2) человек, кончающий жизнь самоубийством, отвергает над собою власть Бога и берет на себя роль судьи и господина своей жизни; 3) самоубийство является бунтом против Творца; 4) самоубийство есть продукт «хождения на поводу» у Сатаны; 5) Иисус пришёл не забрать, а дать нам жизнь; 6) наша жизнь принадлежит Богу.

Том 6, № 3 (20), 2015 Суицидология

31

Научно-практический журнал

Запрещение самоубийства в исламе не менее жестко, чем в иудео-христианских источниках. По словам В.С. Соловьева [10] "Ислам -это последовательное и искреннее византий-ство, освобожденное от всех внутренних противоречий. Он представляет собой открытую и полную реакцию восточного духа против христианства, систему, в которой догма тесно связана с законами жизни, в которой индивидуальное верование находится в совершенном согласии с политическим и общественным строем". Отсюда преступность суицида заключается в отказе от подчинения воле Аллаха, от своего долга, от судьбы. В Коране приводятся слова Аллаха: “O вы, которые уверовали! He пoжиpaйтe имyщecтв вaшиx мeждy coбoй попусту, ecли это только ж тopгoвля го взaимнoмy coглacию мeждy вaми. И нe yбивaйтe caмиx ceбя. Пoиcтинe, Aллax к вaм милосерд! A ктo дeлaeт это го вpaждe и нecпpaвeдливocти, того Mbi coжжeм в oгнe. Это для Аллаха легко!” (Кор, 4:29,30).

В хадисах, то есть посткоранских преданиях о словах и деяниях Пророка содержатся угрозы самого строгого наказания за лишение себя жизни. В одном из них пророк Мухаммед говорит: «Убивший себя железом будет до скончания века таскать на себе в аду орудие преступления. Отравившийся будет вечно пить свою отраву. Спрыгнувший с высоты будет вновь и вновь падать в самую бездну преисподней». Таким образом, самоубийство противоречит самому духу ислама, где высшей добродетелью считается полное подчинение воле Аллаха [11].

В отличие от иудео-христианской традиции и традиции ислама религиозная традиция стран северо-восточной (Китай, Корея, Монголия, Япония), юго-восточной (Вьетнам, Лаос) и южной (Индия) Азии отличается многообразием религиозной мысли. Буддизм и синтоизм, а также духовно-заряженные системы верований конфуцианства и даосизма - только немногие из религиозных течений, которые делают духовность на востоке уникальной.

Целью существования в буддизме считается достижение нирваны - некой принципиально отличной от эмпирической формы внеличностного бытия. Прийти к ней можно совершая череду перевоплощений (колесо сансары). Суицид, прерывая этот цикл, не освобождает человека от страданий, а только усугубляет их, отделяя возможность благоприятной религиозной перспективы [12, 13].

Вместе с тем, в буддизме не существует единого мнения, является ли суицид оправданным, если в его основе существовал альтруистический мотив. Веря, что суицидальным актом они совершают благое дело, буддийские монахи в 60-е годы подвергли себя самосожжению в знак протеста против американской оккупации Вьетнама [14]. В то же время, по словам нобелевского лауреата Кавабата Ясуна-ри [15], «Как бы ни был чужд этот мир, самоубийство не ведет к просветлению. Как бы ни был благороден самоубийца, он далек от мудреца».

В китайском обществе традиционно сохраняется страх перед душами самоубийц, которые, вселяясь в людей, могут вызывать сумасшествие. В конфуцианской традиции считается, что человек не имеет права портить свое тело, включая волосы и кожу, поскольку оно принадлежит его роду, и он им как бы временно пользуется, однако и резкому осуждению самоубийцы не подлежат [16].

В Индии, согласно древнейшим ведическим гимнам, жертвуя собой, человек открывает себе дорогу в вечность на небо, где обитает древний Садхья. Упанишады, напротив, осуждают суицид: «Те, кто взял свою жизнь, после смерти попадают в землю, где не бывает солнца, где все покрыто вечной мглой». Наиболее известным видом ритуальных самоубийств, распространенных в Индии, можно считать сати - самосожжение вдовы брамина вместе с телом мужа. Даже в наши дни ежегодно полиция регистрирует десятки тысяч погребальных костров с женщинами. Причем в протоколах самосожжение вдовы одновременно с телом мужа записывают как обычную «саха-марана» («смерть вдвоем») [17].

Синтоизм - традиционная религия в Японии, основанная на анимистических верованиях древних японцев, не только не запрещала, но и прямо поощряла социально регламентированное самоубийство в варианте харакири, или сэппуку [18].

«Религиозные» самоубийства в дореволюционной России

Существенную роль в общественной жизни России суицидальное поведение, обусловленное религиозными убеждениями, стало играть в период XVII - XVIII веков, когда голос радикальных противников никоновских реформ зазвучал в унисон с эсхатологическими

32

Суицидология Том 6, № 3 (20), 2015

Научно-практический журнал

настроениями, которые существовали в российском обществе в конце XVII века [19]. По приблизительной статистике, только до 1690 г. в самосожжениях по религиозным мотивам покончило с собой больше 20000 человек» [20]. Ведущую роль в самосожжениях играли старообрядческие наставники (старцы), которые обладали многочисленными познаниями, включавшими как технологию строительства необходимой для самосожжения постройки («згорелого дома»), так и военными навыками, необходимыми для организации ее обороны. Но особенно важным элементом их познаний были навыки психологической обработки собравшихся «к згорению» крестьян. Они включали создание атмосферы крайнего пессимизма, ограничения в пище, исполнение многочисленных обрядов. Появление отрядов, призванных пресечь самосожжение, отождествлялось с вторжением враждебной силы (мира Антихриста) и практически всегда ускоряло трагический финал. Все это, в конечном счете, привело к продолжительной эпидемии массовых самосожжений, а также распространению других видов ритуального суицида. [20].

Как показывают самые ранние сведения о «гарях», первые самосожжения происходили в разного рода хозяйственных постройках, наспех приспособленных для новой неожиданной цели [21]. Однако к концу 17 века под «гари» старообрядцы стали специально перестраивать свои дома: «в ызбах де иных дорских, в которых живут они, росколники, окна забиты чюрками, а толко де оставлено по одному полому окну и соломою все вокруг обволочены» [22]. Как известно, «ограничение произвольных движений чрезвычайно важно для внушаемости» [23]. В том числе и поэтому позже «изба была так устроена, чтоб никому из нее нельзя было выкинуться» [24]. Данное явление не могло остаться вне поля зрения психиатров. И.А. Сикорский категорически отрицал взаимосвязь между старообрядческими «вольными смертями» и правительственными гонениями на приверженцев «древлего благочестия»: «Политическая жизнь, - писал он, - социальные бедствия, преследования правительств скорее вызывают появление мятежей, активного сопротивления, в самоистреблениях мы имеем дело с психологическим явлением глубоко пассивного типа. Этой своей стороной самоистребление ближе всего подходит к явлениям патологическим» [25]. По мнению В.М.

Бехтерева, «убеждения раскольников создают почву для самоистребительных стремлений», но основой для воплощения идеи самосожжения в действительности стала всесторонняя (как географическая, так и психологическая) изоляция от внешнего мира: «при этих-то условиях самоистребительная проповедь и находит себе благодарную почву» [23]. При этом важно помнить, что в тот исторический период технические возможности для объективной оценки психического состояния и выраженности аффективных нарушений были значительно более ограничены, чем в настоящее время [26]. В любом случае, массовые самоубийства староверов следует рассматривать не как спонтанный акт отчаяния, а как вполне сознательный и продуманный поступок. Поскольку для тех, кто искренне уверовал в спасительность самосожжений, «згорелый дом» становился воображаемыми воротами в Царствие Небесное [21].

Самоубийство в нетрадиционных религиозных течениях и деструктивных сектах нашего времени

В последние десятилетия наиболее экстремистским религиозным течением показал себя ваххабизм. Корни ваххабизма восходят к по-борническим идеям проповедника из Неджда Мухаммада Абдель Ваххаба (1703-1787 гг..), который решил «очистить» ислам от нововведений, опираясь на идеи сирийского богослова Ибн Таймийя (1263-1328 гг..), жившего в Аравии. Он представляет собой достаточно новое направление сектантского ислама, который по форме и содержанию резко отличается от подлинного ортодоксального. Эти различия проявляются по отношению к смерти шахида. В Исламе этот термин применяется как в отношении свидетеля на суде, так и в отношении верующих, принявших мученическую смерть на войне против врагов, сражаясь во имя Аллаха, защищая свою веру, родину, честь, семью. Причем не имеет значения, были ли они убиты врагом, или смерть наступила в результате несчастного случая, или их нашли убитыми после боя и неизвестна причина их смерти. Смерть за Веру наступает только в том случае, когда мусульманин находится в состоянии защиты, борьбы против сил, пытающихся насильственным путем уничтожить Ислам [27].

Если в Исламе самоубийство считается страшным, непростительным грехом, то сала-

Том 6, № 3 (20), 2015 Суицидология

33

Научно-практический журнал

фиты называют убийц - смертников мучениками, которые сразу попадают в рай, убив женщин, детей и стариков. Поэтому те, кто намеревается совершить акт «шахида», могут до своей смерти как угодно грешить, получать физическое удовольствие, предаваясь порокам, вплоть до пьянства, употребления наркотиков и посещения мест, где оказываются интимные услуги. Поскольку они присвоили себе право объявлять людей вероотступниками, отвергать традиционную власть, санкционировать самоубийство и не соблюдать правила войны, легко понять, почему именно ваххабиты-такфириты-салафиты составляют костяк международного террористического подполья [28].

В основе подготовки смертников лежат изнурительные тренинги, в ходе которых происходит трансформация личности, человек становится другим. «Как правило, боевики набирают в группу смертников знакомых между собой людей. Они постоянно вместе, общаются, поддерживают друг друга. И когда приходит нужный момент, не могут «дать слабину». Один из арабских террористов-самоубийц, оставшийся в живых, рассказывал: в ходе психологической обработки имитируется похоронная процедура, чтобы человек увидел, с какими почестями он будет похоронен. Потом самоубийцы записывают на видео свою речь, где говорят, почему они это сделали, пишут прощальные письма. Непосредственно перед самой акцией совершается обряд очищения. Все это настраивает человека на терактсамоубийство и психологически отрицает путь к отступлению. Другими словами, подготовка смертника - сложный процесс изменения сознания, конечным результатом которого является приведение его в такое состояние, когда он воспринимает окружающий мир как нечто враждебное, заслуживающее не только презрения, но и уничтожения» [29]. Психология суицидального терроризма до конца еще не изучена и требует применения междисциплинарного подхода, включающего антропологические, экономические, исторические и политические факторы [9, 30, 31, 32, 33].

Опасность деструктивных религиозных сект заключается в том, что только в них практикуются массовые убийства и самоубийства. Например,

- секта Христофора (Зырянова Х.И.) -1931-1935 гг. - убийства и самоубийства путем утопления в реке, болоте и сожжения на

костре около 60 адептов секты в Кировском крае;

- Культ Джима Джонса "Народный храм” - 18.11.1978 г. - массовое самоубийство и убийство 911 человек в Джонстауне в Гайане;

- Культ Дэвида Кореша "Ветвь Давидова" - 04.1993 г. - массовое самосожжение адептов в г. Вако (шт. Техас, США);

- Орден Храма Солнца - 1993-1994 гг.. -2 ритуальных самоубийства и 3 ритуальных убийства, в том числе убийство маленького ребенка, объявленного воплощением Антихриста; 04-05.10.1994 г. - массовое убийство и самоубийство 48 адептов в 2 швейцарских деревнях Гранж-сюр-Сальван и Шейри и еще 5 - в пригороде Монреаля (Канада); 22.12.1995 г. -самосожжение 16 адептов, в т.ч. 1 девочки и 2 мальчиков от 2 до 6 лет во Французских Альпах; 23-24.03.1997 г. - ритуальное самосожжение в Сен-Казимире, в сотне километров от Квебека (Канада) еще пятерых адептов: троих французов, одного канадца и одного швейцарца [34].

В отдельных случаях у адептов религиозных сект возникают психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями. Нет оснований предполагать, что пребывание в секте является пусковым механизмом для формирования религиозно-архаического бредового комплекса, однако, несомненно, оно играет роль патопластического фактора. Среди обследованных нами больных с религиозномистическими переживаниями [35] 8,7% были адептами религиозных сект, 6,3% посещали учебные заведение и группы с использованием воздействий оккультного толка, 4,0% - нерелигиозные объединения с использованием воздействий оккультного толка, 1,7% были пациентами лечебных учреждений с использованием воздействий оккультного толка (кармическая медицина, астральная медицина и пр.), 14,7% посещали кабинеты магов, экстрасенсов, колдунов, массовые оздоровительные сеансы оккультного толка. Суицидальные попытки совершали 12,6% обследованных, но только у адептов деструктивных сект осуществлялось суицидальное поведение с целью слиться с божеством, с «космосом». Суицидальные акты происходили на высоте мистической экзальтации. Больные отмечали утрату чувства времени и пространства, переживание неземной радости и любви к богу. Возникала напряженная

34

Суицидология Том 6, № 3 (20), 2015

Научно-практический журнал

потребность слиться с божеством, уничтожив собственную телесную оболочку. Например, больная в состоянии религиозного экстаза, стремясь присоединиться к Богу и сменить земное телесное состояние на духовное, совершила «обряд очищения» - вскрыла себе вены. Критики к совершенному не испытывала, сожалела, что не осуществила задуманное.

Взаимосвязь религии и суицида в странах мира

Сопоставление уровня самоубийств и религиозности в странах мира наталкивается на известные трудности, что иллюстрирует таблица 1, составленная по материалам ВОЗ [6] и опроса Gallup [5].

Для сопоставления выбрано 19 стран с самым высоким уровнем религиозности. Отмечается высокий индекс религиозности и низкий показатель самоубийств в первых трех странах из этого списка (Гана, Нигерия, Армения) и обратное соотношение в последних двух странах (Индия, Польша). Однако статистическое сопоставление, хотя и выявило отрицательную корреляционную связь индекса религиозности

и показателя самоубийств (r= - 0,40), коэффициент корреляции r оказался статистически незначимым (р=0,087), что больше принятого в доказательной медицине уровня значимости (p<0,05). Это можно объяснить различным отношением соответствующей религии к самоубийству, различиями в религиозном составе населения, экономическими и другими факторами.

В Российской Федерации количество самоубийств, достигнув своего пика на уровне около 40 на 100000 в середине-конце 90-х годов, с тех пор неуклонно падает: по данным ВОЗ [6], в 2013-2014 гг. в России на 100 тысяч жителей приходилось 19,5 случаев самоубийства. По индексу религиозности, равном 55 [5], Россия занимает 38 место из 56 стран. Официальная статистика религиозного состава населения в России отсутствует. По данным репрезентативного опроса, в котором приняло участие 56900 респондентов [36], 41% считают себя православными, 25% - верующими без конфессиональной принадлежности, 13% -атеистами, 4,7% - мусульманами и по 0,5% -буддистами, католиками, иудаистами.

Таблица 1

Соотношение между уровнем самоубийств и индексом религиозности

Страна Религии Уровень суицида (на 100000 населения) Индекс религиозности (в баллах)

* %

Гана христианство 41,0 3,1 96

Нигерия ислам 50,4 3,5 93

Армения христианство 94,7 2,9 92

Фиджи христианство 52,0 7,3 92

Македония христианство 64,8 5,2 90

Румыния христианство 98,8 10,5 89

Ирак ислам: шииты 65,0 1,7 88

сунниты 35,0

Кения христианство 83,0 16,2 88

Перу христианство (католицизм) 81,3 3,2 86

Бразилия христианство (католицизм) 64,6 5,8 85

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Грузия христианство (православное) 83,9 3,2 84

Пакистан ислам: сунниты 91,0 9,3 84

шииты 5,0

Афганистан ислам: сунниты 80,0 5,7 83

шииты 19,0

Молдова христианство (православие) 93,3 13,7 83

Колумбия христианство (католицизм) 90,0 5,4 83

Камерун аборигенные культы 40,0 7,0 82

христианство 40,0

Малайзия ислам 61,3 3,0 81

Индия индуизм 80,4 21,1 81

Польша христианство (католицизм) 87,0 16,6 81

Примечание: * - в столбце указаны религии, к которым согласно переписи или опросов причисляет себя большинство населения.

Том 6, № 3 (20), 2015 Суицидология

35

Научно-практический журнал

В исследовании, проведенном в 90-х гг. прошлого века К. Каариайнен и Д.Е. Фурманом [37] отмечалось, что важной чертой современной русской религиозности является громадное распространение разных нехристианских религиозных и парарелигиозных идей, вера в которые более распространена, чем вера в основные элементы христианского вероучения. По их данным, в 1999 г. в Бога верили 61% опрошенных, в загробную жизнь 24%, в существование дьявола - 31%, в ад - 26%, в рай - 31%, в воскресение мертвых -10%, в переселение душ

- 21%, в астрологию - 42%, в магию - 45%, в колдовство - 47%.

Исследование, проведенное Ю.Ю. Сине-линой в ИСПИ РАН [38], показало, что к 2012 г. «в России сформировалось ядро - около 10 % населения - верующих и религиозных граждан с относительно высокими показателями религиозного поведения и участия в религиозной жизни.

Это ядро окружает «периферия» (25-30%)

- люди, у которых показатели религиозного поведения несколько ниже, но их жизнь, тем не менее, связана с религиозными общинами и приходами, они верят в бессмертие души и считают религию важной частью своей жизни. Эти две группы можно определить как «церковный народ». Остальных респондентов, назвавших себя православными, можно отнести к культурным православным. Для них религия - способ культурной самоидентификации, а не основа мировоззрения.

Показатели, характеризующие уровень религиозного сознания, остаются невысокими, иными словами, значительная часть респондентов, считающих себя верующими, на самом деле плохо представляют себе то, во что верят, и вера мало влияет на их жизненные цели и установки.

Интересно, что и в исследовании 2011 г., и в опросе 2012 г. никто из респондентов не выбрал вариант ответа: «Верю не в Бога, а в другие сверхъестественные силы» (2011 г.) и «Верю в судьбу, высший разум, высшую энергию, целителей» (2012 г.). Можно предположить, что доля граждан, верящих в различные сверхъестественные силы, снижается».

Эти данные согласуются с результатами исследования Г.А. Прокопович, изучавшей лиц с суицидальными попытками отравления [39]. Среди них, по ее данным, православных было 71,6%, католиков - 0,9%, мусульман - 4,9% и неверующих - 22,5%. Православные верующие

давали следующие объяснения своим суицидальным действиям: «Верую, но когда совершал отравление, о Боге не думал», «Теперь понимаю, что наделал, значит плохо верую», «Богу было угодно, чтобы остался жив».

Обсуждение. Итак, эмпирические исследования указывают на обратную взаимосвязь между религиозностью и суицидальным поведением, предполагая, что религиозность является защитным фактором. Вместе с тем, на пути подтверждения этой закономерности с точки зрения доказательной медицины существует много трудностей. Так, и суицидальное поведение, и религиозность представляют собой многофакторные феномены: первый включает суицидальные мысли, суицидальные приготовления, суицидальные попытки, - суицидальные намерения, собственно акт суицида [40], второй - религиозный опыт, религиозную веру, культ, знание религии, влияние религиозных мотивов на поведение индивида [41].

При исследовании суицидального поведения существенным ограничением являются неполнота данных при изучении истинных суицидов методом психологической аутопсии. Значительно в меньшей степени, чем термин «суицид» разработано понятие «суицидальная попытка». По мнению С.В. Ваулина [42] существующие дефиниции не позволяют разграничивать демонстративно-шантажные суицидальные попытки от случаев истинного намерения уйти из жизни, так как суициденты зачастую испытывают двойственный характер по отношению к фатальному исходу.

При исследовании религиозности личности психометрический подход [43] позволяет количественно измерить её параметры, но сама процедура тестирования является весьма трудоемкой как для экспериментатора, так и для испытуемых. Также имеют место трудности, связанные с набором достаточного объема выборки [44, 45]. Различные подходы сказываются и на результатах исследования. Одни авторы основным защитным фактором считают принадлежность к определенной религиозной конфессии [46], другие подчеркивают роль субъективной религиозности [47].

Результаты работ, посвященных изучению роли религиозных конфессий в профилактике суицида неоднозначны. Так, несмотря на отрицательное отношение к суицидальному поведению в иудаизме и исламе, у израильских арабов количество завершенных самоубийств было ниже, а количество суицидальных попы-

36

Суицидология Том 6, № 3 (20), 2015

Научно-практический журнал

ток выше, чем у евреев [48]. R.E. Lawrence с соавт. [49] обнаружили, что религиозная принадлежность не обязательно защищает от суицидальных мыслей, но защищает от попыток самоубийства. Принадлежность же к конфессии зависит от количества членов, вовлеченных в религиозную общину, так как религиозные меньшинства могут чувствовать себя социально изолированными. Данные о суицидальном поведении католиков и протестантов также противоречивы. По данным A. Spoerri [50], в Швейцарии, защитный эффект религиозной принадлежности, кажется, сильнее у католиков, чем у протестантов, а по данным M.J. Kelleher [51], в некоторых обществах католики имеют более высокий уровень распространения самоубийств - несмотря на то, что, доктринально, католицизм более серьезен в осуждении самоубийства, чем в большинстве протестантских церквей. Наконец, D. O'Reilly и M. Rosato [52] отметили, что в обществах, где уровень самоубийств высок и приходится преимущественно на молодой возраст, риски одинаковы для верующих и неверующих, а католики (которые традиционно характеризуются более высоким уровнем посещаемости церкви) не демонстрируют более низкий риск самоубийства.

Противоположная ситуация в Китае, где значимость религиозного фактора в предотвращении суицида низка. Как отмечает J. Zhang с соавт. [53], в китайских религиях нет единого Бога для поклонения, и отсутствует система социальной поддержки и превенции. В отличие от всех основных религий на Западе, китайские религии часто связаны с суевериями. Для некоторых китайцев религия и суеверия неразличимы и смерть является решением всех проблем и путем к началу новой жизни.

Наиболее распространенной объяснительной теорией взаимосвязи религии и суицидального поведения является теория Э. Дюрк-гейма [8], согласно которой «благотворное влияние религии нельзя приписывать специ-

Литература:

1. Hilton S.C., Fellingham G.W., Lyon J.L. Suicide rates and religious commitment in young adult males in Utah // American journal of epidemiology. -2002. - Vol. 155, № 5. - P. 413-419.

2. Koenig H.G., Zaben F.A., Khalifa D.A. Religion, spirituality and mental health in the West and the Middle East // Asian. J. Psychiatr. - 2012. - Vol. 5, № 2. - P. 180-182.

альной природе религиозных идей; если она сохраняет человека от самоуничтожения, то это происходит не потому, что она внушает путем аргументов sui generis уважение к человеческой личности, но в силу того, что она является обществом; сущность этого общества состоит в известных общих верованиях и обычаях, признаваемых всеми верующими, освященных традицией и потому обязательных. Чем больше существует таких коллективных состояний сознания, чем они сильнее, тем крепче связана религиозная община, тем больше в ней содержится предохраняющих начал».

Подтверждает эти взгляды крупное проспективное исследование E.M. Kleiman и R.T. Liu [54]. Исследование включало всего одну, но бесспорную переменную - частоту посещения богослужений. Данные о конкретной религиозной принадлежности, опыте, убеждениях или других признаках религиозных поведения авторами не исследовались. Несмотря на эти ограничения, авторы установили, что частое посещение богослужения (25 посещений в год) является долгосрочным защитным фактором против самоубийства. Объясняя свои результаты, они полагают, что частое посещение религиозных служб может быть показателем последовательного воздействия других верующих, которые предоставляют социальную поддержку. Оно также может быть показателем того, насколько верующий придерживается принципов своей религии, в том числе интернализации анти-суицидальных убеждений. Кроме того, посещаемость религиозной службы, а не просто религиозная вера, воспитывает и подкрепляет чувство принадлежности к общине.

Таким образом, приведенные данные показывают, что изучение религиозного фактора играет важную роль в понимании суицидального поведения и обусловливают необходимость применения качественной методологии для разработки эффективных стратегий его профилактики.

Транслитерация:

Hilton S.C., Fellingham G.W., Lyon J.L. Suicide rates and religious commitment in young adult males in Utah // American journal of epidemiology. - 2002. - Vol. 155, № 5. - P. 413-419.

Koenig H.G., Zaben F.A., Khalifa D.A. Religion, spirituality and mental health in the West and the Middle East // Asian. J. Psychiatr. - 2012. - Vol. 5, № 2. - P. 180-182.

Том 6, № 3 (20), 2015 Суицидология

37

Научно-практический журнал

3. Nisbet P.A., Duberstein P.R., Conwell Y., Seidlitz L. The effect of participation in religious activities on suicide versus natural death in adults 50 and older // Journal of nervous and mental disease. - 2000. -Vol. 188, № 8. - P. 543-546.

4. Stompe T., Ritter K. Religion and suicide - part 1: the attitudes of religions towards suicide // Neuro-psychiatr. - 2011. - Vol. 25, № 3. - P. 118-126.

5. Global index of religiosity and atheism [Internet].

Win-Gallup International; 2012; [25]. Available. [Электронный ресурс] - URL:

http ://www.wingia. com/web/files/news/14/file/14.pd f (дата обращения 09.08.2015)

6. Preventing suicide: a global imperative. Geneva: World Health Organization, 2014. [Эл ресурс] URL: apps.who.int/iris/bitstream/10665/131056/1/97892415 64779_eng.pdf. (дата обращения 09.08.2015).

7. Случаи самоубийств, описанные в Библии. Библейское учение о самоубийстве. [Эл. ресурс] -URL: http://www.cogmtl.net/Articles/070a.htm (дата обращения 09.08.2015)

8. Дюркгейм Э. Самоубшство. Соцюл. этюдъ. Пер. съ франц. - СПб.: 1912. - 541 с.

9. Степаненко М. Самоубийство: отношение Православной Церкви, его духовные причины, участь самоубийц после их страшной смерти // Уфимские епархиальные ведомости. - 2006. - № 2-3. - С. 8-9.

10. Соловьев В.С. Магомет, его жизнь и религиозное учение. - СПб.: тип. т-ва «Обществ. польза», 1896. - 80 с.

11. Сунан Абу Дауд. Сборник Хадисов / Пер. с араб. Дамир Шаймурзин. - 2-е издание. - М.: «Имам», 2007. - 888 с.

12. Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм. - СПб.: Азбука-классика. Петербургское Востоковедение, 2004. - 256 с.

13. Eliade M. The Encyclopedia of Religion (vol 14). -New York: Macmillan. - P. 129.

14. Долина М.А., Миллер О.М. Отношение к суици-

ду в христианских и буддистских источниках. [Электронный ресурс] - URL:

http://www.rae.ru/forum2011/pdf/2042.pdf

(дата обращения 09.08.2015)

15. Кавабата Я. Избранные произведения. Пер. с яп. - М.: Панорама. 1993. - 448 с.

16. Суицид народов мира. Этнические и национальные особенности самоубийств [Электронный ресурс] - URL: http://www.travel-journal.ru/cultural-antropology/10/59/(дата обращения 09.08.2015)

17. Лысак И.В. Деструктивная деятельность человека: философско-антропологический анализ. -Saarbrncken (Germany): LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 272 с.

18. Corcoran J.J. Selflessness or sinfulness? How the

peoples of the East and West differ in their views on suicide: University of Marquette; [cited 2015]. Available: [Электронный ресурс] - URL:

http://academic.mu.edu/meissnerd/corcoran.html. (дата обращения 09.08.2015)

Nisbet P.A., Duberstein P.R., Conwell Y., Seidlitz L. The effect of participation in religious activities on suicide versus natural death in adults 50 and older // Journal of nervous and mental disease. - 2000. - Vol. 188, № 8. - P. 543-546.

Stompe T., Ritter K. Religion and suicide - part 1: the attitudes of religions towards suicide // Neuropsychiatr.

- 2011. - Vol. 25, № 3. - P. 118-126.

Global index of religiosity and atheism [Internet]. Win-Gallup International; 2012; [25]. Available. [El-ektronnyj resurs] - URL:

http ://www.wingia. com/web/files/news/14/file/14 .pdf (data obrashcheniya 09.08.2015)

Preventing suicide: a global imperative. Geneva: World Health Organization, 2014. [Elektronnyj resurs] URL: apps.who.int/iris/bitstream/10665/131056/1/978924156 4779_eng.pdf. (data obrashcheniya 09.08.2015).

Sluchai samoubijstv, opisannye v Biblii. Biblejskoe uchenie o samoubijstve. [Elektronnyj resurs] - URL: http://www.cogmtl.net/Articles/070a.htm (data obrashcheniya 09.08.2015) (In Russ)

Dyurkgejm EH. Samoubijstvo. Sociol. ehtyud". Per. s" franc. - SPb.: 1912. - 541 s. (In Russ)

Stepanenko M. Samoubijstvo: otnoshenie Pravoslavnoj Cerkvi, ego duhovnye prichiny, uchast' samoubijc posle ih strashnoj smerti // Ufimskie eparhial'nye vedomosti. -2006. - № 2-3. - S. 8-9. (In Russ)

Solov'ev V.S. Magomet, ego zhizn' i religioznoe uchenie. - SPb.: tip. t-va «Obshchestv. pol'za», 1896. -80 s. (In Russ)

Sunan Abu Daud. Sbornik Hadisov / Per. s arab. Damir SHajmurzin. - 2-e izdanie. - M.: «Imam», 2007. - 888 s. (In Russ)

Ermakova T.V., Ostrovskaya E.P. Klassicheskij bud-dizm. - SPb.: Azbuka-klassika. Peterburgskoe Vos-tokovedenie, 2004. - 256 s. (In Russ)

Eliade M. The Encyclopedia of Religion (vol 14). -New York: Macmillan. - P. 129.

Dolina M.A., Miller O.M. Otnoshenie k suicidu v hris-tianskih i buddistskih istochnikah. [Elektronnyj resurs]

- URL: http://www.rae.ru/forum2011/pdf/2042.pdf (data obrashcheniya 09.08.2015) (In Russ)

Kavabata YA. Izbrannye proizvedeniya. Per. s yap. -M.: Panorama. 1993. - 448 s. (In Russ)

Suicid narodov mira. EHtnicheskie i nacional'nye oso-bennosti samoubijstv [Elektronnyj resurs] - URL: http://www.travel-journal.ru/cultural-antropology/10/59/ (data obrashcheniya 09.08.2015) (In Russ)

Lysak I.V. Destruktivnaya deyatel'nost' cheloveka: filosofsko-antropologicheskij analiz. - Saarbrncken (Germany): LAMBERT Academic Publishing, 2011. -272 s. (In Russ)

Corcoran J.J. Selflessness or sinfulness? How the peoples of the East and West differ in their views on suicide: University of Marquette; [cited 2015]. Available: [Elektronnyj resurs] - URL:

http://academic.mu.edu/meissnerd/corcoran.html. (data obrashcheniya 09.08.2015)

38

Суицидология Том 6, № 3 (20), 2015

Научно-практический журнал

19. Пулькин М.В. Историческая суицидология: по материалам старообрядческих самосожжений // Культурно-историческая психология - 2012. - № 2. - С. 96-102.

20. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. - Минск: ООО «Харвест», 2007. В 2 томах, т. 2. - 592 с.

21. Пулькин М.В. Старообрядческие постройки для самосожжений (XVII - XVIII вв.) // Суицидология. - 2014. - Том 5, № 3 (16). - С. 65-72.

22. Юхименко Е.М. Каргопольские «гари» 1683-1684 гг. (К проблеме самосожжений в русском старообрядчестве) // Старообрядчество в России (XVII - XVIII вв.). - М.: Церковь, 1994. - С. 120-138.

23. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. - СПб., 1908. - 176 с.

24. Сапожников Д.И. Самосожжение в русском расколе (со второй половины XVII в. до конца XVIII в.). Исторический очерк по архивным документам. - М., 1891. - 126 с.

25. Сикорский И.А. Эпидемическия вольныя смерти и смертоубийства в Терновских хуторах (близ Тораполя). Психологическое исследование. Киев, 1897. - 99 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Баурова Н.Н., Ушакова Т.М., Свечников Д.В. и др. Объективная диагностика эффективных нарушений у пациентов с пограничными психическими расстройствами // Вестник национального медико-хирургического центра им.

Н.И. Пирогова. - 2014. - Том 9, № 2. - С. 79-82.

27. Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. - М.: Ансар, 2007. - 396 с.

28. Ефимов В. Что такое Ваххабизм, кто такие ваххабиты? [Электронный ресурс] - URL:

http://www.iran.ru/news/analytics/92303/Chto_takoe _Vahhabizm_kto_takie_vahhabity (дата обращения

09.08.2015)

29. Яременко В.А. Шахиды, терроризм и самоубий-

ство в исламе. Интервью в журнале «Планета людей». [Электронный ресурс] - URL:

http://middleeast.org.ua/islamworld/7.htm (дата обращения 09.08.2015)

30. Black A. Jr. Jonestown - two faces of suicide: a Durkheimian analysis // Suicide life threat Behav. -1990. - Vol. 20, № 4. - P. 285-306.

31. Moore R.The stigmatized deaths in Jonestown: finding a locus for grief // Death Stud. - 2011. - Vol. 35, № 1. - P. 42-58.

32. Post J.M., Ali F., Henderson S.W. et al. The psychology of suicide terrorism. // Psychiatry. - 2009. -Spring; № 72 (1). - P. 13-31.

33. Townsend E. Suicide terrorists: are they suicidal? // Suicide life threat Behav. - 2007. - Vol. 37, № 1. -P. 35-49.

34. Хвыля-Олинтер О.И. Криминальная направленность и опасность некоторых деструктивных религиозных организаций / Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера Справочник. Изд-е 2-е, переработ, и дополн. - Белгород: Миссионерский Отдел Московского Патриархата РПЦ, 1997. - 459 с.

Pul'kin M.V. Istoricheskaya suicidologiya: po

materialam staroobryadcheskih samosozhzhenij // Kul'turno-istoricheskaya psihologiya - 2012. - № 2. -S. 96-102. (In Russ)

Kartashev A.V. Ocherki po istorii Russkoj Cerkvi. -Minsk: OOO «Harvest», 2007. V 2 tomah, t. 2. - 592 s. (In Russ)

Pul'kin M.V. Staroobryadcheskie postrojki dlya samo-sozhzhenij (XVII - XVIII vv.) // Suicidology. - 2014. -Tom 5, № 3 (16). - S. 65-72. (In Russ)

YUhimenko E.M. Kargopol'skie «gari» 1683-1684 gg. (K probleme samosozhzhenij v russkom staroobryad-chestve) // Staroobryadchestvo v Rossii (XVII - XVIII vv.). - M.: Cerkov', 1994. - S. 120-138. (In Russ) Bekhterev V.M. Vnushenie i ego rol' v obshchestvennoj zhizni. - SPb., 1908. - 176 s. (In Russ)

Sapozhnikov D.I. Samosozhzhenie v russkom raskole (so vtoroj poloviny XVII v. do konca XVIII v.). Istoricheskij ocherk po arhivnym dokumentam. - M., 1891. - 126 s. (In Russ)

Sikorskij I.A. EHpidemicheskiya vol'nyya smerti i smertoubijstva v Ternovskih hutorah (bliz Torapolya). Psihologicheskoe issledovanie. Kiev, 1897. - 99 s. (In Russ)

Baurova N.N., Ushakova T.M., Svechnikov D.V. i dr. Ob"ektivnaya diagnostika ehffektivnyh narushenij u pacientov s pogranichnymi psihicheskimi rasstrojstvami // Vestnik nacional'nogo mediko-hirurgicheskogo centra im. N.I. Pirogova. - 2014. - Tom 9, № 2. - S. 79-82. (In Russ)

Ali-zade A. Islamskij ehnciklopedicheskij slovar'. - M.: Ansar, 2007. - 396 s. (In Russ)

Efimov V. CHto takoe Vahkhabizm, kto takie vahkhabi-ty? [EHlektronnyj resurs] - URL:

http://www.iran.ru/news/analytics/92303/Chto_takoe_V ahhabizm_kto_takie_vahhabity (data obrashcheniya

09.08.2015) (In Russ)

YAremenko V.A. SHahidy, terrorizm i samoubijstvo v islame. Interv'yu v zhurnale «Planeta lyudej». [EHlek-tronnyj resurs] - URL:

http://middleeast.org.ua/islamworld/7.htm (data obrash-cheniya 09.08.2015) (In Russ)

Black A. Jr. Jonestown - two faces of suicide: a Durkheimian analysis // Suicide life threat Behav. - 1990. -Vol. 20, № 4. - P. 285-306.

Moore R.The stigmatized deaths in Jonestown: finding a locus for grief // Death Stud. - 2011. - Vol. 35, № 1. -P. 42-58.

Post J.M., Ali F., Henderson S.W. et al. The psychology of suicide terrorism. // Psychiatry. - 2009. - Spring; № 72 (1). - P. 13-31.

Townsend E. Suicide terrorists: are they suicidal? // Suicide life threat Behav. - 2007. - Vol. 37, № 1. - P. 35-49.

Hvylya-Olinter O.I. Kriminal'naya napravlennost' i opasnost' nekotoryh destruktivnyh religioznyh organizacij / Novye religioznye organizacii Rossii destruktivnogo i okkul'tnogo haraktera Spravochnik. Izd-e 2-e, pererabot, i dopoln. - Belgorod: Missioner-skij Otdel Moskovskogo Patriarhata RPC, 1997. - 459 s. (In Russ)

Том 6, № 3 (20), 2015 Суицидология

39

Научно-практический журнал

35. Пашковский В.Э. Особенности бредового поведения у больных с религиозно-архаическим бредовым комплексом // Российский психиатрический журнал. - 2009. - № 3. - С. 43-49.

36. Религиозный состав населения России [Электронный ресурс] - URL:

http://megabook.ru/article/религиозный%20состав %20населения%20России (дата обращения

09.08.2015)

37. Каариайнен К., Фурман Д.Е. Религиозность в России в 90-е годы / Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России. Под ред. проф. К. Каариайнена и проф. Фурмана Д.Е. - СПб.: Летний Сад, 2000. - С. 7-48.

38. Синелина Ю.Ю. Религиозность в современной России // Отечественные записки. 2013. № 1 (52). URL: http://www.strana-oz.ru/2013/1/religioznost-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 09.08.2015).

39. Прокопович Г.А., Пашковский В.Э., Софронов А.Г. Социально-демографические и клинические характеристики лиц, совершивших суицидальные попытки отравления (по данным многопрофильного стационара скорой помощи) // Психическое здоровье. - 2013. - № 3. - С. 32-38.

40. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения: методические рекомендации. - М.: 1980. - 48 с.

41. Glock C.Y. On the study of religious commitment // Religious education. - 1962. - № 57. - P. 98-110.

42. Ваулин С.В. Суицидальные попытки и незавершенные суициды (госпитальная диагностика, оптимизация терапии, профилактика): Дисс. ... д-ра мед. наук. - М.:, 2012. - 310 c.

43. Hill C., Hood R.W. Measures of religiosity. Religious Education Press. -Alabama: 1999. - 385 p.

44. Зенько Ю.М. Психология и религия. - СПб.: Алетейя, 2002. - 384 с.

45. Чумакова Д.М. Методики диагностики религиозности личности / Современная психодиагностика в изменяющейся России: сборник тезисов Всероссийской научной конференции. - Челябинск: Изд-во ЮурГУ, 2008. - С. 107-108.

46. Gearing R.E., Lizardi D. Religion and suicide // J. Relig. Health. - 2009. - Vol. 48, № 3. - P. 332-341.

47. Sisask M., Varnik A., Kolves K. et.al. Is religiosity a protective factor against attempted suicide: a crosscultural case-control study // Arch. suicide Res. -2010. - Vol. 14, № 1. - P. 44-55.

48. Gal G., Goldberger N., Kabaha A. et.al. Suicidal behavior among Muslim Arabs in Israel // Soc. psychiatry Psychiatr. Epidemiol. - 2012. - Vol. 47, №

1. - P. 11-17.

49. Lawrence R.E., Oquendo MA, Stanley B. Religion and Suicide Risk: A Systematic Review // Arch. Suicide Res. - 2015. - Jul, 20.

50. Spoerri A., Zwahlen M., Bopp M. et.al. Swiss national cohort study. Religion and assisted and non-assisted suicide in Switzerland: National cohort study // Int. J. Epidemiol. - 2010. - Vol. 39, № 6. -P. 1486-1494.

Pashkovskij V.EH. Osobennosti bredovogo povedeniya u bol'nyh s religiozno-arhaicheskim bredovym kompleksom // Rossijskij psihiatricheskij zhurnal. -2009. - № 3. - S. 43-49. (In Russ)

Religioznyj sostav naseleniya Rossii [EHlektronnyj resurs] - URL:

http://megabook.ru/article/religioznyj%20sostav%20nas eleniya%20Rossii (data obrashcheniya 09.08.2015) (In Russ)

Kaariajnen K., Furman D.E. Religioznost' v Rossii v 90-e gody / Starye cerkvi, novye veruyushchie: religiya v massovom soznanii postsovetskoj Rossii. Pod red. prof. K. Kaariajnena i prof. Furmana D.E. - SPb.: Letnij Sad, 2000. - S. 7-48. (In Russ)

Sinelina YU.YU. Religioznost' v sovremennoj Rossii // Otechestvennye zapiski. 2013. № 1 (52). URL: http://www.strana-oz.ru/2013/1/religioznost-v-sovremennoy-rossii (data obrashcheniya: 09.08.2015). (In Russ)

Prokopovich G.A., Pashkovskij V.EH., Sofronov A.G. Social'no-demograficheskie i klinicheskie harakteristiki lic, sovershivshih suicidal'nye popytki otravleniya (po dannym mnogoprofil'nogo stacionara skoroj pomoshchi) // Psihicheskoe zdorov'e. - 2013. - № 3. - S. 32-38. (In Russ)

Ambrumova A.G., Tihonenko V.A. Diagnostika suicidal'nogo povedeniya: metodicheskie rekomendacii.

- M.: 1980. - 48 s. (In Russ)

Glock C.Y. On the study of religious commitment // Religious education. - 1962. - № 57. - P. 98-110. Vaulin S.V. Suicidal'nye popytki i nezavershennye sui-cidy (gospital'naya diagnostika, optimizaciya terapii, profilaktika): Diss. ... d-ra med. nauk. - M.:, 2012. -310 c. (In Russ)

Hill C., Hood R.W. Measures of religiosity. Religious Education Press. -Alabama: 1999. - 385 p. (In Russ) Zen'ko YU.M. Psihologiya i religiya. - SPb.: Aletejya, 2002. - 384 s. (In Russ)

Chumakova D.M. Metodiki diagnostiki religioznosti lichnosti / Sovremennaya psihodiagnostika v izmenyayushchejsya Rossii: sbornik tezisov

Vserossijskoj nauchnoj konferencii. - Chelyabinsk: Izd-vo YUurGU, 2008. - S. 107-108. (In Russ)

Gearing R.E., Lizardi D. Religion and suicide // J. Relig. Health. - 2009. - Vol. 48, № 3. - P. 332-341. (In Russ)

Sisask M., Varnik A., Kolves K. et.al. Is religiosity a protective factor against attempted suicide: a crosscultural case-control study // Arch. suicide Res. - 2010.

- Vol. 14, № 1. - P. 44-55.

Gal G., Goldberger N., Kabaha A. et.al. Suicidal behavior among Muslim Arabs in Israel // Soc. psychiatry Psychiatr. Epidemiol. - 2012. - Vol. 47, № 1. - P. 1117.

Lawrence R.E., Oquendo MA, Stanley B. Religion and Suicide Risk: A Systematic Review // Arch. Suicide Res. - 2015. - Jul, 20.

Spoerri A., Zwahlen M., Bopp M. et.al. Swiss national cohort study. Religion and assisted and non-assisted suicide in Switzerland: National cohort study // Int. J. Epidemiol. - 2010. - Vol. 39, № 6. - P. 1486-1494.

40

Суицидология Том 6, № 3 (20), 2015

Научно-практический журнал

51. Kelleher M.J., Chambers D., Corcoran P. et al. Religious sanctions and rates of suicide worldwide // Crisis. - 1998. - Vol.19, № 2. - P. 78-86.

52. O'Reilly D., Rosato M. Religion and the risk of suicide: longitudinal study of over 1 million people // Br. J. Psychiatry. - 2015. - Vol. 206, № 6. - P. 466-570.

53. Zhang J., Wieczorek W., Conwell Y. et al. Characteristics of young rural Chinese suicides: a psychological autopsy study // Psychol. Med. - 2010. - Vol. 40, № 4. - P. 581-589.

54. Kleiman E.M., Liu R.T. Prospective prediction of suicide in a nationally representative sample: religious service attendance as a protective factor // Br.

J. Psychiatry. - 2014. - Vol. 204. - P. 262-266.

SUICIDAL BEHAVIOR AND RELIGIOUSNESS

Kelleher M.J., Chambers D., Corcoran P. et al. Religious sanctions and rates of suicide worldwide // Crisis.

- 1998. - Vol.19, № 2. - P. 78-86.

O'Reilly D., Rosato M. Religion and the risk of suicide: longitudinal study of over 1 million people // Br. J. Psychiatry. - 2015. - Vol. 206, № 6. - P. 466-570.

Zhang J., Wieczorek W., Conwell Y. et al. Characteristics of young rural Chinese suicides: a psychological autopsy study // Psychol. Med. - 2010. - Vol. 40, № 4.

- P. 581-589.

Kleiman E.M., Liu R.T. Prospective prediction of suicide in a nationally representative sample: religious service attendance as a protective factor // Br. J. Psychiatry. - 2014. - Vol. 204. - P. 262-266.

V.E. Pashkovskiy1, V.K. Shamrei2, A.G. Sofronov1, K.V. Dnov2, N.S. Rutkovskaya3

iNorth-Westem State Medical University named after I.I Mechnikov, Sankt Petersburg, Russia

2S.M. Kirov Military Medical Academy, Sankt Petersburg, Russia

3P.P. Kashchenko City Psychiatric Hospital № 1, Sankt Petersburg, Russia

This article observes the problem of the dependence between suicidal behavior and religiousness. Conclusion is based on analyzing of the different religions texts, researches of suicides made by the people of different confessions. Authors suppose that the religion as Judaism, Christianity, Islam, have the most important role in the reduction suicidal risk in opposition to the East Religion. Necessary condition is the active practice of this religions.

Keywords: suicide, suicidal behavior, religion.

УДК: 616.89-008.441.44

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОВНЯ СУИЦИДОВ С ПОМОЩЬЮ АНАЛИЗА ВРЕМЕННЫХ СЕРИЙ

Ю.Е. Разводовский, В.Ю. Смирнов, П.Б. Зотов

УО «Гродненский государственный медицинский университет», г. Гродно, Республика Беларусь ГАУЗ ТО Многопрофильный клинический медицинский центр «Медицинский город», г. Тюмень, Россия

Контактная информация:

Разводовский Юрий Евгеньевич - кандидат медицинских наук. Место работы и должность: старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории УО «Гродненский государственный медицинский университет». Адрес: Республика Беларусь, 230009, г. Гродно, ул. Горького, 80. Телефон: +375-152-70-18-84, e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Смирнов Виталий Юрьевич - кандидат биологических наук, доцент. Место работы и должность: старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории УО «Гродненский государственный медицинский университет». Адрес: Республика Беларусь, 230009, г. Гродно, ул. Горького, д. 80. Телефон: 80151 43-26-61

Зотов Павел Борисович - доктор медицинских наук, профессор. Место работы и должность: заведующий ОПП и РБ ГАУЗ ТО Многопрофильный клинический медицинский центр «Медицинский город». Адрес: Россия, 625041, г. Тюмень, ул. Барнаульская, д. 32. Телефон: (3452) 270-552

В работе изучена возможность прогнозирования уровня суицидов в России на основании анализа временных рядов, охватывающих период с 1956 по 2005 гг. Результаты настоящего исследования свидетельствуют в пользу гипотезы, согласно которой изменения в уровне доступности алкоголя были ключевой детерминантой резких колебаний уровня суицидов в России на протяжении последних десятилетий. Наиболее четким эффект мероприятий по ограничению доступности алкоголя на уровень суицидов был в период антиалкогольной кампании 1985-1988 гг., а также после принятия антиалкогольных законов в 2005 г. Настоящее исследование наглядно продемонстрировало ограничения, с которыми сталкиваются исследователи, пытаясь прогнозировать динамику уровня суицидов путем экстраполяции закономерностей поведения тренда. Принятие антиалкогольных законов в 2005 г. явилось интервенцией, существенно скорректировавшей динамику уровня суици-

Том 6, № 3 (20), 2015 Суицидология

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.