Научная статья на тему 'Суицидология как мультидисциплинарная область знаний'

Суицидология как мультидисциплинарная область знаний Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3373
442
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Суицидология
Ключевые слова
СУИЦИДОЛОГИЯ / МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SUICIDOLOGY / MULTIDISCIPLINARY APPROACH / SUICIDAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Положий Б. С.

Установлено, что, несмотря на интенсивное изучение проблемы суицидального поведения, термин «суицидология» не имеет конкретных дефиниций, что затрудняет его понимание. Предлагается отвечающее современным представлениям определение данного термина, базирующееся на представлении о суицидологии как о мультидисциплинарной области знаний. Выделяются три группы научных дисциплин, в рамках которых изучается феномен суицидального поведения: гуманитарные, медико-гуманитарные, а также медицинские и биологические науки. Приводится определение клинической суицидологии, а также задачи, стоящие перед этим разделом общей суицидологии. Обосновывается вывод о том, что определение суицидологии как междисциплинарной области знаний показывает необходимость комплексного подхода к научному изучению суицидального поведения и разработке эффективных программ профилактики суицидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Положий Б. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Suicidology as multidisciplinary field of knowledge

It is established that despite intensive study of the problem of suicidal behavior, the term "suicidology" does not have specific definitions, which makes it difficult to understand it. A definition of the term is proposed that meets the modern concepts and rests on the concept of suicidology as a multidisciplinary field of knowledge. Three groups of scientific disciplines in which the phenomenon of suicidal behavior are distinguished: humanitarian, medical and humanitarian, as well as the medical and biological sciences. The definition of clinical suicidology is given, as well as the challenges facing this section of the general suicidology. The conclusion is that the definition of suicidology as an interdisciplinary field of knowledge shows the need for an integrated approach to the scientific study of suicidal behavior and the development of effective programs for suicide prevention.

Текст научной работы на тему «Суицидология как мультидисциплинарная область знаний»

УДК 616.89-008

СУИЦИДОЛОГИЯ КАК МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ

Б.С. Положий

Московский научно-исследовательский институт психиатрии - филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, г. Москва, Россия

Контактная информация:

Положий Борис Сергеевич - доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации ^Щ-код: 1734-3563, ORCID iD: 0000-0001-5887-8885). Место работы и должность: руководитель отделения клинической и профилактической суицидологии Московского НИИ психиатрии - филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России. Адрес: 119991, г. Москва, Кропоткинский пер., 23. Телефон: (906) 776-24-68; электронный адрес: pbs. [email protected]

Установлено, что, несмотря на интенсивное изучение проблемы суицидального поведения, термин «суицидо-логия» не имеет конкретных дефиниций, что затрудняет его понимание. Предлагается отвечающее современным представлениям определение данного термина, базирующееся на представлении о суицидологии как о мультидисциплинарной области знаний. Выделяются три группы научных дисциплин, в рамках которых изучается феномен суицидального поведения: гуманитарные, медико-гуманитарные, а также медицинские и биологические науки. Приводится определение клинической суицидологии, а также задачи, стоящие перед этим разделом общей суицидологии. Обосновывается вывод о том, что определение суицидологии как междисциплинарной области знаний показывает необходимость комплексного подхода к научному изучению суицидального поведения и разработке эффективных программ профилактики суицидов.

Ключевые слова: суицидология, мультидисциплинарный подход, суицидальное поведение

Понятие «суицидология» является достаточно широко употребляемым в научной литературе. Вместе с тем, анализ зарубежных публикаций показал, что зачастую даже в ряде известных изданий определение этого термина вообще отсутствует. В качестве примера можно привести такие авторитетные источники, как «Оксфордское руководство по суицидологии и предупреждению суицида» [1] и Доклад ВОЗ «Предотвращение самоубийств. Глобальный императив» [2]. Подобная ситуация отмечается и в отечественной литературе. Термин «суицидология» расшифровывается преимущественно в изданиях энциклопедического характера. При этом данному понятию даются различные трактовки. В частности, в Большой психологической энциклопедии [3] суицидоло-гия определяется как наука, изучающая теоретический и практический аспекты аутоагрес-сивной (суицидальной) активности человека; в Юридической энциклопедии [4] - как учение о суициде, а в Большой Российской энциклопедии, Большой Медицинской энциклопедии и Национальном руководстве «Психиатрия» этот термин вообще отсутствует [5-7]. В некоторых справочных изданиях суицидологию относят к разделам разных дисциплин. Например, в Со-

временном толковом словаре русского языка» [8] суицидология - это область психиатрии, изучающая причины самоубийств и разрабатывающая методы их предотвращения и предупреждения, а в Российском энциклопедическом словаре [9] - раздел психологии, исследующий причины самоубийств. Таким образом, понятие «суицидология» нуждается в разработке четкой и обоснованной дефиниции.

Согласно нашему определению, суицидология представляет собой мультидисципли-нарную область знаний, изучающую теоретические и практические аспекты суицидального поведения человека. Следует заметить, что это определение согласуется с мнениями российского учёного В.С. Ефремова [10] и украинского исследователя Л.Н. Юрьевой [11].

С нашей точки зрения, приведенная дефиниция достаточно полно отражает суть современной суицидологии. Во-первых, предметом её изучения является суицидальное поведение человека, а не только самоубийство как таковое. Согласно сегодняшним представлениям, суицидальное поведение значительно более широкое понятие, нежели суицид, являющийся лишь одной из стадий или форм аутоагрессив-ного поведения.

Рис. 1. Суицидология - междисциплинарная область знаний.

Во-вторых, принципиально важна позиция, говорящая о том, что суицидология представляет собой мультидисциплинарную область знаний. С одной стороны, она включает в себя методы и подходы целого ряда других научных дисциплин, что неудивительно, учитывая сложность и многогранность суицидального поведения. С другой стороны, суицидологические проблемы уже давно вошли в круг интересов различных наук.

Какие же научные дисциплины непосредственно связаны с суицидологией? В литературе мы встретили лишь единичные точки зрения по данному вопросу. Так, в США считают таковыми психиатрию, психологию и социологию, а в Германии к ним добавляют и культурологию [12].

Наши теоретические разработки этого аспекта проблемы и опыт преподавания суици-дологии врачам-психиатрам и медицинским психологам в рамках системы повышения их профессиональной квалификации позволил разработать структуру суицидологии как междисциплинарной области знаний (рис. 1).

Согласно нашей точки зрения, суицидоло-гия непосредственно связана с тремя группами научных дисциплин - гуманитарными, медико-гуманитарными, а также медицинскими и биологическими.

Начнём с гуманитарных наук. В первую очередь, это, естественно, психология. Недаром она присутствует практически во всех приведённых выше определениях суицидологии. Действительно, такой феномен, как самоуничтожение, в большинстве случаев осознанное (хотя этот термин в определённой степени условен, так как осознанность может носить

искажённый характер), непосредственно связан с личностными особенностями человека, его стрессоустойчивостью, импульсивностью, отношением к себе и окружающему миру, а также со многими другими психологическими характеристиками. Вместе с тем, мы уверены, что расценивать самоубийство исключительно как психологический феномен - значит существенно сужать его природу, что подтверждено всем ходом изучения суицидального поведения.

Следующей гуманитарной дисциплиной является социология. Это объясняется тем, что человек как существо социальное не может жить (и реагировать на условия своей жизни) вне непосредственной связи с социумом. В полной мере это относится и к самостоятельному уходу из жизни, чаще всего провоцируемому неблагоприятной социальной ситуацией. Данное положение ещё в 1897 г. было убедительно доказано французским социологом Эмилем Дюркгеймом в его классическом труде «Суициды» [13]. Отсюда следует, что изучение социальных факторов является непременным условием на пути к пониманию природы и механизмов феномена суицидального поведения.

Непосредственную связь с суицидологией имеют такие дисциплины, как этнография и культурология. К настоящему времени считается доказанным факт связи между частотой суицидов и этнической принадлежностью. Существуют народы с традиционно высоким и столь же традиционно низким уровнем самоубийств. В первую очередь это связано с куль-туральными особенностями развития этносов, филогенетически вошедшим в их культуру отношением к самоубийству (недопустимому,

либо, напротив, допустимому, и даже одобрительному).

«Царица всех наук» - философия, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах бытия, всегда уделяла большое внимание проблеме суицида. Осмысление данного явления, противоречащего самой сущности человека, попытки найти его философский, категориальный смысл остаются одними из наиболее сложных и изучаемых вопросов философии.

Огромную роль в понимании и особенно отношении к самоубийству играла и играет религия, а стало быть, и такая дисциплина, как религиоведение. До сих пор этот вопрос остаётся одним из наиболее сложных и дискуссионных. Не секрет, что во многих религиях самоубийство расценивается как тяжкий грех, а отношение к самоубийце (и даже его родственникам) предполагает такие меры, как осуждение, запрет на похороны на «обычном» кладбище и т.п. Даже современная русская православная церковь дает разрешение на похороны покончившего с собой лишь при представлении медицинской справки о наличии у него психического заболевания. С другой стороны, религиозные установки могут играть роль действенного антисуицидального фактора для верующих. Наконец, в некоторых архаичных религиозных учениях самоубийство считается достойным выходом для человека в непоправимой ситуации, что снижает антисуицидальный барьер личности.

Изучать какие-либо аспекты суицидологии вне исторического контекста вообще представляется невозможным. Здесь и понимание данного феномена, и отношение к нему в обществе, наконец, с ним связаны перспективы суицидологии в будущем. Отсюда становится ясной связь истории с суицидологической наукой и практикой. Юриспруденция как совокупность правовых знаний формирует отношение государства и общества к суициду и самоубийце, не говоря уже о практическом значении постулируемого отношения для пострадавших, их родственников и близких. Этика, предметом исследования которой являются мораль и нравственность, играет в перечисленном круге вопросов также существенную роль, будучи ориентированной как на светские, так и на религиозные критерии этих категорий.

Далее переходим к наукам, обозначенным нами как медико-гуманитарные. Сюда мы отнесли медицинскую психологию и психоанализ.

Будучи гуманитарными по своей сути, эти науки имеют свое медицинское приложение, характеризующееся трактовкой природы и механизмов суицидального поведения. Что же касается психоанализа, то он ориентирован и на профилактику, и на лечение суицидального поведения. Следует заметить, что в годы расцвета психоанализа именно его подходы и методы доминировали в суицидологии.

Следующую группу составляют медицинские и биологические науки. В число клинических медицинских дисциплин мы включили психиатрию, соматическую медицину, психогигиену и реабилитологию. При этом ведущее место среди них по праву занимает психиатрия. В историческом аспекте психиатрическая квалификация суицидального поведения варьировалась от его признания в качестве самостоятельного психического заболевания до отрицания связи между состоянием психического здоровья и суицидом. В настоящее время считается, что частота той или иной психической патологии среди лиц, совершивших суицидальные действия, достигает 90% [1]. Вместе с тем, суицид не относится к психическим заболеваниям, они являются лишь одной из наиболее важных предпосылок развития суицидального поведения. Другим обоснованием важнейшей роли психиатрии является то, что непосредственная помощь лицам с суицидальным поведением, их реабилитация, профилактика повторных суицидальных действий, а также участие в первичной профилактике относятся к компетенции психиатрической науки и практики. В этих задачах важное место занимают также психогигиена и реабилитология.

Среди важнейших для изучения суицидального поведения теоретических и экспериментальных медицинских наук наиболее значимое место занимает медицинская генетика, позволившая установить четкую взаимосвязь между суицидально отягощенной наследственностью и высоким суицидальным риском. Сейчас всё более активно ведутся поиски генетических маркеров суицида. Так, несколько лет назад американскими исследователями университета Джона Хопкинса был обнаружен ген, по активности которого можно вычислить склонность человека к суициду. Этот ген ^КА2) функционирует в префронтальной коре мозга, снижая его реакцию на гормон стресса кортизол и нейтрализуя негативные эмоции. При уменьшении активности SKA2, стрессо-устойчивость снижается, и возникают суици-

дальные мысли. По данным ученых, по состоянию гена можно с точностью 96% сказать, имели ли место в анамнезе суицидальные попытки. Среди собственно биологических наук проблемами суицидального поведения наиболее плодотворно занимаются молекулярная биология, биохимия и ряд других современных дисциплин.

Учитывая столь широкий и разнообразный спектр наук, занимающихся со своих позиций проблемами суицидологии, мы сосредоточим своё внимание преимущественно на её медицинских аспектах. Для этого было выделено понятие клинической суицидологии.

Согласно нашему определению, клиническая суицидология представляет собой раздел общей суицидологии, изучающий распространенность, детерминанты, факторы риска, механизмы формирования, проявления и динамику суицидального поведения, и разрабатывающий на этой основе методы профилактики самоубийств и организации специализированной суицидологической помощи. Предметом клинической суицидологии является суицидальное поведение человека.

Далее раскроем наше понимание суицидального поведения. Это - процесс, являющийся следствием сложного взаимодействия биологических, психологических, клинических, социальных, этнокультуральных и стрессовых (ситуационных) факторов. Хотелось бы обратить внимание на два аспекта этого определения. Во-первых, оно ещё раз отражает множественность факторов, участвующих в формировании суицидального поведения. Во-вторых, характеризует его как процесс. Такая точка зрения появилась лишь в последние годы. В частности, К. van Heeringen [14] расценивает суицидальное поведение не просто как процесс, а как непрерывный процесс.

К стадиям развития суицидального поведения относятся: суицидальное мышление, планирование суицида и суицидальные действия.

Стадия суицидального мышления характеризуется наличием мыслей о собственной смерти и (как правило, позже) о смерти путем самоубийства. Начальный этап суицидального мышления проявляется пассивными суицидальными мыслями, то есть представлениями и фантазиями на тему своей смерти, не предусматривающими в этом собственного участия. В мыслях, снах, представлениях начинают прокручиваться сцены собственных похорон,

реакции близких; все более стойкий характер приобретают размышления о том, «что будет, когда его не станет», и т.п. В целом, данный этап отражает появление внутренней готовности к суициду.

На смену ему приходит этап активных суицидальных мыслей. Он характеризуется тем, что появляются стойкие представления и фантазии на тему лишения себя жизни. Начинается внутреннее формирование убеждения о необходимости самостоятельно уйти из жизни, неотвратимости и правильности такого поступка, вырабатываются всё новые и новые мотивации такого решения. Периодически эти мысли сменяются на противоположные, которые отвергают желание уйти из жизни, призывают иначе относиться к ней. Все это в совокупности называется «борьбой мотивов», присущей суицидальному поведению вплоть до его последних стадий. Постепенно периоды суицидальных мыслей становятся все более стойкими и продолжительными, а периоды антисуицидальных мыслей - все более короткими и нестойкими. В результате стадия суицидального мышления переходит в стадию планирования суицида.

В рамках этой стадии также можно выделить два последовательных этапа. Первый из них - этап суицидальных замыслов. Он характеризуется разработкой конкретного плана самоубийства. Поскольку убеждённость в необходимости совершения самоубийства заняла доминирующее положение в сознании человека, он приступает к тщательному продумыванию всех деталей его совершения. В первую очередь обосновывается и выбирается способ суицида и все необходимое для его совершения. Продумываются место, время, день планируемого самоубийства. Как правило, при истинных намерениях уйти из жизни выбор всего перечисленного нацелен на максимальную надёжность планируемого действия. Этот касается и атрибутов суицида, и того, чтобы исключить какие-либо случайности, способные помешать задуманному.

Достижение полной готовности к акту самоубийства знаменует наступление этапа суицидальных намерений. Он характеризуются принятием окончательного решения о совершении самоубийства. Подключение к нему волевого компонента ведет к реализации суицидальных намерений, то есть к стадии суицидальных действий. Важно напомнить, что даже на этом этапе может иметь место борьба моти-

вов, на чем, собственно, и базируется одна из главных функций служб экстренной психологической помощи.

В настоящее время выделяются два вида суицидального поведения: фатальное и нефатальное. Фатальное суицидальное поведение представляет собой направленное на себя умышленное действие со смертельным исходом, нефатальное - направленное на себя умышленное действие с несмертельным исходом.

Синонимом фатального суицидального поведения является термин завершенный суицид. Он подразумевает аутоагрессивное (направленное на себя) действие со смертельным исходом при различных суицидальных намерениях. Это обусловлено тем, что завершённый суицид может произойти не только при истинных намерениях покончить с собой, но и при демонстративных. Например, в случае, когда при изначально задуманном демонстративном покушении на самоубийство, попытка, в силу тех или иных обстоятельств или случайностей (например, неправильный расчёт количества принятого ядовитого вещества, ошибочное ранение крупного сосуда и т.п.), заканчивается летально.

В структуре нефатального суицидального поведения выделяются две основные формы. Первая из них - это преднамеренное самоповреждение, вторая - суицидальная попытка, обозначаемая также как незавершенный суицид, покушение на самоубийство, парасуицид.

Понятие преднамеренного самоповреждения было впервые выделено в 1979 г. английским суицидологом H.G. Morgan («умышленное причинение себе вреда» в формулировке автора) [15]. Под данным термином подразумевается преднамеренное нанесение несмертельных телесных повреждений без суицидальных намерений. В число таких повреждений входят самопорезы, самоизбиение, проявления умышленного безрассудства, и т.п. Основное диагностическое и прогностическое значение преднамеренных самоповреждений обусловлено тем, что они выявляются в анамнезе примерно у половины всех суициден-тов, предшествуя более тяжелым формам суицидального поведения.

Чаще всего преднамеренные самоповреждения совершают лица подросткового и молодого возраста. Дети младше 12 лет (независимо от половой принадлежности) довольно редко причиняют себе вред умышленно. K. Hawton, K.E. Saunders, R. O'Connor [16] описа-

ли три основные группы детей и подростков, совершающих преднамеренные самоповреждения. К первой из них отнесены дети и подростки, переживающие острый дистресс, обусловленный временными (сохраняющимися меньше месяца) проблемами, но без поведенческих нарушений. Для второй группы характерны хронические психологические и социальные проблемы, но также при отсутствии поведенческих нарушений, для третьей - хронические психологические и социальные проблемы наряду с нарушениями поведения, такими как воровство, прогулы, приём наркотиков.

Согласно результатам обследования 1409 учащихся старших классов из 23 общеобразовательных школ Испании (Европейский проект «Работа в Европе по прекращению прогулов среди молодежи»), 19,7% подростков отмечали хотя бы раз имевшее место преднамеренное самоповреждение. В их структуре ведущее место занимали умышленные порезы кожи или царапины с целью кровотечения (около 10% случаев), самоизбиение до уровня повреждений кожи (7%) и препятствование заживлению ран - 6% случаев. Реже встречались преднамеренные ожоги, пережатие частей тела, вырывание волос, употребление токсических веществ. Преднамеренные самоповреждения среди девочек встречались в 1,5-2 раза чаще, чем среди мальчиков. Умышленное причинение себе вреда более распространено среди представителей низших социальных слоев; в районах с высоким уровнем незанятости населения из-за безработицы, перенаселенностью, большим количеством многодетных семей.

В большинстве случаев самоповреждение является эмоциональным ответом на сильную душевную боль. Из-за того, что внимание пациента переключается на чувство физической боли, эмоциональная боль притупляется. Могут временно ослабнуть чувства депрессии и вины, ощущения тревоги и стресса, мучительные воспоминания. Этому также способствуют эндорфины, выделяющиеся в организме естественным образом при физической травме и способные уменьшать боль и улучшать эмоциональное состояние. Однако после затухания физической боли и прекращения действия эн-дорфинов эмоциональные страдания возвращаются, что влечёт необходимость повторять самоповреждение вновь и вновь. Часто самоповреждения вызваны чувством вины, действительной или мнимой. В этом случае пациент как бы наказывает себя. Подростки, совер-

шая самоповреждения, нередко вырезают на коже слова, ассоциированные с чувством вины, например, «тупой», «неудачник», «толстуха» и т.п. Ещё одна причина самоповреждений -необходимость привлечь к себе внимание, удовлетворить некие потребности, об удовлетворении которых пациент по каким-то причинам не может попросить, или которые окружающие отказываются удовлетворять. Такие самоповреждения легко отличить по их демонстративности, в то время как следы самоповреждений, вызванных другими причинами, обычно скрывают.

Суицидальная попытка является ауто-агрессивным (направленным на себя) действием с несмертельным исходом. Следует обратить внимание на то, что суицидальные попытки могут быть истинными и демонстративными. Истинная суицидальная попытка представляет собой случай, когда те или иные внешние обстоятельства не позволили осуществить истинные намерения покончить с собой. Например, суицидент не смог рассчитать летальную дозу отравляющего вещества, или кто-нибудь увидел его в момент, предшествующий повешению и помешал этому поступку. Демонстративная суицидальная попытка - аутоагрессив-ное действие с отсутствием истинного намерения покончить с собой. Является своего рода «криком о помощи», способом обратить внимание окружающих на себя и свои проблемы.

Из литературы известно, что число суицидальных попыток значительно превышает количество завершенных суицидов. Однако привести конкретные данные весьма затруднительно. Это обусловлено тем, что суицидальные попытки в большинстве своем не попадают в поле зрения статистики, как медицинской, так и любой другой. Так, родственники и другие близкие люди, ставшие либо свидетелями покушения на самоубийство, либо узнавшие о нем, как правило, не хотят огласки, препятствуют распространению такой информации, скрывают её. Зачастую это приводит к печальным последствиям. Суицидент не получает адекватной помощи и может повторить попытку, но уже с летальным исходом. Даже когда

Литература:

1. Preventing suicide: a global imperative. Geneva, World Health

Organisation, 2014. - 98 p.

2. Oxford Textbook of Suicidology and Suicide Prevention. Ed. by

Danuta Wasserman and Camilla Wasserman: Oxford University

Press, 2009. 902 p.

3. Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007.

544 с.

4. Юридическая энциклопедия. М.: Юристъ, 2001. 1272 с.

5. Большая Российская энциклопедия. М.: БРЭ, 2004-2017.

человек, совершивший покушение на самоубийство, попадает по общемедицинским показаниям в соматический стационар, ему зачастую лишь рекомендуют (?) обратиться к психиатру, что в большинстве случаев не делается. Работники органов внутренних дел, получившие информацию о суицидальной попытке, также далеко не всегда предпринимают действия, направленные на оказание помощи суи-цидентам. В суицидологических службах мира не существует чёткой системы регистрации незавершенных самоубийств. Она имеется лишь в ряде таких служб и носит в большей степени временный исследовательский характер.

Учитывая приведенные обстоятельства, ВОЗ в своем последнем докладе по проблеме суицида [1] предложила (на основании данных многих стран) условный вариант расчета количества суицидальных попыток, исходящий из соотношения: 4 случая на 100000 населения в год. Пользуясь этой пропорцией, можно предположить, что в настоящее время количество незавершенных суицидов в России достигает 5600 случаев в год. Исходя из этого, ежедневно в России совершается 15 покушений на самоубийство. Столь большая цифра свидетельствует о величине проблемы, что непосредственно влияет и на частоту завершенных самоубийств. Это обусловлено тем, что риск суицида с летальным исходом в группе лиц, имеющих в анамнезе суицидальную попыт-ку(и), в 100 (!) раз превышает аналогичный риск в общей популяции. Иначе говоря, проблема снижения частоты завершенных самоубийств самым непосредственным образом зависит от профилактики суицидального поведения в целом и оказания адекватной помощи лицам, совершившим покушение на самоубийство.

Подводя итог, можно прийти к заключению о том, что определение суицидологии как междисциплинарной области знаний обосновывает необходимость комплексного (мультидис-циплинарного) подхода к научному изучению суицидального поведения и разработке эффективных программ профилактики суицидов.

References:

1. Preventing suicide: a global imperative. Geneva, World Health

Organisation, 2014. - 98 p.

2. Oxford Textbook of Suicidology and Suicide Prevention. Ed. by

Danuta Wasserman and Camilla Wasserman: Oxford University

Press, 2009. 902 p.

3. Bol'shaja psihologicheskaja jenciklopedija. M.: Jeksmo, 2007.

544 s. (In Russ)

4. Juridicheskaja jenciklopedija. M.: Jurist, 2001. 1272 s.

5. Bol'shaja Rossijskaja jenciklopedija. M.:BRJe, 2004-2017.(]n Russ)

6. Большая медицинская энциклопедия. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1988.

7. Психиатрия. Национальное руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 1000 с.

8. Ефремова Т.Ф. Современный словарь русского языка. М.: ACT, 2010. 699 с.

9. Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. Кн. 2.

10. Ефремов В.С. Основы суицидологии. СПб.: Диалект, 2004. 480 с.

11. Юрьева Л.Н. Клиническая суицидология: Днепропетровск: «Пороги», 2006. 472 с.

12. Marin M.F., Lord C., Andrews J. et al. Chronic stress, cognitive functioning and mental health // Neurobiology of Learning and Memory. 2011. Vol. 96, № 4. P. 583-595.

13. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. Пер. с франц. 2-е изд. М.: Мысль, 1994. 399 с.

14. Heeringen, van K. Stress-Diathesis Model of Suicidal Behavior. In: The Neurobiological Basis of Suicide: Press/Taylor & Francis, 2012.

15. Morgan H.G. Death wishes? The understanding and management of deliberate self-harm: Wiley, Chichester, 1979.

16. Hawton K., Saunders K. E., O'Connor R. Self-harm and suicide in adolescents // Lancet. 2012. Vol. 379, № 9834. P. 2373-2382.

6. Bol'shaja medicinskaja jenciklopedija. 3-e izd. M.: Sovetskaja jenciklopedija, 1988. (In Russ)

7. Psihiatrija. Nacional'noe rukovodstvo. M.: GJeOTAR-Media,

2009. 1000 s. (In Russ)

8. Efremova T.F. Sovremennyj slovar' russkogo jazyka. M.: ACT,

2010. 699 s. (In Russ)

9. Rossijskij jenciklopedicheskij slovar': V 2 kn. M.: Bol'shaja Ros-sij-skaja jenciklopedija, 2001. Kn. 2. (In Russ)

10. Efremov V.S. Osnovy suicidologii. SPb.: Dialekt, 2004. 480 s. (In Russ)

11. Jur'eva L.N. Klinicheskaja suicidologija: Dnepropetrovsk: «Poro-gi», 2006. 472 s. (In Russ)

12. Marin M.F., Lord C., Andrews J. et al. Chronic stress, cognitive functioning and mental health // Neurobiology of Learning and Memory. 2011. Vol. 96, № 4. P. 583-595.

13. Djurkgejm Je. Samoubijstvo. Sociologicheskij jetjud. Per. s franc. 2-e izd. M.: Mysl', 1994. 399 s. (In Russ)

14. Heeringen, van K. Stress-Diathesis Model of Suicidal Behavior. In: The Neurobiological Basis of Suicide: Press/Taylor & Francis, 2012.

15. Morgan H.G. Death wishes? The understanding and management of deliberate self-harm: Wiley, Chichester, 1979.

16. Hawton K., Saunders K. E., O'Connor R. Self-harm and suicide in adolescents // Lancet. 2012. Vol. 379, № 9834. P. 2373-2382.

SUICIDOLOGY AS MULTIDISCIPLINARY FIELD OF KNOWLEDGE

B. Polozhy

Moscow Research Institute of Psychiatry - branch of National Medical Research Center of Psychiatry and Addiction named Serbsky VP, Moscow, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract:

It is established that despite intensive study of the problem of suicidal behavior, the term "suicidology" does not have specific definitions, which makes it difficult to understand it. A definition of the term is proposed that meets the modern concepts and rests on the concept of suicidology as a multidisciplinary field of knowledge. Three groups of scientific disciplines in which the phenomenon of suicidal behavior are distinguished: humanitarian, medical and humanitarian, as well as the medical and biological sciences. The definition of clinical suicidology is given, as well as the challenges facing this section of the general suicidology. The conclusion is that the definition of suicidology as an interdisciplinary field of knowledge shows the need for an integrated approach to the scientific study of suicidal behavior and the development of effective programs for suicide prevention. Key words: suicidology, multidisciplinary approach, suicidal behavior

Финансирование: Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

УДК: 616.89-008

К ИСТОРИИ ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВА К СУИЦИДУ*

Е.Б. Любое, П.Б. Зотов

Московский НИИ психиатрии - филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр

психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, г. Москва, Россия

ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Тюмень, Россия

Контактная информация

Любов Евгений Борисович - доктор медицинских наук, профессор (SPIN-код: 6629-7156, ORCID iD: 00000002-7032-8517). Место работы и должность: главный научный сотрудник отделения клинической и профилактической суицидологии Московского научно-исследовательского института психиатрии - филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России. Адрес: 107076, г. Москва, ул. Потешная, д. 3, корп. 10. Телефон: (495) 963-75-72, электронный адрес: [email protected]

Зотов Павел Борисович - доктор медицинских наук, профессор (SPIN-код: 5702-4899, ORCID iD: 0000-0002-1826-486X, Researcher ID: U-2807-2017). Место работы и должность: заведующий кафедрой онкологии ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России. Адрес: Россия, г. Тюмень, ул. Одесская, д. 24; специалист центра суицидальной превенции ГБУЗ ТО «Областная клиническая психиатрическая больница». Адрес: Тюменская область, Тюменский район, р.п. Винзили, ул. Сосновая, д. 19. Телефон: (3452) 270-510

Переработанный текст главы планируемого руководства по суицидологии под ред. проф. Б.С. Положего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.