Научная статья на тему 'Некоторые этнические особенности суицидального поведения (обзор литературы)'

Некоторые этнические особенности суицидального поведения (обзор литературы) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1121
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИД / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭТНОС / SUICIDE / SUICIDAL BEHAVIOUR / ETHNICITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Спадерова Н.Н.

В работе на основе анализа данных литературы приводятся отдельным этническим аспектам суицидального поведения. Рассматривается отношение к суицидальной активности у различных народов в историческом и культурологическом аспектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ETHNIC FEATURES OF SUICIDAL BEHAVIOR (LITERATURE REVIEW)

The paper based on the analysis of literature data are given to the different ethnic aspects of suicidal behavior. The attitude to suicide rates among various peoples in the historical and cultural aspects.

Текст научной работы на тему «Некоторые этнические особенности суицидального поведения (обзор литературы)»

ОБЗОРЫ

© Спандерова Н.Н., 2016 УДК 616.89-008.441.44-054

НЕКОТОРЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

Н.Н. СПАДЕРОВА

ГАУЗ ТО «Областная клиническая психиатрическая больница», ул. Сосновая, 19, п. Винзили, Тюменский район, 625530, Тюменская область

В работе на основе анализа данных литературы приводятся отдельным этническим аспектам суицидального поведения. Рассматривается отношение к суицидальной активности у различных народов в историческом и культурологическом аспектах.

Ключевые слова: суицид, суицидальное поведение, этнос.

SOME ETHNIC FEATURES OF SUICIDAL BEHAVIOR (LITERATURE REVIEW)

NN. SPADEROWA

Regional clinical psychiatric hospital, Tyumen

The paper based on the analysis of literature data are given to the different ethnic aspects of suicidal behavior. The attitude to suicide rates among various peoples in the historical and cultural aspects.

Keywords: suicide, suicidal behaviour, ethnicity.

Самоубийства на протяжении всей истории человечества являются одной из составной частью жизни и культуры нации [1-3]. Сопоставление распространенности самоубийств в различных культурах и этносах позволяет установить очевидную связь между этнокультуральной принадлежностью и склонностью к суицидальным формам поведения, выявить примеры неодинакового отношения к фактам самоубийства у представителей различных этнических групп на протяжении всего их существования [4, 5].

В некоторых странах с древних времен самоубийство воспринималось как почетная смерть представителей

привилегированных сословий. Японские самураи с раннего детства обучались опытными наставниками правильному совершению харакири. Существовал специальный перечень церемоний и правил для совершения суицида. Подобный обычай встречался и в древнем Риме среди профессиональных воинов (бросались на свой меч) [1].

По индийским национальным традициям (до начала Х!Х века) вдовам, которые решили совершить сати (самосожжение после смерти их мужей), воздавались всевозможные почести, а после совершения самоубийства причисляли к лику святых [1].

По древним преданиям народов севера, престарелые люди могли совершить суицид, когда они начинали чувствовать свою слабость, физическую немощь. Эскимосы и индейцы Севера США считают, что самоубийство помогает воссоединиться со своими выдающимися предками. Как пишет Б.С. Положий [4], у детей и подростков индейцев Северо-запада до настоящего времени сохранились игры в самоубийство. На вопрос: «Что значит быть смелым?» - обычным ответом является: «Иметь смелость убить себя».

Кардинально противоположное отношение к самоубийству народов Центральной и Северной Африки (Бурунди, Алжир), где наблюдается одни из самых низких показателей смертности от самоубийств в мире [6].

Церковные традиции Европы в средние века рассматривали самоубийства как грех и даже тяжкое преступление. У людей, покончивших с собой, конфисковалось имущество, их тела лицом вниз протаскивали по улице, затем закапывали на перекрестке дорог, вбивали деревянный кол, предупреждая «восстание из мертвых вампиров». Известный факт, что в России до ХХ века самоубийц не отпевали, хоронили за пределами кладбища. Тем не менее, самосожжения старообрядцев в царской России нередко носили массовый характер [6].

Представители различных стран, либо различных этносов, проживающих в одной страны, существенно отличаются по характеру суицида [7, 8]. Например, в Японии всегда были характерны групповые «альтруистические» суициды, на которые не накладывались социальные табу (древние харакири, камикадзе и др.). Этот обычай в изолированном виде наблюдается до настоящего времени в современной Японии, где более 4% всех самоубийств занимают «парные», в том числе договорные суициды между возлюбленными -60%, совместные суициды родителей (чаще матерей) и детей - 40% [9].

В индонезийской культуре наблюдается «негодующее самоубийство», кото-

рое совершается после оскорбления, если оно нанесено близким человеком. Подобный принцип суицидов распространен у аборигенов Австралии: арнемлендский обычай австралийских мибррири, при котором провинившийся после публичного оскорбления соплеменников добровольно уходит из жизни. В некоторых племенах Западной Африки имеется обычай «перекладывания вины за самоубийство на другого человека», при этом заблаговременно определенный виновник самоубийства должен был покончить с собой или выплатить денежную компенсацию родственникам умершего [6, 10].

Установлено, что мигранты, проживающие в разных странах, нередко сохраняют этнокультуральные особенности суицидогенеза. Например, у проживающих в США мигрантах из Венгрии наблюдается самый высокий уровень суицидов среди других этнических групп [11]. В Англии среди женщин, выходцев из Азии наиболее высокий уровень суицидов, а в индийских общинах на данной территории у женщин до сих пор распространено самосожжение [10].

Многочисленные исследования [1214] указывают на причинно-следственная связь между религиозными факторами, определяющими формирование культуры и этноса, и суицидальным поведением. При этом во многих работах указывается значительная роль религии как одного из ведущих факторов, сдерживающих суицидальную активность [10, 15-18]. Христианство рассматривает самоубийство с нескольких сторон. Во-первых, оно считает, что самоубийство - это разновидность убийства, что является нарушением шестой заповеди «Не убий» (Исход 20:13). Разница лишь в том, что убийца убивает другого человека, а самоубийца самого себя. Во-вторых, самоубийство является игрой в Бога. Человек, который закончил жизнь самоубийством отвергает над собой власть Бога и берет на себя роль судьи и господина жизни [19]. В-третьих, суицид является бунтом против Творца. У Бога есть определенные планы на каждого человека.

«Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иеремия 29:11). Заканчивая самостоятельно свою жизнь, человек перечеркивает все планы Бога [19].

Классический Ислам запрещает все виды насилия, в том числе и агрессию к собственному телу. Самоубийство, как и убийство, относится к категории тягчайших преступлений. Аллах в Коране говорит: «Не убивайте самих себя! Воистину, Аллах милостив к вам (запрещая вам это)» - (сура «ан-Ниса», аят 29). Преступность суицида заключается в том, что человек смеет противиться своей судьбе, которая предопределена Аллахом, и тем самым добровольно отказывается от рая. Наказанием грешнику будет ад, где он вновь повторит свое злодеяние. Священнослужители считают, что самоубийство является следствием религиозного невежества.

Диаметрально противоположное отношение к самоубийству у индуизма, что проявляется в учении о реинкарнации (второй жизни). Этим объясняются причины более высокой суицидальной активности у индуистов по сравнению с мусульманами. Некоторые авторы так же указывают на то, что редкость самоубийств среди мусульман - это недостатки учета, так как значительная часть самоубийств в этой среде скрывается [20, 21]. Очень созвучные проблемы учета наблюдаются и в нашей стране [22].

Статистические данные по риску самоубийств среди религиозных обществ мира противоречивы. Так, учёные отмечали, что у евреев и протестантов риск суицида выше, чем у католиков [5, 10] и пониженная потенциальная опасность самоубийства в Южных регионах Европы (Италии, Испании) связана с влиянием католицизма. Однако в то же время, есть сведения, что среди католиков и протестантов Ирландии уровень суицидов одинаков, а в католических странах Австрии и Венгрии - очень высокий [5].

Таким образом, классическое религиозное общество несет в себе превентив-

ную модель защиты от суицидальный тенденций единоверцев, в связи с своей сплоченностью и консолидацией [5, 15, 18]. Но в то же время, религиозные догмы (представления о грехе, возможности достичь «Царствия Небесного» через самопожертвование) могут быть факторами суицидального риска [15, 23-25]. Особую опасность в данном случае, представляют религиозные деструктивные организации, секты, в которых самоубийства регистрируются с угрожающей частотой [5].

Литература

1. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / пер. с фр.; под ред. В.А. Базарова. М.: Мысль, 1994. 300 с.

2. Лукашук А.В., Меринов А.В. Клинико-суицидологическая и экспериментально-психологическая характеристики молодых людей, воспитанных в «алкогольных» семьях // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2014. № 4. С. 82-87.

3. Меринов А.В., Шитов Е.А., Лукашук А.В., Сомкина О.Ю. Аутоагрессивная характеристика женщин, состоящих в браке с мужчинами, страдающими алкоголизмом // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2015. № 4. С. 81-86.

4. Положий Б.С. Суицидальное поведение (клинико-эпидемиологические и этнокультуральные аспекты). М., 2010. 310 с.

5. Лукашук А.В., Байкова М.А. Терапевтические аспекты коррекции аутоде-структивного поведения у подростков // Академический журнал западной Сибири. 2016. Т. 12, №2(63) С. 49-51.

6. Ворошилин С.И. Исторические и культуральные истоки формирования в обществе различных представлений на право совершения самоубийства // Суицидология. 2010. № 1. С. 49-52.

7. Положий Б.С., Куулар Л.Ы., Дуктено-ол С.М. Особенности суицидальной ситуации в регионах со сверхвысокой частотой самоубийств (на примере Республики Тыва) // Суицидология. 2014. Т. 5, № 1. С. 11-17.

8. Jianlin J. Suicidal rates and mental

health services in modern China // Crisis. 2000. Vol. 21, № 3. P. 118-121.

9. Tatai K. Socio-cultural aspects of suicide in Japan // Suicidology. Zagreb, 1971. P. 60-64.

10. Войцех В.Ф. Клиническая суицидоло-гия. М.: Миклош, 2008. 280 с.

11. Barraclough B. Poisonin cases: Suicide or accident // Br. J. Psychiatr. 1974. Vol. 124, № 6. P. 526-530.

12. Зотов П.Б. «Жизнь после смерти» - в суицидологической практике психотерапевта // Медицинская наука и образование Урала. 2012. № 4. С. 158-159.

13. Меринов А.В., Лукашук А.В. Особенности детей, выросших в семьях, где родитель страдал алкогольной зависимостью [Электронный ресурс] // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: электрон. науч. журн. 2014. № 4 (7). С. 37-48. Режим доступа: http://humjournal. rzgmu. ru/art&id=109

14. Пашковский В.Э., Шамрей В.К., Соф-ронов А.Г., Днов К.В., Рутковская Н.Н. Суицидальное поведение и религиозность // Суицидология. 2015. Т. 6, № 3. С. 23-31.

15. Васяткина Н.Н., Меринов А.В. Клиническая практика детско-подростко-вых суицидов в Рязанской области // Тюменский медицинский журнал. 2014. Т. 16, № 3. С. 4-5.

16. Куценко Н.И. Факторы антисуицидального барьера у больных рассеянным склерозом, проявляющих суицидальную активность // Тюменский медицинский журнал. 2014. Т. 16, №3. С. 18-20.

17. Чистопольская К.А., Ениколопов С.Н. Психологические защиты от страха смерти у людей с разным опытом суицидального поведения // Суицидо-логия. 2011. № 2. С. 14-15.

18. Меринов А.В., Байкова М.А. Анализ влияния наличия веры в Бога на суицидологические показатели и клини-ко-психологические характеристики студентов старших курсов ВУЗа // Суицидология. 2016. Т. 7, № 1(22). С. 29-40.

19. Лященко М.Н. Суицид «глазами» Сократа и Августина Блаженного // Суицидология. 2013. Т. 4, № 4. С. 60-65.

20. Katz-Sheiban B., Eshed Y. Fact and myths about suicide: a study of Jewish and Arab students in Israel // Omegs (USA). 2008. Vol. 57, № 3. Р. 279-298.

21. Pritchard C., Amanullah S. An analysis of suicide andundetermined deathsin 17 predominatly Islamic countries contrasted with the UK // Psychol. Med. 2007. Vol. 37, № 3. Р. 421-430.

22. Зотов П.Б., Родяшин Е.В., Уманский С.М., Кузнецов П.В. Проблемы и задачи суицидологического учета (организация регистра) // Тюменский медицинский журнал. 2011. № 1. С. 10-11.

23. Меринов А.В., Шустов Д.И., Федотов И.А. Современные взгляды на феномен созависимого поведения при алкогольной зависимости (обзор литературных данных) // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2011. № 3. С. 136-141.

24. Trappler B., Endicott J. Religion and psychopathology // Amer. J. Psychiat. 1997. Vol. 154, № 11. P. 16-36.

25. Зотов П.Б. Факторы антисуицидального барьера в психотерапии суицидального поведения лиц разных возрастных групп // Суицидология. 2013. Т. 4, № 2. С. 58-63.

References

1. Djurkgejm Je. Samoubijstvo: Sociologi-cheskij jetjud [Suicide: a study in sociology] . Pod red. V.A. Bazarova. M.: Mysl', 1994; 300. (in Russian)

2. Lukashuk AV, Merinov AV. Kliniko-suicidologicheskaja i jeksperimental'no-psihologicheskaja harakteristiki molodyh ljudej, vospitannyh v «alkogol'nyh» sem'jah [Clinical and a suicide and experimentally-psychological characteristics of young people brought up in the «spirits» of young families]. Nauka molodyh (Eruditio Juvenium) [Science of the young (Eruditio Juvenium)]. 2014; 4: 82-87. (in Russian)

3. Merinov AV, Shitov EA, Lukashuk AV, Somkina OJu. Autoagressivnaja harakte-ristika zhenshhin, sostojashhih v brake s muzhchinami, stradajushhimi alkogo-lizmom [Autoagressive characteristic of women who are married to men who suffer from alcoholism]. Rossijskij medi-ko-biologicheskij vestnik imeni akademi-ka I.P. Pavlova [I.P. Pavlov Russian Medical Biological Herald]. 2015; 4: 81-86. (in Russian)

4. Polozhij BS. Suicidal'noe povedenie (kli-niko-jepidemiologicheskie i jetnokul'tur-al'nye aspekty) [Suicidal behavior (clinical, epidemiological and ethnoculturally aspects)]. M., 2010; 310 p. (in Russian)

5. Lukashuk AV, Bajkova MA. Terapevti-cheskie aspekty korrekcii autodestruk-tivnogo povedenija u podrostkov [Therapeutic aspects of correction of self-destructive behavior in adolescents]. Akademicheskij zhurnal zapadnoj Sibiri [Academic journal of West Siberia]. 2016; 2(63): 49-51. (in Russian)

6. Voroshilin SI. Istoricheskie i kul'tur-al'nye istoki formirovanija v obshhestve razlichnyh predstavlenij na pravo sover-shenija samoubijstva [Historical and cultural origins of the formation of the society of different views on the right of committing suicide]. Suicidologija [Sui-cidology]. 2010; 1: 49-52. (in Russian)

7. Polozhij BS, Kuular LY, Duktenool SM. Osobennosti suicidal'noj situacii v regio-nah so sverhvysokoj chastotoj samou-bijstv (na primere Respubliki Tyva) [Features of suicidal situation in the regions with high frequency of suicides (on the example of Republic of Tyva)]. Suicidologija [Suicidology]. 2014; 5(1) 11-17. (in Russian)

8. Jianlin J. Suicidal rates and mental health services in modern China. Crisis. 2000; 21: 118-121.

9. Tatai K. Socio-cultural aspects of suicide in Japan. Suicidology. Zagreb, 1971; 60-64.

10. Vojceh VF. Klinicheskaja suicidologija [Clinical suicidology]. M.: Miklosh, 2008; 280. (in Russian)

11. Barraclough B. Poisonin cases: Suicide or accident. Br. J. Psychiatr. 1974; 124(6): 526-530.

12. Zotov PB. «Zhizn' posle smerti» - v sui-cidologicheskoj praktike psihoterapevta [«Life after death» - in practice, a suicide therapist]. Medicinskaja nauka i ob-razovanie Urala [Medical science and education of the Urals]. 2012; 4: 158159. (in Russian)

13. Merinov AV, Lukashuk AV. Osobennosti detej, vyrosshih v sem'jah, gde ro-ditel' stradal alkogol'noj zavisimost'ju [Jelektronnyj resurs] [Especially children, who grew up in families where a parent has suffered alcohol dependence [Electronic resource]. Lichnost' v menja-jushhemsja mire: zdorov'e, adaptacija, razvitie: jelektron. nauch. Zhurn [Person in a changing world: health, adaptation, development: the electron. scientific. Zh.]. 2014; 4 (7): 37-48. Mode of access: http://humjournal.rzgmu.ru/art& id=109. (in Russian)

14. Pashkovskij VJe, Shamrej VK, Sofronov AG, Dnov KV, Rutkovskaja NN. Suicidal'noe povedenie i religioznost' [Suicidal behavior and religiosity]. Suicido-logija [Suicidology]. 2015; 3: 23-31.

15. Vasjatkina NN, Merinov AV. Klinicheskaja praktika detsko-podrostkovyh suicidov v Rjazanskoj oblasti [Clinical practice Children and adolescent suicide in the Ryazan region]. Tjumenskij medi-cinskij zhurnal [Tyumen medical journal], 2014; 16 (3): 4-5. (in Russian)

16. Kucenko NI. Faktory antisuicidal'nogo bar'era u bol'nyh rassejannym sklero-zom, projavljajushhih suicidal'nuju ak-tivnost' [Factors antisuitsidalnogo barrier in multiple sclerosis patients exhibiting suicidal Activity]. Tjumenskij medicins-kij zhurnal [Tyumen medical journal]. 2014; 16(3): 18-20. (in Russian)

17. Chistopol'skaja KA, Enikolopov SN. Psihologicheskie zashhity ot straha smerti u ljudej s raznym opytom suicid-al'nogo povedenija [Psychological defense against the fear of death in people with different experiences of suicidal

behavior]. Suicidologija [Suicidology]. 2011; 2: 14-15. (in Russian)

18. Merinov AV, Bajkova MA. Analiz vlija-nija nalichija very v Boga na suicidolo-gicheskie pokazateli i kliniko-psihologicheskie harakteristiki studentov starshih kursov VUZa [Analysis of the impact of having faith in God sociological indicators, clinical and psychological characteristics of senior students of the university]. Suicidologija [Suicidology]. 2016; 1(22): 29-40. (in Russian)

19. Ljashhenko MN. Suicid «glazami» So-krata i Avgustina Blazhennogo [Suicide is the «eyes» of Socrates and Augustine]. Suicidologija [Suicidology]. 2013; 4(4): 60-65. (in Russian)

20. Katz-Sheiban B, Eshed Y. Fact and myths about suicide: a study of Jewish and Arab students in Israel .Omegs (USA). 2008; 57(3): 279-298.

21. Pritchard C., Amanullah S. An analysis of suicide andundetermined deathsin 17 predominatly Islamic countries contrasted with the UK. Psychol. Med. 2007; 37(3): 421-430.

22. Zotov PB, Rodjashin EV, Umanskij SM, Kuznecov PV. Problemy i zadachi suici-

dologicheskogo ucheta (organizacija registra) [Problems and a suicide accounting tasks (organizing the register)]. Tju-menskij medicinskij zhurnal [Tyumen medical journal]. 2011; 1: 10-11. (in Russian)

23. Merinov AV, Shustov DI, Fedotov IA. Sovremennye vzgljady na fenomen so-zavisimogo povedenija pri alkogol'noj zavisimosti (obzor literaturnyh dannyh) [Modern views on the phenomenon of addictive behavior in alcohol dependence (literature data)]. Rossijskij medi-ko - biologicheskij vestnik imeni akade-mika I.P. Pavlova [I.P. Pavlov Russian Medical Biological Herald]. 2011; 3: 136-141. (in Russian)

24. Trappler B., Endicott J. Religion and psychopathology. Amer. J. Psychiat. 1997; 154(11): 16-36.

25. Zotov PB. Faktory antisuicidal'nogo bar'era v psihoterapii suicidal'nogo povedenija lic raznyh vozrastnyh grupp [Factors antisuitsidalnogo barrier in the psychotherapy of suicidal behavior of persons of different age groups]. Suici-dologija [Suicidology]. 2013; 4(2): 5863. (in Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Спадерова Н.Н. - к.м.н., врач-психиатр ГАУЗ ТО «Областная клиническая психиатрическая больница», г. Тюмень.

E-mail автора: nadejda.spaderova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.