Научно-практический журнал
15. Bjerregaard P., Curtis T. Cultural change and mental health in Greenland. The association of childhood conditions, language and urbanization with mental health and suicidal thoughts among the Inu-it of Greenland // Soc. Sci Med. - 2002. - Vol. 54. - P. 33-48.
16. Nunavut Bureau of Statistics. Nunavut suicides by region, sex, age group and ethnicity, 1999 to 2012 http://stats.gov.nu.ca/en/Population%20deaths
17. Bjerregaard P., Lynge I. Suicide: a challenge in modern Greenland // Arch. suicide Res. - 2006. -Vol. 10. - P. 209-220.
18. Kirmayer L.J., Malus M., Boothroyd L.J. Suicide attempts among Inuit youth: a community survey of prevalence and risk factors // Acta Pyschiatr. Scand. - 1996. - Vol. 94. - P. 8-17.
19. Wexler L., Hill R., Bertone-Johnson E., Fenaughty A. Correlates of Alaska native fatal and nonfatal suicidal behaviours, 1990-2001 // Suicide life Threat. Behav. - 2008. - Vol. 38. - P. 310-320.
20. Eliassen B.M., Melhus M., Kruse J. et al. Design and methods in a survey of living conditions in the Arctic - the SLiCA study // Int. J. circumpolar health. - 2012. - Vol. 71. - № 22447.
21. Saudny H., Leggee D., Egeland G. Design and methods of the Adult Inuit Health Survey 2007-
2008 // Int. J. circumpolar health. - 2012. - Vol. 71. - 19752, http://dx.doi.org/10.3402/ijch
22. Dene Nation. First nations regional health survey report 2008-2010. Yellowknife: Dene Nation, 2012.
SUICIDE IN CIRCUMPOLAR REGIONS
T. Kue Young1, B. Revich2, L. Soininen3
1 School of Public Health, University of Alberta, Edmonton, AB, Canada
institute for Forecasting, Russian Academy of Science, Moscow, Russia
з Department of Public Health, Hjelt Institute, University of Helsinki, Helsinki, Finland
The paper focuses on the extent and magnitudeof the problem of suicidal behaviours and thoughts from a circumpolar perspective - the variation acrossArctic States and their northern regions, the excess risk among some indigenous groups and their demographic characteristics. Much remains to be learned about the design and implementation of youth-focusedintervention programmes, especially in a circumpolar comparative framework.
Keywords: Arctic regions; suicide; youth.
УДК: 616.89-008.44 Комментарий:
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ И ФАКТОРЫ РИСКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА РОССИИ
Е.Б. Любое, Ю.А. Сумароков, Э.Р. Конопленко
Московский научно-исследовательский институт психиатрии - филиал ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии» МЗ РФ, г. Москва, Россия ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет» МЗ РФ, г. Архангельск, Россия ГБУЗ АО «Архангельская клиническая психиатрическая больница», г. Архангельск, Россия
Контактная информация:
Любов Евгений Борисович - доктор медицинских наук, профессор. Место работы и должность: руководитель отдела суицидологии Московского научно-исследовательского института психиатрии.
Адрес: 107076, г. Москва, ул. Потешная, д. 3, корп. 10. Телефон: (495) 963-75-72, e-mail: [email protected]
Сумароков Юрий Александрович - докторант-исследователь Арктического Университета Норвегии (г. Тромсе). Место работы и должность: начальник Управления международного сотрудничества ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет» (Архангельск) МЗ РФ Адрес: 163001, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 51. Телефон: (8182) 285-759, e-mail: [email protected]
Конопленко Эльвира Расимовна - главный внештатный специалист-психиатр Архангельской области. Место работы и должность: заместитель главного врача по медицинской части ГБУЗ АО «Архангельская клиническая психиатрическая больница». Адрес: 163530, Архангельская область, Приморский район, п. Талаги.
Телефон: (8182) 669-655, e-mail: [email protected]
На основании литературных данных и опыта многоуровневых профилактических мероприятий на региональном уровне показаны актуальность и содержание гибких многодисциплинарных и межведомственных культурально ориентированных программ предупреждения суицидального поведения коренных малочисленных народов Севера.
Ключевые слова: коренные народы Севера, суицидальное поведение, факторы риска, защитные факторы, местные программы профилактики.
Том 6, № 3 (20), 2015 Суицидология
23
Научно-практический журнал
Статья T. Kue Young и соавторов привлекает внимание к общим и особенным проблемам коренных жителей Севера в странах с различным уровнем социально-экономического развития и подходами к междисциплинарной и межведомственной проблеме (показателен многонациональный состав соавторов, специалистов различного профиля). На основании эпидемиологического динамического анализа (содержание работы шире названия) затронут и организационный аспект. Меньше внимания, за недостатком данных и в связи с популяционным аспектом, уделено клинико-социальным и психологическим проблемам коренных малочисленных народов Севера (КМНС) и Российской Федерации - в частности.
Россия - край северный (2/3 площади с > 10 млн. жителей). Крайний Север - Арктика (ныне в сердцевине геополитического противостояния) и Субарктика от Кольского полуострова до Берингова пролива. Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. № 536-р утвержден Перечень 40 коренных малочисленных (< 50000 человек) народностей Севера, Сибири и Дальнего Востока с «реликтовой» культурой [1]. В Арктической зоне РФ соседствуют почти V этих своеобычных этнических групп. Манси, нанайцы, ненцы, ханты, чукчи, эвены (10-40 тыс. человек) и «исчезающие» (<1000 человек) алеуты, нганасане, негидаль-цы, ороки, орочи, энцы населяют берега Северного и Тихого океанов, от северо-западных (ненцы, саамы) до северо-восточных (чукчи, алеуты) границ РФ. У сборной группы КМНС общие географическая судьба переселенцев [5] и историческая травма ассимиляции с потерей культурально значимых занятий и этнической идентичности [2]. Политика в отношении КМНС на перепутье: консервация традиционного образа жизни («откупившись льготами», устроить «этноопарк» - благопристойную резервацию) или растворение в доминирующей «промышленной» культуре новых переселенцев. Ряд положений Декларации ООН [3] отражен в ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ», «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» согласно ст. 69 Конституции РФ. Создана Ассоциация коренных малых народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Закрепление
за КМНС особого правового положения позволяет успешнее освоить особый путь развития при сохранении ценностей традиционного образа жизни. У общин ряд льгот в налогообложении как некоммерческих организаций, субсидии на поддержку северного оленеводства, согласно местным целевым программам социально-экономического развития КМНС. Увы, начало XXI века ознаменовано «правовой стагнацией», когда «правильные» законы не работают и / или не обеспечены ресурсами, что консервирует низкие индексы человеческого потенциала и качества жизни КМНС.
Десятилетиями образ жизни общин Арктики испытывают на прочность драматические социально-экономические перемены, обострившие неравенство (и внутриобщинное) бытовых условий, занятости (традиционная - оказалась нерентабельной) и доходов, доступности образования и медицинской помощи (население Арктической зоны РФ разреженно - 1 чел. на 1 км2; отдаленные поселения привязаны обычно к единственной дороге), конфликт поколений. Нарушен гумилевский гомеостаз: равновесие этносов с природой. Изменения среды при неразвитой инфраструктуре пагубно влияют на образ жизни, средства к существованию, культуру, физическое и психическое здоровье и благополучие [2]. Насаждение новых форм хозяйствования искажает естественную линию этногенеза, повышая риск социально-стрессовых психических расстройств. Слом стереотипа жизни и систем координат ценностей ведет к психосоциальной дезадаптации лиц с низкой стрессоустойчивостью как фактору риска психосоматических, психических расстройств (прежде всего - депрессии) и тесно связанного с ними суицидального поведения (СП) [4, 5]. В этой связи опасно разрушение «чувства принадлежности» («sense of belonging») как буфера против депрессии, зависимости от ПАВ, СП [6, 7].
При сходном с общероссийским типом воспроизводства (снижение рождаемости и смертности) у КМНС России доля умерших младше 60 лет у КМНС 70 против 30% в среднем по РФ; > % представителей КМНС младше 45 лет (в РФ < V). Например, средняя ожидаемая продолжительность жизни ККМНС в НАО на 9 лет меньше, чем у некоренного населения [8]. В Приполярье более половины населения младше 24 лет [2]. Показателем социально-психологического и соматического неблагополучия населения служит региональный
24
Суицидология Том 6, № 3 (20), 2015
Научно-практический журнал
уровень суицидов (УС). УС (2013 г.) в Архангельской области (34,6), Ненецком (51,3) и Чукотском АО (53,3) превышают в 1,5-2,5 раза усредненные показатели в РФ и соответствую-ющих Федеральных округах (ФО) и на два порядка минимальный - в стране. Отмечен общемировой и российский тренд снижения УС в регионах. Так, в 2008 и 2013 гг. УС в Ненецком и Чукотском АО составили 103,3 и 51,3, 82,2 и 53,3 соответственно. УС мужчин в указанных регионах > 30: до 95 (Ненецкий АО). В Чукотском АО УС женщин 80-85 лет достигает 787,4 (усредненный женщин - 36,2) при 0 (!) у мужчин. Вместе с тем УС наибольшие повсеместно в группе мужчин > 70 лет (76-368 в Ненецком АО), за счет высокого риска СП в относительно малочисленной группе и низкого возраста дожития. Максимальные УС лиц трудоспособого возраста (23,6-374,4 в Чукотском АО - в возрасте 20-24 лет). Наибольшие УС среди лиц трудоспособного возраста <30 лет лишь в Чукотском и Ямало-Ненецком АО, Магаданской области. Общий УС и УС мужчин в ЯмалоНенецком АО меньше, чем в Уральком ФО и в среднем по РФ. Однако УС женщин лишь в Мурманской области ниже общероссийского и в Северо-Западном ФО. При эпидемиологически нечастом феномене суицида мала представленность КМНС в указанных субъектах РФ. Вепсы в Карелии составляют лишь 0,5%, ненцы в Ненецком и Ямало-Ненецком АО - 18 и 9% (в 1959 - 22%) соответственно, коми - 9%; саамы Мурманской области - 0,2%. В Красноярском крае из восьми КМНС наиболее представлены долганы, эвенки, ненцы (суммарно 0,5%), в Республике Саха (Якутия) эвенков и эвенов <4%. В Магаданской области ительмены, коряки, чу-ванцы чукчи, эвены, юкагиры суммарно составляют 3%. В Чукотском АО «титульных» чукчей 25% (56% в 1939 г.), но чуванцев, эвенов не более 5%.
Итак, КМНС живут в регионах с неблагополучной суицидологической ситуацией, и экстраполяция зарубежных данных, единичных отечественных, упомянутых в статье T. Kue Young и соавторами, и этно-культуральных исследований в других районах РФ, можно полагать, что КМНС находятся в зоне особого риска СП. Особенности структуры смертности КМНС - усиленное отражение общероссийской [4]. Несчастные случаи, отравления и травмы - основные причины смерти мужчин трудоспособного возраста. Среди них и случаи
латентного суицида. СП как биопсихосоциальный феномен КМНС связан с показателями социально-экономического благополучия региона и уровень жизни населения; этническим составом населения и доступностью эффективной медицинской и специализированной (психиатрической, суицидологической) помощи [9, 10]. Суицидологические (антикризисные) службы указанных регионов мало развиты и, коли есть, то обычно лишь в областных столицах [9]. Сложность дифференцированного учета СП, в том числе и в малых этнических группах - проблема всех стран-членов ВОЗ [11], но данные об УС КМНС за рубежом более детализированы, как показано T. Kue Young и соавторами. Так, «эпидемический» УС инуитов в 1999-2003 гг. 15-кратно выше, чем в Канаде в целом при определенных усилиях в деле профилактики СП. УС мужчин-коренных жителей Аляски 15-24 лет в 14 раз выше УС США, у инупиатов Северо-Запада Аляски суициды - ведущая причина смерти в 15-18 лет [2]. В связи с высокой долей молодых суици-дентов - социально-экономическое бремя психических расстройств и СП особо велико [12].
В региональной программе профилактики СП важно выделить не только констелляцию факторов риска СП для определения целевой группы первоочередного внимания, но выявлять и развивать защитные факторы. Жизнестойкость как черта личности и набор установок («включенность», «вызов», «контроль») и навыков (сотрудничества, доверия и творческого начала) [13, 14] превращает кризис бытия в возможности личностного роста и самореализации («мужество быть»), побуждает к здоровому образу мыслей и поведению, лидерству с пониманием своей значимости и ценности в противовес беспомощности (выученной как при получении гарантированного пособия), пассивности, деморализации; помогает искать поддержки и помощи, чтобы успешно справляться с дистрессом. Личностный потенциал [14, 15, 16] служит показателем эффективной саморегуляции ресурсами психического и духовного здоровья, обеспечивает стрессоустойчивость при адекватной самооценке, привлечении по необходимости социальной и неформальной поддержки для решения насущных задач. Выделены более 40 частично взаимоперекрывающихся и взаимосвязанных защитных (антисуицидальных) факторов на уровнях общества (общины), семьи и личности [2].
Том 6, № 3 (20), 2015 Суицидология
25
Научно-практический журнал
Община как оазис жизни средь северных далей - кладезь традиционных познаний и деятельности, источник поддержки, чувства сопричастности, общения на родном языке. Приверженность культуре способствует социализации, снижая риск депрессии и тревоги. В этой связи и церковь важна для взаимовыручки. К сожалению, традиционные способы деятельности (оленеводство, рыболовство) мало привлекательны молодежи, неконкурентоспособны, но выполняют те же утилитарные функции защиты.
Семья (род), означающая доверительные непрерывные отношения и взаимную поддержку поколений, утрачивает роль социального регулятора под натиском «городской» (промышленной) культуры. Ранее старики (эскимосы) уходили в тундру и замерзали, но сегодня их пенсии - подспорье молодым безработным членам семьи, как и детсткие пособия. «Суицидальное послание» близких торит путь СП как приемлемого решения жизненных проблем. Воспитание семьей и общиной связей с землей предков, причастности к культуре, языку, развитие особых навыков и умений способствует выбору правильных решений типовых жизненных коллизий и здоровой жизни, создает ощущение личной безопасности и сплоченности.
Личность: успехи в учебе и традиционно важной деятельности повышают самоуверенность и самооценку, чувство самости, принадлежности к роду, благополучие молодых, стремление быть полезным семье и общине [2]. Уровень жизни КМНС в отдаленных поселках (65%), ведущих кочевой образ жизни, ниже среднероссийского, уровень безработицы в 1,52 раза превышает средний по РФ. Выражены центростремительные процессы: молодые
стремятся в города, где более возможностей, но нужны новые навыки, а низкий образовательный ценз (у V - начальное и неполное среднее образование, уровень неграмотности в 10 раз выше, чем у некоренного населения) [17] и «отрыв от корней» затрудняют приспособление. Молодые вяло (апатично) реагируют на потерю (эрозию) культуры, понимая ее как набор умений и знаний от предков [2]. Они отличаются от сверстников некоренного населения худшим физическим и психическим здоровьем. Генетическая уязвимость ускоряет зависимость от ПАВ, коварных адаптогенов. Личностные характеристики (самоуверенность, целеустремленность) способствуют жизненным успехам, в свою очередь, усиливающих самооценку, самодейственность, неформаль-
ные (семья, приятели) и социальные связи как защитные факторы от психических расстройств и СП. Далеко от дома культуральная идентичность, принадлежность к группе не менее важны для благополучия молодых (характерно создание «микрообщины», например, в студенческом общежитиии). Напротив, повышенная ранимость, импульсивность, личностная незрелость указывают типовые черты предиспозиции СП [10, 18]. Среди мотивов СП преобладают обида, тоска, грусть. Исследования самоубийств ненцев в середине XIX века [8] указывают на обычай добровольной смерти из мести, страха наказания. «Богу приятна, и после подобной смерти в загробной жизни самоед будет счастливее. Молодая девица, если по принуждению родных выходит замуж за старика, то непременно до замужества себя задавит, надеясь, что после подобной смерти получит такого жениха, о каком мечтала» [19]. Опыт горя, гнева, хронической фрустрации и беспокойства снижает ресурсы совладания с последующими жизненными проблемами, а не закаляет. При этом отреагирование и стратегии совладания с дистрессом КМНС различны. Так, у канадских инуитов эмоции часто подавляются (как проявление «душевной слабости»), агрессия или противоборство не обычны для самовыражения. Напротив, инупиаты Аляски не скрывают глубокие чувства [2].
Опасен духовный вакуум (безверие не синоним атеизма) как и фасадное усвоение начал христианства. Синкретическое мировоззрение отражено в «лояльном» отношении к добровольному уходу из жизни. Духовные ценности коренного и некоренного населения существенно отличаются (табл. 1).
Взаимосвязанные пересекающиеся и взаимопотенцирующие экологические, биологические, социальные, этно-демографические, культуральные, экономические, факторы создают контекст и условия благополучия или формирования СП КМНС. Большая часть людей успешно справляется с трудностями самостоятельно и / или привлекая доступные ресурсы, ищут руководство и советы, черпают силы в общиих ценностях и традициях.
Культурально ориентированные гибко структурированные целевые программы охраны психического здоровья, благополучия и профилактики СП в частности учитывают и развивают защитные факторы, стратегии жизнестойкости и совладания группы-мишени как молодых [21, 22] с привлечением неформальной поддержки.
26
Суицидология Том 6, № 3 (20), 2015
Научно-практический журнал
Культурные ценности у коренных и некоренных народов Севера [по 20]
Таблица 1
Коренные народы Некоренные народы
- Гармония с природой - Доминирование над природой
- Дух и тело едины - Дух и тело отделены
- Чувства очень важны - Чувства должны быть рационализированы
- Обучение у старших - Обучение у профессионалов
- Вожди служат народу - Народ служит вождям
- «Быть» значит больше, чем «иметь» - «Иметь» значит больше, чем «быть»
Общие (обучение, любовь и похвала, чувство сплоченности) и особенные (иерархия семьи, общины, традициии труда и отдыха) для КМНС факторы.
Ряд примеров успешного воплощения указанных подходов. УС саамов (финно - угорский народ) Норвегии снизился до общенационального благодаря 30-летним усилиям политической самостоятельности, возрождения культуры и языка, включая развитие школ, развитой сети медицинской помощи, создание парламента и универститета, повышение социально-экономического благосостояния. Мультимедийная программа коренной молодежи Аляски включила аудио и видео рассказы на CD-ROM с приложением брошюры с короткими личными историями. Использование социальных сетей, как фейсбука для поддержки благополучия и общения вдали от дома.
В Архангельской области с 2010 г. реализуется международный российско-норвежский проект по профилактике самоубийств, включивший 4 «пилотных» района (Вельский, Ви-ноградовский, Пинежский и Шенкурский) с относительно высокими УС. Врачи общей практики, медицинские психологи, психиатры обучены раннему выявлению депрессии, риска суицидального поведения, злоупотребления ПАВ часто как средства самолечения. В своем районе они обучили медперсонал по принципу «равный обучает равного». Проведены выездные семинары для врачей общей практики в Вельском и Приморском районах. Привлечены и специалисты первичного звена соседних Шенкурского, Устьянского районов. Организованы лекции по диагностике и лечению депрессий для психиатров, неврологов, врачей общей практики с привлечением специалистов Москвы и Санкт-Петербурга. В Ненецком АО проведены выездные семинары с психологами и педагогами по вопросам профилактики су-мицидов и зависимостей. Реализуется долгосрочная целевая программа «Комплексные ме-
ры по профилактике потребления психоактивных веществ и совершенствованию оказания наркологичекой помощи населения Ненецкого автономного округа на 2012-2016 годы». На профилактику алкогольной зависимости и депрессии у КМНС нацелена программа «Общинное здравоохранение» под патронатом посольства Франции. Однако усилия государственных и негосударственных организаций и объединений пока недостаточны. Предстоит поиск путей эффективного взамодействия с общинами КМНС и создание эффективной программы профилактики СП.
Целью скрининга как непременной части типовой программы профилактики СП на социальной и медиа-платформе становится выявление предиспозиционных суицидогенных факторов, локусов личностной уязвимости к ним, защитных (антисуицидальных) факторов, включающих резервы совладания с дистрессом, признаков социально-психологической дезадаптации и клинических групп риска СП для последующей целевой антикризисной работы. Перспективны развитие линий «Телефона доверия» с бесплатным доступом по мобильной связи, онлайн консультирование, «полевая работа» бригад специалистов с привлечением местных медиков, уважаемых в общине лиц (старейшин) как посредников и экспертов, живых примеров преодоления трудностей в лице обученных добровольцев. Нужны программы для остающихся обычно вне внимания пожилых и близких суицидентов (третичная профилактика СП). По Э. Дюркгейму, риск СП возрастает и при резких переменах к лучшему (без учета широкого культурального контекста). При планировании программ важно учитывать потребности и изменчивые (эластичные) нужды взрослых и молодежи, что отмечают и T. Kue Young и соавторы. Взрослые полагают, что нужны работа и образование при сохранении привычного уклада; молодым важно «просто выговориться», обсудить повсе-
Том 6, № 3 (20), 2015 Суицидология
27
Научно-практический журнал
дневные дела и ближайшие планы, в связи с чем так ценны неформальная поддержка и наставники, ресурсы самой общины и семьи. Для динамической оценки результатов программы следует привлечь самих «потребителей». При этом нельзя ожидать существенных изменений в СП без интеграции антикризисных мероприятий в более широкие программы социально-экономического и культурного возрождения региона. Даже привлекательная программа охватит лишь малую часть потенциальных суицидентов, в связи с чем так важна первичная профилактика СП, широкая психообразовательная программа для КМНС, обучение врачей общей практики, социальных работников, преподавателей основам выявления риска СП и депрессии [23].
По Монтеню, «природа назначила нам один путь появления на свет, но указала тысячи способов ухода из жизни». КМНС выбирали [19] и выбирают (как почти повсеместно) требующее подготовки и решимости «удавление». Петля предупредит освобождение вселившегося «демона» [19]. Видимо, это замечание косвенно указывает и на психические рас-
Литература:
1. Гумилев Л.Н., Окладников А.П. Феномен культуры малых народов Севера // Декоративное искусство. - 1982. - № 8. - С. 23-28.
2. MacDonald J.P., Ford J.D., Willox A.C., Ross N.A. A review of protective factors and causal mechanisms that enhance the mental health of Indigenous Circumpolar youth // Int. J. Circumpolar Health. - 2013.
- Vol. 72. - № 10.
3. Декларация ООН о правах коренных народов. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarati ons/indigenous_rights.shtml
4. Войцех В.Ф. Динамика суицидов в регионах России. // Социальная и клиническая психиатрия. -2008. - Том 18. - Вып. 1. - С. 81-88.
5. Wexler L., Joule L., Garoutte J. et al. “Being responsible, respectful, trying to keep the tradition alive:” cultural resilience and growing up in an Alaska Native community // Transcult. Psychiatry. - 2013. doi: 10.1177/1363461513495085.
6. Hatcher S., Stubbersfield O. Sense of belonging and suicide: a systematic review // Can. J. Psychiatry. -2013. - Vol. 58. - P. 432-436.
7. Hill D.L, Relationship between sense of belonging as connectedness and suicide in American Indians. Arch. Psychiatr. Nurs. - 2009. - Vol. 23. -P. 65-74.
8. Российский статистический ежегодник, 2014. http://www.demoscope.ru/weekly/2014/0581/biblio04.php
9. Любов Е.Б., Кабизулов В.С., Цупрун В.Е., Чубина С.А. Территориальные суицидологические службы России: структура и функция // Суицидология.
- 2014. - Том 5, № 3 (16). - С. 3-17.
стройства ряда суицидентов. Доступность огнестрельного оружия охотника повышает риск СП в его семье. Однако особенности методов СП КМНС не изучены, что нужно при организации профилактических мероприятий. Условия жизни КМНС делают реалистичный подход [24] подходящим для изучения культуральных норм, потребностей, жизненных ценностей, ролевых моделей поведения и принятия решений, путей поиска помощи, развития и реализации жизнестойкости, выбора стратегий совладания, защитных факторов семьи и общины, способствующих стрессоустойчивости. Перспективен качественный анализ (создание фокус-групп, полуструктурированные опросы, рассказы от перввого лица).
Проблемы здоровья КМНС следует рассматривать в целостной географической (сре-довой), социо-культуральной, духовной, экономической и политической перспективах [2, 10, 25]. Индивидуальное здоровье, профилактика принципиально обратимой суицидальной смертности определяют судьбу и благополучие семьи и общины.
Транслитерация:
Gumilev L.N., Okladnikov A.P. Fenomen kul'tury malyh narodov Severa // Dekora-tivnoe iskusstvo. -1982. - № 8. - S. 23-28. (In Russ)
MacDonald J.P., Ford J.D., Willox A.C., Ross N.A. A review of protective factors and causal mechanisms that enhance the mental health of Indigenous Circumpolar youth // Int. J. Circumpolar Health. - 2013. -Vol. 72. - № 10.
Deklaraciya OON o pravah korennyh narodov. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declaration s/indigenous_rights.shtml (In Russ)
Vojcekh V.F. Dinamika suicidov v regionah Rossii. // Social'naya i klinicheskaya psihiatriya. - 2008. - Tom 18. - Vyp. 1. - S. 81-88. (In Russ)
Wexler L., Joule L., Garoutte J. et al. “Being responsible, respectful, trying to keep the tradition alive:” cultural resilience and growing up in an Alaska Native community // Transcult. Psychiatry. - 2013. doi: 10.1177/1363461513495085.
Hatcher S., Stubbersfield O. Sense of belonging and suicide: a systematic review // Can. J. Psychiatry. -2013. - Vol. 58. - P. 432-436.
Hill D.L, Relationship between sense of belonging as connectedness and suicide in American Indians. Arch. Psychiatr. Nurs. - 2009. - Vol. 23. -P. 65-74.
Rossijskij statisticheskij ezhegodnik, 2014. http://www.demoscope.ru/weekly/2014/0581/biblio04.php Lyubov E.B., Kabizulov V.S., Cuprun V.E., CHubina S.A. Territorial'nye suicidolo-gicheskie sluzhby Rossii: struktura i funkciya // Suicidology. - 2014. - Tom 5, № 3 (16). - S. 3-17. (In Russ)
28
Суицидология Том 6, № 3 (20), 2015
Научно-практический журнал
10. Положий Б.С. Реформирование системы суицидологической помощи - необходимое условие совершенствования охраны общественного психического здоровья // Российский психиатрический журнал. - 2011. - № 6. - С. 11-17.
11. Предупреждение суицидов: глобальный императив. - Женева: ВОЗ, 2014. - 102 с.
12. Любов Е.Б., Морев М.В., Фалалеева О.И. Экономическое бремя суицидов в Российской Федерации // Суицидология. - 2012. - Том 3, № 3. - С. 3-10.
13. Гурович И.Я., Сторожакова Я.А. К вопросу значения понятия жизнестойкости в психиатрии // Социальная и клиническая психиатрия. - 2010. -Том 20. - Вып. 3. - С. 81-85.
14. Maddi S.R., Khoshaba D.M. Hardiness and mental health // J. Personal. Assessment. - 1994. - Vol. 63.
- Р. 265-274.
15. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации: ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова / Ред. Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2002. - Вып. 1. - С. 5665.
16. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирова- ние в экстремальных условиях // Психологический журнал. - 2001. - Том 22, № 1. - С. 16-24.
17. Росстат - Федеральная служба государственной статистики. Всероссийская перепись населения -2010 г.
http://www.gks.ru/free doc/new_site/perepis2010/cro c/perepis_itogi1612. htm2010 г.
18. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения: метод. рекомендации.
- М.: МНИИП, 1980. - 30 с.
19. Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре, 1934-1954. - М., "Индрик", 2004. - С. 111-144.
20. Mulvad G. Challenges for Health and Well-being in
the Arctic: Local Capacity Building Strengthens the Arctic Collaboration, ICCH16, Oulu, Finland, 12.08.2015.Available at:URL:
http://icch16.oulu.fi/site/files/Abstracts/PLE4P1.pdf
21. Борисов И.В., Любов Е.Б. Диагностика и экзистенциальная психотерапия суицидального поведения. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. -2013. - № 2 (19). - URL: http://medpsy.ru
22. Борисов И.В., Гладышева А.Г., Любов Е.Б. Онтологический взгляд: суицидальное поведение и феномен жизнестойкости // Суицидология. -2013. - Том 4, № 2 (11) - С. 35-44.
23. Корнетов Н.А. Мультиаспектная модель профилактики суицидов // Тюменский медицинский журнал. - 2013. - Том 15, № 1. - С. 11-12.
24. Pawson R., Greenhalgh T., Harvey G., Walshe K. Realist review - a new method of systematic review designed for complex policy interventions // J. Health Serv. Res. Policy. - 2005. - Vol. 10. - P. 2134.
Polozhij B.S. Reformirovanie sistemy suicidolo-gicheskoj pomoshchi - neobhodimoe uslovie sovershenstvovaniya ohrany obshchestvennogo psihicheskogo zdorov'ya // Rossij-skij psihiatricheskij zhurnal. - 2011. - № 6. - S. 11-17. (In Russ) Preduprezhdenie suicidov: global'nyj imperativ. -ZHeneva: VOZ, 2014. - 102 s. (In Russ)
Lyubov E.B., Morev M.V., Falaleeva O.I. EHko-nomicheskoe bremya suicidov v Rossij-skoj Federacii // Suicidology. - 2012. - Tom 3, № 3. - S. 3-10. (In Russ)
Gurovich I.YA., Storozhakova YA.A. K voprosu znacheniya ponyatiya zhiznestojkosti v psi-hiatrii // Social'naya i klinicheskaya psihiatriya. - 2010. - Tom 20. - Vyp. 3. - S. 81-85. (In Russ)
Maddi S.R., Khoshaba D.M. Hardiness and mental health // J. Personal. Assessment. - 1994. - Vol. 63. -Р. 265-274.
Leont'ev D.A. Lichnostnoe v lichnosti: lichnostnyj potencial kak osnova samodeter-minacii: uchenye zapiski kafedry obshchej psihologii MGU im. M.V. Lomonosova / Red. B.S. Bratus', D.A. Leont'ev. - M.: Smysl, 2002. - Vyp. 1. - S. 56-65. (In Russ)
Maklakov A.G. Lichnostnyj adaptacionnyj potencial: ego mobilizaciya i prognozi-rova- nie v ehkstremal'nyh usloviyah // Psihologicheskij zhurnal. - 2001. - Tom 22, № 1. - S. 16-24. (In Russ)
Rosstat - Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statis-tiki. Vserossijskaya perepis' naseleniya - 2010 g. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc /perepis_itogi1612.htm2010 g. (In Russ)
Ambrumova A.G., Tihonenko V.A. Diagnostika sui-cidal'nogo povedeniya: metod. re-komendacii. - M.: MNIIP, 1980. - 30 s. (In Russ)
Zelenin D.K. Izbrannye trudy. Stat'i po duhovnoj kul'ture, 1934-1954. - M., "In-drik", 2004. - S. 111144. (In Russ)
Mulvad G. Challenges for Health and Well-being in the Arctic: Local Capacity Building Strengthens the Arctic Collaboration, ICCH16, Oulu, Finland, 12.08.2015.Available at:URL:
http://icch16.oulu.fi/site/files/Abstracts/PLE4P1.pdf Borisov I.V., Lyubov E.B. Diagnostika i ehkzisten-cial'naya psihoterapiya suicidal'-nogo povedeniya. [EHlektronnyj resurs] // Medicinskaya psihologiya v Rossii: ehlek-tron. nauch. zhurn. - 2013. - № 2 (19). -URL: http://medpsy.ru (In Russ)
Borisov I.V., Gladysheva A.G., Lyubov E.B. Ontolog-icheskij vzglyad: suicidal'noe po-vedenie i fenomen zhiznestojkosti // Suicidology. - 2013. - Tom 4, № 2 (11) - S. 35-44. (In Russ)
Kornetov N.A. Mul'tiaspektnaya model' profilaktiki suicidov // Tyumen medical journal. - 2013. - Tom 15, № 1. - S. 11-12. (In Russ)
Pawson R., Greenhalgh T., Harvey G., Walshe K. Realist review - a new method of systematic review designed for complex policy interventions // J. Health Serv. Res. Policy. - 2005. - Vol. 10. - P. 21-34.
Том 6, № 3 (20), 2015 Суицидология
29
Научно-практический журнал
25. Allen J., Hopper K., Wexler L. et al. Mapping resilience pathways of Indigenous youth in five circumpolar communities // Transcult Psychiatry. - 2014. -Vol.51.-P.601-631. doi: 10.1177/1363461513497232.
Allen J., Hopper K., Wexler L. et al. Mapping resilience pathways of Indigenous youth in five circumpolar communities // Transcult Psychiatry. - 2014. - Vol. 51. - P. 601-631. doi: 10.1177/1363461513497232.
RESILIENCE AND SUICIDE BEHAVIOUR RISK FACTORS IN INDIGENOUS PEOPLES OF THE RUSSIAN NORTH
E.B. Lyubov1, Y.A. Sumarokov2, E.R. Konoplenko3
'Moscow Research Institute of Psychiatry, Russia 2Northem State Medical University, Arkhangelsk, Russia 3Arkhangelsk Regional Clinical Mental Hospital, Russia
The article shows the reserves of multilevel prevention programs for indigenous people in the Arctic as the target group of risk of suicidal behavior.
Keywords: Indigenous peoples of the North, suicidal behavior, risk factors, protective factors, regional prevention programs.
УДК: 616.89-008.441.44.217.5
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И РЕЛИГИОЗНОСТЬ
В.Э. Пашковский, В.К. Шамрей, А.Г. Софронов, К.В. Днов, Н.Н. Рутковская
ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» МЗ РФ, г. Санкт-Петербург, Россия
ФГБВОУ ВПО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» МО РФ, г. Санкт-Петербург, Россия СПб ГБУЗ «Санкт-Петербургская психиатрическая больница им. П.П. Кащенко», Россия
Контактная информация:
Пашковский Владимир Эдуардович - доктор медицинских наук, доцент. Место работы и должность: профессор кафедры психиатрии и наркологии ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» МЗ РФ. Адрес: 191015, г. Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 41.
Телефон: (812) 303-51-20, e-mail: [email protected]
Шамрей Владислав Казимирович - доктор медицинских наук, профессор. Место работы и должность: заведующий кафедрой психиатрии ФГБВОУ ВПО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» МО РФ.
Адрес: 194044, г. Санкт-Петербург, ул. Боткинская, д. 17. Телефон: (812) 329-71-89, e-mail: [email protected]
Софронов Александр Генрихович - доктор медицинских наук, профессор. Место работы и должность: заведующий кафедрой психиатрии и наркологии ГБОУ ВПО «Северо-Западный медицинский университет им. И.И. Мечникова» МЗ РФ. Главный врач СПб ГКУЗ "Городская психиатрическая больница №3 им. И. И. Скворцова-Степанова». Главный психиатр и нарколог Комитета по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга. Адрес: 191015, г. Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 41. Телефон: (812) 303-51-20, e-mail: [email protected]
Днов Константин Викторович - кандидат медицинских наук. Место работы и должность: докторант при кафедре психиатрии ФГБ ВОУ ВПО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» Министерства обороны РФ. Адрес: 194044, г.Санкт-Петербург, ул. Боткинская, д. 17. Телефон: (812) 329-71-89, e-mail: [email protected]
Рутковская Наталья Сергеевна - врач-психиатр. Место работы: СПб ГБУЗ «Санкт-Петербургская психиатрическая больница им. П.П. Кащенко». Адрес: 188357, Ленинградская область, Гатчинский район, с. Никольское. Телефон: (813) 715-61-44, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается проблема зависимости суицидального поведения от уровня религиозности. На основе анализа религиозных текстов различных конфессий, работ, посвященных изучению суицидального поведения лиц с различной религиозной принадлежностью, делается вывод о большем значении религиозности как антисуицидальном факторе в традиционных авраамических религиях (Ислам, Христианство, Иудаизм) по сравнению с религиями Востока, особенно при условии вовлеченности прихожан в жизнь церковной общины. Ключевые слова: суицид, суицидальное поведение, религия.
Современная суицидология рассматривает с тем, отношение к самоубийству в разных ререлигиозную веру как защитный фактор про- лигиозных учениях имеет свои особенности.
тив суицидального поведения [1, 2, 3]. Вместе Хотя ни одна из традиционных мировых рели-
30
Суицидология Том 6, № 3 (20), 2015