ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
© М. Саркиапоне, Б.С. Положий, 2014 УДК 616.89-008.441.44(4-15)
Для корреспонденции
Положий Борис Сергеевич - доктор медицинских наук, профессор, руководитель Отдела экологических и социальных проблем психического здоровья ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Минздрава России Адрес: 119991, г. Москва, Кропоткинский пер., д. 23 Телефон: (495) 637-55-95 E-mail: pbs.moscow@gmail.com
М. Саркиапоне1, Б.С. Положий2
Суицидальная ситуация в странах Западной Европы
Suicidal situation in West European countries
M. Sarchiaponei, B.S. Polozhy2
Reviewed is the suicidal situation (suicide rate and its dynamics in 2002-2009) in Western European countries. Adduced is the experience of Western countries in the field of prevention of suicidal behaviour and main areas for its improvement. Key words: suicidal situation, suicide rate, dynamics, prevention of suicidal behavior
1 Университет Молизе, Кампобассо, Италия
2 ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Минздрава России, Москва
1 University of Molise, Campobasso, Italy
2 The Serbsky State Research Centre of Social and Forensic Psychiatry, Moscow
Приводится анализ суицидальной ситуации (частота суицидов и ее динамика за 2002-2009 гг.) в странах Западной Европы. Представлены опыт западных стран в области профилактики суицидального поведения и основные направления ее совершенствования.
Ключевые слова: суицидальная ситуация, частота суицидов, динамика, профилактика суицидального поведения
Проблема суицида не теряет своей актуальности в большинстве стран мира. Подтверждением этому являются данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) [6], согласно которым ежегодно около 1 млн человек погибают вследствие самоубийства, или одна смерть - каждые 40 с. Годовой показатель суицидальной смертности составляет 14,5 случая на 100 тыс. населения, при этом на каждый завершенный суицид приходится не менее 10-20 суицидальных попыток. За последние 45 лет частота суицидов в мире увеличилась на 60%. В настоящее время суициды составляют 1,8% общего бремени болезней, а к 2020 г. это число может возрасти до 2,4% [1].
Несмотря на эти трагические цифры, большинство специалистов считают, что реальное число самоубийств является еще более высоким [7]. Это связано с тем, что значительное число смертей вследствие суицида регистрируется в иных рубриках (например, таких, как смерть вследствие неуточненных причин или смерть в результате несчастного случая). Такая ситуация обусловлена как реальными ошибками в определении причины смерти, так и существующим в ряде стран сознательным искажением статистики суицидов по религиозным или политическим соображениям.
Суицид и нефатальное суицидальное поведение представляют собой важную проблему общественного здравоохранения в Европе в целом и в Западной Европе в частности. Несмотря на высокий
28
Россиискии психиатрическим журнал № 2, 2014
М. Саркиапоне, Б.С. Положий
(по мировым меркам) уровень жизни в странах Евросоюза, там ежегодно заканчивают жизнь самоубийством более 58 тыс. человек [3].
Переходим к анализу частоты самоубийств в странах Западной Европы. При оценке данного показателя мы опирались на критерии ВОЗ, согласно которым существует 3 уровня частоты суицидов: низкий (0-10 случаев на 100 тыс. населения), средний (11-20) и высокий (более 20 случаев на 100 тыс. населения).
Как показано на рис. 1, в половине государств -членов Евросоюза частота суицидов находится на низком уровне. Обращает на себя внимание, что в эту группу входят не только южные страны (Греция, Италия, Испания, Мальта, Португалия), где частота самоубийств всегда была невысокой, но и государства Центральной (Нидерланды, Люксембург) и даже Северной (Великобритания) Европы. При этом наиболее благополучной в суицидальном отношении страной является Греция - 3,4 случая на 100 тыс. населения, что ставит ее в один ряд с государствами Ближнего Востока, традиционно лидирующими в этом рейтинге.
Остальные страны Евросоюза находятся в диапазоне средней частоты суицидов. В эту группу входят Германия, Дания, Ирландия, Швеция, Австрия, Франция, Хорватия, Бельгия и Финляндия. В этой группе обращает на себя внимание присутствие Хорватии, являющейся единственным государством Средиземноморья, где частота самоубийств превышает низкий уровень. Наиболее высокий показатель в Евросоюзе отмечается в Финляндии (19,5 на 100 тыс. населения), он уже приближается к критическому уровню ВОЗ, равному 20 случаям на 100 тыс. населения. Таким образом, в Евросоюзе отсутствуют страны с высокой частотой суицидов.
Анализ динамики частоты самоубийств в западноевропейских странах (рис. 2) показал, что в период с 2002 по 2007 г. этот показатель снизился с 13,4 до 11,4 на 100 тыс. населения, однако затем
произошло его некоторое увеличение до 11,9 в 2009 г. Можно предположить, что это было связано с мировым финансово-экономическим кризисом, начавшимся в эти годы. В целом самые низкие стандартизированные по возрасту показатели частоты самоубийств как среди мужчин, так и среди женщин отмечаются в странах Средиземноморья -Греции, Италии, Испании, Мальте [2].
В последние годы появилась тревожная тенденция увеличения частоты суицидов среди молодежи. При этом частота суицидального поведения резко возрастает к середине подросткового возраста и достигает пика среди лиц 19-23 лет. Так, в Западной Европе в этом возрасте ежегодно кончают жизнь самоубийством порядка 13,5 тыс. человек. Оставшиеся в живых чаще всего объясняют свои суицидальные действия желанием избавиться от невыносимых чувств или уйти от психотравмирую-щей ситуации.
Еще более тревожны сведения о суициде в подростковом возрасте, согласно которым не менее 100 тыс. подростков ежегодно совершают суицидальные действия [8]. Показательно, что в подростковой группе (15-19 лет) самоубийство в качестве причины смерти вышло на второе место (после дорожно-транспортных происшествий и несчастных случаев). При этом, по оценкам специалистов, частота самоубийств среди подростков занижена не менее чем на 30%. Следует также заметить, что акты умышленного самоповреждения у детей и подростков чаще носят импульсивный характер и во многих случаях не сопровождаются желанием умереть. В соответствии с существующими прогнозами риск смерти вследствие суицида будет увеличиваться в когортах вновь родившихся, особенно мужского пола.
Рассмотрим частоту суицидов среди подростков и молодежи (15-29 лет) в странах Западной Европы. Анализируя эти данные, следует заметить, что критерии частоты самоубийств среди лиц молодого возраста не в полной мере соответствуют
25 20 15 10 5 0
19 5
_18,618,9
_иб15^________14
8 59,4 9,91011,311,912,2 _____" 13,5
о 4 6,46,97,5¥ ■ ■ | I I II " 13
3,4 ■■■■■■■■■■■----12,5
12
Рис. 1. Частота суицидов в странах Западной Европы (на 100 тыс. населения)
11,5 11 10,5 10
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Рис. 2. Динамика частоты суицидов в странах Западной Европы в 2002-2009 гг. (на 100 тыс. населения)
Российский психиатрический журнал № 2, 2014
29
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОМ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
таковым для общей популяции. Это обусловлено тем, что в ней учитываются традиционно высокие показатели суицидов среди лиц пожилого и старческого возраста. Исходя из этого в подростково-молодежной популяции (15-29 лет) следует считать низким уровень до 5 случаев на 100 тыс. населения, средним - от 5 до 10 случаев и высоким -более 10.
Как следует из рис. 3, средний показатель по Евросоюзу составляет 8,1 случая на 100 тыс. лиц молодежного возраста. Низкий уровень частоты суицидов отмечается в Греции, Люксембурге, Италии, Испании, Португалии и Дании. Средний уровень зарегистрирован в Нидерландах, Великобритании, Германии, Франции, Хорватии и Австрии, а высокий - в Бельгии, Швеции, на Мальте, в Ирландии и Финляндии. Таким образом, самый низкий и самый высокий показатели отмечаются соответственно в Греции (2,3 на 100 тыс.) и Финляндии (19,8 на 100 тыс.), что имеет место и в общей популяции. Однако в молодежной популяции различие между указанными (полярными) показателями составляет 8,6 раза, а в общей популяции оно меньше - 5,7 раза. Другой важной особенностью является наличие в молодежной популяции группы стран с высокой частотой суицидов, чего не было в общей популяции.
Сопоставление частоты суицидов в общей и молодежной популяциях показало, что в большинстве стран она выше в общей популяции, что вполне естественно. Вместе с тем в ряде государств наблюдается иное соотношение. В Бельгии показатель частоты суицидов среди молодежи превышает общепопуляционный в 1,6 раза, а на Мальте -в 1,5 раза. Несколько меньшие различия, но также с преобладанием частоты самоубийств в молодежной популяции, отмечаются в Нидерландах, Ирландии и Финляндии. Отсюда следует, что суицидальная ситуация среди лиц молодого возраста в Западной
Европе является наиболее неблагополучной, что требует повышенного суицидологического внимания по отношению к данной возрастной группе населения.
Изучение частоты самоубийств среди молодежи с учетом половой принадлежности (рис. 4) показывает достоверно более высокие показатели среди лиц мужского пола. В частности, в Финляндии и Ирландии они составляют соответственно 29 и 25 случаев на 100 тыс. лиц этого возраста. Благополучнее выглядит ситуация в женской части данной возрастной группы - во всех странах показатели находятся в диапазонах низкого и среднего уровня. Отсюда следует, что в странах с высоким уровнем частоты молодежного суицида назрела необходимость разработки специальных профилактических программ, особенно для мужской части данной группы населения.
Профилактика суицидального поведения в странах Западной Европы базируется на следующих основных принципах:
• самоубийство можно предотвратить в большинстве случаев;
• факторы суицидального риска могут варьироваться в различных демографических и популя-ционных группах;
• самые уязвимые в суицидальном отношении группы (молодежь, пожилые и социально изолированные) в наибольшей степени нуждаются в усилиях по предотвращению самоубийств;
• для определения конкретных факторов суицидального риска необходима разработка плана действий с учетом особенностей каждой страны и социодемографических характеристик ее населения.
Современная стратегия профилактики суицидов включает в себя три уровня: универсальный, селективный и индикативный [7]. Универсальный ориентирован на общую популяцию и носит
25,0. 20,015,0 10,0 5,0 0,0
19,8
12
2,3
3 23,74,44,94,9б,1
_ 8,6 8,1 6,56,7
11,8 11,8
; п
,64^
I I
,6 8,9
8,1
СЕ^сесеск: ск:
ш
о ^ о
ск:
:с ^
СЗ СЗ
И
(V СП
ГО!!--0® апшш —I
з: з:
о
(V
о со
Рис. 3. Частота суицидов в странах Западной Европы среди подростков и молодежи (15-29 лет) (на 100 тыс. лиц данного возраста)
Рис. 4. Частота суицидов в странах Западной Европы среди подростков и молодежи (15-29 лет) в зависимости от пола (на 100 тыс. лиц данного возраста)
30
Российский психиатрический журнал № 2, 2014
М. Саркиапоне, Б.С. Положий
медико-социальный характер. Его целью является предупреждение первичного возникновения суицидального поведения путем воздействия на основные «мишени» риска его развития. Селективная профилактика имеет избирательный характер, будучи направленной на активное выявление групп суицидального риска, а также оказание им адекватной профилактической помощи в целях предупреждения возникновения или дальнейшего развития суицидального процесса. Индикативная профилактика ориентирована на конкретных лиц с высоким риском совершения суицида. Она осуществляется как в пресуицидальный, так и в ближайший постсуицидальный периоды. Ее задачами в пресуицидальный период является предупреждение реализации суицидальных намерений (собственно суицидальных действий), а в постсуицидальный период - купирование суицидальных намерений у лиц, совершивших незавершенное самоубийство; предупреждение рецидивов суицидального поведения и повторных суицидальных действий; укрепление антисуицидального барьера личности суицидента; психокоррекционная работа с его ближайшим микросоциальным окружением, а также динамическое наблюдение и лечение су-ицидента в случае наличия у него психического заболевания.
В системе профилактики суицидального поведения помимо уровня следует выделить ее ключевые элементы [9]. К ним относятся:
• сотрудничество с врачами общей практики в целях повышения их уровня знаний и освоения навыков по распознаванию состояний суицидального риска;
• сотрудничество со средствами массовой информации (СМИ) и просветительская работа, направленные на повышение информированности общества о проявлениях и опасности депрессий. Суицидальное поведение как таковое не должно быть в фокусе этой работы из-за возможности противоположного эффекта;
• создание института посредников профилактической суицидологической помощи, способных играть важную роль в распространении знаний о депрессии и раннем выявлении лиц с суицидальным риском. Такими посредниками могут быть учителя, специалисты гериатрических служб, журналисты, фармацевты, полицейские, работники социальных и молодежных служб, священники;
• ограничение доступа к потенциальным средствам совершения самоубийства;
• повышение доступности медицинской, в том числе специализированной (суицидологической и психиатрической), помощи.
Следует отметить, что в последние годы в Западной Европе предпринят ряд важных мер по улучшению профилактики самоубийств. В частности, при
поддержке Евросоюза выполняются специальные проекты, решающие эту задачу. К их числу относятся: EUREGENAS (Европейские регионы против суицида), RESTRAIL (Предупреждение самоубийств и преступлений на железнодорожном транспорте), EHSS (Европейское исследование убийств и самоубийств), SEYLE (Сохранение и расширение возможностей молодежи в Европе), MONSUE (Мониторинг самоубийств в Европе), WE-STAY (Профилактика суицидов у учащейся и рабочей молодежи), SUPREME (Предотвращение самоубийств через Интернет и продвижение в СМИ основ сохранения психического здоровья), OSPI (Оптимизация программ профилактики самоубийств и их реализация в Европе), PREDI-NU (Профилактика депрессий и повышение информированности населения через социальные сети), YMSP (Молодежь и суицид), EAAD (Европейский альянс против депрессии), PROMISE (Укрепление психического здоровья, снижение психической заболеваемости и социальная интеграция в образовании), STOP (Суицидальность в педиатрической практике).
В качестве примера приведем результаты исследований, полученные в некоторых проектах. В рамках проекта WE-STAY [5] о совершенных в прошлом суицидальных попытках сообщили 525 учащихся (4,9% общего числа обследованных), в том числе 3,9% среди мужчин и 5,9% среди женщин. Наиболее высокие доли учащихся по шкале стресса (PSS) зарегистрированы в Израиле (5,9%), Германии (3,4%) и Франции (2,6%). Среди учащихся, совершивших покушение на самоубийство, медицинскую помощь получали 30% (31,9% мужчин и 23,3% женщин).
По материалам проекта SEYLE [4], 4,3% обследованных пытались покончить с собой, в том числе 5,3% женщин и 3,1% мужчин. Наиболее высокий уровень суицидальных попыток был выявлен в Германии, Франции и Израиле. В отличие от завершенных самоубийств, суицидальные попытки чаще совершались женщинами.
Подводя итог приведенным сведениям, можно прийти к заключению о том, что в странах Западной Европы, несмотря на более благополучную, нежели в Восточной Европе и ряде стран Азии, суицидальную ситуацию, проблема суицидального поведения продолжает быть актуальной и требует значительных усилий по ее улучшению.
Выводы
• Проблема суицида является приоритетной для всего мира, что подтверждается соответствующей декларацией ВОЗ.
• Суицидальный риск в странах Западной Европы продолжает оставаться высоким, особенно среди подростков и молодежи.
Ф
Российский психиатрический журнал № 2, 2014
31
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОМ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
• Многоуровневая профилактика суицидального поведения может быть эффективной.
• Национальные стратегии предупреждения самоубийств должны быть разработаны в каждой стране.
• Отсутствие ресурсов - человеческих или финансовых - не может быть оправданием
для отказа от развития и реализации национальной стратегии предупреждения самоубийств.
• Поскольку наши знания о самоубийстве базируются на ограниченной выборке культур, необходимо создание культурально скорректированных стратегий превенции суицидов.
Сведения об авторах
Саркиапоне Марко - профессор Университета Молизе (Кампобассо, Италия)
Положий Борис Сергеевич - доктор медицинских наук, профессор, руководитель Отдела экологических и социальных проблем психического здоровья ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Минздрава России (Москва) Е-таИ: pbs.moscow@gmail.com
Литература
3.
Bertolote J.M., Fleischmann A.A. Global perspective on the magnitude of suicide mortality // Oxford Textbook of Suicidol-ogy and Suicide Prevention: a Global Perspective / Eds D. Was-serman, C. Wasserman. - Oxford, 2009. - P. 91-98. Chishti P., Stone D.H. et al. Suicide mortality in the European Union // Eur. J. Public Health. - 2003. - Vol. 13, N 2. -P. 108-114.
http://www.epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/pro-
duct_results/search_results?mo=containsall&ms=suicide&sa
a=&p_action=SUBMIT&l=us&co=equal&ci=,&po=equal&pi=,
http://www.seyle.eu/
http://www.we-stay.eu/index.php/en/
http://www.who.int/mental_health/prevention/suicide/suicide-prevent/en/
Nock M.C., Borges G, Bromet E.J. et al. Suicide and Suicidal Behavior // Oxf. J. Med. Epidem. Rev. - 2008. - Vol. 30. -Iss. 1. - P. 133-154.
Steele M.M., Doey T. Suicidal behaviour in children and adolescents. Part 1: ethiology and risk factors // Can. J. Psychiatry. -2007. - Vol. 52, N 6. - Suppl. 1. - P. 21-33. van der Feltz-Cornelis C.M., Sarchiapone M, Postuvan V. et al. Best practice elements of multilevel suicide prevention strategies: a review of systematic reviews // Crisis. - 2011. - Vol. 32, N 6. - P. 319-333.
32
Российский психиатрический журнал № 2, 2014
6