СУИЦИДОЛОГИЯ
© Е.А. Панченко, Б.С. Положий, 2012 УДК 616.89-008.441.44-053.4/.6(470+571)(045)
Для корреспонденции
Положий Борис Сергеевич - доктор медицинских наук, профессор, руководитель Отдела экологических и социальных проблем психического здоровья ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Минздравсоцразвития России» Адрес: 119992, г. Москва, Кропоткинский пер., д. 23 Телефон: (495) 637-55-95 E-mail: [email protected]
Е.А. Панченко, Б.С. Положий
Суицидальная ситуация среди детей и подростков в России
#
Suicide situation in Russia among children and teenagers
E.A. Panchenko, B.S. Polozhy
Among the subjects of the Russian Federation the worst suicide situation has emerged in Tyva, Buryatia and Yakutia where the incidence of child suicide exceeds the all-Russia level 4-4,5 times and that of adolescent suicide 4-6 times. The following factors are thought to be implicated in the development of suicidal process in child and adolescent group: biological predisposition; lack of the psychological-psychiatric components of preventive medical examination; asocial or an incomplete nuclear family; abnormal conditions of upbringing in a parental family; conflicts with peers including those of an amorous nature; media coverage of suicide contributing to increases in suicidal behavior; socio-economic problems of regions; ethnocultural features; discrepancy betwaeen existing forms and methods of care provision to suicidal persons and the imperatives of time and recent advances in suicidology and practice. For these problems to be resolved it is mandatory to create a state-of-the-art system for the prevention of suicidal behavior among children and adolescents. Key words: incidence of child and adolescent suicides, risk factors for suicide, suicide prevention system tation
ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Минздравсоцразвития России», Москва The Serbsky National Research Centre оf Social and Forensic Psychiatry, Moscow
Среди субъектов Российской Федерации наиболее неблагополучная суицидальная ситуация имеет место в Тыве, Бурятии и Якутии, где частота детского суицида превышает российский уровень в 4-4,5раза, а подросткового - в 4-6раз. К факторам, влияющим на развитие суицидального процесса в детско-подростковой группе, были отнесены: биологическая предрасположенность; отсутствие психолого-психиатрического компонента диспансеризации; асоциальная или неполная родительская семья; патологическое воспитание в родительской семье; конфликты со сверстниками, в том числе любовные; индуцирование суицидального поведения средствами массовой информации; социально-экономическое неблагополучие регионов; этнокультуральные особенности; несоответствие существующих форм и методов оказания суицидологической помощи требованиям времени и последним достижениям суицидологической науки и практики. Для решения указанных проблем необходимо создание отвечающей современным требованиям системы профилактики суицидального поведения у детей и подростков. Ключевые слова: частота детских и подростковых суицидов, факторы суицидального риска, система профилактики
Суицид в детском и подростковом возрасте является наиболее тяжким проявлением трагической проблемы самоубийств. Самостоятельный уход ребенка из жизни находится в абсолютном противоречии с логикой жизни, логикой существования человека как биологического вида. Следует учитывать и тяжкий моральный ущерб, который наносят детские и подростковые суициды родителям, сверстникам, учителям, обществу в целом. По данным Всемирной органи-
52
#
Е.А. Панченко, Б.С. Положий
зации здравоохранения (ВОЗ), за последние 30 лет число суицидов, совершаемых детьми и подростками в мире, возросло в 30 раз. В этой возрастной группе суицид занимает четвертое (после детского травматизма, инфекционных и онкологических заболеваний) место в качестве причины смерти. Наряду с ростом частоты завершенных суицидов среди детей и подростков [2, 3, 7, 9, 10] отмечается увеличение количества суицидальных попыток в этой возрастной группе [1, 6]. Это свидетельствует о том, что к настоящему времени опасность развития суицидального поведения в детском и подростковом возрасте не только не снизилась, но, напротив, все более увеличивается.
Согласно рейтингу частоты суицидов среди подростков в странах мира, представленному ВОЗ в 2010 г., ведущее место по этому показателю занимает азиатское государство Шри-Ланка (табл. 1).
Таблица 1. Страны с наибольшими показателями частоты завершенных суицидов у подростков 15-19 лет (на 100 тыс. лиц данной возрастной группы)
Страна Мальчики Девочки Всего
Шри-Ланка 43,9 49,3 46,5
Литва 38,4 8,8 23,9
Казахстан 31,2 10,5 21,0
Россия 30,6 8,5 19,8
Беларусь 23,6 3,9 14,0
Год Дети Подростки
2004 3,9 20,4
2005 3,2 19,8
2006 3,6 19,3
2007 3,6 20,1
2008 3,3 19,4
2009 3,5 19,8
С учетом традиционно большого разброса показателей частоты самоубийств в регионах России нами был проведен анализ подростковых суицидов по федеральным округам страны (табл. 3).
Таблица 3. Частота завершенных суицидов среди подростков 15-19 лет в федеральных округах РФ в 2009 г. (на 100 тыс. лиц данной возрастной группы)
Федеральный округ Частота суицидов
Северо-Кавказский 5,6
Центральный 9,8
Южный 12,3
Северо-Западный 19,2
Приволжский 23,4
Уральский 28,6
Дальневосточный 33,6
Сибирский 36,3
Россия 19,8
К сожалению, Россия также является одной из наиболее неблагополучных в этом отношении стран и занимает в вышеуказанном рейтинге 4-е место. В последние годы в стране ежегодно уходили из жизни вследствие самоубийств до 500 детей (до 14 лет) и 2,5 тыс. подростков (15-19 лет). Кроме того, ежегодно каждый 12-й подросток совершает покушение на самоубийство, что резко повышает у него риск повторного, зачастую завершенного суицида.
Особую тревогу вызывает стабильность этих неблагополучных показателей. Так, если в общей популяции страны показатель частоты самоубийств снизился с 2002 г. по настоящее время в 1,5 раза, то среди детей и подростков он остался практически на том же уровне (табл. 2).
Таблица 2. Динамика частоты суицидов среди детей и подростков в России (на 100 тыс. лиц соответствующей возрастной группы)
Установлено, что показатели частоты суицидов среди детей и подростков имеют существенные различия, достигающие 6,5 раза. Минимальный уровень отмечается в Северо-Кавказском, Центральном и Южном федеральных округах. Он уступает общероссийскому и сопоставим с общемировым. Далее следуют Северо-Западный и Приволжский округа, где частота суицидов близка к общероссийскому уровню. Наиболее неблагоприятная ситуация отмечается в Уральском и особенно в Дальневосточном и Сибирском округах. В двух последних частота суицидов (соответственно 33,8 и 36,3 на 100 тыс.) превышает общероссийский показатель в 1,8 раза, а общемировой - в 5 раз.
Еще более выражены различия в частоте суицидов в отдельных регионах страны (табл. 4).
Таблица 4. Субъекты Федерации с наиболее высокой частотой суицидов среди детей и подростков в 2009 г. (на 100 000 лиц каждой возрастной группы)
Субъект Федерации Дети Подростки
Республика Тыва 15,6 120,6
Республика Бурятия 12,6 86,6
Республика Саха (Якутия) 13,4 74,2
Забайкальский край 10,7 68,3
Республика Хакасия 7,3 50,3
Республика Калмыкия 5,6 51,2
Россия 3,5 19,8
Наиболее неблагополучная суицидальная ситуация наблюдается в Тыве, Бурятии и Якутии, где частота детского суицида превышает российский уровень в 4-4,5 раза, а подросткового - в 4-6 раз. Немногим лучше ситуация в остальных указанных в таблице субъектах. Для сравнения: в Москве, отличающейся достаточно благополучной суицидальной обстановкой в целом, частота самоубийств
53
СУИЦИДОЛОГИЯ
#
среди детей составляет 1,1, а среди подростков -4,4 на 100 тыс. каждой возрастной группы. Таким образом, различия между полярно расположенными по частоте самоубийств субъектами достигают 12 раз (по детям) и 27 раз (по подросткам). Столь выраженные региональные различия характерны и для общей популяции России. Это позволяет выделить регионы с низкой, средней, высокой и сверхвысокой суицидальной активностью населения, в том числе и детско-подростковой.
Среди мотивов суицидального поведения у детей и подростков чаще выделяют неблагоприятные ситуации в сфере их контактов с родителями, сверстниками, учителями, лицами противоположного пола [14, 15, 17, 18]. Ряд авторов придает основное значение в росте частоты самоубийств у молодежи злоупотреблению алкоголем и психоактивными веществами [8, 19].
Результаты наших многолетних исследований суицидального поведения [13]позволили выделить факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на формирование и частоту суицидального поведения в детско-подростковом возрасте. К ним относятся:
1. Недооценка роли биологических (генетических) факторов предрасположенности к развитию суицидального поведения. Выявление такой предрасположенности (наличие среди родственников лиц с теми или иными формами суицидального поведения) является необходимым компонентом диспансеризации уже в младшем возрасте. Кроме того, необходимо информировать родителей о наличии потенциального суицидального риска у ребенка еще до его рождения и о необходимости последующего профилактического контроля.
2. Отсутствие психолого-психиатрического компонента диспансеризации детей и подростков. Следствием этого является крайне низкий уровень выявления психических расстройств у детей и подростков, что ведет к утяжелению и хронизации заболевания и резко повышает риск развития суицидального поведения.
3. Асоциальная или неполная родительская семья. По данным наших исследований [11], в таких семьях выросли 40% детей и подростков с суицидальным поведением.
4. Патологическое воспитание в родительской семье. Наибольшей суицидогенной опасностью обладают такие типы патологического воспитания, как авторитарный, безнадзорный, «кумир семьи», перфекционистский. По нашим данным [13], более 90% детей и подростков с различными формами суицидального поведения получали патологическое воспитание в своих родительских семьях. С учетом вышесказанного становится понятно, почему ведущей сферой суицидогенных конфликтов является семейная (47% всех случаев).
5. Конфликты со сверстниками, в том числе любовные. На их долю приходится 27% от общего числа изученных нами случаев суицидальных действий детей и подростков.
6. Индуцирование суицидального поведения средствами массовой информации (СМИ). Зачастую СМИ представляют информацию о самоубийствах абсолютно недопустимыми методами. Журналисты стремятся придать ей сенсационный характер, смаковать подробности ухода из жизни сверстников подростков или их кумиров, описывать методы самоубийств, самому факту суициду придается оттенок романтичности. С учетом существующего у подростков мощного эффекта подражания все это может провоцировать развитие суицидального поведения и совершение самоубийств, зачастую групповых.
7. Социально-экономическое неблагополучие регионов. Как правило, частота самоубийств у детей и подростков (равно как и в населении в целом) выше в регионах с неблагополучной экономической ситуацией, низким уровнем жизни населения, высокими уровнями пьянства, алкоголизма, наркомании, преступности.
8. Этнокультуральные особенности. Неслучайно среди регионов, занимающих первые 6 мест по частоте детских и подростковых суицидов, находятся 5 национальных образований, а Забайкальский край представляет собой объединение ранее существовавших Читинской области и ряда автономий. Наши исследования [4, 12] показывают, что наиболее подвержены суицидальному реагированию коренные народы Севера Сибири и Дальнего Востока, а также представители финно-угорской (удмурты, коми, карелы и др.) и монгольской (буряты, калмыки) этнических групп. Такой вывод обусловлен не только высокой частотой суицидов в соответствующих регионах в целом, но и тем, что внутри них уровень самоубийств среди коренного населения в 1,5-2 раза выше, чем среди русского (славянского). Это связано с вошедшими в культуру данных этносов и существующими до настоящего времени архаическими религиозными представлениями о «жизни после смерти в новом качестве» и соответственно о допустимости совершения самоубийства в сложной ситуации. В этих народах дети фактически напитываются такими представлениями и становятся группой риска суицидального поведения.
9. Несоответствие существующих форм и методов оказания суицидологической помощи требованиям времени и последним достижениям суицидологической науки и практики. На сегодняшний день существующая в России система суицидологической помощи не отвечает современным требованиям и научным достижениям суицидоло-гии. Оказывающие ее службы имеют различную ведомственную подчиненность, произвольный под-
54
Е.А. Панченко, Б.С. Положий
бор кадров, среди которых часто отсутствуют психиатры и медицинские психологи; неполные и не соответствующие задачам штаты. Многие службы базируются в своей деятельности на устаревших суицидологических представлениях, зачастую применяют сомнительные и научно не обоснованные методики, недостаточно или совсем не занимаются профилактической и реабилитационной работой. Большинство существующих на сегодняшний день суицидологических служб вообще не имеют детско-подросткового звена.
Таким образом, суицидальная ситуация в детско-подростковой части населения нашей страны является крайне неблагополучной и требующей принятия экстренных мер по ее улучшению. Для этого необходимо создание отвечающей современным требованиям системы профилактики суицидального поведения у детей и подростков. Решение столь ответственной и сложной задачи невозможно без совместных усилий государства, общественных организаций, образовательной и правоохранительной систем, органов здравоохранения и социальной защиты. Поэтому наиболее эффективным путем в этом направлении было бы создание Государственной межведомственной программы предупреждения суицидов, включающей в качестве отдельного блока «Предупреждение суицидов у детей и подростков». Возможны и такие варианты, как включение такого блока в уже существующие программы охраны здоровья детей и подростков
или его выделение в качестве самостоятельной программы.
Среди задач такой программы можно назвать такие, как:
• создание отвечающей современным научным требованиям системы суицидологической помощи детям и подросткам;
• разработкаорганизационно-методическихпринципов работы детско-подростковой суицидологической службы (детско-подросткового звена суицидологической службы);
• разработка структуры, штатных нормативов и видов деятельности детско-подростковых суицидологических служб с учетом суицидальной и социально-экономической ситуации в регионе, уровня жизни населения и его этнического состава;
• разработка и внедрение экспедиционного метода в работу суицидологических служб по профилактике самоубийств среди детей и подростков, проживающих в отдаленных и труднодоступных районах страны;
• разработка программ обучения врачей-педиатров, педагогов, воспитателей дошкольных учреждений, других специалистов, профессионально работающих с детьми и подростками, навыкам раннего распознавания у них признаков суицидального поведения;
• активизация антисуицидальной просветительной работы с широким использованием СМИ (радио, телевидения, прессы, Интернета).
Сведения об авторах
Панченко Евгения Анатольевна - кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник Отдела экологических и социальных проблем психического здоровья ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Минздравсоцразвития России» (Москва) E-mail: [email protected]
Положий Борис Сергеевич - доктор медицинских наук, профессор, руководитель Отдела экологических и социальных проблем психического здоровья ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Минздравсоцразвития России» (Москва) E-mail: [email protected]
Литература
1. Амбрумова А.Г., Трайнина Е.Г. К вопросу о саморазрушающем поведении подростков // Саморазрушающее поведение подростков: Сб. ст. - Л., 1991. - С. 29-36.
2. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): Метод. рекомендации для специалистов системы образования. - М.: МГППУ, 2006 - 78 с.
3. Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства: Руководство для подростков. - М.: Академический проект, 2001. - 32 с.
4. Дмитриева Т.Б., Положий Б.С. Этнокультуральная психиатрия. - М.: Медицина, 2003. - 448 с.
Российский психиатрический журнал № 1, 2012
5. Голенков А.В., Козлов А.Б., Цурупа Т.В. и др. Самоубийства среди детей и подростков // Охрана психического здоровья детей и подростков: Материалы 4-го конгресса педиатров России, Москва, 17-18 нояб. 1998. - М., 1998. - С. 77.
6. Журтова И.Б. Клинические особенности суицидоопасного поведения у подростков и лиц молодого возраста с хроническими неинфекционными заболеваниями: Дис. ... канд. мед. наук. - Нальчик, 2005. - 138 с.
7. Исаев Д.С., Шерстнев К.В. Метод. рекомендации для студентов по спец. курсу «Суицидология» / Самарский государственный университет, кафедра психологии. - Самара, 2000. - 16 с.
55
СУИЦИДОЛОГИЯ
#
Малын В.Г. Суицидальное поведение подростков // Актуальные проблемы клинической токсикологии и детоксикации: Материалы регион. науч.-практ. конф., пос-вящ. 25-летию токсикологической Службы Хабаровского края, Хабаровск, 5-6 февр., 1998 г. - Хабаровск, 1998. -С. 58-59.
Моховиков А.Н. Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. - М.: Когито-Центр, 2001. - 565 с.
Мурзабаева С.С., Хидиятуллина Р.Р. Профилактика суицида среди несовершеннолетних // Учитель Башкортостана. -2002. - № 12. - С. 81-82. 11. Панченко Е.А. Роль воспитания в родительской семье в формировании суицидального поведения // Вестн. неврол. -2011. - № 7. - С. 27-31.
Положий Б.С. Интегративная модель суицидального поведения // Рос. психиатр. журн. - 2010. - № 4. - С. 55-63. Положий Б.С, Панченко Е.А. Факторы динамики суицидального процесса // Психическое здоровье. - 2011. - № 9. -С. 65-68.
10
12
13
14. Славгородский Я.М. Клиническая динамика и терапия психических расстройств у подростков-девочек в постсуицидальном периоде: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. -М., 2000. - 24 с.
15. Тищенко К.Б. О мотивах суицидального поведения девочек-подростков // Актуальные вопросы клинической и социальной психиатрии: К 90-летию СПб. гор. психиатр. больницы им. П.П. Кащенко: Сб. науч. работ. - СПб., 1999. -С. 217-220.
16. Хорошко В.К. Самоубийство детей // Рос. психиатр. журн. -1998. - № 3. - С. 70-80.
17. Шипицина Л.М., Иванов Е.С., Стеценко Н.В. Мотивы суицидального поведения у подростков // Рос. психиатр. журн. -2000. - № 5. - С. 40-44.
18. Liappas J., Mellos E, Pomini V. et al. Suicidal and parasui-cidal behavior and drag addiction // Suicide: Biopsychosocial Approaches: Book of Abstracts (Athens, 16-19 May 1996). -Athens, 1996. - P. 101.
19. Matei V., Dressier M.L., Enache F. et al. Suicidal trends -an epidemiological review // Ibid. - P. 104.
20. Pihlsgard I. Suicide and bullying among children // Ibid. - P. 97.
56