Научная статья на тему 'СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
540
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CONSTITUTION / JUDICIAL POWER / INDEPENDENCE / JUDICIAL SYSTEM OF RUSSIA / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Азукаева Баира Андреевна, Булуктаева Киштя Юрьевна, Давашкин Евгений Юрьевич

В статье раскрываются некоторые аспекты деятельности судебной власти, как самостоятельной и независимой ветви государственной власти в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUDICIAL POWER IN THE RUSSIAN FEDERATION: SOME THEORETICAL ASPECTS

The article reveals some aspects of the activities of the judiciary as an independent and independent branch of state power in Russia.

Текст научной работы на тему «СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

АЗУКАЕВА Баира Андреевна,

кандидат юридических наук, доцент ФГБОУ ВО «Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова». E-mail: kbuluktaeva@mail.ru; БУЛУКТАЕВА Киштя Юрьевна,

кандидат юридических наук, доцент ФГБОУ ВО «Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова». E-mail: kbuluktaeva@mail.ru; ДАВАШКИН Евгений Юрьевич,

магистрант ФГБОУ ВО «Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова». E-mail: kbuluktaeva@mail.ru

Краткая аннотация: В статье раскрываются некоторые аспекты деятельности судебной власти, как самостоятельной и независимой ветви государственной власти в России.

Abstract: The article reveals some aspects of the activities of the judiciary as an independent and independent branch of state power in Russia.

Ключевые слова: Конституция, судебная власть, независимость, судебная система России, законодательство. Keywords: Constitution, judicial power, independence, judicial system of Russia, legislation.

Конституция РФ 1993 года впервые закрепила принцип разделения властей, выделив судебную власть как отдельную, независимую, самостоятельную ветвь государственной власти. С тех пор, судебная власть, действуя в соответствии с принципами демократического и правового государства и являясь основой защиты прав и свобод человека и гражданина, подчеркивает о переходе в России на режим верховенства права и закона. В РФ выстроена единая система судов. Так, в ФКЗ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) «О судебной системе Российской Федерации» ст.3 предусмотрено, что единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

- установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и вышеуказанным Федеральным конституционным законом;

- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

- применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

- признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

- законодательного закрепления единства статуса

судей;

- финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета[1].

В Конституции РФ и федеральном законодательстве не раскрывается понятие «Судебная власть», однако, исходя из смысла Конституции, можно сделать вывод, что судебная власть это одна из ветвей государственной власти,

относительно самостоятельная, наделенная властными полномочиями, имеющая строго определенные для нее функции. Важным является тот момент, что судебная власть не может быть заменена, никто не имеет право выполнять функции судебной власти, вершить правосудие, какие бы чрезвычайные ситуации не сложились в обществе. В отличие от других ветвей государственной власти, судебная власть осуществляется государственными служащими на профессиональной основе, это означает, что судьей может быть только лицо, имеющее высшее юридическое образование, определенный стаж юридической деятельности, безупречную репутацию и т.п.

Законодательство России относит к федеральным судам Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Здесь важное значение имеет тот факт, что предусмотренные федеральным законодательством конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации созданы и функционируют не во всех субъектах РФ, скорее всего это связано либо с политической подоплекой региональных властей, либо банально с отсутствием бюджетных средств на содержание такого суда, так как федеральным законодательством предусмотрено финансовое содержание только судей,

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 3(183)

а остальное обеспечение ложится на плечи регионального бюджета. Однако необходимо учитывать, что конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, имеют прямое назначение при становлении правового, демократического режима, как органа, независимого, политически отчужденного и направленного на установлении истины и справедливости, а также полного соответствия законодательства субъекта РФ Конституции РФ, федеральному законодательству, а также региональной конституции или уставу. Напрашивается вывод, захочет ли законодательный орган субъекта РФ иметь такой суд, который будет постоянно мо-ниторить принимаемые им законы и признавать их противоречащими и несоответствующими конституции или уставу региона? Мало этого, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации должны рассматривать споры о компетенции между органами государственной власти субъекта РФ, давать толкование основному закону региона.

Федеральный законодатель уделил большое внимание самостоятельности судов и независимости судей, так в ст. 5 ФКЗ «О судебной системе РФ» закрепляется, что суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом[2].

Здесь необходимо подчеркнуть, что сравнивая самостоятельность и независимость судебной власти в зарубежных странах, где демократия и правовое государство уже

устанавливается не один десяток лет, а то и больше, например, США, Великобритания, Франция, Италия и т.д., то в России шаги в этом направлении уже сделаны, но необходимо учитывать, что, во-первых, судебная власть в России еще относительно молода, во-вторых, большое влияние имеет практика построения советской школы управления, в том числе и в деятельности судебной власти, в-третьих, менталитет судей, которые прислушиваются то к исполнительной, то к законодательной власти, не дает в полной мере осуществлять правосудие независимо и самостоятельно, в-четвертых, законодательство, регламентирующее статус суда и судебную систему в целом, оставляет желать лучшего, например, Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. от 06.03.2019) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) только приняли, но уже имеет 9 поправок, Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) «О судебной системе Российской Федерации» — 12 поправок, Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О Конституционном Суде Российской Федерации» — 16 поправок и т п.. В отличие от России в зарубежных странах, установивших демократический и правовой режим, судебная власть является более независимой и самостоятельной. Это конечно зависит от многих факторов, например: разные политические системы, правовые школы, уровень политического и экономического развития, гарантии деятельности судей и судебной власти, уважения к суду, и реальному беспрекословному исполнению судебного решения, поддерживаемого государством и т.п.

Международная организация ООН установила Основные принципы независимости судебных органов, принятых седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшимся в Милане с 26 августа по 6 сентября 1985 года, и одобрены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/32 от 29 ноября 1985 года, здесь закреплено, что:

1. Независимость судебных органов гарантируется государством и закрепляется в конституции или законах страны. Все государственные и другие учреждения обязаны уважать и соблюдать независимость судебных органов.

2. Судебные органы решают переданные им дела беспристрастно, на основе фактов и в соответствии с законом, без каких-либо ограничений, неправомерного влияния, побуждения, давления, угроз или вмешательства, прямого или косвенного, с чьей бы то ни было стороны и по каким бы то ни было причинам.

3. Судебные органы обладают компетенцией в отношении всех вопросов судебного характера и имеют исключительное право решать, входит ли переданное им де-

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

ло в их установленную законом компетенцию.

4. Не должно иметь места неправомерное или несанкционированное вмешательство в процесс правосудия, и судебные решения, вынесенные судами, не подлежат пересмотру. Этот принцип не препятствует осуществляемому в соответствии с законом судебному пересмотру или смягчению приговоров, вынесенных судебными органами.

5. Каждый человек имеет право на судебное разбирательство в обычных судах или трибуналах, применяющих установленные юридические процедуры. Не должно создаваться трибуналов, не применяющих установленных должным образом юридических процедур, в целях подмены компетенции обычных судов или судебных органов.

6. Принцип независимости судебных органов дает судебным органам право и требует от них обеспечения справедливого ведения судебного разбирательства и соблюдения прав сторон.

7. Каждое государство-член обязано предоставлять соответствующие средства, позволяющие судебным органам надлежащим образом выполнять свои функции[3].

Вмешательство в судебный процесс со стороны любого государственного или муниципального (местного) органа или должностного лица не допустимо, судьи принимают решения опираясь только на закон и Конституцию.

В ст. 64 Французской Конституции закреплено, что, Президент Республики является гарантом независимости судебной власти. Судьи несменяемы[4].

Значение принципа независимости судебных органов во Франции понимается как защита судебно-юрисдикционной деятельности судебных органов от вмешательства исполнительной и законодательной власти. Но она также является обязанностью магистратов, которые должны оградить себя от какой бы то ни было зависимости (от политических партий, групп влияния, средств массовой информации и т. п.) при осуществлении своей профессиональной деятельности. Независимость, как уже отмечалось выше, является залогом беспристрастности, требуемой ст. 6 Конвенции защите прав человека и основных свобод

Библиография:

от 4 ноября 1950 г., которая направлена на создание гражданам гарантий свободного доступа к суду и рассмотрения дел «открыто, в разумные сроки, после справедливого судебного разбирательства, проведенного независимым и беспристрастным судом»[5].

Таким образом, судебная власть призвана защищать нарушенные права участников любых законных правоотношений. Она должна стать воплощением справедливости, победы закона. Качество деятельности судебной власти напрямую зависит от уровня развития государства, устойчивости правовой базы, правосознания граждан и в общем отношении к закону, уважения к принятым решениям судебных органов. Можно добавить, что большую роль в становлении уважения к суду и судьям играет Конституционный Суд РФ, он как гарант, как оплот и фундамент всего судейского сообщества Российской Федерации, его решения носят окончательный характер и не подлежат обжалованию. В этом свете особый интерес вызывает решение Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г. [6] Как указывается на портале Ведомости ру «Конституционный суд РФ признал законными поправки в Конституцию. В том числе поправку, позволяющую Владимиру Путину обнулить свои президентские сроки»[7]. Попытка обнуления президентских сроков была предпринята еще в 1998 году, но тогда Конституционный Суд РФ не увидел неопределенностей, поэтому в своем Определении производство по делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации прекратил в связи с отсутствием неопределенности в их понимании, поскольку в соответствии с ними Президент Российской Федерации до выборов в июне-июле 1996 года осуществлял свои полномочия первый срок и был в 1996 году избран на второй срок подряд[8]. Тогда судьи Конституционного Суда РФ срок действовавшего президента России Ельцина Б.Н. не обнулили, это при том, что в 1993 году была принята новая Конституция России, по моему мнению, как раз она и давала и повод, и правовую возможность для обнуления президентского срока.

1. ФКЗ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) «О судебной системе Российской Федерации»// http://publication.pravo.gov.ru/

2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) «О судебной системе Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»».

3. Организация объединенных наций. Конвекции и соглашения [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/indep.shtml. Дата обращения 18.03.2020.

4. Право. Конституция Франции 1958 г. [Электронный ресурс] URL: https://megabook.ru/ Дата обращения 19.03.2020.

5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Ратифицирована ФЗ РФ от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

6. Официальный интернет портал правовой информации. Заключение Конституционного Суда РФ от 16.03.2020г. № 1-З // [Электронный ресурс] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003160037. Дата обращения 19.03.2020.

7. https://www.vedomosti.ru/

8. Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 134-О // [Электронный ресурс] URL: https://legalacts.ru/doc/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-05111998-n/. Дата обращения 19.03.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.