Научная статья на тему 'СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ РОССИИ: ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ'

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ РОССИИ: ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
393
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМА / СУД / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / КОНСТИТУЦИЯ / ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ / КАССАЦИОННЫЙ / АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ / REFORM / COURT / JUDICIAL POWER / CONSTITUTION / SUPREME COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION / CASSATION / APPEAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зангиев М.А.-С.

Судебная власть в РФ, является одной из ветвей государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются относительной самостоятельностью, и осуществляют государственную власть. Суды, как органы государственной власти, призванные осуществлять правосудие, являются основным средством защиты нарушенных прав физических и юридических лиц. Поэтому очень важно совершенствовать судебную систему и анализировать её структуру. В статье раскрыть основные положения судебной реформы и теоретические аспекты юридической науки об конституционных основах судебной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUDICIAL POWER OF RUSSIA: GENESIS AND EVOLUTION

The judiciary in the Russian Federation is one of the branches of state power, along with the legislative and executive, its bodies enjoy relative independence, and exercise state power. Courts, as organs of state power, called upon to administer justice, are the main means of protecting the violated rights of individuals and legal entities. Therefore, it is very important to improve the judicial system and analyze its structure. The article reveals the main provisions of judicial reform and theoretical aspects of legal science on the constitutional foundations of the judiciary.

Текст научной работы на тему «СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ РОССИИ: ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ»

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ РОССИИ: ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ

М.А.-С. Зангиев, студент

Ингушский государственный университет

(Россия, г. Магас)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-2-2-134-136

Аннотация. Судебная власть в РФ, является одной из ветвей государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются относительной самостоятельностью, и осуществляют государственную власть. Суды, как органы государственной власти, призванные осуществлять правосудие, являются основным средством защиты нарушенных прав физических и юридических лиц. Поэтому очень важно совершенствовать судебную систему и анализировать её структуру. В статье раскрыть основные положения судебной реформы и теоретические аспекты юридической науки об конституционных основах судебной власти.

Ключевые слова: реформа, суд, судебная власть, конституция, Верховный Суд РФ, кассационный, апелляционный.

Судебная власть относительно самостоятельна. Она взаимодействует и контролирует другие ветви власти. Законодательная власть принимает законы, на которые опирается исполнительная и судебная власть. Оказывает влияние на другие ветви власти непосредственно через конституционный надзор, который позволяет признавать законы и другие нормативные правовые акты органов государственной власти, противоречащими Конституции и вследствие этого не имеющими юридическую силу. Такая привилегия суда, как возможность «аннулировать» решение другого органа власти поднимает его авторитет, делает его положение более прочным и весомым.

Кандидатов на должности органов исполнительной и законодательной власти избирают на выборах, а выборы - это политический процесс, следовательно, они подвержены политическому давлению со стороны партий и избирателей, политическое давление на судебную власть является невозможным. Суд не имеет силовых механизмов, как исполнительная власть. Сила этой власти коренится в неуклонном исполнении закона, в уважении судебного решения.

Конституционные основы судебной власти вырабатывались правовой наукой в течение длительного периода времени. Наличие системы судебных органов еще

не означает, что в государстве есть самостоятельная и независимая судебная власть. В различных научных и учебных изданиях советского периода неоднократно воспроизводились слова В.И. Ленина, которые были сказаны им в 1917 г. в связи с вызовом в суд в период правления Временного правительства: «Суд есть орган власти. Это забывают иногда либералы. Марксисту это забывать грех» [1, с. 37]. Однако советская власть никогда не признавала теорию разделения властей из-за того, что суд мог признать за собой право разбирать споры гражданина с государством, его органами и должностными лицами, чего советское государство не могло позволить в силу своего тоталитарного политического режима. Тогда судебная власть рассматривалась, как инструмент репрессий, уголовный процесс на деле был лишён состязательности, а граждане были ограниченны в своей правосубъектности в сфере имущественных отношений и возможности оспорить противоправные действия властей. В современной России судебная власть, как самостоятельная ветвь власти стала реальной.

Создание высших судов РФ закреплено в гл. 7 Конституции, порядок образования других федеральных судов указан в ФКЗ от 26 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации». «В соответствии

с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в РФ действуют:

1. федеральные суды;

2. конституционно (уставные) суды;

3 мировые судьи субъектов РФ составляющие судебную систему РФ» [2, с. 150].

Согласно Конституции РФ, не могут создаваться чрезвычайные суды, а также суды, не предусмотренные ФКЗ о судебной системе РФ [3].

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ: кассационные, апелляционные, верховные суды субъектов в составе РФ, районные, военные, арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, и специализированные суды [4].

К судам субъектов РФ принадлежат: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Закон о создании в системе общей юрисдикции отдельных апелляционных и кассационных судов был принят в 2018 г. Он предусматривает создание пяти апелляционных и девяти кассационных судов. Теперь структура судов общей юрисдикции будет схожа со структурой арбитражных судов.

Почему возникла необходимость в выделении апелляции и кассации? Совершенно очевидно, что организация правосудия в России далека от совершенства, идёт постоянная работа по совершенствованию законодательства и организации правоохранительной деятельности, в частности судебных органов так, как суд - это высший орган правосудия. Такие вопросы, как законность, справедливость обоснованность приговора являются важными и касаются всех. Иерархическая организация судов по вертикали служит организации

проверки в вышестоящих судах решении нижестоящих судов, и определяет движение дел по судебным инстанциям. Поэтому было решено разработать независимую судебную инстанцию, которая будет заниматься рассмотрением жалоб на состоявшиеся судебные решения. Большое значение имеет разгрузка судов, в частности Верховного Суда РФ, ряд своих полномочии он передал окружному суду.

С 1 октября 2019 года начали деИство-вать апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Одновременно Пленум Верховного Суда РФ решил значительно реформировать действующее процессуальное законодательство. Реформа является логическим продолжением и конечным этапом реформы, начатой в 2014 г. с поправок в Конституцию РФ, которые предусматривали объединение Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Дискуссии и споры о необходимости реформирования судебной системы ведутся уже несколько лет, как государственными, так и гражданскими деятелями. Однако, каждая сторона по-своему видит перечень отраслей, которые требуют корректировок.

Итак, Верховный Суд РФ является самым важным судебным органом в судебной системе России. В спектр его полномочий входит огромное количество важных задач и функций. Решения, выносимые Верховным Судом, являются окончательными и не подлежат обжалованию. Новая судебная реформа предполагает снять нагрузку с Верховного Суда (возникшая вследствие объединения двух судов) с помочью создания кассационных судов общей юрисдикции, для того чтобы Верховный Суд смог осуществлять деятельность, связанную с обобщением судебной практики, анализом судебную статистики, разъяснением по вопросам судебной практики и т.д.

Библиографический список

1. Безлепкин Б.Т. Судебная система, правоохранительные органы и адвокатура России: Учебник. - Юристъ, 2014.

2. Корнев В.Н. Теория государства и права: Учебник. - М.: РАП, 2014.

3. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 06.03.2019) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019).

4. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) «О судебной системе Российской Федерации».

JUDICIAL POWER OF RUSSIA: GENESIS AND EVOLUTION

M.A.-S. Zangiev, Student Ingush State University (Russia, Magas)

Abstract. The judiciary in the Russian Federation is one of the branches of state power, along with the legislative and executive, its bodies enjoy relative independence, and exercise state power. Courts, as organs of state power, called upon to administer justice, are the main means of protecting the violated rights of individuals and legal entities. Therefore, it is very important to improve the judicial system and analyze its structure. The article reveals the main provisions of judicial reform and theoretical aspects of legal science on the constitutional foundations of the judiciary.

Keywords: reform, court, judicial power, constitution, Supreme Court of the Russian Federation, cassation, appeal.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.