СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ИНЫЕ ИНСТИТУТЫ, ОБРАЗУЮЩИЕ ОСНОВУ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ПЕРУ
К.М. Беликова, Н.Н. Марчук
Кафедра гражданского и трудового права Кафедра судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассматриваются некоторые аспекты взаимодействия элементов, составляющих основу правоприменительного механизма Перу, в том числе: судебная власть, органы прокуратуры и др.
Ключевые слова: Латинская Америка, Перу, судебная власть, правоприменительный механизм, конституционный контроль, прокуратура, процессуальные средства защиты, гражданский процесс, уголовный процесс.
Латиноамериканское право представляет собой сплав европейской и североамериканской моделей построения правопорядков. Однако «импортированные» в латиноамериканский регион из стран Западной Европы и Северной Америки правовые институты не просто слепо копировались, но творчески развивались, эволюционировали, значительно изменяясь. Развившись на базе иберийского правового наследия, берущего начало в романо-германской правовой традиции, латиноамериканское право (за исключением конституционного) при высокой степени однородности обладает своеобразием, самобытностью и разработанностью национальных правовых систем. Это своеобразие, позволяющее правоведам выделять латиноамериканское право в отдельную правовую семью, издавна предопределяет интерес отечественных исследователей, в том числе авторов настоящей статьи.
В настоящее время наша страна все сильнее интегрируется в мировое экономическое сообщество. Это одна из причин, которая определяет актуальность исследования права латиноамериканских государств.
Необходимость исследования различных аспектов правового регулирования отношений экономического оборота в странах региона обусловлена, по мнению авторов, важностью определения основных направлений и содержания развития соответствующих взаимоотношений. Ведь развитие взаимных отношений и экономическая интеграция и являются основными способами сохранения национального рынка в условиях глобализации. Именно поэтому авторы концентрируют внимание на институтах, образующих основу правоприменительного механизма в одной из стран Латинской Америки — Перу.
Как отмечается в литературе, в системе государственных органов Латинской Америки особое место принадлежит судебным органам [5. C. 169]. Д.Б. Фёниш полагает, что Перу относится к тем латиноамериканским странам, в которых протоколирование судебных заседаний довольно-таки долгое время было развито очень слабо, что затрудняло последующее ознакомление с тем, что принято именовать результатами правоприменительной практики, «юриспруденцией». И все потому, что правоприменительным органам этой страны присущ подход, в рамках которого судья руководствуется не духом закона, а недвусмысленно прописанными нормами, четко следуя континентальной правовой традиции [10].
Источником власти по отправлению правосудия, согласно ст. 138 Конституции [1. C. 780-846], является народ, осуществляющий ее посредством соответствующих судебных органов.
Судебная власть включает в себя судебные органы, осуществляющие правосудие от имени Нации, и органы, осуществляющие в ней управление и администрирование.
Юрисдикционными органами являются Верховный Суд, Конституционный Суд и иные суды, определяемые законом (ст. 143, 201). Определяющим эти положения законом является Органический закон об органах судебной власти [13]. Имеется также отдельная система военных судов.
Верховному суду подведомственны дела в кассационной или последней инстанции в случаях, когда иск предъявляется непосредственно в Верховный Суд (ст. 141 Конституции).
Председатель Верховного Суда является также главой судебной власти. Пленум Верховного Суда — высший совещательный орган судебной власти (ст. 144).
Конституционный Суд рассматривает в единственной инстанции иски о признании положений, имеющих силу закона, не соответствующими Конституции (ст. 202) [7]. Конституционный Суд независим и автономен. Он состоит из семи судей, избираемых на пять лет. К кандидатам на должности судей Конституционного Суда предъявляются те же требования, что и к кандидатам на должности судей Верховного Суда. Они пользуются той же неприкосновенностью и льготами, что и конгрессмены. На них распространяются та же несовместимость мандата. Они не могут быть переизбраны на очередной срок.
Судьи Конституционного Суда избираются Конгрессом Республики двумя третями голосов «за» от общего числа их членов. Судьями Конституционного Суда не могут быть избраны судьи или прокуроры, которые не прекратили выполнение своих функций за один год до назначения (ст. 201).
В полномочия Конституционного Суда входит:
1) рассмотрение в единственной инстанции исков о признании положений, имеющих силу закона, неконституционными;
2) рассмотрение в последней и окончательной инстанции решений об отказе в удовлетворении требований по искам habeas corpus, amparo, habeas data и иске об исполнении;
3) рассмотрение в соответствии с законом споры о компетенции или полномочиях, предоставленных Конституцией (ст. 202).
Право на подачу иска о признании положений, имеющих силу закона, неконституционными принадлежит:
1) Президенту Республики;
2) Генеральному Прокурору;
3) Уполномоченному по правам человека;
4) двадцати пяти процентам от общего числа конгрессменов;
5) пяти тысячам граждан, подписи которых под иском должны быть удостоверены Национальной коллегией по избирательным делам. В случае подачи иска о признании неконституционными положений Устава муниципалитета достаточно подписей одного процента граждан, проживающих на соответствующей территории, если число их в этом случае не превышает указанного ранее;
6) главам регионов с согласия Совета регионального сотрудничества или мэрам провинций с согласия Муниципальных советов по вопросам, находящимся в их компетенции;
7) профессиональным коллегиям по вопросам, находящимся в сфере их деятельности (ст. 203).
Решение Конституционного Суда о признании нормы противоречащей Конституции подлежит опубликованию в официальном издании. Со дня, следующего за днем опубликования, указанная норма утрачивает юридическую силу.
Решение Конституционного Суда о признании нормы противоречащей Конституции полностью или в части не имеет обратной силы (ст. 204).
Государство гарантирует судьям:
1) независимость. Судьи подчиняются только Конституции и закону;
2) несменяемость. Судьи не могут быть переведены на другую должность без их согласия;
3) пребывание в должности до тех пор, пока их поведение и способности соответствуют выполняемым обязанностям;
4) выплату вознаграждения, обеспечивающего достойный уровень жизни, отвечающий выполняемым ими обязанностям и занимаемому положению (ст. 146 Конституции).
Согласно ст. 150 управление судейским сообществом осуществляет Национальный совет магистратуры (Consejo Nacional de la Magistratura), являющийся независимым органом.
Национальный совет магистратуры осуществляет отбор и назначение на должности судей и прокуроров, за исключением случаев их избрания на всенародных выборах. Таким исключением является случай избрания на всенародных выборах мировых судей согласно ст. 152 Конституции. Судьям и прокурорам запрещено участвовать в политике, объединяться в профсоюз и объявлять забастовку (ст. 153).
В марте 1998 г. Конгресс принял закон, по которому право смещения судей Верховного суда и прокуроров передано от Национального совета магистрату-
ры соответственно исполнительным комиссиям по судебной власти и по прокуратуре, каждая из которых фактически контролируется Президентом Республики. Им же было поручено осуществлять предварительное расследование о нарушениях, допущенных судьями и прокурорами. В сентябре 1998 г. Конгресс по требованию судейского сообщества частично восстановил полномочия Национального совета магистратуры [6. С. 598-615].
Режим законности предполагает существование способов защиты гражданами своих прав, можно выделить три основных способа защиты граждан от действий администрации, должностных лиц государственных органов управления, когда эти действия совершены, по мнению гражданина, с превышением власти или с нарушением его прав: а) административный; б) судебный; в) административная юстиция [4. С. 171-173]. Перу не является исключением. Согласно ст. 148 Конституции административные решения, вынесенные государственными органами, могут быть оспорены путем подачи административного иска.
В сфере деятельности судебной власти новшеством стало закрепление в Конституции возможности осуществления судебных функций должностными лицами крестьянских общин и общин коренных жителей на основе обычного права при условии, что это не нарушает основные права человека. Конституция возобновила применение смертной казни за такие преступления, как измена Родине, военные преступления и терроризм.
Если лицо, считающее, что его права, признаваемые Конституцией, ущемлены, полагает, что оно исчерпало средства правовой защиты внутри страны, оно может обращаться с исками или жалобами в международные суды или организации согласно международным договорам или соглашениям, заключенным Перу (ст. 205).
Имеются и иные новшества по сравнению с Конституцией 1979 г. [16. С. 279-290]: предусмотрено учреждение, наряду с действовавшей прежде Национальной коллегией по избирательным делам, Национального бюро по избирательным процессам, а также Государственного реестра идентификации и гражданского состояния [14]. Должность Уполномоченного по правам человека хотя и существовала с февраля 1986 г., но впервые была закреплена на конституционном уровне лишь в 1993 г. (ст. 161, 162).
В Перу действует Прокуратура — она независима. Главой Прокуратуры является Генеральный Прокурор. Генеральный Прокурор избирается Советом прокуроров Верховного Суда. Срок полномочий Генерального Прокурора — три года, он может быть продлен посредством выборов на новый срок только на два года. Члены Прокуратуры имеют те же права и иммунитет и несут те же обязанности, что и члены судебной власти соответствующего уровня. В отношении них действует такая же несовместимость мандата. Они назначаются согласно тем же требованиям и в порядке процедуры, предусмотренной для назначения членов судебной власти соответствующего уровня (ст. 158 Конституции).
В компетенцию Прокуратуры входит:
1) подача исков в защиту законности и публичного интереса, находящегося под защитой права, по собственной инициативе или по заявлению стороны;
2) осуществление надзора за независимостью судов и справедливым осуществлением правосудия;
3) представление интересов общества в судебном разбирательстве;
4) участие в производстве расследования преступлений. С этой целью Полиция, в пределах своей компетенции, обязана выполнять поручения Прокуратуры;
5) возбуждение уголовного дела публичного или частного обвинения;
6) дача предварительного заключения по возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам в случаях, предусмотренных законом;
7) осуществление инициативы при разработке законов и представление Конгрессу или Президенту Республики отчета о пробелах и недостатках законодательства (ст. 159). Также принят и действует Органический закон о Прокуратуре [12].
Процессуальное право (как и материальное) основывается на тезисе о том, что защита человеческой личности и уважение человеческого достоинства являются высшей целью общества и государства (ст. 1 Конституции).
В этом формате Конституцией в разделе V «О конституционных гарантиях» предусмотрена система гарантий, направленных на защиту прав личности. Так, согласно положениям ст. 200, конституционными гарантиями являются:
1) процедура habeas corpus — применяется против действия или бездействия любого органа власти, должностного или иного лица, которые нарушают или создают угрозу нарушения личной свободы или связанных с ней конституционных прав;
2) процедура amparo — направлена против действия или бездействия любого органа власти, должностного или иного лица, которые нарушают или создают угрозу нарушения всех остальных прав, признаваемых Конституцией, за исключением перечисленных в предыдущем пункте. Процедура amparo не применяется в отношении правовых норм и судебных решений, вынесенных в ходе надлежащим образом осуществляемого производства по делу;
3) процедура habeas data — направлена против действия или бездействия любого органа власти, должностного или иного лица, которые нарушают или создают угрозу нарушения прав, перечисленных в п. 5) и 6) ст. 2 Конституции;
4) иск о признании не соответствующими Конституции — подается для признания неконституционными положений, имеющих силу закона: законов, законодательных и чрезвычайных декретов, договоров, Регламентов Конгресса, региональных норм общего характера и Уставов муниципалитетов, противоречащих Конституции по форме или по содержанию;
5) народный иск (acción popular) — подается по мотивам нарушения Конституции и законов регламентами, административными нормами и решениями и постановлениями общего характера независимо от принявшего их органа;
6) иск об исполнении (acción de de cumplimiento) — подается против органов власти или должностных лиц, нарушающих правовые нормы или административные акты, с соблюдением положений о привлечении к иным видам ответственности, предусмотренным законом.
Все эти гарантии и последствия признания правовых норм противоречащими Конституции и законам регулируются подробно органическим законом.
Осуществление процедур habeas corpus и amparo не приостанавливается во время действия чрезвычайного положения, введение которого предусмотрено ст. 137 Конституции.
Когда указанные иски подаются в связи с действующими ввиду чрезвычайного положения ограничениями или приостановлением осуществления конституционных прав, компетентный суд исследует обоснованность и соразмерность ограничивающего их акта. Судья не может исследовать вопрос обоснованности введения чрезвычайного и военного положения.
Обращаясь к гражданскому процессу, отметим, что в колониальный период с 1537 г. на испанскую Америку было распространено законодательство Касти-льи — крупнейшей исторической области Испании.
На развитие национального гражданского процессуального права в период становления национальных государств наибольшее значение оказало процессуальное законодательство опять-таки Испании. Гражданское процессуальное право Испании середины XIX в. являло собой феодальное право, основанное на принципах письменности, формализма, оценки доказательств судом на основе системы тарификации доказательств. И именно эти принципы были закреплены в национальных гражданско-процессуальных кодексах латиноамериканских стран и продолжают свое действие до настоящего времени [3. C. 192-200], — не является исключением и Перу.
Принципы судопроизводства в той или иной форме нашли свое отражение в конституциях всех стран латиноамериканского региона. Многие конституции устанавливают основные демократические принципы в отдельных статьях.
К числу принципов гражданского и уголовного судопроизводства относятся: принцип законности, гласности; равенства граждан перед законом и судом; осуществления правосудия только судом; независимости и несменяемости судей и др.
Наибольшее количество принципов гражданского и уголовного судопроизводства (22) закреплено в ст. 139 Конституции Республики Перу 1993 г. Среди них к гражданскому судопроизводству можно отнести следующие принципы:
- единство судебной системы и осуществление правосудия только судом; не существует и не может учреждаться никаких независимых судов, кроме арбитражных; запрещено отправление правосудия в порядке выполнения поручения или делегирования полномочий;
- независимость при осуществлении правосудия;
- соблюдение установленного порядка судопроизводства и право на судебную защиту;
- гласность судебного разбирательства;
- письменное обоснование судебных актов;
- множественность инстанций;
- возмещение вреда, причиненного вследствие судебной ошибки;
- принцип недопустимости отказа в предоставлении судебной защиты по причине пробелов в законе или его неполноты;
- запрет на повторное рассмотрение дела, по которому имеется вступившее в законную силу решение суда;
- принцип недопустимости лишения права на защиту на любой стадии процесса;
- принцип бесплатности отправления правосудия;
- участие народа в назначении и отзыве судей;
- запрет отправления правосудия лицами, не назначенными в качестве судей;
- право каждого на анализ и критику судебных решений.
Испанские авторы указывают, что подробная регламентация деятельности судебных органов по рассмотрению и разрешению гражданских дел необходима постольку, поскольку судьи должны быть поставлены в строгие рамки при осуществлении своих полномочий, а граждане страны должны быть максимально информированы о принципах гражданского судопроизводства [2. C. 55-60].
Интерес в этом формате представляют положения ст. 49 Конституции Перу, где закрепляется, что официальными языками являются испанский, а также кечуа, аймара и иные местные языки в областях, где их использование является преобладающим. В п. 19 ст. 2 Конституции Перу говорится, что каждый перуанец имеет право пользоваться родным языком при обращении в любой государственный орган и общаться с должностными лицами последнего через переводчика. Иностранные граждане, вызываемые в любой государственный орган, пользуются тем же правом.
В настоящее время действует Гражданский процессуальный кодекс 1992 г. [18], вступивший в силу 1 января 1993 г. и заменивший действовавший ранее Кодекс гражданских процедур 1912 г. (Código de procedimientos civiles 1912 г.).
ГПК 1992 г. состоит из Вводного титула; Первой книги — Гражданское судопроизводство (Justicia civil); Книги второй — Арбитражное судопроизводство (Justicia arbitral); Дополнительных положений; Заключительных положений; Положений о внесении изменений в действующее законодательство и Положений, отменяющих часть действующего законодательства.
Уголовный процесс в Перу основан на следующих конституционных положениях:
- никто не может быть обвинен или осужден за действие или бездействие, наказуемость которых не была прямо и недвусмысленно установлена законом к моменту их совершения, никому не может быть назначено наказание, не предусмотренное законом;
- каждый считается невиновным, пока его вина не установлена в суде;
- никто не может быть задержан иначе, как по письменному мотивированному постановлению суда либо сотрудниками полиции, застигшими лицо на месте преступления. Задержанный должен быть доставлен в соответствующий суд в течение двадцати четырех часов с момента задержания либо в течение срока, необходимого на его доставку с учетом расстояния.
Эти сроки не применяются к актам терроризма, шпионажа и незаконной торговли наркотиками.
В этих случаях сотрудники полиции могут производить задержание предполагаемых подозреваемых не более, чем на пятнадцать календарных дней. Они обязаны представить соответствующий отчет в Прокуратуру и суд; до истечения указанного срока последний может осуществлять юрисдикцию в отношении задержанного;
- никого нельзя подвергать моральному, психическому или физическому насилию, пыткам, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению. Любой может просить проведения немедленного медицинского осмотра лица, которому причинен вред, либо лица, лишенного возможности обратиться с такой просьбой в соответствующий государственный орган лично. Показания, полученные с применением насилия, не имеют юридической силы. Лицо, применившее насилие, подлежит ответственности (пп. d, e, f, h п. 24 ст. 2).
Статья 139 Конституции устанавливает следующие принципы уголовного судопроизводства:
- принцип неприменения по аналогии уголовного закона и положений, ограничивающих права личности;
- принцип недопустимости назначения наказания без судебного разбирательства;
- при сомнении в содержании или при коллизии уголовных законов — применение закона, улучшающего положение осуждаемого;
- принцип недопустимости заочного осуждения;
- запрет на повторное рассмотрение дела, по которому имеется вступившее в законную силу решение или приговор суда. Амнистия, помилование, отказ в принятии искового заявления и истечение срока давности придают делу качество res judicata;
- принцип недопустимости лишения права на защиту на любой стадии процесса. Каждый задержанный немедленно и в письменной форме информируется об основаниях или причинах задержания. Каждый имеет право на личное общение с защитником по его выбору и на получение советов, даваемых последним, с момента вызова в суд или задержания государственными должностными лицами;
- принцип, согласно которому каждый задержанный должен быть немедленно и в письменной форме проинформирован об основаниях или причинах задержания;
- принцип бесплатности отправления правосудия и предоставления бесплатной защиты лицам, испытывающим недостаток в денежных средствах, и всем иным лицам, согласно закону;
- право заключенных и осужденных отбывать наказание в учреждении, соответствующем тяжести совершенного преступления;
- принцип, согласно которому режим отбывания наказания имеет целью перевоспитание, реабилитацию и ресоциализацию осужденного.
Уголовный процесс в целом основан на демократических принципах и построен преимущественно по французской модели с некоторыми элементами англо-американской уголовной процедуры [6. C. 598-615].
В настоящее время действует Уголовный процессуальный кодекс от 20 июля 2004 г., одобренный Легислативный декретом № 957 [8], отменивший Кодекс уголовных процедур 1940 г., промульгированный законом № 9024 (Código de Procedimientos Penales, promulgado por Ley № 9024), и Уголовный процессуальный кодекс 1991 г., одобренный Легислативным декретом № 638 (Código Procesal Penal, aprobado por Decreto Legislativo № 638).
Новый УПК провозглашает отход от инквизиционного типа процесса, который был положен в основу УПК 1940 г., к обвинительному; заменить по преимуществу письменный и закрытый процесс процессом устным и открытым для публики. Новшества коснулись также организации и функций участников процесса, в том числе Прокуратуры, органов судебной власти, защитника по назначению и работников органов полиции.
Как отмечалось выше, защита человеческой личности и уважение человеческого достоинства являются высшей целью общества и государства (ст. 1 Конституции). Именно этот тезис, а также конституционные предписания: о бесплатности правосудия, обязательности вынесения приговора в порядке устного судебного разбирательства; презумпции невиновности; использовании доказательств, добытых законным путем, и др., развиваются в положениях Вводного титула УПК 2004 г., которые преобладают (prevalecen sobre) над любыми другими положениями УПК 2004 г. и служат основой для толкования его положений (ст. X Вводного титула).
Для всех преступлений, предусмотренных действующим УК, УПК устанавливает общий порядок рассмотрения дела, упраздняя возможность сокращенного (суммарного) разбирательства в письменном виде, тайно и без применения устного судопроизводства.
Одновременно разграничиваются функции обвинения, которое осуществляет Прокуратура при специальной технической поддержке полиции, и функции отправления правосудия, отправляемые органами судебной власти с целью планомерно провести в жизнь принцип обвинительного характера процесса и отмести вероятность необъективности лица, осуществляющего рассмотрение и разрешение дела.
Согласно УПК 2004 г. судебное заседание — это центральная стадия процесса. Здесь стороны могут представлять доказательства, полученные ранее законными способами; здесь действуют принципы непосредственности, концентрации, устности, гласности и публичности и состязательности процесса. Судебное заседание — это спор между сторонами — обвинителем и защитником,
в котором акцент делается на устность разбирательства, которая до недавнего времени была слабо развита.
Кроме того, новый УПК закрепляет дискреционность полномочий стороны обвинения, предоставляя прокурору право отказаться от обвинения, когда он видит, что вина подсудимого не подтверждается представляемыми стороной защиты доказательствами и др. УПК также предусматривает особые виды производства.
Структура УПК 2004 г. такова: Книга первая — Общие положения; Книга вторая — Процессуальные действия (La actividad procesal); Книга третья — Общий процесс (El proceso común); Книга четвертая — Оспаривание решения (La impugnación); Книга пятая — Особые виды производства (Los procesos especiales); Книга шестая — Исполнение решения и издержки (La ejecución y las costas); Книга седьмая — Международное сотрудничество судебных органов (La cooperación judicial internacional).
Следует отметить, что принятие нового УПК отражает тенденцию, наметившуюся в Латинской Америке: почти все страны региона приняли новые УПК — это Гватемала, Парагвай, Чили, Боливия, Венесуэла, Колумбия, Коста-Рика, Гондурас, Сальвадор и Эквадор. Связано это с необходимостью адаптировать действующие уголовно-процессуальные законы к нормам действующих международных договоров о правах человека [17].
Легислативным декретом № 958 от 29 июля 2004 г. [10] была создана Специальная комиссия по имплементации УПК, управомоченная координировать и контролировать процесс имплементации его положений в действующую правовую систему. Комиссия состоит из представителей органов судебной власти, Прокуратуры, министерства внутренних дел, полиции, министерства экономики и финансов и министерства юстиции.
В Перу действует также Процессуальный кодекс в сфере трудового права № 26636 1996 г. [15], Закон об исковой давности по трудовым спорам № 27321 [11], ограничивающий возможность подачи соответствующего иска 4 годами, и др.
Изложенное позволяет сделать некоторые общие выводы.
1. Многообразие конституционных механизмов, форм и способов защиты личности отражает стремление законодателей Перу к установлению принципов правового государства и признание прав и свобод личности в качестве высших конституционных ценностей современного мира. При этом особое внимание конституции Перу к институту судебного контроля за конституционностью законов связано как с восприятием американского конституционного образца, так и с дополнением его использованием таких процедур, которых не знает американская модель судебного конституционного контроля. В их числе можно назвать, например, процедуру ампаро — recurso de amparo, — заимствованное в испанском праве и действующее в настоящее время в Перу процессуальное средство защиты прав личности.
2. Выявлено представление о необходимости разграничения функций по отправлению правосудия и осуществлению управления в судебных органах по
линии создания и деятельности Национального совета магистратуры, что подтверждает общемировую тенденцию такого рода, и, по мнению авторов, способствует повышению степени независимости судов и судей. Не являются исключением в этом смысле и прокуроры, поскольку на основании изложенного представляется возможным отнести прокуратуру к органам судебной власти.
3. Судебная организация и построение 1) гражданского процесса на прогрессивных принципах отправления правосудия, таких, например, как принцип участия населения в отправлении правосудия, который является не отсылочным по характеру, но прямо говорит об участии народа в назначении и отзыве судей, право каждого на критику судебного решения и др. и 2) уголовного процесса на принципах, знаменующих отход от инквизиционного типа процесса, который был положен в основу предыдущего УПК 1940 г., к обвинительному (напр., никто не может быть задержан иначе, как по письменному мотивированному постановлению суда либо сотрудниками полиции, застигшими лицо на месте преступления и др.) отражают стремление перуанского законодателя сделать, по преимуществу, закрытый процесс процессом более открытым для публики.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Безбах В.В., Беликова К.М. Конституции государств Америки: В 3 т. / Под ред. Т.Я. Хабриевой. — Т. 3: Южная Америка. — М., 2006.
[2] Ермакова Е.П. Принципы судопроизводства по гражданским делам в конституциях стран Латинской Америки // Бизнес в законе. — 2011. — № 3.
[3] Ермакова Е.П. Тенденции развития гражданского процессуального права в странах Латинской Америки: исторический аспект // Тенденции развития гражданского процессуального права России. Сборник научных статей. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2008.
[4] Ивановский В.В. Учебник административного права. — Казань, 1907.
[5] Орлов А.Г. Политическая система общества в Латинской Америке. — М.: Наука, 1982.
[6] Перу // Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я. Сухарев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издат-во НОРМА, 2003.
[7] Belaunde D.G. Nota sobre el control de constitucionalidad en el Perú: antecedentes y desarrollo (1823-1979). // Revista Electrónica de Historia Constitucional, Numero Cuatro, Junio de 2003. URL: http://www.garciabelaunde.com/articulos/Notasobreelcontrol delaconstitucionalidadenelPeru.pdf.
[8] Código Procesal Penal. (Decreto Legislativo № 957) // «El Peruano» del 29 de julio de 2004.
[9] Decreto Legislativo N° 958 // «El Peruano» del 29 de julio de 2004.
[10] Furnish D.B. Court and statute law in Peru // 28 American Journal of Comparative Law, 487 (1980).
[11] Ley de prescripción extintiva laboral (Ley 27321). URL: http://www.congreso.gov.pe.
[12] Ley Orgánica del Ministerio Público (Decreto Legislativo № 052). URL: http://www.oas.org/JURIDICO/mla/sp/per/sp_per-int-text-minpub.pdf.
[13] Ley Orgánica del Poder Judicial. Texto Unico Ordenado de la Ley Orgánica del Poder Judicial. // Decreto Supremo № 017-93-JUS. URL: http://www.justiciaviva.org.pe/ /acceso_justicia/tazas_judiciales/1.pdf.
[14] Ley Orgánica del Registro Nacional de Identificación y Estado Civil (Ley Orgánica RENIEC (N° 26497/95). URL: http://pdba.georgetown.edu/Electoral/Peru/ley26497.html.
[15] Ley Procesal del Trabajo (Ley 26636) // «El Peruano» del 24 de Junio de 1996. URL: http://www.congreso.gov.pe.
[16] Palomino Manchego J.F. Algunos problemas de la Constitucion Peruana de 1993, 2003 // Constitucionalismo iberoamericano del siglo XXI, Mexico, Camara de Diputados, LVII Legislatura — UNAM, Instituto de Investigaciones Juridicas. URL: http://biblio.juridicas.unam.mx/ /libros/3/1096/4.pdf.
[17] Saúl Santos Pastor Tapia Comentarios a la implementación del nuevo código procesal penal peruano. URL: http://www.monografias.com/trabajos68/nuevo-codigo-procesal-penal-peruano/nuevo-codigo-procesal-penal-peruano2.shtml.
[18] Texto unico ordenado del codigo procesal civil. (Resolucion ministerial n° 010-93-JUS) // «El Peruano». — 23.04.93.
JUDICIAL AUTHORITY AND OTHER INSTITUTES FORMING THE BASIS OF THE LAW-ENFORCEMENT MECHANISM
IN PERU
X.M. Belikova, N.N. Marchuk
The Department of Civil and Labour Law The Department of Judiciary, Law Enforcement and Human Rights activities Peoples' Friendship University of Russia
6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198
The article deals with certain aspects of interaction of the elements making a basis of the mechanism of law-enforcement in Peru. Special attention is paid to the judicial authority, bodies of prosecutor's office etc.
Key words: Latin America, Peru, judicial power, law-enforcement bodies, constitutional control, prosecution office, judicial procedure as a means of legal defense, civil procedure, criminal procedure.