Научная статья на тему 'Правовые основы межсистемного взаимодействия органов судебной власти с другими направлениями правоохранительной деятельности: опыт Аргентины'

Правовые основы межсистемного взаимодействия органов судебной власти с другими направлениями правоохранительной деятельности: опыт Аргентины Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
683
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / АРГЕНТИНА / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРОКУРАТУРА / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ / ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / LATIN AMERICA / ARGENTINA / JUDICIAL POWER / LAW-ENFORCEMENT ACTIVITIES / CONSTITUTIONAL CONTROL / PROSECUTION OFFICE / JUDICIAL PROCEDURE AS A MEANS OF LEGAL DEFENSE / CIVIL PROCEDURE / CRIMINAL PROCEDURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беликова Ксения Михайловна, Гребенников Валерий Васильевич

В статье на примере Аргентины рассматриваются некоторые аспекты взаимодействия органов судебной власти с другими направлениями правоохранительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal bases of intersystem interaction of bodies of judicial authority with other directions of law-enforcement activities: experience of Argentine

The article deals with certain aspects of interaction of bodies of judicial authority with other directions of law-enforcement activities within the framework of Argentine.

Текст научной работы на тему «Правовые основы межсистемного взаимодействия органов судебной власти с другими направлениями правоохранительной деятельности: опыт Аргентины»

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖСИСТЕМНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ С ДРУГИМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОПЫТ АРГЕНТИНЫ

К.М. Беликова, В.В. Гребенников

Кафедра гражданского и трудового права Кафедра судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье на примере Аргентины рассматриваются некоторые аспекты взаимодействия органов судебной власти с другими направлениями правоохранительной деятельности.

Ключевые слова: Латинская Америка, Аргентина, судебная власть, правоохранительная деятельность, конституционный контроль, прокуратура, процессуальные средства защиты, гражданский процесс, уголовный процесс.

Развитие государств Латинской Америки издавна находится в поле зрения советских и российских ученых, правоведов и историков [3; 4; 7; 6; 8].

Развившись на базе иберийского правового наследия, берущего начало в ро-мано-германской правовой традиции, латиноамериканское право обладает своеобразием, самобытностью и разработанностью национальных правовых систем.

Это своеобразие, позволяющее правоведам выделять латиноамериканское право в отдельную правовую семью, издавна предопределяет интерес отечественных исследователей, включая и интерес авторов настоящей статьи.

Обращение к опыту межсистемного взаимодействия органов судебной власти с другими направлениями правоохранительной деятельности (на примере Аргентины) не случайно. Эта область зарубежного права совершенно неизвестна российским правоведам. А между тем поскольку очевидно, что отказ от включения экономики страны в международный процесс экономической интеграции неизбежно приведет к фатальному отставанию от других государств, Россия активно развивает сотрудничество со странами Латинской Америки исходя из того, что развитие взаимных отношений и экономическая интеграция и являются основными способами сохранения национального рынка в условиях глобализации. Вступать же в партнерские отношения на условиях «равных возможностей» с латиноамериканскими странами представителям России более продуктивно, по мнению авторов статьи, при наличии базовых знаний о механизмах функционирования правопорядков латиноамериканских государств. По-

этому избранные вопросы и станут предметом рассмотрения в настоящей статье.

В системе государственных органов Латинской Америки судебным органам принадлежит особое место [9. С. 169]. В Аргентине действует две судебные системы: одна — федеральная, вторая — провинций (1). В настоящее время судебная власть на федеральном уровне осуществляется Верховным Судом и иными нижестоящими трибуналами, учреждаемыми Конгрессом (ст. 108 Конституции [1. С. 14-50] — здесь и далее). Конституция ничего не говорит о судебной организации субъектов федерации, предоставляя им таким образом свободу действия в этой области.

Судебная система в Аргентине была существенно ослаблена в первый период пребывания у власти Х. Перона (1943-1955 гг.) и доведена до полного бесправия в период правления военной хунты (1976-1983 гг.).

Последний период отличался тем, что военные и полицейские власти почти никогда не возбуждали дел в суде против людей, объявляемых террористами. Вместо этого их похищали, заключали в тюрьмы, подвергали пыткам и затем чаще всего убивали. Число таких жертв оценивается приблизительно в 30 тысяч человек. Друзья и родственники погибших, не имея в своем распоряжении никаких официальных документов, были лишены возможности обратиться в суд.

После восстановления конституционного режима в 1983 г. правительство предпринимало попытки возбуждения уголовных дел в отношении, по крайней мере, некоторых лиц, виновных в совершении указанных действий, и осуществляло действия, направленные на возрождение судебной системы.

Именно по этой причине согласно конституционным предписаниям ни в каком случае Президент не вправе осуществлять судебные функции, присваивать себе полномочия по разрешению рассматриваемых в суде дел или возобновлять рассмотрение дел, по которым было вынесено окончательное решение (ст. 109).

Верховный суд — коллегиальный орган — является в Аргентине высшей судебной инстанцией, возглавляющей иерархическую систему судов федерации. Никто не может быть судьей Верховного Суда, если не является адвокатом с 8-летним стажем работы и не отвечает требованиям, предъявляемым к кандидатам на должности Сенаторов (ст. 11).

На первом заседании Верховного Суда лица, назначенные судьями, в присутствии Президента страны приносят присягу, обязуясь выполнять возложенные на них обязанности по отправлению юстиции добросовестно, руководствуясь законом и в соответствии с положениями настоящей Конституции. Впоследствии судьи приносят присягу в присутствии Председателя Верховного суда.

Согласно Конституции 1994 г. (по сравнению с предыдущей) введены гарантии независимости деятельности органов судебной власти — судьи пребывают в должности до тех пор, пока отличаются хорошим поведением, и получают за службу устанавливаемое законом вознаграждение, размер которого не может быть каким-либо образом уменьшен в период нахождения их в должности (ст. 110).

Совет судебных органов (магистратура), в компетенцию которого входит осуществление отбора судей и администрирование деятельности органов судебной власти, периодически обновляется таким образом, чтобы входящие в него избираемые всеобщим голосованием представители политических органов, судьи всех инстанций и адвокаты, внесенные в федеральный реестр, имели равное представительство (ст. 114).

В отношении судей действует принцип «несовместимости постов», запрещающий им отправление каких-либо иных публичных функций, кроме преподавания правовых дисциплин в университете. Кроме того, судьи федеральных судов не могут быть одновременно судьями судов провинций, федеральная служба, как гражданская, так и военная, не предоставляет жилья в провинции, где она осуществляется, и наличие у служащего места проживания не может помешать ему получить работу в провинции, где он случайно может находиться (ст. 34).

Исключительно Верховный Суд в качестве суда первой инстанции рассматривает и разрешает дела с участием послов, полномочных представителей и консулов иностранных государств, а также дела, в которых одной из сторон является провинция; все иные дела, возникающие в сфере отношений, регулируемых положениями настоящей Конституции и законов страны с оговоркой, предусмотренной п. 12 ст. 75, а также положениями международных договоров Аргентины с иностранными государствами, рассматриваются Верховным удом в качестве суда апелляционной инстанции (ст. 116, 117).

Все уголовные дела, рассматриваемые судами общей юрисдикции иначе, чем после выдвижения обвинения Палатой Депутатов, будут разрешаться с участием суда присяжных, как только этот институт будет создан в Республике. Такие дела надлежит рассматривать в тех провинциях, где было совершено соответствующее преступление; в случае совершения преступлений против международного права за пределами территории страны Конгресс на основании специального закона определяет, где должно рассматриваться такое дело (ст. 118).

В настоящее время конституционный надзор осуществляется всеми судами общей юрисдикции, поскольку вопрос о конституционности закона или иного нормативного акта, на основании которого возникло конкретное дело, может быть поставлен любым судом, но окончательное решение выносит высшая судебная инстанция. В рамках осуществления конституционного надзора настоящей редакцией Конституции предусмотрены следующие процессуальные средства защиты: процедура ампаро (acción de amparo) и процедура hábeas corpus (acción de hábeas corpus — ст. 43).

На федеральном уровне действует Прокуратура (ст. 120) и, в качестве независимого и пользующегося в своей деятельности полной функциональной автономией органа, создаваемого по решению Конгресса, — Уполномоченный по правам человека (defensor del pueblo — называемый иногда в русскоязычном обороте Защитником народа — ст. 86).

Правовое положение Прокуратуры определяется положениями Органического закона 24.946/98 о Прокуратуре 1998 г. [13], регламентируемого Резолю-

циями Генерального защитника нации (Defensor General de la Nación) 936/1998, 1252/1998 (дисциплинарный режим правозащитной деятельности Прокуратуры), 57/1999 (дисциплинарный режим фискальной деятельности Прокуратуры) [14; 15; 16], и положениями Декрета 588/2003, касающегося вопросов назначения Генерального Прокурора нации, Генерального защитника нации и магистратов Прокуратуры [10].

В колониальный период с 1537 г. на испанскую Америку было распространено законодательство Кастильи — крупнейшей исторической области Испании. На развитие национального гражданского процессуального права в период становления национальных государств наибольшее значение оказало процессуальное законодательство опять-таки Испании. Гражданское процессуальное право Испании середины XIX в. являло собой феодальное право, основанное на принципах письменности, формализма, оценки доказательств судом на основе системы тарификации доказательств. И именно эти принципы были закреплены в национальных гражданско-процессуальных кодексах латиноамериканских стран и продолжают свое действие до настоящего времени [2. С. 192-200], — не является исключением и Аргентина.

Проект нового ГПК Аргентины пока еще находится в стадии обсуждения, действует ГПК 1981 г., сменивший ГПК 1967 г. Гражданский процесс основан на сочетании публично-правовых и частноправовых принципов. Поэтому судье принадлежат значительные полномочия по распоряжению ходом разбирательства.

К числу принципов гражданского и уголовного судопроизводства относятся: принцип законности, гласности и др. судебного разбирательства.

Уголовный процесс в Аргентине основан на нормах Конституции и регулируется УПК, вступившим в силу в 1992 г.; в отношении военнослужащих действует Кодекс военной юстиции. Так, согласно Конституции ни один житель Аргентины не может быть наказан без предварительного судебного разбирательства, основанного на законе, существовавшем до момента проведения процесса, не может быть осужден специальной комиссией либо забран от судей, назначенных в соответствии с законом до момента происшествия.

Никого нельзя заставить давать показания против себя самого; и нельзя арестовать без письменного разрешения компетентной власти. Является неприкосновенной защита в суде личности и ее прав. Неприкосновенным является жилище, переписка и личные бумаги; специальный закон должен определить случаи и процедуры, которые необходимо будет произвести для нарушения или лишения указанных прав.

Навсегда отменяются смертная казнь за политические преступления, все виды пыток и публичные наказания плетью.

Тюрьмы Аргентины должны быть здоровыми и чистыми и служить для безопасности, но не для наказания заключенных, находящихся в них, и за любые решения, которые, будучи предприняты с целью предосторожности, приведут к укреплению тюрем больше, чем того бы требовалось, будет нести ответственность принявший их судья (ст. 18).

Судебное разбирательство, как правило, публичное. Действует суд присяжных. Так, согласно ст. 118 Конституции все уголовные дела, рассматриваемые судами общей юрисдикции иначе, чем после выдвижения обвинения Палатой Депутатов, будут разрешаться с участием суда присяжных, как только этот институт будет создан в Республике. Такие дела надлежит рассматривать в тех провинциях, где было совершено соответствующее преступление; в случае совершения преступлений против международного права за пределами территории страны Конгресс на основании специального закона определяет, где должно рассматриваться такое дело. Поэтому согласно ст. 24 и п. 12 ст. 75 Конституции Конгрессу надлежит провести реформу всего существующего законодательства и установить суд присяжных, а также принять законы, необходимые для введения суда присяжных.

До настоящего времени, однако, эти положения вызывают полемику. Первое дело с участием суда присяжных было рассмотрено в 2005 г. в г. Сан-Франциско, провинция Кордоба, в отношении некоего Виктора Фернандо Луны [11].

Исходя из того, что режим законности предполагает существование способов защиты гражданами своих прав, можно выделить три основных способа защиты граждан от действий администрации, должностных лиц государственных органов управления, когда эти действия совершены, по мнению гражданина, с превышением власти или с нарушением его прав: а) административный; б) судебный; в) административная юстиция [5. С. 171-173].

Аргентина не является исключением.

Так, в Аргентине действует общенациональный Закон об административной процедуре 19.549 [12]. В провинциях и федеральном округе действуют также административный и налоговый процессуальный кодекс (г. Буэнос-Айрес — Ley N° 189 (Codigo Contencioso Administrativo y Tributario) BOCBA 722 Publ. 28/06/1999); Кодекс административной процедуры провинции Сантьяго-дель-Эстеро (Codigo Procesal Administrativo de la Provincia Santiago del Estero); Кодекс административной процедуры провинции Тукуман (Codigo Procesal Administrativo de la Provincia Tucuman).

Действуют также Процессуальные кодексы по вопросам трудового права провинций Кордоба (Codigo Procesal Laboral de la Provincia Cordoba), Энтре-Риос (Codigo Procesal Laboral de la Provincia Entre Rios), Санта-Фе (Codigo Procesal Laboral de la Provincia Santa Fe), Тукуман (Codigo Procesal Laboral de la Provincia Tucuman), Кодекс трудовой процедуры провинции Сантьяго-дель-Эстеро (Codigo de Procedimientos Laboral (Ley 3603) de la Provincia de Santago del Estero).

Изложенное позволяет заключить, что правоохранительная деятельность осуществляется в Аргентине на основе взаимодействия органов судебной власти, Прокуратуры и Уполномоченного по правам человека. Судебная система строится по двум уровням: федеральному и провинций — и действует при наличии разделения функций по отправлению правосудия и администрированию деятельности судебных органов и при участии населения — в форме суда при-

сяжных — в отправлении правосудия. Гражданский процесс основывается на сочетании публично-правовых и частноправовых принципов при значительном участии суда в распоряжении ходом разбирательства; уголовный — значительно модернизирован с акцентом на идею о том, что защита в суде личности и ее прав — неприкосновенна. Представляется, что подходы латиноамериканской правовой науки к рассматриваемому вопросу требуют более глубокого и всестороннего исследования.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Подробнее о федеральных и провинциальных судебных органах Аргентины см. по адресу: http://cmcaba.jusbaires.gov.ar/cmcaba/informacion_general/guia_judicial.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Беликова К.М., Ковалев С.И. Перевод конституции Аргентины // Конституции государств Америки: В 3 т. / Под ред. Т.Я. Хабриевой. — М.: Институт Законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2006. — Т. 3: Южная Америка. — C. 14-50.

[2] Ермакова Е.П. Тенденции развития гражданского процессуального права в странах Латинской Америки: исторический аспект // Тенденции развития гражданского процессуального права России: Сб. научных статей. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2008. — С. 192-200.

[3] Жидков О.А. История государства и права стран Латинской Америки. — М.: Изд-во УДН, 1967.

[4] Жидков О.А. Становление правовых систем в странах Латинской Америки // Государственно-правовые проблемы стран Латинской Америки: Сб. научных трудов. — М.: Изд-во УДН, 1988.

[5] Ивановский В.В. Учебник административного права. — Казань, 1907.

[6] Марчук Н.Н. Новая история стран Европы и Америки. Первый период. — М.: Высшая школа, 1997.

[7] Мишин А.А. Государственное право буржуазных стран и стран, освободившихся от колониальной зависимости: Учебник. — М.: Изд-во Московского университета, 1976.

[8] Новые Конституции и конституционные реформы (сб. статей) / Отв. ред. В.Е. Чиркин. — М.: Наука, 1978.

[9] Орлов А.Г. Политическая система общества в Латинской Америке. — М.: Наука, 1982.

[10] Decreto N° 588/2003 (nombramiento del Procurador General de la Nación, del Defensor General de la Nación y de los magistrados del Ministerio Público). URL: http://www.universoagora.com.ar/site_media/databank/2010/07/19/Ley_24.946._Ministerio_ Pblico.pdf.

[11] Roffarello G.M., Roffarello E.M., Trajtenberg E., Trajtenberg J.O. A Research Guide to the Argentine Legal System. November/December 2011. URL: http://www.nyulawglobal.org/ /globalex/Argentina1.htm.

[12] Ley № 19.549 Procedimiento Administrativo (promulgada el 03.04.72) // B.O.: 27.04.72.

[13] Ley orgánica 24.946 del ministerio publico. Organización e integración. Funciones y actuación. //B.O.: 23-3-1998. URL: Ley_24.946._Ministerio_Pblico.pdf.

[14] Resolución N° 1252/1998 Defensor Gral de la Nación (régimen disciplinario para el ministerio público de la defensa). URL: http://www.universoagora.com.ar/site_media/ /databank/2010/07/19/Ley_24.946._Ministerio_Pblico.pdf.

[15] Resolución N° 57/1999 Procuración Gral de la Nación (régimen disciplinario para el ministerio público fiscal). URL: http://www.universoagora.com.ar/site_media/databank/ /2010/07/19/Ley_24.946._Ministerio_Pblico.pdf.

[16] Resolución N° 936/1998 Defensor Gral de la Nación (resolución DGN N° 697/1999, 1412/1999 h 363/2000). URL: http://www.universoagora.com.ar/site_media/databank/ /2010/07/19/Ley_24.946._Ministerio_Pblico.pdf.

LEGAL BASES OF INTERSYSTEM INTERACTION OF BODIES OF JUDICIAL AUTHORITY WITH OTHER DIRECTIONS OF LAW-ENFORCEMENT ACTIVITIES: EXPERIENCE OF ARGENTINE

KM. Belikova, V.V. Grebennikov

The Department of Civil and Labour Law The Department of the Judiciary, Law Enforcement and Advocacy Peoples' Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 17198

The article deals with certain aspects of interaction of bodies of judicial authority with other directions of law-enforcement activities within the framework of Argentine.

Key words: Latin America, Argentina, judicial power, law-enforcement activities, constitutional control, prosecution office, judicial procedure as a means of legal defense, civil procedure, criminal procedure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.