ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
ФУНКЦИИ ПОЛИЦИИ РЕСПУБЛИКИ АРГЕНТИНА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПОДАВЛЕНИЮ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
М.В. Саудаханов,
кандидат юридических наук Ф.Г. Мышко,
доктор юридических наук Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право 12.00.14 — административное право; административный процесс
E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена изучению функций полиции Республики Аргентина по предупреждению и подавлению преступной деятельности. Автор проводит анализ и делает выводы.
Ключевые слова: полиция, функции полиции, предупреждение и подавление преступной деятельности, Республика Аргентина
FUNCTIONS OF POLICE IN THE REPUBLIC OF ARGENTINA ON THE PREVENTION AND THE REPRESSION OF CRIMINAL ACTIVITY
M.V. Saudakhanov,
candidate of jurisprudence F.G. Myshko,
doctor of jurisprudence
Annotation: In this article we explore the functions of police in the Republic of Argentina on the prevention and the repression of criminal activity. The author makes the analysis and gives the conclusions.
Keywords: police, functions of police, prevention and repression of criminal activity, the Republic of Argentina
Не представляется возможным в рамках данной статьи провести обзор и анализ каждого из ведомств Республики Аргентина, которые выполняет полицейские функции, включая 23 органа полиции (по количеству существующих провинций), федеральной полиции и иных служб и подразделений (таможенная служба, пограничные войска, налоговая служба и т.д.). Поэтому ограничимся рассмотрением федеральной полиции, ее компетенции, норм законодательства, регламентирующих ее деятельность, деятельность полиции в рамках уголовного судопроизводства (согласно Национальному уго-
ловно-процессуальному кодексу — далее НУПК).
Согласно аргентинскому праву судебная власть при обеспечении правопорядка силами своих сотрудников и сотрудников прокуратуры имеет поддержку со стороны так называемых «сил предупреждения», в обязанности которых входит поддержание и обеспечение общественного порядка. Речь идет о военизированных и полувоенизированных силах, к которым относятся: Федеральная полиция, полиции провинций, Национальная жандармерия, Национальная воздушная полиция, Военно-морская префектура Аргентины (последние три структуры
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
осуществляют свою деятельность на постах и пунктах пограничного контроля), Таможня (правонарушения, связанные с контрабандой), Центральный банк (правонарушения, связанные с незаконным оборотом денежных средств). Все эти ведомства зависят от исполнительных властей (национальных и провинциальных) и выполняют также функции по предотвращению правонарушений1.
Таким образом, взяв за некую модель Федеральную полицию Аргентины, как ведомство, входящее в структуру исполнительной власти государства, можно заключить, что основная ее функция — превентивная. Эта функция состоит в следующем: поддержание общественного порядка и безопасности, предупреждение любой преступной деятельности и защита от неправомерных действий со стороны государства, которые могут повлечь неблагоприятные последствия для жизни граждан, их свободы и собственности2.
Федеральная полиция, в свою очередь, не обладает правом делегирования полномочий каким-либо ведомствам. Однако обладала таким правом (дис-креционно) до 1998 года, когда судебным властям города Буэнос Айрес в полном объеме были переданы полномочия по привлечению к судебному разбирательству (до этого полномочия по привлечению к суду, разбирательству по делу и вынесению приговора в городе Буэнос Айрес принадлежали Федеральной полиции).
Прокуратуру Аргентины по праву называют «хозяйкой предварительного расследования», но, как справедливо отмечают некоторые аргентинские ученые: «На этом этапе прокуратура без полиции — это как голова без рук»3. Так же в отношении полиции можно сказать и о судебных властях, однако полиция не находится у них в подчинении, а выполняет лишь некоторые функции, которые ей делегируют суды.
В рамках аргентинского уголовного процесса полиция является вспомогательным элементом для судебных органов и действует строго в рамках полномочий, предписанных законами и иными нормативными актами.
В этом смысле полиция имеет право получать сообщения о правонарушениях и на их основе заводить уголовные дела (ст.182 НУПК), а также начинать расследование по собственной инициативе и по соответствующему распоряжению со стороны судебных органов и прокуратуры (публичные преступления) (ст.183 НУПК). В качестве обобщения можно сказать, что полиция в рамках предварительного расследования занимается сбором и проверкой всех фактов и материалов, чтобы в дальнейшем иметь достаточно оснований для предъявления обвинения конкретному лицу или лицам.
В рамках этого этапа полиция тесно взаимодействует с судебными органами и прокуратурой, поскольку для совершения определенных действий требуется получение соответствующих санкций указанных структур. На практике это осуществляется путем проведения постоянных консультаций, особенно в самом начале расследования, что называется «по горячим следам», поскольку от этого во многом зависит, как оно будет развиваться в дальнейшем.
Властью, уполномоченной следить за тем, как полиция ведет предварительное расследование, является судья-инструктор, а также прокуратура, если в законе есть прямое указание на то, что такое наблюдение должны вести именно органы прокуратуры (ст. 196 НУПК).
В виду того, что подготовка к предъявлению обвинения, являющаяся целью предварительного расследования, сопряжена (в аргентинском праве) с принятием множества формальных решений, большинство из которых относится к компетенции судьи-инструктора, деятельность полиции на этом этапе следует именовать как «преинструкцион-ную». Обвинение, согласно требованиям закона, может быть предъявлено только тогда, когда взяты следственные показания того, кому предполагается предъявить обвинение (ст. 294 НУПК), а также когда есть соответствующее постановление суда (ст. 306 НУПК). В обоих действиях принимает участие судья-инструктор. Первое заключается в наличии достаточных оснований полагать, что то или иное лицо могло совершить преступление, второе — в том, что есть достаточное количество фактов, позволяющих подтвердить участие обвиняемого в совершении преступления. Кроме того, полиция не обладает полномочиями, чтобы прекратить расследование.
В своей деятельности в рамках уголовного судопроизводства, которая была определена как вспомогательная, сотрудники полиции обладают ограниченными полномочиями и подчиняются решениям суда. При выходе за рамки этих полномочий или при неисполнении соответствующих решений полицейские наказываются в административном порядке следующим образом: предупреждение судьи, штраф либо арест до 15 суток. При этом одновременно может применяться только одно из указанных наказаний (ст. 187 НУПК).
Что касается взаимоотношений между сотрудниками полиции и обвиняемым в момент задержания, то законодательством установлено (п.8 ст. 184 НУПК), что обвиняемому громким голосом должны быть зачитаны его права и гарантии, в особенности право на защиту и предоставление официального защитника, на встречу с ним, право на сообщение
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
о своем местонахождении, право на отказ от дачи показаний до встречи с официальным защитником, право на презумпцию невиновности (ст. 10, 104, 184, 197, 295, 296, 298 НУПК).
В случае несоблюдения норм закона, действия полиции признаются недействительными, совершенными с нарушением законодательства, о чем судья-инструктор должен сообщить руководителю органа полиции и в дальнейшем применить соответствующие меры административного наказания в отношении полицейских, совершивших такое нарушение.
Также задержание обвиняемого органы полиции могут совершать самостоятельно, не имея соответствующей санкции судебных органов, в случаях, предусмотренных законодательством, речь о которых пойдет ниже.
Полиция, согласно национальному уголовно-процессуальному законодательству, обладает должностными полномочиями инициировать проведение предварительного расследования (ст.183 НУПК). По мнению некоторых авторов, в этом случае, после окончания проведения предварительного расследования, полиция должна незамедлительно, без излишних документальных формальностей передать материалы дела в судебные органы. Другие авторы придерживаются позиции, согласно которой дальнейшая деятельность суда может считаться легитимной лишь в том случае, если имеется официальная документация, подтверждающая, что этап, на котором действовала полиция, завершен, а также санкция прокуратуры на передачу материалов дела в суд4. На практике второй подход зачастую является поводом для конфликтных ситуаций между полицией, прокуратурой и судебными органами. При этом деятельность судебных органов, являющихся третьей ветвью государственной власти, не предусматривает получение соответствующих санкций со стороны прокуратуры.
Таким образом, деятельность полиции в рамках расследования заключается в (согласно ст. 183 НУПК): «проведении расследования по своей инициативе на основании заявления либо по указанию соответствующего уполномоченного органа по преступлениям публичного обвинения, установлении виновных и сборе данных с целью дальнейшего предъявления обвинения».
Что касается следственных действий, осуществление которых возложено на полицию, то все они имеют свои сроки исполнения. Идея законодателя состоит в том, что по истечении срока предварительного расследования органы полиции имеют право на получение санкции на продление такого расследования сроком на 5 дней, в течение которых расследование проходит под жестким контролем судьи-инструктора.
В практике следственных действий, которые можно условно разделить на основные и общие, полиция обладает следующими полномочиями:
1. Оградить место преступления и имеющиеся улики (ч.2 ст. 184 НУПК), а также, если необходимо, перекрыть во избежание доступа посторонних лиц близлежащую территорию, предупредив об этом соответствующего судью-инструктора (ч.6 ст.184 НУПК);
2. Провести все необходимые технические действия, непроведение которых может негативно сказаться на дальнейшем ходе расследования (осмотр, фотографирование, создание плана места преступления и т.д.) (ч.4 ст.184 НУПК);
3. Допросить свидетелей (ч.7 ст.184 НУПК);
4. Прибегнуть к помощи граждан в случае необходимости (ч.11 ст.184).
Что касается действий, представляющих собой более сильное вмешательство в частную жизнь граждан, то органы полиции обладают правом совершения следующих:
1. Арестовать и изолировать на короткий срок граждан, которые были обнаружены на месте преступления. При совершении этих действий о происходящем в незамедлительном порядке должен быть информирован судья-инструктор, который дает санкцию на проведение допроса и по истечению 8 часов с момента задержания принимает решение либо отпустить задержанных, либо оставить для проведения дальнейших следственных действий в том случае, если есть достаточные основания полагать, что задержано лицо, совершившее преступлении (ч.3, ч.6 ст. 184; ст. 281 НУПК);
2. Провести обыск без санкции суда, но с обязательным уведомлением судьи-инструктора (ч.5 ст.184; ч.2, ч.3, ч.4 ст. 227 НУПК) только в следующих случаях:
• Если установлено, что проникновение неизвестными в дом, квартиру или иное помещение было совершено с признаками, явно указывающими на то, что было совершено преступление;
• Если есть основания полагать, что преследуемый находится в том или ином помещении;
• Если есть признаки, указывающие на то, что в том или ином помещении совершено или совершается преступление (крики, призывы о помощи и т.д.)
3. Провести обыск и проверку граждан, их имущества, а также транспортные средства, воздушные, речные и морские суда без су-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
дебной санкции с целью обнаружения улик, признаков совершения преступления, предметов, с помощью которых преступление было совершено. Обыск и проверка граждан проходит отдельно друг от друга, при этом обыск женщин должны осуществлять исключительно женщины. Эти процедуры должны быть задокументированы и по завершению незамедлительно переданы судье-инструктору (ч.5 ст.184 и ст.230 НУПК).
4. Наложить арест на имущество и предметы, которые могут относиться к преступлению, в результате обыска. Факт наложения ареста на имущество должен быть задокументирован и по завершению передан судье-инструктору или в органы прокуратуры в зависимости от ситуации (ч.5 ст.184 и ст.231 НУПК).
5. Задержать подозреваемых (т.н. «полицейское задержание») без санкции суда (ч.8 ст.184 и ч.1, ч.2 ст.284 НУПК) в случаях, когда подозреваемый:
• Обнаружен на месте преступления;
• Сбежал с места преступления.
Также полиция имеет право задерживать граждан без санкции суда (ч.8 ст.184 и ч.3, ч.4 ст.284 НУПК) в следующих случаях:
• Если на месте преступления были обнаружены предметы, принадлежащие или относящиеся к тому или иному лицу, а также, если существует вероятность, что такое лицо сбежит либо будет скрываться, что, в свою очередь, затянет процесс расследования преступления;
• Если лицо обнаружено на месте преступления, и присутствуют признаки, указывающие на то, что такое лицо совершило преступление; если у такого лица обнаружены предметы, которыми преступление могло быть совершено; если третьи лица указывают на то, что такое лицо совершило преступление или могло его совершить (ст.285 НУПК).
Необходимо обратить внимание, на наш взгляд, на национальное законодательство Аргентины, которое запрещает полиции самостоятельно проводить допрос подозреваемых. Так, согласно ч.10 ст.184 НУПК, сотрудники полиции не имеют права брать показания с подозреваемых, и управомочены лишь получить персональные данные с целью установления личности подозреваемого.
Такое решение законодателя основывается на опыте прошлого, когда в период диктатуры и несоблюдения норм Конституции, полицейские пытки были в ходу и часто применялись во время допросов, что, безусловно, нарушало правосудие. Поли-
ция стремилась дать результат любыми методами, и допрашиваемые зачастую принимали на себя все предъявляемые им обвинения5.
Однако, реформа, проведенная относительно недавно6, в связи с общественными протестами и призывами привести органы полиции к ответу за нарушения конституционных прав граждан, внесла определенные изменения в порядок осуществления полицией процессуальных действий.
Полиции запрещено распространять данные, содержащиеся в показаниях, и после взятия таких показаний необходимо направить их в неизменном виде соответствующему судье-инструктору, за исключением тех случаев, когда существует срочность, и сотрудники полиции вправе направить показания наиболее близко находящемуся судебному органу, который, в свою очередь, даст санкцию на открытие дела, если посчитает, что для этого собрано достаточно данных (ст.185 НУПК).
В общем, что касается действий, совершаемых полицией, мнения разнятся. Однако есть единое мнение, которое состоит в том, что действия, совершаемые полицией в нарушение законодательства, с несоблюдением Конституции государства, с нарушением неотъемлемых прав граждан, не приносят пользы всему процессу расследования преступлений и являются недействительными.
Естественно, что дискуссия о нарушении прав граждан и превышении своих полномочий органами полиции является большой и требует отдельного обсуждения и рассмотрения. В общем, как и во всем мире, в Аргентине от случая к случаю возникают дискуссии о том, что зачастую действия полиции выходят за рамки дозволений, которые установила Национальная Конституция.
Необходимо отметить, что существует судебный контроль над действиями полиции в рамках расследования преступлений. Этот контроль может осуществляться официально (по долгу службы), а также по заявлению защиты или органов прокуратуры. Действия полиции могут быть обжалованы (ст. 166 НУПК) в двух инстанциях: апелляционной и кассационной (ст.168 и ч.2 ст.456 НУПК).
1 В уголовно-процессуальной литературе Аргентины эти ведомства, в целом, именуются как «силы предупреждения».
2 Cfr. art. 34 de la Ley Orgánica de la Policía Federal (Decreto-ley 333/58).
3 См. напр.. ROXIN, CLAUS. Derecho Procesal Penal. Buenos Aires: Editores del Puerto, 2000, p. 326.
4 Cfr. DALBORA, FRANCISCO. Código Procesal Penal de la Nación . 2a ed., Buenos Aires: Abeledo-Perrot, 1996, p. 237.
5 MAIER, JULIO, ABREGÚ, MARTÍN y TISCORNIA , SOFÍA (n. 24), p. 169.
6 Ley 25.434 de 2001.