Список литературы
1. Антюфеева О.С. Уголовная ответственность несовершеннолетних в России (на пути к ювенальной юстиции): Учебное пособие. Воскресенск, 2010. 96 с.
2. Бухаров А.О. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних: Монография. Шадринск, 2009. 85 с.
3. Кольцов М.И. Применение наказаний к несовершеннолетним: исторический, современный российский и зарубежный опыт: Монография. Тамбов: ТГУ им Г.Р. Державина, 2009. 181 с.
4. Пронин А.А. Ювенальное право: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Высшее образование, 2011. 204 с.
5. Ситковская О.Д. Уголовный кодекс Российской Федерации: психологический комментарий. М., 2010.
Аль-Мухамед Гани Зкаер Атия
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ ИРАК В СООТВЕТСТВИИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ
Воронежский государственный университет
Ключевые слова: принцип разделения власти, судебная система,
независимость, Высший Юридический Совет, административный суд.
Аннотация. В статье проведён анализ судебной системы Республики Ирак и её независимость в соотношении с принципом разделения власти, необходимо аргументированно принять новый закон, регулирующий судебную власть, а также реализовать её независимость.
Keywords: a principle of division of the power, judicial system, independence, the Higher Legal Council, administrative court
Abstract. The article provides an analysis of the judicial system of the Republic of Iraq and its independence in relation to the principle of separation of powers, it is necessary arguments to adopt a new law regulating the judiciary, as well as implement its independence.
Создание подлинно демократического и социально ориентированного государства немыслимо без сильной, независимой судебной власти. Практическая реализация принципов самостоятельности судебной власти и независимости судей является общепризнанным критерием правового государства и демократического политико-правового режима. Термин «судебная власть» весьма широко обсуждается сегодня в научной литературе, потому что правильное понимание роли судебной власти в современном обществе имеет важное не только теоретическое, но и практическое значение.
Территория науки,2013, № 1
Республика Ирак приняла принцип разделения власти во всех конституциях на законодательную, исполнительную, судебную, которые существовали с принятием первой Конституции в 1925 году и до 2005 года включительно. Конституциям дали особую роль для судебной власти, т. к. судебная власть имеет большое значение в реализации правосудия, правового и стабильного государства. В таких целях создали несколько законов, регулирующих работу судебной системы Республики Ирак. Однако в этих законах нарушают независимость судебной власти и противоречат принципу разделения власти.
Согласно статье 7 Закона «О судебной системе» №68 от 1943 года и статье 1 пункта 5, статье 2 Закона «О судебной службе» №58 от 1956 года, Министр Юстиции имеет право учредить суды, которые будут находиться под его надзором.
Одним из важнейших законов по изменению системы судебных органов является Закон «О судебной власти» № 26 от 1963 г. Согласно этому закону в Ираке существует основной судебный орган - Высший Юридический Совет. Он состоит из председателя Кассационного Суда, двух заместителей, председателя надзорной юридической комиссии и председателя юстиции и одного судьи Кассационного Суда. Этот Совет занимается приёмом и назначением судей, передвижением их в должности и другими административными делами.
Однако такой Совет упразднён Законом «Министерство Юстиции» №101 от 1977 г. и Законом «Судебная система в Республике Ирак» №160 от 1979 г., где Судебная власть стала зависеть от Министерства Юстиции (Исполнительная власть). Министр Юстиции, согласно статьям 55 и 57 «Судебной системы в Республике Ирак», имеет право контролировать и инспектировать суда, а также назначать и переводить судей, наказывать их через Совет Юстиции. Таким образом, судебная власть стала полностью зависеть от исполнительной власти.
После 9 апреля 2003 года, когда США захватили Республику Ирак, глава оккупационной администрации Пол Бремер восстановил Высший Юридический Совет, в силу Приказа №35 от 19 августа 2003 г. С этого момента начался новый этап в развитии судебной власти. В последствии она стала независима от исполнительной власти, согласно статьям 43 и 45 Временной Конституции Республики Ирак 2004 г. судебная ветвь власти независима, и не должна никаким образом управляться исполнительной властью, включая Министерство Юстиции. Судебная власть должна заниматься исключительной компетенцией по определению невиновности или виновности обвиняемого согласно закону, без всякого вмешательства со стороны законодательной или исполнительной властей.
Высший Юридический Совет учреждён с восприятием на себя роли Совета Судей. Он обязан надзирать за Федеральной Судебной Властью и управлять её бюджетом. Этот Совет состоит из председательствующего судьи
Территория науки,2013, № 1
Верховного Федерального Суда, председательствующего судьи с заместителями от Федерального Кассационного суда, председательствующего судьи от Федеральных Апелляционных Судов и председательствующего судьи и двух заместителей от каждого регионального Кассационного Суда. Председательствующий судья Верховного Федерального Суда должен осуществлять контроль над Высшим Юридическим Советом. В его отсутствие председательствующий судья Федерального Кассационного Суда должен надзирать за Советом. Этот Совет собирается один раз в месяц, но могут собраться в случае необходимости по предложению его председателя. Его работа считается открытым, если присутствует не меньше чем 2/3 членов Совета, в том числе и председатель. Высший Юридический Совет выносит решение при большинстве голосов.
Постоянная Конституция Республики Ирак 2005 г. утвердила принцип разделения власти, где она состоит из законодательной, исполнительной и судебной. Они осуществляют свои полномочия и выполняют задачи на основе принципа разделения власти.
Судебная власть в Ираке по Конституции является независимой и представлена судами различного вида и уровня, которые руководствуются в своей деятельности законом.
Согласно статье 85 Конституции Ирака 2005 г., судьи независимы, и над ними нет никакой иной власти, кроме власти закона. Никакой другой орган не имеет право вмешиваться в деятельность судебной власти и в отправление правосудия.
В структуру судебной власти входят Высший Юридический Совет, Верховный Суд Федерации, Федеральный Кассационный Суд, Департамент Государственного Обвинения, Правовая Надзорная Комиссия и другие федеральные суды, установленные законом (статья 89).
В настоящее время Высший Юридический Совет прочно утвердился в силу статей 90-91 Конституции Республики Ирак, принятой в 2005 году.
Согласно статье 90, Высший Юридический Совет должен наблюдать за делами судебных комитетов. Отдельным законом должны регулироваться способы его учреждения, методы осуществления властных полномочий и правила функционирования.
Высший Юридического Совета, который наблюдает за делами судебных комитетов, в его полномочия входит управление делами судебной власти и осуществление контрольной деятельности в отношении Федеральной Судебной Власти; выдвижение кандидатур на пост Председателя Верховного Суда и членов Федерального Кассационного суда, Главного Государственного Обвинителя, Председателя Судебной Надзорной Комиссии и их представление на одобрение Совета Представителей (Парламента); разработка проекта годового бюджетного финансирования Федеральной Судебной Власти и его внесение на одобрение Совета Представителей (статья 91).
Территория науки,2013, № 1
Верховный Федеральный Суд - материально административно независимый судебный орган и состоит из судей, а также экспертов по исламскому праву и ученых-правоведов, количество которых и процесс назначения, равно как и функционирование Верховного Суда, должны регулироваться законом, одобренных двумя третями членов Совета Представителей (Парламент).
Верховный Федеральный Суд наделён полномочиями по конституционному контролю, по толкованию Конституции, разрешению споров между федеральным правительством и правительствами районов, провинций и местными органами власти, решению вопроса об обвинениях президенту для досрочного отстранения его от должности, утверждению окончательных результатов всеобщих парламентских выборов.
В настоящее время Федеральные суды Республики Ирак состоят из Кассационного Суда, апелляционных судов, судов первой инстанции, административного суда , судов личного статуса (семейных судов), уголовных судов, судов по рассмотрению незначительных преступлений, судов по делам несовершеннолетних, а также следственных судов, Верховного трудового суда и подведомственных ему трудовых судов на основании статьи 137 Закона №71 от 1987 года. Таможенный суд был учрежден на основании статьи 245 Закона Республики Ирак «Таможенный закон Республики Ирак» от 1984 года № 23.
Административный суд, рассматривающий вопрос о соответствии постановлений и решений государства и его сотрудников против его служащих и гражданина по административным спорам, был упразднён в 1988 году, однако, с 1989 года был восстановлен.
Законом от 19 октября 2005 года № 10 «О Центральном уголовном суде Республики Ирак» был учрежден Центральный Уголовный Суд Республики Ирак к подведомственности которого отнесены наиболее тяжкие преступления: дела о терроризме, геноциде, похищении человека и коррупции.
В Конституции Ирака учреждение каких-либо специальных или чрезвычайных судов запрещено.
Кассационный суд является высшим судебным органом на всей территории Ирака, находящийся в Багдаде, который осуществляет судебный контроль за всеми судами и судьями, за исключением административного суда. Он состоит из председателя и тридцати членов суда. Председатель следит за деятельностью суда, судьями и предоставляет ежегодный отчёт в Высший Юридически Совет.
Апелляционный суд является высшим судебным органом на территории одного или нескольких мухафазов (областей). Апелляционные суды осуществляют контроль за работой всех судов и судей в пределах данной области, не включая административный суд. Председатель контролирует и разделяет работу всех судей, следит за их поведением и предоставляет финансовый и административный отчёты в Высший Юридический Совет.
Территория науки,2013, № 1
В Ираке судьям и общественным обвинителям запрещается: совмещать судебную деятельность с законодательной и исполнительной, а также с любой другой оплачиваемой деятельностью; присоединяться к какой-либо политической партии или организации и вести иную политическую деятельность.
Отдельным законом регулируется процесс учреждения судов, их типы, уровни и юрисдикция, а также порядок назначения и сроки службы судей и общественных обвинителей, порядок осуществления их деятельности и отставка. Судьи не могут быть смещены со своего поста, кроме как в случаях, прямо указанных в законе. Данный закон определяет конкретные условия применения к судьям мер дисциплинарного характера.
Выше сказанное показывает, что судебная система Республики Ирак прошла несколько этапов, чтобы получить независимость от исполнительной и законодательной властей. В последствии реализация принципа разделения власти путём восстановления Высшего Юридического Совета, помог судебной власти получить её административную, финансовую независимость. Это заключается в том, что Высший Юридический Совет имеет полномочия заниматься надзором за судами и судьями, вносить кандидатуры на посты судей, переводить их на другие места и должности, а также наказывать их, в соответствии с законом. Что касается финансовой независимости, то Высший Юридический Совет занимается разработкой проекта годового бюджетного финансирования Федеральной Судебной Власти и вносит его на одобрение Совета Представителей без вмешательства исполнительной власти. В течение семи лет размер заявленного Высшим Юридическим Советом в проекте бюджета финансирования не был сокращён. С этой целью был создан Комитет по финансовым вопросам, зависящий от Высшего Юридического Совета и состоящий из профессиональных специалистов в области финансирования. Они ежегодно разрабатывают бюджет для судебной власти. Судебная Власть также получила функционирование независимости, когда в Конституции Ирака 2005 г. запрещалось работать судьям в сфере исполнительной и законодательной, вступать в какую-либо партию или организацию.
Надо обратить внимание на то, что законодательство Республики Ирак утвердило независимость судебной власти в Уголовном Кодексе, когда вмешательство или попытка вмешательства в работу суда каких-либо третьих лиц (физических или юридических), считается преступлением и наказываются лишением свободы сроком от шести месяцев и до года.
Однако результат правового анализа судебной системы Республики Ирак показал, что административный суд, который рассматривает споры между государством и гражданином, не относится к Высшему Юридическому Совету, следовательно, не зависит от судебной власти. Он зависит от Министерства Юстиции (судебная власть), согласно закону об изменениях Государственного Консультативного Совета № 106 от 1989 года, который считал административный суд частью Министерства Юстиции. Этот закон
Территория науки,2013, № 1
нарушает независимость судебной власти и противоречит принципам разделения власти, закрепленные в Конституции Республики Ирак 2005 г. в статье 47. Это является большим дефектом в судебной власти. Как можно оспаривать исполнительную власть в административном суде, который зависит от этой же исполнительной власти?
Считаем целесообразным устранить данное негативное явление, принять новый закон, регулирующий работу административного суда, отстаивать его независимость от исполнительной власти, и он должен быть под руководством Высшего Юридического Совета (судебная власть).
Список литературы
1. Аль-Мухамед Гани Зкаер Атия, Гончаров А. А. Единство судебной практики как элемент правового государства // Перспективы науки. -Воронеж. - 2011. - №11 (26).
2. Аль-Мухамед Гани Зкаер Атия, Гончаров А. А. Единообразная судебная практика как гарантия стабильности правовой системы (на примере судебной системы Российской Федерации и Ирака) // Вестник Воронежского государственного университета. - Воронеж. - 2012. - №2 (13).
Дерюшева О.И.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: гражданское право, право собственности, недвижимость.
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы и перспективы правового регулирования объектов недвижимого имущества.
Keywords: civil law, the ownership of real estate.
Abstract: This article deals with the problems and prospects of legal regulation of real property.
Политические и социально-экономические перемены, происходящие в последнее время в России, существенно изменили многие аспекты жизни граждан. Действующая Конституция РФ закрепила переход к новой системе содержащей в себе отказ от монополии государства на собственность и экономическую деятельность, при этом, утвердив равенство всех форм собственности, была также введена частная собственность на различные объекты недвижимости.
Подобные перемены происшедшие в экономической социальной, политической и иных сферах жизни, повлекли серьезные изменения в семейном законодательстве. Поскольку круг объектов права собственности граждан существенно расширился, это послужило тому, что отдельно взятая семья могла иметь в собственности не только земельные участки, квартиры,