Научная статья на тему 'Конституционные основы состава Суда органа судебного контроля в Республике Ирак'

Конституционные основы состава Суда органа судебного контроля в Республике Ирак Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
347
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
конституционный контроль / судебный контроль / Конституционный суд. / constitutional review / judicial review / the Constitutional Court.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аль-Мухамед Гани Зкаер Атия, Халед Казим Аль Ибрахими

В статье рассматриваются правовые основыорганизации конституционного судебного контроля в республике Ирак.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the legal basis for the organization of the constitutional judicial review in the Republic of Iraq.

Текст научной работы на тему «Конституционные основы состава Суда органа судебного контроля в Республике Ирак»

Территория науки, 2013, № 2

Аль-Мухамед Гани Зкаер Атия, Халед Казим Аль Ибрахими

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОСТАВА СУДА

ОРГАНА СУДЕБНОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ ИРАК

Воронежский государственный университет, Университет Дикар, Ирак

Ключевые слова: конституционный контроль, судебный контроль, Конституционный суд.

Аннотация: в статье рассматриваются правовые основы

организации конституционного судебного контроля в республике Ирак.

Keywords: constitutional review, judicial review, the Constitutional Court.

Abstract: This article examines the legal basis for the organization of the constitutional judicial review in the Republic of Iraq.

Конституционный контроль - деятельность по обеспечению проверки соответствия конституции нормативных актов, а также действий государственных органов, должностных лиц и иных субъектов конституционно-правовых отношений. Идея конституционного контроля возникла в Великобритании в XVII в., конституционный контроль в современном понимании появился в США в 1803 г. (дело У Мэрбюри против Дж. Мэдисона), был заимствован многими странами, после Первой мировой войны возникла европейская модель конституционного контроля.

Ирак является одной из первых арабских стран, в которой был создан орган, осуществляющий конституционный контроль законов. Первая Конституция в Ираке была принята при монархии в форме Основного Закона Ирака 28 июля 1925 года [1].

Конституция Ирака вводит принцип конституционного контроля, предоставляя право определения конституционности федеральных законов и других нормативных актов Верховного Федерального Суда [2].

В силу статьи 44 Временной Конституции «Об управлении государством Ирак в переходный период» 2004 года учреждён Конституционный Суд под названим Верховный Федеральный Суд. На этом основании был принят закон № 30 от 2005 года «О Верховном Федеральном Суде Республики Ирак» [3], который действует до настоящего времени до принятия нового закона на основании статьи 92 Конституции Ирака 2005 года. Согласно ст. 1 Конституции «об управлении государством Ирак в переходный период», создан

260

Территория науки, 2013, № 2

Верховный Федеральный Суд как орган судебной власти, находящийся в Багдаде и занимающийся независимо от других органов власти, и согласно ст. 2, суд - материально административно независим.

Согласно статье 45 Временной Конституции «Об управлении государством Ирак в переходный период» 2004 года Верховный Юридический Совет обязан надзирать за федеральной судебной властью и управлять её бюджетом. Этот Совет состаит из председательствующего судьи Верховного Федерального Суда, председательствующего судьи с заместителями от Федерального Кассационного Суда, председательствующего судьи от Федеральных Апелляционных Судов и председательствующего судьи и двух заместителей от каждого регионального Кассационного Суда. Председательствующий судья Верховного Федерального Суда должен осуществлять контроль над Верховным Юридическим Советом. В его отсутствие председательствующий судья Федерального Кассационного Суда должен надзирать за Советом.

Помимо конституционного контроля Верховный Федеральный Суд наделен полномочиями по толкованию Конституции, разрешению споров между федеральным правительством и правительствами районов, провинций и местными органами власти, решению вопроса об обвинении Президенту для досрочного отстранения его от должности, утверждению окончательных результатов всеобщих парламентских выборов [4].

Суд считается действительным только после того, как все члены суда собирутся. Решение суда принимается большинством голосов, кроме решений споров между федеральным правительством и правительством районов, провинций и местными органами власти принимается 2/3 голосов членов суда.

Согласно п. 3 статьи 44 Временной Конституции «Об управлении государством Ирак в переходный период» от 8 марта 2004 года и п. 2 статьи 5 Закона № 30 2005 года «О Верховном Федеральном суде Республики Ирак», а также статье 17 «Регламента Федерального Верховного Суда Российской Федерации» № 1 2005 года решение суда считается окончательным и обязательным на всей территории Республики Ирак [5].

Однако Временная Конституция «Об управлении государством Ирак в переходный период» 2004 года и Закон «О Верховном Федеральном Суде Республики Ирак» № 30 2005 года не определят требования, предъявляемые к председателю и членам Верховного Федерального Суда: образование, возраст, опыт, гражданство, их способы назначения и срок полномочия, также в этих Законах не

261

Территория науки, 2013, № 2

сказано об основания приостанавливаются и прекращаются полномочия судей.

Конституция Российской Федерации четко определяет состав, компетенцию, а также юридическую силу решений Конституционного Суда. А именно, Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей (часть 1 статьи 125).

Федеральный Конституционный Закон от 21 июля 1994г. закрепил особое правовое положение Конституционного Суда, что нашло отражение и в регулировании порядка отбора кандидатов, процедуре их назначения на должность судей и гарантиях их независимости при исполнении возложенных полномочий.

Судьей Конституционного Суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права [6].

Детально регламентирована и процедура назначения на судейскую должность. Предложения о кандидатах на должность судей Конституционного Суда могут вноситься Президентом Российской Федерации, членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием членов Совета Федерации. Назначенным на должность считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации. Председатель Совета Федерации приводит к присяге кандидата, назначенного на должность судьи Конституционного Суда. Судья Конституционного Суда назначается на должность на срок 15 лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи - 70 лет. Назначение на должность судьи Конституционного Суда на второй срок не допускается. Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.

Федеральный Конституционный Закон от 21 июля 1994г. содержит перечень занятий и действий, не совместимых с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы или иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие

262

Территория науки, 2013, № 2

государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласие Конституционного Суда РФ [7].

В результате сравнительно-сопоставительного анализа законодательства, регулирующего состав и порядок формирования органа, осуществляющего конституционный нормоконтроль, Республики Ирак и Российской Федерацией который является основой работы судебных органов, выявлено негативное явление, которое заключается в отсутствии законодательного регулирования порядка формирования состава Верховного Федерального Суда Республики Ирак, в частности не определены требования к кандидатам на должность председателя и членов Верховного Федерального Суда Республики Ирак; не закреплены гарантии эффективного функционирования конституционного суда, а именно отсутствует институт приостанавливаются и прекращаются полномочия судьи. Считаю целесообразно с использованием опыта Российской Федерации разработать и принять новый закон, регулирующий состав суда, порядок назначения судей; требования, предъявляемые к кандидатам; прав и обязанностей судей.

Список литературы

1. Аднан Аджиль Абид. Влияние независимости судебной власти на правовое государство. Вавилон, 2011. С. 27.

2. Касаев Э. О. Юридические новеллы и пробелы в Конституции Ирака 2005 года. http://www.iimes.ru

3. Закон Республики Ирак от 17 марта 2005 года №30 «Верховный Федеральный Суд Республики Ирак». Иракский вестник. - 2005 г. - №3998 - с. 12.

4. Маки Наджи. Верховный Федеральный Суд в Ираке // Альнаджив Аль Ашраф. - 2007 год. - с. 34-35

5. Регламент Верховного Федерального Суда №1 от 2005 года. Иракский вестник. - №3997. - 2 мая 2005 г.

6. Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов Минюстом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ 27 декабря 1996 г. № 10 (35) - 5 ФКЗ "О Конституционном Суде", статья 8.

263

Территория науки, 2013, № 2

7. Мазуров А. В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» - М.: Частное право, 2009. - с. 112.

Праслов Ю.П.

КОРПОРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: гражданско-правовые отношения, корпоративные отношения, корпоративная правосубъектность, субъекты и объекты корпоративных отношений, институт участия (членства).

Keywords: civil relations, corporate relations, corporate personality, subjects and objects of corporate relations, Institute of participation (membership).

Аннотация: Статья посвящена выяснению понятия и места

корпоративных отношений в системе гражданско-правовых

отношений. Автор пытается дать свое авторское определение корпоративных отношений (правоотношений), выявить их

существенные особенности.

Abstract: The article is devoted to clarify the concept and location of corporate relations in the system of civil law relations. The author tries to give its author's definition of corporate relations (relations), to identify their essential features.

Принятый 18 декабря 2012 г. после длительных научных дискуссий и законодательного обсуждения в окончательной редакции проект Федерального закона № 47538-56/1 включил корпоративные

отношения в круг отношений, регулируемых нормами гражданского права, обозначив их как отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (п.1 ст. 2 ГК РФ) (далее - Президентский законопроект). Таким образом, после официального признания исследуемого вида отношений как разновидности общественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, у многих исследователей может возникнуть впечатление о завершении обсуждения проблем, связанных с понятием и местом корпоративных отношений в общей системе общественных отношений. Однако такое впечатление ошибочно: своего дальнейшего разрешения требуют вопросы, касающиеся понятия, содержания и видов признанных

264

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.