Судебная практика по вопросам регулирования государственной службы The judicial practice in the regulation of civil service
Коломин Антон Константинович
Студент
Новосибирский государственный университет экономики и управления (НИНХ)
Российская Федерация, город Новосибирск.
e-mail: Antoshqaa2012@mail.ru
Kolomin Anton Konstantinovich
Student,
Novosibirsk State University of Economics and Management (NINH),
Russian Federation, Novosibirsk. e-mail: Antoshqaa2012@mail.ru
Кашин Артём Васильевич
Кандидат экономических наук, доцент Российская Федерация, город Новосибирск.
e-mail: Art.v.kashin@gmail.com
Kashin Artem Vasilievich
Candidate of economic sciences, associate professor Russian Federation, Novosibirsk. e-mail: Art.v.kashin@gmail.com
Аннотация.
В данной статье рассматривается роль судов, а именно их практическая деятельность в правовом регулировании государственной службе на примерах, произошедшие в судах Российской Федерации. Роль судов в этом плане многосторонняя. С одной стороны, государственные служащие, которые не всегда выполняют свои служебные обязанности в рамках законодательства, за что, как правило, они освобождаются от своей деятельности. Однако, у государственных служащих есть право обжаловать приказ об увольнении в суде, в процессе которого суд выносит заключительное решение о сохранении или увольнении с должности. С другой стороны, государственные служащие, которые подают иски на государственные органы или их подразделения, с целью оспаривания незаконного, на их взгляд, решения в суде, например, о признании деятельности конкурсной комиссии противозаконной. Также в статье раскрыты и другие вопросы, связанные с правовым регулированием государственной службы, которые также входят в деятельность судов.
Annotation.
This article examines the role of courts, namely their practical activities in the legal regulation of the civil service on examples that occurred in the courts of the Russian Federation. The role of courts in this regard is multilateral. On the one hand, civil servants who do not always fulfill their official duties under the law, for which, as a rule, they are exempt from their activities. However, civil servants have the right to appeal the dismissal order in court, during which the court makes a final decision on retaining or dismissing from office. On the other hand, civil servants who file lawsuits against state bodies or their subdivisions in order to challenge illegal decisions, in their opinion, in court, for example, on recognizing the activity of the competitive commission as illegal. Also in the article are disclosed other issues related to the legal regulation of the civil service, which are also included in the activities of the courts.
Ключевые слова: Судебная власть, судебная практика, правовое регулирование, государственная служба, государственные служащий, служебный контракт, Президиум Верховного Суда РФ, закон, иск, служебная проверка, правосудие.
Keywords: Judiciary, judicial practice, legal regulation, public service, state employee, service contract, Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation, law, lawsuit, service check, justice.
Конституция РФ закрепляет три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную власти.
Судебная власть реализуется путём конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Правосудие в РФ может реализовывать только суд. Конституционный суд РФ и Верховный суд РФ выступают высшими органами судебной власти. Помимо них, судебную власть осуществляют и нижестоящие органы судебной власти такие, как верховные суды республик, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, арбитражные суды субъектов РФ, краевые и областные суды, городские и районные суды, военные суды и мировые
Вопросы студенческой науки Выпуск № 15, ноябрь 2017
судьи [1, С. 57].
Суды и их практическая деятельность также являются правовым элементом регулирования государственной службы. Ведь именно через судей проходят жалобы, иски, поданные на государственный орган или конкретного государственного служащего. Также в судах рассматриваются дела, связанные с непосредственным обжалованием и оспариванием государственного служащего, и вынесением определенного решения в конкретной случившейся ситуации, где ущемляются права и статус гражданского служащего.
Верховным судом РФ был подготовлен обзор судебной практики, а именно анализ споров, связанных с государственной службой.
Судами рассматриваются дела по искам государственных служащих к федеральным органам власти, территориальным органам федеральных органов власти и других органов власти о признании нелегальными расторжение служебного контракта или увольнение с государственной службы по различным основаниям, о осуществлении дисциплинарного наказания, о признании нелегальным перемещения государственного служащего с одной должности на другую. Также судами рассматриваются вопросы по искам определенных лиц, которые поступают на государственную службу, о признании противозаконного решения конкурсной комиссии или же о её незаконной деятельности.
Вышеперечисленный ряд дел подлежит разрешению судами посредством искового производства.
Учитывая судебную практику и вышеуказанные категории дел, решаемые судами, Верховный суд РФ выделил, что внимание, в первую очередь, надо обращать на следующие правовые позиции:
1. Заключение срочного служебного контракта с государственным служащим, который достиг предельного возраста нахождения на государственной службе, является правом, а не обязанностью руководителя;
2. Срочный служебный контракт о замещении должности государственной службы, организованный для помощи и поддержки руководителю определенного государственного органа в осуществлении его полномочий, прекращается тогда, когда заканчивается срок его действия, который ограничен сроком полномочий данного руководителя;
3. В случае, когда прекращается допуск чиновника к сведениям, который составляют государственную тайну, а его осуществление служебных обязанностей требует данный допуск, служебный контракт может быть прекращён по инициативе представителя нанимателя, а государственный служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с государственной службы. Стоит отметить, что законодательство не говорит о необходимости предоставить государственному служащему, в данной ситуации, иную должность государственной службы;
4. Использование по отношению к государственному служащему дисциплинарного наказания в виде взыскания за неисполнение или несоответствующее исполнение своих должностных обязанностей в тот момент, когда отсутствует должностной регламент по занимаемой им должности государственной службы, возможно в том случае, если на занимаемую должность он был перенесен с другой должности, а его должностные обязанности, которые утверждаются служебным контрактом и должностным регламентом, не подверглись изменениям.
Суды играют большую роль в проведении регулирования государственной службы, а их практическая деятельность, в основном, направлена на обеспечение правосудия и справедливости по отношению к статусу и личности государственного служащего. Говоря о судебной практике, необходимо рассмотреть некоторые споры, которые решались судами по отношению к государственным служащим или к государственному органу.
В судебной практике выделяют следующие основные виды вопросов о государственной службе:
— Оспаривание государственными служащими актов органа власти, которые имеют связь с вопросами о поступлении на госслужбу и подписанием служебного контракта, а также прохождением государственной службы, её освобождением, расторжения служебного контракта и увольнением со службы;
— Споры о возврате на государственную службу;
— Споры о проведении конкурса на замещение должностей госслужбы и внесение государственных служащих в кадровый резерв;
— Споры, по вопросам присвоения и сохранения классных чинов государственным служащим;
— Споры, которые связаны с документацией государственных служащих - порядок ведения трудовых книжек и личных дел чиновников;
— Споры, связанные с результатами служебных проверок и актов о использовании по отношению к государственному служащему дисциплинарных наказаний (взысканий);
— Оспаривание государственными служащими результаты проверок сведений о доходах, имуществе и обязательствах, которые носят имущественный характер;
— Оспаривание чиновниками вопросов, связанные с организацией порядка и условий оплаты труда, обеспечение определенных государственных гарантий на службе [2].
Рассмотрим некоторые из них на примерах, которые происходили в практической деятельности определенных судов, в соответствии с актом, который называется «Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими», который был утверждён Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 года.
Спор и его решение взяты из материалов судебной практики Санкт-Петербургского городского суда: гражданский служащий Г. подала иск в суд на межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы в связи признания расторжения с ней служебного контракта незаконным по основанию статьи 39 части 2 пунктом 4 Федерального закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (достижение государственным служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе). По её мнению, она имеет полное право на продолжение служебной деятельности сверх предельного возраста и на подписание с ней, в связи с достижением предельного возраста, срочного служебного контракта от одного до пяти лет.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Федерального закона №79-ФЗ, предельный возраст пребывания на государственной службе составляет 60 лет, и может быть продлён, на основе срочного служебного контракта, с согласия государственного служащего и по решению представителя нанимателя, но на срок от 1 до 5 лет, т.е. не свыше достижения 65 летнего возраста. Исключение составляет государственные служащие категории «помощники (советники)» и «руководители» высшей группы должностей государственной службы. Категория «помощники (советники)» учреждена для помощи лицу, который замещает государственную должность. В данном случае, срок служебной деятельности заканчивается по истечению срока полномочий данного лица. Что касается категории «руководители», то их срок пребывания на государственной службе может быть продлен по решению Президента РФ, но только до достижения им 70 летнего возраста [3].
Решая данный спор, суд определил, что в тот момент, когда расторгли служебный контракт с государственный служащий Г. уже достигла предельного возраста (60 лет) осуществления деятельности государственной службы. Решение суда было следующее: суд отказал в удовлетворении исковых требований Г., исходя из того, что заключение срочного служебного контракта с государственным служащим, который достиг предельного возраста, в соответствии со статьей 25.1 Федерального закона №79-ФЗ является правом, а не обязанностью представителя нанимателя. Таким образом, сам представитель наниматель расторгнул служебный контракт с государственным служащим Г. согласно с пунктом 4 частью 2 статьи 39 Федерального закона №79-ФЗ.
Рассмотрим ещё одну ситуацию из материалов апелляционной практики Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ. Данная ситуация связана с проблемой нарушения государственным служащим обязательств, который предусмотрены в служебном контракте, которые также связаны с защитой государственной тайны, является причиной запретом доступа государственного служащего к государственной тайне, а также может является основанием для дальнейшего увольнения с государственной службы в соответствии
Вопросы студенческой науки Выпуск № 15, ноябрь 2017
с пунктом 8 часть 1 статья 37 Федерального закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [4, С. 43-47].
Гражданин П. подал иск на исполнительный орган государственный власти субъекта РФ, высшему должностному лицу субъекта РФ о признании противозаконным постановления о запрете к допуску государственной тайне и приказа об увольнении. В своё обоснование, гражданский служащий П. опирался на то, что он был отстранён от замещаемой должности и был уволен в соответствии с пунктом 8 частью 1 стать 37 Федерального закона №79-ФЗ, из-за запрета допуска к государственной тайне, и оснований на данный запрет у государственного органа не имелось. Решением суда первой инстанции в данном иске было отказано.
В соответствии со статьей 23 Закона РФ «О государственной тайне» допуск к государственной тайне запрещается руководителем, в случае даже однократного несоблюдения взятых на себя обязанностей, который связаны с государственной тайной.
Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 года №63 была принята Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне. Согласно с пунктом 15 данной Инструкции, допуск может быть запрещен по решению руководителя, который принимал решение о допуске данного государственного служащего к государственной тайне, в случае прекращения с ним служебного контракта из-за осуществления организационных мероприятий, однократного несоблюдения обязательств, которые связаны с государственной тайной или появление определенный обстоятельств, при которых также накладывается запрет на допуск в соответствии с пунктом 12 инструкции. Также пунктом 19 данного акта предусмотрен ряд должностей, у которых есть допуск к государственной тайне. Суд установил, что в служебных обязанностях государственного служащего П. содержалась обязанность обеспечивать секретность и защиту государственной тайны. Также судом установлено, что он был уведомлён, что в случае даже однократного не соблюдения обязательств, связанных с государственной тайной, его допуск к ней прекращается [5, С. 29-35].
Была проведена служебной проверка, в ходе которой выяснилось, что гражданский служащий П. не раз выезжал за границу России, при этом не уведомлял об этом в заявлениях на отпуск и не обозначал место его проведения. Следовательно, это и стало основанием запрета на допуск к сведениям, содержащие государственную тайну. Согласно Закону «О государственной тайне», он должен был уведомить руководителя и получить разрешение выезда за границу.
В заключении суда говорилось, что государственный служащий П. допустил нарушения ограничений, который предусмотрены законами РФ, связанные с государственной тайной, и поэтому это и является основаниями для запрета П. к допуску государственной тайны и дальнейшего увольнения со службы.
Рассмотренная судебная практика позволяет сделать вывод о том, что судами рассматриваются дела по искам государственных служащих к федеральным органам власти, территориальным органам федеральных органов власти и других органов власти о признании нелегальными расторжение служебного контракта или увольнение с государственной службы по различным основаниям, о осуществлении дисциплинарного наказания, о признании нелегальным перемещения государственного служащего с одной должности на другую. Также судами рассматриваются вопросы по искам определенных лиц, которые поступают на государственную службу, о признании противозаконного решения конкурсной комиссии или же о её незаконной деятельности [6, С 71-75].
Рассмотренная судебная практика позволяет сделать вывод о том, что судами рассматриваются дела по искам государственных служащих к федеральным органам власти, территориальным органам федеральных органов власти и других органов власти о признании нелегальными расторжение служебного контракта или увольнение с государственной службы по различным основаниям, о осуществлении дисциплинарного наказания, о признании нелегальным перемещения государственного служащего с одной должности на другую. Также судами рассматриваются вопросы по искам определенных лиц, которые поступают на государственную службу, о признании противозаконного решения конкурсной комиссии или же о её незаконной деятельности [7, С16].
Рассмотренная судебная практика позволяет сделать вывод о том, что судами рассматриваются дела по искам государственных служащих к федеральным органам власти, территориальным органам федеральных органов власти и других органов власти о признании нелегальными расторжение служебного контракта или увольнение с государственной службы по различным основаниям, о осуществлении дисциплинарного наказания, о признании нелегальным перемещения государственного служащего с одной должности на другую. Также судами рассматриваются вопросы по искам определенных лиц, которые поступают на государственную службу, о признании противозаконного решения конкурсной комиссии или же о её незаконной деятельности.
Таким образом, суды играют большую роль в проведении регулирования государственной службы, а их практическая деятельность, в основном, направлена на обеспечения правосудия и справедливости по отношению к статусу и личности государственного служащего.
Список используемой литературы:
1. Щербаков, Ю.Н. Государственная и муниципальная служба: учебник / Ю.Н. Щербаков, - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - С. 57-58;
2. «Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими» (был утверждён Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 года.);
3. Федеральный закон №79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
4. Барциц, И.Н. О концептуальных направлениях развития системы государственной службы Российской Федерации // Журнал российского права. - 2015. - №6. - С. 43 - 47;
5. Чиканова, Л.А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики // Журнал российского права. - 2015. - №4. - С. 29 - 35.
6. Кашин А.В. Специфика использования инструментов аутсорсинга в деятельности муниципалитета // Проблемы экономической науки и практики: сб. научных трудов. под ред. С.А. Филатова; Новосиб. гос. Ун-т экономики и управления. Новосибирск: НГУЭУ, 2015. С. 71-75;
7. Кашин А.В. Системное взаимодействие муниципального и хозяйственного образования / автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05. - Новосибирск, 2008. - С. 16.